Церковь Михаила архангела Смоленск
История
Храм Архангела Михаила (Смоленск) был сооружен в 1194 году. Заказчиком выступил сам князь Смоленский Давид Ростиславич, потратив на возведение церкви немалые средства. Его целью было затмить масштабами нового сооружения все близлежащие храмы.
В сохранившихся летописях того времени имеются восхищенные отзывы о Смоленском храме Архангела Михаила, который на фоне деревянных построек поражал своей монументальностью и богатством интерьера.
Во время нападения на Смоленск польско-литовских войск в 1609 году Михайловский храм был захвачен врагами и использован в качестве крепости. В 1611 году церковь была переоборудована в костел и здесь был организован католический приход, просуществовавший до 1627 года.
Во власть Российского государства Смоленск был возвращен в 1654 году. Тогда же храм Архангела Михаила был переосвящен и открыт для православных богослужений.
В 1733 году к церкви пристроили придел (ныне не существующий), освященный во имя Александра Свирского. Позднее старостой храма Архангела Михаила в Смоленске был назначен купец А. Хлебников. При его попечительстве в период с 1775 по 1785 годы была построена каменная колокольня, ограда и одноэтажный дом, в котором на собственные средства Хлебникова обучались мальчики из бедного сословия.
Во время войны 1812 года Михайловский храм был разграблен и разрушен французами. После изгнания неприятеля церковь была восстановлена на деньги купца Хлебникова при личном вмешательстве императора Александра I.
В 1833 году сюда привезли белокаменную усыпальницу с останками князя Давида, найденную в разрушенном Борисоглебском монастыре. После закрытия храма гробница была вывезена и помещена в исторический музей. В 1950 году саркофаг был разбит. Чудом сохранившаяся часть усыпальницы Давида сейчас хранится в Смоленском музее-заповеднике.
С XIX века церковь становится не только приходской, но еще арестантской и полковой.
Советский период
В 1930 году храм Архангела Михаила в Смоленске был закрыт. Все церковное имущество конфисковано, а здание использовано под военный склад.
В Великую Отечественную войну церковь существенно не пострадала, но тем не менее после нее нуждалась в реставрационных работах. В здание не было кровли и местами отлетела штукатурка. В таком состоянии храм простоял два десятилетия, постепенно разрушаясь.
В 1963 году благодаря реставрационным работам, был отчасти восстановлен первоначальный облик храма, утраченный при обновлениях в XVIII веке и разрушениях XX века. Правда, это коснулось только внешнего вида храма. Внутри церковь стояла пустой и неустроенной.
Следующий цикл реконструкционных работ был начат в 1978 году силами Смоленской научно-реставрационной мастерской. Восстановление проводилось с небольшими перерывами до 1990 года и осталось незавершенным. Главной причиной этого послужило отсутствие должного финансирования и дефицит необходимой для работы плинфы.
В 1982 году на фасаде здания была восстановлена часть архитектурных элементов XII века: маленькие окна, барабан, карнизы, киот над южным порталом. Можно сказать, что реставрация имела ограниченный характер и не ставила своей целью полное воссоздание оригинального облика.
Одним из основных моментов реконструкции было восстановление оконных проемов. Их форма была значительно изменена при перестройке в XIII веке, что сильно исказило внешний облик святыни.
Архитектура
Храм Архангела Михаила в Смоленске является выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества. Возведенный на вершине большого холма, он отлично виден с большого расстояния и гармонично вписывается в приднепровский пейзаж.
Строение имеет нетипичную для православных храмов XII века архитектуру. В отличие от большинства церквей того времени, Михайловский храм выглядит строго и величаво.
На плане церковь представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, перекрытие которого образовано западными столбами, поскольку восточная пара столбов является опорой для стены здания.
Большая центральная апсида имеет полукруглую форму. К трем порталам прилегают притворы, ранее имеющие собственные апсиды, сейчас уже не существующие, но обнаруженные ранее при раскопках.
Размер храма, без притворов — 23,6 метра в длину и 16,3 в ширину. Высота здания составляет 33 метра. Своды церкви были полностью переложены в XIII веке, но разделяющие их арки, уцелели. В неизменном виде также сохранился постамент под барабан и основная часть самого барабана.
Кладка выполнена из плинфы — тонкого обожженного кирпича, чередованием привычной равнослойной техники с полосами скрытых (утопленных) рядов. Местами встречается и лекальный кирпич. Фундамент выполнен с помощью валунов, уложенных всухую.
Архитектурная композиция Михайловской церкви производит невероятно целостное впечатление. Силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на пьедестале шлемовидному куполу, но и благодаря последовательности разных по высоте частей здания, которые зрительно создают эффект ступенчатых нарастающих объемов.
Фасады имели богатый декор, особенно выделялись притворы. На поверхностях стен были наложены непрерывные ряды аркатурных поясов и поребрика, декоративные кресты, ниши и бровки над окнами.
Как добраться
Михайловский храм находится в шаговой доступности от ж/д или автовокзала. Следует пройти по мосту через Днепр и свернуть направо на улицу Б. Краснофлотскую. Время в пути — около 30 минут.
Архангельская (Свирская) церковь. Вид с северо-востока
Прошлым летом мы побывали у домонгольских храмов Смоленска, и тогда уже стало ясно, что нужно будет посетить каждый храм ещё раз. И вот мы снова у церкви Архангела Михаила или Свирской. Самый известный памятник смоленского зодчества домонгольского периода Свирская церковь гордо возвышается над Днепром. Совершенно исключительное своеобразие ей придают архитектурные пропорции и формы. Она вся как бы устремлена вверх. Это ощущение возвышенности и торжественности ещё более усиливается внутри храма. Нам очень повезло, что мы оказались в храме во время вечерней службы и слышали прекрасное пение церковного хора.
1. Церковь была возведена по указу смоленского князя Давида Ростиславича, княжившего с 1180 по 1197 год. В своё время она слыла великолепнейшим и богатейшим храмом во всей северной России. Киевский летописец так описывает ее: «Церковь Святого Архистратига Михаила!… Такое же несть в полунощной стране… и иконы и златом и серебром и жемчугом и камением драгым украшена» (История Государства Российского. III, 455 прим. 97).
Вся суровая история Смоленска отразилась в судьбе этой церкви. Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костёл. Восстановлен при царе Алексее Михайловиче. В это время были переложены своды и верха стен. В 1775-85 годах вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду с надвратной колокольней в северо-восточном углу.
2. В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.
3. В 1833 году в церковь Архангела Михаила была перенесена гробница князя Давида Ростиславича, найденная в руинах собора Борисоглебского монастыря. Ее судьба после закрытия монастыря неизвестна.
4. После революции храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского.
5. Среди столиц русских княжеств в конце XII века Смоленск занимал по масштабу строительных работ первое место. Раскопками открыто не менее полутора десятков памятников, от которых сохранились либо нижние части стен, либо одни фундаменты. Не менее чем на половину высоты уцелели только три памятника смоленского зодчества: помимо Свирской, это более ранние церкви Петропавловская и Богословская.
Неизвестную страницу древнерусского зодчества — формирование в Полоцке и Смоленске своеобразного аналога западноевропейской готики, позволили восстановить исследования Н.Н. Воронина, проведённые в послевоенное время. Оказывается, смоленские зодчие строили столпообразного храма и в других землях — в Новгороде, Пскове и, вероятно, в Рязани. В самом же Смоленске каменное строительство прервалось страшным мором 1230-х годов, за которым последовало татаро-монгольское нашествие. Не исключено, что если бы развитие «высотной» архитектуры не было прервано ордынским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике.
6. Через проездные ворота в колокольне входим на территорию храма.
7. Кирпичные стены колокольни побелены. Ее ярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине.
8. Завершается колокольня легким восьмигранным барабаном с луковичной главкой, декорирована пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены бровки.
9.
10. Стены церкви сложены из плинфы — широкого плоского кирпича. Встречается лекальная плинфа для декоративных элементов, и трапециевидная в оконных откосах. Фасады оштукатурены. Части здания, сложенные из кирпича в начале XVIII века, были побелены по тонкой известковой обмазке. Домонгольская часть здания сохранилась на высоту до сводов.
11. Храм представляет собой вытянутую вверх башню с тремя притворами — с севера, запада и юга, и апсидой с восточной стороны. Благодаря этому здание в горизонтальной плоскости образует крест. Храм имеет большие размеры: его ширина 28 метров, длина 28,6 метра, высота 38,5 метра. Чрезвычайно большая высота основного объема подчеркнута массивными притворами и центральной апсидой. Динамика постройки усилена сложнопрофилированными пучковыми пилястрами.
12. Идея столпообразного храма с подчеркнутой вертикальностью композиции выражена в этом исключительном памятнике предельно ярко.
13.
14.
15. Отличительная черта этой церкви — прямоугольные боковые апсиды. Центрическая ступенчатая композиция храма получила распространение в других местных школах зодчества Древней Руси. Свирская церковь перекликается с Пятницкими церквями в Чернигове и Новгороде. Это одно из лучших произведений новаторского архитектурного направления конца ХII века, которое характеризуется стремлением к вертикальному динамизму сооружений. С западной стороны фасад воспринимается как главный.
Архангельская (Свирская) церковь. Вид с запада
16.
17.
18. На фасадах выступающие ряды чередуются с заглубленными.
19. Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, такими же были грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные пояски, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посeредине.
Архангельская (Свирская) церковь. Вид с юга
20.
21.
22. В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П.Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века.
23. По проекту реставраторов С. С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой в 1976-1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы).
24. В 1985 году была закончена реставрация фасадов древнего храма, дошедшего до нашего времени в редакции середины XIX столетия.
25.
26. В основу проведённых работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора XII века при сохранении поздних наслоений.
27.
28.
29. Вертикальные пропорции внутреннего пространства храма ещё более захватывают своей устремлённостью ввысь. Пение хора тоже возносится вверх.
30. Купол поддерживают массивные колонны, соединенные вверху арками. Свет в храм проникает через окна купола и через два ряда пробитых в стенах окон позднейшего устройства. Такое рассеянное освещение вместе с массивностью колонн, толщиною стен и древностью храма, создёт особое благоговейное настроение уже при самом входе в храм.
31. Алтарь состоит из трёх отделений: посередине — главный престол во имя Архангела Михаила, справа устроен престол во имя Алексия Божия человека, слева придел во имя Александра Невского. Для переходов из одного отделения в другое оставлены в толстых простенках с той и другой стороны главного престола высокие узкие отверстия.
32. В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Богослужение возобновлено в 1991 году. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века. Белокаменный резной иконостас и престол храма освящён в 1999 году.
33. Из домонгольских храмов Свирская церковь — единственная дошедшая до наших дней церковь башенного типа.
Архангельская (Свирская) церковь: 1. Реконструкция Н.И. Брунова. 2. Реконструкция П.Д. Барановского. 3. Реконструкция С.С. Подъяпольского. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленское зодчество, стр. 166, 167, 186.)
Обмерный план. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Смоленское зодчество, стр. 168.)
Источник информации
Архитектура
Здание имеет нетипичную для православных храмов того времени «романскую» архитектуру, представляет собой четырёхстолпный храм и в этом наиболее близко к построенной позднее в Новгороде церкви Параскевы Пятницкой .
Конструкция — четырехгранная башня с тремя высокими пристройками. Фундамент — в основе валуны, уложенные без раствора в вырытую в песке траншею на глиняное основание, поверх валунов выложена кладка из плинф на растворе. Материал стен — плинфа, скреплённый известковым раствором. Нижняя часть стен была присыпана песком. Первоначальная отделка: наружная — ниши разных размеров, рельефные кресты и декоративные арки над окнами и дверьми, а также расписные орнаменты (сохранились только их следы); внутренняя (сохранились фрагменты, данные археологической экспедиции 1960 г.) — фрески и темперная роспись. Согласно Ипатьевской летописи 1197 года церковь Михаила Архангела названа самым богато украшенным храмом на Руси.
Есть сведения о перестройках здания в 1634 и в 1713 годах, в 1833 году с юго-западной стороны здания был возведён ныне не существующий придел Бориса и Глеба.
Ремонтные работы производились в 1785, 1820-х, 1836 и 1851 годах.
В XX веке здание несколько раз реставрировалось, ему частично возвращён первоначальный вид. С 1991 года начаты новые реставрационные работы, ещё не завершённые.
История
Храм построен по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Достоверных сведений о более точном времени постройки нет. Входил в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Летопись сообщает о его богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в храме находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при храме существовал монастырь.
Во время осады Смоленска в 1609–1611 годах польско-литовские войска Речи Посполитой использовали здание в качестве крепости. Затем, в 1611 году в здании был организован католический приход. В 1654 году, после возвращения Смоленска в состав российского государства, храм снова стал использоваться для православных богослужений.
В начале XVIII века верхние части стен и своды переложили, изменили отделку фасадов, в стенах пристроек пробили большие окна.
В 1733 году к храму был пристроен теплый придел. В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия, человека Божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра I из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на Смядынь) совершался крестный ход.
Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.
В 1775–1785 годы храм побелили, возвели кирпичную ограду, построили колокольню с луковичной главкой.
Во время Отечественной войны 1812 года Свирская церковь была разграблена французскими солдатами, после войны — восстановлена, по одним сведениям, на деньги купца Василия Хлебникова, по другим — благодаря личному вниманию императора Александра I.
В 1930 году храм был закрыт, в дальнейшем здание использовалось под военный склад.
В Великую отечественную войну здание лишилось кровли, а с его стен на больших площадях осыпалась штукатурка.
В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).