Паломничество в Крым
Содержание
Святыни Крыма: от первых веков христианства до исповедников советского времени
Все достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них — множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.
К святому врачу
Крым для большинства приезжающих начинается с города Симферополя. Все обычно стараются поскорее проскочить эти «ворота Крыма», душную вокзальную площадь с толпами людей, и уехать в какой-нибудь курортный город типа Ялты, Судака или Алупки. Однако есть в Симферополе место, ради которого стоит сдать на время вещи в вокзальную камеру хранения и отложить на пару часов встречу с морем. Место это — симферопольский Свято-Троицкий собор. Здесь покоятся мощи одного из наших современников, уникального человека — святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он умер сравнительно недавно, в 1961 году, и известен как архиепископ, хирург, исповедник. В сталинское время его трижды арестовывали, в ссылках он провел годы, а вместе с тем за свой научный труд «Очерки гнойной хирургии», который актуален и в наши дни, ему была вручена Сталинская премия I степени. В его предоперационной висели иконы, в советское время он читал студентам-медикам лекции в рясе с панагией, автор нескольких богословских трудов. Известна такая история: на публичном допросе на вопрос обвинителя «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели?» святитель Лука ответил: «Бога я действительно не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны, находясь в ссылке, по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. С 1946 года архиепископ Лука возглавлял Крымскую кафедру в Симферополе, не оставляя медицинскую практику, был консультантом, а в тяжелых случаях сам оперировал. В своем доме (ул. Курчатова, д. 1) архиепископ бесплатно принимал больных. Некоторые из них до сих пор его помнят. День памяти Крымского святителя — 11 июня. Известно множество случаев исцеления у его мощей.Архиепископ Лука был прославлен в 2000 году. Его мощи хранятся в Свято-Троицком соборе Симферополя в серебряной раке, подаренной греческими священниками
Адрес собора: ул. Одесская, д. 12. От железнодорожного вокзала ехать 10-15 минут до остановки «Площадь Ленина», далее спросить, как пройти к собору — местные жители знают его как «главный собор». С 2003 года Свято-Троицкий собор стал монастырским: теперь здесь Свято-Троицкая женская обитель. Собор открыт ежедневно с 6.30 до 18.00. Паломников в обители на ночь не размещают. Из других святынь монастыря можно отметить очень почитаемую в Крыму икону Божией Матери «Скорбящая». В монастыре есть Музей святителя Луки — он работает с 10.00 до 16.00, выходные — понедельник и вторник.
В Херсонес — в начало времен
Многие на отдыхе готовы добавить к пляжу, морю, солнцу и другие впечатления. Им можно предложить посетить единственный в своем роде город — герой двух войн, дважды разрушенный и дважды возрожденный из руин город-порт Севастополь (который морем и солнцем тоже совсем не обделен). Развалины Херсонеса. Здесь соседствуют разные эпохи, на маленькой территории уместилась история в две тысячи лет
Православному человеку Севастополь интересен прежде всего тем, что на его окраине, на берегу одной из бухт располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Именно здесь, как гласит «Повесть временных лет», в 988 году случилось великое для всей истории событие: «Епископ же корсунский, огласив, крестил киевского князя Владимира».
Корсунью называли Херсонес. Херсонес был основан греками в V веке до нашей эры и просуществовал до XIV века. Еще в I столетии в Херсонесе проповедовал Андрей Первозванный. В первые века нашей эры христианство местным языческим населением воспринималось с трудом, как пишет летописец тех времен: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру». Для утверждения здесь христианства в начале IV века один за другим в Херсонес были присланы миссионеры-епископы: Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафор, Еферий и Капитон. Пятеро из семи были зверски убиты местными язычниками. Память всех семи епископов херсонесских празднуется в один день, 7 марта. На территории современного Херсонеса есть посвященный им храм, в котором совершаются службы.
Кровь мучеников пролилась на этой земле не напрасно — с конца IV века христианство становится здесь государственной религией, христианам уже не надо прятаться в тайные пещерные храмы, возводятся прекрасные базилики. Херсонес становится духовным центром Крыма. К настоящему моменту раскопано около 40 процентов площади города, и на этой территории найдено около 70 христианских храмов и часовен.
