Вера неверующего 6 букв сканворд
Содержание
Блог епископа Пантелеимона
Добрая жена – награда для мужчины
Найти хорошую жену — самое трудное в жизни! Зато потом, если сделать правильный выбор, будет награда на всю жизнь. Лучше доброй, хорошей жены нет ничего на свете.
Карьера, деньги, футбол, друзья — все это ерунда. Главное – это семья и жена любящая, добрая, понимающая, жертвенная, заботливая, ласковая, хорошая мать для детей.
Вот ради этого можно и нужно потрудиться. Если только мужчина не выбрал путь монаха, когда он ради Бога отрекается от мирских привязанностей и не заводит семьи.
Выбирать жену нужно аккуратно
Не нужно знакомиться наугад. Не стоит предлагать руку и сердце всем подряд, чтобы, глядя на реакцию, выбирать себе жену из тех, кто согласится. Вы подстраховываетесь, а каково девушке? Не смутите ли вы ее и не обнадежите ли впустую?
Девушки — существа нежные, доверчивые, быстро влюбляются и очень переживают, когда их чувства не встречают взаимности. У женщин более субъективный взгляд на действительность, чем у мужчин.
Женщины больше доверяют своим чувствам, поэтому легко верят в то, что их кто-то полюбил и собирается сделать предложение.
Помните об этом: знакомьтесь с девушками, но ведите себя очень и очень осторожно.
У меня было много таких случаев, когда девушка приходила ко мне и говорила:
— Есть молодой человек, он мне очень нравится, я хотела бы выйти за него замуж.
— А он хочет, чтобы ты стала его женой? – задаю я вопрос.
— Мне кажется, я ему тоже нравлюсь, он мне все время улыбается.
Я зову молодого человека:
— Вот есть такая-то девушка, нравится ли она тебе?
— Да, так… не очень…
— А что же ты ей улыбаешься?
— Я всем улыбаюсь.
Будьте осторожны, не улыбайтесь всем подряд. Будьте сдержаны и аккуратны, не давайте лишних обещаний.
Посмотрите, что она пишет в социальных сетях
Если вы присматриваетесь к православной девушке, советую вам перед тем, как познакомиться, сходить в ее приход. Посмотрите, к кому она ходит на исповедь, поговорите с этим священником. Расскажите ему, что эта девушка вам нравится. Спросите, можно ли с ней познакомиться. Может быть, она уже помолвлена, ждет жениха из армии и поэтому ходит одна. А может быть, она не настроена выходить замуж и готовится к монашеству. Духовник предупредит вас об этом и даст совет, который поможет не попасть в неловкое положение.
Но смысл не только в том, что духовник девушки даст вам совет. Важно узнать, с кем будет решать духовные и семейные проблемы ваша будущая жена.
Очень хорошо узнать, что это за человек, что это за священник. Строгий ли он, готовы ли вы признавать его авторитет.
Узнайте о девушке побольше до знакомства. Посмотрите, что она пишет в своих социальных сетях, кто ее друзья, какие у нее интересы. Бывает, что с виду девушка православная, а на странице у нее не пойми что: она «в активном поиске» и считает, что можно демонстрировать свои красоты, обсуждать какие-то неподходящие темы. Такое бывает, к сожалению, будьте осторожны. Перед тем, как знакомиться, присмотритесь, подумайте, взвесьте все «за» и «против».
Как сделать первый шаг?
Лучше не начинать с решительного шага. Это очень обязывает. Иногда друзья зовут в гости одиноких людей специально с намерением познакомить их. В этом случае оба знают, на какую встречу идут, и бывает неловко.
Лучше пообщаться невзначай. Например, вы узнали, что девушка доброволец. Запишитесь в добровольцы, походите на встречи, сядьте рядом с девушкой во время чаепития или на концерте, поговорите как бы случайно.
Когда вы делаете первый шаг – приглашаете девушку в кино или на прогулку – вы уже накладываете на себя некоторые обязательства.
Поэтому лучше знакомиться невзначай, постепенно. Чтобы не ранить девушку, не обнадежить ее зря, если вы не сможете потом на ней жениться.
Не ищите идеальную внешность
Кому-то нравятся блондинки, кому-то брюнетки. Кому-то стройные, кому-то полненькие. У меня был друг, который искал себе жену в очках. Он думал, если она будет в очках, то непременно будет умная. Кто-то хотел бы, чтобы жена красиво пела.
Но не стоит ориентироваться на внешний облик девушки. Нужно молиться Богу и просить, чтобы брак был по воле Божией. Это самое главное. В первую очередь нужно думать о том, какое у нее сердце, умеет ли она жертвенно любить, любит ли она детей, готова ли их воспитывать, аккуратная ли она, готова ли уважать ваше мнение? Эти качества необходимы в браке.
Какой бы красивой девушка не была, вы же не поставите ее в угол и не будете на нее любоваться тридцать лет.
В конце концов, она постареет, волосы поседеют, произойдут изменения в фигуре. Но вы же не для того женитесь, чтобы хвалиться перед друзьями, а для того, чтобы прожить с ней рядом жизнь. Чтобы она вас любила, чтобы она вас терпела, чтобы она вам готовила, чтобы она помогала вам. Вы и сами далеко не «аполлоны».
Лучше всего быть ровесниками
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что разница в возрасте больше пяти лет уже является некоторым препятствием для брака. Это не абсолютное препятствие, но все-таки лучше, чтобы жена была примерно одного возраста с мужем.
Конечно, бывает и иначе. Так, скажем, известный московский пастырь, мудрый и опытный духовник, протоиерей Всеволод Шпиллер был младше своей жены Людмилы Сергеевны на десять лет. Их брак был очень счастливый, они очень любили друг друга.
Но я знаю и другие случаи: когда юноши, выбрав жену старше себя на 5 или 10 лет и получив благословение на этот брак, потом начинали ухаживать за молодыми девушками и браки разрушались. Такое бывает, к сожалению.
