Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

Собор белорусских святых

05.06.2019 by admin

Содержание

  • Самая мистическая ночь в году: белорусские традиции празднования Хэллоуина
  • Католики Беларуси отмечают День Всех святых
      • Праздник Всех святых
    • Задушки
    • Дзяды
  • Православный Церковный календарь
    • Интересные материалы:

Самая мистическая ночь в году: белорусские традиции празднования Хэллоуина

Популярность одного из самых древних в мире праздников – Хэллоуина – с каждым годом лишь растет. Традиция празднования таинственной ночи перед Днем всех святых зародилась в Великобритании несколько сотен лет тому назад. Это и праздник сбора урожая, и день, окутанный мифами и легендами, связанными с потусторонней жизнью и духами. На севере Ирландии и Шотландии до сих пор проводят ритуалы с многовековой историей. Однако в России, Беларуси и других странах СНГ празднование Хэллоуина не имеет ничего общего с первоначальным представлением об этом празднике – это, скорее, попытка скопировать традицию осенних костюмированных вечеринок и изготовления сувениров из тыквы.

Чтобы хоть как-то разнообразить тоскливые октябрьские вечера, белорусы перенимают западноевропейскую традицию празднования «самой страшной ночи в году», организовывают тематические вечеринки, концерты и фотосессии. Хэллоуин уже не первый год празднуют в нашей стране, однако его первоначальный смысл значительно искажен. Хэллоуин в Беларуси – лишний повод собраться в кругу компании, повеселиться, удивить друзей самым оригинальным костюмом и устроить самую креативную вечеринку года. Нетрудно догадаться, что праздник привлекает, в основном, молодежь.

Отдельно стоит отметить главный атрибут праздника – голову, вырезанную из тыквы, так называемый «светильник Джека». Появление этого символа связывают с ирландской легендой о человеке, который был обречен скитаться по миру с тыквенной головой и тлеющим угольком внутри нее. После смерти Джек не попал ни в рай, ни в ад. Такая зловещая и удивительная сказка привлекает к себе внимание, поэтому Хэллоуин не может считаться состоявшимся без изготовления светильника из тыквы.

Хэллоуин празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Наибольший размах он получил в англоязычных странах, однако до сих пор не нигде считается государственным праздником или выходным днем. В осенний вечер дети, одетые в костюмы и маски, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу»Trick or Treat!», что в переводе означает «проделка или угощение!». Особенно популярны наряды ведьм, магов, вампиров, оборотней, привидений, русалок и различных ночных животных.

Пока любители западной культуры готовятся праздновать американский День всех святых и подбирают наряд для вечеринки, почитатели местных обычаев могут планировать что-то более традиционное.

Для белорусов характерно уважительное отношение к предкам, поэтому в народном календаре существует более пяти дат, когда принято поминать умерших, однако осенний праздник Дзяды – самый главный среди них.

Обычно осенние Дзяды отмечались на третью субботу после Покрова (14 октября), но в разных регионах даты могли меняться. В современной Беларуси этот праздник четко зафиксирован – 2 ноября отмечается государственный праздник День памяти.

Дзяды – христианский праздник, имеющий глубокие языческие корни, поэтому в различных регионах Беларуси его проводят по-разному. В этот день предков приглашают к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство, поэтому праздник считается скромным, семейным и домашним. К празднованию Дзядов приводили в порядок не только себя, но и дом: вся семья наводила в доме порядок и посещала баню, где затем оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков, которые заглянут сюда позже.

Праздничный стол был невероятно богатым и вкусным: женщины могли весь день готовить самые разнообразные кушанья, а хозяин дома зажигал свечу, читал молитву, открывал окна и двери, а затем приглашал умерших предков за стол. На семейный ужин звали каждого умершего по имени, что и доказывало особое почтительное отношение белорусов к своему роду.

Во время празднования Дзядов неукоснительно соблюдалась старая традиция: члены семьи садились за стол по старшинству – от самого старшего к самому младшему. Белорусы верели, что смерть забирает раньше того, кто сядет за стол первым.

Как бы не отличались обычаи празднования Дзядов в зависимости от региона, объединяло их одно – на столе обязательно стояла миска и чарка, предназначенные для духов, куда каждый член семьи отливал свое питье и накладывал еды. Кутья и блины были обязательными составляющими ужина.

Поминальный ужин длился довольно долго и сопровождался воспоминаниями об умерших родственниках, об их достойных поступках. Таким образом, из поколения в поколение передавалась информация о своем роде самым младшим членам семьи, чтобы затем, через много лет, она рассказали то же и своим детям и внукам.

Когда ужин подходил к концу, хозяин произносил молитву, а потом тушил свечу кусочком хлеба, либо блином. Если дым шел вверх, то в семье все должно было быть благополучно. А если он шел в сторону к дверям, то в доме вскоре должен был быть покойник.

На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. Очень похоже на Хэллоуин, не так ли?

***

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших и следуют один за другим: 1 ноября — День всех святых (All Saints’ Day) и 2 ноября — День поминовения усопших (All Souls’ Day). Православные отмечают Дзяды в первую субботу перед 8 ноября (поминальная суббота).

Праздник Всех святых был введен в начале VII века Папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века, был установлен День поминовения усопших. Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день (1 ноября) католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище.Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи.

Полина Крищанович

Католики Беларуси отмечают День Всех святых

Арцыбіскуп Тадэвуш Кандрусевіч праводзіць святочную імшу на старых каталіцкіх могілках у Горадні. Горадня 1 лістапада 2017 Васіль Малчанаў/ Белсат

Праздник Всех святых очень часто путают с днем поминовения усопших, который называется День Задушный, или Задушки.

Разбираемся, что это за праздники и при чем здесь древние Дзяды.

Ноябрь для католической части населения Беларуси начинается двумя очень важными днями, которые вместе с осенней тоской и упавшим листьями напоминают, что наша земная жизнь не вечная. Традиционно в течение двух дней люди пытаются вырваться с работы, чтобы убраться на кладбище, зажечь свечи и помолиться за души своих умерших.

Праздник Всех святых

Однако праздничные дни начинаются не с чествования памяти умерших, а с того, что вспоминают всех людей, которые за свою добродетельную жизнь и веру в Бога стали святыми и оказались в небе. Одна из первых молитв ко всем святым состоялась еще в 741-м году в Риме по приказу Папы римского Григория III, однако официально для всего католического костела праздник был установлено только в 935-м году.

  • Гродненцы приводят в порядок могилы своих близких ко Дню поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • Гродненцы приводят в порядок могилы своих близких ко Дню поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • Архиепископ Тадеуш Кондрусевич проводит праздничную мессу на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • Праздничная месса в честь Всех святых и умерших на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • Праздничная месса в честь Всех святых и умерших на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат

Вполне вероятно, что сама дата 1 ноября появилась под влиянием давней традиции англосаксов и франков. Чествование умерших осенью практиковали также кельты и германцы.

Задушки

Второй день ноября католики называют Днем Задушным, или Задушками. Именно в этот день повсюду молятся за умерших близких, родных и тех, чья душа не нашла покоя на том свете. Католики верят, что молитвы за умерших имеют прямое воздействие на дальнейшую судьбу души человека после смерти. В этот день в костелах проходят торжественные службы и процессии на кладбище. Сохранился также обычай, когда перед мессой вычитываются имена и фамилии тех, кто отошел в лучший мир.

На День Задушный верующие приходят на кладбище и традиционно зажигают свечи. Эта практика связана с дохристианским обычаем разведения костров на могилах. Сухие ветки на эти костры собирались в течение года. Люди верили, что очаг согревает души, которые бродят по земле и охраняет их перед злыми силами.