XIII-XIV века оказались очень трудными для Херсонеса — город неоднократно подвергался нападениям монголо-татар, литовцев и др. После пожара 1399 года город окончательно опустел. В начале XIX века на месте Херсонеса начались археологические раскопки. Результаты были ошеломляющие. Были раскопаны целые кварталы, дома с утварью, монетами, украшениями, храмы с прекрасно сохранившейся мозаикой.
В середине XIX века в Херсонесе был устроен мужской монастырь. На одном из предполагаемых мест крещения князя Владимира возвели огромный собор в византийском стиле — для христиан это место всегда оставалось священным. Раскопки показали, что в районе выстроенного собора находятся еще семь христианских храмов. Чуть поодаль была обнаружена базилика, названная по фамилии человека, руководившего раскопками, Уваровской, а рядом с ней — баптистерий. По мнению некоторых специалистов, князь Владимир крестился именно здесь. На этом месте была установлена памятная беседка.
Владимирский собор, в советское время закрытый и пришедший в печальное состояние, в 1998-2002 годах был восстановлен. Сейчас здесь ежедневно совершаются богослужения.В Севастополе есть два Владимирских собора – один в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения князя Владимира (на фото), другой находится в центре города (ул. Суворова, д. 3) и является храмом – усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина. Здесь же находится икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя, служившего в этом храме (расстрелян в 1937 году). От проспекта Нахимова к собору ведет длинная Синопская лестница. Собор открыт ежедневно, службы в субботу в 16.00, в воскресенье в 7.00. В усыпальницу можно попасть только с экскурсией от музея. Музей работает с 9.00 до 16.00, выходные – понедельник и четверг
Херсонес сегодня — национальный историко-археологический музей-заповедник, занимающий большую территорию — около 500 гектаров. Удивительное ощущение появляется, когда бродишь по раскопкам города с историей в две тысячи лет, между остатками базилик и подземных храмов, где, возможно, когда-то молились первые христиане. Постройки разных веков — первого, шестого, десятого, девятнадцатого — здесь сосуществуют совсем рядом. История здесь как будто замерла. Особенно прекрасен Херсонес в мае — древние руины утопают в море цветущих маков.
Адрес Херсонесского музея-заповедника: г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1.
Автобус 22 от железнодорожного вокзала или центра идет непосредственно до заповедника, но ходит редко, можно на автобусах 6, 10, 16 доехать до остановки «Улица Дмитрия Ульянова», далее 10-15 минут пешком.
Вход на территорию заповедника стоит 20 гривен (с экскурсией — 30 гривен), но тех, кто идет на службу, пускают бесплатно. Начало богослужения в храме в 7.30 по будням, в 6.30 и 8.30 в воскресенье и в 17.00 ежедневно.
К православному святому — папе Римскому
В первые века христианства языческая Римская империя ссылала в Крым, в окрестности Херсонеса слишком активных христиан. Так в окрестности современного Севастополя в конце I века попал бывший в то время епископом Рима папа Климент. Он был сослан на каторжные работы — вручную в каменоломнях добывать известняк, которым так богаты территории близ Севастополя. Работа была тяжелейшая, но епископ Климент находил силы, чтобы обратить и крестить местных язычников, к тому же здесь было уже около двух тысяч сосланных христиан, которые объединились вокруг Климента. Сейчас на месте, которое называется Инкерман (административно это район Севастополя), где, по преданию, трудился епископ Климент (и как горнодобытчик, и как миссионер, и как пастырь), существует мужской монастырь. Монастырь известен здесь примерно с VII-IX века.
Есть в монастыре в скале пещерный храм — его считают одним из древнейших. Предание утверждает, что сам Климент вырубил его в скале в конце I века. В нем молились первые христиане. Можно в этом храме помолиться сегодня и нам. Монастырь, после перерыва в годы советской власти, снова действующий, в нем около десяти монахов, несколько послушников. Монастырь зажат между скалами и железной дорогой, которая проходит прямо под стенами обители — если ехать на поезде до Севастополя, в окошке вдруг неожиданно проплывают зеленые монастырские балкончики, прикрепившиеся прямо на скалы. Главная святыня монастыря — часть мощей священномученика Климента, папы Римского. О его святой кончине рассказывают следующее: языческим правителям Херсонеса не нравилась деятельность сосланного епископа-каторжника, поэтому в 101 году ему привязали тяжелый якорь и бросили в море в расположенной неподалеку Казачьей бухте. Но каждый год в этом месте происходило чудо: в день смерти святого море отступало, образуя остров — люди могли прийти и поклониться святым останкам. В 861 году святые Кирилл и Мефодий, бывшие в то время в Крыму, обрели мощи священномученика Климента и часть их перевезли в Рим, где они до сих пор хранятся, а часть оставили в Херсонесе, откуда равноапостольный князь Владимир перевез главу и часть мощей в Киев. Сегодня часть мощей святого вернулась в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.
Островок в Казачьей бухте существует до сих пор (сейчас это территория воинской части). Ученые подтверждают здесь наличие остатков древнего храма. Есть мнение некоторых исследователей, что в районе современного Инкермана когда-то была монашеская республика наподобие современного Афона — здесь найдено большое количество пещерных храмов. На горе над монастырем возвышаются остатки древней крепости Каламита.
Святого Климента папу Римского очень почитали на Руси еще со времен князя Владимира. Кстати, один из самых больших в Москве храмов посвящен именно ему — даже переулок назван Климентовским (рядом с м. «Третьяковская»).
Добраться из Севастополя до Инкермана можно несколькими способами.
От автостанции «5-й километр» на автобусе 103 (ходит каждые 10 минут с 6.00 до 21.00) до остановки «Втормет» (р. Черная), далее 5-10 минут пешком.
От Графской пристани Севастополя четыре раза в день ходит паром до Инкермана (от причала в Инкермане идти 20-25 минут пешком, можно подъехать на автобусе 103).
От железнодорожного и центрального автовокзалов Севастополя, соответственно, на электричке или автобусе «Севастополь—Бахчисарай», остановка «Инкерман».
Монастырь открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, Божественная литургия в субботу и воскресенье в 7.00.
В монастырь над скалой Явления
В окрестностях Севастополя, на мысе Фиолент находится обитель Святого Георгия Победоносца. Одно из преданий гласит, что она основана греками, попавшими у берегов Тавриды в страшный шторм. Гибель была неизбежна, греки взмолились — и неожиданно из кромешной темноты на скале в море недалеко от берега им явился святой Георгий, весь в сиянии. По его молитве буря стихла. Спасенные греки забрались на скалу — и нашли там икону святого Георгия. На берегу они основали монастырь.
Вообще мыс Фиолент и его окрестности овеяны разными легендами и преданиями. Утверждают, что именно здесь в древности находился храм богини Артемиды, где жрецы сбрасывали с отвесных скал приносимых в жертву людей. Где-то здесь жил упоминавшийся выше один из семи херсонесских епископов святой Василий, изгнанный в 310 году из Херсонеса. Во время строительства в XIX веке на территории обители было обнаружено два пещерных, к тому времени засыпанных, храма. Еще один пещерный храм был найден неподалеку, на мысе Виноградный.
После присоединения Крыма к России было решено сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Во время Крымской войны они несли свою службу на кораблях.
Монастырь стоит прямо над обрывом. Вот как описал посещение монастыря в середине XIX века писатель-путешественник Евгений Марков: «Я подошел к решетке монастырского двора… Подо мной была бездна… вот истинное место для молитвы и созерцания Бога, тут, действительно, поклонишься Ему со страхом и трепетом…»
В советское время обитель разделила участь монастырей и храмов всей страны. Храм Святого Георгия бульдозерами сбросили в море, на его месте построили танцплощадку для отдыхающих. Но в 1993 году в обители снова зазвучали слова службы.
От монастыря к морю ведут устроенные в XIX веке монахами 800 ступеней. А в море возвышается скала Явления — та, где явился мореплавателям святой Георгий. Сейчас на ней установлен большой крест.
