Я двоечница, что делать?
Содержание
- 8 причин, по которым дети добровольно становятся двоечниками
- Внутреннее состояние
- Внешний вид, рабочее место и окружение
- Как стать отличником в университете
- Советы будущим отличникам
- 5 советов психолога, что делать, если ребенок приносит плохие оценки?
- Двойка в школе. Как реагировать родителям?
- Наиболее вероятные причины двоек
- А что, если к оценкам относиться адекватно
- Итак, о причинах
- Мой ребенок – двоечник. Как ему помочь?
8 причин, по которым дети добровольно становятся двоечниками
Назло родителям
Все родители заинтересованы в том, чтобы их чадо достойно училось в школе. Но случается, что ребенок идет наперекор желанию мамы и папы, чтобы их «наказать». Например, семейные конфликты или развод родителей могут поселить в душе ребенка сильную обиду: школьник решает, что став двоечником, донесет до мамы и папы мысль, что «я тоже имею на вас влияние!», «вы будете со мной считаться!», «вот только захочу и доведу вас до истерики!».
Главное – не упрашивать школьника взяться за ум, иначе он решит, что это идеальный рычаг для управления родителями. Просто расскажите ребенку что-нибудь из серии: «Ничего страшного! Даже когда после школы ты пойдешь работать дворником, мы все равно будем тебя любить».
Я требую внимания!
Ваш школьник запросто может приносить домой двойки, чтобы заполучить родительское внимание. Возможно, сын уже просил папу помочь с домашним заданием только потому, чтобы тот просто провел вечер рядом с ним, а дочь наверняка пыталась обратить на себя внимание мамы с помощью красивой тетрадки с ровным почерком. Но родители почему-то не проявили сильных эмоций. Тогда ребенок решает, что он идет неверным путем, и начинает думать: «А уж на двойки мама и папа точно отреагируют!».
Вовсе не обязательно часами сидеть рядом с детьми, обсуждая каждую мелочь, случившуюся за день. Достаточно дать понять ребенку, что вас всегда интересуют его дела, несмотря на сильную занятость.
Переоценка возможностей
Например, сосед по парте уделяет урокам всего 10-15 минут и всегда отвечает «на пять». «Значит, и я так могу. Просто прочитаю и все запомню!» – думает ученик. Увы, нет. Возможно, ваш школьник более медленный в восприятии материала, ему не так легко дается запоминание. Но пока еще в силу возраста он неадекватно понимает свои способности и возможности.
Расскажите своему ребенку, что у всех разные подходы к выполнению домашнего задания. К тому же никто на самом деле не знает, сколько потребовалось времени Васе, сидящему за соседней партой, чтобы выучить стихотворение дома.
«У бывших двоечников больше шансов стать богатым»
Сколько «поучительных» историй о том, что самые богатые люди нашей планеты отнюдь не корпели над учебниками, нам рассказывают СМИ. И знакомые всегда готовы привести парочку примеров «несправедливости жизни», в которых их одноклассники-двоечники теперь почему-то успешнее и богаче, чем они – круглые отличники.
Объясните ребенку, что это лишь отдельные истории, которые к тому же далеко не всегда соответствуют действительности. Вспомните, кто из любимых актеров ребенка или просто из взрослых, которых он уважает, в детстве были отличниками: дети возьмут пример с тех, к кому они испытывают симпатию.
Внутреннее состояние
Решение стать отличником принято, настало время первого шага.
Изменение мира нужно начинать с себя.
Для того, чтобы изменить мир – начните с себя. А точнее со своего психологического состояния.
Как ни странно, успехи в любом деле, будь то учеба или даже рисование, начинаются с внутреннего настроя на результат.
Если свой путь вы начинаете с сомнений и мыслей о том, что у вас ничего не получится, то так оно и случится.
Начните изменения со своих мыслей.
Абсолютное нежелание учиться, нелюбовь к другим отличникам и к учебному заведению в целом ни к чему хорошему не приведет.
С возрастом мысли поменяют свое направление и, чтобы не жалеть о упущенном времени, нужно позаботиться о своем внутреннем отношении к обучению уже прямо сейчас.
Как же сделать это? Перемены внутри себя начинаются с желания самосовершенствоваться.
Для этого нужно начать читать книги, например. Чтобы это занятие не превратилось в каторгу, выбирайте те темы, которые интересны именно вам. Это могут быть книги об истории, культуре, искусстве, психологии.
Приучить себя к чтению книг не так просто.
Зигмунд Фрейд, известный психолог, писал о том, что начинающим читателям рекомендуется для начала хотя бы просто пролистывать книги, и только спустя некоторое время зачитывать предложения, абзацы, страницы и постепенно полностью прочитать произведение.
Также в начале пути можно уделить внимание интеллектуальным телевизионным передачам. Это могут быть выпуски о природе, науке, животных и так далее.
Тренируйте логическое мышление, решайте задачи, начиная с самых простых и постепенно увеличивайте сложность. Такие задачи научат вас думать. Прокачайте мозг по полной!
Развивайте свой словарный запас. Нас формирует наше окружение, после того, как решение стать отличником было принято, вы окажетесь в обществе других отличников.
Для того, чтобы иметь возможность поддержать разговор и понимать своих новых собеседников, постарайтесь выучить особенный язык интеллигентов.
Любую свободную минутку посвящайте рассуждениям на различные темы. Это может быть что угодно: от теории строения Вселенной до рассуждений о просмотренном накануне фильме.
Составьте распорядок дня, так будет проще справляться с текущими задачами и не тратить время на пустяки.
Самое главное правило – не переборщить. И мозг, и психика должны отдыхать, чтобы качественно воспринимать новую информацию.
Внешний вид, рабочее место и окружение
Психологи давно доказали, что внешний вид, прическа и одежда оказывают влияние на внутреннее состояние.
Окружай себя умными книжками и интересными людьми
Встречают по одёжке, а провожают по уму.
Не только мысли, но и внешний вид должен показывать всем вокруг то, что вы намерены вершить великие дела.
И дело даже не в костюме, вся одежда должна быть приведена в порядок, быть чистой, свежей и выглаженной.
Помимо опрятного внешнего вида, соблюдайте личную гигиену. Банальные утренние процедуры, как умывание, душ, чистка зубов – один из пунктов успеха и важный этап в развитии самодисциплины.
Помимо опрятного внешнего вида нельзя забывать о порядке в комнате.
Ваши знания крепнут с каждым днем, а без книги не обходится ни один день, но в комнате до сих пор кавардак?
Самое время исправить и эту проблему. Со сменой образа жизни меняются и привычки. Навели порядок в мыслях – наводим порядок дома.
Избавьтесь от ненужных вещей, которые только захламляют пространство.
Пусть в легкодоступных местах лежат только книги и полезные вещи, а отвлекающие предметы, например компьютерные игры, лучше спрятать на самые дальние полки.
Не забывайте о влажной уборке и проветривании. Свежий воздух активизирует мозг и мыслительные процессы.
Порядок навести придется в компьютере и в телефоне. Всю важную информацию разложите по папкам, а от отвлекающих приложений придется избавиться.
Запаситесь разноцветными канцелярскими товарами, которые будут вызывать желание лишний раз обратить на них внимание.
Если вы твердо уверены в том, что отличники – неотесанные ботаникам, то вы глубоко заблуждаетесь.
Прилежные ученики и студенты – добрые, порядочные, а главное интеллигентные и умные люди.
Когда вас начнут окружать такие люди, вы совершенно точно обнаружите, что зря избегали общения с ними.
Но появление нового круга общения – неизбежное последствие смены образа жизни.
Если произошли изменения внутри вас, обязательно изменится и все вокруг.
Не стоит переживать, что ваши старые друзья перестанут с вами общаться, совсем наоборот, ваши успехи будут вдохновлять других на такие же подвиги, а старые знакомые начнут уважать вас еще больше.
Начните свой путь с того, что отмените очередные посиделки и бесполезные шатания по городу с друзьями.
Сперва им это не понравится, и это ожидаемо, но все круто изменится, когда на ближайшей контрольной вы станете тем человеком, который поможет им справиться с трудными задачками.
Усердные занятия помогут изменить отношение к вам преподавателей
Начните проявлять инициативу в общении с отличниками.
Постарайтесь завязать диалог, чтобы посмотреть, как ведут себя люди высокого полета, и точно знать, над чем еще вам нужно поработать.
Не бойтесь ляпнуть глупость, немного времени и усердных занятий – и вы уже свой в компании отличников.
Не бойтесь преподавателей. Каждый из них заинтересован в том, чтобы вы получили все необходимые знания по предмету.
Конечно, методы преподавания у всех разные, но постарайтесь не заострять на этом внимание. Наша цель – знания.
Возможно, после стольких месяцев или даже лет пребывания в статусе «двоечника» подняться в глазах педагогов будет непросто, но немного времени и усердных занятий – и вот уже отношения с нелюбимым учителем будут налажены.
И школа, и университет – кладезь знаний, благодаря которому вы сможете определить, чем хотите занимать в жизни, устроиться на работу и стать успешным человеком.
Как стать отличником в университете
Большинство людей твердо уверены в том, что учиться на отлично в ВУЗе в разы сложнее, чем в школе.
Тем, кто стал отличником в школе, не составит труда стать им и в университете
И это верно, программа в университетах не из легких, но шаги к тому, чтобы стать отличником, не отличаются от школьных.
Однако некоторые специфические правила стоит взять на заметку:
- Готовь сани летом. Не поленитесь узнать заранее, какие предметы вы будете изучать в новом семестре, и приходите на пары уже вооруженные базовыми знаниями. В таком случае, материал будет даваться легче.
- Не забывайте записывать. Даже если вам проще фиксировать лекции на компьютере, не поленитесь закупиться тетрадками и вести письменный конспект. Как показывает практика, мысли, записанные на бумаге, быстрее усваиваются и откладываются в голове. Анализируйте полученную информацию и выписывайте основные тезисы.
- Не занимайтесь прокрастинацией. Как правило, в университетах на глобальные проекты дается достаточное количество времени, не откладывайте выполнение работ на последнюю ночь. Если начать выполнять работу вовремя, в промежутках можно обращаться к преподавателям за помощью и в итоге сдать работу на отлично.
- Получайте знания каждый день. Не давайте мозгу расслабляться, человек начинает деградировать именно в тот день, когда не получает новой информации. Не ждите пассивно экзаменов и не пытайтесь сделать всю работу в последнюю ночь. Просматривайте перед сном свои конспекты ежедневно и проблем со сдачей экзамена не возникнет.
И, главное, не бойтесь спрашивать.
Пары в университете зачастую построены, как интерактив. Преподаватель всегда пытается строить диалог со студентами, поэтому оставаться в тени не стоит.
Также всегда спрашивайте у преподавателя о непонятных моментах в лекции, просите объяснить вам все, что вызывает затруднения.
Если вас вызвали к доске, даже не пытайтесь отнекиваться, это чревато двойкой и плохой репутацией в глазах преподавателя.
Советы будущим отличникам
Ученые доказали, что светлые мысли приходят к отличникам в несколько раз чаще, чем к обычным людям.
Поэтому, чем больше времени и сил человек уделяет знаниям, тем выше шанс изобрести нечто гениальное.
А главное, стать отличником сможет каждый, важно только желание.
Вы четко следовали инструкциям и стали прилежным учеником?
Приготовьтесь к постоянным вопросам, на которые придется быстро и четко отвечать.
Вопросы будут поступать как от преподавателей, так и от одноклассников и одногруппников. Будьте готовы.
Забудьте о вредных привычках. Встретить опрятно одетого, интеллигентного человека, который курит за углом, попивая пиво, – совсем неприятная картина.
Пунктуальность – залог успеха.
И учителя в школе, и профессора в университете не будут ждать каждого опоздавшего. Приходите вовремя и не пропускайте занятия.
То же самое касается похода в библиотеку. Учеников и студентов много, а экземпляров нужной книги на всех может и не хватить.
Не ленитесь и не откладывайте поход в библиотеку.
Выполняете все правила? Тогда вас можно поздравить – перед нами отличник!
Подкрепляйте тягу к знаниям новой информацией и никогда не стойте на месте.
Учеба не ограничивается школой и университетом, читайте книги, посещайте образовательные мероприятия, ищите себя и помните, что любой труд будет вознагражден.
В этом видео вы узнаете, как начать учиться на отлично:
5 советов психолога, что делать, если ребенок приносит плохие оценки?
У большинства школьников приближаются долгожданные каникулы.
Твой малыш незаметно подрос, и вот он уже – не младенец и не смешной дошколенок, а почти взрослый солидный человек – школьник. Куплена школьная форма и самый лучший ранец, пачка тетрадей, ручки, карандаши и еще целая куча нужных вещей. И ты с нетерпением ждешь, что чадо будет радовать каждый день родителей пятерками? Иначе и быть не может: ведь твой ребенок – самый умный, развитый, сообразительный и начитанный!
Как вдруг… Ни с того ни с сего в дневнике появляются двойки. И ты – в растерянности: как же так? Что делать? Ругать, наказывать, разбираться с учительницей?
Мы дадим несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:
Совет №1 Прежде всего – успокойся. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомни самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от тебя и другие проблемы. Тебе это надо?
Если двойки появляются в дневнике твоего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!
Совет №2 Если же ты видишь явное ухудшение на учебном фронте, попробуй разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.
Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, твой ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайся контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяй его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.
Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясни малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, — основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожай, а спокойно скажи, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойся выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать.
Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень. Нелишним будет и беседа с учителем – наедине или на родительском собрании, в зависимости от обстоятельств. Только не настраивайся на «войну»! Прояви дипломатические способности.
Твоя цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что ты готова предоставить любую помощь, какая от тебя потребуется.
Автор
Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»
Двойка в школе. Как реагировать родителям?
Главная » Воспитание и развитие ребенка » Двойка в школе. Как реагировать родителям?
Родителей волнует не столько «рейтинг» ребенка по сравнению с другими детьми (хотя и это, конечно, тоже), сколько его внутренние ощущения, его самооценка, наличие или отсутствие желания и воли к преодолению препятствий и стойкость к неудачам. С первой пятеркой, пожалуй, все ясно. Это, конечно, радость, следствием которой становятся рост самоуважения маленького человека, его более уверенное поведение в детском коллективе, и это праздник для родителей. Но как начинающий ученик отнесется к первой двойке? Вообще-то тут стоит задуматься.
Всякое бывает
К сожалению, первой двойки никому не миновать — это может случиться в первом классе, а может и в шестом, но все равно когда-нибудь произойдет, ибо от «неудов» не застрахован даже гений. Ситуации возможны самые разные: учительница не слишком понятно изложила новый материал или была в плохом настроении, сердилась на весь класс, сам ребенок проявил нормальные, но не слишком полезные в школе человеческие качества, такие, как рассеянность, невнимание к тому, что говорят на уроке. Он может быть огорчен, у него может заболеть голова. Переживая свои личные неприятности, он способен пропустить мимо ушей объяснение или забыть записать домашнее задание. Он ведь живой человек!
В конце концов, знания и успеваемость — далеко не одно и то же. Успеваемость и успевать — однокоренные слова. Получает пятерки тот, кто успевает решать на уроках задачки, умеет быстро читать, писать, а также, не углубляясь в суть дела, в темпе выполнять домашние задания. Иногда бывает обидно: ребенок обладает глубокими знаниями об устройстве окружающего мира, много думает, читает энциклопедии, а ему ставят двойку за то, что он не выучил к сегодняшнему дню параграф номер пять. Но ведь он не робот. Его жизнь наполнена событиями и переживаниями. Он мог плохо себя чувствовать накануне или был занят (готовился к соревнованиям, играл на пианино, уезжал с родителями). Получается неприятная ситуация: таблицу умножения знает назубок, а упражнения номер двадцать в его тетради учительница не обнаружила. Высокая успеваемость «успевающих» — издержки несовершенства школьной системы, которая заставляет ребенка пребывать в постоянном стрессе в течение всех лет учебы.
Итак, двойка
Надо сказать, оценка эта — вещь страшная. Однако ставить перед ребенком задачу избежать двоек, во что бы то ни стало — цель более чем сомнительная, это постоянное нервное напряжение.
Двойка, пожалуй, — первое серьезное испытание, выпадающее на долю ребенка, первая его проверка на жизненную стойкость. Честно говоря, мало кто это испытание достойно выдерживает. Даже взрослый человек, окончивший школу, техникум и два вуза, получает психическую травму, не сдав экзамен в автошколе. Что же говорить о ребенке, для которого оценка является чем-то вроде сертификата качества его личности! «Пять» в восприятии ребенка означает: «Я хороший, умный, красивый, этот мир меня принимает». «Два балла» убивают наповал: «Я плохой, я неудачник, меня не любят, мир меня отвергает». К сожалению, в школе практикуется публичность выставления оценок. Ребенка позорят перед всем классом: «От семи не может отнять три! Нет, вы на него посмотрите! Ну, что? Сколько будет?» «Два!» — неуверенно произносит малыш. «Вот я тебе тоже ставлю два!» — объявляет учительница.
Или другая всем известная ситуация. Ребенка вызывают к доске отвечать. Пытаясь собраться с мыслями, он минуту молчит. «Спасибо за подробный рассказ!» — саркастически ухмыляется учитель.
Класс в восторге хохочет. Получив двойку, ребенок возвращается на место, а все пристально смотрят на выражение его лица. Заплачет? Улыбнется кривой улыбкой, скрывая отчаяние? Плакать неприлично — засмеют! Обычно дети краснеют и опускают глаза. Им хочется поскорее скрыться, затеряться среди сверстников, не привлекать к себе внимания. Надо сказать, после двойки ребенок следующие пятнадцать минут, а то и весь урок до конца сидит в оцепенении, ничего не слышит, не понимает, списывает с доски автоматически.
Позор был публичным, и теперь своим поведением ученик стремится доказать, что оценки — вовсе не главное. Неудовлетворительная оценка наносит ущерб дальнейшему обучению.
Помните о последствиях
Как подготовить ребенка к возможной двойке и как реагировать, если он ее уже получил. Что делать, чтобы не пропал интерес к учебе, не упала самооценка, не возникла стойкая обида на преподавателя? «А вот мой из-за двоек совсем не переживает!» — скажет кто-то. Да, ощущения, в конце концов, притупляются. Равнодушие к оценкам приходит по мере осознания того, что в сфере учебной деятельности ничего хорошего уже не светит и надо утверждаться каким-то иным способом. Такой ребенок пытается завоевать авторитет в сомнительной дворовой компании, демонстрирует силу, нарочито гордится благосостоянием семьи или стремится к власти над младшими и более слабыми.
Большая удача, если он компенсирует моральный ущерб, нанесенный двойками, полной отдачей творчеству или спорту. Обычно на своем интеллекте он сам ставит крест. Если при этом его родители придают особое значение интеллектуальному развитию, за двойки называют ребенка тупым и демонстрируют неприязнь, то вскоре он отдалится от них, станет равнодушным к их словам. Двойка способна не только помешать учебе, но и разрушить отношения в семье.
Оценки (по сложившемуся стереотипу восприятия) — это подтверждение первичного «социального статуса» ребенка, своего рода показатель того, к какому общественному слою, он будет принадлежать.
В детском саду все были равны, а в школе уже намечается перспектива: отличник = институт = карьера = начальственная должность; двоечник = неквалифицированный труд = унижение = ненависть к интеллигенции. В результате возможно полное отрицание ребенком духовных идеалов — назло учительнице, той самой зловредной представительнице интеллигенции, которая якобы несет «вечные духовные ценности» и унижает ребенка двойками за то, что он не успел их вызубрить в срок.
Воздействие двоек на психологию детей еще недостаточно исследовано. Проблема может скрывать много подводных камней. Возможно, в школах будущего откажутся от столь прямолинейного оценивания, постараются не подрезать ребятам крылья. Но сейчас двойки узаконены, и нашим детям с ними жить и им противостоять.
Наиболее вероятные причины двоек
- Ошибки, непонимание материала
Иногда результат может быть и отрицательным. Родители должны сказать: «Пусть двойки корректируют ход твоей мысли, а не огорчают тебя!»
- Безразличие к учебе, лень
Ситуация тяжелая — мотивации учиться нет. Следствие взаимного непонимания с учителем, плохой программы, пропуска материала. Следует выяснить, в чем дело, и попытаться создать ребенку мотивацию, хотя бы объяснив непосредственную связь успехов в учебе с будущим благосостоянием, как это практикуют на Западе. Человек должен уметь трудиться, выдерживать конкуренцию, стойко переносить неудачи.
- Неуспеваемость в прямом смысле учебный процесс идет быстро, не все дети могут за ним угнаться. Не успели пройти буквы, как уже надо бегло читать и т. д. Двойки возможны из-за недостаточной скорости работы. Не везет флегматикам: они часто способны, но медлительны. Темперамент, как известно, не переделаешь, поэтому надо предупредить учителя, что ребенок проявит себя скорее в сложных домашних заданиях, чем в блиц-опросе.
- Слишком сложная программа
Часто родители предъявляют завышенные требования к ребенку, отдают его в престижный лицей со множеством сложных предметов, ведут в школу слишком рано. После занятий у ребенка болит голова, он устает и нервничает. «В этом лицее надо весь вечер мучиться, чтобы получить хотя бы тройку!» — потом переживают родители. Следует выбрать школу, где учиться хотя и сложно, но приятно, где трудности вполне преодолимы и получать пятерки можно адекватными усилиями.
- Двойки не за знания
Бывают двойки из-за поведения. Есть черты характера, «способствующие» получению двоек: рассеянность, невнимание, задумчивость, неуверенность в себе, тревожность. Помочь ребенку стать уверенным, сильным, собранным — вот задача родителей в данном случае.
- Конфликт с учителем
Учитель может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.
- Случайность
Какой-то процент случайных двоек всегда допустим — лишь бы он не превышал нормы.
- Сознательный отказ учиться
Некоторые дети, решив, что инженерами не будут, могут отказаться учить математику, химию и пр. В этом случае надо говорить о пользе общего образования, о том, что даже сугубо гуманитарным профессиям (журналист, психолог, юрист) технические знания принесут неоценимую пользу.
Рекомендации тем, у кого дети уже получали или могут получить двойки
Когда вы смотрите дневник, уделяйте максимум внимания положительным оценкам. К двойкам можно остаться равнодушным. Просто спросите: «Почему мало пятерок? Если ты чего-то не знаешь, я тебе помогу!» Если же родитель не слишком хорошо разбирается, например, в замысловатой химии и вряд ли способен помочь, он может, напротив, попросить ребенка: «Давай, я с тобой посижу, а ты мне объяснишь новый материал. Я бы тоже хотел это знать». Одним словом, больше внимания уделяйте научной истине, а не оценкам! Если обсуждаете с ребенком двойку, то говорите по-деловому, без эмоций. Нельзя делать из двойки обобщенных выводов, таких, как «ты дурак» или «ты не знаешь физику». Напротив, надо локализовать область, за которую получена оценка, как можно точнее: физика — механика — второй закон Ньютона. Вот этот второй закон Ньютона со всеми вариантами задач и надо как следует изучить и понять.
Следует объяснить ребенку, что даже при его неплохом уме двойки все равно могут случаться и надо уметь их спокойно исправлять, а не впадать в панику или в ярость. Умение мужественно преодолевать трудности и не сдаваться очень полезно для дальнейшей жизни.
А что, если к оценкам относиться адекватно
Это как? – спросите вы. Тут подразумевается сразу всё. И способности ребенка, и условия для учебы и жизни, и внимание или невнимание родителей, и сама школа. Да что там говорить, список этих моментов, то есть причин, намного обширнее. А поэтому желательно поэтапно разобраться.
Во-первых, когда вы уже сами научитесь адекватно относиться к плохим оценкам, научите ребенка правильные выводы делать. Да, не всегда на это время имеется. Да, не всегда и настроение присутствует с желанием. Но ведь это ваш ребенок. И во многом он учится плохо из-за отсутствия контроля или наследственности. Вряд ли кто-то станет отрицать эту истину.
Главное во всем этом что? Не оценка, правильно, а знания. Бывает же, что вы с ребенком выучили все, что задавалось, и он, вроде, все понял. Но на следующий день принес двойку. Почему? Вот и разберитесь! Причин-то много может быть. Каждую рассмотрите под микроскопом и примите меры.
Например, попробуйте внушить ребенку, что ему надо внимательно слушать учителя на уроке. Как показывает практика, дети потом не учат уроки дома, а только повторяют. складывая учебники на завтра. Объясните, зачем человеку знания нужны. Можно привести в пример людей, которые достигли в жизни своих хороших целей, и благодарны родителям за то, что те умело поставили процесс с уроками.
Донесите до детей информацию о том, что учиться придется долговато. Но оценки придется получать. Причем лучше – хорошие. Хотя, если честно, они считаются какой-то стадией, которая отражает восприятие детьми новых знаний.
Можно подсказать ребенку, что ему обязательно надо учиться правильно общаться и с учениками, и с преподавателем.
Скажем, прозвучало замечание учителя. Да, бывает. Но надо учиться исправлять ошибки. И все это проходят, не только один конкретный ребенок.
Обижаться за плохую оценку не надо – лучше ее исправить. Ведь как бывает? Если ребенок затаит обиду на учителя, все школьные годы – насмарку.
Кстати, как показывает тот же опыт, свои способности многие раскрывают в полной мере только в институте или в колледже, где их никто не унижал, где ценили знания и его, как человека, прежде всего…
Итак, о причинах
Разберитесь вместе с ребенком – что такое, почему он получает плохие оценки:
- вдруг ему было неважно в этот момент,
- или он стеснялся других, когда вызвали к доске,
- может быть элементарно недоучил,
- либо слабо усваивает школьный материал,
- или учитель своим замечанием унизил, и теперь ребенок комплексует,
- он может реагировать так на скандалы в семье,
- он может протестовать против чего-то…
И еще. Оценивайте потенциал ребенка вместе с ним же. К чему он больше предрасположен, к чему меньше. Раскройте ему его способности, покажите, как это легко – когда знаешь что-то. У него появится стимул к учебе! Ведь дети не всегда понимают, почему плохо учатся.
Увы, часто учитель не налаживает контакта с детьми. А те, замкнувшись, стесняясь или боясь не то сказать, сами не спросят. Потому надо и в школу регулярно захаживать. Общаться с преподавателем. Разбираться с ним по поводу оценок. Рассказывать об особенностях своего ребенка. Результат скоро появится, причем положительный! И так – по всем предметам.
Поход к психологу? Это – крайность, иногда необходимая. Но главное – не зацикливаться на двойках, не убивать в ребенке желание учиться. Иначе его переживания могут переродиться в невроз.
Мой ребенок – двоечник. Как ему помочь?
Это страшный сон многих родителей. Это расстройства, стыд, страхи за будущее ребенка. Когда кажется, что ребенок мчится по наклонной, что уже ничего не поможет, что удел ребенка- работать дворником. Уже испробовано все- репетиторы, угрозы, поощрения, наказания… Какие же причины того, что ребенок хронически не успевает в школе?
Часто можно слышать, как родители говорят: «Ему все безразлично. Если как то раньше переживал из-за двоек, теперь совершенно спокоен. Ему уже ничего не нужно». Это не так. Ребенок по своей природе очень хочет быть успешным, активным. Каждая «лень» ребенка имеет свои причины. Если мы наблюдаем хроническую неуспеваемость, то это знак того, что у ребенка имеются серьезные проблемы, кризисы. Рассмотрим основные причины:
1)Ребенку объективно сложно усваивать материал из –за биологических причин. Часто наблюдается дефицит внимания, утомляемость, что может быть связанно с неврологическими причинами. Поэтому, если ребенок сильно устает, рассеян, часто отвлекается, это может быть причиной визита к детскому неврологу. Также может иметь место проблемы гиперактивности, а это сфера психиатра и детских психологов.
Иногда в массовых школах можно видеть детей с низким уровнем интеллекта, вплоть до умственной отсталости. Это удивительно, но родители отрицают проблему, хотят, чтобы ребенок во что бы то ни стало учился в обычной школе. Это совсем неправильный подход – ребятишкам с умственной отсталостью лучше в коррекционной, там они чувствуют себя гораздо успешнее. Обычную программу они не понимают, и из-за этого мотивация к учебе исчезает, и возникает вторичный дефект- получаем человека с низким интеллектом и отсутствием полезных навыков и мотивации.
2) Плохие отношения с одноклассниками и учителями. Конфликтные отношения в коллективе очень сильно влияют на успеваемость, снижают мотивацию к чему-либо. Особенно это значимо в начальной школе-ведь этот период направлен на то, чтобы создать хорошее отношение к учебному процессу в будущем. Изгоям особенно тяжело, поскольку часто к процессу прессинга подключаются учителя- могут высмеивать неуспевающего ребенка, стыдить. Это еще больше отвращает от учебы.
Здесь нужно действовать-всячески и систематически защищать ребенка от насилия. Подключать учителей, администрацию. Разговаривать с родителями обидчиков. В общем, дать понять окружающим, и самому ребенку, что в обиду его не дадите, и все обидчики, в том числе и учителя, понесут наказание. Ребенок должен чувствовать вашу защиту,чувствовать, что он не один. Также необходима работа с детским психологом. У ребенка-изгоя часто ослаблены навыки общения, он ведет себя не как все дети. Может иметь место тревожность, интровертированость. Низкая самооценка у них может сочетаться с агрессивностью, импульсивностью, они могут бить и обзывать других детей, чтобы привлечь внимание, а потом жаловаться на них же учителям. Конечно, бывают совсем запущенные ситуации, и ребенка нужно переводить в другую школу.
3)Слишком высокие требования. Проблема в том, что родители напрямую связывают успехи в школе с будущей финансовой и социальной успешностью, а эту успешность с тем, состоялся ли человек , или нет. Часто это тревожные, контролирующие родители, следящие, чтобы все в жизни ребенка было «правильно». Их дети зачастую учатся в элитных школах, специализированных гимназиях, то есть там, где дети учатся на пределе возможностей, часто лишенные радостей детства. Постоянные экзамены, требования учителей создают нервную обстановку и в классе, и в семье. И многие ранимые, тревожные, впечатлительные дети попросту отказываются от усилий «все равно не получится ничего». А еще часто бывает так, что родитель как будто учится вместо ребенка –контролирует готовность в школу, переживает из-за оценок, постоянно звонит учителям. То есть, по сути, беря ответственность за учебу ребенка на себя. Ребенок, лишенный возможности самостоятельно учиться и отвечать за учебу, может махнуть рукой и …отдать родителю всю ответственность!
Выход здесь – снизать уровень своей родительской тревоги, и дать ребенку побыть ребенком. Дети- удивительно саморазвивающиеся создания, при благоприятных условиях они делают все, чтобы быть успешными и узнавать новое. Их бегание, прыгание, игры попросту полезные для организма, а общение с родителями и обмен опытом поможет быть адаптированным к жизни лучше любого факультатива.
4)Семейные, системные проблемы. Ребенок, который переживает неполадки в семье, может совершенно забросить учебу. Вспомните себя- когда дома не все спокойно, и работать не хочется, но приходится включать самоконтроль. У ребенка нет еще такого уровня самоконтроля – у него еще многое зависит от настроения и общего состояния. Есть так называемые системные причины. К примеру, ребенок переживает из-за плохих отношений матери и отца. Ребенку очень хочется видеть их двоих, быть с ними, ощущать близость. Но получается так, что семья собирается вместе только тогда, когда у ребенка проблемы в школе, даже если для того, чтобы поругать. Для ребенка это вариант лучший, нежели изоляция от родителей. И он будет учиться хуже, потому что его плохая успеваемость дарит ему обоих родителей. Также плохое поведение может быть протестом против отношения к ребенку, появление нового члена семьи. К примеру, старший ребенок может выражать протест плохой учебой, когда чувствует, что внимание теперь полностью перешло к младшему.
Выход : решение семейных проблем, посещение семейного психолога.
5) Возрастные кризисы. В подростковый период часто отмечается падение успеваемости. Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы-теперь для него важные не отметки, а компания сверстников. Так он учится быть самостоятельным, учится быть отдельной от семьи личностью. Это очень тяжело для родителей, но правильно с точки зрения личностного развития.
Что делать: дышать глубже. Период 14 лет очень тяжел для всех- и для родителей и для самого ребенка. Дети в 14 лет страдают от несовершенства, боятся осуждения, тревожатся по любому поводу- им не до учебы. До придет 16 возраст- и все будет сглаживаться, восстанавливаться. Вы получите интересного юношу или девушку со своими взглядами на жизнь. Но если в 14 лет перетянуть гайки и контролировать, запрещать, ругать- между вами возникнет серьезный, затянувшийся кризис.
Все эти проблемы зачастую переплетаются между собой, и часто из-одной причины возникают другие.
Самая большая ошибка состоит в том, что систематически плохая учеба считается ленью, и на ребенка наклеивается унизительный ярлык «лодыря». Повторюсь, неуспеваемость- это сигнал того, что ребенок неблагополучен, и нуждается в помощи. И помощь должна быть систематической- родители выступают как защитники, проводники, союзники, и не становятся по другую сторону баррикад от ребенка. Не стыдите, а лучше обратитесь к специалисту (психологу, психотерапевту), выявите проблему, и приступите к ее решению.