Особую роль играла также ночь с 1 на 2 ноября, между праздником Всех святых и Днем Задушным. Считалось, что в эту ночь души умерших, которые вышли из чистилища, возвращаются на землю и до рассвета бродят по дорогам, кладбищам и урочищам, ищут помощи, молитвы или жертвы. Еще в XIX в. люди боялись в ночь на Задушки выходить из дома, посещать соседей или отправляться в путешествие. Считалось, что на дорогах и перекрестках пугают души умерших.

Задушки сбегаются обычно с народной традицией чествования памяти умерших — Дзядами.

Дзяды

Один из самых старинных славянских обрядов увековечил Адам Мицкевич в поэме Дзяды. Самого обряда встречи и вызова душ умерших на кладбище с гусляром или козлодеем во главе в Беларуси уже не осталось. Однако этнографы соглашаются, что обычай поминального ужина в этот день является одним из наиболее архаичных и в большой степени сохранился именно в Беларуси. В славянской мифологии Дзядами называют также души умерших предков.
Дзяды отмечаются несколько раз в год. Есть Масленичные, Радовницкие, Троицкие, Покровские, Дмитровские, Осенние Дзяды (Большие, Осенины, Толстый ужин) — самые главные. Отмечаются в ноябре, но в разных регионах в разное время.

Верят, что в эти дни души умерших выходят из могил и возвращаются в свои хижины к потомкам на поминальный ужин.

Но войти в дом могут только чистые души, грешные, которые приходят из ада, могут только заглянуть в окно. В этот день мылись в бане, оставляли немного воды и веник для Дзядов. Обычно на Дзяды оставляли открытыми ворота кладбища. Открывали окна, двери, дымоход и звали предков на ужин. По тому, как горела свеча, пытались определить, сколько душ посетило семью.

  • Праздничная месса в честь Всех святых и умерших на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • Гродненцы приводят в порядок могилы своих близких ко Дню поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
  • День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат

Хозяин наливал рюмку водки и говорил: «Дай им Бог, Дзядам и всем умершим в роду. Бог на том свете и царство небесное и душеньке легонько, а нам дай Бог здоровыми пожить на свете и через год Дзядов дождаться».

Для бестелесных гостей готовили кутью и другие блюда. Во время еды старались немного пищи оставить на столе или на специальной посуде. Очень важным было вспоминать умерших людей и какими они были при жизни. Считалось, что если не спать всю ночь, то можно увидеть Дзядов. Увидеть их могли только безгрешные души, или те, кто должен был скоро умереть. На Дзяды запрещались сексуальные отношения, полевая и хозяйственная работа, особенно прядение. В это время посещали могилы и также оставляли там немного еды.

После ритуального ужина и перед тем, как пойти спать говорили: «Святые Дзяды! Вы сюда прилетели, пили, ели. Летите же теперь к себе! Скажите, что вам еще надо, а лучше летите на небо. А кыш, а кыш, а кыш!»

Православный Церковный календарь

Уста­нов­лен 3 ап­ре­ля 1984 го­да по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Мин­ско­го и Бе­ло­рус­ско­го Фила­ре­та (Ва­х­ро­ме­е­ва). За два­дцать с лиш­ним лет Со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых воз­рос от 14 до 79 угод­ни­ков Бо­жи­их.

В 1999 го­ду бы­ло ка­но­ни­зи­ро­ва­но 23 но­во­му­че­ни­ка Мин­ской епар­хии, по­стра­дав­ших в пе­ри­од 1930–1950-х го­дов, а в 2000 го­ду на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре к ли­ку но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских бы­ли при­чис­ле­ны свя­щен­но­му­че­ни­ки Иоанн, ар­хи­епи­скоп Риж­ский, Мит­ро­фан, ар­хи­епи­скоп Аст­ра­хан­ский, Иоасаф, епи­скоп Мо­гилев­ский, Пав­лин, ар­хи­епи­скоп Мо­гилев­ский, Иоанн, епи­скоп Рыль­ский, а так­же свя­ти­тель Гав­ри­ил, ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский. Де­я­тель­ность этих по­движ­ни­ков бы­ла так­же свя­за­на с Бе­ло­рус­ской зем­лёй, по­это­му и они вклю­ча­ют­ся в Со­бор.

На­ко­нец, по­ста­нов­ле­ни­ем Свя­то­го Си­но­да Бе­ло­рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 2002 го­ду к ли­ку мест­но­чти­мых свя­тых был при­чис­лен свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Ни­ки­фор (Кан­та­ку­зен), а в Со­бор Бе­ло­рус­ских свя­тых этим же по­ста­нов­ле­ни­ем бы­ли вклю­че­ны ра­нее уже про­слав­лен­ные свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский, бла­го­вер­ные князь Бо­рис Ту­ров­ский и кня­ги­ня Ев­прак­сия По­лоц­кая, пре­по­доб­ные Фе­о­дор, князь Острож­ский, Ха­ри­ти­на, княж­на Ли­тов­ская и Ген­на­дий Мо­гилев­ский.

15 де­каб­ря 2009 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да БПЦ бы­ло при­ня­то ре­ше­ние при­со­еди­нить к Со­бо­ру Бе­ло­рус­ских свя­тых 14 свя­тых, ка­но­ни­зи­ро­ван­ных дру­ги­ми епар­хи­я­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, но ко­то­рые ро­ди­лись, жи­ли, нес­ли слу­же­ние на тер­ри­то­рии Бе­ла­ру­си.

Со­бор свя­тых, про­си­яв­ших в Зем­ле Бе­ло­рус­ской, про­дол­жа­ет рас­ти.

Дни па­мя­ти свя­тых, по­чи­та­е­мых на Бе­ла­ру­си

• Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Ни­ки­фор – па­мять в Неде­лю 3-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це
• Свя­ти­тель Ди­о­ни­сий, епи­скоп По­лоц­кий (1182) – па­мять в Неде­лю 3-ю по Пя­ти­де­сят­ни­це

Январь
• Владимир Гав­ри­ло­вич Зуб­ко­вич (1863–1938) – па­мять 18 / 31 ян­ва­ря (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).

Февраль
• Ген­на­дий Ко­стром­ской, Лю­би­мо­град­ский, прп. (†1565) – па­мять 5 фев­ра­ля (па­мять и в Со­бо­ре Ко­стром­ских свя­тых – 23 ян­ва­ря / 5 фев­ра­ля, па­мять и в Со­бо­ре Ро­сто­во-Яро­слав­ских свя­тых 23 мая / 5 июня)
• Свя­тая бла­жен­ная Ва­лен­ти­на Мин­ская – па­мять 6 фев­ра­ля
• Василий Ва­си­лье­вич Из­май­лов (1885–1930), прот., свя­щен­но­му­че­ник – па­мять 9 / 22 фев­ра­ля (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Владимир Ива­но­вич Хри­ще­но­вич (1876–1933), свящ., свя­щен­но­му­че­ник – па­мять 30 / 12 ян­ва­ря (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Валериан Ва­си­лье­вич Но­виц­кий, свящ., свя­щен­но­му­че­ник – па­мять 10 / 23 фев­ра­ля (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Лав­рен­тий Пе­чер­ский, Ту­ров­ский, еп., за­твор­ник, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах: †1194 – па­мять 11 фев­ра­ля, (па­мять и в день Ки­е­во-Пе­чер­ских свя­тых, в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щих – 28 сен­тяб­ря / 11 ок­тяб­ря; па­мять всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­ет­ся во 2-ую Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста).
• Свя­ти­тель Си­ме­он, епи­скоп По­лоц­кий (†1289) – па­мять 16 фев­ра­ля (па­мять и в Со­бо­ре Твер­ских свя­тых – вос­кре­се­нье по­сле 29 июня / 12 июля).
• Свя­ти­тель Ге­ор­гий Ко­нис­ский, ар­хи­епи­скоп Мо­гилев­ский и Бе­ло­рус­ский (†1795) – па­мять 26 фев­ра­ля (и 6 ав­гу­ста).