Спустившись по ступеням, вы попадаете на прекрасный пляж, называемый Яшмовым. Вода в этом районе удивительно чистая и необычного для Черного моря бирюзового цвета. Так что паломничество в обитель Святого Георгия можно совместить с отдыхом на море. А чтобы не подниматься 800 ступеней обратно вверх, к автобусу, можно сесть на катер, который раз в два часа приплывает на пляж Фиолента, и добраться на нем до Балаклавы, где тоже, кстати, есть что посмотреть, например развалины генуэзской крепости Чембало, а также посетить действующий храм во имя Двенадцати Апостолов. От Балаклавы регулярно ходят автобусы до Севастополя.
Как добраться до Георгиевского монастыря на Фиоленте: от автостанции Севастополя «5-й километр» ходит автобус 3 с интервалом примерно 20-30 минут. Далее идти 15 минут по указателям. Храм открыт в богослужебные дни с 7.30 до 19.00, в будни — с 9.00 до 18.00. Службы в субботу в 15.00, в воскресенье в 8.00.
В самом монастыре, как правило, паломников не селят, хотя по особому благословению наместника могут сделать исключение. Рядом есть несколько частных мини-пансионатов, по отзывам, очень неплохих.
В пещерный монастырь в Крымском ханстве
В нескольких километрах от Бахчисарая располагается ущелье Марьям-Дере, что означает ущелье Марии. Здесь много веков назад появился Успенский монастырь. По одной из версий, он основан в VIII-IX веках монахами, бежавшими из Византии, когда там господствовала ересь иконоборчества. Ущелье чем-то похоже на Афон и, возможно, напомнило монахам родные края. Есть предание, что монастырь появился на этом месте, потому что именно здесь пастухами была обретена икона Божией Матери, которая стала называться Бахчисарайской. В скале на месте обретения был вырублен пещерный храм. Во время различных вторжений в Крым и монголо-татар, и турок Успенский монастырь чудесным образом избегал разгромов. Во времена Крымского ханства и после захвата Крыма турками в очень трудное для христиан время монастырь оставался центром Православия в Крыму.
В конце XVIII века произошло массовое переселение христианского населения Крыма в Приазовье, где был основан город Мариуполь, туда же была перенесена Бахчисарайская икона Божией Матери, но монастырская жизнь окончательно не угасла в Успенском монастыре и в это время. Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям святителя Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), стремившегося восстановить в Крыму древние обители. После революции монастырь был в упадке, в монастырских корпусах располагался психоневрологический интернат.
Сегодня Успенский монастырь восстанавливается, он один из самых посещаемых в Крыму, но мимо монастыря проходит маршрут экскурсионных групп, которые, зайдя ненадолго в монастырь, следуют дальше, в расположенный выше пещерный город Чуфут-Кале. Поэтому в монастыре в дневное время всегда суета.
В храм, расположенный в пещере в скале, нужно подниматься по длинной лестнице. Справа от алтаря в отдельной маленькой пещерке находится чудотворная Бахчисарайская икона Божией Матери — точная копия с когда-то явившейся на этом месте много веков назад (и позже утраченной) иконы.
Монастырь размещает паломников, как мужчин, так и женщин, при монастыре есть гостиницы. Проживание бесплатное, возможно, за работу на монастырских послушаниях.
Как проехать
От автостанции или железнодорожного вокзала в Бахчисарае — маршруткой № 2 (до старого города) до конечной остановки, далее до монастыря 20 минут пешком — подъем в горку. Службы: в будни — в 6.30 , в субботу и воскресенье — в 7.30. В субботу всенощная в 15.00. Храм открыт до 19.00.
В столицу древнего христианского царства
В Крыму кроме моря и солнца есть поросшие лесом горы. И пусть они не очень высокие, но хранят в себе немало интересного. Например, остатки множества древних пещерных монастырей и развалины горных средневековых городов. Самый большой и величественный из них — Мангуп-Кале, столица древнего христианского княжества Феодоро. Мангуп — гора-останец, поднимающаяся над уровнем моря почти на 600 метров. С трех сторон плоское и ровное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами.
С VI века на плато жили готы, они были христианами, с VIII века известна Готская епархия, на Мангупе строятся дворцы, крепости, храмы и монастыри. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка или остатки пещерного монастыря. По преданию, в окрестных горах жили монахи-исихасты. В XII-XIII веках происходит становление православного княжества Феодоро. В 1475 году после полугодовой осады Мангуп был взят и разграблен турками. К XVIII веку город опустел окончательно. Сегодня трудно представить, что на этом заросшем деревьями и травой плато был большой город с храмами, садами и дворцами.
Однако христиане не забывали, что здесь когда-то молились их братья по вере. Нынешний крымский владыка Лазарь одной из своих задач видит восстановление горных крымских монастырей. Сейчас, несмотря на то что в советское время многие пещерные храмы были осквернены (на Мангупе очень любила тусоваться разная неформальная молодежь), на этой земле вновь регулярно совершается Божественная литургия — вот уже несколько лет на Мангупе действует мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его настоятель и единственный постоянный насельник — игумен Иакинф.
Монастырь — храм и кельи — располагается на южном склоне горы, в отвесной стене. Найти его можно по указателям — их два: один на плато, на развилке дорог, другой непосредственно перед спуском к монастырю. Спуск не слишком простой — нужно лезть по деревянной лестнице, дальше идти по узкой тропинке над обрывом, поэтому ехать сюда надо обязательно в спортивной обуви.
Отец Иакинф очень не любит любопытных и «духовных туристов», поэтому если приходят просто «поглазеть» — он может и не принять таких «паломников». Нашего корреспондента, например, прежде чем разговаривать, он попросил прочесть наизусть Символ веры. При этом настоящим паломникам, которые приехали помолиться в святом месте, отец Иакинф очень рад. Например, каждый год сюда приезжают группы детей из православного лагеря, причащаются здесь за Литургией. На Благовещение — престольный праздник, собирается до 300 паломников. Служба из маленького пещерного храма (в алтаре которого, кстати, остались фрагменты древней уникальной фрески) переносится на площадку рядом. Вид на горы отсюда просто потрясает… «Когда молишься там, где молились древние христиане, — говорит отец Иакинф, — ощущаешь всю мощь Православия». «Как же вы здесь зимой живете?» — спрашиваю отца Иакинфа. «Хорошо, — отвечает он, — снегом занесет — никто не беспокоит».
Как проехать
Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. От Бахчисарая несколько раз в день ходят маршрутки (расписание можно узнать на автовокзале Бахчисарая) до сел Залесное, Родное или Терновка. Они останавливаются у озера и села Хаджи-Сала (в котором можно снять приличное жилье) у подножия Мангупа. Территория Мангуп-Кале — заповедник, вход платный, 15 гривен, еще за 10 гривен можно приобрести подробный план древнего города — тогда точно не заблудитесь! Подъем на гору трудный, занимает около часа по круто поднимающейся вверх лесной тропе.
Что почитать перед дорогой
1. На официальном сайте Симферопольской и Крымской епархии много полезной информации: http://www.crimea.orthodoxy.su
2. Литвинова Е. М. Крым. Православные святыни. Путеводитель. Симферополь, 2007
3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография.
Текст: Марина НЕФЕДОВА Фото: Евгений ГЛОБЕНКО
Версия для печати
Тэги: Святые Паломничество
Древнейший храм Крыма
Фото Vahe Martirosyan/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0
Один из древнейших городов мира — Керчь: известно, что его территория была заселена еще в доисторические времена. Среди главных достопримечательностей Керчи — многочисленные раскопки античных городов и курганов, старинные крепости. Именно здесь находится самый древний в Крыму и один из древнейших на всей территории СНГ храмов.
Храм святого Иоанна Предтечи, построенный, по разным предположениям ученых, между VIII и XI веками, — единственная из византийских церквей Северного Причерноморья, которая уцелела в ходе множества исторических катаклизмов. За время своего существования храм и побывал важнейшим христианским центром, и был переоборудован в мечеть, и неоднократно доходил до полуразрушенного состояния с выбитыми окнами и травой на крыше.
В начале 30-х годов XX века церковь закрыли «из-за отсутствия прихода», затем в ней разместили музей античного искусства, и только в 1990 году храм был передан Православной Церкви.
Сегодня церковь святого Иоанна Предтечи — действующий храм, состоящий из древней части и постройки XIX века, благодаря своей уникальной и многовековой истории овеянный множеством преданий и легенд.
Храм в 400-х метрах над уровнем моря
Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0
Храм Вознесения Христова в Форосе уникален по своему расположению — он возведен на отвесной скале и обращен алтарем не на восток, а в сторону моря — особенность, присущая только южнобережным храмам. Со стороны моря церковь ярко выделяется на фоне скал и служит маяком для морских путешественников.
Удивительна и история храма. Он был построен в память о чудесном спасении Александра III и его семьи. 17 октября 1888 года поезд, в котором ехала императорская семья, сошел с рельсов, но Александру удалось удержать обваливавшуюся крышу вагона так, что все успели выбраться.
В 30-е годы XX века церковь была разграблена, а во время Великой Отечественной войны служила убежищем для пограничников и находилась под обстрелом фашистов. После войны в храме был ресторан: его закрыли в 1960-е годы после того, как шах Ирана, путешествовавший по Крыму в сопровождении Н. С. Хрущева, отказался войти в него, посчитав это кощунством. После этого церковь использовалась как склад до тех пор, пока там не произошел пожар. Храм забросили окончательно и вернули Православной Церкви только в 1990 году, а в 2004 году он был полностью восстановлен и открыт для посещения.
Место почитания самого известного крымского святого
Фото NoPlayerUfa/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0
История собора Святой Троицы в Симферополе уникальна: в советские годы он был одним из немногих действующих храмов на всем Крымском полуострове, стал кафедральным собором Симферополя и получил широкую известность благодаря служившему здесь в последние 15 лет своей жизни святителю Луке (Войно-Ясенецкому).
Улица, на которой находится собор, до 1946 года именовалась Греческой, так как здесь жило много греков. И именно потому, что большинство прихожан храма были подданными Греции, собор, который в 1933 году уже было начали перестраивать под детский интернат, все же не был упразднен. Однако за спасение храма отдали жизнь два его служителя: в 1937 и 1938 годах были расстреляны епископ Симферопольский и Крымский Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев. Недавно священномученики были причислены к лику местночтимых святых.
В 70-летнем возрасте архиепископ Лука — великий диагност, врач-хирург и профессор медицины, за свои ученые труды удостоенный Сталинской премии, но за свою веру подвергшийся одиннадцати годам тюрем и ссылок, — стал архиепископом Симферопольским и Крымским. До конца жизни он отдавал все силы пастырскому служению и в то же время не оставлял медицинскую практику.
Мощи священноисповедника Луки покоятся в Свято-Троицком соборе, в народе известном как храм святителя Луки. Недавно при соборе был учрежден женский монастырь, а сестры обители открыли рядом с храмом музей святителя Луки.
Крымское чудо света
Фото eltpics/Flickr/CC BY-NC 2.0
Свято-Успенский пещерный монастырь в Бахчисарае летом ежедневно посещают сотни паломников и туристов, однако мало кто знает, что в окрестностях города находятся еще 11 средневековых пещерных монастырей и храмов, окруженных первозданной природой, расположенных на обрывах скал или в долинах рек, рядом с руинами замков и крепостных стен.
Среди них монастыри Челтер-Коба, Челтер-Мармара, Шулдан, комплекс пещерных монастырей на горе Мангуп, комплекс из трех храмов в пещерном городе Эски-Кермен, остатки храмов на горе Тепе-Кермен и в пещерном городе Бакла и другие.
Одно из поистине уникальных святых мест под Бахчисараем — скит святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне. Обитель, основанную приблизительно в VIII веке, почитали все: известно, например, что многие татары получали исцеление от местного святого источника и затем принимали святое крещение. Однако было время, когда христиане были вынуждены покидать Крым, а в монастыре оставался всего один насельник.
В XIX веке в скиту снова появились монахи, и к началу XX века монастырь был хорошо известен как крымскому народу, так и русским богомольцам. Однако в 1932 году советская власть постановила ликвидировать церковь и монастырское подворье. Церковное имущество было передано в соседний хутор «под культурные нужды», а судьба выселенных монахов осталась неизвестной. Тем не менее в скальной церкви святой Софии на территории монастыря местные христиане продолжали тайно совершать богослужения.
В 2005 году к руинам скита приходит иеромонах Дорофей из Бахчисарайского Успенского монастыря, и приблизительно в 350 метрах от них начинает благоустраивать обитель. Теперь вместе с игуменом Дорофеем здесь живут десять монахов и до двадцати трудников в летнее время. А приезжающие паломники могут посетить здесь как действующий скит, так и его историческое место.
Любимые места царской семьи
Фото Кирилла Новотарского
Имение в Ливадии — Ливадийский дворец, большой живописный парк — более 50 лет являлось летней резиденцией трех семей российских царей: почти каждое лето сюда приезжал Александр II, здесь окончил свой жизненный путь Александр III, здесь принял присягу на верность Российскому престолу Николай II.
Принятие присяги происходило в храме Крестовоздвиженской церкви, которая была построена рядом с имением еще при Александре II и существует до сих пор. В этом храме совершал панихиды по почившему императору Александру III святой праведный Иоанн Кронштадтский, а будущая императрица Александра Федоровна приняла православную веру. Поэтому небесными покровителями этого храма считаются девять святых: святой праведный Иоанн, царственные страстотерпцы Николай II, Александра Феодоровна, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, цесаревич Алексей и преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.
При Николае II на месте старого дворца был возведен новый — больший по размеру. Царская семья часто проводила здесь время. Весной, как и в Ялте, в Ливадийском имении проходил знаменитый «Праздник Белого цветка».
Царская семья в Ливадии. 1911
+10
Николай II любил прогуливаться по тропинке, которая вела от дворца вдоль моря, и распорядился сделать тропу длиннее — так появилась Царская тропа, любимое место пеших и конных прогулок всей императорской семьи. В советское время тропу переименовали в «солнечную», однако это место известно своей тенистостью и прохладой.
Во время прогулок по Царской тропе открываются удивительные морские пейзажи, а в окрестностях тропы располагаются храм Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный при содействии великого князя Константина Николаевича, и построенный в 2006 году на месте древнего монастыря храм Архистратига Михаила.
Место проповеди Андрея Первозванного и крещения князя Владимира
Фото Alex Malev/Flickr/CC BY-SA 2.0
На окраине Севастополя располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Сегодня он входит в число самых значительных древних памятников мира и стоит в одном ряду с египетскими пирамидами, римским Колизеем и другими чудесами света.
Херсонес был основан в V веке до нашей эры. Первые последователи христианства появляются здесь уже в I веке. По преданию, через Херсонес проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения. В начале IV века для утверждения христианства сюда были направлены семь епископов-миссионеров: пятеро из них были зверски убиты местными язычниками. В память о семи Херсонесских мучениках здесь воздвигнут храм.
Уже к концу века Херсонес становится христианским центром Крыма, и вскоре входит в состав Византийской империи. И именно здесь в 988 году, согласно «Повести временных лет», в храме «посреди града, где собираются корсунцы на торг», совершается одно из ключевых событий в истории — князь Владимир принимает Святое Крещение. Сейчас на предполагаемом месте его крещения возвышается Владимирский кафедральный собор.
На протяжении двух тысяч лет своего существования Херсонесу приходилось вести непрерывные войны, и уже в XVI веке на месте некогда богатого и славного греческого города оставались лишь развалины.
Сегодня Херсонес — это национальный музей-заповедник и самое крупное место археологических работ на побережье Черного моря. Здесь можно увидеть руины античного театра, множества храмов, башен и стен, а также всевозможные предметы, которыми пользовались жители Херсонеса. Кстати, наиболее ценные из них находятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном Историческом музее и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).
Расписание поездок на ближайшее время
По благословению Владыки Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского
Симферопольская и Крымская епархия
Паломнический отдел
В МАