Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

Цивильский женский монастырь

02.06.2019 by admin

Содержание

  • 5 часть: Тихвинский Богородицкий женский монастырь
    • (12 июня) 5 часть: Тихвинский Богородицкий женский монастырь
  • История
    • Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря
    • Вознесенский Тихвинский мужской монастырь
    • Тихвинский Богородицкий женский монастырь
  • Сооружения монастыря
    • Собор Тихвинской иконы Божией Матери
    • Церковь священномученика Харлампия
    • Часовня
    • Настоятельский корпус
    • Святые врата
  • История
    • Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря
    • Вознесенский Тихвинский мужской монастырь
    • Тихвинский Богородицкий женский монастырь
  • Тихвинский Богородицкий женский монастырь Епархиальный женский монастырь
    • Интересные материалы:

5 часть: Тихвинский Богородицкий женский монастырь

(12 июня) 5 часть: Тихвинский Богородицкий женский монастырь

Утро 6 часов. Завтракаем в трапезной. Надо уезжать. Мне жаль, что я не могла осмотреть подробнее территорию монастыря. Собираемся у арочного выхода монастыря с вещами. Я последний раз иду с фотоаппаратом, чтобы сделать снимки.

Здесь Ротонда на месте захоронения игумена Авраамия. И вот мы идём на пристань.

На берегу нас встречает стадо коров. Животные совсем не боятся, и их приходится разгонять. В ожидании на берегу, подходим близко к воде. Здесь протекают воды реки Волги. Вода прозрачная и хорошо видно песчаное дно. Вот подплыл наш паром, и мы садимся с вещами. Плывём обратно. Наш сказочный полуостров удаляется вдаль.

Далее наш путь уже на автобусе до г. Цивильск. Едем в Тихвинский Богородицкий женский монастырь, что находится на берегу старого русла реки Большой Цивиль. Название монастырю дано в честь Чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, которая, по преданию, спасла город в 1670 г. от разгрома отряда разинцев. Самым монументальным строением монастырского комплекса является каменный собор Тихвинской иконы Божией Матери. Рядом с ним приютилась деревянная церковь, которая словно сказочный терем, выполнена из резного дерева. (Фото из интернета).

Сначала проходим в небольшую церковь, смотрим на древние иконы, среди них есть мироточивые. Главная святыня – чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.

К обеду состоялась трапеза и после нее у нашей группы опять послушание. Некоторые паломники остались в трапезной, немногочисленным мужчинам досталась мужская работа, а остальным предстояло сделать крестный ход вокруг монастыря. Я пошла в крестный ход. Погода стояла по-прежнему очень жаркая. И вот мы выходим из главных ворот, и идём по узкому тротуару налево. Идущие впереди паломники читают молитвы. Читать будет каждый паломник. Поэтому передают из рук в руки молитвы на листках бумаги. Я оглядываю окрестности вокруг. Справа тянутся поля. А слева вижу огороды монастыря, на которых трудятся женщины наши паломницы. Мы проходим далее и опять поворачиваем налево. Теперь справа от нас течёт многоводная река, а слева красуется храм.

Я мысленно читаю молитвы и любуюсь красотой окружающей природы. Вскоре мы опять свернули налево. Очередь чтения молитв дошла и до меня. Я громко читаю, и от волнения запинаюсь, местами, неправильно читая слова. Рядом со мной идёт мальчик лет 10-12. Он тоже читает в порядке очереди. Наконец наш крестный ход входит в ворота монастыря возвращаясь к храму. Теперь у нас небольшой перерыв, и нам разрешено побыть в храме, написать записки, поставить свечи. Далее нам опять предлагают помочь в прополке клубники. Жара ужасная. Трудиться на солнце тяжело. Мы уже устали, и нам не хочется этого делать, но послушание превыше всего. На территории монастыря посажены красивые клумбы, и я любуюсь их красотой.

В центре внутреннего дворика есть могилка. Здесь покоится настоятельница монастыря Агния. Ее очень любили при жизни, и на памятнике были напечатаны душевные строки стихов.

Далее нас ожидает автобус, нам предстоит дорога домой. Мы расстаемся с красивым монастырём. На душе у нас светлая радость, от ощущения духовной красоты.

Вот стихи, которые у меня остались на память об этой поездке.

Светит незнакомая звезда,
Вновь мы отправляемся в дорогу.
И мелькают сёла, города,
Снова устремляемся мы к Богу.
И уйти от суеты мирской
Помогает наша служба «С Вятки»,
И в душе мы обретём покой,
Несмотря на строгие порядки.
Надо научиться всех любить,
И от всякой скверны очищаться.
Чтобы добрым и здоровым быть,
Надо чаще людям улыбаться.

История Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске — давняя и интересная, ведь и сама обитель старинная, весьма известная в Чебоксарской епархии. В свое время почти полностью разоренный, сейчас монастырь заботливо восстанавливается сестрами во главе игуменьей Ниной.

История

Есть легенда об основании Тихвинского женского монастыря, относящаяся ко времени осады Цивильска войсками Разина в 1671 г. «Разбойники» не смогли взять город наскоком. Войска стояли под стенами, ожидая, пока припасы закончатся и горожане сдадутся сами. Множество мирных жителей Цивильска, не надеясь спастись от разинских войск, собирались бежать в Чебоксары.

Народные волнения были успокоены одной благочестивой горожанкой, Иулианией Васильевой. Ей было видение Божией Матери Тихвинской. Царица Небесная сказала своей рабе, что казаки не возьмут город. Жителям следует «сидеть во граде крепко». А после осады нужно построить за городом монастырь во славу Божией Матери. Вскоре к городу подошли правительственные войска под командованием воеводы Д. Барятинского, и Цивильск был спасен.

В память об этом проводится ежегодный крестный ход 30 октября по улицам Цивильска.

Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря

Между реками Малый и Большой Цивиль первая деревянная церковь была построена еще в 1675 г. Храм назывался Вознесенским. Он имел единственный придел в честь покровительницы Цивильска Тихвинской иконы Богоматери. Рядом с храмом в скором времени появились и кельи. По преданию церковь выстроил по обету и на собственные средства стрелец Степан Рязанов.

Для нового монастыря была писана икона Тихвинской Божьей Матери, копия чудотворного образа, который находился тогда в Цивильске, в Троицком соборе. Она также проявила чудотворные качества, и была часто носима по селениям и городам Казанской и окрестных губерний. По имени этой иконы монастырь в XVIII в. был переименован в Тихвинский.

Вознесенский Тихвинский мужской монастырь

Поначалу обитель была мужской. Но в 1723 г. произошло объединение монастырей с малыми вотчинами, и насельники переехали в Геронтиеву пустынь. Некоторое время (около 10 лет) Тихвинский монастырь был женским, но уже в 40-х годах XVIII в. в нем снова появляются иноки мужчины. В те времена Вознесенская церковь уже была каменной. Кроме нее на территории монастыря были: пять келий, хлебопекарня, погреба и амбары. Также хозяйство состояло из 9 дес. пахотной земли и 150 дес. сенокоса. Постоялый двор и торговля свечами также давали общине дополнительный доход.

К концу века монастырь значительно расстроился. Появились каменные кельи, двухэтажный дом игумена, часовни. Росло и хозяйство: прибавились рыбные ловли, перевоз через Волгу и различные угодья. Но спустя век обитель пришла в запустение. Тогда, по предложению казанского Архиепископа Антония, монахи и имущество были снова переведены: на этот раз в Козьмодемьянский монастырь. По настоянию горожан на намоленном месте была основана женская обитель.

Тихвинский Богородицкий женский монастырь

Женский монастырь устраивался на средства благотворителей: купцов Никитина из Казани, Мальцева из Москвы и Ефремова из Чебоксар. Сначала была приведена в порядок Вознесенская церковь, построены дом для игуменьи и кельи для сестер. Затем отстроили приют и школу для девочек, трапезную, больницу и хозяйственные строения. В завершение, в 1880 г. была привезена из с. Абашева в разобранном виде церковь Св. Харлампия, ныне утерянный памятник деревянного зодчества.

Основная святыня Богородицкого женского монастыря — икона Тихвинской Богоматери. Ее празднование совершается каждый год 9 июля. Кроме того, почитаются Толгская и и Владимирская иконы Божией матери, архистратиг Михаил и сщмч Харлампий. В монастыре есть части мощей Матроны Московской, святителя Тихона, сщмч Иллариона.

В 1886 г. Вознесенский храм разобрали, и на его месте выстроили Тихвинскую церковь на три престола. К началу XX в. монастырь в Цивильске снова стал зажиточным. Он имел различные угодья, доходные дома (оставленные в наследство прихожанами), мельницу, златошвейную мастерскую, скит на пустоши в Оползино.

