Тбилиси храм Александра Невского
Содержание
Наводнение в Тбилиси и разрушенные тифлисские храмы
-А А+ Фото: rublev.com
«Произошла ужасная трагедия в Грузии. В результате оползня, селей и дождя погибли люди. Уничтожен зоопарк. Животные вышли из своих мест и стали опасными для людей. Многие не помнят об этом, но эта информация была в нашей прессе. Когда коммунисты вошли в Грузию и начали гонения христиан и духовенства, а также разрушать церкви и монастыри, был написан указ, чтобы с монастырей и храмов сбросили колокола, переплавили их и на эти деньги был основан зоопарк. Так что зоопарк основан за счет колоколов храмов и монастырей, поэтому этот зоопарк не приживется. Его необходимо закрыть и основать другой зоопарк в другом месте, так как этот построен на грехе», — сказал патриарх Илия.
«Сожалеем, что грузины настолько пали, что за счет церковных колоколов и их уничтожения основали зоопарк. Вот результат этого. Погибли люди и уничтожены животные», — подчеркнул он в своей проповеди.
Тифлисские храмы
Столица Грузии, древней Иверии, всегда была одним из центров православия на Кавказе. Перед революционными событиями 1917—1918 годов в городе насчитывались десятки православных храмов, а также армянских церквей.
Тифлис начала XX века.
По состоянию на 1914 год в Тифлисе функционировали 47 православных храмов — 4 собора, 28 приходских церквей и 15 домовых храмов при учебных заведениях и воинских частях, а также при дворце наместника на Кавказе и при доме Экзарха Грузии, архиепископа Кахетинского и Карталинского. Насчитывалось также 23 армянских храма, 2 католические и одна лютеранская церковь, а также 2 мечети и 2 синагоги.
До сегодняшнего дня не сохранились несколько храмов. Как правило, все они были закрыты и разрушены при Советской власти в 1920—1930-е годы. В большинстве случаев уничтожение храмов происходило по прямому распоряжению Лаврентия Берия.
Утерянные православные святыни
Александро-Невский военный собор на Гунибской площади. В 1930 году по приказу Л. Берия был разрушен. История этого величественного собора была недолгой: он был освящен 21 мая 1897 года.
Собор был возведен в 1871—1897 годах по проекту Д. Гримма и Р. Гедика. Представлял собой восьмикупольное здание с колокольней и вмешал около 1000 человек. Собор насчитывал три престола: главный придел был освящен в честь св. благоверного князя Александра Невского, правый — в честь Архистратига Михаила, левый — в честь святителя Николая Чудотворца.
Внутри собора использовалось электрическое освещение. Стены украшали щиты с перечнями частей войск, участвовавших в покорении Кавказа, и их знаменами. Тифлисские художники Колчин и Лонго расписали храм живописными изображениями и орнаментом.
Рядом с собором располагалась четырехъярусная колокольня. Вся площадь храма была окружена железной оградой с тремя воротами. Вокруг собора были расставлены пушки, отбитые в разные периоды Кавказской войны у персидских войск, турок и у Шамиля.
На месте собора в настоящее время стоит здание Парламента Грузии. Вероятно, поэтому вопрос о воссоздании храма ни разу за последние десятилетия не поднимался. Учитывая современное состояние российско-грузинских отношений, перспектив решения у этой проблемы никаких: сложно представить себе восстановление в современной Грузии русского храма-памятника, посвященного покорению Кавказа.
Николаевский военный собор в Александровском саду. Собор находился в центре г. Тифлиса, в Александровском саду. Заложен в 1848 г. До постройки Александро-Невского военного собора именовался «Корпусным Николаевским военным собором». Вмещал до 400 человек. Прихожанами собора состояли воинские чины Тифлисского гарнизона.
1-я миссионерская Покровская церковь. Располагалась на улице 19 февраля. В 1900 году настоятелем храма и заведующим школой при храме был священномученик Иоанн Восторгов (1864—1918).
2-я миссионерская Казанская церковь (1894). Располагалась на углу Милютинской и Андреевской улиц. Настоятелем этого храма в 1893 году был назначен священник Сергий Городцов (будущий митрополит Варфоломей; 1866—1956), прослуживший в этой должности более 20 лет. В 1894 году возведен каменный храм, в сборе средств на строительство активное участие принимало Общество восстановления православного христианства на Кавказе, в числе прочих жертвователей был св. Иоанн Кронштадтский. К концу XIX века Казанский приход входил в число самых многочисленных в Тифлисе.
Храм в честь св. Архистратига Михаила при Михайловской больнице.
Колубанская Богородичная церковь. Располагалась на ул. Баронской. Небольшая церковь в стиле русского зодчества XVII в. В 1850-х годах была отстроена заново. Церковь находилась напротив Дворца наместника.
Георгиевская церковь (1727 г.) — снесена в 1937—1938 гг. по личному указанию Л. Берия.
Успенская церковь в Метехи (XIII в.) избежала разрушения, хотя распоряжение Л. Берия на сей счет было отдано.
Армянская память старого Тифлиса
В числе утерянных христианских памятников Тифлиса стоит также упомянуть Ванкский собор (1580 г.) — в прошлом главный армянский собор в городе, крупнейшее храмовое сооружение дореволюционного Тифлиса. Основное название — Сурб Аствацацин (Богородицы). Снесен в 30-е годы XX века. Был построен в историческом районе Гаретубани (груз. «пригородный квартал»), за городской чертой, на холме Ходживанк. Именовался также «Паша-Ванк» и «Аранц-Ванк» — «Собор святых отцов».
Собор имел три придела: средний был посвящен Богородице, южный — Григорию Просветителю, а северный — апостолам.
Путеводитель по Тифлису К. Н. Бегичева, вышедший в 1896 г., так описывал это величественное сооружение:
«Ванкскій соборъ въ Тифлисе, самая древняя армянская церковь возведена около 1720 года, на развалинахъ древней, построенной въ конце XVI века. Ванкъ, красивая армянская церковь съ колокольнею и оградою въ Тифлисе, въ такъ называемомъ старомъ городе. Ванкъ служитъ кафедрою для архіепископа всехъ армянъ, живущихъ въ Грузіи. У собора три купола. Первоначальная Ванкская церковь была построена въ исходе XVI в. Французскій путешественникъ Шарденъ писалъ, будто она основана какимъ то турецкимъ пашею, бежавшимъ изъ Турціи и принявшимъ христіанскую веру; объ этомъ Шардену разсказывали сами армяне, имевшіе въ его время здесь своего епископа и называвшіие церковь Паша-ванкъ. Нынешнiй храмъ воздвигнуть на развалинахъ этой церкви около 1720 в., въ эпоху управленія армянскою церковью патріарха Аствацатура (1715 — 1725 г.). Такъ значится въ надписи на южной стене храма. Изъ другихъ надписей видно, что возстановленіе одного изъ куполовъ совершилось въ годъ армянскаго летосчисленія 1199 г., т. е. въ 1750 г., а возобновленіе всего храма было при царе Иракліи II въ 1237 г. (1788 г.).»
Церковь неоднократно реставрировалась и отстраивалась заново. В 1882 году даже была создана специальная комиссия, которая в числе прочих рассматривала вариант полного разрушения старого храмового здания и постройки на его месте нового; от такой радикальной меры было решено отказаться. Последняя реставрация была проведена уже в начале XX века, в 1901 году. Необходимые средства выделил Александр Манташев, тифлисский армянин, крупнейший российский нефтяной магнат и филантроп, один из богатейших людей своего времени. После его смерти в 1911 году А. Манташев был погребен в гробнице Ванкского собора. Здесь же впоследствии была похоронена и его жена, но после разрушения собора в 1938 году могилы были утрачены. По другим данным, останки А. Манташева, а также других захороненных в соборной ограде — автора первой Российской конституции графа Михаила Лорик-Меликова, генералов Арзаса (Аршака) Тер-Гукасова, Ивана Лазарева, Бебута Шелковникова и многих других — удалось перезахоронить в других тифлисских храмах.
Разрушение Ванкского собора, 1938 г.
Храмовый комплекс состоял из собственно собора, резиденции настоятеля, около двадцати жилых помещений, саркофага героя русско-турецкой войны генерала Тер-Гукасова, трехъярусной колокольни, часовни, церковных ворот и ограды обводной стены.
Когда в 1938 году Л. Берия распорядился уничтожить Ванкский собор, местные власти начали «добровольный» сбор подписей в поддержку этого варварского решения. По преданию, последний настоятель собора отказался ставить свою подпись под письмом с одобрением готовящегося сноса, был арестован и вскоре расстрелян.
По непонятным причинам вандалы оставили здание колокольни, которое сохранилось до сегодняшнего дня.
Христианская святыня, разрушенная христианами?
Судьба этого места до сих пор вызывает напряженность в отношениях между Грузинской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью.
Дело в том, что по странному стечению обстоятельств именно на этом месте — на холме Хождиванк — был возведен новый тбилисский собор Самеба. Но храмовая территория вокруг разрушенного собора Сурб Аствацацин — это фактически одно большое кладбище, где были захоронены сотни и даже тысячи армян, среди которых были выдающиеся деятели науки и культуры, военачальники и государственные деятели; это было главное армянское кладбище Тифлиса. В 1938 году большинство могил были осквернены и разрушены по распоряжению Берия, а могильными плитами были выложены стены различных городских построек — начиная Государственным цирком Грузии и заканчивая стенами уборной в доме Берия по улице Мачабели, 11. На месте бывшего кладбища Ходживанк был разбит парк «Дружба». Лишь в 1962 году в парке открыли символический Пантеон деятелей армянской культуры, который даже в таком виде в течение последующих десятилетий был знаковым местом для всех тбилисских армян.
Наконец, в 1995 году на холме Ходживанк состоялась закладка грандиозного собора, который должен был стать самым большим православным храмом на Кавказе. Протесты армянской диаспоры услышаны не были, огромные объемы вынутой под котлован почвы вместе с человеческими останками и могильными плитами были вывезены на городскую свалку.
В 2004 году кафедральный собор в честь Святой Троицы был торжественно освящен.
теги: Грузинская Церковь, история Церкви, поместные церкви, стихийные бедствия
Престольный праздник 30 августа.
Расположен собор в центре города, по Головинскому проспекту, на Гунибский площади.
Бывший Главный священник Кавказской Армии протоиерей С. Гумилевский в 1864 г. подал на имя Наместника Кавказа записку, в которой, указывая на тесноту существующей временной церкви, просил о постройке более просторного храма в верхней части Александровского сада. Его Высочество Наместник Кавказа Великий князь Михаил Николаевич с особенным вниманием отнесся к заявлению прот. Гумилевского, так как построение собора с самых первых дней наместничества Великого князя было его личным заветным желанием, — причем им было указано и место построения храма — Гунибская площадь, и чтобы храм этот, предназначаясь для Богослужений, в то же время был памятником славного окончания Кавказской войны.
Тифлисский Ал.-Невский военный собор.
16-го апреля 1871 г. состоялась торжественная его закладка и приступлено к устройству фундаментов. Начавшаяся вскоре война с Турцией надолго приостановила работы по постройке храма. В 1889 г. Государственный Совет ассигновал на постройку собора 380.000 рублей. Первоначальный план постройки собора был тогда же изменен, и потому в 1890 г. было избрано на той же Гунибской площади другое место для его сооружения. 13 апреля 1891 г. было окончено устройство фундаментов и приступлено к сооружению собора. 21 мая 1897 г. собор был освящен Экзархом Грузии Владимиром. Строителем собора был инженер-полковник В. П. Герасимов.
Вышина собора снаружи 18 саж.; внутри же до свода главного купола 13 саж. и 1 арш. Длина и ширина в основании цоколя по каждой стороне 14 саж. 2 арш. Ширина главного нефа внутри и диаметр гл. купола 19 арш. В собор ведут
массивные двери темного резного дуба с бронзовыми украшениями. Он обильно освещается через 81 окно. Живописные работы исполнены местными художниками Колчиным и Лонго. Иконостас одноярусный, мраморный, местами позолоченный; покрыт резным мраморным же орнаментом по матовому фону, с полированными поверхностями выдающихся частей. Царские врата массивной золоченой бронзы ажурной чеканной работы византийского стиля. Иконостасы боковых приделов представляют близкое подобие главного и тождественны между собою. Иконы в иконостасах — художественное подражание произведениям Бруни, Васнецова и др. Стены собора покрыты живописными изображениями и орнаментом.
С четырех сторон собора снаружи сделаны следующие надписи (на досках): а) на северной — «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и нощь. — Храм сей начат сооружением осенью 1889 г. при Главнокомандующем князе А. М. Дондукове- Корсакове и начальнике инженеров Генерал-лейтенанте А. Д. Подышове; окончен при Главноначальствующем Генерал-адъютанте С. Л. Шереметьеве, освящен 21 мая 1897 г. Строитель храма инженер полковник В. П. Герасимов»; б) на восточной — «Хвалите Господа вси языцы. Сей храм во имя Св. Благоверного князя Александра Невского сооружен во славу Божию и в память окончания Кавказской войны, повелением в Бозе почивающего Императора Александра II. Да будет память Его в роды родов»; в) на южной — «От востока солнца до запада имя Мое прославися во языцех. Кавказская война началась в 1567 г., окончипась в царствование Императора Александра II при Наместнике Его Великом князе Михаиле Николаевиче 21 мая 1864 г.»; г) на западной — «Блаженни миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Вмещает собор до 1000 человек.
Внутри собора, на задней стене, красуются щиты, с перечислением полков и частей войск, участвовавших в покорении Кавказа.
Четырехъярусная, одного стиля с храмом, колокольня расположена подле собора. Вся площадь храма окружена железною оградою с 3 воротами. Вокруг собора расставлены красивыми группами пушки, отбитые разновременно у персиян, турок и Шамиля.
Собор трехпрестольный: главный — во имя Благоверного Великого князя Александра Невского, правый — во имя Архистратега Михаила, левый — во имя Николая Чудотворца.
Из старого Николаевского собора перенесены замечательные предметы: 1) икона «Явление Богоматери Преподобному Сергию» старинной живописи, с надписью: «Сия икона пожертвована Его Императорским Величеством Государем Императором всея России Александром II в победоносную Кавказскую армию, как знак непреложного Монаршего благоволения на славное ополчение армии под главным командованием Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича, Наместника Кавказского, против врага Турции в 1877 году»; 2) икона Знамения Божией Матери, переданная Его Императорским Высочеством Главнокомандующим Кавказскою армиею в Николаевский собор этой армии при отъезде Его в С.-Петербург в 1881 г. Внизу ее серебряная дощечка с надписью: «Победоносной Кавказской армии 1877 года. Усердное приношение Е. П. Тарновской, урожденной Нащокиной». Образ этот находился у Великого князя во время последней войны с турками в 1877-1878 г.г.; 3) ковчег из яшми, присланный Государем Императором Александром II Е. И. В. Великому князю Михаилу Николаевичу, Наместнику Кавказскому, в дар новому собору Армии; 4) сосуд сребропозлащенный и Св. Евангелие, пожалованные в собор Е. И. В. Цесаревичем Александром Николаевичем в память посещения им Закавказского края в 1850 г.; 5) небольшой серебряный крест с частицами древа Креста Господня и мощей некоторых святых; 6) икона Св. Архистратига Михаила (1¾ арш. х 1¾ арш.), в серебряной вызлоченной ризе, — дар собору Донских казачьих полков NN 1, 6, 7, 8, 14 и 18 в память службы их на Кавказе и под начальством Е. И. В. Вел. кн. Михаила Николаевича, Главнокомандующего армией. Достойны внимания: а) дарохранительница сребропозлащенная, стоим. в 1100 руб., б) Евангелие чеканной работы в 1200 руб. и пр.
По штату при соборе положены: настоятель-протоиерей, два священника, протодиакон и два псаломщика. Помещается причт в церковном доме.
Тифлисский Александро-Невский Военный Собор в первые годы советской власти. Обратите внимание на звезду вместо креста на куполе.
Тбилисский храм св. Александра Невского
23 мая / 5 июня Ростовская земля чтит своих подвижников, в сонме которых – святой благоверный князь Александр Невский. Почитают русского князя и в Иверии, первом уделе Пресвятой Богородицы: один из любимейших храмов тбилисцев – Александро-Невский. И приезжают сюда паломники со всех концов земли.
***
Храм Александра Невского в Тбилиси
Старый Тбилиси похож своим духом на мудрого дедушку или на нежную, понимающую тебя бабушку. Идешь по его улицам и, особенно когда они пустынны, чувствуешь связь с его людьми. Заглянешь в очередной итальянский дворик, где до сих пор живут люди в одном большом дворе – всю жизнь на виду у других, как в одной семье, а часто и становятся одной семьей, – и многое начинаешь понимать. А понять интересно. Всё интересно наблюдателю и искателю сравнений. Можно долго бродить по городу, всматриваться в людей и удивляться. А неискушенному человеку, и правда, многое удивительно.
Всегда задумываешься, когда приезжаешь в незнакомый город, о том, какие там люди, чем живут, что любят, о чем мечтают, похожи ли на тебя, что общего, что роднит и поймете ли вы друг друга языком сердца. И замечаешь, что люди в Тбилиси всё же очень разные: одни эмоциональные, другие не очень, многие теплые, отзывчивые и доброжелательные, а некоторые равнодушные и даже грубые, но это скорее исключение. А побывав в гостях на застолье, услышишь, что первый тост посвящен Господу, и даже сопровождающее застолье традиционное грузинское многоголосное песнопение Мравалжамиер есть не что иное, как молитва. Да, церковная молитва: многая лета. И вот уже чувствуешь интерес к себе, начинаются вопросы, восклицания, пожелания и благословения…
И думаешь: откуда всё это – и легкий контакт при разговоре с незнакомцами, как будто со старыми знакомыми, и особая теплота при общении, и сердечные пожелания? А разговорившись с разными людьми и побеседовав про разное, открываешь для себя одну особенность: почти все ходят в церковь, и связь эта неразрывна. И очень многие благоговеют перед своим родным патриархом. Своим… Родным… Почему?..
Жизнь полна скорбей, и порой невыносимо тяжких для страждущего, измученного, ослабевшего сердца. Даже если у тебя есть опыт – и земной, и хоть немного духовный, тебе всё же необходим совет и ответ, получив который ты сможешь жить. Просто жить дальше. И вот слушаешь очередную проповедь патриарха и с изумлением и каким-то внутренним восторгом чувствуешь, что вот он – правильный ответ от Господа. Да, вот именно для тебя. И можно вырваться из невыносимого горя. Есть выход. Просто прислушайся и исполни. Есть молитвенник за тебя на этой земле, любящий, доступный. Твой родной патриарх.
Храм Александра Невского в Тбилиси
Почти для всех в Тбилиси Церковь является сокровенной частью души, утешением и опорой в гнетущей скорби.
Нет, конечно, не все воцерковлены и не все регулярно ходят в храм, но почти для всех Церковь является сокровенной частью души, утешением и опорой в гнетущей скорби. Последним прибежищем. И уже не удивляешься постоянно присутствующим в разговорах с людьми фразам: «Радуйся!», «Да благословит вас Господь!», «Пусть сохранит тебя крест!» – дословно: «пусть на тебе будет написан крест».
Бывает, что времена меняются, и меняются неожиданно. Сменяются картины жизни. Но дух этого города, как стержень, на который нанизываются то красочные и красивые, то горестные и траурные события, дух Тбилиси – это теплая жертвенная любовь. Иногда омраченная горем и жестокими ошибками, но воскресающая каждый раз после своего покаяния и возвращения к Богу.
Задумавшись, вспоминая и анализируя, бредешь по центру города, от метро немного наверх. Старинные богатые здания чередуются с более современными, и видна во многом бедность и неустроенность. На каждом углу чем-то торгуют; одни разговаривают, другие молчат; кто-то спешит по делам, а кто-то идет в церковь.
Вот стоит русский храм святого благоверного князя Александра Невского. Совершенно родной для всех. Один из многих храмов в Тбилиси. Тех самых прибежищ для души. Знакомые нищие приветливо здороваются и заботливо расспрашивают тебя про дела. Нищих и в городе много. А вот и бабушка Катя, с кем-то опять ругается. Ругается громко и грозно, но почему-то не обидно и не страшно, и заглянув ей в глаза – а они добрые-добрые, – понимаешь почему. Они, посмотри, светятся у нее каким-то теплым светом, и в них видна потаенная боль и любовь. Поговаривают даже, что она юродивая.
Здесь кормят всех без разбора, весь день. Пьяниц, бомжей, нуждающихся и просто любого голодного. Сколько бы ни пришло…
Пока идешь от ворот до храма, видишь, как кушают приходящие нищие, и поражаешься, узнав, что кормят всех без разбора, весь день. Пьяниц, бомжей, нуждающихся и просто любого голодного. Весь день, сколько бы ни пришло. Радуешься и испытываешь благодарность милости Божией за милосердие Его и за усердие служащих в церкви и при церкви.
Подходишь к входной двери, над ней – красивая икона святого благоверного князя Александра Невского, а в притворе – большая икона Бога Отца. Чувствуешь: встречает тебя Господь, смотрит на тебя.
Идешь дальше, и сердце наполняется радостью ребенка. Множество икон. Они заполняют почти всё пространство храма. И все разные – и по стилю, и по размеру, и по рисунку. Но всем святым образам не тесно и есть место друг рядом с другом, так же, как и в Царстве Света. Вот величественная икона князя Даниила Московского, горячо любимого многими. На правом столбе – образ «Всех скорбящих Радосте». А на столбе слева – икона святителя Николая Мирликийского. Все знают, что она чудотворная. И помогает святитель Николай даже в очень тяжких и безнадежных скорбях. Ты только попроси прощения у Господа и прости всех от души, а потом помолись крепко, всем сердцем, и верь, что будет.
А если не будет, не скорби… прошу тебя! Значит, Господь лучше знает и даст в свое время, ты только потерпи еще немного, не отчаивайся. Ведь Ему видно то, чего не видим мы.
Дай нам, Господи, милость Твою и радость нетленную.
Вот и еще почитаемые чудотворные иконы – Богородицы. Смоленская, редкого письма. Богородица с Младенцем на ней как бы в дымке. И рядом – неземной совершенно красоты Казанский образ Богоматушки.
Икона святого Александра Невского – с частицей его мощей. Святой дар из России. Перед алтарем мощевики множества святых. И везде иконы, иконы… Благодать!
Храм Александра Невского в Тбилиси
Ходишь осторожно, потому что в церкви почти всегда идет служба. Литургию служат ежедневно, не сокращая, а иногда и дважды: раннюю и обычную. Многие ведь работают, а до работы хотят побывать в храме. И очень часто служат акафисты, молебны и панихиды.
В церкви два престола.
У второго алтаря – большая икона святого благоверного князя Александра Невского. И удивляешься, узнав, что ее написал патриарх Илия II. Многие знают, что патриарх – художник и музыкант. Автор многих любимых, красивейших церковных песнопений.
А вот дар любящих чад: красивая гробница бывшего настоятеля храма, прославленного ныне в лике святых, – митрополита Зиновия (Мажуги). Над ней висит большая икона святого Серафима Саровского, а рядом икона святых архангелов.
Напротив алтаря – очень красивая и редкая икона юной Нино, просветительницы Грузии.
А во дворе церкви могилы. Вот могилка отца Виталия. Вот он, родной и любимый всеми. Встречает каждого приходящего и утешает его своей любовью. Люди идут к отцу Виталию бесконечным потоком, с утра до позднего вечера. И никто не удивляется, видя одних и тех же людей, бывающих здесь ежедневно. Потому что люди заходят сюда постоянно, часто даже перед работой, чтобы взять у батюшки благословение.
У могилы отца Виталия
Приходят сюда все. Взрослые и дети, школьники и студенты – постоянно, церковные и нецерковные, местные и из иных городов и стран. Приезжают со всего света. И духовенство, и просто паломники. И много, много чудес происходит. Рассказывают приходящие сюда, что им сам отец Виталий является – кому-то во сне, кому-то наяву – и говорит, чтобы пришли, и он поможет. А эти люди раньше даже и не слышали о нем. И помогает… Многим помогает… Знают это все опытно.
В церкви собираются свидетельства о чудесах. Матушка схиигумения Елисавета, живущая при храме, записывает эти свидетельства.
Однажды, поздним уже вечером, пришла со своим горем женщина к отцу Виталию и долго горько плакала…
А многие у могилки даже разговаривали долго со священником и потом с благоговением узнавали в нем самого отца Виталия. Рассказывала как-то Надежда – она ухаживает за могилкой: однажды, поздним уже вечером, пришла со своим горем женщина к отцу Виталию и долго горько плакала. А потом ради утешения сделала фотографию могилки на память и тут же в радости подбежала к Надежде и показала ее. А там, на снимке, рядом с крестом стоял сам отец Виталий со смиренно склоненной головой, как на известной своей фотографии. А раз, говорит Надежда, приехал священник на могилку. И вот ее знакомая подходит к ней и с трепетом делится: знаешь, мне этот батюшка без моих вопросов на всё ответил. Надежда тоже попытала счастья и подошла. Только хотела что-то спросить, как услышала строгий озвученный ответ. Весь день, говорит, меня трясло от благоговейного ужаса. И только вечером она прозрела. Поняла, что это был сам отец Виталий.
Драгоценный от Господа дар нам, слабым и немощным.
Многое еще может рассказать Надежда, да и все, кто чтут и любят отца Виталия и других святых. Ведь не прекращаются чудеса. Ты только веруй, не будь неверующим.
И не только ведь в этой церкви. А везде, где захочет Бог и призовут имя Его с верою.
Но всё же… постарайся пойти в церковь.
Не обязательно в эту. Можно пойти и в другую.
И знаешь, в Тбилиси ведь очень много церквей!
Но об этом в следующий раз…
Достопримечательности Тбилиси
Церковь Александра Невского – этот христианский храм, который был построен в 1864 году, расположен на улице Марджанишвили. Богослужение здесь проводится только на славянском церковном языке. И это одна из особенностей этого храма.
Вера – это район, который стал заселяться только в середине XIX века. Однако и после этого здесь ещё долгое время была курортная зона. Сам район получил своё название от реки Вера. И одна из улиц этого района носит название Марджанишвили, Константина Александровича Марджанишвили. Это был российский, грузинский и советский режиссёр и основоположник грузинского театра. Этот знаменитый режиссёр снял такие фильмы, как «Овод» и «Буревестник». Похоронен Константин Александрович в Пантеоне на горе Мтацминда. А его имя до сих пор чтят и помнят грузины.
Именно на улице, которая названа именем этого человека, и находится церковь Александра Невского. Строилось здание на пожертвования людей, а когда деньги были собраны, то Святейший Синод тоже внёс свой вклад в строительство и добавил к получившейся сумме 5 тысяч рублей.
В 1886 году к зданию церкви была присоединена звонница. У храма есть пара пристроек. Одна из них названа в честь Александра Невского, вторая – в честь Николая Чудотворца, которая была построена ещё позже, чем сама церковь и колокольня – в 1900 году, во время правления Николая II, и именно в честь него и была возведена. А в 1913 году на территории здания в небольшом отдалении от неё была построена часовня. И опять же её строение было связано с домом Романовых. На этот раз это было 300-летие этой семьи.
Сегодня в церкви хранится такие святыни, как частицы мощей Марии Магдалины, святой равноапостольной Нины, святого Шио Мгвимского и др.
И если первые двое праведных людей известны очень многим, то о Шио Мгвимском стоит сказать несколько слов.
Шио Мгвимский – это пустынник, который жил в VI веке. Сегодня это один из самых почитаемых святых в Грузии, который основал Шио-Мгвимский монастырь. К тому же именно этого человека считают основателем грузинского монашества. Почитается этот святой и как чудотворец. До того, пока в Грузию не пришла советская власть, мощи Шио хранились в монастыре, который он основал, но потом большая их часть была сожжена, а всё, что удалось сохранить и спрятать находится теперь в церкви Александра Невского.
С 1950 до 1982 года игуменом Божьего дома был митрополит Зиновий. Митрополит Зиновий, в миру Захария Иоакимович Мажуга до конца своей жизни пребывал в келье при храме, в котором служил. Он долгое время отказывался от предложения перебраться в резиденцию, ведь тогда по званию он был уже митрополитом. После смерти был похоронен у северной стены церкви Александра Невского.
А ещё раньше игуменом этого храма был Смирнов Иван Александрович. Он начал своё служение в храме в 1918 году и вплоть до своего ареста в 1937 году верой и правдой прослужил своему храму. При нём церковь Александра Невского стала ведущим православным храмом в тогдашнем Тифлисе.
После установления советской власти храм несколько раз порывались закрыть, а настоятеля заставляли сдать ключи от него. В 1928 году отца Иоанна вызвал к себе тогдашний комиссар и предложил отречься от сана и занять должность профессора философского факультета университета в Тбилиси. Но он отказался. И тогда на него и на его семью начались гонения, и в 1937 году отец Иоанн был арестован. А через несколько дней суд приговорил его к расстрелу.
А во дворике у самого алтаря храма можно увидеть ещё одну могилу. Здесь похоронен Виталий Николаевич Сидоренко, который больше известен под именем схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Появился он в Александро-Невской церкви в Тбилиси в 1969 году, когда здесь жил ещё митрополит Зиновий. Этот человек редко служил службы, но паства церкви его очень любила и уважала. Это был светлый старец, который безропотно принимал всё то, что посылал ему Бог. 1 декабря 1992 года старец скончался. Проститься с ним пришёл практически весь город, а его гроб на несколько дней был выставлен в храме, при котором он служил почти 20 лет. Похоронили старца 5 декабря, а над его могилой поставили простой и скромный памятник, как и положено божьему человеку.