С кем советоваться?
Я очень боюсь, когда обращаются к т.н. «старцам» и те легко благословляют на брак двух неизвестных им людей. Надо быть очень осторожным с такими «благословениями». В наш век нужно создавать семью с девушкой, к которой есть чувство любви, а не с той, на которой «батюшка сказал» жениться.
Иногда к другому человеку бывает физическая неприязнь, что-то неуловимое в нем не нравится. Кто-то другой, может, этого и не заметит, а ты замечаешь и тебе некомфортно, неприятно быть рядом. Кто-то носом шмыгает, кто-то в зубах ковыряет зубочисткой, кто-то поправляет одежду на себе некрасиво…
Принимать решение нужно, положившись на Бога, помолившись, но самому. Вы не выбираете себе родителей, не выбираете себе детей, а жену вы можете выбрать. И выбор этот очень серьезный. Поговорите со своим духовником, посоветуйтесь с родителями.
Ум и сердце должны одобрять ваш выбор
Любовь должна соединяться с разумом. Нельзя действовать только на основании чувств.
Когда говорят: «Это чувство сильнее меня! Я не могу с этим справиться!» — это не настоящая любовь, а греховная страсть:
обманчивая, эгоистичная и экзальтированная. Любовь должна быть в согласии с разумом.
Но не может быть и чисто рассудочного выбора: ага, красивая, богатая, смиренная, кроткая, духовник у нее хороший, квартира есть, родители богатые, подойдет! Женюсь! А сердце молчит.
Нет, надо, чтобы было чувство к девушке, и чтобы разум с этим соглашался. Когда будет согласие ума и сердца – вот это как раз и есть правильный выбор.
Испытательный срок – один год
Мой вам совет – подождите со свадьбой хотя бы год после того, как уже сделали предложение. Иногда этот срок можно сократить, но лучше подождать. Женщины – особы переменчивые. Многое у них зависит от настроения: весной они одни, осенью другие, зимой, может быть, впадают в уныние, а летом, наоборот, становятся чересчур активными.
И не забывайте, что, когда девушка хочет понравиться, она может производить на вас обманчивое впечатление.
Она будет смотреть вам в рот, соглашаться со всем, что вы говорите, будет к вам относиться очень почтительно. А потом все может измениться.
Хорошо в это время каким-то совместным делом заняться. Поучаствовать в общих проектах. Найти возможность побыть с девушкой рядом и в деле, и в досуге.
Можно вместе ходить по музеям, можно в театр сходить или на каток, разговаривать побольше. Важно увидеть человека в самых разных жизненных ситуациях.
Обратите внимание, как ваша избранница общается с родителями, с подругами, что она любит, как одевается, как часто ходит в храм, как проводит свободное время, как проводит отпуск. Иначе вы можете жениться на девушке, которую вы совсем не знаете. И в браке ваша совместная жизнь станет сплошной мукой – настолько разными, несовместимыми окажутся ваши привычки. Поэтому, еще раз повторяю: спешить ни в коем случае не стоит.
Первый поцелуй – на венчании
Очень важно во время знакомства – весь этот год до венчания – хранить целомудрие. Учиться целомудрию. Первый поцелуй разрешается только в конце венчания.
Объясню почему. В человеке есть некие механизмы, которые созданы Богом. Не плохие механизмы, хорошие. Они нужны для того, чтобы были дети, чтобы было выражение любви, чтобы люди соединились в одно, не только душой, но и телом. В этом нет ничего плохого.
Но эти механизмы должны включиться только тогда, когда вы выбрали себе жену, как человека, а не как партнера для удовлетворения плотских желаний. Хотя, конечно, супружеские отношения – очень важная составляющая семейной жизни, но брак – это и школа целомудрия, брак – это и школа воздержания.
Рано или поздно близкие отношения закончатся – ну, в шестьдесят, ну, в семьдесят, в восемьдесят лет, может быть. Поэтому основывать семью на них нельзя.
Телесные отношения — это следствие брака, они естественны в браке, но не должны быть главными. Главным должна быть любовь к жене, забота о ней, внимание, сочувствие, желание научиться любить.
Радость супружеских отношений кратковременна и недолга, а с этим человеком вам надо будет прожить всю жизнь. Есть еще радость дружбы, радость духовного общения, радость совместного труда, воспитания детей.
Поженились — целуйтесь на здоровье!
Когда вы утвердились в своем решении связать жизнь с этой девушкой, вас благословил Бог и родители – тогда после венчания можно запускать все механизмы, целуйтесь на здоровье! Может быть не стоит это делать напоказ. У нас на приходских свадьбах не кричат «горько», и молодожены ведут себя сдержанно. А до венчания нужно избегать всего, что может усилить плотские чувства и привести к тяжелому греху.
Некоторые говорят: «Надо попробовать заранее, получится или нет». Это совершенно не христианский подход. О том, чтобы «все получилось», можно и нужно молиться Богу. И мы молимся при совершении таинства брака о единстве душ и телес.
Но телесные отношения часто бывают источником скорби в браке. Со временем кому-то из супругов они приедаются, становятся не нужны, а кому-то наоборот. Здесь обязательно будут какие-то нестыковки. Не надо этого бояться.
Просто не делайте эту сторону брака доминирующей.
Если плотские желания начинают культивироваться до вступления в брак, человек теряет целомудрие, целостность сознания, становится однобоким. В нем умаляется духовная, душевная составляющая его человеческой природы. Ум и высшие чувства замутняются блудной страстью. Брак основывается не на настоящей, самоотверженной любви, а на стремлении удовлетворить плоть. Я думаю, что это главная причина разрушения семьи в наше время.
Поэтому важно до вступления в брак развивать дружеские, доверительные человеческие отношения. Тогда плотской аспект станет их естественным завершением и займет правильное, подобающее ему место во всем спектре семейных отношений.
Блудная страсть – темная безлунная ночь, она давит своей тяжестью душу, делает человека рабом взбунтовавшейся плоти, лишает свободы, отторгает от общения с Богом, погружает в беспросветный мрак нечистоты. Близкие отношения супругов благословляются Богом, выражают их стремление к полному единству, обретают смысл в зачатии плода любви – ребенка. Здесь плоть следует за душой, в огне любви очищается, и служит выражением любви.
Радость близких супружеских отношений, одухотворенных любовью к самому близкому в мире человеку, и не снилась блудникам и блудницам, у которых все удовольствие сводится к удовлетворению плотской нужды.
Первая обязанность мужа
Помните, что ваша первая обязанность как мужа – любить жену. Женщины – они другие. Они умеют сильнее любить, они более нежные, часто более верные. У них красивая, подвижная душа. Они более внимательные, более заботливые. И более хрупкие, немощные.
Мужчина, который собирается жениться, должен заранее быть готовым свою жену охранять, понимать ее слабости, терпеть ее недостатки, выслушивать ее переживания, утешать ее.
Нужно быть твердым в принципиальных вопросах, а в мелочах – пусть делает, как ей нравится. Хочет по-другому — пожалуйста.
У жены непременно должна быть сфера деятельности, в которой она все решает сама.
С маленькими детьми, например, пусть занимается, как считает нужным. Не ввязывайтесь. Подрастут, будете с ними заниматься, рассказывать, объяснять и т.д. А пока они еще груднички, оставьте жене возможность принимать решения самой. Поддерживайте ее.
Не бойтесь быть ласковыми
Когда вы только знакомитесь с девушкой, вы готовы с ней разговаривать часами. А когда она становится вашей женой, оказывается, что вам интереснее пойти к друзьям.
Но жены очень ждут внимания мужа. Они жалуются мне на исповеди: «Придет домой – молчит, ни слова не говорит».
Перед тем, как входить в дом, постойте на площадке, три раза прочитайте «Отче наш».
Что бы ни произошло днем на работе, домой вы должны прийти радостным, обнять жену.
Можно подарить ей букет цветов, шоколадку или что она любит.
Подарки жене нужно дарить не только на день рождения, а почаще, чтобы как-то ее поддержать. Потому что дома с детьми ей будет очень трудно.
Вы на работе, там у вас друзья и знакомые, может, вы и не работали, а сидели весь день в интернете. У вас там интересная жизнь, а у жены каждый день все одно и тоже – дети, уборка, кухня.
Это не так легко для современной женщины.
Поэтому дома вы должны жену поддерживать, помочь посуду помыть, убраться. Не говорить, что «это женское дело, мое дело – работать, твое дело – домом заниматься». Это неправильно. Традиционное распределение гендерных ролей сейчас не работает.
Не бойтесь быть другим – не бойтесь быть ласковым, нежным, заботливым и помогать жене. Приходя домой, не требуйте от жены услуг себе. Обязательно разговаривайте с ней.
Вы наговорились на работе, а ей не с кем было дома поговорить. И не ругайтесь, что она много говорит по телефону: у женщин большая потребность в разговорах, чем у нас с вами.
Должен отметить, что бывает и по-другому. Одна женщина мне жаловалась, что муж, придя домой, пристает к ней с разговорами и вопросами, а она хочет отдохнуть. Поэтому, мой совет побольше говорить, общаться с женой – не безусловный. Нужно понять, чем ее можно порадовать — разговором или молчанием, и выбрать то, что ей сейчас нужно.
Не надо сразу искоренять недостатки
Действуйте не спеша.
Один человек мне рассказывал, что его жена со временем стала храпеть. Первое время он ее будил, а потом подумал: «Я ее бужу, а ведь она устала. Лучше я потерплю немножко.
Пусть я не посплю – она зато выспится». И перестал ее будить.
Он мне рассказывал, что очень хорошо ему стало на душе, как будто он совершил какой-то аскетический подвиг. Даже такие небольшие подвиги жертвенной любви очень важны в семейной жизни. И семья будет укрепляться. К слову сказать, по его молитвам жена храпеть перестала.
Позаботьтесь о том, чтобы жена отдыхала
Не препятствуйте допустимым развлечениям своей жены.
Женщины любят ходить в магазины и делать покупки. И пусть ходит, вам не обязательно с ней вместе ходить, можно в машине посидеть, подождать, пока она вернется.
Важно понимать, что для жены — это отдых, возможность отвлечься от домашней рутины. Может, это не совсем правильно, но вот так женщины развлекаются, отдыхают.
Еще вариант отдыха для некоторых женщин — в интернете что-то почитать. Главное, чтобы на целый день она туда не уходила. Для этого не давайте жене плохого примера, сами старайтесь не засиживаться в сети. Я видел семьи, где у каждого — свой планшет, они сидят, чай пьют, и каждый что-то смотрит в своем планшете. Боюсь, никакого общения в этой семье не получается.
Не уклоняйтесь от деторождения
В браке детей должно быть столько, сколько Бог даст. Обсудить эту тему с женой нужно еще до брака, чтобы она была к этому готова. Узнайте заранее, согласна ли она. Жить иначе – грех.
Рождение детей – это для женщины спасение. Она, может быть, теряет внешнюю красоту, но приобретает красоту внутреннюю — красоту души. Многодетные мамы – очень мудрые женщины, очень хорошие, надежные, замечательные, удивительные люди.
Вынашивая ребенка, женщина совершает тяжелый труд. Это нужно помнить. В период беременности женщина становится раздражительной, нервной, легко срывается. Нужно быть с ней особенно осторожным, ласковым, нежным. Особенно потерпеть ее в этот период.
Зато, когда жена родит ребенка, она так расцветет – вы просто не нарадуетесь. Такие замечательные после родов бывают женщины – удивительно красивые, удивительно благодушные, удивительно радостные. И сам ребенок тоже радость приносит в семью. Каждый новый ребенок – совершенно новый человек, ни на кого не похожий, особенный.
Останьтесь дома и молитесь
Рожать дома я бы своей жене не разрешил. Бывают очень печальные случаи. И в роддоме присутствовать на родах, я думаю, мужу не стоит. Даже если жена очень просит. Лучше от этого уклониться. Я был однажды при родах, когда была опасность, что ребенок умрет, и его надо было сразу покрестить. Зрелище не для слабонервных.
Вам в это время надо молиться. Не то, что отправил жену рожать и с друзьями пошел отмечать. Нет. Это время нужно провести в молитве: молиться Богу, читать канон Божьей Матери, приготовить дом к приходу жены, звонить ей. Но присутствовать на родах не стоит.
В период беременности можно обсудить с женой этот вопрос и договориться. Можно вместе готовиться к родам, ходить вдвоем на курсы, но потом остаться дома и помолиться.
Не давайте поводов для ревности
Будьте очень осторожны в общении с другими женщинами. Не давайте поводов для ревности. Чтобы вас нельзя было даже заподозрить в чем-то. Потому что, если вы будете свободно себя вести в общении с другими женщинами, может показаться, что вы пренебрегаете женой, и вас интересует кто-то другой.
Пока вы не женились, друзья для вас на первом месте. Но когда вы женитесь, на первом месте для вас всегда будет жена.
Можно ходить в гости и одному, встречаться с друзьями, но подумайте, что в это время будет делать ваша жена? Если она будет скучать, то время, проведенное с друзьями, вам придется сократить.
Жену нужно любить больше, чем друзей, больше, чем работу, больше, чем других родственников.
Если у нее есть свои развлечения и свои подруги, то можно разделиться на время и провести вечер или выходные отдельно. Я знаю, что некоторые многодетные мамы очень радуются возможности побыть дома в одиночестве, но, конечно, нужно устраивать и совместный отдых.
В браке человек становится самим собой
Брак разрешает многие проблемы, но появляются новые. Брак – это не решение всех проблем, а перевод жизни в другое качество. В браке человек становится самим собой.
Брак дает человеку возможность узнать себя. Когда появляется «альтер эго» – жена – в ней вы видите отражение себя.
В семейном человеке — муже — развиваются качества, которые без жены, данной ему Богом, развить в себе невозможно.
За жену нужно быть готовым умереть
Когда вы выбираете жену, нужно понимать, что за эту женщину вы должны быть готовы умереть. Но рисковать своей жизнь зря не стоит. Если вы умрете и она останется одна или с детками – на ее долю выпадут тяжелые испытания. Мужчине легче одному прожить, чем женщине. Раньше вдовы даже были особой категорией страждущих, которым Церковь особенно помогала.
Конечно, ваше жертвенное отношение к жене не должно выражаться только в словах, но и в делах, в молитвах, в готовности действительно положить за нее свою жизнь и сделать все для нее. Об этом не нужно специально говорить, но внутренне нужно на это настроиться.
Вы должны понимать, что жену вы выбираете один раз, и другой жены у вас не будет. Священники вообще не имеют права жениться второй раз. Церковь допускает вдовствующему мужчине, ради детей, найти другую жену. Но все-таки лучше, чтобы брак был единственным.
Лучше сохранить верность жене и верить, что в Царствии Небесном ваши семейные отношения преобразятся и радость любви преумножится.
______
епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
Вера и неверие: тайна обращения человека к Богу
В 2009 году в Лондоне на 800 городских автобусах были размещены плакаты с надписью: «По всей вероятности, Бога нет. Так что не волнуйтесь и радуйтесь жизни». В ответ на это православные христиане Лондона разместили на других автобусах надпись: «Бог есть, поверьте! Не беспокойтесь и радуйтесь жизни!» На чьей же стороне правда? И почему одни люди обращаются к Богу, а другие бегут от Него? Почему для одних Господь Бог очевиден так же, как сама наша жизнь, а для других нет?
Фото: Э.Гатауллин
Казалось бы, в страданиях люди должны обращаться к Богу, но многие, страдая, обращаются к алкоголю, а про Бога совершенно не вспоминают. Уже в Священном Писании мы видим две противоположных реакции на призвание Господа. Так, апостолы Иоанн и Иаков, простые рыбаки, услышав слово Христа, тотчас оставили лодку, оставили отца и последовали за Господом (см.: Мф. 4: 21–22), а богатый юноша, которому Спаситель сказал: «Следуй за Мной», – как сказано в Евангелии, смутившись, отошел от Него с печалью (см.: Мф. 19: 16–22; Мк. 10: 17–22).
Действительно, обращение человека к Богу всегда загадка. Люди вроде бы живут в одних и тех же социальных и культурных условиях, но подчас совершенно по-разному относятся к вере.
Чтобы понять суть этой проблемы, попытаемся сначала выяснить, что такое неверие, атеизм.
Вообще, на мой лично взгляд, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, так сказать атеизм по недоразумению, когда ребенок просто был так воспитан и потому он не имеет представления о мире духовном. Такие люди способны поступать по-христиански, хотя вроде бы их этому никто не учил. В определенный момент такой человек может легко (в каком-то смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится как сокровище, которое находилось в забвении, но не было утрачено полностью. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле жизни, при созерцании природы, при обращении внимания на пример жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.
Второй вид неверия есть атеизм идейный: это какая-то внутренняя агрессия, неприязнь к духовному, так что человек отворачивается от Бога, как тот, у кого больные глаза, отворачивается от солнца. Причем сам атеист порой не понимает существа своего атеизма.
Митрополит Антоний Сурожский в диалоге об атеизме и последнем суде рассказывает о бывшем атеисте, ставшем впоследствии священнослужителем. Мне эта история представляется особенно показательной. Главный герой повествования, Александр, был умным, интеллигентным и образованным человеком, жившим сначала в России, а потом в Париже. Как и многие другие в его время, он был безбожником и считал себя слишком культурным и развитым, чтобы даже подумать о вере. Как-то он разговорился с сельским священником, не имевшим никакого высшего образования. Этот священник его долго слушал, а потом сказал ему две истины: «Во-первых, Саша, не так уж важно, что ты в Бога не веришь. Замечательно то, что Бог в тебя верит (то есть ты еще не окончательно погиб для вечной жизни). И второе: а ты, Саша, пойди-ка домой и подумай, в какой момент и почему ты потерял веру, в какой момент тебе оказалось нужным, чтобы Бога не было».
Александр вернулся домой озадаченным. Он удивился самой постановке вопроса, самому подходу священника к этой теме. Потому что при этой случайной встрече с батюшкой он ожидал услышать миссионерскую речь или указания читать какие-то трактаты, а вместо этого он услышал: пойди и постарайся сам разобраться. Ему почему-то вдруг захотелось это сделать, подумалось: «А может быть, попробовать? Ну-ка посмотрю, что там у меня было в жизни раньше…»
Сначала он подумал, что причины неверия в его университетском образовании, потом стал искать их в более ранних периодах жизни. Так он добрался до своего детства, до времени, когда ему было 6 лет. А что же произошло тогда? Он жил в одном из городов России, был милым мальчиком, каждое воскресенье ходил в церковь, причем становился посреди храма впереди других и молился Богу. Каждое воскресенье родители давали ему 1 копейку, которую он должен был положить в шапку нищего слепого, и он ее клал и шел в церковь с чувством, что совершил доброе дело, выказал любовь, внимание и теперь может пойти к Богу с чистой совестью. Как-то перед Рождеством он гулял с матерью по городу, и они зашли в магазин, где продавалась чудная деревянная лошадка, стоившая 6 копеек. Саша попросил маму купить ее, но она отказалась, и он вернулся домой очень огорченным. А в следующее воскресенье, когда он, идя в церковь, поравнялся с нищим, то подумал, что если шесть раз он не даст ему копейки, то сможет купить себе лошадку сам. И копейки он в тот раз не дал.
Так он поступил четыре раза, а на пятый подумал: «А что если мне взять у нищего одну копейку, тогда я смогу еще раньше купить эту лошадку». И на этот раз он тихонько украл у нищего слепого копейку. После этого он вошел в храм и вдруг почувствовал, что уже не может стоять впереди: вдруг Бог его заметит, – и он ушел в какой-то угол. Теперь Саша чувствовал, что ему как-то плохо, что ему надо бы от Бога как-то скрываться. А тут как раз вернулся из университета его старший брат, который там нахватался безбожного учения, и принялся доказывать, что Бога нет. И маленький Саша ухватился за эту мысль как за соломинку, на которой думал спастись: «Если Бога нет, то совершенно неважно, что я украл эту копейку и не положил пяти». С этого-то времени и началось в нем безбожие. Учение о том, что Бога нет, он воспринял как единственное спасение от укоров совести.
Приведенный рассказ весьма показателен. Он наглядно представляет, что неверие, атеизм – это, прежде всего, попытка скрыться от Бога, спрятаться, как бы закрыть руками глаза и сказать: «Бога нет», подобно тому как мы порой пытаемся спрятаться от своей собственной совести, а совесть – голос Божий в человеке. Из Священного Писания известно, что впервые подобное произошло еще в раю, когда люди, согрешив, нарушив заповедь Божию, пытались спрятаться от лица Божия – как бы они не видят Бога, как бы никакого Бога вовсе и нет. Господь, обращаясь к Адаму, говорит: «Адам, где ты?» А он отвечает: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3: 9–10). Вот эта греховная нагота, обнажение от благодати Божией заставляет человека скрываться от Бога.
Но причина не только в этом. На протяжении всей истории атеизм – это еще и попытка убедить себя в том, что Бога нет, ради оправдания своих греховных пристрастий. Это отрицание не обязательно начинается в разуме или рассудке, но чаще всего происходит где-то в глубинах падшей души, в нашем сердце. Атеист как бы рассуждает: «Если Бога нет, то мне за мои грехи ничего не будет, потому что живу я один раз, и лучше пожить в свое удовольствие, а что будет с душой после телесной смерти, мне не интересно. Если Бога нет, то что мне пользы от добродетели? Материальные блага можно пощупать, а добродетель – что это за сокровище?» И, опять-таки, все это возникает стихийно в глубинах падшего духа, а уже затем может оформляться в виде логически стройного материалистического мировоззрения.
Так вот, если неверие – это попытка скрыться от Бога для оправдания своих грехов, то вера – это обратный путь, возвращение к Богу с желанием очиститься от грехов. Но чтобы вернуться, надо знать путь, а для этого нужен поиск. И очень часто человек приходит к вере потому, что его душа вдруг чувствует некий зов, необходимость поиска. Человек еще не понимает, что ему не хватает Бога, но он уже ощущает, что обыденность его не удовлетворяет. Начинается своего рода поиск смысла жизни, поскольку вдруг обнаруживается бессмысленность нашей земной суеты. Хочется к этому добавить, что обычно люди ищут смысл жизни не с помощью рационального, логического рассуждения, а интуитивно, как некую внутреннюю потребность.
В конце XX века в печати была опубликована статья о печальной участи сына одного американского миллионера. В этой статье говорилось о том, что один преуспевающий в жизни молодой человек, сын миллионера, в расцвете сил и благополучия кончил жизнь самоубийством. При нем была обнаружена записка следующего содержания: «Взял от жизни все, не нашел в ней ничего интересного, ухожу из жизни добровольно». Конечно, у этого молодого человека были самые лучшие автомобили, дорогие виллы; его окружали самые красивые женщины. Словом, он имел все, о чем только может мечтать современный человек. И вдруг такой печальный итог. Значит, при всем изобилии его душе чего-то не хватало, чего-то самого главного. Он просто получил несколько раньше то, к чему стремится большинство людей, и увидел, что в этих достижениях нет совершенно ничего особенного. Как признается герой А.С. Пушкина Евгений Онегин:
Я молод, жизнь во мне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска…
В нашей жизни часто бывает так: нам кажется, что, сделав удачную покупку, добившись выгодного места работы, высокой зарплаты, хорошего положения в обществе и т.д., мы наконец-то успокоимся, обретем что-то важное. Но едва добиваемся всего этого, как оказывается, что ничего в этом особенного нет, и нам опять чего-то не хватает, ощущается какая-то пустота. Мы стремимся к неуловимому благу, к полноте жизни, как к манящему горизонту, до которого никак не добраться. Потому что душа человека такова, что насытить ее сможет только Бог. Только бесконечный Бог сможет насытить бесконечные глубины нашего сердца.
Святые отцы говорят, что душа человека подобна подсолнуху, который всегда своим цветком обращается к солнцу, – и сердце так же стремится к Богу, тоскует и увядает без света духовного. На самом деле нет таких людей, которые никогда не испытывали внутренней тяги к духовному, у которых никогда не болела душа, так что они не нуждались бы в Боге. Просто мы видим многих людей лишь на определенном этапе их жизненного пути и по своей ограниченности полагаем, что они никогда не почувствуют жажды духовного и не изменятся к лучшему.
Часто обратиться к вере помогает кризисная ситуация в жизни, сильная скорбь, соприкосновение со смертью, когда вдруг открывается, что не все так, как нам представлялось раньше, и человеку хочется, чтобы было что-то, что превышает рамки нашего материального мира.
Духовный писатель XX века Н.Е. Пестов, у которого сын погиб в конце Второй мировой войны, приводит свидетельство одного из связистов, принимавших по радио боевые донесения русских военных летчиков. Этот связист говорил, что многие летчики, никак не проявлявшие своей веры, когда они бывали подбиты врагом и их самолет, объятый пламенем, падал, вдруг начинали молиться: «Господи, приими мою душу», – это было слышно по радиосвязи.
Дело в том, что критическая ситуация – это такое событие в жизни, когда отпадает вся шелуха и человек остается наедине с собой. Исчезает все наносное, снимается маска, которую мы надеваем на себя, играя в жизни определенную роль. Душа, став наконец сама собой, прозревает. Что же она прозревает? То, что существует духовный мир и что человек – это не центр мироздания, что у нас есть Небесный Отец, без Которого наша жизнь счастливой не будет.
Конечно, сколько людей, столько бывает и путей к Богу. Кто-то обращается к вере через изучение природы. Некоторых Создатель привлекает к Себе посредством явных чудес: человеку грозила смерть, неминуемая беда, неизлечимая болезнь, и вдруг все благополучно разрешилось без видимых земных причин. В этом случае точно дается знать, что помощь подал именно Всевышний.
Но, как бы то ни было, если в человеке не произойдет внутренний переворот, переоценка ценностей, а точнее, если не произойдет пробуждение его души, ее перерождение, верующим он не станет ни при каких аргументах.
Почему же далеко не у всех людей совершается подобное душевное прозрение?
Часто вера у человека спрятана где-то в глубинах души, а поскольку он привык жить только внешним, все время торопится, суетится, спешит и ему некогда побыть наедине с самим собой, то он и не замечает веры. Современный человек привык где-то «функционировать», он хочет быть втянутым в «грандиозные» земные планы по устроению своей судьбы – задуматься и остановиться нет возможности ни на одно мгновение. И только когда перед ним падают обломки земного счастья, которое он пытался создать, когда он наконец остается наедине с самим собой, в нем может пробудиться вера в Бога.
Мне очень нравится такое сравнение. Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека вся внешняя суета, спешка, впечатления, мирские удовольствия не дают услышать звуков духовной жизни и голоса собственной веры, сокрытой в душе. Такие люди видят храмы, видят проявление веры в жизни других людей, но не слышат голоса веры в своем собственном сердце.
Кто долго находится в замкнутом, сумрачном помещении, тот отвыкает от света, его зрение притупляется, становится неспособным смотреть вдаль. Так и замкнутость на одних земных интересах убивает в душе стремление к Богу; вера для такого бывает чем-то чрезмерно далеким.
Впрочем, и среди самого внешнего шума человек может чувствовать призвание Божие. Он даже и сам не понимает, чего ему не хватает, но ощущает какую-то неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, необходимость высшего смысла и правды. И только спустя много лет такой человек начинает вдруг понимать, что все это время ему не хватало Бога.
В любом случае, вера в Бога есть особое пробуждение души, когда она становится чуткой к более возвышенному миру. Это подобно тому, как в ребенке просыпается музыкальное дарование, и он вдруг открывает, что существуют удивительные последовательности звуков, или дар художественный, когда ребенок начинает понимать гармонию цветов. Но если дар музыканта или художника дается не всякому, то вера в Бога – потребность души каждого человека.
Блаженный Августин как-то сказал: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» (Исповедь. 1: 1). И в общем-то поиск человеком счастья, радости и полноты жизни на самом деле является жаждой Бога. Чего бы человек ни достиг, если он без Бога, всего ему будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то и малым довольствуется. Именно вера в Бога дает душе тот долгожданный покой, которого ищет человеческое сердце.
О вере и неверии
- Человек перед Богом Антоний, митрополит Сурожский
- Человек перед Богом Антоний, митрополит Сурожский
- Почему нам трудно поверить в Бога? прот. А. Мень
- Почему нам трудно поверить в Бога? прот. А. Мень
- О бессмертии протоиерей Валентин Свенцицкий
- О бессмертии протоиерей Валентин Свенцицкий
- О вере, неверии и сомнении митрополит Вениамин
- О вере, неверии и сомнении митрополит Вениамин
- Найти Бога иеромонах Сергий (Рыбко)
- Найти Бога иеромонах Сергий (Рыбко)
- О вере и неверии священник Димитрий Байбаков
- О вере и неверии священник Димитрий Байбаков
- Путь разума в поисках истины проф. А.И. Осипов
- Путь разума в поисках истины проф. А.И. Осипов
- О вере. Об откровении прот. Александр Шмеман
- О вере. Об откровении прот. Александр Шмеман
- Беседы о вере архиепископ Нафанаил (Львов)
- Беседы о вере архиепископ Нафанаил (Львов)
- Небеса, по которым мы так тоскуем Питер Крифт
- Небеса, по которым мы так тоскуем Питер Крифт
- Истина и идолы. Ложь современного атеизма Ирина Силуянова
- Истина и идолы. Ложь современного атеизма Ирина Силуянова
- Непознанный мир веры
- Непознанный мир веры
- Миссионерские письма святитель Николай Сербский
- Миссионерские письма святитель Николай Сербский
- Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом Ф.Е. Мельников (С. Лавров)
- Яко с нами Бог, или Диспут с атеистом Ф.Е. Мельников (С. Лавров)
- Путь осознанной веры свящ. Георгий Завершинский
- Путь осознанной веры свящ. Георгий Завершинский
- Диалог верующего с неверующим митр. Сурожский Антоний
- Диалог верующего с неверующим митр. Сурожский Антоний
- «Аще забуду тебе, Иерусалиме» иеромонах Серафим (Роуз)
- «Аще забуду тебе, Иерусалиме» иеромонах Серафим (Роуз)
- Вера и разум Сборник
- Вера и разум Сборник
- С нами Бог Семён Людвигович Франк
- С нами Бог Семён Людвигович Франк
- Вера в горниле Сомнений М.М. Дунаев
- Вера в горниле Сомнений М.М. Дунаев
- Как мы веруем Павел, архиепископ Финляндский
- Как мы веруем Павел, архиепископ Финляндский
ВЕРА И БЕЗВЕРИЕ
Статьи — Вера и Неверие
Нам, грешным, не дано знать, что именно движет безверием каждой отдельно взятой личности: то ли полная онемелость и атрофия метафизического чувства, то ли явная или скрытая гордыня, то ли жуткий страх ответственности за гробом, то ли непреходящая жажда удовольствий («сладость греха»), то ли полный сердечный холод, сковавший многослойным льдом сердце, волю и разум, то ли врожденное верхоглядство, никогда не утруждающее себя снизойти до попытки понимания сути вещей.
Однако все это лишь поиски причин, но, как нам представляется, вопрос о неверии стоит даже выше причин: он в каком-то смысле беспричинен и коренится в экзистенциальной пучине личности.
Неверие — это такая же тайна для верующего, как и вера в Бога для атеиста: такое непростительное проявление глупости и слабости, как вера, всегда вызывает у последнего либо чувство презрения, либо ощущение брезгливости, либо состояние высокомерной снисходительности, называемой ныне «толерантностью».
Глубину слоя вечной мерзлоты неверия, под которым изнывает Образ Божий в душе человека, нельзя измерить рулеткой, невозможно «пробурить» никакими человеческими средствами, ибо сам этот слой подобен канцерогенному образованию в организме, раковой опухоли, неизвестно откуда происшедшей и неведомо отчего разрастающейся. Никакая трагическая цепочка внешних событий в жизни человека, никакая затхлая атмосфера всеобщей бессмыслицы и наглой несправедливости не могут гарантировать обращения личности к Смыслу, равно как и никакое сызмальства усвоенное религиозное воспитание порою не может оградить мертвеющую душу от шаткости веры и отпадения от Бога. Главные проповедники светского, «теоретического» атеизма в Европе — от Диагора Мелийского и Лукреция Кара до Гольбаха, Дидро, Фейербаха, Маркса и Прудона, прямо декларировавшего, что идея Божества существенно враждебна нашей природе, что каждый обязан быть атеистом, что «религия будущего есть безрелигиозность», — так или иначе объясняют происхождение религии социальными условиями. Марксово «религия есть вздох угнетенной твари» — объемная, концентрированная фраза, раскрывающая суть взглядов теоретиков безбожия. Но почему-то одних людей череда тягот и страданий, жизненный крах и т. п. приводят к вере в Бога или к укреплению веры, которая по мере давления жизненных обстоятельств на личность только возрастает, очищается, оживляется, углубляется; другие ничему не научаются и продолжают культивировать свои ценности и установки несмотря ни на что; а третьи, наиболее слабые и чувствительные, погружаются в разнузданность, пьянство, наркотики, доходят до самоубийства, приходят в конце концов к люмпенизации и даже полному вырождению. Можно с абсолютной уверенностью утверждать: социальные условия и их резкое изменение к худшему, как правило, не могут кардинально поколебать жизненные установки человека, возжечь или погасить веру в Бога в его душе. Если бы дело обстояло строго по Марксу, то люмпенизация и бомжество гарантировали бы Царствие Небесное с железной необходимостью, а богатство раз и навсегда закрывало бы ворота рая, что абсолютно противоречит всей двухтысячелетней практике христианства.
Наконец, следует отметить, что мировоззренчески последовательный атеизм как чистая форма сознания встречается в жизни крайне редко. Все теоретики атеизма не страдали излишней совестливостью и нравственной чистоплотностью. Напротив, честолюбие, тщеславие, властолюбие, нетерпимость и т. п. были константами их личного бытия. В отличие от «классиков», их сторонники и последователи отличались, как правило, религиозными чертами характера.
Характеризуя русскую интеллигенцию рубежа веков, С.Н.Булгаков, с одной стороны, отмечает массовую индифферентность ее к религии и материалистическую веру в науку, сопряженную со стремлением «устроиться без Бога навсегда и окончательно» (Ф.М.Достоевский); с другой стороны, этим людям присуще самочувствие «мученичества и исповедничества», вины перед народом, мессианизма и героизма, одержимости, самогипноза и фанатизма. Более того, развивая ценности гуманистического атеизма, русский интеллигент все более отвергает бога и по мере этого самообожествляется. Эпигоны безбожной идеологизации бытия, не говоря уже о широких народных массах, вовлеченных в движение и ослепленных идеологическими заморочками, всегда несколько «разжижают» теорию своих учителей-основателей, разбавляя ее псевдорелигиозными элементами: суевериями, магией, медитациями, оккультизмом и т. п.
Но от этого она не становится менее опасной. Хитросплетения и без того запутавшегося сознания поражают сочетаниями подчас взаимоисключающих точек зрения. Современный человек как раз и состоит из таких противоположных «мнений». Их совместное проживание в душе не осознается самим этим человеком: изнутри себя ему кажется, что мировоззрение его целостно и последовательно. Эта подмена разорванности сознания псевдоцелостностью имеет целью не дать глубинному «я» органично развиваться. Зло, скрываясь под видом справедливости и доброжелательства, разрушает «я», дробит его на части, обезличивает, увлекает его в сторону от Бога. Неприкаянная, порабощенная фантазмами свобода мечется в плюралистическом угаре, попадает в сети бесчисленных зазывал, беспрестанно галдящих на «рынке религий» — этом торжище всякой всячиной, вынесенной, как известно, Самим Христом из храма сразу после Его торжественного входа в Иерусалим. Все, что мешает очищению, должно быть вынесено вон из храма души. Но именно все это нынче культивируется в России, объявляется главными ценностями и достижениями человечества. «Правда в мире распинается», и книжники оказываются заодно с меновщиками и торговцами, хотя исходят в своих желаниях из совершенно разных мотивов. Не то же ли самое происходит нынче в России в отношении «прогрессивной» части интеллигенции и союзных ей пропагандистов рынка и либеральных (а по сути — чисто экономических и политических) ценностей? Не уводят ли и те, и другие от главного, вечного, не желают ли они учредить чисто светские отношения в государстве и обществе, каждый раз при этом демонстрируя свою лояльность в отношении религии? Одно очевидно: оковы неверия, полуверы, псевдоверы, суеверия крепко держат Россию, население которой в массе своей остается вне Церкви и ради улучшения благосостояния, в сущности, готово на устроение торжища на всей территории нашей страны. Все это уже завело всех нас в такие изгибы истории, мировоззренческие тупики и духовные катаклизмы, из которых с помощью Божией можно выбраться только через глубокое внутреннее покаяние и обращение на деле к истинной вере.
Примечания
1. По данным многочисленных социологических опросов, более 40% населения считают себя православными, более 60% желают, чтобы их дети учились в православных школах, гимназиях, лицеях. А вот сколько процентов людей от общего числа наших граждан можно считать более или менее воцерковленными? Объективные исследования говорят, что, как это ни прискорбно, не более 5%, и цифра эта сегодня почти не растет.
2. Такие возвышенные цели, как «вера в добро и красоту», «жажда и необходимость творчества по причине извечной тяги к новизне», «всеобщее экономическое процветание», «права и свободы человека» и т. п., — это тип существования неверующего (полуверующего, почти неверующего) человека. Если такой человек к тому же пытается вести нравственный образ жизни, творить в культуре, строить нормальные отношения в обществе и государстве, то он резко отличается от столь часто встречающегося бытового атеизма, всегда почти сопряженного с безнравственностью.
Вот живой пример рассуждений и поступков бытового атеиста: «Что человек, что собака — все едино… Подохнут — одна падаль останется… Нет Бога. Какой там Бог? Нынче только дураки в Бога верят. Никакого Бога, никакой Божией Матери нету. Ешь, пей, гуляй с девками всласть — вот и все, братцы…» (Родионов И. Наше преступление (не бред, а быль). Из современной народной жизни. СПб., 1910. С. 123-124). Такие рассуждения не только плод личной фантазии, но и порождение духа просветительства в России. По сути и на деле «возвышенный» атеизм учреждает свои высоконравственные идеалы, исходя, несомненно, из мировоззренчески ущербной, разорванной веры. Ведь надо же как-нибудь, упершись разумом в безверие, оправдать атеистические мораль, культуру, свою деятельность ради «благодарной памяти потомков», что, конечно, по главному счету бессмысленно в плане грядущего неминуемого исчезновения мира и человечества вместе с его короткой и крайне изменчивой памятью о себе самом.
3. Ньютон признается проповеднику Бейли: «Когда я создавал Трактат, я все время имел в виду такие принципы, которые приемлемы для верующего человека… Развиваемая в связи с этим концепция Провидения как закона, управляющего природой и обществом, была направлена против учения Гоббса и неоэпикурейцев о том, что все в природе есть результат случайных соединений движущихся частиц материи». Эйнштейн констатирует: «В наш материалистический век серьезными учеными могут быть только глубоко религиозные люди…
Моя религия — глубоко эмоциональная уверенность в высшей степени логической стройности устройства Вселенной, это и есть моя идея Бога».
Ныне власть имущие и их по преимуществу либеральное окружение делятся на сочувствующих, толерантно-безразличных и злобствующих (явно или открыто). Сам дух, царящий во властных элитах, причем во властных элитах всех уровней и департаментов, — это в основе своей дух вынужденной терпимости к «косным ортодоксам и традиционалистам», к фундаменталистам всех мастей, пришедшим в видимое бытие взамен коммунистов и благодаря враждебному отношению нынешних властей к последним, ибо они — главные земные антиподы либерал-демократов.
Это — «близнецы-братья», презирающие и ненавидящие друг друга. Человек православный — чуждый, чужой человек как в коммунистической, так и в либеральной среде, хотя и те, и другие делают, глядя на христиан, хорошую мину при плохой игре. И те, и другие считают себя гуманистами, то есть последователями атеистической по своей сути идеологии. Им ясно, что подлинно православный человек никогда не признает их главные, чисто социальные ценности смыслом своей жизни. Поэтому непрекращающийся либеральный сыск» с присущей ему проверкой на либеральную благонадежность в первую очередь осуществляется в отношении политических противников, но всегда готов проявить себя в отношении духовно чуждых, по сути, антилиберальных элементов.
Александр Ладной