После революции монастырское имущество было по большей части национализировано. В стенах обители организовали квартиры для служащих, дом младенца, ферму для племенного разведения скота. Сестры в 1923 г. были зарегистрированы властями как религиозная монастырская группа. Через два года после этого богослужения прекратились.

Колокольня Тихвинского собора была разобрана, а сама церковь перестроена. В ней располагались в разные годы швейное училище, детский дом, госпиталь.

Возрождение монастыря началось в 1997 г., после соответствующего указа Синода. Монашеская жизнь начала возрождаться в 1998 г. В деле восстановления Тихвинского монастыря важную роль сыграла игумения Агния, возглавлявшая монастырскую общину в те времена. В краткие сроки были отстроены все здания и сам храм. Зимняя деревянная церковь сщмч Харлампия была выстроена заново. Главная святыня, образ Тихвинской Божьей Матери была возвращена и заняла подобающее место.

Сооружения монастыря

Собор Тихвинской иконы Божией Матери

Каменный храм Тихвинской иконы Божией матери выполнен по проекту архитектора Аникина в 1886 г. Кубовидный храм крестово-купольной конструкции имеет три высоких апсиды. Это монументальное пятиглавое здание, принадлежащее русско-византийскому архитектурному стилю. Об этом говорят разбивка стен на прясла, восьмигранные барабаны и прочие элементы. Удлиненные полукруглые трехчастные окна храма – влияние архитектурных традиций классицизма.

Облик собора довольно эклектичен, что было присуще церковной русской архитектуре конца XIX в. Церковь имеет три престола: Всех Святых, Вознесения Господня и центральный чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери.

Церковь священномученика Харлампия

Однопрестольный деревянный храм св. Харлампия выстроен в 2001 г. к приезду в Цивильск предстоятеля РПЦ. Проект выполнен по сохранившимся рисункам бывшего на этом месте старинного здания. Церковь представляет собой прямоугольное в плане строение с апсидой и четырехъярусной колокольней под шатровой крышей.

Часовня

На монастырской территории при входе слева от врат есть часовня под маленьким резным куполом. Когда и во имя какого святого она была освящена, неизвестно. Вместе со стеной и вратами она составляет цельный архитектурный ансамбль.

Настоятельский корпус

Дом игуменьи на территории монастыря является примечательным памятником русского (московского) барокко. Это каменный дом с мезонином на подклети, богато декорированный тесаным кирпичом. Он выполнен в духе древнерусских палат. По верхней части фасада идут пояса: в три ряда поребрики и в один — городки. По углам – декоративные лопатки.

Святые врата

Монастырь обнесен кирпичной стеной с массивными круглыми башнями по углам. Святые врата с кирпичным узорочьем и изящным куполом ведут прямо к западному фасаду — величественному порталу храма Тихвинской иконы Божьей Матери, украшенному изящным ризалитом.

История

Строительство Вознесенской церкви и создание монастыря

Первоначально не позднее 1675 года (приблизительно в 1671—1675 годы) за городом, между реками Большой и Малый Цивиль была возведена деревянная Тихвинская церковь (по другим данным, Вознесенская, с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери) и кельи. Связано её появление с «чудесным спасением» Цивильска от войск Степана Разина и примкнувших к ним чувашских крестьян. Известна такая легенда:

В октябре 1671 года казаки Степана Разина совместно с возмущенными ими чувашами подступили к стенам Цивильска.
Попытка взять город-крепость штурмом не удалась, и «разбойники» решили захватить его измором. Между тем, когда жизненные припасы и порох в городе истощились, а силы защитников крепости были на исходе, беспомощные жители хотели оставить город и бежать за 40 верст в соседние Чебоксары.

Но их колебание было успокоено тем, что благочестивая жительница города Иулиания Васильева сподобилась видения от Образа Божией Матери Тихвинской. Услышала раба Божия слова Царицы Небесной: «Дабы люди, сидящие во граде, сидели крепко: казаки город не возьмут, а когда город получит спасение, то жители построили бы монастырь за городом близ Стрелецкого луга, между реками Большой и Малый Цивиль…».

На месте, указанном Богородицей, стрелец Стефан Рязанов по личному обету построил деревянную церковь во имя Вознесения Господня и поставил кельи для монахов. Один из приделов Вознесенской церкви, был посвящён иконе Пресвятой Богородицы Тихвинской, покровительнице города.

