Святые женщины в православии
Содержание
Святые жены святой Руси
Женщины-христианки в Церкви и в общественной жизни всегда являли образцы верности, любви, сострадания, повседневной заботы о ближних и дальних. Многих спасали они своим молчаливым, заботливым любящим присутствием, сердечным теплом. За двадцать столетий своего существования на земле Церковь Христова украсилась множеством святых подвижниц, отдавших жизнь служению Богу и ближним, к которым мы возносим свои молитвы, прося помощи, утешения, заступничества. К великому счастью, с самого начала существования христианства на Руси, немало святых жен просияло и в нашем Отечестве…
Путь женской святости
Господь знал женское сердце, знал, что оно полно любви, милосердия и постигает все святое, таинственное гораздо легче, чем мужское… Женщины меньше рассуждают и больше чувствуют. Поэтому, не случайно первыми узнали о Воскресении Господа жены-мироносицы, которым Сам Христос повелел: «не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, а там они увидят Меня» (Мф. 28, 10). В этих словах на все времена даровано женщинам новое назначение: благовествовать Воскресшего Господа. По пути, проложенному святыми женами апостольских времен, пошло множество христианок. История Церкви Христовой подарила нам святых Фотину, Апфию, Феклу, Елену, Нину…
Их подвиг любви вдохновил многих женщин и положил начало их служению Богу и ближним. Уже в Древней Церкви женщины-христианки заботились о воспитании детей, о сиротах, о больных. Их благочестие, забота о страждущих, дела милосердия не могли не вызывать восхищения даже у язычников. Так, один из учителей святителя Иоанна Златоуста, знаменитый ритор Ливаний, воскликнул как-то в восторге: «Какие женщины у христиан!»
Сами же жены-христианки в своей душе свято хранили слова апостола: «…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3, 3-5).
Про женщину сказано, что ее первое предназначение — быть источником любви. При этом ее служение любовью не исчерпывается семьей, супружеством и материнством, но простирается на весь мир. Это чисто женское – желание всех накормить, одеть, обогреть, исцелить, — окутать всех и все своей любовью. Потому, задолго до того, как свет Христовой веры озарил наше Отечество, начала оживать в нем душа русской женщины. Свидетельство тому – святая княгиня Ольга. В последствии, вся история Русской Православной Церкви раскрывает исключительную благодатную роль, которую играли в ее судьбе святые жены. Путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа.
Начальница веры
По своему достоинству женщина ничем не ниже мужчины. Но, сравнивая число святых мужей с числом святых жен Руси, как, в прочем, и других христианских стран, мы видим значительное превосходство числа мужских имен. Почему? Об этом хорошо сказал русский философ Иван Ильин: «Она все может, но это ей ни к чему». Наверное, потому, подвиг женщин во все времена был не так ярок и заметен, как подвиг святых мужей: чаще всего он тих и неприметен. Это подчас не бросающийся в глаза, великий подвиг послушания мужу, воспитания детей в вере Христовой и хранения домашнего очага. И, как отметил церковный писатель Сергей Нилус, надо помнить, что в подвиге каждого святого незримо заключается и подвиг его матери, воспитавшей его. При этом, за долгую историю Церкви женщинам не раз приходилось спасать положение в тот момент, когда меркли и оказывались бесполезными мужская доблесть и сила. И тогда женская кротость, нежность и любящее сердце творили поистине чудеса!
Среди святых русских жен первая, безусловно, равноапостольная Великая княгиня Ольга. Интересно, что почитание ее началось ранее почитания крестителя Руси — святого равноапостольного Великого князя Владимира. Сам он перенес ее гробницу в Десятинную церковь, быть может, в чаянии ее скорейшей канонизации.
«Начальницей веры» и «Корнем Православия» издревле в Русской земле называли святую равноапостольную Великую княгиню Ольгу, во Святом Крещении — Елену. Происходила она из рода Гостомысла, родилась в Псковской земле, в языческой семье из династии князей Изборгских. В 903 году она стала супругой Великого князя Киевского Игоря. Когда восставшие древляне убили его, Ольга жестоко, по-язычески отомстила за смерть мужа. Не пожелав вновь выйти замуж, она возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Ольга вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. «Мудрейшею всех людей» именовали ее современники.
В 954 году с дипломатической миссией она отправилась в Царьград, где приняла Святое Крещение. Патриарх Константинопольский Феофилакт благословил новокрещенную крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, Его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
По возвращению из Византии Ольга стала нести христианское благочестие язычникам, воздвигать первые храмы. Именно она воспитала своего внука – равноапостольного Великого князя Владимира, который через 19 лет после ее смерти крестил Русь.
Образ христианской женственности
О русских женщинах, их кротости, мудрости, преданности, любви и способности ценить все самое прекрасное в мире веками слагались стихи, предания и легенды, им посвящали самые сокровенные свои строки поэты, писатели… Но, ореолом святости окружались в нашем народе не лучезарные и прекрасные дамы, а матери, жены, хозяйки, преданные своим мужьям и их делу, устроительницы дома, церквей и монастырей, подвижницы, мученицы во имя веры, во славу своего народа.
Многие канонизированные святые князья Древней Руси вошли в Царство Божие в сопровождении своих жен: это жены Константина Муромского, Ярослава Владимирского, Димитрия Заозерского, Димитрия Донского, Михаила Тверского и многих других. Не случайно Писание говорит; «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притч. 18, 23).
Так, жена святого благоверного князя Димитрия Донского преподобная благоверная княгиня Евфросиния Московская, счастливый союз которых был для Руси залогом союза и мира между Москвой и Суздалем, соединила подвиг гражданского служения народу и родной земле с подвигом монашества.
Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, Митрополит Московский, а также преподобный Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей Димитрия и Евдокии. Восприемником других был преподобный Димитрий Прилуцкий. Святая княгиня была строительницей храмов. В 1387 году она основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю.
Втайне предаваясь подвигу поста, княгиня под пышными княжескими одеждами носила вериги. Воспитав пятерых сыновей, Евдокия приняла постриг с именем Евфросия. В молитве и подвиге свершив свой земной путь, преподобная мирно почила в 1407 года и была погребена в основанном ею Вознесенском монастыре.
Нужно сказать, что почти все канонизированные жены Древней Руси — княгини, и это не случайно. Именно на них с первых веков христианства в Русской земле промысел Божий низложил особый подвиг — явить своим сестрам образцы христианкой женственности, стоять «светильником горящим и светящим» (Ин. 5, 35), свечой на подсвечнике и светить всем в доме (Мф. 5, 15). Это святая равноапостольная великая княгиня Ольга, преподобная Анна Новгородская, преподобная Евфросиния Полоцкая, благоверная княгиня Феврония Муромская, преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Харитина Литовская, преподобная Анна Кашинская, святая благоверная княгиня-мученица Иулиания Вяземская и Новоторжская, преподобная святая благоверная княгиня Евфросиния Московская, святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская, святая праведная София, княгиня Слуцкая. Среди них — семь святых княгинь-инокинь.
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была дочерью князя Георгия Всеславича. С детских лет она отличалась любовью к молитве и книжному учению. Отвергнув предложения о браке, Предслава приняла постриг с именем Евфросиния. По благословению Полоцкого епископа Илии, она стала жить при Софийском соборе, где занималась переписыванием книг. Около 1128 года епископ Илия поручил преподобной устроить женский монастырь. Отправляясь в Сельцо, — место будущей обители, — подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». В новоустроенном Спасо-Преображенском монастыре святая обучала девушек переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам. В 1161 году ее усердием был построен собор, сохранившийся до нашего времени.
Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, в который по ее просьбе Константинопольский Патриарх Лука послал список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. Незадолго до смерти преподобная с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество по Святым Местам. Поклонившись святыням Царьграда, она прибыла в Иерусалим, где в 1173 году в Русском монастыре Пресвятой Богородицы Господь сподобил ее принять мирную кончину. Позднее ее мощи были перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 году — в Полоцк, в основанный ею монастырь. Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.
Княгиня Юлиания Вяземская приняла мученическую кончину сохранив верность своему супругу. Муж ее князь Симеон Мстиславич Вяземский разделял изгнание со Смоленским князем Юрием после завоевания Смоленска Литвой. В1406 году Василий I Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Юлиании и пытался соблазнить ее. Не преуспев в этом, он убил князя Симеона, но не мог преодолеть сопротивления его супруги. В ярости он погнался за ней с мечом, изрубил на дворе и велел бросить тело в реку. Опомнившись, Юрий бежал в монастырь, искупая свой грех.
Ну и конечно, говоря о русских святых княгинях, нельзя не упомянуть святую благоверную Февронию Муромскую, чей союз со святым князем Петром считается образцом христианского брака, а сами они – молитвенными покровителями любви и верности.
Слава Богу за все!
«Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (Притч. 31:26). Но не только святые княгини подавали пример своим сестрам-христианкам в благочестии и любви к Богу и ближним.
Так, кроме благоверной княгини Февронии, Муромская земля прославилась и другой великой подвижницей Юлианей Лазаревской.
Праведная Юлиания была дочерью благочестивых и богатых дворян Недюревых. Юстин, отец ее, служил ключником при дворе царя Иоанна Грозного. В возрасте шести лет оставшись сиротой, она была взята на воспитание своими родственниками
Скромная богобоязненная девушка неукоснительно соблюдала пост и молилась, за что подвергалась насмешкам со стороны родни. Кроткая и безответная, она усердно занималась рукоделием, тогда как другие девушки находили удовольствие в пустых забавах и играх. Для нее утешением было присмотреть за больным бедняком, сшить рубашку для неимущего, приласкать сироту. Юлианию не учили грамоте — такое случалось с сиротами. Ее также не спешили выдавать замуж, хотя другие выходили на пятнадцатом году. Когда Юлиании исполнилось 16, Бог послал сироте богатого и благородного мужа, Юрия Осорьина, владельца села Лазаревское.
Случалось, что муж Юлиании подолгу отсутствовал на царской службе в Астрахани. Тогда она по ночам занималась рукоделием — то пряла, то шила — и вырученные за работу деньги раздавала бедным или относила в храм. Она делала это втайне даже от свекрови, хотя та любила ее.
В голодные времена, когда многие люди умирали от недостатка пищи, Юлиания удвоила свою тайную милостыню. Пищу, предназначенную ей, она раздавала нуждающимся, а сама, как и прежде, ничего не ела до вечера. За голодом последовал мор: люди запирались в домах, боясь заразы. Юлиания втайне от семьи ухаживала за больными и, если кто-нибудь умирал, сама омывала его и сама же хоронила.
У Юлиании было много детей. Старшего сына убил слуга — и, хотя это стало тяжелым ударом для святой, у нее все же хватило мужества утешать супруга. Вскоре пришла новая беда — другой сын погиб на царской службе. Достало сил перенести и эту потерю, хотя страшные события так потрясли Юлианию, что она упрашивала супруга дозволить ей уйти в монастырь. Муж удержал ее, убедив не бросать оставшихся детей. Юлиания стала поститься и молиться больше прежнего — спала не больше двух часов, и то, подложив под голову полено, а под бок ключи. Когда другие крепко засыпали, она вставала на колени и молилась, а поутру шла в церковь. Не владея грамотой, она внимательно слушала, когда читали другие, и сумела не только понять сама, но и научить других, как надобно жить, чтобы угодить Господу. В доме она была матерью для всех: провинившихся слуг и служанок вразумляла не бранью и побоями, а кроткими словами.
После смерти мужа Юлиания раздала милостыню по церквам и монастырям. Ее щедрость порой доходила до того, что для себя не оставалось ни копейки.
При царе Борисе вновь наступили голодные времена. Юлиания просила детей и домашних не касаться чужой собственности. Сколько имела она скота и вещей, все распродала, чтобы купить хлеба, и кормила не только домашних, но и чужих. Наконец она дошла до крайней нищеты и, с упованием на Бога, переселилась в нижегородскую деревню Вочнево. Когда и туда пришел голод, Юлиания, созвав своих слуг, объяснила, что освобождает их — отпускает на волю, дабы сумели сами себя прокормить. Тем, что не захотели уйти, она велела собирать лебеду и древесную кору, чтобы печь их них хлеб, и этот хлеб получался необычайно вкусным. Юлиания не только кормила свою семью, но и угощала бедняков. Когда соседи спрашивали у нищих, посему они ходят к Юлиании, которая сама умирает с голоду, они отвечали: «Много сел обходили мы, но ни у кого не ели такого вкусного хлеба».
Никогда не роптала на судьбу Юлиания — и добро, и зло принимала смиренно, благодаря за все Господа.
Даже болезнь, что пришла в светлый день Рождества, не сломила ее. Все так же молилась Юлиания и не роптала. Почувствовав приближение смерти, она призвала своего духовника, исповедалась и причастилась, потом благословила детей и заповедовала им жить в страхе Божьем. «Еще с юности, — добавила она при этом, — я хотела облечься в иночество, но по грехам моим Бог не сподобил меня сей милости; слава Богу за все!» И мирно предала душу Господу.
Воплощение христианских идеалов правды
До революции были канонизированы всего 13 святых русских жен. Мало? И «малая закваска заквашивает все тесто» (Галл. 5,9), — говорит апостол. Прославляет святых Господь, а не человек, и на примере святых жен Руси мы видим подтверждение тому. Но, безусловно, святость многих подвижниц не оспаривалась еще и при их земной жизни. И Соборами конца прошлого начала нынешнего веков были прославлены блаженная Ксения Петербургская, мать Сергия Радонежского Мария, мать князя-мученика Михаила Тверского Ксения, мать патриарха Иова Пелагея Ржевская, дочь Александра Невского Евдокия, сестра святого Артемия Верковского Параскева, святые жены Дивеевские и многие другие… Канонизированы были и русские православные мученицы, среди которых можно назвать сгоревших заживо в церкви при взятии города Владимира татарами в 1238 году Владимирскую княгиню Агафию, ее дочь Феодору и ее снох Марию и Христину. Подобной же чести за мученическую смерть были удостоены и 35 монахинь монастыря в Угличе, убитых в 1609 году интервентами Речи Посполитой… Из московских святых нового времени, пожалуй, самую большую известность снискала блаженная Матрона…
Но, кроме этого, крававый XX век даровал нашей Церкви целый сонм новомучеников, которые сегодня предстоят у Престола Всевышнего и молятся за наше Отечество. Среди них — множество святых жен и дев, преподобномучениц и исповедниц. И пусть пока многие из них не явлены миру и не прославлены, но Господь-Всевидец знает и ведает о каждой из них, послужившей Ему при жизни и отдавшей эту жизнь за Него.
Как отдала, например, жизнь за Христа преподобномученица Пелагия. С четырнадцати лет почти три десятилетия она подвизалась в Серафимо-Дивеевском монастыре, несла послушание портнихи и косца.
После революции монастырь стал существовать как трудовая артель. В конце лета 1919 года власти предложили послать часть монахинь на уборку полей, принадлежавших семьям красноармейцев. Совет монастыря справедливо указал, что сестры истощены голодом, идти на полевые работы не могут, да и свой урожай не убран. Инокиня Пелагия была членом совета и «заведующей рабочими силами монастыря». Она пыталась защитить сестер и отказалась исполнить требование представителя власти, за что и была арестована в первый раз и приговорена к трехлетнему заключению.
Для расследования «контрреволюционности» монастыря в Дивеево была послана комиссия, которая установила невиновность инокинь. Сестры были освобождены, а совет монастыря восстановлен в своих правах. Под видом артели обитель просуществовала восемь лет. В 1927 году началась кампания по ликвидации монастыря, повальные обыски и аресты по спискам ОГПУ.
Как и другие дивеевские сестры, которые находили пристанище у верующих людей, инокиня Пелагия и ее старшая сестра инокиня Марфа стали жить при храмах: мать Марфа поселилась в сторожке при церкви села Развилье Борского района, а мать Пелагия — при церкви села Воробьево Арзамасского района Нижегородской области. В их дальнейшем жизненном пути есть очень много общего, хотя больше они не встречались.
20 ноября 1937 года инокиню Пелагию вновь арестовали и обвинили в ведении «контрреволюционной агитации пораженческого и клеветнического характера». Решением тройки НКВД от 14 декабря 1937 года она была приговорена к заключению в Карагандинском исправительно-трудовом лагере сроком на восемь лет. Из документов ее личного дела следует, что при потере трудоспособности на 85% мать Пелагия использовалась на общих работах.
Несмотря на изнуряющий каторжный труд при тяжких болезнях, в характеристиках заключенной Пелагии Тестовой отмечается: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет»…
3 ноября 1944 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, инокиня Пелагия умерла в лагерной больнице…
Сегодня в соборе новомучеников и исповедников Российских более 80 святых жен: игумении, инокини, послушницы и мирянки, мученически пострадавшие за веру. И первые в этом списке — святые царственные мученицы императрица Александра и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в ночь на 17 июля 1918 года только за то, что являлись членами семьи последнего русского Царя.
«… Христианское вероучение отличается от иных религиозных воззрений своим особым, возвышенным отношением к женщине. Церковь неизменно высоко оценивала женское служение, и именно женщины, наравне с мужчинами, украсили Церковь сонмом мучеников, — говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Вся история Церкви Христовой свидетельствует о том, что на женщин возложена особая миссия — по мере своего призвания быть благовестницами Царствия Божиего…»
Таким образом, сонм святых жен Русской Православной Церкви включает ныне более 100 имен.
«Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам, что она должна быть неслышной и незаметной. Такое гиперпатриархальное отношение может казаться традиционным, однако историческая истина говорит совсем о другом. Образы святых жен Руси — это образы женщин мудрых и сильных, женщин, ставших воплощением христианских идеалов правды и милосердия…», — убежден Предстоятель нашей Церкви.
Вси святыя жены, в земли Российстей просиявшия, молите Бога о нас!
Подготовил Николай Жидков
>Типично женская святость
ИЛИ ПОДРОСТКИ-МУЧЕНИЦЫ, ИЛИ КОРОЛЕВСКИЕ ОСОБЫ
— Почему, на ваш взгляд, в святцах больше мужских имен, чем женских?
— Очень надеюсь, что по замыслу Господа Бога святых мужчин и женщин примерно одинаковое количество, просто не обо всех мы знаем, не все прославлены Церковью. Но действительно, анализируя средневековые литургические календари, мы замечаем гендерное неравенство. Отмечу, что хотя Церковь стремится распознавать волю Бога, отнюдь не всегда в полную силу её улавливает. А мы говорим о распознании святости обществом исключительно патриархальным, где господствовало восходящее к Аристотелю представление о женщине как несовершенном мужчине. Тем не менее, именно почитание женщин-святых сильно повлияло на представление о женщине вообще. Здесь решающим, как кажется, был период гонений, когда возник культ мучеников и мучений за Христа.
— Что можно сказать об этом периоде?
— Это удивительно: христианская община почитает святыми девочек-подростков 12, 15, 17 лет, которые в любой другой ситуации представляли бы ценность только как потенциальные жены и матери. Их чистота, стойкость, непоколебимая вера оказываются примером даже для взрослых мужчин. Мы видим часто повторяющуюся историю: совсем юная девушка, которую хорошие родители — иногда язычники, иногда христиане — предназначают в жены хорошему молодому человеку (или немолодому, но состоятельному и уважаемому). И дальше начинается «праздник непослушания». Либо «не пойду замуж — обещалась Христу», либо «ладно, пойду замуж, но сохраню девство». И всё заканчивается исповеданием христианской веры в мученичестве. Подвиг мученичества вообще основывается на радикализме, а в случае с юными мучениками — на радикализме юношеском, подростковом. В связи с этим современные родители могут задать себе сложный вопрос: всегда ли ведет к плохому подростковый радикализм? Мы привыкли отождествлять святость с послушанием, и в этом очень близки римскому обществу, для которого девица хороша тогда, когда она не только целомудренна, но еще и послушна. И то, что Церковь почитала святость таких отважных девушек, видела и признавала их подвиг, — это, конечно, реабилитация женской природы. Женщина может подавать пример взрослым мужам, женщина может претерпеть мучения по своей воле и победить!
— Какие «гендерные» особенности можно отметить в следующем периоде?
— Это период, который связан с распространением христианства среди языческих народов Европы — миссия к германским племенам, крещение Британии и Скандинавии. Опасность для жизни святого исходила уже не от власти, а от тех язычников, которые не хотели менять убеждений и демонстрировали свое нежелание весьма агрессивно. По понятным причинам миссионерской деятельностью занимались в основном мужчины. Но если мы посмотрим на раннесредневековых святых-не мучеников, то увидим интересную картину. Согласно подсчетам специалистов, в VII–XI веках в Британии фиксируется 240 почитаемых святых. Это примерная цифра, потому что имена повторяются и не всегда ясно, сколько за одним именем кроется человек. Из 240 человек — одна треть женщин. Для Средневековья это большая цифра. По социальному составу это либо монахини, дочери или родственницы знатных домов, либо особы королевской крови, которые являлись покровительницами монастырей, способствовали формированию в обществе благотворительности и милосердия. Таким образом, обществом выносится для почитания святость деяний, которая предполагала практический вклад в социальную деятельность, в просвещение. Но такой вид святости, повторюсь, был зарезервирован для знатных женщин. Это не значит, что среди простонародья не было святых, мы просто о них не знаем.
ИРИНА МАКЕДОНСКАЯ (конец I — начало II веков) — дочь наместника провинции Ликиния, принявшая Крещение от апостола Тимофея и обратившая в веру своего отца
ПАРАСКЕВА ИКОНИЙСКАЯ (конец III — начало IV века) — дочь знатного римского сенатора-христианина, пострадавшая во время гонений Диоклетиана
ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ (конец III века — 304 год) — дочь христиан из Халкидона, замученная на арене цирка за отказ участвовать в празднике в честь бога Ареса
АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА (конец III века — 304 год) — юная христианка, тайно посещавшая узников-христиан, которые томились в римских темницах, и ухаживавшая за ними
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ (287–305 годы) — знатная и образованная девушка, принявшая мученическую кончину при императоре Максимине
ВАРВАРА ИЛИОПОЛЬСКАЯ (конец ΙΙΙ века — 306 год) — дочь язычника Диоскора, вопреки воле отца ставшая христианкой и за это обезглавленная
МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ (292–307 годы) — дочь языческого жреца Эдесия, пострадавшая за отказ приносить жертвы идолам
СВЯТОСТЬ ДЕЯНИЙ
— Наверное, один из чисто женских недостатков — это многозаботливость. Стоишь на молитве, а сама замечаешь: «Так, цветы не полила. И на иконной полочке столько пыли!» Думается, поэтому нам сложнее отдавать много времени молитве, сложнее молиться глубоко.
— Мне хочется в защиту женщин привести один знаменитый пример мужчины, который жаловался примерно на то же, что вы описали. Это блаженный Августин: в своей «Исповеди» он описывает, как при молитве отвлекается на всё: на музыку, на насекомых, которые ползают вокруг, на цветы, — и мысль его парит где угодно. Так что это свойство, видимо, не только и не всегда женщин.
По поводу многозаботливости: средневековые источники в подавляющем большинстве никак не приоткрывают нам завесу внутренней жизни человека. Это не означает, что этой внутренней жизни не существовало, просто её было не принято отражать в тексте. Представление о святости выносилось сугубо из внешнего, из деяний. Человек, который хорошо и много молится, — это человек, который 250 раз в день читает «Отче наш», не пропускает часы молитвы, постится, изнуряя себя, стоит по пояс в холодной воде и так далее. То есть это всегда описание деяний, narratio rerum. Представления о том, что кто-то молится один раз в день, но так глубоко, что при этом постигает премудрость Божию, от средневекового общества мы просто не смогли бы получить. В культуре Средневековья внутреннее воспринималось через внешние манифестации. Поэтому для женщин-святых как раз многозаботливость является плюсом.
— Например?
— Чтобы заниматься монастырем, миссией, выстраивать отношения с самыми разными людьми — с людьми Церкви, со светской знатью, — нужны были практические навыки взаимодействия. Мудрость Средневековья в том, что умение организовать вокруг себя жизнь дома, жизнь христианской общины, жизнь монастыря — это хорошо, это считалось проявлением святости. Блаженны миротворцы — те, кто творит мир вокруг себя. Да и само действие тоже ценилось. Святая Вальбурга, например, будучи настоятельницей монастыря, мудро там всё устраивала, но в определенный момент оставила комфортную жизнь в Британии и отправилась на миссию в Германию. Вот она, святость деяний, святость действия! Вперед, к приключениям. Святость, когда сидишь в уголке и живешь духовной жизнью, тогда была бы непонятна. Святая Адельгейда Бургундская — императрица Священной Римской империи — женщина, которая пережила в семье все возможные неприятности и склоки, но творила вокруг себя мир. Успевала и молиться, и основывать монастыри, и участвовать в политической борьбе, поддерживая права своего внука на имперский престол. И она почиталась как святая не потому, что была знатной женщиной, а потому что в очень непростых условиях, находясь в центре интриг и насилия, жила яркой христианской жизнью и творила добрые дела.
— Но все-таки святых женщин в монашеском чине больше, чем семейных. Когда у тебя семья, да еще и много детей, тут не до добрых деяний в масштабах королевства…
— Да, среди святых женщин преобладают либо монахини, либо юные девушки. Средневековый Запад очень долго держался суждения, что проще всего стать святым в монастыре. И примеров замужних женщин, снискавших святость в миру,крайне мало. Но они есть. Вот, например, Маргарита Шотландская, жена Малькольма III, одиннадцать детей. Представьте себе: Шотландия, задворки Европы, ужасный климат, дикари и варвары вокруг. Но её дети растут в христианской вере, муж постепенно тоже обращается. Очевидно, что это была счастливая семья. Как это можно узнать? В королевских домах Средневековья мы всегда видим детей законных и детей, рожденных при других обстоятельствах: до брака, параллельно с браком, от наложниц. Но в браке Малькольма и Маргариты мы видим только законных детей. То есть эта женщина была настолько привлекательна для мужа, что он хотел зачинать детей только с ней. Таких историй довольно мало.
—У этой святой какое-то особенно подробное житие?
— Да, житие Маргариты Шотландской — не совсем типичный текст для Средневековья, он очень личный, поскольку написан её духовником Турготом, человеком, наблюдавшим святую в повседневной жизни. Мы узнаем, что Маргарита кормила бедных при своем дворе, обучала их основам веры. Обычно дела благотворительности — это посредничество: знатная дама дает деньги, учреждает какие-то институты опеки. Но не идет сама и не касается бедняков, потому что она не должна соприкасаться с людьми не своего круга. Здесь смелость и вызов Маргариты. Её житие описывает одно из чудес, по-женски милое: Маргарита идет по берегу с книжкой (а женщина, идущая по Шотландии с книжкой, — само по себе чудо чудное и диво дивное) и роняет книжку в воду. И книжка выскакивает обратно ненамоченной и неповрежденной. Она берет эту книжку и идет учить бедняков. Трогательная опека Бога показана в этом маленьком эпизоде. И второе чудо, не менее удивительное, — обращение мужа. Он следует по стопам Маргариты, слушает, что она говорит. Брутальный и облеченный властью средневековый мужчина слушает женщину! Это может быть только в исключительных обстоятельствах, — если она действительно святая. И это действительно чудо.
О ЖЕНСКОМ СВОЕВОЛИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
— У женщин большое место в жизни занимают отношения. С любимым человеком, с подругами, с мамой… Мешали ли отношения средневековым святым?
— В Средневековье человек никогда не был один, одиночество как феномен тогда просто не существовало. Даже отшельник, убегающий далеко в лес, — всегда показан в отношениях с Богом. Экзистенциальное одиночество — это не про Средневековье. И так же, как человек показан в деяниях, он показан в отношениях. В семейственности, в общинности, и это характерно и для мужчин, и для женщин. Даже монастырь рассматривался не как исключение из семейных или социальных связей, а как их специфическая форма. Отдавая девушку в монастырь, семья предполагала, что она делает выгодное вложение: монахиня будет молиться за родню. Что касается мужчин в жизни женщин, они выступали в разных ролях: мужей, отцов, старших родичей, братьев. Прекрасный, всем известный пример отношений матери с сыном — святая Моника и святой Августин. В глазах современного человека, почитавшего статьи по психологии, святая Моника выглядит как типичная токсичная мать, которая бегает за сыном по всей Европе, ломает его союз с возлюбленной и выбирает ему девушку по своему вкусу. Но мы видим, как Моника на протяжении всей жизни учится принимать взрослость сына, постепенно и очень мучительно его по чуть-чуть отпускать. Их соединяет очень тесная духовная связь, и эти большие отношения двух ярких духовных людей служат для обоих путем к святости.
— А есть примеры отношений брата и сестры?
— Да, например преподобного Бенедикта Нурсийского и его сестры святой Схоластики. Святой Бенедикт — отец мужского общежитийного монашества в Западной Европе; святая Схоластика — женского. Они очень близки духовно, традиция даже изображает их близнецами. В старости Схоластика, предчувствуя скорую кончину, приезжает встретиться с братом. И вот они проговорили весь день, наступает вечер, Бенедикт замечает: «Устав предписывает, что нельзя ночевать вне монастыря, да еще и под одной крышей с женщиной, нам нужно прощаться». А она предчувствует, что это их последняя встреча, и просит: «Бенедикт, не уходи, побудь со мной еще немного». — «Нет, я хороший монах, я не должен ночевать под одной крышей с женщиной, даже если она моя сестра». Тогда Схоластика молится — и начинается буря, настолько серьезная, что Бенедикт вынужден остаться до утра. И святой Григорий Двоеслов, автор жития преподобного Бенедикта, вкладывает в уста Схоластики такие слова: «Я воззвала к брату моему, и он не услышал меня. Тогда я воззвала к Богу моему, и Он услышал меня». Это такое женское своеволие, да. Но Бог исполняет волю женщины, а не великого монаха.
— Но это довольно редкий случай…
— Конечно, в большинстве своем мы видим в житиях канонические категории, когда женщина послушна отцу или старшим родичам, монахиня послушна своей настоятельнице и так далее. Это обычная стандартизация отношений, и если мы хотим найти что-то личное — мы должны эти бесценные крупицы «с лупой» искать в текстах.
— То, что мужская святость — это смелость и мужественность, а женская — доброта и милосердие, тоже стандартизация?
— Средневековье — время стереотипов, время канонов в описаниях. Да, мужчина, даже если он монах, — очень мужественный, воин Христов, настоящий мужчина. В средневековой святости монашество не означало потерю мужественности. Описание святости женщины тоже строится по канону: она женственна, она мать (даже если она девица, она мать своих духовных дочерей, мать монастыря, мать жителей округи), и она красива. Святость предполагает красоту. Причем это верно и для мужчин, и для женщин. Внешность почти никак не описывается, но для Средневековья красота внутренняя предполагала проявление в красоте внешней. Ведь, казалось бы, что красивого в смерти? Когда разрывают на части, отрезают грудь, как святой Агате, выковыривают глаза, как святой Люции, — современному человеку это страшно представить. Но мученические кончины, как ни странно, вдохновили множество художников на создание прекрасных картин. Весь Ренессанс вдохновлен образами мучеников. Они безумно красивы. Их внутренняя чистота побеждает отвратительную картину смерти, эстетизирует смерть. И если говорить о средневековых королевах и монахинях — предполагается, что они по умолчанию прекрасны. Красота женщины здесь не помеха, как принято сегодня считать, а свидетельство святости. Я всегда говорю студентам, что в Средневековье феномен Квазимодо невозможен. Не может быть, что человек прекрасен внутри, но ужасен внешне. Внешность для Средневековья — это проекция внутреннего.
Святые женщины в истории России
Тема исторической судьбы Родины не может не волновать сознательного гражданина любой развитой страны. Тем более справедливо это для современной России, вступившей в знаменательное для себя время, в обстановке острых внутренних и международных дискуссий, напряженного поиска своего «Я», своего исторического пути и, как сказал Баратынский, «лица необщего выраженья». При всей широте палитры религиозных взглядов россиян, их принадлежности или непринадлежности к какой-либо оформленной церкви, при рассмотрении этой тематики нельзя обойти вопрос о роли христианства православной конфессии в тысячелетней истории России.
В обобщенном мысленном облике исторической России-Руси существеннейшую, едва ли не доминирующую роль играют женские черты ( от -«твои прекрасные черты» — А.Блок, через «России неповторимые черты» — Б. Пастернак до многократного употребления тех же, ставших расхожей цитатой слов «твои прекрасные черты» современным автором портала «Стихи.ру»).
Святые покровительницы России
Как в среде православных распространено убеждение, что Пресвятая Богородица особо опекает Россию, так и среди почти 300 официально канонизированных РПЦ святых немало женщин. Вообще первым историческим деятелем Руси, принявшим христианство (еще до официального «крещения Руси», в 955 году в Константинополе) стала легендарная княгиня Ольга. Ею и открывается наш перечень святых покровительниц России. Эти женщины жили в разные эпохи – от 10 до 20 века н.э, их жизненные дороги очень различны и в разной степени известны нам. Разнообразны и источники этих сведений – от прошедших через века народных сказаний и уцелевших от пожаров, наводнений и вражеских набегов, полностью или малой частью, летописей и старинных повестей до архивных документов 20 века.
Основное, что объединяет этих почти во всем очень разных женщин:
- их жизнь в разной степени подробно, но достоверно известна по каким-либо сохранившимся источникам;
- их оценка в большинстве документов и народном мнении – от положительной до самой восторженно-благодарной;
- их канонизация официально подтверждена общероссийской или региональной канцелярией РПЦ
- В нижеследующем списке, упорядоченном по дата жизни («жития»), приводятся самые краткие сведения об этих святых деятельницах русской истории, по возможности с указанием на источник и «чин» канонизации в церковной терминологии.
- Княгиня Ольга (в крещении Елена) – единственная женщина в списке наиболее почитаемых –равноапостольных— российских святых. Жена князя Игоря, убитого древлянами в 945 г. за чрезмерные поборы в виде дани. В этот период Ольга и Игорь-язычники. Жестоко отомстив убийцам мужа, Ольга вступает в правление княжеством. Этот начальный период её жизни известен по трудам самого известного древнерусского летописца Нестора, чье имя стало нарицательным. Дальнейшее правление Ольги отмечено крупными строительными и административными мероприятиями (система погостов, начало упорядочивания сухопутных и речных путей и к4аменного строительства, фиксированный размер «полюдья»). В 955 году крещена в Константинополе под именем Елена, но её сын Святослав предпочел веру языческих предков, признана святой уже при своем внуке –Ярополке, а в 1547 г причислена к равноапостольным святым.
- Евфросиния Полоцкая (имя при рождении Предслава). Дочь витебского князя, она с детства явно тяготилась придворной жизнью. В 12 лет (1116 г.), отвергнув предложения о династическом браке, была тайно пострижена в Полоцком монастыре. Известна трудами в мужской обычно области – переписывании рукописных книг – и приобретением для Полоцкого собора почитаемой иконы Эфесской Богородицы. Принимала деятельное участие в организации церковного строительства и борьбе Полоцкого княжества за независимость. Умерла в 1167году, в пути, совершая паломничество в Иерусалим. Канонизирована в конце 19 века (1893 г.), причем без рассказов о посмертных чудесах.
- Феврония — полулегендарный персонаж, героиня типичного народного сказания о любви и исцелении воина, нарушившего обещание жениться на спасшей его девушке… О насланном свыше наказании за это, раскаянии и воссоединении любящей пары… О смуте в не признавшем простую девушку княгиней народе, изгнании, многолетних скитаниях любящей пары и, наконец, их возвращении в осознавший свою неправоту город. Затем они долго правили вместе, в старости постриглись в разные монастыри, а посмертно чудесно воссоединились в одном гробу. Известно, что реальное погребение супругов произошло в 1228 году. По указанию митрополита эта легенда была переработана в литературное произведение («Повесть о Петре и Февронии Муромских») к церковному собору 1547 г., где её герои и были канонизированы.
- Анна Кашинская, в постриге Софья. В её жизни (конец 13- 14 век) и посмертной судьбе ее останков ярко отразились тяжелые перипетии политической и религиозной борьбы этого времени. Была женой убитого в Орде князя Михаила Тверского, матерью его убитых там же через годы сыновей, бабушкой убитого внука… В документах за 1358 год упомянута как настоятельница Тверского женского монастыря, принявшая предсмертную схиму. Была канонизирована в 1665 году, деканонизирована в период борьбы с двуперстием (1677 г.) и возвращена в канон уже в 20 веке (1909 г.
Формат публикации позволяет лишь в кратком перечислении упомянуть такие известные в русской истории имена женщин, канонизированных в качестве святых, которым при сплошной нумерации описываемого перечня были бы сопоставлены разделы от 5 до 10.
- Евдокия Дмитриевна (канонизированная как Евдокия Московская) – жена Дмитрия Донского, после его смерти — воспитательница его сыновей и блюстительница трона, прославленная также как инициатор широкого церковно-монастырского строительства.
- Иулиания Лазаревская (эпоха Бориса Годунова).
- Фрейлина двора Екатерины Второй Евдокия Вяземская, инсценировавшая свою смерть и после 10-летних скитаний поселившаяся в Серпуховском монастыре, где звалась «дурой Евфросинией», нося вериги и круглогодично обходясь без обуви…однако не ужилась и там! Завершающее десятилетие столь бурного жизненного пути провела в доме помещицы села Колюпаново. Еще современники отмечали ее умение предрекать будущее и целительский дар, но только в конце 20 века эта бывшая фрейлина была внесена в список (канон) тульских святых под именем Евфросинии Колюпановской.
- Ксения Петербургская и Матрона Московская. Жизненные пути этих женщин роднят многие черты: незнатное происхождение; сравнительно невысокий официальный ранг как недавно канонизированных местных святых и значительно превышающая его народная популярность как подательниц помощи в болезни и несчастии; слабое здоровье и склонность к самоунижению и юродству. Ксения Петербургская (по мужу Петрова) родилась в первой половине 18 столетия, жила с мужем-придворным певчим в Петербурге. После смерти мужа впала в юродство — стала откликаться на его имя. Она раздала имущество беднякам и подарила дом знакомой, оговорив в качестве условия обязанность той пускать нуждающихся на ночлег. Дата смерти Ксении не зафиксирована в документах, канонизирована РПЦ как юродивая в 1988 году. Матрона Московская (Матрена)— едва ли не самая почитаемая в Москве святая. Матрена родилась слепой и физически слабой, так что мать даже хотела от неё отказаться. Но переменила это намерение, увидев во сне, сочтенным ею вещим, свою дочь в образе слепой голубки. И полученное пророчество подтвердилось: уже в 8 лет глубоко верующая девочка проявила свой дар предсказательницы и целительницы. В дальнейшей жизни эти её способности и желание помогать людям только укреплялись, а физическое здоровье таяло. К 18 годам у нее отнялись ноги. Большую часть жизни Матрона прожила у приютивших ее односельчан, скончалась в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована как местночтимая святая.
- И завершим этот поневоле краткий формат именем члена злодейски убитой последней императорской семьи России – княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Старшая сестра жены Николая Первого Александры Федоровны; жена, а затем вдова убитого террористом-эсером его брата Сергея Александровича, она всегда уделяла силы благотворительности в области медицины и помощи раненым воинам, а во вдовстве целиком отдалась работе в основанной ею же Марфо-Мариинской обители. Вместе со многими своими родственниками Романовыми и их ближними она окончила жизнь в 1918 году на дне заброшенной угольной разработки в районе южноуральского городка Алапаевска, а в 1992 г., после краха Советской Власти, была причислена к лику святых Собора Новомучеников России.
Святые покровительницы России. Три блаженные Матроны
Матушка Стефания.
Предисловие
Не стоит село без праведника
Прошедший век был для нашей страны трагическим. Десятки миллионов сынов и дочерей России погибли не только в борьбе с внешним врагом, но и по вине безбожной неправедной власти. Не счесть тех, кто пострадал за веру. Православные миряне, монахи, священники подверглись гонениям, многие приняли мученический венец.
Слава Господу, эпоха воинствующего атеизма закончилась. На Архиерейском соборе 2000 года более тысячи новомучеников и исповедников были причислены к лику святых.
Никогда еще не бывало, чтобы за такой краткий срок у верующих людей в нашей стране появилось столько небесных заступников. Мне хочется верить, что времена самых тяжелых потрясений остались позади и народ больше не повторит трагических ошибок, совершенных в прошлом веке, сумеет отличить пастырей от волков.
Согласно мудрой русской пословице, не стоит село без праведника. Быть может, и великую победу в войне, и возрождение Православной церкви Всевышний даровал России потому, что были праведники и подвижники, молившиеся за тех, кто был обманут, за грешников, отступников, маловерных.
Днем памяти пострадавших за веру в XX веке по постановлению иерархов Русской православной церкви является 10 февраля. В этот же день совершается поминовение всех мучеников, которые предпочли смерть отречению от Бога.
Среди сотен святых, спасавших в то страшное время своими молитвами страну и народ, были две необыкновенные женщины, родившиеся в крестьянских семьях и носившие одно имя – Матрона Дмитриевна Никонова и Матрона Григорьевна Белякова. Господь подверг их тяжелым, поистине нечеловеческим испытаниям, и обе сумели совершить подвиг, за который Всевышний щедро наградил их, наделив даром творить чудеса, предвидеть будущее, исцелять душевные и телесные недуги. Эти праведницы – святая блаженная Матрона Московская и святая блаженная исповедница Матрона Анемнясевская.
Первая из них была слепа от рождения. Когда ей исполнилось 17 лет, у нее отнялись ноги, и всю жизнь она не могла передвигаться без костылей.
Другая ослепла в 7 лет от оспы. Три года спустя родная мать так избила ее, что девочка навсегда осталась калекой и перестала расти. До самой смерти она не вставала с постели.
Обе блаженные подвергались гонениям. Матрона Московская долгие годы скиталась, спасаясь от ареста. Матрона Анемнясевская незадолго до кончины была заключена в Бутырскую тюрьму.
Еще при жизни многие верующие считали этих женщин святыми. Они исцеляли прикосновением рук, спасали от смерти, слышали тех, кто молил о помощи, находясь за сотни километров от них. И сейчас они слышат верующих, обращающихся к ним с молитвами, а иконы с ликами блаженных обладают чудотворной силой.
Матрона Петербургская (ее называли в народе Матроной-босоножкой) скончалась в 1911 году, до наступления роковых для России времен. Она не признана святой, и сейчас мало кто знает о Матроне-босоножке, хотя в конце XIX века ее почитали в городе на Неве не меньше, чем блаженную Ксению, духовный подвиг которой она повторила.
Блаженные и юродивые
Все три женщины, о жизни которых будет рассказано в этой книге, названы блаженными.
Что значит это слово? Блаженными издавна было принято считать тех, кто непосредственно общается с Господом, что приносит наивысшее счастье (блаженство). В то же время блаженные составляют особую категорию (лик) святых, понять сущность которой не так просто.
Например, благоверными святыми были правители, которых канонизовали за благочестивую жизнь, укрепление Церкви. Мученики – святые, принявшие смерть за веру. Исповедники также подвергались гонениям, но в отличие от мучеников после перенесенных страданий они оставались в живых. Все эти лики однозначно определены.
На Руси блаженными называли людей «не от мира сего». (Вспомним слова Христа: «Царство мое не от мира сего».)
Блаженные либо не могли жить, как обычные миряне (вследствие болезни или увечья), либо добровольно отказывались от такого существования (раздавали все имущество бедным, становились скитальцами).
Блаженными часто считали юродивых, которые старались казаться безумными. Юродивые – святая Ксения Петербургская, всю жизнь просившая, чтобы ее называли именем покойного мужа, и ее последовательница Матрона-босоножка. Обе после смерти супругов отказались от имущества и стали бездомными странницами, то есть совершили поступки, противоречащие житейскому здравому смыслу.
«Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: он ест мясо во время поста, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный, – замечает А. Виноградов, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. – Юродивый внешне атакует норму поведения, но при этом указывает на отклонение общества от этой нормы… С помощью мнимого безумия юродивый обличает мир в его грехах и пытается направить людей на путь исправления».
В XVI–XVII веках на Руси особенно почитали юродивых. В Москве тех времен они могли высмеивать и обличать любого человека вне зависимости от его социального статуса, не боясь наказания.
В отличие от мирян, часто считавших юродивых Божьими людьми, Церковь относилась к ним настороженно.
Действительно, юродство иногда нелегко отличить от обычного сумасшествия или от своеобразного вызова окружающим путем демонстрации собственной неполноценности. «Так как это подвиг крайности, очень трудно в точности оценить юродство Христа ради», – считает отец Дамаскин (Орловский).
В XVIII веке признали святой всего лишь одну юродивую (блаженную Ксению Петербургскую). Матрона-босоножка не канонизована до сих пор.
Матрона Анемнясевская, действуя подобно юродивым, обличала неправедных священников (обновленцев, признавших советскую власть), хотя понимала, чем ей это грозит. Однако это единственный признак юродства в ее поведении. Как и Матрону Московскую, ее нельзя признать юродивой.
Часть I Блаженная Матрона Петербургская
По примеру святой Ксении
О святой Ксении Петербургской знают, наверное, почти все жители города на берегах Невы. Многие считают ее покровительницей Петербурга, небесной заступницей, хранящей его от всех напастей. Гораздо менее известна судьба блаженной Матроны, которая повторила духовный подвиг святой Ксении. Матронушку можно назвать ее ученицей, хотя эти женщины не могли встречаться – Матронушка-босоножка (так называли блаженную) родилась в 1814 году, то есть почти через 40 лет после смерти святой Ксении.
