Славяно греко латинское училище
Содержание
Славяно-греко-латинская академия
Эта статья — об учебном заведении XVII-XIX веков. Об одноимённом современном вузе см. Славяно-греко-латинская академия (современная).
Москва, ул. Никольская, 7—9
Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия (греч. Σλαβοελληνολατινική Ακαδημία, лат. Academia Slavo-Graeco-Latina) — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году.
Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшее образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века — 600, а в начале XIX века — более 1600.
Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых — основатель Московского университета Михаил Ломоносов.
По уставу академии на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году.
История
Привилегия на Академию (учредительный документ Академии)
Академия была создана по инициативе педагога и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его ученика Сильвестра (Медведева). Первым документом Академии была «Академическая привилегия», переданная на учреждение царю Феодору Алексеевичу в 1682 году, в которой устанавливался статус Академии, равный статусам западноевропейских университетов.
Обучение в Славяно-греко-латинской академии
Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение.
Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам
Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в её основу были положены открытая ещё в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы) стали двое известных греческих учёных-монахов — братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего учебного заведения.
Начав в 1685 году занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в неё риторику. С этого времени и до 1710 года академия называлась «Еллино-греческою».
В 1685—1687 годах на специально прирезанном к монастырю участке (в границах современного владения 7) построено трёхэтажное здание Коллегиума — специального здания для Академии. Алексей Малиновский указывал, что «чужеземец, вызванный из Греции для нотного писания иеродиакон Мелетий, дал ход делу общеполезному, отказав по смерти своей обоим братьям Лихудиям на построение каменного здания для академии две тысячи рублей». Уже в 1687 году братья Лихуды переместились со своими учениками в двухэтажные палаты, выстроенные на территории Заиконоспасского монастыря. Этот год и принято считать годом открытия Академии. Среди первых студентов были русские, украинцы, белорусы, македонцы и грузины. Одним из семи первых учеников был Фёдор Поликарпов.
В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии.
После преобразований, проведённых Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в Академии стали изучать латинский язык, современные европейские языки, философию.
В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры. Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на восемь классов или, как в то время говорили, на восемь «школ», которые включали в себя четыре низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». Обучение велось круглый год.
В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года говорить на нём, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия.
Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы — математические, инженерные, медицинские, так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоёв населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.
В начале своего существования Академия находилась в совместном государственном и церковном управлении (как многие классические европейские университеты того времени) и готовила, главным образом, переводчиков, работников типографий (справщиков), священнослужителей, высших государственных руководителей и дипломатов, преподавателей и профессоров, причём не только для России, но и для других славянских стран. С основанием Московского университета в 1755 года образование в Славяно-греко-латинской академии специализировалось: она превратилась в школу для юношества духовного сословия, воспитывающую для церковного служения. При этом она не слилась с университетом, не стала одним из его факультетов, как практиковалось в Западной Европе.
В 1775 году, когда Святейшему синоду был дан императорский указ: «так как Московская академия стоит в крайне неспособном для училищ месте, то к переведению оной сыскать другое место». Число учащихся росло, здания в Заиконоспасском монастыре обветшали, но лишь в 1797 году предложение о перемещении Академии одобрено Синодом. Новым местом предполагался Донской монастырь, где на возведение новых зданий требовалась огромная сумма, и поэтому проект был отклонён. Тогда Синод решил переместить Академию в Троице-Сергиеву лавру. Митрополит Платон был против, предлагая новым местом Воскресенский монастырь, где можно было бы достичь единоначалия, поставив ректора настоятелем монастыря (недоступная ссылка).
Отечественная война 1812 года прервала учебный процесс. Заиконоспасский монастырь разорён и ограблен находившимися в Москве французами, оставшиеся монахи подверглись истязаниям и убийствам. Здания не пострадали от пожара, но оказались сильно повреждёнными от действий захватчиков. Учебная жизнь продолжена там 3 марта 1813 года после посильного ремонта. В 1822 году корпус Коллегиума выстроен заново на старой основе для Заиконоспасского духовного училища..
Славяно-греко-латинская академия была закрыта и полностью прекратила своё существование в 1814 году.
Некоторые преподаватели (4 человека) были впоследствии приняты во вновь созданную Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде .
Некоторые лица, связанные с академией
Ректоры
- Иоанникий и Софроний Лихуды (1685—1694)
- Наставники Феодор Поликарпов и Николай Семёнов-Головин (1694—1700)
- Палладий (Роговский) (1700—1703)
- Рафаил (Краснопольский) (1703—1704)
- Сильвестр (Крайский) (1704—1705)
- Антоний (Кармский) (1705—1706)
- Феофилакт (Лопатинский) (1706—1722)
- Гедеон (Вишневский) (1722—1728)
- Герман (Копцевич) (1728—1731)
- Софроний (Мегалевич) (1731—1732)
- Стефан (Калиновский) (1733—1736)
- Антоний (Кувечинский) (1736—1737)
- Митрофан (Слотвенский) (1737—1739)
- Платон (Левицкий) (1739—1741)
- Кирилл (Флоринский) (1741—1742)
- Порфирий (Крайский) (1742—1748)
- Иоанн (Козлович) (1748—1753)
- Варлаам (Лящевский) (1753—1754)
- Иоасаф (Хотунцевич) (1754—1757)
- Геннадий (Драницын) (1757—1758)
- Гедеон (Слонимский) (1758—1761)
- Гавриил (Петров) (1761—1763)
- Геннадий (Броницкий) (1764—1768)
- Антоний (Герасимов-Зыбелин) (1768—1770)
- Феофилакт (Горский) (1770—1774)
- Амвросий (Подобедов) (1774—1778)
- Дамаскин (Семёнов-Руднев) (1778—1782)
- Павел (Пономарёв) (1782—1783)
- Аполлос (Байбаков) (1783—1786)
- Афанасий (Иванов) (1786—1788)
- Мелхиседек (Заболотский) (1788—1791)
- Мефодий (Смирнов) (1791—1794)
- Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794—1795)
- Евлампий (Введенский) (1795—1799)
- Серафим (Глаголевский) (1799)
- Владимир (Третьяков) (1799—1801)
- Августин (Виноградский) (1801—1804)
- Моисей (Платонов-Близнецов) (1804—1807)
- Сергий (Крылов-Платонов) (1808—1809)
Наиболее известные студенты и выпускники:
Михаил Ломоносов — самый известный выпускник Славяно-греко-латинской академии
- Михаил Ломоносов — выпускник академии, учёный, основатель МГУ, ректор Академического университета;
- Дмитрий Виноградов — основоположник русского фарфора, однокурсник Ломоносова;
- Антиох Кантемир — дипломат, поэт;
- Фёдор Волков — основатель русского театра;
- Леонтий Магницкий — автор первого русского учебника математики;
- Степан Крашенинников — путешественник, исследователь Севера и Востока России, ректор Академического университета;
- Василий Баженов — архитектор;
- Пётр Постников — первый в истории России доктор философии и медицины;
- Иннокентий Иркутский — святитель;
- Евгений (Болховитинов) — митрополит Киевский и Галицкий (1822—1837), церковный и общественный деятель, историк, археограф, писатель, переводчик; член Российской академии (1806), почётный член Петербургской Академии наук (1826).
Наиболее известные преподаватели:
- Братья Лихуды
- Варлаам (Лящевский)
- Алексей Кириллович Барсов
Театр Академии
Театр Славяно-Греко-Латинской Академии был одним из первых в России и возник из т. н. «школьного театра». В нём в XVII веке поэт и драматург Симеон Полоцкий ставил произведения «О блудном сыне», «О Навуходоносоре». Первый спектакль состоялся в ноябре 1701 г. «Действием благородных великороссийских младенцев» была поставлена «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным» — драма по евангельской притчи о богатом и Лазаре. Участие в спектакле приняли приезжие студенты с Украины и москвичи — князья Лобановы, Хованский, Лопухин, Бутурлин и другие. Драма по всей видимости была или привезена из Киева или составлена одним из профессоров-украинцев.
С 1701 году театральные представления в Славяно-Греко-Латинской Академии становятся традиционным обычаем светского общества того времени.
В 1705 году в театре академии Феофан Прокопович поставил свою трагикомедию «Владимир».
Одной из самых ярких постановок театра Академии явилось «триумфальное действо» на взятие шведской крепости Нотебурга Петром I, поставленное в 1703 году. Действо изображало войну России против Швеции как борьбу «российского Марса» против злых сил, олицетворенных в образах «льва шведского» и «луны таврикийской». Лев и змея — символы злобы и лукавства. Действо завершалось триумфальным въездом «российского Марса».
Здания в Москве
Строения Славяно-греко-латинской академии расположены на территории Заиконоспасского монастыря, вдоль Китайгородской стены. На фото — за вестибюлем метро и Круглой башней
Здания СГЛА в Москве (современный адрес — Никольская ул., дом 7-9, строение 1-2-5, ЦАО, Никольская ул., дом 7-9, строение 3) — памятник архитектуры федерального значения. Сторонние пользователи, занимающие помещения памятника федерального значения — Славяно-Греко-Латинской Академии в центре Москвы, выводятся с этой территории. По словам председателя Москомнаследия Валерия Шевчука, сказанным в 2009 году, Москомнаследие выступает за то, чтобы здания Славяно-греко-латинской академии были переданы «под ту монастырскую функцию, которая существовала раньше».
В ходе реконструкции подземного перехода между Никольской улицей и площадью Революции с привлечением инвестора ООО «Старград» училищный корпус Заиконоспасского монастыря пришел в аварийное состояние, возникла угроза его обрушения. Работы «Старграда» были официально сочтены самовольными: под западной частью монастырского двора вырыто трехэтажное подземелье площадью 7500 м². Строительство было остановлено. Власти Москвы планировали восстановить здания. До настоящего времени здание Училищного корпуса Заиконоспасского монастыря пустует. Его собственником является Росимущество, корпус передан РГГУ, занимающему на территории монастыря соседнее строение. В марте 2016 года утверждено охранное обязательство
Примечания
- Славяно-Греко-Латинская Академия. Мир. Человек. Слово. XVII век.
- Ломоносов Михаил Васильевич. Культурное наследие архангельского Севера.
- Славяно-греко-латинская академия // Энциклопедия Кругосвет
- Иоанникий и Софроний Лихуды — просветители Руси. Путеводитель по Греции.
- 1 2 3 4 Коллегиум Славяно-греко-латинской академии (Училищный корпус Заиконоспасского монастыря) Никольская ул., д. 7–9, стр. 1-2-5. Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.
- Малиновский А. Ф. Историческое обозрение Москвы. — М.: Вече, 2007. — С. 225.
- Палаты, XVII в.. Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
- Кисилева М. А. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII — начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учёности.
- Громов М. Н. Славяно-греко-латинская академия./История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. первая. Философия древности и средневековья. — М.: Греко-латинский кабинет, 1995. — С. 474—476.
- Аринин Е. И.publisher = Дни Славянской письменности и культуры. Рождественские чтения во Владимире. Мировоззренческое содержание религиоведческого образования учащейся молодёжи и детей.
- Налётова Н. Ю. Православное просвещение в России в период трансформации (XVII в.) // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2011. — Вып. 1 (20). — С. 53—58.
- 1 2 История МДА. Московская духовная академия.
- Школа, 1822 г., арх. Яковлев. Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
- 1 2 СЛАВЯ́НО-ГРЕ́КО-ЛАТИ́НСКАЯ АКАДЕ́МИЯ. Большая российская энциклопедия. Министерство культуры Российской Федерации.
- СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР САЛТЫКОВ КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ // МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ 300 ЛЕТ (1685—1985) БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ. ЮБИЛЕЙНЫЙ СБОРНИК. — С. 100—101
- Славяно-Греко-Латинская академия. // Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 236—240
- Ерёмин И. П. Театр и драматургия начала XVIII века // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. — С. 97—116.
- Герд З. Е. Культура России. Театр.
- Смолина К. А. Сто великих театров мира.. — М.: Вече, 2001. — 479 с.
- Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв.. Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
- Славяно-греко-латинскую академию в Москве освободят от ресторанов, РИА Новости (31.07.2009).
- В здании Славяно-греко-латинской академии провели «вандальную» реставрацию // Татьянин День, 10.07.2015
- Ева Меркачева. Бизнесмен вырыл трехэтажный подкоп под Кремль. МК.RU (04.08.2017).
- Власти восстановят здание Славяно-греко-латинской академии // Росбалт, 31.07.2009
- Приказ Департамента культурного наследия города Москвы от 30 марта 2016 г. №198 «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения «Славяно-Греко-Латинская Академия, XVII-XVIII вв.: Палаты, XVII в. Школа, 1822 г., арх. Яковлев» по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 7-9, стр. 1-2-5″. Департамент культурного наследия города Москвы.
Литература
- Белокуров С. А. Об отправлении учеников Славяно-греко-латинской академии, в том числе Ломоносова, из Москвы в Санкт-Петербург в 1735 году // «Ломоносовский сборник». — СПб., 1911.
- Богданов А. П. Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. — 1989. — № 4. — С. 128—134
- Вознесенская И. А. Московская Славяно-греко-латинская академия в первой трети XVIII века. // «Россия и христианский Восток», выпуск II III, «Индрик», ИВИ РАН. — М., 2004. — С. 518—523.
- Воскресенский Г. А. Ломоносов и Московская Славяно-греко-латинская Академия. — Москва, 1891.
- Забелин И. Е. Материалы для истории, археологии и статистики московских церквей. М., 1891.
- Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках // СПб., типография М. А. Александрова, 1912. — Т. 1. — С. 70—74.
- Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. — СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 1899
- Славяно-греко-латинская академия // Сафлор — Соан. — М. : Советская энциклопедия, 1976. — (Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 23).
- Смирнов С. К. «История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии», Москва, в типографии В. Готье, 1855
- Флоровский А. Г. Латинские школы в России в эпоху Петра I. // Восемнадцатый век. — М.-Л., 1962. — Вып. 5. — 335 с.
История Славяно-греко-латинской Академии
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
СОЗДАНИЕ АКАДЕМИИ
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
АКАДЕМИЯ В ПЕРИОД ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ, СВЯЗАННЫЕ С АКАДЕМИЕЙ
ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ АКАДЕМИИ
ЗНАЧЕНИЕ АКАДЕМИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Славяно-греко-латинская академия является первым высшим учебным заведением на Руси. Она была создана по проекту известного церковного и светского восточнославянского деятеля Симеона Полоцкого. Она являлась важной силой для усовершенствования русской культуры и образования, а также для поднятия статуса Российского государства среди стран Западной Европы.
История
Создание Академии
В XVII в. остро встал вопрос о создании современной системы образования. Возник ряд училищ, в том числе школа боярина Ртищева при Андреевском монастыре, куда были приглашены ученые киевские монахи. Главным же событием стало открытие в 1687 г. первого российского высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии, созданной по образцу Киево-Могилянской академии, основанной в начале века видным украинским деятелем Петром Могилой. До основания Московского университета обе Академии представляли основную кузницу подготовки богословов, философов, писателей, политиков высокого уровня. Сами же они заимствовали методику подготовки у католических университетов, прежде всего у Ягеллонского в Кракове, основанного еще в XIV в. Следует заметить, что в XVI в. на Украине некоторое время действовала Острожская академия, а в Вильно был открыт иезуитский коллегиум, ставший основой будущего университета. Многие украинцы и белорусы как граждане Речи Посполитой учились не только в упомянутых университетах и коллегиумах, но и в других странах Европы, особенно Восточной и Центральной.
Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.
Хотя идея создания учебного заведения «наук гражданских и духовных» исходила от латинистов Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, она попала под руководство приехавших из Италии греков братьев Иоанникия (1663-1717) и Софрония (1652-1730) Лихудов, которые в полемических сочинениях «Акос», «Показание истины», «Мечен духовный» полемизировали с латинским направлением. Однако сами они, обучаясь на Западе, многое переняли у католиков и, по иронии судьбы, были через несколько лет изгнаны именно за «латинство» по навету иерусалимского патриарха Досифея.
В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
Процесс обучения
В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», и объединяла три класса – низший, средний и высший, в коих обучалось 104 человека (в 1688 году – уже 163, еще через год – 182). Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.
Социальный состав учащихся был пестрым: сын кабального человека, конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая тем самым основному преподавательскому составу. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.
Ориентация на широкое гуманитарное образование, а не только на богословие, вызывала у грекофилов, возглавлявших в XVII в. русскую православную церковь, крайнее недовольство. Их поддерживали восточные патриархи, в частности иерусалимский патриарх Досифей писал в начале XVIII, что братья Лихуды в созданной ими Академии «забавляются около физики и философии, вместо того, чтобы учити иные учения…» Как раз в это время сын Иоакима Лихуды Николай оказался втянутый в скандал и подсудное дело финансового характера. Под этим предлогом в 1694 братья Лихуды были отстранены от преподавания в Академии и заменены их учениками – Федором Поликарповым и Николаем Семеновым, в течение пяти лет преподававших в этом учебном заведении пиитику, риторику и грамматику.
Изучение философии в Академии велось в третьем, старшем классе, где предполагалось усвоение естественной (физики), нравственной (этики), умозрительной (метафизики) мудрости. Братья успели составить сохранившиеся в рукописях учебники «Риторики», «Логики», «Психологии», «Физики», построенные в духе поздней схоластики на трудах Аристотеля и его комментаторов с привлечением сведений из современной западной философии. Хотя они не успели прочесть свои курсы полностью, их следует признать основателями профессионального преподавания философии в России, создателями фонда учебной философской литературы.
После ухода Лихудов Академия пребывала в упадке до 1701 г., когда по указу Петра I было предписано «завесть в Академии учения латинския». Под руководством учившегося у Лихудов нового ректора Палладия Роговского и Стефана Яворского было возобновлено преподавание философии.
Академия в период петровских реформ
Начало XVIII столетия – время петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся (со 150 до 600) и их наставников, увеличилась библиотека. В 1701 Петр I придал школе статус государственной академии. Преподавателей в Академию приглашали из Киева и Львова, т.к. они были знакомы с практикой западноевропейского образования. Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской. Обучение продолжалось до 12–15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы – переводчиков, медиков.
Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы – математические, инженерные, медицинские, так как знали латинский язык. Учеников из «подлых» (самых бедных) слоев населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. В ней стали обучаться иностранцы (по разрешению Синода с 1721), которые были приравнены к русским учащимся.
В 1708 и 1710 были изданы два указа, предписывавшие детям духовенства учиться в «школах греческих и латинских»: только окончив их, они могли рассчитывать на получение духовного чина. Но дети священников неохотно шли в обучение, и с 1721 Синод потребовал брать со священников расписки – «поручные записи», – что их дети доучатся в Академии и «науки окончат».
Дворяне в XVIII в. не слишком жаловали Академию, т.к. в ней училось много простонародья. Историк В.Н.Татищев писал об Академии, что «в оной много подлости», то есть бедноты. В 1729 половину учащихся составляли солдатские дети. Многие ученики-простолюдины подрабатывали, чтобы прокормиться. Такова была участь М.В.Ломоносова: имея один алтын стипендии в день «нельзя было иметь пропитания больше, чем на одну денежку хлеба и на одну денежку кваса, а протчее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук и не оставил», отмечал он.
После учебы дети крестьян должны были возвращаться к своим хозяевам-помещикам, а с 1727 «детей солдатских и крестьянских» запрещено было вовсе принимать в Академию.
Подготовка кадров
В начале своего существования Академия, хотя и находилась в ведении церкви и ей подчинялась, была не вполне и не только духовным заведением. Она готовила, главным образом, переводчиков (Федор Поликарпов, Николай Семенов, Иван Ильинский и др.), работников типографий – «справщиков» (от слова «справить», т.е. отредактировать), преподавателей, причем не только для России, но и для других славянских стран. Однако, начиная со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755 Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. В последнюю четверть XVIII в. в Академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни, т.к. преподавание теперь велось на русском языке. Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, медицина, придавших академическому курсу полноту и многосторонность.
Знаменитые люди, связанные с Академией
Вместе с преподаванием философии начинают складываться профессиональные кадры. Первым русским доктором философии, получившим степень в Падуанском университете на исходе века в 1694 г., стал выпускник Славяно-греко-латинской академии Петр Постников, один из сподвижников Петра Великого, принимавший участие в «великом посольстве» и ставший резидентом в Париже с 1703 по 1710 г., откуда он присылал различные сведения и литературу, в том числе философскую.
Одним из самых знаменитых воспитанников Академии был первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики М.В.Ломоносов. Он был сыном государственного крестьянина-помора, состоятельного рыбака и охотника на морского зверя. Мать рано умерла, отец женился еще несколько раз. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Овладев грамотой, перечитал все доступную тогда литературу, в том числе «Арифметику» Магницкого. Решение об учебе был поддержано отцом, и в возрасте 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Здесь, скрыв правду о своем крестьянском происхождении, он поступил в Славяно-латинскую (впоследствии Славяно-греко-латинскую) академию. В 1735, добившись выдющихся успехов, он был переведен в Академический университет в Санкт-Петербурге (по некоторым сведениями, до того он два года учился в Киево-Могилянской духовной академии и изучал русские летописи). На следующий год Ломоносов вместе с несколькими другими даровитыми студентами был отправлен в Германию на обучение.
Кроме этого, в Академии учились: Антиох Дмитриевич Кантимир, Иннокентий Иркутский, Ефимий Болховитинов (Евгений, митрополит киевский), Федор Григорьевич Волков, Василий Тредиаковский, Василий Владимирович Петров, Леонтий Филиппович Магницкий, Иван Иванович Комов, Степан Петрович Крашенинников, Василий Иванович Баженов, Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов, К. Истомин, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Виноградов Дмитрий Васильевич.
Дальнейшая история Академии
В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией раскрылись широкие горизонты. В 1814 Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.
Значение Академии
Учреждение Славяно-греко-латинской Академии явилось итогом напряженных усилий и многочисленных попыток создать в России «правильную» богословскую школу. Но возникла она не раньше и не позднее того момента, когда Церковь, общество и государство вполне осознали ее необходимость и когда для этого созрели все объективные предпосылки.
С основанием Академии в России вводилось образование в объеме западноевропейских университетов. Ученику Лихудов Петру Постникову, не завершившему полного академического курса, потребовалось всего два года обучения в Падуанском университете, чтобы получить степень доктора философии и медицины с правом преподавать эти науки и удостаивать других тех же ученых степеней. Около того же времени в Риме стал доктором философии и богословия другой ученик Московской академии — иеромонах Палладий Рогов.
Славяно-греко-латинская Академия имела, однако, принципиальное отличие от западных университетов: она была православной школой, ее характер определялся не схоластическим томизмом или умозрительным рационализмом протестантов, а живым святоотеческим учением. Чтобы утвердить и отстоять православный характер школы, нашей Церкви пришлось выдержать напряженную борьбу с чуждыми Православию тенденциями в самой Церкви, а также исходящими извне происками католицизма и протестантства.
Будучи богословской школой, Славяно-греко-латинская Академия с учетом той роли, которую Православная Церковь играла в жизни русского общества, не могла не оказать глубокого воздействия на всю духовную и культурную жизнь России того времени. Создав подготовленные кадры, она способствовала подъему просвещения (духовного и светского) в масштабах всей страны. Из нее выходили — это было неизбежно и необходимо — не только церковные, но и общественные и государственные деятели, не только богословы, но и философы, ученые и поэты.
Список использованной литературы
1. Громов М.Н. Славяно-греко-латинская академия./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 — с.474-476;
2. http://www.krugosvet.ru/
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия – 2008;
4. Соч.: Избр. соч. , М. — Л., 1953;
5. http://www.cmpk.ru/info/biblioteka/dopetra/179/
6. Смирнов С. С., История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855;
7. Галкин А., Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913.
Греко-Латинские школы
В 1648 году боярин Ф.М. Ртищев открыл Школу «словесных наук» при Андреевском монастыре, в 1653 году под руководством Епифания Славинецкого начала работу школа при Чудовом монастыре, в 1665 — «школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при Спасском монастыре за иконным рядом (Заиконоспасская), в 1668 — греко-латинская школа в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680 — правительственная школа при Печатном дворе (типографское училище). В 1681 году впервые удалось создать крупную регулярную школу. Ее возглавил иеромонах Тимофей, которому было дано звание ректора. В этой школе обучали грамоте, греческому языку, риторике, географии и, возможно, истории. Она просуществовало до зимы 1687-1688 годов, в последние годы в ней обучалось немногим менее трехсот человек. На основе школы иеромонаха Тимофея в 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России — Славяно-греко-латинская академия. Состав учащихся был пестрым: наряду с детьми духовенства и дворян принимались способные мальчики из низших классов, но лично свободные.
Инициаторами создания Академии был просветитель Симеон Полоцкий (1629–1680), написавший Учредительную грамоту – сочинение, в котором обосновывалось идея создания Академии.
«В конце 1687 г. и Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Во главе академии стояли братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие из Греции в Москву в 1085 г. Оба брата получили образование в Падуанском университете и имели степень доктора философии. В Академии они преподавали по образцам западноевропейских университетов, придерживаясь в основном схоластической философии. Высшим авторитетом для них во всех вопросах пауки был Аристотель в средневековой, схоластико-богословском истолковании. «Мы намерены следовать Аристотелю потому, что уже несколько веков все почти Академии избрали его как бы вождем и главою философии», — писали они в предисловии к «Физике».
Но в ряде случаев Лихуды пытались отказаться от схоластических канонов, соединить теоретические положения Аристотеля с современной им жизнью. Ими написаны учебники по пиитике, риторике, логике, физике, психологии.
В 1689 г. И. Лихуд написал «Физику, или естественную философию», которая представляла собой комментарий к физике Аристотеля. Причём, критикуя справа, с богословских позиций материалистические тенденции Аристотеля, автор стремится привести свои доводы в соответствие с религией и православием, заявляя, что следует «остерегаться от всякого мудрствования, несогласного о нашей религией и православием», заимствует аргументы ин священного писания, чтобы опровергнуть учение древнегреческих философов-материалистов».
История философии в СССР в 5-ти томах, Том 1 / Под редакцией В.Е.Евграфова и др., М., «Наука», 1968 г., с. 261-262.
Прохождение курса в Академии тогда было рассчитано на 13 лет. После открытия число слушателей насчитывало 104 человека из разных сословий.
Самый известный выпускник Академии – М.В. Ломоносов.
СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
Славяно-греко-латинская академия, первое высшее учебное заведение в России, открытое в 1687 году. В 1814 году было преобразовано в Московскую духовную академию
Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629 — 1680) и его ученик Сильвестр (Медведев) (1641 — 1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) – сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики – обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя – пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык – основный язык русских богослужебных книг.
В 1682 через два года после смерти Полоцкого, Привилея была, наконец, принята (уже из рук С.Медведева) к утверждению царем Федором Алексеевичем (1676 — 1682). В 1685 идея создания Академии получила благословение патриарха Московского и всея России Иоакима. Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в основу ее были положены открытая еще в 1682 типографская и созданная в 1685 Богоявленская школы) стали два известных греческих богослова – братья Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего Духовного учебного заведения. Начав в 1685 занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в нее риторику.
В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием «Заиконоспасского» (по месту его нахождения – «за иконным рядом»). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.
В то время Академия именовалась «Греческими» или «Спасскими школами», и объединяла три класса – низший, средний и высший, в коих обучалось 104 человека (в 1688 году – уже 163, еще через год – 182). Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.
Социальный состав учащихся был пестрым: сын кабального человека, конюха, купца мог соседствовать с сыном церковнослужителя высоко ранга и даже с сыновьями столичной знати (князей Одоевских, Голициных). Этим Академия разительно отличалась от других образовательных учреждений, придерживавшихся сословного принципа обучения. Помимо русских, в Академии обучались также украинцы, белорусы, выходцы из Речи Посполитой, крещеные татары, литовцы, молдаване, грузины и греки, был в списках даже один македонец. Ученики старших «классов» учительствовали у младших, помогая тем самым основному преподавательскому составу. Несмотря на то, что Академия принимала людей «всякого чина и сана», стипендии у обучающихся были разные: княжеские дети получали в месяц по золотому, а простые – по полтине.
Ориентация на широкое гуманитарное образование, а не только на богословие, вызывала у грекофилов, возглавлявших в XVII в. Русскую Православную Церковь, крайнее недовольство. Их поддерживали восточные патриархи, в частности иерусалимский патриарх Досифей писал в начале XVIII, что братья Лихуды в созданной ими Академии «забавляются около физики и философии, вместо того, чтобы учити иные учения…» Как раз в это время сын Иоакима Лихуды Николай оказался втянутый в скандал и подсудное дело финансового характера. Под этим предлогом в 1694 братья Лихуды были отстранены от преподавания в Академии и заменены их учениками – Федором Поликарповым и Николаем Семёновым-Головиным, в течение пяти лет преподававших в этом учебном заведении пиитику, риторику и грамматику.
Начало XVIII столетия – время петровских реформ – ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся (со 150 до 600) и их наставников, увеличилась библиотека. В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии. Преподавателей в Академию приглашали из Киева и Львова, т.к. они были знакомы с практикой западноевропейского образования. Основным языком обучения стала латынь, и академия получила название славяно-латинской. Обучение продолжалось до 12–15 лет; по характеру образования академия приближалась к западноевропейским университетам, выпуская не только богословов, но и специалистов для государственной службы – переводчиков, медиков.
Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы – математические, инженерные, медицинские, так как знали латинский язык. Учеников из «подлых» (самых бедных) слоев населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. В ней стали обучаться иностранцы (по разрешению Синода с 1721), которые были приравнены к русским учащимся.
В 1708 и 1710 были изданы два указа, предписывавшие детям духовенства учиться в «школах греческих и латинских»: только окончив их, они могли рассчитывать на получение духовного чина. Но дети священников неохотно шли в обучение, и с 1721 Синод потребовал брать со священников расписки – «поручные записи», – что их дети доучатся в Академии и «науки окончат».
Дворяне в XVIII в. не слишком жаловали Академию, т.к. в ней училось много простонародья. Историк В. Н. Татищев писал об Академии, что «в оной много подлости», то есть бедноты. В 1729 половину учащихся составляли солдатские дети. Многие ученики-простолюдины подрабатывали, чтобы прокормиться. Такова была участь М. В. Ломоносова: имея один алтын стипендии в день «нельзя было иметь пропитания больше, чем на одну денежку хлеба и на одну денежку кваса, а протчее на бумагу, обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук и не оставил», отмечал он.
После учебы дети крестьян должны были возвращаться к своим хозяевам-помещикам, а с 1727 «детей солдатских и крестьянских» запрещено было вовсе принимать в Академию.
В начале своего существования Академия, хотя и находилась в ведении церкви и ей подчинялась, была не вполне и не только духовным заведением. Она готовила, главным образом, переводчиков (Федор Поликарпов, Николай Семенов, Иван Ильинский и др.), работников типографий – «справщиков» (от слова «справить», т.е. отредактировать), преподавателей, причем не только для России, но и для других славянских стран. Однако, начиная со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755 Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. До 1775 года Академия подчинялась непосредственно Св. Синоду, а с 18 ноября 1775 года — в ведении Московской епархии. В последнюю четверть XVIII в. в Академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни, но до 1814 года преподавание философии и богословия велось по-прежнему на латинском языке . Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, медицина, придавших академическому курсу полноту и многосторонность.
В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией раскрылись широкие горизонты. В 1814 Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Из стен Славяно-греко-латинской академии вышли многие видные деятели русской культуры XVII–XVIII вв.: ученый-энциклопедист Михаил Ломоносов, переводчик, автор ряда учебников (по грамматике, русской истории и др.) Федор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Петр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и др.
В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.