Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

Православие в Китае

07.06.2019 by admin

Содержание

  • Китай неизвестный
  • Буддистские пещерные монастыри и храмы в Китае
  • Китайская православная церковь
  • История православия в Китае
  • Китайская автономная православная церковь
  • Епархии
  • Примечания
  • Ссылки
  • Храмы Китайской Автономной Православной Церкви
  • Православный храм в Пекине
  • История
  • Отрывок, характеризующий Покровская церковь (Тяньцзинь)
    • Интересные материалы:

Китай неизвестный

Собор во имя святителя Николая в Харбине

/p>

ИНТЕРВЬЮ СО СВЯЩЕННИКАМИ ДИОНИСИЕМ ПОЗДНЯЕВЫМ И ПЕТРОМ ИВАНОВЫМ

Что нам известно о Китае? Что история этой страны насчитывает около 4 тысяч лет, а Великая китайская стена длиной 8 тыс. км была построена во время династии Цинь (221-206 гг до н.э). Что китайцы задолго до европейцев учредили стандартную систему мер, вывели теоремы алгебры и тригонометрии, изобрели порох и научились выплавлять железо. Наконец, то, что согласно переписи населения за 2000 год, в КНР проживает 1млрд 265 млн человек (в это число не входят жители Тайваня, Гонконга, Макао), а в соседних с Россией трех китайских провинциях — около 100 миллионов. (Во всем остальном мире китайцев около 25 млн человек. В России перепись населения не проводилась с 1989 года, поэтому можно назвать лишь очень приблизительные цифры: от 500 тысяч до полутора миллионов человек.)

Но что мы знаем о вере китайцев? Есть ли в Китае православные общины, какова духовная ситуация в приграничных с Китаем российских землях? На эти и другие вопросы мы попросили ответить руководителя группы исследований проблем Православной Церкви в Китае при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата священника Дионисия Поздняева и помощника управляющего Московской епархией по церковно-общественным вопросам, доктора исторических наук священника Петра Иванова.

— Отец Петр и отец Дионисий, почему вы, будучи православными священниками, заинтересовались Китаем?

о. Петр: Китаем я заинтересовался с детства. Этот интерес я унаследовал от дедушки, который был в некотором роде специалистом в этой области. В нашем доме было много литературы о Китае, всяких статуэток и другой атрибутики. Китай представлялся мне далекой загадочной страной. Но когда я окончил Институт стран Азии и Африки и приехал туда, реальность оказалась менее притягательной, чем мечты.

— По идее, если вы восхищались этими статуэтками и китайскими романами, вы должны были бы прийти к буддизму?

о. Петр: Тут надо сразу отметить, что моя семья была совершенно нерелигиозная. Если у родителей и были какие-то смутные интересы в этой области, то на моем воспитании это никак не сказывалось.

Конечно, мой интерес к Китаю включал в себя интерес к какой-то восточной тайне. Я пытался читать книги по буддизму, сутры. Но милостью Божией мне никогда не удавалось в этом чтении двинуться вперед. Я открывал книжку в восторге от того, что обрел такое редкое издание, и что сейчас начну его читать. Но всякий раз меня одолевала чудовищная скука, что я ни одной из них до конца так и не прочитал. Пожалуй, впервые более-менее подробно я познакомился с этой литературой, когда стал священником, и меня попросили читать лекции по истории религии в Свято-Тихоновском институте. Хотя казалось бы, должен был разобраться в этом значительно раньше — просто по своей востоковедческой профессии.

— Каким образом для вас Православие стало близким, родным? Вы крестились…

о. Петр: В зрелом возрасте. Поэтому здесь единственным может быть ответ, что это милость Божия открыла мне истину. И если вы спросите, были ли у меня какие-то размышления, искания, то я вам отвечу: не было у меня ничего такого. Я был совершенно вульгарный советский человек, ориентированный на карьеру, комсомол, партию. Я никогда не был убежденным коммунистом. Но был таким пошлым прагматиком, который считал, что советское общество насквозь гнилое, но в этих условиях гниения надо как-то жить. Так что будем прикидываться и пытаться разговаривать на том языке, на котором говорит вся эта публика. Это, конечно, все очень неискренне и лживо, нехорошо, но надо выживать. Скажу вам даже, что моего ребенка крестили без меня.

А потом вдруг произошел внутренний перелом, который объяснить логически я никак не могу. Меня один датский профессор, знаменитый борец с сектами, спросил: «Как вы пришли ко Христу?» Я говорю: «Вы знаете, я не знаю». Начал рассказывать ему какие-то конкретные обстоятельства, а он: «А чего тут крутиться и вертеть, это просто любовь к Богу пришла в сердце, вот и случилось». Наверное так оно и есть.

Замечательно то, что были какие-то мелкие промыслительные события, которые привели к тому, что это произошло. Я уехал в Китай в 1984 году, сразу после рождения сына, и жена моя жила на даче с ребенком. Ребенку нужно было козье молоко. В ближайшей деревне одна из жительниц до сих пор держит несметную тучу коз. Жена моя к ней приехала за молоком. А та и говорит: «Ты знаешь, мне нужно съездить в церковь. Она тут рядом, в лесу». Как впоследствии выяснилось, эта женщина никогда прежде в церковь не ходила. Поэтому в том, что она обратилась к моей жене с такой просьбой, явно было нечто промыслительное.

И когда я возвращаюсь из Китая, мне жена говорит: «Знаешь, у нас здесь рядом есть замечательный храм в лесу». Ну, храм и храм. Проходит несколько лет, и вдруг я чувствую, что мне нужно в этот храм идти. Я и говорю: «Помнишь, ты рассказывала про церковь, которая тут неподалеку. Надо мне ехать в эту церковь креститься, и нам с тобой обвенчаться». Вот что хотите спрашивайте, но я не знаю, почему я это сказал. У меня возникло очень твердое внутреннее намерение это сделать. Я чувствовал, что по-другому жить не могу. Я должен туда идти. Подтверждение тому, что это истина, было то, что даже моя жена как-то смутилась и сказала: «Что это с тобой такое странное произошло?» Хотя она мне и раньше говорила, что надо креститься, что ты какой-то некрещеный, советский весь. В общем, привезла она меня в этот храм. Меня там крестили, нас обвенчали. Я больше из этого храма не выходил, стал его прихожанином, потом чтецом. Потом стал диаконом, священником и служил в этом храме до самого последнего времени.

Отец Дионисий: Мой приход к вере был менее примечателен. Не сказал бы, что мои родители были неверующими, нет. Но они не были церковными людьми. В доме всегда говорили о Боге, но меня в детстве не крестили. Я помню себя впервые в храме свв. Петра и Павла в Лефортово, на всенощном бдении. Мне было 4 или 5 лет. Во время полиелея я расплакался от счастья. Батюшка принялся меня утешать, а я ему говорю: «Не надо! Мне очень хорошо!» Очевидно, тогда Господь коснулся моей души. В 8 лет я попросил родителей , чтобы они крестили меня. В 12 лет, ответив для себя на вопрос «Что есть истина?» и «Что происходит во время богослужения?» я решил, что должен быть священником — ничто другое так сильно меня не влекло. А интерес к Китаю появился после того, как я стал крестным своего знакомого — китайца, живущего в соседнем доме.

КИТАЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ

— Есть ли в Китае православные общины?

о. Дионисий: В Китае пять православных храмов, но нет ни одного священнослужителя. Храмы есть в Синьцзян-Уйгурском районе, во Внутренней Монголии и в Харбине. Больше всего православных живет во Внутренней Монголии. Это потомки русских, смешанное русско-китайское население(около 8 тысяч человек). Так же, как и в Синьцзян-Уйгурском районе (около 3000 человек), священника там нет уже около 40 лет. Все эти люди помнят только одно — что они православные по крещению. Например, христиане во Внутренней Монголии добились разрешения властей на строительство православного храма.