В отличие от своей великой предшественницы Матрона Щербинина не принадлежала к дворянскому сословию. Ее родители – крестьяне деревни Ванино Костромской губернии. Девочка была четвертым ребенком в семье, имела трех братьев. О ее детских годах ничего не известно.
Матрона вышла замуж за костромского мещанина Егора Мыльникова. Ей не удалось, подобно Ксении, обрести семейное счастье. Как говорится в жизнеописании блаженной, в брачной жизни она перенесла много огорчений. Материальное положение супружеской четы было, конечно, гораздо хуже, чем в свое время у Ксении и Андрея Петровых (муж Ксении имел чин полковника), но Егор и Матрона не бедствовали – у них был свой домик и бакалейная лавка.
В 1877 году началась война с Турцией. Егора призвали в армию, а Матрена отправилась вместе с ним на фронт как сестра милосердия. Уже тогда в полной мере проявился дар сострадания и любви, которым эту женщину наградил Господь. Даже жалованье, которое она получала за службу, Матрона полностью отдавала солдатам.
Егору пришлось воевать недолго – в 1878 году он умер, став жертвой эпидемии холеры. Овдовев, Матронушка вернулась на родину и приняла то же решение, что и Ксения после смерти своего мужа, – посвятить всю оставшуюся жизнь служению ближним и Богу.
Матрона продала имущество, раздала деньги нищим и, как Ксения, превратилась в бездомную странницу, живущую подаянием. До самой смерти она ходила только босиком, всегда носила легкую летнюю одежду.
Матронушка побывала у соловецких чудотворцев, посетила все святые места России и четыре раза совершала паломничество в Иерусалим. Там, в этом святом городе, она приняла схиму, но дала обет скрывать от всех, что является монахиней.
Последние 30 лет жизни Матронушка-босоножка провела в Петербурге. Она жила сначала на Петербургской стороне, а затем – у Скорбященской церкви, получившей свое название от иконы
Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Блаженная молилась у церковной часовни – босая, с неизменным посохом в руке, в белой одежде, символизирующей стремление к ангельски чистой, безгрешной жизни.
Как и Ксению, Господь наделил Матрону даром исцелять больных и предвидеть будущее. Слова блаженной, обращенные к Богу, обладали огромной силой, но Матрона всегда заставляла людей, просивших о помощи, молиться вместе с ней.
И происходили чудеса: пьяницы избавлялись от алкоголизма, страдающие от недугов выздоравливали, у бездетных супругов рождался долгожданный ребенок. От Матронушки исходило тепло Божественной любви, и все ее многочисленные посетители, даже самые богатые и знатные господа, ощущали себя рядом с ней беспомощными детьми, нуждающимися в совете и утешении.
В квартирке блаженной на Шлиссельбургском проспекте побывали люди всех сословий, чинов и званий. Многих Матрона предостерегала от надвигающихся несчастий, учила, как уберечься от беды.
Офицеры, отправляющиеся на фронт, и чиновники, обязанные служить в местах, охваченных эпидемией, спешили за помощью к Матронушке. Старица благословляла их, кропила святой водой, и они избегали смертельной опасности. Впрочем, иногда Матрона отказывалась помогать и даже безошибочно определяла день смерти человека.
Богачи порой платили блаженной за помощь немалые деньги. Матронушка раздавала их бедным, помогала монастырям и приходам, покупала Евангелия и иконы и дарила их тем, кто приходил к ней.
Фото 1. Матронушка-босоножка
Житие блаженной Ксении изобилует случаями, которые нельзя понять на уровне обычного здравого смысла. Не меньше чудес связано и с пребыванием в Петербурге другой праведницы – блаженной Матроны.
К Матронушке пришел некий чиновник с женой. Едва супруги появились на пороге, блаженная обхватила голову руками и закричала: «Ой, голова! Голова болит!» Чиновнику предстояло принять важное решение, он хотел посоветоваться с Матроной, но она не давала ему произнести ни единого слова, крича: «Ой, голова как болит!» Гости ушли несолоно хлебавши, а на третий день после посещения старицы у чиновника сильно разболелась голова. Ему пришлось лечь в больницу, и домой он уже не вернулся – через несколько месяцев умер от тяжелого заболевания мозга.
Людей, отмеченных знаком смерти, блаженная узнавала безошибочно, духовное зрение никогда ее не обманывало.
Одна женщина уговаривала Матронушку поехать к заболевшему знакомому – помолиться о его выздоровлении. Старица сказала: «Не поеду. Для него уже место на кладбище приготовлено». Через три дня больной скончался.
Не все посетители были уверены в том, что Матрона способна им помочь, были среди них сомневающиеся, маловеры и даже «экспериментаторы», желающие проверить, действительно ли блаженная имеет дар предвидения.
Студент, убежденный атеист, придумал, как ему казалось, хитрый план с целью разоблачения «шарлатантки». Но прежде, чем он успел что-то сказать, Матрона спросила: «Зачем ты пришел ко мне? Ты не веришь в колдовство, но я-то не ворожея!»
Пренебрежение советами блаженной приводило к беде. Так бывало, когда людей ослепляли жадность и другие низменные страсти.
Стрелочник Николаевской железной дороги считал, что ему повезло, у него появилась возможность зарабатывать гораздо больше, обслуживая стрелку главного пути. На всякий случай решил посоветоваться с Матроной и был удивлен: старица категорически запретила ему менять место работы: «Привык к своей стрелке, так и стой возле нее, позаришься на большее – потеряешь то, что имеешь».
Жадный стрелочник не придал значения словам блаженной и был наказан: вскоре он попал под поезд, потерял руку и получил другие увечья.
Матронушку просили помочь в самых разных делах, подчас не самых важных. Блаженная не отказывала никому.
В мае 1910 года некая дама попросила старицу помолиться за сына, сдававшего выпускные экзамены в коммерческом училище. Матронушка сказала женщине, что сын будет одним из первых. В результате юноша оказался на четвертом месте по успеваемости из 50 выпускников.
Иногда посетители сами не понимали, что им нужно. Зато старица всегда знала, что их ждет впереди.
П., занимавший высокую должность в полиции, в начале 1904 года получил новое назначение – он должен был отправиться в Восточную Сибирь. Предварительно П. явился к Матронушке попросить ее благословения. Старица благословила его иконой Успения Пресвятой Богородицы, принесенной ей из Иерусалима. Передав икону П., она сказала: «На вот тебе! Благословляю! Царица Небесная сама будет всегда твоей заступницей и покровительницей. Ты с иконой никогда не расставайся. А куда поедешь – бери с собой, и ни одна пуля не заденет». П. не понял, о каких пулях говорит блаженная, – он отправлялся не на фронт, а в тыл, к тунгусам.
Смысл сказанного П. осознал только через год: в 1905 году по всей стране, включая Сибирь, начались волнения. Он мужественно боролся с революционерами, неоднократно сам участвовал в перестрелках. Террористы вынесли ему смертный приговор, несколько раз покушались на его жизнь. Но, как предсказывала Матронушка, он остался невредим.
Через пять лет П., возвратившись в Петербург, сразу посетил блаженную, все ей рассказал, горячо поблагодарил и вернул икону. Матронушка завещала после своей смерти передать образок великой княгине Елизавете Федоровне, что и было исполнено.
Вероятно, в 1918 году, роковом для нее, у Елизаветы Федоровны уже не было чудотворной иконы. Она разделила участь других членов царской семьи и приняла мученическую смерть от рук большевиков.
С начала 1909 года Матронушка начала чувствовать приближение кончины. В течение последних двух лет жизни она каждое воскресенье причащалась и несколько раз соборовалась. В конце марта 1911 года сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». В эти дни одна из посетительниц подарила ей новый белый платочек. Блаженная поняла, то ей послан знак свыше, и велела: «Повяжите меня этим платочком на смерточку». Она умерла 30 марта, в Вербное воскресенье, когда на Неве начался ледоход. Лишь когда Матрону положили в гроб в схиме и с покрытым лицом, выяснилось, что она была монахиней.
На похороны собралось около 25 тысяч человек. Узнав о кончине блаженной, великая княгиня Елизавета Федоровна долго плакала. По ее распоряжению на могилу был прислан венок (замечу, что Матронушку почитали также император и его супруга).
Прекрасные слова сказал в тот день архимандрит Александр: «Господь выделяет светильников, которые возбуждают в народе любовь к Православной церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами».
Литургию в день похорон совершал священник П. Скипетров, который через несколько лет стал первым петроградским новомучеником.
Матронушку-босоножку похоронили в ограде часовни Скорбященской церкви, где она любила молиться.
В советское время церковь разрушили. Часовня сохранилась, но была закрыта. Никаких следов от могилы старицы не осталось. Новая власть стремилась уничтожить все, что напоминало о временах, когда православие было для большинства людей основой существования.
Чудо на Неве
Прошло полвека после смерти блаженной Матронушки. Выросло безбожное поколение, и мало кто помнил о том, что когда-то в городе жила необыкновенная женщина, помогавшая тысячам людей и наставлявшая их на путь истинный.
В августе 1963 года ленинградцы были свидетелями удивительной картины – буксиры тащили по Неве серебристый пассажирский лайнер. Что же случилось?
Когда «Ту-124», летевший из Таллина в Москву, приближался к Ленинграду, экипаж сообщил по радио, что одна стойка шасси не выходит и нормальная промежуточная посадка невозможна. Пилотам приказали сажать самолет «на брюхо» на аварийной грунтовой полосе. Чтобы избежать опасности взрыва, самолет должен был кружить над городом, пока топливные баки не опустеют.
В полете летчики пытались выбить заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа, но ничего не помогало.
Экипаж самолета действовал по инструкции, согласно которой максимальный запас горючего при посадке не должен быть превышать тонну. Неизвестно, то ли ошиблась команда, увлекшаяся освобождением шасси, то ли приборы неточно показывали запасы топлива, но горючее неожиданно закончилось, и двигатели заглохли тогда, когда самолет пролетал над Смольным.
К счастью, вторым пилотом «Ту-124» был летчик, управлявший раньше гидросамолетами. Он крикнул капитану Виктору Мостовому: «Садимся на воду!» Возможно, удачная посадка – заслуга не командира, а второго пилота.
Лайнер пронесся над строящимся мостом Александра Невского, коснулся хвостом Невы, шлепнулся на брюхо и застыл в сотне метров от опор Финляндского моста.
Фюзеляж набирал воду, лайнер быстро погружался. Еще одна счастливая случайность: мимо шел старенький буксирчик. Капитан буксира, посовещавшись с летчиками, велел зацепить трос за штурвалы пилотов.
Самолет подтянули к причалу, где у берега как нельзя кстати стояли плоты. Погнувшееся крыло самолета легло на них. По этому своеобразному трапу через верхний люк из самолета вышли все пассажиры.
На следующий день под затонувший «Ту-124» подвели понтоны и с помощью буксиров отправили в устье Невы, к Шкиперскому протоку. Эту необыкновенную картину и наблюдали пораженные ленинградцы.
Какое отношение все описанное выше имеет к Матроне Петербургской?
Самолет сел на воду как раз напротив часовни иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», рядом с которой жила и была похоронена блаженная. А одним из пассажиров лайнера был иеромонах Алексий – будущий патриарх Алексий II.
Совпадение? Случайность? Французский писатель Анатоль Франс утверждал: «Случай – псевдоним Господа Бога, когда он не хочет подписываться собственным именем».
Обретение святыни
Наступили 90-е годы, и сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. В 1997 году в церковном дворе на берегу Невы был обнаружен склеп с гробом старицы. Несмотря на то что склеп располагался недалеко от реки, в нем было сухо, а гроб и погребальные украшения, пролежавшие в земле 86 лет, не подверглись тлению. Гроб с мощами блаженной подняли, он был выставлен в церкви для поклонения, а затем захоронен на прежнем месте.
Есть устойчивое выражение: «Все возвращается на круги своя». В Ветхом Завете говорится: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается на круги свои».
Фото 2. Могила блаженной Матроны Петербургской1
Источник – mondschein.ru.
Нет ничего нового на земле, все повторяется. Как и прежде, когда Матронушка-босоножка была жива, к ней приходят петербуржцы и жители других городов, просят старицу о помощи. И вновь совершаются чудеса спасения и исцеления.
На Петербургском подворье Свято-Троицкого монастыря хранятся поразительные записи. Приведу лишь некоторые из них.
В декабре 1998 года привезла лампадное масло с могилки Матренушки-босоножки, для того чтобы мазать больное колено моего отца. Ему 84 года, и он страдает артритом коленного сустава. Раньше лечение при обострении болезни занимало полтора месяца. Теперь, когда я мажу колено маслом, облегчение наступает через пять дней.
Вера Петровна К., Калужская обл.
* * *
Мучился от боли в пояснице 20 лет, лекарства не помогали. Дошло до того, что при ходьбе стали отказывать ноги. Случайно оказался на проспекте Обуховской обороны у храма. Спина у меня так болела, что стал искать, где бы посидеть.
И тут на воротах церкви увидел надпись о том, что на берегу Невы находится могилка Матронушки-босоножки.
Тогда я подошел к могиле, посмотрел на фотографию блаженной старицы и, глядя ей в глаза, попросил: «Бабушка Матронушка, помоги мне, пожалуйста!»
На следующий день я проснулся здоровым. Боль в пояснице прошла, при ходьбе теперь совсем не устаю.
Павел К., Санкт-Петербург
Лежал в больнице с глубокой варикозной язвой. В день памяти Всех Святых знакомая принесла мне немного лампадного масла с могилы блаженной Матренушки и книжку о ней. После того как я начал мазать язву маслом, она стала быстро заживать.
Священник И., Канск, Красноярский край
В 1998 году дочь заболела туберкулезом в тяжелой форме. Шесть месяцев провела в больнице, но лучше ей не стало. Прибавились и осложнения в результате отравления лекарствами.
В марте 1999 года дочку выписали домой для продолжения лечения. Я не крещеная, но верующая.
Пришла в церковь «Всех Скорбящих Радость», молилась Пресвятой Богородице, просила исцеления для дочери, молилась и на могилке блаженной Матронушки-босоножки.
Через пять недель при обследовании дочери впервые обнаружили улучшение состояния. Стала чаще приходить в церковь и на могилу. Молилась, как умела.
Шестого июля повторное обследование (компьютерная томография легких) показало дальнейшие улучшения.
Уповаю только на милость Господа, заступничество Богородицы и молитвы блаженной Матронушки.
Халида А., Санкт-Петербург
Летом 1997 года у меня на глазном веке образовалась болезненная ранка. Лечение антисептиками не помогало. И тогда я вспомнила, как была свидетельницей припадка у бесноватой женщины на могиле Матронушки-босоножки.
Когда священник окропил бесноватую святой водой, она, громко закричав, пришла в себя.
Я подумала, что если нечистые духи не выносят благодати, исходящей от могилы блаженной, то что говорить об обычных болезнях. Стала каждое воскресенье, после литургии, прикладывать к глазу песочек с могилы Матронушки, прося ее заступничества.
Уже после второго раза ранка заметно уменьшилась, а вскоре и совсем прошла.
Светлана М., Санкт-Петербург
В августе 1997 года пришла на могилку Матронушки и просила ее помочь сыну, который не работал, пил и скандалил. В октябре он нашел работу, которая ему нравится. Сын совсем изменился. Спасибо Матронушке.
Лариса Е., Северодвинск
В июле 2010 года служители подворья монастыря стали свидетелями чудесного случая.
Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.
страницы: 1 2 3 4 5 6
Выдающиеся женщины Церкви: милость и мужество
Своих подвижниц Господь отмечает чудесами и дарами, которые прославили бы и любого из мужчин — священнослужителей или монахов. Мы решили напомнить о подвигах нескольких известных святых жен. Конечно, в истории их было в тысячи раз больше, но всех знает только Господь.Мариам — пророчица, сестра Моисея и Аарона, возгласила хвалебную песнь Господу после того, как войско фараона утонуло в Красном море: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он…» (Исх. 16, 20-21). Эта песнь стала первым благодарственным гимном в христианской гимнографии. Но когда пророчица стала упрекать Моисея за то, что он взял в жены ефиоплянку, Господь сошел в облачном столпе и покарал Мариам за «превышение власти» и вмешательство не в свои дела проказой. Прощена она была только по заступничеству Моисея.
Девора — пророчица, бывшая судиею Израиля (судьи были правителями еврейского народа со смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Судьи выполняли не только административные функции, но были и духовными наставниками). По ее предсказанию израильский народ победил войско ханаанского царя Иавина, поработившего богоизбранный народ. Во время ее дальнейшего правления «покоилась земля 40 лет» (Суд. 4, 4-14; 5, 1-12).
Мария Магдалина — эту святую называют «апостолом апостолов» за то, что ей первой явился воскресший Спаситель, и она рассказала об этом Его ученикам (см. Ин. 20, 1-18). С именем Марии Магдалины связана традиция красить яйца на Пасху — у святой вышел спор с императором Тиверием: тот утверждал, что скорее куриное яйцо, которое она хотела преподнести в дар императору, может стать красным, нежели Христос мог воскреснуть из мертвых. Тогда яйцо в руке Марии покраснело.
Слева: Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Справа: Рогир ван дер Вейден. Читающая Мария МагдалинаФива — одна из первых диаконисс в истории Церкви. Апостол Павел писал о ней: «…помощница многим и мне самому» (Рим. 16, 1).
Прискилла — мученица, жена апостола Акилы (см. Деян. 18, 2-3; Рим. 16, 3-4). Апостол упоминает их с мужем как первых христианских вероучителей, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников».
Священномученица Иустина — пострадала за Христа в III веке вместе со своим бывшим мучителем и искусителем Киприаном. Тот, будучи колдуном и волхвователем, обратился ко Христу, видя веру Иустины. Св. Иустина — одна из многих мучениц, которые собственным примером обратили в христианство своих преследователей.
Святая равноапостольная Нина — в III веке обратила в христианство грузинский народ во главе с царем. Отправилась на это служение в юном возрасте по велению Божией Матери, которая, напутствуя Нину, вручила ей крест из виноградных лоз. Св. Нина обращала в христианство воинствующих язычников, известна многими чудесами. Обнаружила местонахождение хитона Господня.
Святая мученица Иулитта — была сожжена на костре в 304 (или 305) году, отказавшись отречься от веры. В беседе на память мученицы Иулитты святитель Василий Великий, ставя ее в пример христианам, восклицает: «Не попустите, мужи, чтоб вам оказаться в благочестии худшими жен!»
Преподобная Синклитикия — основательница женской монашеской традиции, она, ища возможности посвятить себя Богу, после смерти родителей раздала все их имущество нищим и со слепой сестрой удалилась в гробницу, принадлежавшую ее родственникам (IV век). После того, как место ее уединения было случайно обнаружено, сюда стали стекаться женщины, также искавшие подвига. Преподобная написала наставления монашествующим женщинам, она стала одной из трех амм, высказывания которых приводятся в Древнем патерике (патерик содержит высказывания 117 святых отцов).
Диаконисса Олимпиада — преданная ученица свт. Иоанна Златоуста. В 405 году по ложному обвинению была брошена в темницу, святитель утешал ее в дошедших до нас письмах: «Твое сокровище, которое ты собрала, неприкосновенно, и достоинство, созданное этими страданиями, не знает смены и не ожидает конца».
Елена Черкасова. «Письма к Олимпиаде»
Преподобная Макрина — жила в VI веке. Была обручена с благочестивым юношей, но после того, как он до свадьбы скончался, избрала девственную жизнь. Своим примером увлекла на монашеский путь собственную мать Емилию. Младшие братья Макрины — святые учители Церкви Василий Великий и Григорий Нисский своим учителем называли именно ее, ссылаясь на то, что она знала Священное Писание лучше них.
Преподобная Мария Египетская — после раскаяния в своих грехах ушла в пустыню за Иордан и прожила там сорок семь лет в полном уединении без крова, одежды, почти без пищи (VI век). Ее жизнь — монашеский идеал, пример глубокого духовного преображения. Воспоминанию о ее подвиге посвящена специальная покаянная служба во время Великого поста — «Стояние Марии Египетской».
Преподобная Кассия — жила в IX веке в Византии. Единственная из женщин, чьи произведения и по сей день используются в богослужении. Автор основной части канона Великой Субботы «Волной морскою», стихиры Великой Среды «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество…», стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли…». В общей сложности ей приписывают 2 канона и 49 тропарей, а также духовные стихи и мудрые высказывания. Одно из них гласит: «Я ненавижу тишину, когда время говорить». Однажды Кассия дорого поплатилась за смелость высказывания. Император Феофил, выбиравший себе невесту, на смотринах, где были собраны красивейшие и знатнейшие девицы, был поражен красотой Кассии и, решая испытать ее, спросил: «Не через жену ли произошло зло?» Она отвечала: «Но через жену же берет начало и лучшее». Император решил, что она слишком умна и не взял ее замуж. Правда, по другой версии, Кассия специально возразила императору, чтобы он отверг ее, так как не хотела становиться женой императора-иконоборца.
Византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов, наряду с прп. Феодором Студитом, свв. Космой Маюмским и Андреем Критским. После того, как император отказался на ней жениться, Кассия основала в Константинополе монастырь, которым восхищались современники. Считается, что письма, которые писал прп. Феодор Студит некоей девице Кассии, были адресованы именно инокине-гимнографу. Преподобный пишет: «И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице». Кассия-гимнограф прославлена Греческой Православной Церковью в чине преподобных.Святая равноапостольная княгиня Ольга — после смерти мужа, князя Игоря (в 945 году), стала править княжеством, в ее житии читаем: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Одна из первых на русской земле приняла христианство. Бабка святого князя Владимира, крестившего Русь.
До крещения Ольга была очень суровой правительницей. На илл.: Месть княгини Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописиСвятая благоверная княгиня Феврония — благочестивая дочь простого крестьянина-пчеловода, она поразила муромского князя Петра рассудительностью и находчивостью и стала ему достойной женой. Муромские бояре опасались ума и проницательности княгини и не раз предпринимали попытки рассорить супругов и «заменить» Февронию, ссылаясь на ее низкое происхождение. Но Феврония терпением, смирением и мудрым поведением сохраняла мир в семье и побеждала боярские козни. Супруги умерли в один день и час в 1228 году, приняв перед этим монашеский постриг.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — жена св. блгв. князя Михаила Ярославича Тверского. Ее муж, два сына и внук были убиты татарами в Орде. Святая, мужественно переносившая удары судьбы, окончила свой жизненный путь в монастыре в 1338 году. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Это единственная в истории Русской Церкви святая, которую деканонизировали во время раскола со старообрядцами указом патриарха Иоакима в 1677 году, запретив поклонение ее святым мощам. (Старообрядцы считали ее своей покровительницей.) Но в 1908 году Анну Кашинскую снова причислили к лику святых.
Св. праведная Иулиания Лазаревская, милостивая — русская святая конца XVI века, прославленная как благочестивая мирянка за свое служение ближним. Выйдя замуж за владельца села Лазаревское, святая дневное время суток посвящала молитве и заботе о семье — Иулиания родила десять сыновей и троих дочерей — а по ночам занималась рукоделием. Свои работы она продавала, а на вырученные деньги помогала нуждающимся. Когда наступил голод, она тайком от родственников кормила голодающих. После смерти любимого и почитаемого мужа святая раздала семейное имущество бедным. Во времена еще более страшного голода 1601-1603 гг., когда дело доходило до людоедства, Иулиания пекла хлеб из лебеды и древесной коры, чтобы кормить людей. Но и в эти тяжелые годы она, как пишет ее сын, «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе».
Блаженная Ксения Петербургская — после внезапной кончины мужа решила принести покаяние за то, что он умер без исповеди, приняла тяжелейший подвиг юродства: отказа от дома, родных, всех мирских благ, на деле исполнила заповедь Христа, став «нищей духом». Скиталась по городу, жила подаянием, тайно совершала добрые дела. Почиталась в Петербурге как святая уже при жизни. Скончалась около 1803 года. Канонизирована в 1988 году.
Преподобномученица Елисавета—
Слева: Великая княгиня Елизавета Федоровна. Справа: останки Елизаветы Федоровны, поднятые белогвардейцами из Алапаевской шахты
великая княгиня, вдова великого князя Сергея Александровича (брата Александра III). Воспитанная в протестантской семье, после замужества, видя веру своего супруга, после многих молитв и раздумий, несмотря на протесты родственников, сознательно и сердечно приняла Православие. После убийства мужа террористами оставила светскую жизнь, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия — принципиально новую форму служения ближним в России, сочетающую молитвенную и деятельную стороны. Организовала широкую службу помощи больным, сиротам, инвалидам. Сама обходила притоны, собирая брошенных детей для своего приюта. Отказалась покинуть Россию после революции. Была арестована в 1918 году. В числе других мучеников была брошена в шахту около г. Алапаевска, где, несмотря на собственные страдания, до последнего часа помогала раненым.
Мученица Татиана (Гримблит) —жительница Томска. Когда в 20-е годы в Сибирь стали прибывать ссыльные, Татьяна почти все свои средства отдавала на продукты и вещи и передавала заключенным. Среди них были архиереи и священники. В 1923 году была арестована по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, переписке с ними, в ведении «религиозных разговоров». На эти обвинения Татьяна отвечала: «Своей веры я никогда не скрывала», «Вы можете тратить свои деньги на вино, одежду, сладкий кусок, а я предпочитаю поскромней одеваться, попроще есть, а оставшиеся деньги посылать нуждающимся в них», «Крест дан мне навечно, его могут снять с меня только с головой». Расстреляна 23 сентября 1937 года в Бутове.
Блаженная Матрона Московская — слепая с рождения, с десяти лет из-за болезни не могла ходить. Удостоилась посещения Божией Матери и своими молитвами помогала в различных нуждах всем, кто обращался к ней за помощью. Шли к ней непрерывным потоком. Была арестована советской властью за то, что, как написано в протоколе, «своей святостью сильно влияет на темную массу». Умерла в 1952 году. Одна из наиболее почитаемых недавно прославленных святых.
Преподобная Мария Гатчинская (Лелянова) (1874-1932) —
последняя по времени из канонизированных Русской Православной Церковью святых женщин, причислена к лику святых 17 июля этого года. Родилась в состоятельной купеческой семье в Санкт-Петербурге. Успела окончить гимназию, затем заболела энцефалитом и в течение 20 лет была парализована. Несмотря на болезнь, утешала верующих в годы гонения на Церковь, давая им духовные советы. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, приняла в 1922 году постриг с именем Мария. В ответ на жалобу одного человека о мучительной и безысходной тоске, избавиться от которой он не мог, матушка говорила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния». Арестована ОГПУ в 1932 году. Скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года. Могила Марии Гатчинской на Смоленском кладбище находится недалеко от часовни св. Ксении Петербургской.
____________
* По материалам сайта ПСТГУ, http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/2006_2/0718maria.shtml. Информационная база по пострадавшим за веру в годы гонения на Церковь
Версия для печати
Тэги: Духовная жизнь Святые Личность Женщины в Церкви Опыт веры Благотворительность и милосердие