— История монастыря

Историк В. Д. Димитриев в книге «Чувашские исторические предания» отмечает:

Накал классовых противоречий вылился в Крестьянскую войну 1670—1671 годов. <…> Весной 1670 года Разин со своим повстанческим войском овладел Царицыном (ныне город Волгоград), Астраханью. В конце июля он выступил вверх по Волге. <…> В конце августа разницы подошли к Симбирску (ныне город Ульяновск), заняли острог, где размещался посад, но не сумели овладеть сильно укрепленной крепостью.<…>

Ещё в начале сентября чувашские и русские повстанцы осадили Цивильск и предприняли несколько приступов, чтобы занять его. Для подавления разинцев, осадивших Цивильск, из Казани выступило царское войско под командованием Д. Барятинского. По пути ему пришлось выдержать три сражения с отрядами чувашских повстанцев. 23 октября Барятинскому удалось освободить Цивильск от осады. Однако после ухода войска Барятинского город вновь был осажден разинцами. Лишь в конце 1670 года войска Д. Барятинского и М. Кравкова отогнали разинцев от Цивильска.

В 1675 году для деревянной Вознесенской церкви была написана копия с известной как чудотворной Тихвинской иконы Богоматери, хранившейся в Троицком соборе Цивильска. Она также считалась чудотворной и по просьбам верующих её носили по городам и селениям Казанской губернии (в том числе в Чебоксары, Ядрин).

Вознесенский Тихвинский мужской монастырь

Собор Тихвинской иконы Божией Матери — главный храм монастыря

Позднее по названию иконы Вознесенский монастырь стал Тихвинским (в первой половине 18 — начале 19 вв. использовалось двойное название: Вознесенский Тихвинский монастырь).
В 1723—24 гг., при объединении маловотчинных монастырей, его монахи переведены в Геронтиеву пустынь, на этом месте существовал короткое время женский монастырь, с 1737 вновь упоминается Тихвинский (Вознесенский) мужской монастырь. В первой половине 18 в. в монастыре имелись каменная Вознесенская церковь, 5 деревянных келий, 3 амбара, 2 погреба, хлебопекарня, за деревянной оградой — скотный двор с хозяйственными постройками. Штат состоял из игумена, 2 иеромонахов, схимонаха; причт — из диакона, дьячка и пономаря. Монастырь владел 9 десятинами пашни и 150 десятинами сенокосов, получал доходы от постоялого двора и продажи свечей.

В 1764 году переведён на собственное содержание со штатом из 7 монахов (игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, 2 монаха).

При конце населения города монастырь мужеской каменной, имянуемой Тихвинской. Построен по указу царя Алексея Михайловича, данному в 7183/1675/-м году. На состроение употребляемо иждивение от подавателей дворян и от общества граждан цывилских. Монастырь сей не числитца в штате. В нём строитель, монахов 6. Пропитываютца от подаяниев.

— Описание уезднаго города Цывилска (1785)

В 1766 году получил разрешение владеть прежними угодьями. При монастыре имелось кладбище, где с начала 19 в. погребали знатных и богатых людей. В конце 18-1-й половине 19 вв. из новой недвижимости упоминались: двухэтажный каменный дом настоятеля, двухэтажный полукаменный келейный корпус, 3 часовни, дом для причта в Цивильске и т. д. Монастырю принадлежало 40 десятин пашни и 58 десятин сенокосов в Цивильском уезде, пустошь Оползино в Чебоксарском уезде с кустарником и рыбными ловлями (71 десятина), рыбные ловли в Чекурском затоне на Волге и др. Эти угодья, а также постоялый двор, перевоз через Волгу и водяная мельница в Свияжском уезде сдавались в аренду; от казны монастырь получал «милостинное подаяние» в 300 руб.

К концу 1860-х гг. обитель пришла в упадок: здания обветшали, из братии остались игумен, 2 иеромонаха, иеродиакон, 8 послушников. Для поддержания хозяйства последний игумен был вынужден в нарушение закона торговать чаем и махоркой, чтобы привлечь богомольцев-чувашей.

В 1868 году архиепископ Казанский Антоний после посещения монастыря предложил консистории закрыть его, а монахов и имущество перевести в Козьмодемьянский Михаило-Архангельский мужской монастырь. Однако в защиту монастыря выступили горожане, в 1870 году указом Синода от 30 декабря он преобразован в Тихвинский Богородицкий женский монастырь.

Тихвинский Богородицкий женский монастырь

Трапезная и гостиница для паломников. Август 2012 года

Тихвинский Богородицкий женский монастырь строился на собственные средства и пожертвования купцов Василия Никитича Никитина (Казань), Василия Михайловича Мальцева (Москва), Прокопия Ефремовича Ефремова (Чебоксары) и др.

В первые годы отремонтированы Вознесенская церковь, дом для проживания игуменьи и монахинь, построены деревянные здания для женской школы с приютом, больницы, трапезной с кухней и прачечной, за монастырём — жилой дом для причта и скотный двор.

В 1880 году из села Абашево перевезена деревянная церковь Св. Харалампия, в 1880-86 на месте разобранного Вознесенского храма построена каменная трёхпрестольная Тихвинская церковь. При монастыре действовали начальная школа (в 1872-97 и 1915-18 Братства св. Гурия; в 1897—1911 церковно-приходская), предназначенная преимущественно для чувашских девочек, богадельня, с 1916 — приют для девочек-сирот с мастерской (в 1918 году приют насчитывал — 23 чел.).

В начале 20 в. монастырь имел 74 десятины пашни, 61 десятину сенокосов, 149 десятины леса в Цивильском уезде, рыбные угодья в пустоши Оползино Чебоксарского уезда (71 десятина), где был устроен скит, мельницу в Свияжском уезде, 2 деревянных дома с надворными постройками для причта в Цивильске, 2 доходных каменных дома в Казани, завещанные супругами Василием Никитичем и Марий Ивановной Никитиными (Никитинское подворье).

Могила первой игумении возрождённого Тихвинского монастыря м. Агнии (Яковлевой)

Немалый доход приносили иконописная и златошвейная мастерские, сдача в аренду перевоза через Волгу и др.

После Февральской революции 1917 года его угодья подверглись захвату и разорению со стороны крестьян, в 1918 частично национализированы.

В 1919 монастырю принадлежало 38 десятин пашни и 56 десятин сенокосов в Цивильском уезде, деревянный дом в городе; штат его состоял из игуменьи, 25 монахинь, 214 послушниц, причт — из 2 священников и 2 псаломщиков.

В начале 1920-х гг. в обители размещались квартиры для советских служащих, детский дом, дома младенца и старости. Тогда же на базе угодий монастыря было создано хозяйство по разведению племенного крупного рогатого скота.

В декабре 1923 года зарегистрирована монастырская религиозная группа.

В июле 1925 года монастырь был закрыт.

В советское время пятиярусная колокольня была разобрана на кирпич; в Тихвинском соборе, перестроенном в трёхэтажное здание, располагались детский дом, госпиталь, педагогическое и швейное училища.

В 1997 году строения возвращены верующим, монастырь вновь открыт указом Синода от 26 февраля 1998 года.

Тихвинский Богородицкий женский монастырь
Епархиальный женский монастырь

Цивильские жители, ободренные чудесной помощью Божией Матери, отворили городские ворота и крестным ходом вышли навстречу неприятелю, отчего те пустились в бегство и были перебиты.
Так цивиляне отстояли свой город, и через четыре года, в 1675 году, на месте, указанном самой Богородицей, была построена деревянная церковь Вознесения Господня с приделом во имя Тихвинской иконы Божией Матери, которая вскоре стала храмом Вознесенского мужского монастыря, а для монашествующих были отстроены кельи и хозяйственные постройки. Но по причине ежегодных разливов Цивилей, разрушавших почти все здания, монастырь постепенно приходил в запустение. Архиепископ Казанский Антоний, посетивший монастырь в 1869 году, дал указание упразднить монастырь. Жители Цивильска, дорожившие Тихвинской иконой Божией Матери и монастырем, просили монастырь сохранить. В результате 18 января 1871 года монастырь стал Тихвинским женским монастырем. С этого времени начался новый период существования монастыря. В 1880 году стараниями первой настоятельницы монастыря игумении Херувимы на средства купца-благотворителя Василия Никитича Никитина и его супруги Дарии Ивановны начинает строиться новый каменный трехпрестольный храм (главный престол — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с правой стороны — в честь Вознесения Господня, с левой – во имя всех святых). Собор был освящен в 1886 году. До времени окончания работ по этому храму Богослужение совершалось в деревянном храме, пожертвованном прихожанами села Абашево, который был освящен во имя священномученика Харалампия в 1880 году, и в котором был устроен новый придел во имя великомученицы Варвары.
Октябрьский переворот 1917 года изменил жизнь монастыря. Монастырь был закрыт в 1925 году. По сохранившимся архивным данным в 1919 году в монастыре проживало 240 монахинь и послушниц.
В зданиях монастыря в советское время размещались детский дом, школа, педучилище, в годы войны – воинская часть, последним «владельцем» монастыря до его возрождения было профтехучилище.
В 1998 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Тихвинского Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске, в нем была возрождена монашеская жизнь. Главная забота, касающаяся обновления и устроения обители,была возложена на настоятельницу монастыря игумению Агнию, которая вместе с несколькими сестрами приступила к восстановлению монастыря. Был построен зимний деревянный храм в честь священномученика Харалампия, восстановлены и отреставрированы другие здания монастыря. В монастырь была возвращена главная святыня – чудотворный образ Тихвинской Божией Матери.
После смерти матушки Агнии (отошла ко Господу 20 мая 2004 года, в день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, похоронена на территории монастыря перед алтарем Тихвинского собора)работу по восстановлению монастыря продолжает настоятельница – игумения Нина (Волкова).
Продолжается реставрация главного собора в честь Тихвинской иконы Божией Матери – памятника истории и культуры 19 века. Требуются значительные усилия, чтобы придать храму прежний вид, т.к. во время запустения Тихвинский собор лишился всех пяти куполов и сводов, были разобраны на кирпич мощные столбы, поддерживающие центральный барабан, интерьер был искажен перекрытиями, разделившими объем на три этажа,были прорублены стандартные прямоугольные окна. От красивейшей колокольни не осталось и следа. Работа по восстановлению Тихвинского собора и монастырских зданий продолжается. Обитель постепенно восстает из руин и обретает свой прежний статус центра религиозно-нравственного воспитания и христианского просвещения.
Комплекс Тихвинского Богородицкого женского монастыря г. Цивильск включает :

  • Собор Тихвинской иконы Божией Матери;
  • Храм во имя священномученика Харлампия.

Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Илариона.

Тихвинский Богородицкий женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Чувашская митрополия, Чебоксарская епархия

Тихвинский Богородицкий женский монастырь

Настоятельница — игумения Нина (Волкова)

Богослужения:
Божественная Литургия
Будни: 7ч.: 30 мин.
Суббота, воскресенье и праздники: 8ч.: 00 мин.
Вечернее Богослужение 16:00
Водосвятный Молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
По четвергам: по окончании Литургии
Молебен с акафистом священномученику «Харалампию»
По пятницам: по окончании Литургии
Параклисис Божией Матери
По пятницам: на вечернем Богослужении
Молебен об умножении любви и искоренении ненависти и злобы
Первое воскресение месяца: по окончании Литургии
Молебен Святым
по воскресениям
Акафист Иисусу Сладчайшему
по воскресениям на вечернем Богослужении;
Панихида
по субботам по окончании Литургии
Крестный ход вокруг стен монастыря с молитвой «Богородице Дево, радуйся…»
Ежедневно: 12:00

Святыни:
Чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы — является главной святыней монастыря.

Храмы монастыря:
1. Собор Тихвинской иконы Божией Матери
2. Церковь смч. Харлампия
3. Неизвестная часовня
Другие постройки монастыря:
4. Настоятельский корпус
5. Келейный корпус
6. Келейный корпус
7. Келейный корпус
8. Гостиница
9. Монастырская постройка
10.Монастырская постройка
11.Келейный корпус
12.Трапезная
13.Монастырская постройка
14.Монастырская постройка
15.Хозяйственный корпус
16.Монастырская постройка
17.Святые врата
18.Башни и стены ограды
19.Монастырский пруд

tihvinskiy_m@cbx.ru (8-35-45) 22-2-54 http://zivconvent.cerkov.ru Адрес: Республика Чувашия, Цивильский район, г. Цивильск, ул. Пролетарская, 1Идет

История:
Начало истории Тихвинского монастыря связано с крестьянской войной 1670 — 1671гг. под предводительством Степана Разина, разбойные набеги, которого не обошли и город Цивильск. «Воровские» казаки подошли к стенам города 1 октября 1671 года и начали штурм Цивильска, изначально выстроенного в 1584 году, как крепость и имевшего крепостные стены из дубовых кряжей с глубоким рвом. Город охранялся преданными 250 стрельцами, 5 пушкарями, и почти десятком наемников — ландскнехтов. Взять такой город силой было не так-то просто. Долго пытались «разбойники» взять город, но не смогли, тогда решено было окружить крепость и взять ее измором. Жители более двух недель защищали город, но силы истощались, и они уже хотели бежать в соседние Чебоксары. Но в ночь на 17 октября (30 октября по новому стилю) жительница Цивильска вдовица Иулиания Васильева «сподобилась явления от Образа Богоматери Тихвинской, (находившегося в иконостасе Цивильского Троицкого Собора — прим. автора) и услышала от нее слова, что мятежники город не возьмут. А когда город получит спасение, то жители должны будут, построить монастырь в Ее честь за городом между реками Большой и Малый Цивиль, между болотами и Стрелецкими лугами». Предсказание Божией Матери сбылось на другой же день: все казаки и возмущенные ими чуваши чудесно были поражены слепотой, вследствие которой в их лагере началось междоусобие, и они стали истреблять друг друга. Цивиляне воодушевленные этим событием вышли из города и прогнали «разбойников».
Согласно архивным ведомостям через 4 года после освобождения города от осады, «Цивильский стрелец Стефан Иванович Рязанов на указанном месте из любви «делам богоугодным» в 7183 (1675) году построил первую деревянную церковь во имя Вознесения Господня с приделом во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской, оградил деревянной оградой, поставил кельи для монашествующих». Произошло это в правление митрополита Казанского и Болгарского Иоасафа. Заложенная православная обитель стала именоваться Цивильским Вознесенским мужским монастырем.
Впоследствии с давнего времени по устному и письменному употреблению он воспринял наименование Тихвинского монастыря. Монастырь, будучи мужским, просуществовал до 1724 года. В этом году Петр I проводил реформирование штатов архиерейских домов и монастырей, желая иметь обстоятельную информацию об их доходах. В связи с этим многие монастыри укрупняли свой штат за счет насельников небольших монастырей. В 1723 году по указу из Казанской епархии из Цивильского монастыря Тихвинской Богородицы в Чебоксарскую Преображенскую Геронтиеву пустынь были переведены 15 монахов. А в 1724 году еще 5 монахов. Вместе они и составляли весь штат монастыря. То есть монастырь в 1724 году уже не был действующим. Но по неизвестным причинам он был возрожден как женский. Из документов святейшего Синода за 1734 год среди монастырей Казанской епархии Цивильский Вознесенский мужской монастырь не числится (что подтверждает версию о его расформировании), зато числится Цивильский Вознесенский девичий монастырь.1 Существование женского монастыря подтверждает упоминание в работе неизвестного студента Казанской духовной академии середины XIX. Он пишет, что неизвестно когда был основан Вознесенский Тихвинский девичий монастырь, но предполагает, что находился он при Троицком соборе Цивильска. Также он делает ссылку на книгу о ставленниках времен Митрополита Казанского Сильвестра, где записано: «В 1729 году Великий господин Преосвященнейший Сильвестр Митрополит Казанский и Свияжский благословил и посвятил на церковную и духовную паству града Цивильска Вознесенского Тихвинского девичья монастыря монахиню Пелагею в тот же град во игуменьи».2 Сложно сказать, почему монастырь решили сделать женским, но просуществовать ему довелось недолго. Уже в 1737 году Вознесенский монастырь вновь был мужским — в него был определен настоятелем игумен Иосиф.
С течением времени, монастырь ко 2 половине XIX века пришел в упадок. Архипастырь Антоний, посетив монастырь в 1869 году, дал предложение Консистории об упразднении Цивильского Тихвинского монастыря. Граждане Цивильска, дорожившие монастырем и хранившейся в монастыре святой иконой Тихвинской Божией Матери, как памятником избавления их от грабежа и истреблений напавших на город разбойников из шайки Стеньки Разина, просили Его Высокопреосвященство сохранить монастырь. 25 сентября 1869 года, цивильские граждане составили приговор, что они не желают, чтобы монастырь был закрыт. В ответ на приговор Архипастырь сделал гражданам предложение через консисторию: преобразовать мужской монастырь в женский. Замечено его Высокопреосвященством: «женские обители в Казанской Епархии отличаются лучшим благоустройством, чем мужские и что желающих поступить в женские обители больше, чем в мужские обители». Обстоятельство это побудило начать дело по преобразованию мужского монастыря в женскую обитель. Было предложено гражданам Цивильска принять участие по укреплению берега реки Цивиль, на котором расположен монастырь. Просьба жителей города по сохранению монастыря была принята, и из Святейшего Синода 30 декабря 1870 года за 2852 поступил указ, в котором отмечалось, что в Святейшем Синоде слушали предложение господина синодального обер-прокурора от 21 ноября об обращении Цивильского мужского монастыря в женский. Своим решением от 18 января 1871 года консистория определила преобразовать Цивильский мужской монастырь в женскую обитель.
Настоятельницей монастыря стала монахиня Херувима, приехавшая в монастырь в марте 1871 года.
Благотворителями по обновлению монастыря стали казанский купец первой гильдии Василий Никитич Никитин и его супруга Дарья Ивановна. На их средства был построен новый храм в честь Тихвинской иконы Божией матери (построен в 1886 году). Также В. Никитин практически полностью перестроил на свой счет весь монастырский комплекс. Обитель имела начальную школу для девочек братства Св. Гурия, затем церковно — приходскую. На территории располагалась больница.
Монастырь формально просуществовал до 1927 года. На самом же деле, последние насельницы были изгнаны оттуда, уже у 1925 году. Все монастырские земли были переданы государству, а в самом монастыре произошли кардинальные перемены. Так монастырская колокольня, построенная еще в 1775 году, была полностью разрушена, монастырские здания стали использоваться в других целях. Центральный храм монастыря — храм Тихвинской иконы Божией Матери был изменен до неузнаваемости: Снесены кресты и купола, срублена каменная резьба, прорублены квадратные окна, здание поделено на три этажа. Тихвинский храм с 1925 по 1945 год принадлежал Цивильскому детскому дому, с 1946 по 1955 года — Цивильскому педучилищу, затем школе — интернату и профтехучилищу 5 вплоть до 1998 года. По свидетельствам старожилов города Цивильска в монастыре во время войны располагалась военная часть и госпиталь. Отсюда новобранцы уходили на фронт. Также в монастыре некоторое время существовало пожарное депо.
Священный Синод Русской Православной Церкви 26 февраля 1998 года принял решению за 797 «О возрождении Тихвинского Богородицкого женского монастыря в городе Цивильске». По благословлению Митрополита Варнавы 14 мая 1998 года в Цивильский Тихвинский монастырь старшей сестрой была назначена настоятельница Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря матушка Агния.
В 2001 году 5 июля в жизни Чувашии и Цивильска произошло знаменательное событие — Тихвинский Цивильский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. К его приезду готовились основательно. Облагородили внешний вид монастыря, засадив его цветами. Построили новый храм во имя священномученика Харлампия (по аналогии с храмом этого же святого, находившегося в монастыре до 20-х годов 20 века.). До приезда Предстоятеля Русской Православной Церкви в монастыре собралось множество народа. Вместе с Патриархом монастырь посетили митрополит Варнава, президент Чувашии Н. В. Федоров и некоторые высокопоставленные лица церковного звания и из правительства.
Тихвинский монастырь имеет различные святыни. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Почитаются в обители также Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивый образ Архистратига Божия Михаила. Имеются в монастыре и частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона. Мироточили иконы в течение нескольких лет. В 2005 году мироточила икона Архангела Михаила и Сергия Радонежского, в 2007 году замироточил образ Николая Мирликийского, находящийся в храме. В 2008 году в трапезной монастыря замироточили большие образа Божией Матери и Иоанна Крестителя.
Монастырь ежегодно 31 октября организовывает крестный ход по Цивильску, до городского Троицкого собора в память об освобождении города Цивильска от войск Стеньки Разина. Кроме большого крестного хода в монастыре совершается т. н. Богодичный крестный ход вокруг монастыря. Он совершается ежедневно ближе к вечеру и сопровождается молитвами и несением Державной иконы Богородицы.
По данным на апрель 2009 года в монастыре проживало 38 насельниц, в их числе: 5 мантийных монахинь, 1 схимонахиня, 5 инокинь, 5 рясофорных послушниц, 20 послушниц. Но в монастыре неизбежно происходит ротация кадров, поэтому данные могли измениться. При монастыре существует приют милосердия, где пожилые насельницы живут в непрестанном чтении Псалтири. В данный момент в монастыре под чутким руководством настоятельницы монахини Нины ведутся работы по восстановлению монастырского комплекса.

Интересные материалы:

  • Тверь екатерининский женский монастырь

    Свято-Екатерининский женский монастырь г. ТверьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Тверская митрополия, Тверская епархия, Благочиние монастырей архиерейских…

  • Алексеевский женский монастырь

    История храмаСобор расположен в Красносельском районе территориального округа столицы России, на территории прежней Новоалексеевской обители,…

  • Женский монастырь среднеуральск

    Павел Дацюк отдал свою золотую медаль храму духовника Поклонской в Среднеуральске По теме: Поклонская решила зарегистрировать…

  • Монастырь в белоруссии

    Святые места по областям № Область Административный центр Главные святыни 1 Брестская область Брест Брестский…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства