Собор белорусских святых
Содержание
Самая мистическая ночь в году: белорусские традиции празднования Хэллоуина
Популярность одного из самых древних в мире праздников – Хэллоуина – с каждым годом лишь растет. Традиция празднования таинственной ночи перед Днем всех святых зародилась в Великобритании несколько сотен лет тому назад. Это и праздник сбора урожая, и день, окутанный мифами и легендами, связанными с потусторонней жизнью и духами. На севере Ирландии и Шотландии до сих пор проводят ритуалы с многовековой историей. Однако в России, Беларуси и других странах СНГ празднование Хэллоуина не имеет ничего общего с первоначальным представлением об этом празднике – это, скорее, попытка скопировать традицию осенних костюмированных вечеринок и изготовления сувениров из тыквы.
Чтобы хоть как-то разнообразить тоскливые октябрьские вечера, белорусы перенимают западноевропейскую традицию празднования «самой страшной ночи в году», организовывают тематические вечеринки, концерты и фотосессии. Хэллоуин уже не первый год празднуют в нашей стране, однако его первоначальный смысл значительно искажен. Хэллоуин в Беларуси – лишний повод собраться в кругу компании, повеселиться, удивить друзей самым оригинальным костюмом и устроить самую креативную вечеринку года. Нетрудно догадаться, что праздник привлекает, в основном, молодежь.
Отдельно стоит отметить главный атрибут праздника – голову, вырезанную из тыквы, так называемый «светильник Джека». Появление этого символа связывают с ирландской легендой о человеке, который был обречен скитаться по миру с тыквенной головой и тлеющим угольком внутри нее. После смерти Джек не попал ни в рай, ни в ад. Такая зловещая и удивительная сказка привлекает к себе внимание, поэтому Хэллоуин не может считаться состоявшимся без изготовления светильника из тыквы.
Хэллоуин празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Наибольший размах он получил в англоязычных странах, однако до сих пор не нигде считается государственным праздником или выходным днем. В осенний вечер дети, одетые в костюмы и маски, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу»Trick or Treat!», что в переводе означает «проделка или угощение!». Особенно популярны наряды ведьм, магов, вампиров, оборотней, привидений, русалок и различных ночных животных.
Пока любители западной культуры готовятся праздновать американский День всех святых и подбирают наряд для вечеринки, почитатели местных обычаев могут планировать что-то более традиционное.
Для белорусов характерно уважительное отношение к предкам, поэтому в народном календаре существует более пяти дат, когда принято поминать умерших, однако осенний праздник Дзяды – самый главный среди них.
Обычно осенние Дзяды отмечались на третью субботу после Покрова (14 октября), но в разных регионах даты могли меняться. В современной Беларуси этот праздник четко зафиксирован – 2 ноября отмечается государственный праздник День памяти.
Дзяды – христианский праздник, имеющий глубокие языческие корни, поэтому в различных регионах Беларуси его проводят по-разному. В этот день предков приглашают к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство, поэтому праздник считается скромным, семейным и домашним. К празднованию Дзядов приводили в порядок не только себя, но и дом: вся семья наводила в доме порядок и посещала баню, где затем оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков, которые заглянут сюда позже.
Праздничный стол был невероятно богатым и вкусным: женщины могли весь день готовить самые разнообразные кушанья, а хозяин дома зажигал свечу, читал молитву, открывал окна и двери, а затем приглашал умерших предков за стол. На семейный ужин звали каждого умершего по имени, что и доказывало особое почтительное отношение белорусов к своему роду.
Во время празднования Дзядов неукоснительно соблюдалась старая традиция: члены семьи садились за стол по старшинству – от самого старшего к самому младшему. Белорусы верели, что смерть забирает раньше того, кто сядет за стол первым.
Как бы не отличались обычаи празднования Дзядов в зависимости от региона, объединяло их одно – на столе обязательно стояла миска и чарка, предназначенные для духов, куда каждый член семьи отливал свое питье и накладывал еды. Кутья и блины были обязательными составляющими ужина.
Поминальный ужин длился довольно долго и сопровождался воспоминаниями об умерших родственниках, об их достойных поступках. Таким образом, из поколения в поколение передавалась информация о своем роде самым младшим членам семьи, чтобы затем, через много лет, она рассказали то же и своим детям и внукам.
Когда ужин подходил к концу, хозяин произносил молитву, а потом тушил свечу кусочком хлеба, либо блином. Если дым шел вверх, то в семье все должно было быть благополучно. А если он шел в сторону к дверям, то в доме вскоре должен был быть покойник.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. Очень похоже на Хэллоуин, не так ли?
***
Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших и следуют один за другим: 1 ноября — День всех святых (All Saints’ Day) и 2 ноября — День поминовения усопших (All Souls’ Day). Православные отмечают Дзяды в первую субботу перед 8 ноября (поминальная суббота).
Праздник Всех святых был введен в начале VII века Папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века, был установлен День поминовения усопших. Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день (1 ноября) католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище.Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи.
Полина Крищанович
Католики Беларуси отмечают День Всех святых
Арцыбіскуп Тадэвуш Кандрусевіч праводзіць святочную імшу на старых каталіцкіх могілках у Горадні. Горадня 1 лістапада 2017 Васіль Малчанаў/ Белсат
Праздник Всех святых очень часто путают с днем поминовения усопших, который называется День Задушный, или Задушки.
Разбираемся, что это за праздники и при чем здесь древние Дзяды.
Ноябрь для католической части населения Беларуси начинается двумя очень важными днями, которые вместе с осенней тоской и упавшим листьями напоминают, что наша земная жизнь не вечная. Традиционно в течение двух дней люди пытаются вырваться с работы, чтобы убраться на кладбище, зажечь свечи и помолиться за души своих умерших.
Праздник Всех святых
Однако праздничные дни начинаются не с чествования памяти умерших, а с того, что вспоминают всех людей, которые за свою добродетельную жизнь и веру в Бога стали святыми и оказались в небе. Одна из первых молитв ко всем святым состоялась еще в 741-м году в Риме по приказу Папы римского Григория III, однако официально для всего католического костела праздник был установлено только в 935-м году.
-
Гродненцы приводят в порядок могилы своих близких ко Дню поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
Гродненцы приводят в порядок могилы своих близких ко Дню поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич проводит праздничную мессу на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
Праздничная месса в честь Всех святых и умерших на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
Праздничная месса в честь Всех святых и умерших на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
Вполне вероятно, что сама дата 1 ноября появилась под влиянием давней традиции англосаксов и франков. Чествование умерших осенью практиковали также кельты и германцы.
Задушки
Второй день ноября католики называют Днем Задушным, или Задушками. Именно в этот день повсюду молятся за умерших близких, родных и тех, чья душа не нашла покоя на том свете. Католики верят, что молитвы за умерших имеют прямое воздействие на дальнейшую судьбу души человека после смерти. В этот день в костелах проходят торжественные службы и процессии на кладбище. Сохранился также обычай, когда перед мессой вычитываются имена и фамилии тех, кто отошел в лучший мир.
На День Задушный верующие приходят на кладбище и традиционно зажигают свечи. Эта практика связана с дохристианским обычаем разведения костров на могилах. Сухие ветки на эти костры собирались в течение года. Люди верили, что очаг согревает души, которые бродят по земле и охраняет их перед злыми силами.
Особую роль играла также ночь с 1 на 2 ноября, между праздником Всех святых и Днем Задушным. Считалось, что в эту ночь души умерших, которые вышли из чистилища, возвращаются на землю и до рассвета бродят по дорогам, кладбищам и урочищам, ищут помощи, молитвы или жертвы. Еще в XIX в. люди боялись в ночь на Задушки выходить из дома, посещать соседей или отправляться в путешествие. Считалось, что на дорогах и перекрестках пугают души умерших.
Задушки сбегаются обычно с народной традицией чествования памяти умерших — Дзядами.
Дзяды
Один из самых старинных славянских обрядов увековечил Адам Мицкевич в поэме Дзяды. Самого обряда встречи и вызова душ умерших на кладбище с гусляром или козлодеем во главе в Беларуси уже не осталось. Однако этнографы соглашаются, что обычай поминального ужина в этот день является одним из наиболее архаичных и в большой степени сохранился именно в Беларуси. В славянской мифологии Дзядами называют также души умерших предков.
Дзяды отмечаются несколько раз в год. Есть Масленичные, Радовницкие, Троицкие, Покровские, Дмитровские, Осенние Дзяды (Большие, Осенины, Толстый ужин) — самые главные. Отмечаются в ноябре, но в разных регионах в разное время.
Верят, что в эти дни души умерших выходят из могил и возвращаются в свои хижины к потомкам на поминальный ужин.
Но войти в дом могут только чистые души, грешные, которые приходят из ада, могут только заглянуть в окно. В этот день мылись в бане, оставляли немного воды и веник для Дзядов. Обычно на Дзяды оставляли открытыми ворота кладбища. Открывали окна, двери, дымоход и звали предков на ужин. По тому, как горела свеча, пытались определить, сколько душ посетило семью.
-
Праздничная месса в честь Всех святых и умерших на старом католическом кладбище в Гродно. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
Гродненцы приводят в порядок могилы своих близких ко Дню поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
-
День поминовения всех усопших. Гродно 1 ноября 2017 Василий Молчанов/ Белсат
Хозяин наливал рюмку водки и говорил: «Дай им Бог, Дзядам и всем умершим в роду. Бог на том свете и царство небесное и душеньке легонько, а нам дай Бог здоровыми пожить на свете и через год Дзядов дождаться».
Для бестелесных гостей готовили кутью и другие блюда. Во время еды старались немного пищи оставить на столе или на специальной посуде. Очень важным было вспоминать умерших людей и какими они были при жизни. Считалось, что если не спать всю ночь, то можно увидеть Дзядов. Увидеть их могли только безгрешные души, или те, кто должен был скоро умереть. На Дзяды запрещались сексуальные отношения, полевая и хозяйственная работа, особенно прядение. В это время посещали могилы и также оставляли там немного еды.
После ритуального ужина и перед тем, как пойти спать говорили: «Святые Дзяды! Вы сюда прилетели, пили, ели. Летите же теперь к себе! Скажите, что вам еще надо, а лучше летите на небо. А кыш, а кыш, а кыш!»
Православный Церковный календарь
Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За двадцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до 79 угодников Божиих.
В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930–1950-х годов, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиепископ Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была также связана с Белорусской землёй, поэтому и они включаются в Собор.
Наконец, постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к лику местночтимых святых был причислен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), а в Собор Белорусских святых этим же постановлением были включены ранее уже прославленные священномученик Макарий, митрополит Киевский, благоверные князь Борис Туровский и княгиня Евпраксия Полоцкая, преподобные Феодор, князь Острожский, Харитина, княжна Литовская и Геннадий Могилевский.
15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору Белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси.
Собор святых, просиявших в Земле Белорусской, продолжает расти.
Дни памяти святых, почитаемых на Беларуси
• Священномученик архидиакон Никифор – память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
• Святитель Дионисий, епископ Полоцкий (1182) – память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
Январь
• Владимир Гаврилович Зубкович (1863–1938) – память 18 / 31 января (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
Февраль
• Геннадий Костромской, Любимоградский, прп. (†1565) – память 5 февраля (память и в Соборе Костромских святых – 23 января / 5 февраля, память и в Соборе Ростово-Ярославских святых 23 мая / 5 июня)
• Святая блаженная Валентина Минская – память 6 февраля
• Василий Васильевич Измайлов (1885–1930), прот., священномученик – память 9 / 22 февраля (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Владимир Иванович Хрищенович (1876–1933), свящ., священномученик – память 30 / 12 января (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Валериан Васильевич Новицкий, свящ., священномученик – память 10 / 23 февраля (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Лаврентий Печерский, Туровский, еп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах: †1194 – память 11 февраля, (память и в день Киево-Печерских святых, в Ближних пещерах почивающих – 28 сентября / 11 октября; память всех преподобных отцов Киево-Печерских совершается во 2-ую Неделю Великого поста).
• Святитель Симеон, епископ Полоцкий (†1289) – память 16 февраля (память и в Соборе Тверских святых – воскресенье после 29 июня / 12 июля).
• Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский (†1795) – память 26 февраля (и 6 августа).
Март
• Ростислав (в Крещении Михаил) Мстиславич Киевский, Смоленский, вел. князь: †1167 – память 27 марта (память и в Соборе Смоленских святых – воскресенье перед 28 июля / 11 августа).
Апрель
• София (Олелько) Слуцкая, княжна (†1612) – память 19 марта / 1 апреля
• Гавриил (Городков), Рязанский, архиеп. (†1862) – память 7 / 20 апреля
• Мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий (†1347) – память 27 апреля (и 26 июля)
• Священномученик Константин, пресвитер Шарковщинский – память 29 апреля (15 / 28 октября в Соборе новомучеников и исповедников Белорусских).
Май
• Гавриил Белостокский, Слуцкий, младенец, мч.: †1690 – память 20 апреля / 3 мая
• Святитель Кирилл, епископ Туровский (†1183) – память 11 мая
• Священномученик Макарий, митрополит Киевский – память 14 мая
• Преподобный Леонтий архимандрит Виленский, исповедник – память 15 мая
• Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, архим., чудотворец, прмч. (†1678) – память 26 мая (и 20 сентября)
• Святой праведный Иоанн Гашкевич (Кормянский) – память 31 мая (и 9 сентября)
Июнь
• Евфросиния Полоцкая (до Крещения княжна Предислава), игумения (†1173) – память 23 мая / 5 июня
• Геннадий Костромской, Любимоградский, прп. (†1565) – память 5 февраля (память и в Соборе Костромских святых – 23 января / 5 февраля, память и в Соборе Ростово-Ярославских святых – 23 мая / 5 июня)
Июль
• Святитель Мина, епископ Полоцкий (†1116) – память 3 июля
• Преподобная Харитина, княжна Литовская – память 3 июля в Соборе Новгородских святых (и 18 октября).
• Благоверный князь Борис Туровский – память 23 июня / 6 июля (память и в Соборе Владимирских святых, празднуемом в этот же день).
• Священномученик Митрофан, архиеп. Астраханский – память 6 июля
• Преподобный Мартин, затворник Туровский (1150) – память 10 июля
• Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах (†ок. 1550) – память 19 июля и 11 октября (память и в день Киево-Печерских святых в Ближних пещерах почивающих – 28 сентября / 11 октября; память всех преподобных отцов Киево-Печерских совершается во 2-ую Неделю Великого поста)
• Мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий (†1347) – память 26 июля (и 27 апреля)
Август
• Афанасий (Филиппович; 1648–1717), игум. Брестского монастыря, преподобномученик – память 2 августа (обретение мощей) и 5 / 18 сентября (память и 10 / 23 октября в Соборе Волынских святых).
• Святитель Георгий Конисский, архиепископ Могилевский и Белорусский (†1795) – память 6 августа (и 26 февраля)
• Преподобная Манефа Гомельская – память 11 августа
• Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (ок. 1483); (память и 10 / 23 октября в Соборе Волынских святых; Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих (28 августа / 10 сентября); память всех преподобных отцов Киево-Печерских совершается во 2-ую Неделю Великого поста) – память 24 августа
Сентябрь
• Преподобномученик Серафим, архим. Жировичский – память 6 сентября
• Святой праведный Иоанн Гашкевич (Кормянский) – память 9 сентября (и 31 мая)
• Афанасий (Филиппович; 1648–1717), игум. Брестского монастыря, преподобномученик – память 20 июля / 2 августа (обретение мощей) и 18 сентября (память и 10 / 23 октября в Соборе Волынских святых)
• Макарий Каневский, Пинский, Овручский, Переяславский, архим., чудотворец, прмч. (†1678) – память 20 сентября (и 26 мая)
Октябрь
• Афанасий (Филиппович; 1648–1717), игум. Брестского монастыря, преподобномученик – память и 10 / 23 октября в Соборе Волынских святых (память 20 июля / 2 августа (обретение мощей) и 5 / 18 сентября).
•Священномученик Алексий Могильницкий, пресвитер Лельчицкий – 20 октября
• Преподобная Харитина, княжна Литовская †1281 — память 18 октября (и 20 июня / 3 июля в Соборе Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице)
• Иулиания Ольшанская, Печерская, княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах: †ок. 1550 – память 11 октября и 19 июля (память и в день Киево-Печерских святых в Ближних пещерах почивающих – 28 сентября / 11 октября; память всех преподобных отцов Киево-Печерских совершается во 2-ую Неделю Великого поста)
• Священномученик Иоанн, архиеп. Рижский – память 12 октября
• 23 новомученика Минской Епархии – 28 октября
• Серафим (Шахмуть, 1901–1945), архимандрит Жировицкого монастыря, преподобномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
• Александр (Шалай; 1879–1937), протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Владимир (Зубкович; 1863–1938) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Владимир (Измайлов; 1885–1930), протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Владимир (Пастернацкий; 1885–1938) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Владимир (Хираско; 1874–1932) протоиерей, священноисповедник (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Димитрий (Павский, 1874–1937) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Иоанн (Воронец; 1864–1937) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Леонид (Бирюкович; 1864–1937) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Матфей (Крицук; 1892–1950) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Михаил (Новицкий; 1889–1935) протоиерей, священноисповедник (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Михаил (Плышевский; 1862–1937) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Порфирий (Рубанович; 1883–1937) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Сергий (Родаковский; 1882–1933) протоиерей, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Валериан (Новицкий; 1897–1930) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Владимир (Талюш; 1891–1933) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Владимир (Хрищанович; 1876–1933) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Димитрий (Плышевский; 1880–1938) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Иоанн (Вечерко; 1890–1933) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Иоанн (Панкратович; 1870–1937) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Николай (Мацкевич; 1878–1937) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
• Петр (Грудинский; 1877–1930) священник, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Николай (Васюкович; 1882–1937) диакон, священномученик (память и в Соборе новомучеников и исповедников Российских).
• Преподобная Харитина, княжна Литовская – память 18 октября
• Евпраксия (в миру Евфросиния) Псковская, княгиня, игумения (†1243) – память 29 октября (память и в Соборе Псковских святых – 3-я неделя по Пятидесятнице)
Ноябрь
• Священномученик Павлин (Крошечкин), архиеп. Могилевский (†1937) – память 3 ноября (память и в Соборе Курских святых 19 июля / 1 августа)
• Священномученик Николай, протоиерей Витебский – память 4 ноября
• Испов. Владимир Витебский – память 4 ноября
• Преподобный Елисей Лавришевский (1250) – память 5 ноября
Декабрь
• Иоасаф (Жевахов), Могилевский, еп., сщмч. (†1937) – память 5 декабря (память и в Соборе Курских святых – 19 июля / 1 августа).
Примечания
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году установил празднование Собора новомучеников и исповедников Российских XX века на 25 января, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее последующее воскресенье. Дата была сопряжена с днём памяти священномученика Владимира (Богоявленского).