В Харбине около 200 китайцев православных. Батюшка, китаец по национальности, умер в прошлом году. Я езжу в основном в Пекин, где служу на территории посольства для тех православных иностранцев, которые работают в Китае.

— Я слышал, что Вы, отец Петр, и Вы, отец Дионисий, собираетесь открыть в Москве китайский приход?

о. Петр: Была мысль, что в одном из храмов можно будет служить по-китайски и китайцы будут туда приходить. Но потом решили, что это преждевременно. Ведь у китайцев здесь нет православной общины. Не в пустом же храме служить. Должна быть проведена соответствующая миссионерская работа. У нас есть огромный корпус текстов, которые перевели наши миссионеры в начале XX века: Евангелие, Часослов, Требник, Служебник… Служба Пасхи, двунадесятые праздники. К сожалению, это все написано таким языком, который непонятен и недоступен современным китайцам. К ним обращаться с этими текстами совершенно бесполезно.

— Почему? Этот язык для них так же непонятен, как церковно-старославянский для русских?

о. Петр: Я бы не стал проводить такой параллели, потому что в отличие от нас китайцы древний язык все-таки учат в школе. Но одно дело учить в школе, а другое — повседневно пользоваться языком. Нужно, чтобы был какой-то миссионерский корпус текстов. А имеющиеся тексты желательно отредактировать. Кто-то должен эту работу вести. Мы попытались отредактировать краткий молитвенник, главные молитвы утренние, вечерние. Его уже напечатали в Хабаровске и в Благовещенске тысячным тиражом. Но это, конечно, очень мало. При том, что китайцев множество и кто-то должен с ними работать, мы оказываемся в очень сложном положении. У нас русское невоцерковленное общество, дикое, безбожное, а мы бросаемся к китайцам. Хотя, с другой стороны, в этом, может быть, есть некое духовное дальнозрение, ведь говорил же о китайцах преподобный Серафим Вырицкий: «Народ трудолюбивый, дойдет до самого Урала». Потом, правда, его остановят, но до Урала дойдет. По всему видно — дойдет и никакие пушки его не сдержат. Потому что это мирное нашествие будет, не то, что война. Зачем война, когда люди сами не хотят жить на своей земле, и она брошена, народ оттуда бежит, и детей не рожают. Просто не будет рабочей силы, и нужно будет китайцев приглашать, чтобы они там работали. Их уже сейчас приглашают, они и землю копают, очень дешево. Работают хорошо, трудолюбиво. Не потому что они какие-то агенты или шпионы, или у них какие-то тайные цели, которые им ставит китайское правительство. Они просто очень плохо жили в Китае и привыкли усердно трудиться, а многие русские уже от этого отвыкли.

— Они адаптированы к нашему климату?

о. Петр: А какой у нас климат? На севере Манчжурии разве другой климат? Там высокие люди живут, под два метра, пьют водку крепостью 70 градусов, ходят на морозе с непокрытой головой в резиновых тапочках. У них крепкое здоровье, им все нипочем.

— Можно ли организовать православный приход на территории Китая, где бы на первых порах служили русские священники?

о. Дионисий: Это очень непростая проблема. Дело в том, что по китайским законам иностранные священники не могут служить в Китае постоянно. А если найдется русский священник, желающий принять китайское гражданство с целью проповеди Евангелия — Китай не предоставит гражданства по религиозным мотивам.

— Но почему?

о. Дионисий: Ну, во-первых, это не укладывается в каноны коммунистической идеологии. А во-вторых, Китай не хочет никакого усиления российских позиций в стране. А укрепление Православной Церкви безусловно ассоциируется с укреплением российских позиций, что на мой взгляд ошибочно.

РЕЛИГИОЗНАЯ ПАЛИТРА

— На что ориентирована душа рядового китайца, кому он молится, верит ли в бессмертие души?

о. Дионисий: У нас принято считать, что китайцы в основном буддисты. Это не совсем так. И буддизм, и даосизм — лишь небольшой кусочек из религиозной палитры Китая. Много столетий традиционными остаются разные народные синкретические верования, в которых причудливо перемешаны элементы даосизма и буддизма. Что касается конфуцианства, то это была религиозно-философско-этическая система образованного чиновничества, от которой простые люди достаточно далеки.

Сегодня китайский народ устал верить в коммунизм, давно пресытившись идеями Мао Цзэдуна. И если простой китаец начинает более-менее откровенно говорить с тобой, то можно услышать разговоры, подобные тем, что велись на наших кухнях в 70-е годы. Ведь душа человека ищет чего-то поглубже, чем идеи коммунизма. Ничто в мире душу человека, конечно, не может наполнить, кроме Божьей благодати.

Можно сказать, что сегодняшний Китай — страна стихийной, неосознанной религиозности. Что приводит к распространению сотен сект на буддисткой основе. Последняя из них- «Фалуньгун», основателем которой является некто Ли Хунчжи. За какие-то 7-8 лет число ее адептов превысило число членов компартии. Причем некоторые коммунисты также входят в эту секту.

В настоящий момент «Фалуньгун» объявлена вне закона, а ее основатель эмигрировал в США. И наставляет оттуда своих учеников используя аудио- и видеокассеты. «Учение» секты основано на практике дыхательной гимнастики «цигун», а в «духовной» части — очень простые положения из буддизма, приправленные даосизмом. Для многих рядовых китайцев эта секта предоставляет возможность ухода от однообразия опостылевшей, очень тяжелой материально жизни (хотя есть и сказочно богатые китайцы). Ведь духовно им ничего не могут предположить. И, к сожалению, такая простая вещь, как «Фалуньгун», душевно вредная , завладела умами и сердцами многих китайцев.

о. Петр: С другой стороны, для самого Китая лучше, чтобы нынешний «статус кво» сохранялся. Если рухнет коммунистический режим, то только хуже будет. Они наблюдали за советской ситуацией и понимают, что Китай — это огромная масса нищего населения, которое подвержено многообразным воздействиям. Если начнутся беспорядки, то эти массы начнут передвигаться по территории страны, начнут все громить, грабить… Поэтому начальство решило, что лучше пусть сверху остается марксизм, идеи Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, а мы между собой потихоньку все поделим. Так и есть. Все руководство коммунистическое имеет детей-банкиров в Америке, в Европе. Все они очень состоятельные люди. Трансформация свершилась, но фасад сохраняется.

Другое дело, что это до бесконечности продолжаться не может. Я не преподобный, предсказаний никаких делать не могу. Надо только молиться, чтобы там ничего страшного не произошло. Потому что Россия станет первой жертвой. Поэтому армия — главный фактор стабильности в Китае. И китайцы сейчас страшно увеличили военный бюджет для модернизации армии, будут власть держать силой штыка.

— А как там с католичеством?

о. Дионисий: В Китае две католические церкви. Одна зависит от властей, другая подчиняется Ватикану (и преследуется властями).

— Но почему компартия допускает существование в стране чуждой коммунизму идеологии?

о. Дионисий: Католиков в стране 3-3,5 миллиона, и их нельзя игнорировать. С другой стороны, как теперь заявляют китайские вожди, «если религиозное течение помогает построению социализма, то оно полезно».

— Есть ли в Китае протестанты, баптисты, иеговисты?

о. Дионисий: Западных сект нет. Есть разновидность китайского протестантизма, кстати, число его последователей постоянно растет. Особенно в свободных экономических зонах Приморья, где протестантизм воспринимается молодежью как некий атрибут принадлежности к западному образу жизни.

о. Петр: Зато на Тайване, в Гонконге и, наверное, в Южной Корее и в Америке работает бесчисленное множество радиостанций, которые вещают на китайском языке. Я имею в виду баптистов, адвентистов, пятидесятников и всех видов евангеликов. Издательств без счета, книги издаются невероятными тиражами. Легально или нелегально, но это все попадает в Китай. Хотя по закону гонконцу или тайваньцу нельзя, как и иностранцу, заниматься проповедью на территории Китая. Но лицо есть лицо, переоделись и пошли. И уже граница не на замке, и таможня не такая. Кроме того, есть Интернет. А китайский христианский Интернет огромный, там есть и тексты, и проповеди, и учебники, и ответы на вопросы… Все что угодно. Любой китаец, который тянется к Богу, может все это посмотреть и найти.

ПРИГРАНИЧЬЕ

— Но, может быть, нужно активнее вести миссионерскую деятельность в приграничных с Китаем областях?

о. Дионисий: Это очень важная тема. Поэтому я регулярно бываю в Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и Чите. Эти дальневосточные епархии находятся в довольно сложном состоянии, сами пока только восстанавливаются. Другая проблема — на местах русские люди воспринимают китайцев больше как врагов. И считают, что если Церковь будет проповедовать среди них Православие, это даст китайцам дополнительные ресурсы, чтобы остаться в России.

— А вы как считаете?

о. Дионисий: Моя позиция такова: и китайцы, и русские не должны быть лишены слова Божьего. Если мы может проведывать слово Божие, мы должны это делать. В противном случае этим займутся католики или протестанты, что, собственно, и происходит.

— Насколько католики активны в этом регионе?

о. Дионисий: Достаточно активны и в Иркутске, и в Чите, и в Благовещенске. Католический епископ Сибири Ежи Мазур даже призывает китайцев-католиков с Филиппин приехать в Сибирь, чтобы вести там католическую миссию среди китайцев. Когда я был в Польше, на конференции, посвященной китайским проблемам, Ежи Мазур предлагал всем открыть новый путь в Китай. Через Макао и Гонконг — традиционный южный путь, а северный путь — через Россию.

Когда мы общались с Ежи Мазуром, он предложил мне устроить совместный центр по крещению китайцев в Сибири. Я говорю: «Хорошо, владыка. Но скажите, после крещения кто будут новообращенные, католики или православные?» «Это все равно, — отвечает ,- главное, что они будут христиане». «Но если это все равно, — говорю ему, — то я бы предпочел, чтобы они были православные». Владыка Ежи Мазур после этих слов как-то очень огорчился, видно, не ожидал такой несговорчивости.

Поэтому мы должны проповедовать слово Божие и китайцам на Дальнем Востоке. Другое дело, что мы со своим народом не успеваем заниматься. И если в Центральной России можно говорить о 4-5% воцерковленного населения, то в Дальневосточном регионе это в лучшем случае 1%.

о. Петр: Зато китайские сектанты время зря не теряют. Вот, пожалуйста, тайваньская секта «Поместная церковь». У нас в просторечии они называются «свидетелями Ли» (у них главный наставник Уитнесс Ли. Он умер несколько лет назад). У секты почти нет последователей в России, но они выпустили уже около двух сотен названий книг на русском языке. Причем несметным тиражом. Кроме того, у них есть изуродованный текст Нового Завета с еретическими комментариями, книга в две тысячи страниц. Они перевели и опубликовали ее на русском языке, тиражом 700 тысяч экземпляров, напечатали в Белоруссии (там дешевле). Бесплатно раздавали тут всюду и потратили только на это издание полтора миллиона долларов. Как выяснилось, деньги они собрали среди своих последователей на Тайване и в Америке.

У них главная ориентация на вузы. Невероятные деньги тратятся ежемесячно на содержание штата миссионеров, которые тут работают. Они создают общежития. Арендуют квартиры, в этих квартирах устраивают общежития для студентов и студенток.

Но у меня иногда создается впечатление, что те, кто здесь работает, обманывают тех, кто их финансирует. Потому что они тут в комфорте существуют, как сыр в масле катаются. Да еще удовлетворяют свои комплексы лидеров, выступая в роли объектов поклонения. Реального же роста «Поместной церкви» ни в России, ни где-либо в Европе вообще не наблюдается.

— Как вы думаете, возникнет ли уже в ближайшем будущем проблема заселения России китайцами?

о. Дионисий: Я думаю, это заселение будет продолжаться потихонечку.

— И однажды мы все проснемся китайцами?

о. Дионисий: Вряд ли. Но от смешанных браков китайцев с русскими дети обычно бывают китайцами. Если только в семье нет твердого Православия. Опыт русской общины во Внутренней Монголии показывает: хотя они все смешались с китайским населением, они не ассоциируют себя с китайцами, т.к. они православные по вере. Хотя они двуязычны в быту, а младшее поколение уже не говорит по-русски. С нашей точки зрения, они больше китайцы. Но на самом деле они больше русские. Я объясняю это исключительно православной верой. Хотя Православие наднационально и для всех открыто. Разделение человечества на народы — проклятие Божие после Вавилонского столпотворения. В Православии эти разделения и границы преодолеваются, во Христе уже не имеет значения национальность. Какая разница между китайскими, русскими или персидскими мучениками? В смысле церковном — никакой.

— Каково отношение рядового китайца к России?

о. Дионисий: Чисто практическое. Если им выгодно вести здесь бизнес, они будут это делать. Если дела не идут, уедут в другую страну.

— В Америку?

о. Дионисий: Это предел мечтаний для многих из них. Вы знаете как по-китайски называется США? «Прекрасная страна».

— Насколько они знакомы с русской литературой, живописью, историей, музыкой?

о. Дионисий: Они никогда не были знакомы с русской культурой. С советской — да. Горький, Симонов, Николай Островский… Ну, немножко Толстой, Пушкин.

— Они не знакомы с творчеством Гоголя, Тютчева, Достоевского?

о. Дионисий: Кроме очень узких специалистов из элитарных вузов. Японцы Достоевского знают лучше, чем китайцы. Для китайской Академии наук откровением стало пять лет назад, что русская культура построена на основах Православия.

— Вообще, Китай это опасность для России или нет?

о. Петр: Опасностью может рано или поздно стать любая реальность, на которую люди не хотят обращать внимания, а она неожиданно принимается развиваться в непредвиденном направлении.

Нам как православным нельзя забывать о своей ответственности перед миром. И если у нас в настоящее время открылись, хотя и ограниченные, возможности проповеди Истины, мы не имеем права отказываться от того, к чему призваны.

Я давно молюсь о том, чтобы ко мне пришли студенты, изучающие в каком-либо вузе китайский язык и сказали: «Батюшка, хотим потрудиться во славу Божию. Дайте набрать китайский текст на компьютере или провести катехизические беседы с московскими китайцами». Но, видно, молитвы мои слабы…

— Какая еще помощь вам нужна?

о. Дионисий: Мы будем рады любой помощи. В частности, в ближайшее время планируется открыть библиотеку о христианстве в Китае.

(Желающие могут позвонить по телефону 955-67-75 или написать по адресу dpozdnyaev@yahoo.com)

С другой стороны, давайте вспомним историю древнего Израиля. Когда народ израильский уклонялся от Бога в идолопоклонство, Господь отрезал куски от страны и отдавал их язычникам. Если народ не каялся, его уводили в плен, разрушали храмы, но попечение Господа о народе было.

Если мы не опомнимся ,не вернемся к своим корням, к вере православной — логично ожидать, что территории, которые не используются, будут отданы другому народу, которому они нужны.

Потому что китайцы умеют и хотят работать, земли им не хватает… А что происходит у нас? В Забайкалье есть разрушенные когда-то храмы, в которых гадит пасущийся рядом скот. И даже некому прибить жердь, чтобы как-то воспрепятствовать этому. Народ пьет, не работает. А тех, кто пытается что-то сделать, начинают выживать — и администрация, и местное население.

Подобное происходит и в Амурской области, в Благовещенске… В Хабаровском крае получше немного… В Благовещенске на 250 тысяч населения в городе всего один храм. Вечером в субботу на всенощную человек 50 приходит. В основном — женщины, которых в городе в три раза больше, чем мужчин.

Там ситуация гораздо более катастрофическая, чем нам из Москвы представляется. Это касается всех сфер жизни, в том числе и экологии. Мне там женщина одна исповедовалась, которая проверяла качество выпекаемого хлеба. В Благовещенске было несколько хлебных заводов .Они все закрыты. Теперь есть маленькие пекарни, в которых на мазуте печется хлеб. Она, как проверяющая качество хлеба, хотела, чтобы все знали, что этот хлеб ядовитый. В нем канцерогены, образующиеся при сгорании мазута. Весь народ питается этим хлебом — болеют и дети и взрослые… И ей запрещали об этом говорить. А потом взяли и сожгли ее дом и пустили по миру.

— И куда же она пристроилась?

о. Дионисий: Никуда не пристроилась. Просто пришла в храм, плакала и говорила: «Что мне теперь делать? Я не знаю, что мне теперь делать…» И таких страшных историй там много, и не понятно, как там еще остались нормальные люди…

— Выходит, для нас не столь важна проблема агрессии со стороны Китая, сколько проблема деградации русских?

о. Дионисий: Да, проблема в нас… В Благовещенске, например, китайцы ходят такие бодрые, здоровые, довольные жизнью… А русские ходят как тени, как люди, из которых вынули душу. Такое у меня сложилось субъективное впечатление. Но ведь действительно душу вынули. Так ведь оно и есть?

>Оставить комментарий

Буддистские пещерные монастыри и храмы в Китае

Монастырь Веншу (Китай, Ченгду)

Рассмотрим некоторые китайские пещерные комплексы храмов и монастырей буддизма:

  • от китайской глубинки Хэнань, в южном направлении есть храм «Лунмэнь»;
  • «Кизил» относится к китайским старинным пещерным комплексам. Четвертым веком нашей эры датированы первые пещеры комплекса. Простираются пещеры в северо-западную сторону от города Куча;
  • на севере Пылающих гор рассредоточен комплекс пещер «Безеклик». Приблизительно, на расстоянии одного километра от него есть маленький городок из многочисленных фантазийных декораций, глинобитных изваяний к съемкам кинофильма «Путешествие на Запад», ставшего культовым;
  • храмовые пещеры «Юйлинь» провинциальной глубинки Ганьсу размещены по двум сторонам реки Таши. Сорок две пещеры находятся в составе комплекса;

Храмы-гроты Лунмэня

  • на хребте Циляньшань, то есть, в его предгорьях, есть храм «Вэньшушань»;
  • скальные рельефы, рассредоточены в предгорьях хребта Циляньшань, представляет монастырь «Мати сы»;
  • в юго-восточную сторону от Увэя на, довольно крутом, скалистом берегу речки Хуанян есть храм «Тяньтишань». Другое название — «Храм Большого Будды», в связи с тем, что там есть громадная скульптура Будды в положении сидя;
  • в северо-западном направлении от города Гуюань в южной части Нинься-Хуэйского расположен храм «Сюймишань»;
  • в южном направлении от Нинься-Хуэйского имеется комплекс «108 ступ»;
  • в северной стороне провинции Сычуань есть пещеры, под названием «Утес тысячи Будд».

Китайская православная церковь

Китайская православная церковь


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Харбине — один из четырёх ныне действующих храмов Китайской автономной православной церкви

Общие сведения

Церковь-мать

Московский патриархат

Автономия

Признание автономии

не признана Константинопольским патриархатом

Руководство

Предстоятель

Кирилл (патриарх Московский) (временно)

Центр

Пекин, Китай

Резиденция предстоятеля

Пекин

Территории

Юрисдикция (территория)

Китай

Богослужение

Богослужебный язык

китайский, церковнославянский

Календарь

юлианский

Статистика

Епархий

Монастырей

Приходов

Верующих

Сайт

Китайская Православная Церковь

Китайская православная церковь на Викискладе

Кита́йская правосла́вная це́рковь (кит. трад. 中華東正教會, упр. 中华东正教会, пиньинь: Zhōnghuá Dōngzhèngjiàohuì, палл.: Чжунхуа Дунчжэнчжаохуэй) — автономная православная церковь на территории Китая, входящая в состав Московского патриархата.

Образована в 1956 году решением Священного синода Московского патриархата. В конце 1960-х годов практически прекратила своё видимое существование и де-факто не восстановлена до сего времени и не имеет регистрации на уровне общегосударственного религиозного учреждения в силу малочисленности и разрозненности, хотя Московский патриархат продолжает считать её существующей.

В настоящее время (2017) существуют только 4 легально действующих прихода Китайской православной церкви: в Харбине, Лабардине, Инине, Урумчи. На данный в китайской Китайской православной церкви служат 2 священника — иерей Александр Юй (Харбин) и Павел Сунь Мин (Лабудалинь). Существует официальный диалог между Русской Православной Церковью и Управлением по делам религии КНР с целью  нормализации положения Китайской Православной Церкви. С 2011 года Церковь Николая Чудотворца в Голутвине в Москве имеет статус подворья Китайской православной церкви.

Православные священники из России совершают богослужения для российских граждан на территории дипломатических представительств Российской Федерации в Пекине и Шанхае. Восстановлена деятельность прихода в Гонконге, в Шэньчжэне, Гуанчжоу, Даляне совершаются православные богослужения, доступные для иностранных граждан. Однако эти приходы официально не являются частью Китайской православной церкви.

История православия в Китае

Основная статья: Православие в Китае

Современная история православия в Китае началась в конце XVII века, когда пленённые в 1684 году китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину и духовную миссию.

Действовавшая с XVII века в Пекине Русская духовная миссия играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае.

В начале XX века в Китае началось строительство новых православных храмов: в 1900 году в Харбине был освящён Никольский собор, построенный из дерева в стиле русских шатровых церквей; были заложены церкви при станциях КВЖД (среди которых одной из первых была построена в 1901 году Сергиевская церковь в Имяньпо); приобретён участок и начато строительство подворья миссии с Благовещенским храмом в Харбине.

Ихэтуаньское восстание 1900 года, разгромившее здания Пекинской Миссии и физически уничтожившее 222 православных китайца, нанесло сокрушительный удар в деле проповеди Православия в Китае.

Тем не менее в 1900 году в Харбине было открыто Благовещенское подворье, а начиная с 1902 года деятельность Пекинской духовной миссии была не только восстановлена, но и получила дополнительное развитие — Начальник Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был хиротонисан в епископа, усилены материальные средства, выделяемые на Миссию.

Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших убежище в Китае. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось более 10 000 православных христиан.

Ввиду политических обстоятельств, в 1954 году Русская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Бэйгуань (Северное подворье), где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведённый в Пекине для нужд православной миссии в 1985 году, отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства ветшали и сносились.

Китайская автономная православная церковь

24 апреля 1956 года начальник отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал разрешение на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской православной церкви.

23 ноября 1956 года Священный синод РПЦ принял решение о даровании Православной церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Последний был рукоположён во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.

После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская православная церковь лишилась епископской иерархии.

«Культурная революция» 1966—1976 годов разрушила Китайскую автономную православную церковь. Были закрыты все православные храмы, многие из них были разрушены, многие священники претерпели гонения, ссылки, некоторые были убиты. Были осквернены мощи и иконы. До смерти Мао Цзэдуна в КНР нельзя было гласно вспоминать о Православии — в эти годы «культурной революции» Церковь сохранялась в сердцах немногих оставшихся православных христиан. Богослужения на территории Китая не совершались более 20 лет.

Православие в Китае начало возрождаться в середине 1980-х годов. В 1986 году была открыта для богослужения Покровская церковь в Харбине, где служил единственный получивший государственную регистрацию православный священник-китаец — протоиерей Григорий Чжу.

31 января 1994 года вступило в силу положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций при согласии управления по делам религии при Госсовете КНР.

В 1996 году Григорий Чжу получил антиминс и миро от Московской патриархии и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году.

17 февраля 1997 года Священный синод РПЦ постановил:

Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений.

Многократные попытки священника Михаила Ли добиться разрешения совершать богослужения не увенчались успехом, вследствие чего в мае 1999 года по приглашению архиепископа Илариона (Капрала) эмигрировал в Австралию, где 28 июня того же года возглавил Русско-Китайскую православную миссию в Австралии в юрисдикции Русской православной церкви заграницей.

В сентябре 2000 года в Харбине скончался настоятель Покровского храма города Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае.

В декабре 2000 года сотрудник ОВЦС священник Дионисий Поздняев, узнав, что потомки русских переселенцев в Трёхречье сохранили православную веру, совершил поездку в Лабдарин, где обнаружил построенный в 1990—1999 годы каменный православный храм. В связи с этим, 27 декабря 2000 года Священный синод Русской православной церкви постановил «Временное архипастырское попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви, проживающей в Автономном Районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, возложить на епископа Читинского и Забайкальского Евстафия в координации с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата».

16 декабря 2003 года в Пекине умер протоиерей Александр Ду.

В 2003—2004 годы протоиерей Дионисий Поздняев возродил приход в честь апостолов Петра и Павла в Гонконге, который был официально восстановлен 6 октября 2008 года решением Священного синода.

1 марта 2005 года вступили в силу новые «Положения о религиозных делах», которые расширили религиозные свободу китайских граждан

С 2005 года усилиями иерея Алексия Киселевича начинаются богослужения в Шанхае в помещении российского генерального консульства. С 2008 года там же служили двое оставшихся в живых священнослужителей Китайской автономной православной церкви — иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу.

30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) — центре уезда Аргунь-Юци городского округа Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия; освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван в сослужении настоятеля прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун).

13 октября 2009 года епископом Егорьевским Марком (Головковым) был освящён Успенский храм, восстановленный на территории Посольства России в Пекине. На втором этаже восстановленного храма были созданы музей Миссии в Пекине и библиотека православной общины Успенского храма.

В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской православной церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая.

Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе московского храма святителя Николая в Голутвине было учреждено Китайское Патриаршее подворье, настоятелем которого назначен протоиерей Игорь Зуев.

10-15 мая 2013 года впервые состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в пределы Китайской православной церкви. В ходе визита Патриарх Кирилл встретился с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и другими государственными деятелями КНР, совершил богослужения в Пекине, Харбине и Шанхае встречался с китайскими православными верующими, 12 мая в Пекине, презентовал свою книгу «Свобода и ответственность» на китайском языке.

Епархии

В настоящее время на канонической территории Китайской церкви нет ни одного епископа и критически не хватает священников.

Название епархии Дата основания Правящий архиерей Административный центр Приходов Монастырей Благочиний Примечания
Пекинская митрополия 1918 вдовствует;
С 2009 года временно управляющий —
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Пекин нет 2
(Пекинское и Гонконгское)
Харбинская 1922 вдовствует;
С 2009 года временно управляющий —
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Харбин 1 нет
Шанхайская 1922 вдовствует;
С 2009 года временно управляющий —
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Шанхай не зарегистрирован нет
Тяньцзиньская 1922 вдовствует;
С 2009 года временно управляющий —
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Тяньцзинь 1 нет
Синьцзянская 1934 Александр (Могилёв) (с 5 марта 2010) в/у, митрополит Астанайский Урумчи 1 нет С 2002 года временное архипастырское попечение осуществляет митрополит Астанайский и Алма-Атинский
Приходы в автономном районе Внутренняя Монголия КНР 2000 Димитрий (Елисеев) (с 3 июня 2016) в/у, митрополит Читинский Хух-Хото 1 нет С 2000 года временное архипастырское попечение осуществляет епископ Читинский и Краснокаменский

Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян.

Примечания

  1. 1 2 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 21 августа 2017. Архивировано 21 августа 2017 года.
  2. Священный синод Русской православной церкви заявляет о неправомерности притязаний Константинополя на территорию Китайской Автономной Православной Церкви На официальном сайте МП 15 апреля 2008 г.
  3. http://st-nicholas.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=321:paskhu-khristovu-vstretili-v-kitae&catid=8&Itemid=118
  4. https://ria.ru/20180323/1517126154.html
  5. Конференция «Православие в регионах Китая» прошла в Алма-Ате : Русская Православная Церковь. Отдел внешних церковных связей
  6. По мнению начальника 13-й и 15-й миссии в Пекине архимандрита Палладия (Кафарова), первым проповедником в Китае был апостол Фома («Старинныя слѣды Христіанства въ Китаѣ» // «Восточный сборник» I, СПб. 1877.).
  7. ЖУРНАЛ ЗАСЕДАНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ЦЕРКВИ. от 23 ноября 1956 года. Православие.Ru
  8. Священник Дионисий Поздняев. Православие в Китае.
  9. Православные китайцы отметили Пасху в Пекине.
  10. Журнал заседания Священного Синода Русской Церкви Архивная копия от 19 августа 2004 на Wayback Machine
  11. иерей (сейчас протоиерей) Михаил Ли
  12. Последний священник Пекинской миссии. Православие.Ru.
  13. Русско-Китайская Православная Миссия Рпцз В Австралии
  14. Pravoslavie.Ru / Три дня в Трехречье Архивная копия от 2 мая 2005 на Wayback Machine
  15. Три дня в Трехречье. Путевые заметки Православие.Ru
  16. Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  17. Скончался последний православный священник в Пекине расширенная версия. Интерфакс-Религия.
  18. Восстановлен приход в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге. Патриархия.Ru, 6.10.2008.
  19. Принятые в КНР «Положения о религиозных делах» прокомментировал иерей Дионисий Поздняев pravoslavie.ru, 24.12.2004.
  20. Патриарх Кирилл совершил первую за полвека литургию в Шанхае. Интерфакс-Религия.
  21. Клирикам Китайской Автономной Православной Церкви вручены церковные награды. Патриархия.Ru, 13.3.2008.
  22. Китай встретил Пасху. Православие.Ru
  23. В Китае впервые за 50 лет освящен православный храм. Седмица.ру, Фоторепортаж о. Дионисия
  24. Русская Православная Церковь в Гонконге (недоступная ссылка). Дата обращения 8 мая 2011. Архивировано 11 августа 2016 года.
  25. Визит Путина в Пекин начался с посещения православного храма. NEWSru, 13.10.2009.
  26. В Пекине на территории российского посольства освящен Успенский храм. Патриархия.Ru, 13.10.2009.
  27. Митрополит Волоколамский Иларион совершил богослужение на Китайском Патриаршем подворье в Москве / Новости / Патриархия.ru
  28. Святейший Патриарх Кирилл: Церковь вносит вклад в укрепление подлинной дружбы между народами / Видеоматериалы / Патриархия.ru
  29. Завершился визит Святейшего Патриарха Кирилла в Китай / Новости / Патриархия.ru
  30. Патриарший визит в Китай — первые итоги : Православие и мир
  31. 1 2 3 4 5 6 Китайская Автономная Православная Церковь. // Патриархия.Ru
  32. REGIONS.RU — новости Федерации | Митрополит Иларион о православии в Китае

Ссылки

  • «Китайская Автономная Православная Церковь: история, сегодняшний день, перспективы». Доклад председателя ОВЦС Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на официальном сайте МП
  • Православие в Китае (сайт о. Дионисия Поздняева)
  • Китай неизвестный — интервью со священниками Дионисием Поздняевым и Петром Ивановым
  • Материалы о православии в Китае на сайте Русского клуба в Шанхае
  • История Православия в Китае. // «Община. XXI век» № 2(39) 2004 г.
  • Аудио-интервью с отцом Дионисием о православии в Китае
  • Епархии Китайской Автономной Православной Церкви
  • Библиографический указатель литературы и опубликованных источников по истории российского православного зарубежья 3. Литература по истории зарубежного Православия 3.4. Китайская Духовная Миссия, Харбинская Епархия, Китайская Православная Церковь
  • новости по тегу «Православие в Китае» на сайте patriarchia.ru
  • В. С. Русак Православие в Китае в XX веке
  • Ксения Кепинг Храм Всех Святых Мучеников в Бэй-гуане (Пекин)

В социальных сетях

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: n2011059578 · VIAF: 183660525 · WorldCat VIAF: 183660525

  • Латвийская
  • Молдовы
  • РПЦЗ
  • Украинская (МП)*
  • Эстонская (МП)

  • Северной Америки (Антиохийская)
  • Западной и Южной Европы (Румынская)

Автокефальные
Автономные
  • Китайская* (Русская)
  • Критская (Константинопольская)
  • Охридская (Сербская)
  • Синайская (Иерусалимская)
  • Финляндская (Константинопольская)
  • Эстонская апостольская* (Константинопольская)
  • Японская* (Русская)
Само-
управляемые
в составе РПЦ в составе КПЦ другие
Примечания: * Автокефалия или автономия признана не всеми поместными Церквами, при этом каноничность епископата и клира не оспаривается. ** Каноничность признана не всеми поместными Церквами.

Храмы Китайской Автономной Православной Церкви

По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. В основном они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хэйлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. Больше всего православных живет во Внутренней Монголии. Это потомки русских, смешанное русско-китайское население (около 8 000 человек). Так же, как и в Синьцзян-Уйгурском районе (около 3 500 человек), священника там нет уже более сорока лет. Ниже перечислены те храмы, в которых сейчас совершается регулярное богослужение. В силу объективных трудностей существования православной общины в стране, не все из указанных храмов и приходов в настоящее время относятся к Китайской Православной Церкви и имеют соответствующий официальный статус, но исторически они принадлежали ей, и действуют на её канонической территории. Кроме них в Китае сохранились десятки зданий бывших православных церквей, которые используются светскими властями в качестве музеев, хозяйственных помещений и т.д.

г. Пекин

В Пекине проживает много православных христиан разных национальностей, – сейчас это самая крупная православная община Китая.

В городе есть два православных храма, бывших ранее на территории Российкой Духовной Миссии в Китае, переданной после закрытия Миссии советскому посольству (ныне – посольство РФ). К сожалению, на их территорию невозможен доступ для православных китайцев, поэтому они по большим праздникам проводят богослужения мирянским чином на дому.

В Пекине проживал до недавнего времени проживал китайский священник -– протоиерей Александр Ду. Несмотря на преклонный возраст, он неоднократно обращался к городским властям за разрешением на служение и с просьбой зарегистрировать православный приход, однако всегда получал отказ. Отец Александр отошёл ко Господу в 2003 году.

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Построен в 1902 году, при возрождении разорённой во время боксёрского восстания Миссии. В 1954 году, после закрытия Миссии, храм был превращен в гараж. В новейшее время храм был восстановлен и освящен 14 октября 2009 года. Здесь проводятся богослужения по крупным праздникам приезжающими из России священниками.

Адрес: г. Пекин, Посольство РФ в КНР, ул. Дунчжимэнь Бэйчжунцзе, 4
Тел.: 13691056402, 13501147193

Храм во имя святителя Иннокентия Иркутского (Красная фанза)

Красная фанза. Освящение куличей. Пасха 2008 г.

Это первый пекинский храм, в котором возобновились богослужения и молитвы после десятилетий поругания. Здание Красной фанзы было приобретено Миссией в 1901 г. и в том же году освящено как домовый храм в честь свт. Иннокентия Иркутского. В 1950-е годы, после передачи зданий Миссии советскому посольству, храм был переделан в зал для приемов и гостиницу посольства.

В мае 1996 года на площади перед Красной Фанзой священник Дионисий Поздняев провёл первую службу после сорокалетнего перерыва. До 2001 г. службы в Красной фанзе совершались мирянским чином, после чего в храме стали совершать богослужения священники, приезжающие из России. В 2001 и 2006 гг. храм посещал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Патриарх Московский и всея Руси). Однако, не смотря на совершение богослужений вплоть до 2009 г., Красная Фанза по-прежнему воспринималась посольскими служащими как зал официальных приемов Посольства. После освящения Успенского храма службы в Иннокентьевском храме не совершались.

О богослужениях в Пекине можно узнавать через сайт www.rusca.ru и по адресу электронной почты orthodoxbeijing@gmail.com

г. Шанхай

Так же как и в Пекине, власти не соглашаются до сего дня открыть в Шанхае православный храм. Городские власти Шанхая объявили архитектурными памятниками и взяли под свою охрану два сохранившихся православных храма города – кафедральный собор в память иконы Божией Матери “Споручница грешных” и Свято-Николаевский храм, воздвигнутый в память об убиении Императора Николая II. Рядом с кафедральным собором сохранился архиерейский дом. В самом соборе устроен музей. В рамках проведения в Шанхае выставки Экспо-2010 летом 2010 г. в Свято-Николаевском храме совершались богослужения для православных участников выставки.

Помимо многочисленных иностранцев, в Шанхае проживает несколько десятков китайских православных верующих, но пока что они лишены возможности постоянного участия в богослужениях. Община не имеет юридического статуса, у нее нет помещения. Проживавший здесь китайский священник Михаил Ли многократно пытался добиться разрешения проводить богослужения в Шанхае, но безуспешно, вследствие чего отец Михаил эмигрировал в Австралию, где служит в китайском приходе юрисдикции Русской Зарубежной Церкви.

С июня 2005 года в Шанхае служит священник Алексий Киселевич, который проводит богослужения на территории генерального консульства Российской Федерации. Доступ на службы имеют и православные китайцы. С 2008 года по разрешению властей в богослужениях стали участвовать священник Михаил Ван и диакон Евангел Лу, – для них это стали первыми богослужениями, совершёнными после 44-летнего перерыва.

О месте проведения богослужений в Шанхай можно узнать в Генеральном консульстве Российской Федерации в Шанхае по телефону +86(21) 63-24-8383, 63-24-2682.

г. Харбин (провинция Хэйлунцзян)

Храм Софии (ныне музей)

Город Харбин в первой половине ХХ века был в значительной части населён русскими, поэтому здесь было и особенно много православных храмов – более двадцати. Все они были закрыты в 1960-е годы.

В настоящее время в Харбине стараниями городских властей в удовлетворительном состоянии содержится несколько зданий, бывших в свое время православными церквями: Свято-Софийский храм (в настоящее время – музей истории Харбина и народных промыслов), Успенская церковь (музей бабочек на территории городского парка культуры и отдыха), Свято-Алексеевская церковь (используется для католических служб), Свято-Иверская церковь (у алтаря которой в 1920 году был похоронен гроб с телом генерала Каппеля; в настоящее время помещение церкви используется под склад и конторские нужды). Большая же часть харбинских православных храмов и церквей была разрушена хунвэйбинами в годы т.н. «культурной революции» (1966-1976).

Примечательный факт: Никольский собор, разрушенный в 1966 г., восстановлен в сорока километрах от города в усадьбе «Волга» сыном одного из хунвэйбинов, разрушавшх собор, – отец перед смертью завещал сыну восстановить храм.

В Харбине проживает около двухсот православных китайцев, и для этой общины власти официально передали помещения двух храмов.

Свято-Покровский храм

О. Григорий Чжу за богослужением

Свято-Покровский храм в Харбине

Построен храм в 1922 г., закрыт в 1960-е. Это первый храм Китайской Православной Церкви, открытый после периода гонений. Он был открыт в 1986 году, и здесь служил единственный православный священник, получивший государственную регистрацию, -– отец Григорий Чжу. В 1996 году он получил святое Миро и новый антиминс от Московского патриарха. После кончины отца Григория, последовавшей в 2000 году, храм остался без священника, и богослужения здесь совершаются изредка мирянским чином. 19 ноября 2009 г. храм посетил с архипастырским визитом архиепископ Волоколамский Иларион, который провёл встречу с прихожанами. Адрес: 266, Дундачжи, район Нанган

Храм в честь Рождества Предтечи Господня Иоанна

Храм расположен на действующем православном участке городского кладбища Харбина. Регулярных богослужений в нём не совершается.

г. Эргуна / Лабдарин (Автономный Pайон Внутренняя Монголия)

Храм в честь святителя Иннокентия Иркутского

Этот храм был построен в 1990 году, он один из пока очень немногих официально зарегистрированных православных храмов в Китае. Иконостас, необходимая утварь и богослужебные облачения были подарены Читинской и Забайкальской епархией Русской Праволсавной Церкви. 30 августа 2009 года храм был освящён священником Михаилом Ваном, приехавшим специально для этого из Шанхая. По причине отсутствия православных священников в клире храма, богослужения проводятся мирянским чином. В зимнее время богослужения совершаются по домам прихожан по причине отсутствия в храме отопительной системы.

г. Урумчи (Синьцзян-Уйгурский Автономный Район)

Храм святителя Николая

Первый храм в городе возник в самом начале ХХ века, а прекратил своё существование в 1960 г. после отъезда в СССР последнего служащего в провинции священника игумена Софрония (Иогеля), а также подавляющего большинства прихожан. В 1991 г. по ходатайству православного населения Урумчи правительство Синьцзяна построило взамен разрушенного храма новый, названный Никольским. Здесь нет служащего священника, богослужения мирянским чином и встречи для прихожан в храме проходят каждое воскресенье в 11:00, а также по большим праздникам. Очень редко (раз в несколько лет) в Урумчи, как и в другие города провинции, приезжают православные священники из Казахстана, России или Австралии, для того, чтобы совершить таинства для местных прихожан, в большинстве своём являющихся потомками русских.

Адрес: Синьдун-лу 90.

г. Кульджа (Инин) (Синьцзян-Уйгурский Автономный Район)

Храм святителя Николая

Храм в Кульдже

В 1872 г. была освящена первая временная церковь в Кульдже для проживающих здесь русских, и тогда же начались регулярные богослужения. В 1915 г. был открыт домовый храм при русском консульстве. В 1938 г. на средства общины был построен постоянный храм, после того, как в 1957 г. скончался последний настоятель – священник Д. Лобов, в храме ещё несколько лет совершались службы мирянским чином, пока храм не был закрыт и разрушен в 1960-е годы во время «культурной революции».

В 1992 году китайские власти восстановили за свой счет храм в Кульдже. Освящение храма совершил в апреле 2003 г. прибывший из Казахстана игумен Вианор (Иванов). В 2010 году о. Вианор (Иванов) и о. Иосиф (Романов) с официального согласия местных властей совершили здесь молебен в день Рождества Христова.

г. Чугучак (Дачеэн) (Синьцзян-Уйгурский Автономный Район)

В 2009 году местной православной общиной получено разрешение на строительство храма, которое будет финансироваться местным правительством. В настоящее время регулярные богослужения совершаются в домах прихожан мирянским чином.

Специальный Административный Район Гонконг

Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла

Храм в Гонконге

Петропавловский приход появился в 1934 г., когда в Гонконг прибыл для постоянного служения протоиерей Димитрий Успенский. Закрылся он после смерти отца Димитрия в 1970 г. В 2004 г. в Гонконге было возрождено православное братство в честь апостолов Петра и Павла, сформировавшее новый приход, который был официально учреждён осенью 2008 года. Богослужения проходят в снимаемом помещении. Настоятелем домового храма является протоиерей Дионисий Поздняев. При поддержке Братства осуществляются различные миссионерские проекты, включая переводы и публикации православной литературы на китайском языке. Также при храме действует воскресная школа и центр обучения русскому языку.

Специальный Административный Район Макао

Свято-Троицкая православная община

Богослужебная жизнь православной общины возобновлена в декабре 2009 г. Богослужения периодически совершаются приезжающим из Гонконга священником. Община не имеет постоянного места для совершения богослужений. Служит приезжющий из Гонконга прот. Дионисий Поздняев.

О богослужениях можно узнавать через сайт www.rusca.ru

г. Шэньчжэнь (провинция Гуандун)

Храм преподобного Сергия Радонежского

Храм в Гонконге

Этот домовый храм был открыт в 2004 году для окормления русскоязычных православных христиан, проживающих в этой местности. Постоянного священника не имеет, службы совершаются протоиереем Дионисием Поздняевым. Община пока немногочисленна.

\Адрес: 101, Entrance 2, Bulding 16, Hua Li East Village, Huang Bei Road, Luo Hu District, Shen Zhen
Тел.: +86 755 2552 5429
О богослужениях можно узнавать через сайт www.rusca.ru

г. Гуанчжоу (провинция Гуандун)

Храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Первый домовый храм в городе был открыт в 1934 г., но впоследствии, как и другие храмы, не пережил потрясений 1960-х годов. Новый домовый храм располагается в съёмной квартире, рядом с Восточным вокзалом. Он был открыт 26 августа 2005 года по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, для духовного окормления русских семей, живущих в Гуанчжоу и прилегающих районах. Постоянного священника не имеет, богослужения совершает приезжющий из Гонконга прот. Дионисий Поздняев.

Православный храм в Пекине

тем прихожанам, которые приходят в храм впервые, нужно выполнить следующие требования:
1. Пропуск в богослужебные дни осуществляется по заранее поданным настоятелем спискам прихожан!
2. Чтобы Ваша фамилия оказалась в списке, нужно заранее (не менее, чем за 3-4 рабочих дня) прислать на почту священника kiriosk@mail.ru письмо с просьбой внести Вас в список прихожан, к которому прикрепить копию разворота первой страницы Вашего загранпаспорта. Это нужно не Церкви и священнику, а службе безопасности Посольства, поэтому важно подать данные за 3-4 рабочих дня (по российскому рабочему календарю). При последующих посещениях храма посылать информацию повторно не требуется.
3. При посещении церкви, чтобы попасть на территорию посольства РФ, нужно обязательно иметь при себе загранпаспорт (при утере или в процессе оформлении кит.визы возьмите с собой свой внутренний российский паспорт и справку из китайской миграционной службы).
4. Поскольку миссия иностранных конфессий в Китае строго запрещена законом, граждане КНР не допускаются на территорию посольства для посещения храма.
5. При первом посещении храма вам будет предложено заполнить небольшую анкету (можно вернуть при следующем посещении). Все ваши данные, указанные в ней, не будут разглашаться третьим лицам и не подлежат передачи китайским властям! Это нужно строго для внутренней регистрации в посольстве (посещение режимной территории)! Убедительная просьба указывать достоверные данные!
P.S. Таинство ИСПОВЕДИ совершается только во время вечернего богослужения и перед Литургией! Непосредственно перед Причащением исповедуются ТОЛЬКО дети, беременные женщины и тяжелобольные прихожане!
P.S.S. Во время большого количества прихожан, процесс пропуска на КПП может занять некоторое время. Большая просьба с терпением и пониманием отнестись к работе сотрудника службы безопасности.
По всем вопросам можно обращаться:
иеромонах Иннокентий: kiriosk@mail.ru, моб.тел.: 156 0051 1541, WeChat: 79155266213

История

30 июля 1901 года в «Русском парке» на братской могиле 108 русских солдат, погибших во время восстания ихэтуаней 1900 года был сооружен памятник, который после Русско-японской войны стал одновременно служить и мемориалом павшим и в этой войне.

Памятник представлял из себя небольшую часовню с алтарем из серого тесаного мрамора на высоком подиуме высотой около 4 м, к которому вела двувсходная лестница из того же мрамора. По оси восток-запад на некотором расстоянии от часовни была установлена арка, составляющая с ней единую композицию. На возвершии полуциркульной арки находился чугунный двуглавый орел с распростертыми крыльями, устремленный на запад, что по замыслу символизировало духовную связь памятника-часовни с Россией.

Грани восьмерика церкви поочередно с окнами были украшены нишами со вставками из белого мрамора с выгравированными на них именами русских воинов, павшими в 1900 году в Тяньцзине. Часовня-памятник была освящена в 1909 году во имя Христа Спасителя.

В связи с наплывом русской эмиграции в Тяньцзинь здание часовни в 1929 году было основательно реконструировано на пожертвования известного в Китае благотворителя И. В. Кулаева. Автор проекта реконструкции связал воедино разные части мемориального комплекса. Новый объём церкви, превысивший первоначальный в три раза, включил в себя и часовню, и арку. Часовня стала алтарной частью храма, арка же была использована в качестве горельефа на западном фасаде колокольни.

Новый расширенный храм, вмещавший до тысячи человек, был освящён 3 ноября 1929 года митрополитом Иннокентием (Фигуровским) в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1939 году по распоряжению японских властей церковь-памятник была снесена. В 1941 усилиями русской колонии Тяньцзиня храм снова возродился, но уже в других архитектурных формах. Первая служба в нём прошла 7 ноября 1941 года.

Росписи в новом храме, выполненные художниками Карамзиным, Кулаевым, Н. Л. Кощевским, Ступиным и Токаревым, по словам современников создавали этому храму славу одного из лучших в Китае.

Здание было серьезно повреждено во время Таньшаньского землетрясения 1976 г. и снесено в 1980 г.

>Настоятели

  • 1922—1932 — Виктор (Святин), иеромонах

>Ссылки

Отрывок, характеризующий Покровская церковь (Тяньцзинь)

Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом. Управляющий же старался притвориться перед графом, что он считает эти занятия весьма полезными для хозяина и для себя стеснительными.
В большом городе нашлись знакомые; незнакомые поспешили познакомиться и радушно приветствовали вновь приехавшего богача, самого большого владельца губернии. Искушения по отношению главной слабости Пьера, той, в которой он признался во время приема в ложу, тоже были так сильны, что Пьер не мог воздержаться от них. Опять целые дни, недели, месяцы жизни Пьера проходили так же озабоченно и занято между вечерами, обедами, завтраками, балами, не давая ему времени опомниться, как и в Петербурге. Вместо новой жизни, которую надеялся повести Пьер, он жил всё тою же прежней жизнью, только в другой обстановке.
Из трех назначений масонства Пьер сознавал, что он не исполнял того, которое предписывало каждому масону быть образцом нравственной жизни, и из семи добродетелей совершенно не имел в себе двух: добронравия и любви к смерти. Он утешал себя тем, что за то он исполнял другое назначение, – исправление рода человеческого и имел другие добродетели, любовь к ближнему и в особенности щедрость.
Весной 1807 года Пьер решился ехать назад в Петербург. По дороге назад, он намеревался объехать все свои именья и лично удостовериться в том, что сделано из того, что им предписано и в каком положении находится теперь тот народ, который вверен ему Богом, и который он стремился облагодетельствовать.
Главноуправляющий, считавший все затеи молодого графа почти безумством, невыгодой для себя, для него, для крестьян – сделал уступки. Продолжая дело освобождения представлять невозможным, он распорядился постройкой во всех имениях больших зданий школ, больниц и приютов; для приезда барина везде приготовил встречи, не пышно торжественные, которые, он знал, не понравятся Пьеру, но именно такие религиозно благодарственные, с образами и хлебом солью, именно такие, которые, как он понимал барина, должны были подействовать на графа и обмануть его.
Южная весна, покойное, быстрое путешествие в венской коляске и уединение дороги радостно действовали на Пьера. Именья, в которых он не бывал еще, были – одно живописнее другого; народ везде представлялся благоденствующим и трогательно благодарным за сделанные ему благодеяния. Везде были встречи, которые, хотя и приводили в смущение Пьера, но в глубине души его вызывали радостное чувство. В одном месте мужики подносили ему хлеб соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счет новый придел в церкви. В другом месте его встретили женщины с грудными детьми, благодаря его за избавление от тяжелых работ. В третьем именьи его встречал священник с крестом, окруженный детьми, которых он по милостям графа обучал грамоте и религии. Во всех имениях Пьер видел своими глазами по одному плану воздвигавшиеся и воздвигнутые уже каменные здания больниц, школ, богаделен, которые должны были быть, в скором времени, открыты. Везде Пьер видел отчеты управляющих о барщинских работах, уменьшенных против прежнего, и слышал за то трогательные благодарения депутаций крестьян в синих кафтанах.
Пьер только не знал того, что там, где ему подносили хлеб соль и строили придел Петра и Павла, было торговое село и ярмарка в Петров день, что придел уже строился давно богачами мужиками села, теми, которые явились к нему, а что девять десятых мужиков этого села были в величайшем разорении. Он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине. Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами, и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему, и за большие деньги были откупаемы родителями. Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличили барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге. Он не знал, что там, где управляющий указывал ему по книге на уменьшение по его воле оброка на одну треть, была наполовину прибавлена барщинная повинность. И потому Пьер был восхищен своим путешествием по именьям, и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга, и писал восторженные письма своему наставнику брату, как он называл великого мастера.

Интересные материалы:

  • Масло в православной церкви

    В чем отличие обряда от таинства Обряд – это обязательное внешнее проявление сакрального, он является…

  • Архангел Михаил православие

    Чудо Архистратига МихаилаВ старинной литературе очень много упоминаний о сотворенных чудесах великого ангела. Например, в…

  • Любовь это православие

    Настоящая любовь Этот сайт о любви сделан не ради денег, а для любви и из…

  • Храм у варшавского

    ИсторияТерритория поблизости двух больших вокзалов в Санкт-Петербурге была рабочей окраиной в 1800-х годах. Тут проживали…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства