Все про аллаха
Содержание
Во первых
Кто такой Аллах и кем он является для мусульман?
Для мусульман, Аллах – это единый Бог и Творец, единственный достойный поклонения, а так же, не имеющий своего начала. В понимании мусульман, Аллах не был рожден или сотворен, он вечен.
<< В исламе, бытие Аллаха непостижимо для человеческого разума. В отличие от сотворённой им природы, он сам не сотворён никем. Аллах создал все сущее из ничего и привёл все в упорядоченное состояние, то есть все мироздание и все формы бытия находятся между собой в состоянии неразрывной связи и гармонии. Он также управляет всеми процессами и событиями в сотворённом мире. Аллах является творцом всех форм жизни и поддерживает их жизнедеятельность. В то же время, Аллах установил для всех людей, животных, растений определённый срок жизни.
Мусульмане верят, что все в мироздании совершается только по воле Аллаха, который способен сделать абсолютно все. Только он обладает абсолютной волей и могуществом. Ничто не происходит без его ведома. Аллах видит и слышит абсолютно все непостижимым для человека образом, и ничто невозможно скрыть от его взора. Он является единственным, истинным Хозяином всего сущего.
Согласно Корану, кроме Аллаха других богов не существует. По этой причине единственным объектом для служения и поклонения является только он. Аллах запрещает служение лжебогам. Язычество, суеверия, поклонение и страх перед сотворёнными стихиями и мифическими персонажами в исламе являются тягчайшими грехами (ширк) перед Аллахом, которые он не прощает, иначе как после искреннего раскаяния человека. >>
Только ли мусульмане называют Творца Аллахом?
Сперва, хотелось бы повторить еще раз, каким образом в арабском языке сформировалось слово «Аллах». Слово аллах состоит из артикля «Аль» и слова «Илях». Аль в арабском понимании означает нечто возвышенное, священное. Таким образом, приставка аль очень уместна будет по отношению к священной книге мусульман – Коран, и чтобы это подчеркнуть, произносится Аль-Кур’ан. Илях в арабском языке означает достойный поклонения, одним словом, Бог.
Слово «аль-илях» было известно ещё древним семитам, предкам современных арабов и евреев. Древние семиты называли Бога Элох (Элоах). Это слово встречается в Ветхозаветной книге «Бытие», где одним из титулов Бога является именно Элох(им). Родственные слова существуют в других семитских языках, в том числе в современном иврите и арамейском.
Таким образом, арабы, исповедующие какую-либо другую авраамическую религию, будь то Христианство или Иудаизм, не могут никак назвать Бога-Отца, кроме как Аллахом. Арабский язык не предусматривает других слов и определений, помимо слова Аль-Илах, для обозначения Всевышнего нашего творца.
Каков же вывод
А вывод заключается в следующем: Всеми известное на сегодняшний день слово Аллах было известно людям еще задолго до прихода пророка Мухаммада, а соответственно, задолго до появления религии Ислам.
Еще до появления ислама, арабские Христиане, Иудеи и язычники называли Творца (единственного, достойного поклонения) Аллахом. Ну а если копнуть еще глубже, то происхождению этого слова мы обязаны древним семитам.
Важно!
Так же, прошу заметить, несмотря на все это, понимание Аллаха в Исламском и Христианском мире абсолютно разное.
Мусульмане, под словом Аллах, подразумевают имя собственное, которым они называют определенное явление (Бога), у которого существует имя.
У Христиан же, под словом Аллах, не подразумевается имя собственное. Словом Аллах они обозначают Того, кто достоин поклонения – Бога-Отца нашего.
Именно из-за абсолютно разного понимания Бога, христиане никоим образом не разрушают представления о Боге в исламском мире.
П.С.
На юге Молдавии находится автономное территориальное образование Гагаузия. Основным населением являются гагаузы(82%), исповедующие ортодоксальное Христианство, при этом, так же, называющие Бога Отца нашего, Аллах (Аллахим).
Этимология
В арабистике считается, что слово Аллах расшифровывается как аль-илах и является результатом слияния определённого артикля единственного числа аль (الـ al) и илах (إلٰهٌ ilah) — слова, означающего бог, однокоренного с еврейским Элох’им в Библии, арамейским Элах, сирийским Алах и аккадским Эль.
В то же время, по мнению некоторых мусульманских богословов «Аллах» — имя собственное, не образованное от каких-либо семантических корней (гайр муштакк).
Слово «Аллах» всегда употребляется в единственном числе во всех Писаниях ислама, указывая на Единство и Единственность Бога как подтверждение отвержения политеизма.
Арабы и арабоязычные, исповедующие другие авраамические религии (иудаизм и христианство), используют это слово в молитвах и богослужениях для обращения к Богу. В арабском переводе Библии слово «Бог» также переведено как «Аллах».
Обычно, когда речь идёт об исламе, для обозначения Бога всё равно применяется слово «Аллах», даже не в арабоязычной среде.
Имя | Значение |
---|---|
Аллах | Бог |
Ар-Рахман | Милостивый |
Ар-Рахим | Милосердный |
Аль-Малик | Царь |
Аль-Куддус | Святой |
Ас-Салям | Миротворец |
Аль-Мумин | Оберегающий |
Аль-Мухаймин | Хранитель |
Аль-Азиз | Могущественный |
Аль-Джаббар | Могучий |
Аль-Мутакаббир | Превосходящий |
Аль-Халик | Размеряющий |
Аль-Бари | Создатель |
Аль-Гаффар | Снисходительный |
Аль-Каххар | Господствующий |
Аль-Ваххаб | Даритель |
Ар-Раззак | Наделяющий |
Аль-Фаттах | Открывающий |
Аль-Алим | Всезнающий |
Аль-Кабид | Уменьшающий |
Аль-Басит | Увеличивающий |
Аль-Хафид | Принижающий |
Ар-Рафи | Возвышающий |
Аль-Муизз | Усиливающий |
Аль-Музилль | Ослабляющий |
Ас-Самиу | Всеслышащий |
Аль-Басир | Всевидящий |
Аль-Хакам | Судья |
Аль-Адль | Справедливейший |
Аль-Латиф | Проницательный |
Аль-Хабир | Сведущий |
Аль-Халим | Спокойный |
Аль-Азим | Великолепный |
Аль-Гафур | Милующий |
Аш-Шакур | Благодарный |
Аль-Алий | Всевышний |
Аль-Кабир | Великий |
Аль-Хафиз | Хранитель |
Аль-Мукит | Поддерживающий |
Аль-Хасиб | Достаточный |
Аль-Джалиль | Величественный |
Аль-Карим | Щедрый |
Ар-Ракиб | Смотритель |
Аль-Муджиб | Отзывчивый |
Аль-Васи | Всеобъемлющий |
Аль-Хаким | Мудрейший |
Аль-Вадуд | Любящий |
Аль-Маджид | Славный |
Аль-Баис | Воскрешающий |
Аш-Шахид | Свидетель |
Аль-Хакк | Истина |
Аль-Вакиль | Доверенный |
Аль-Кавийй | Всесильный |
Аль-Матин | Непоколебимый |
Аль-Хамид | Достохвальный |
Аль-Мухси | Счетовод |
Аль-Мубди | Основатель |
Аль-Муид | Возвращающий |
Аль-Мухйи | Оживляющий |
Аль-Мумит | Умерщвляющий |
Аль-Хайи | Живущий |
Аль-Кайюм | Самостоятельный |
Аль-Ваджид | Богатый |
Аль-Маджид | Наиславнейший |
Аль-Вахид | Один |
Ас-Самад | Постоянный |
Аль-Кадир | Могучий |
Аль-Муктадир | Всемогущий |
Аль-Мукаддим | Приближающий |
Аль-Муаххир | Отдаляющий |
Аль-Ауваль | Начало |
Аль-Ахир | Завершение |
Аз-Захир | Явный |
Аль-Батин | Сокровенный |
Аль-Вали | Правитель |
Аль-Мутали | Превознесенный |
Аль-Барр | Добродетельный |
Ат-Тавваб | Принимающий |
Аль-Мунтаким | Карающий |
Аль-Афув | Прощающий |
Ар-Рауф | Сострадающий |
Малик аль-Мульк | Царь Царствия |
Зу-ль-Джаляли ва-ль-Икрам |
Обладатель Величия и Радушия |
Аль-Муксит | Справедливый |
Аль-Джами | Объединяющий |
Аль-Ганий | Самодостаточный |
Аль-Мани | Ограждающий |
Ад-Дарр | Сокрушитель |
Ан-Нафи | Благотворитель |
Ан-Нур | Просветляющий |
Аль-Хади | Ведущий |
Аль-Бади | Творец |
Аль-Баки | Вечный |
Аль-Варис | Наследник |
Ар-Рашид | Правильный |
Ас-Сабур | Терпеливейший |
Аллах в Коране
Согласно исламскому вероучению, Коран — прямая речь Аллаха, обращённая к пророку Мухаммаду непосредственно или через ангела Джибриля. Аллах мусульман в принципе идентичен Богу христиан и иудеев. Образ Аллаха является стержнем всей проповеди Корана; как в мекканский, так и в мединский периоды основные черты Аллаха неизменны, хотя акценты на разные черты в разные периоды различны. Одна из главных тем Корана — единственность и внутреннее единство Аллаха. Вера в него противопоставляется многобожию.
Написание данного слова на арабском языке: 1. алиф 2. хамза васль 3. лям 4. лям 5. шадда 6. надстрочный алиф 7. ха.
Он один, единственный, у него нет и не может быть никаких «сотоварищей», «не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один». В Коране постоянно говорится о том, что Аллах совершенен, могуществен (аль-Азиз) и величественен (аль-Джалиль). Ему подчинено всё в мире, ничто не совершается без его воли и без его ведома. Он опекает свои творения, милостив (ар-Рахман) по отношению к людям, милосерден (ар-Рахим) и всепрощающ (аль-Афув). Люди должны осознавать могущество и величие Аллаха, подчинять себя ему, быть покорными (ислам), богобоязненными (таква), благочестивыми. Они должны верить Аллаху и всегда полагаться на его волю и милость.
Аллах в Коране выступает в качестве единственного творца, создавшего всё сущее, включая человека, и то, чем он живёт (ризк). Он творит вещи своим приказом (словом «Будь»). Аллах для людей — единственный подлинный царь (малик) и судья (хакам), воздающий людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных коранических сюжетов — наказание народов и селений, жители которых не захотели слушать его посланников и совершали множество грехов. Время от времени Аллах посылает к людям своих пророков (наби) и посланников (расуль), которые призваны нести людям весть об Аллахе. Последним таким посланником провозглашён Мухаммад, посланный ко всему человечеству.
Аллах имеет возможность в любой момент уничтожить землю, воскресить мёртвых (бас бад аль-маут) и собрать воскрешённых (хашр) на киямат. Каждому человеку будет воздано за его деяния либо блаженством в раю (джаннат), либо низвержением в ад (джаханнам). По данным одного из источников, образ суда и наказаний неверных (кафир) составляет значительную часть первых проповедей пророка Мухаммада.
Аллах проявляет себя людям в своих творениях. Все творения Аллаха — это его знамения людям. Одним из чудес (муджизат) Аллаха является Коран.
Богословские проблемы
В ряде аятов Корана Аллах описывается слишком конкретно или противоречиво. Это вызывало споры среди различных мусульманских течений, а также использовалось немусульманами в антиисламской полемике. Однако мусульманские богословы едины в том, что эти аяты содержат лишь кажущиеся противоречия, которые на самом деле взаимодополняют друг друга.
В Коране многократно говорится о том, что все дела человека сотворены Аллахом, что всё в мире происходит лишь с его ведома (см. кадар). Одновременно всячески подчёркивается, что человек ответственен за свои поступки, за которые он получит воздаяние. Контрастность этих суждений об отношениях Бога и человека стала поводом для споров в среде исламских богословов. Аналогичная ситуация произошла с аятами-муташабихат, в которых об Аллахе говорится метафорически как о существе, имеющем части тела, как у человека (рука, лицо, глаза), и совершающем человеческие действия (сидит на Троне, приходит и т. д.).
Учение об Аллахе — основа исламской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха (таухид) — главный догмат ислама.
Различные аспекты природы Аллаха обсуждались и разъяснялись в хадисах, в толкованиях Корана (тафсирах), в специальных богословских сочинениях (акида). Две главные проблемы:
- сущность природы Аллаха (вуджуд Аллах, ат-таухид);
- природа деяний Аллаха (аф’аль та’ала, аль-‘адль).
На протяжении VIII—XII веков главные дискуссии вызывала проблема качеств (атрибутов) Аллаха и их соотношения с его сущностью. Традиционалисты требовали принимать содержащиеся в Коране упоминания о качествах Аллаха без рассуждений — би-ля кайфа (см. хашавиты, ташбих). Другие течения отрицали существование у Аллаха качеств или толковали их символически (см. джахмиты, мутазилиты). С IX—X веков распространились представления о реальном существовании у Аллаха свойств, неразрывно связанных с его божественной сущностью (см. калам, ашариты, матуридиты). Предметом разногласий богословов было реальное содержание таких качеств Аллаха, как «видимость» (лицезрение его людьми в День суда и праведниками в раю) и «речь». Один из важных богословских споров VIII—X веков — вопрос о сотворённости или несотворённости «речи Аллаха». В богословской среде также обсуждалось возможность толкования (или отказа от толкования) «антропоморфических» выражений в Коране.
Крепость Рохтас, Пакистан
Исламское богословие, по существу, зародилось в конце VII—VIII веков с обсуждения вопроса сочетания принципа справедливого воздаяния людям за их поступки с всемогуществом Аллаха и творением им всех человеческих поступков (см. кадариты, джабриты, мурджииты). Исходя из текстов Корана и хадисов, традиционалисты отказывались от окончательного решения проблемы. Мутазилиты и другие богословские школы допускали способность человека творить свои поступки. В X—XII веках сложилось несколько концепций, примиряющих конечную зависимость поступков человека от божественной воли с действиями человека по осуществлению этого поступка через «выбор», «приобретение», «способность к его совершению» и так далее (ихтияр, касб, иститаа).
Проблемы связи между людьми и Аллахом нашли развитие в шиитских воззрениях на имамат. Суфии рассматривали проблему природы Аллаха как проблему пути его познания, постижения его сущности не разумом, а посредством любви (махабба), упования во всем на Аллаха (таваккуль) и аскетизма (зухд). Суфийская концепция вахдат аш-шухуд предполагает нисхождение Аллаха в сердце мистика, а вахдат аль-вуджуд — растворение человека в божественной сущности.
Мусульманские философы уделяли главное внимание познанию Аллаха с помощью разума и рациональным доказательствам необходимости его существования. Для философов Аллах — высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь, который творит мир, воплощаясь в нём через иерархию эманации (см. фалсафа).
Единобожие
Основная статья: Таухид
Для обозначения догмата о единственности и единстве Аллаха мусульмане используют термин таухид. Таухид является одним из основных, фундаментальных догматов ислама, которое означает прежде всего отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле «нет никакого божества, кроме Аллаха». Слово таухид происходит от глагола «ваххада», что означает «делать что-либо единым», «считать что-либо единственным». На уровне спекулятивной теологии проблема таухида решалась в плане объяснения соотношения сущности (зат) Аллаха и Его атрибутов (сифат), Творца и Его творений.
Понятие
Таухид означает признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего. Он обладает прекрасными именами и совершенными качествами. Наиболее полно и ясно раскрывают сущность доктрины единобожия мекканский суры Корана, в частности сура «аль-Ихлас».
Основным принципом таухида является утверждение того, что существует только один Бог-Творец, сотворивший всё сущее бытие. Он вечен и управляет всеми процессами во вселенной. Все нуждается в Нём, а Он не нуждается ни в чём, и ни в ком. Доктрина таухида отвергает христианскую Троицу и утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери. Таухид отвергает и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу.
Медальон, показывающий имя «Аллах» в Айя-Софие, Стамбул
Важной частью доктрины таухида является необходимость поклонения только лишь Аллаху. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека. Люди должны в точности исполнять все повеления Аллаха и совершать только разрешенное и воздерживаться от совершения запрещенного Им.
Аллаху присущи атрибуты, которые не являются чем-то отличным от Его сущности. Он имеет различные имена (исма аль-хусна), носящие атрибутивный характер. В обязанности мусульманина входит вера во все имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране и достоверных хадисах. Эти имена и качества необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах (насс), не уподобляя (ташбих) их именам и качествам творений и не отказываясь от их истинного значения.
Аллах, обладающий абсолютной силой, властью и могуществом, может создавать различные формы живой и неживой природы и уничтожать их. Всё, что происходит в этом мире, имеет глубокий смысл, и всё построено по изначальному плану Творца. Ему также принадлежат законодательные функции. Аллах присутствует в сотворённом Им мире и управляет всеми процессами, благодаря чему Его творения обладают способностью к жизнедеятельности и обеспечиваются необходимыми для этого средствами (ризк).
Аллах милостив и справедлив к его творениям. Он не желает им зла. Те, кто поступает несправедливо, будут держать ответ перед Аллахом во время киямата и понесут справедливое наказание.
Понимание таухида в различных течениях
Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами.
Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов.
Ашариты и сифатиты толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности (вахид фи затихи ля шарика лаху), его вечных атрибутов (вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лаху) и его действий (вахид фи аф’алихи ля шарика лаху).
Ханбалиты, в частности Ибн Таймия, включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы (таухид аль-улюхия); признание его единственным Творцом и путеводителем (таухид ар-рубубия); и полную самоотдачу человека Аллаху (таухид аль-’убудия). Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих (таухид аль-’амма). Суфии выделяли три главные формы таухида:
- растворение человеческой воли в божественной (таухид иради);
- самоуничтожение (фана’) человека в его бытии (таухид шухуди);
- постижение того, что нет ничего сущего, кроме Аллаха (таухид вуджуди).
Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби, которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд).
Сущность и атрибуты Аллаха
Основная статья: Сифат
Для обозначения «божественных атрибутов» мусульмане используют термин сифат. Впервые этот термин был введён мутазилитами. На первых этапах развития калама эквивалентом сифата выступал термин маани («значения», «смыслы», «идеи»). Некоторые мутакаллимы (Абу Шахим аль-Джуббаи, аль-Бакиллани, аль-Джувайни и Фахруддин ар-Рази) вместо термина сифат использовали термин ахваль («состояния», модусы), ввиду чего их называли «сторонниками концепции состояний» (асхаб аль-ахваль).
Признание наличия у Аллаха положительных атрибутов получило наименование «исбат» («утверждение»), а его сторонники назывались «сифатитами»; отрицание же этого именовалось «татилем» («лишение» Аллаха атрибутов), а его сторонники — «муаттиля». К муаттиля относили фаласифа (Ибн Сину и его последователей), которые приписывали Аллаху только соотносительные атрибуты (сифат аль-идафа), такие, как «первопричина», и атрибуты негативные (сифат ас-сальб), такие, как «извечный». Как татиль (лишение) квалифицировалась также точка зрения мутазилитов, которые не признавались в реальности сифатов в качестве характеристик («знание», «могущество» и т. п.).
Согласно наиболее распространённой классификации, сифаты делились на сущностные атрибуты (сифат аз-затзатийа, например «самодостаточный») и атрибуты действия (сифат аль-филь, например «питающий»). Встречается также деление атрибутов на сущностные (затия, нафсия), описательные (васфия, манавия, хабария, например «знание», «жизнь»,) и атрибуты действия (филия).
Суфии выделяли сифаты красоты (сифат аль-джамаль, например «знающий»), атрибуты величия (сифат аль-джалаль, например «великий», «могущественный») и атрибуты совершенства (сифат аль-камаль, например «творец», «самодостаточный»). Помимо этого суфии говорили о божественных именах (аль-асма аль-иляхия), приложимых к самому Аллаху, его атрибутам и действиям и соответственно делившихся у них на сущностные (затия, например Аллах), атрибутивные (сифатия, например «знающий») и обозначающие действия (афалия, например «творец»).
Ашариты считали сифаты и не тождественными самому Аллаху, его сущности (зат), и не отличными от него. Асхаб аль-ахваль характеризовали модусы Аллаха как нечто и несущее, и не несущее. В спекулятивном суфизме (Ибн Араби и др.) имена Аллаха рассматривались как аспекты божества, различающиеся не сами по себе, а в зависимости от нашей установки (би-ль-итибар). Суфии и матуридиты говорили об извечности сифатов всех разрядов, а ашариты признавали извечность лишь сущностных атрибутов.
Нафс и рух
В ранней арабской поэзии нафс означало «личность» или «человека», в то время как рух означало «дыхание» и «ветер». В Коране нафсом обозначают «душу», а рухом — специального ангела посланника и особое божественное качество. В посткоранической литературе значение нафса и руха взаимосвязаны между собой и применяются по отношению к человеческому духу, ангелам и джиннам.
В зависимости как от толкования их теми или иными исламскими богословами, так и от области их применения, значения терминов рух и нафс изменяются. Мутакаллимы часто отождествляли два эти понятия, подразумевая под ними начало физической и умственной деятельности человека. В айатах Корана, где повествуется о сотворении Адама (15:29; 38:72) упоминаемый «дух» толковался ими в таком смысле. Фаласифа считали, что рух — это материальный носитель души, которую они делили на растительную, животную и высшую—разумную. Суфии называли «духом» (pyx) высшую часть человеческой души, a остальные части — «душой» (нафс).
В исламской ангелологии и демонологии ангелы и джинны именуются «духами»; в частности, ангел Джибриль (Гавриил) называется ар-pyx аль-амин (дух истины), рух аль-кудс (дух святости). В суфизме Джибриль также называется рух аль-илка.
В религиозно-философской метафизике понятиям «душа» и «дух» придается онтологическо-космологический статус. У суфиев рух — синоним «перворазума», «первотворения», именуемого также ар-pyx аль-кудс (дух святости), ар-pyx аль-мукаддас (дух освящения), рух аль-арвах, ар-pyx аль-азам, ар-pyx аль-кудси (дух святого), рух Аллах (Дух Бога (Аллаха)). У фаласифа нафс (душа)— одна из ступеней божественной эманации, представляющая собой начало движения небесных сфер.
Рух в Коране
Слово рух употребляются в Коране в пяти значениях:
- Аллах вдохнул дух в Адама, оживляя его тело, и в Марьям для зачатия Исы. Здесь рух эквивалентен библейскому «дыханию жизни» (ср. Быт. 2:7), создание которого принадлежит Аллаху.
- В четырёх аятах говорится о том, что дух от повеления (мин амри) Аллаха: «Они спрашивают тебя о духе (рух). Скажи: „Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного“» (Коран, 17: 85). Этот вид духа (рух) создан Аллахом для пророческого служения. В зависимости от контекста он может быть связан со знанием, ангелами, светом, верой и руководством. Он сильно напоминает ситуацию с библейским Бецалелем, которого Бог «исполнил Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством» (Исх. 35:31).
- В 171 аяте суры ан-Ниса пророк Иса называется «духом Аллаха»: «Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, — только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух (рух) Его».
- В трёх аятах дух сопровождается ангелами: «в тот день, когда станут дух (рух) и ангелы рядами; не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволит Милосердный, и скажет Он истину»
- В 193 аяте суры аш-Шуара «верный дух» (рух аль-амин) в виде Корана нисходит на сердце пророка Мухаммада. В 17 аяте суры Марьям Аллах посылает Марьям «Наш дух», который «принял пред ней обличие совершенного человека». В 102 аяте суры ан-Нахль «дух святой» (рух аль-кудус) в виде Корана ниспослан для того, «чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман». В трёх местах утверждается, что Аллах помогает Исе с помощью «духа святого» (рух аль-кудус). В данном случае духом может быть ангельский посланник (п. 4).
Таким образом, в слово рух в Коране не означает всех ангелов, ни самость человека или личность, ни его душу или дух. В Коране оно употребляется только в единственном числе.
- 1 2 3 Encyclopaedia of Islam, 1993, с. 880.
- 1 2 3 Ислам: ЭС, 1991.
- аш-Шу‘ара 26:193 (Кулиев)
- 1 2 ан-Нахль 16:102 (Кулиев)
- аль-Хиджр 15:29 (Кулиев)
- аль-Анбия 21:91 (Кулиев)
- аль-Исра 17:85 (Крачковский)
- ан-Ниса 4:171 (Крачковский)
- ан-Наба 78:38 (Крачковский)
- аш-Шу‘ара 26:193 (Крачковский)
- Марьям 19:17 (Крачковский)
- аль-Бакара 2:87 (Крачковский)
- Ибрагим, Т. К. и Сагадеев А. В. Рух // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 200.
- Nafs // Encyclopaedia of Islam. 2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1993. — Т. 7. — P. 880-883. (платн.)
- ат-Таханави. Кашшаф истилахат ал-фунун. — Оснабрюк, 1980. — С. 540—549.
- С. ал-Хаким. Аль-Муджам ас-суфи. — Бейрут, 1981. — С. 539—546.
- Абуль-Бака. аль-Куллият. — Дамаск, 1982. — С. 373—376.
Немного об арабском языке
На первый взгяд крайне трудным для изучения и восприятия может показаться арабский язык. Для начинающих важно ознакомиться с теоретической частью. Так, учитывая, что на этом языке говорит почти четверть миллиарда людей на планете, можно судить о его широкой распространенности. А если прибавить еще и приверженцев ислама, не относящихся к арабскому миру, то, так или иначе, с ним сталкивается еще большее количество людей. Недаром это один из рабочих языков в ООН.
Арабский относится к афазийской семье языков. Он включает в себя 5 официальных, а также несметное количество местных диалектов. Все их объединяет так называемый литературный язык, который является стандартизированным и содержит в себе набор слов, отражающих представление о современном мире.
Говоря о фонетике, стоит отметить систему согласных фонем, среди которых наиболее распространены гортанные и межзубные. Что касается произношения, за основу взята норма чтения Корана. Но в разных регионах оно может кардинально отличаться. Таким образом, говорить о каком-то едином произношении было бы несправедливо.
Советы по изучению языка
Если раньше все стремились овладеть английским, французским и немецким, то на данный момент многие мечтают выучить арабский язык. Для начинающих он может показаться набором несвязных звуков и неразборчивых символов. Тем не менее, если задаться целью, его не только можно понять, но также свободно говорить и писать на нем. Преподаватели дают такие рекомендации:
- Для эффективной работы нужна цель. Так, для начала определитесь, зачем вы учите язык (религиозный мотив, путешествия, общение, саморазвитие и т. д.).
- Запаситесь достаточным количеством учебного материала. Недостаточно скачать 1 учебник. Книги должны принадлежать разным авторам — только так можно найти удобную для себя подачу информацию. Также необходимы аудиозаписи с правильным произношением.
- Начинать работу стоит с изучения арабского алфавита. Учитывая его сложность, многие останавливаются на банальном заучивании транскрипции и произношения. Тем не менее, если вы намерены не просто поверхностно говорить, но еще и читать на арабском, этого этапа не миновать.
- Чтобы процесс обучения увенчался успехом, нужна языковая практика. Хорошо, если вам удастся пообщаться с носителем языка (хотя бы по «Скайпу»). В противном случае сделайте упор на просмотре фильмов без перевода, новостных сводок, прослушивании песен. Также старайтесь говорить на арабском вслух.
- Если у вас есть возможность посещать языковые курсы, непременно этим воспользуйтесь. Живое общение с преподавателем приносит большие успехи, чем самостоятельное обучение по книгам.
- Составляя график занятий, отталкивайтесь от того, что интенсивный курс подразумевает около 4 занятий в неделю длительностью по 2-4 часа.
- Не стоит отделять лексику от грамматики. Пополнять словарный запас нужно параллельно изучению правил. Запоминая хотя бы по 10-15 новых слов в неделю, вы сможете строить из них речевые конструкции.
- Изучая лексику, вы столкнетесь со спецификой арабских словарей. В них указано не слово целиком, а лишь корень.
- Запаситесь терпением и не сдавайтесь при первых же неудачах. По статистике, из 50 человек, начинающих изучать восточные языки, лишь 5 доводят дело до конца.
В любом деле главное — это внимательность, желание и прилежание. Если вам свойственны эти качества, изучение арабского языка не покажется вам сложным.