Март
• Ро­сти­слав (в Кре­ще­нии Ми­ха­ил) Мсти­сла­вич Ки­ев­ский, Смо­лен­ский, вел. князь: †1167 – па­мять 27 мар­та (па­мять и в Со­бо­ре Смо­лен­ских свя­тых – вос­кре­се­нье пе­ред 28 июля / 11 ав­гу­ста).

Апрель
• Со­фия (Олель­ко) Слуц­кая, княж­на (†1612) – па­мять 19 мар­та / 1 ап­ре­ля
• Гав­ри­ил (Го­род­ков), Ря­зан­ский, ар­хи­еп. (†1862) – па­мять 7 / 20 ап­ре­ля
• Му­че­ни­ки Ви­лен­ские (Ли­тов­ские) Ан­то­ний, Иоанн и Ев­ста­фий (†1347) – па­мять 27 ап­ре­ля (и 26 июля)
• Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин, пре­сви­тер Шар­ков­щин­ский – па­мять 29 ап­ре­ля (15 / 28 ок­тяб­ря в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Бе­ло­рус­ских).

Май
• Гав­ри­ил Бе­ло­сток­ский, Слуц­кий, мла­де­нец, мч.: †1690 – па­мять 20 ап­ре­ля / 3 мая
• Свя­ти­тель Ки­рилл, епи­скоп Ту­ров­ский (†1183) – па­мять 11 мая
• Свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский – па­мять 14 мая
• Пре­по­доб­ный Леон­тий ар­хи­манд­рит Ви­лен­ский, ис­по­вед­ник – па­мять 15 мая
• Ма­ка­рий Ка­нев­ский, Пин­ский, Овруч­ский, Пе­ре­я­с­лав­ский, ар­хим., чу­до­тво­рец, прмч. (†1678) – па­мять 26 мая (и 20 сен­тяб­ря)
• Свя­той пра­вед­ный Иоанн Гаш­ке­вич (Кор­мян­ский) – па­мять 31 мая (и 9 сен­тяб­ря)

Июнь
• Ев­фро­си­ния По­лоц­кая (до Кре­ще­ния княж­на Пре­ди­сла­ва), игу­ме­ния (†1173) – па­мять 23 мая / 5 июня
• Ген­на­дий Ко­стром­ской, Лю­би­мо­град­ский, прп. (†1565) – па­мять 5 фев­ра­ля (па­мять и в Со­бо­ре Ко­стром­ских свя­тых – 23 ян­ва­ря / 5 фев­ра­ля, па­мять и в Со­бо­ре Ро­сто­во-Яро­слав­ских свя­тых – 23 мая / 5 июня)

Июль
• Свя­ти­тель Ми­на, епи­скоп По­лоц­кий (†1116) – па­мять 3 июля
• Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на, княж­на Ли­тов­ская – па­мять 3 июля в Со­бо­ре Нов­го­род­ских свя­тых (и 18 ок­тяб­ря).
• Бла­го­вер­ный князь Бо­рис Ту­ров­ский – па­мять 23 июня / 6 июля (па­мять и в Со­бо­ре Вла­ди­мир­ских свя­тых, празд­ну­е­мом в этот же день).
• Свя­щен­но­му­че­ник Мит­ро­фан, ар­хи­еп. Аст­ра­хан­ский – па­мять 6 июля
• Пре­по­доб­ный Мар­тин, за­твор­ник Ту­ров­ский (1150) – па­мять 10 июля
• Иули­а­ния Оль­шан­ская, Пе­чер­ская, княж­на, де­ва, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах (†ок. 1550) – па­мять 19 июля и 11 ок­тяб­ря (па­мять и в день Ки­е­во-Пе­чер­ских свя­тых в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щих – 28 сен­тяб­ря / 11 ок­тяб­ря; па­мять всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­ет­ся во 2-ую Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста)
• Му­че­ни­ки Ви­лен­ские (Ли­тов­ские) Ан­то­ний, Иоанн и Ев­ста­фий (†1347) – па­мять 26 июля (и 27 ап­ре­ля)

Август
• Афанасий (Филип­по­вич; 1648–1717), игум. Брест­ско­го мо­на­сты­ря, пре­по­доб­но­му­че­ник – па­мять 2 ав­гу­ста (об­ре­те­ние мо­щей) и 5 / 18 сен­тяб­ря (па­мять и 10 / 23 ок­тяб­ря в Со­бо­ре Во­лын­ских свя­тых).
• Свя­ти­тель Ге­ор­гий Ко­нис­ский, ар­хи­епи­скоп Мо­гилев­ский и Бе­ло­рус­ский (†1795) – па­мять 6 ав­гу­ста (и 26 фев­ра­ля)
• Пре­по­доб­ная Ма­не­фа Го­мель­ская – па­мять 11 ав­гу­ста
• Фе­о­дор Ва­си­лье­вич Острож­ский, Пе­чер­ский, князь, инок, в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах (ок. 1483); (па­мять и 10 / 23 ок­тяб­ря в Со­бо­ре Во­лын­ских свя­тых; Ки­е­во-Пе­чер­ских пре­по­доб­ных, в Даль­них пе­ще­рах (прп. Фе­о­до­сия) по­чи­ва­ю­щих (28 ав­гу­ста / 10 сен­тяб­ря); па­мять всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­ет­ся во 2-ую Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста) – па­мять 24 ав­гу­ста

Сентябрь
• Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим, ар­хим. Жи­ро­вич­ский – па­мять 6 сен­тяб­ря
• Свя­той пра­вед­ный Иоанн Гаш­ке­вич (Кор­мян­ский) – па­мять 9 сен­тяб­ря (и 31 мая)
• Афанасий (Филип­по­вич; 1648–1717), игум. Брест­ско­го мо­на­сты­ря, пре­по­доб­но­му­че­ник – па­мять 20 июля / 2 ав­гу­ста (об­ре­те­ние мо­щей) и 18 сен­тяб­ря (па­мять и 10 / 23 ок­тяб­ря в Со­бо­ре Во­лын­ских свя­тых)
• Ма­ка­рий Ка­нев­ский, Пин­ский, Овруч­ский, Пе­ре­я­с­лав­ский, ар­хим., чу­до­тво­рец, прмч. (†1678) – па­мять 20 сен­тяб­ря (и 26 мая)

Октябрь
• Афанасий (Филип­по­вич; 1648–1717), игум. Брест­ско­го мо­на­сты­ря, пре­по­доб­но­му­че­ник – па­мять и 10 / 23 ок­тяб­ря в Со­бо­ре Во­лын­ских свя­тых (па­мять 20 июля / 2 ав­гу­ста (об­ре­те­ние мо­щей) и 5 / 18 сен­тяб­ря).
•Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Мо­гиль­ниц­кий, пре­сви­тер Лель­чиц­кий – 20 ок­тяб­ря
• Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на, княж­на Ли­тов­ская †1281 — па­мять 18 ок­тяб­ря (и 20 июня / 3 июля в Со­бо­ре Нов­го­род­ских свя­тых (3-я Неде­ля по Пя­ти­де­сят­ни­це)
• Иули­а­ния Оль­шан­ская, Пе­чер­ская, княж­на, де­ва, в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах: †ок. 1550 – па­мять 11 ок­тяб­ря и 19 июля (па­мять и в день Ки­е­во-Пе­чер­ских свя­тых в Ближ­них пе­ще­рах по­чи­ва­ю­щих – 28 сен­тяб­ря / 11 ок­тяб­ря; па­мять всех пре­по­доб­ных от­цов Ки­е­во-Пе­чер­ских со­вер­ша­ет­ся во 2-ую Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста)
• Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн, ар­хи­еп. Риж­ский – па­мять 12 ок­тяб­ря
• 23 но­во­му­че­ни­ка Мин­ской Епар­хии – 28 ок­тяб­ря
• Серафим (Ша­хмуть, 1901–1945), ар­хи­манд­рит Жи­ро­виц­ко­го мо­на­сты­ря, пре­по­доб­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских)
• Александр (Ша­лай; 1879–1937), про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Владимир (Зуб­ко­вич; 1863–1938) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Владимир (Из­май­лов; 1885–1930), про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Владимир (Па­стер­нац­кий; 1885–1938) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Владимир (Хи­рас­ко; 1874–1932) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­ис­по­вед­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Димитрий (Пав­ский, 1874–1937) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Иоанн (Во­ро­нец; 1864–1937) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Леонид (Би­рю­ко­вич; 1864–1937) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Матфей (Кри­цук; 1892–1950) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Михаил (Но­виц­кий; 1889–1935) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­ис­по­вед­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Михаил (Плы­шев­ский; 1862–1937) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Порфирий (Ру­ба­но­вич; 1883–1937) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Сергий (Ро­да­ков­ский; 1882–1933) про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Валериан (Но­виц­кий; 1897–1930) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Владимир (Та­люш; 1891–1933) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Владимир (Хри­ща­но­вич; 1876–1933) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Димитрий (Плы­шев­ский; 1880–1938) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Иоанн (Ве­чер­ко; 1890–1933) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Иоанн (Пан­кра­то­вич; 1870–1937) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Николай (Мац­ке­вич; 1878–1937) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских)
• Петр (Гру­дин­ский; 1877–1930) свя­щен­ник, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Николай (Ва­сю­ко­вич; 1882–1937) диа­кон, свя­щен­но­му­че­ник (па­мять и в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских).
• Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на, княж­на Ли­тов­ская – па­мять 18 ок­тяб­ря
• Ев­прак­сия (в ми­ру Ев­фро­си­ния) Псков­ская, кня­ги­ня, игу­ме­ния (†1243) – па­мять 29 ок­тяб­ря (па­мять и в Со­бо­ре Псков­ских свя­тых – 3-я неде­ля по Пя­ти­де­сят­ни­це)

Ноябрь
• Свя­щен­но­му­че­ник Пав­лин (Кро­шеч­кин), ар­хи­еп. Мо­гилев­ский (†1937) – па­мять 3 но­яб­ря (па­мять и в Со­бо­ре Кур­ских свя­тых 19 июля / 1 ав­гу­ста)
• Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай, про­то­и­е­рей Ви­теб­ский – па­мять 4 но­яб­ря
• Ис­пов. Вла­ди­мир Ви­теб­ский – па­мять 4 но­яб­ря
• Пре­по­доб­ный Ели­сей Лав­ри­шев­ский (1250) – па­мять 5 но­яб­ря

Декабрь
• Иоасаф (Же­ва­х­ов), Мо­гилев­ский, еп., сщ­мч. (†1937) – па­мять 5 де­каб­ря (па­мять и в Со­бо­ре Кур­ских свя­тых – 19 июля / 1 ав­гу­ста).

Примечания

Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 1992 го­ду уста­но­вил празд­но­ва­ние Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка на 25 ян­ва­ря, ес­ли этот день сов­па­да­ет с вос­крес­ным днем, а ес­ли не сов­па­да­ет – то в бли­жай­шее по­сле­ду­ю­щее вос­кре­се­нье. Да­та бы­ла со­пря­же­на с днём па­мя­ти свя­щен­но­му­че­ни­ка Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го).

Интересные материалы:

  • Правило святых апостолов

    Происхождение и значение в Церкви Правила святых апостолов относятся к наиболее раннему Преданию Церкви и…

  • Спасо преображенский собор Петербург

    Спасо-Преображенский храм – это единственная из питерских церквей, в которой никогда, даже во времена советской…

  • Екатерининский собор Пушкин

    История собора Город Пушкин раньше назывался Царское Село, на его месте находилась так называемая Царская…

  • Петропавловский собор гомель

    Собор Святых Петра и Павла в Гомеле Собор святых Петра и Павла расположен в красивейшем…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства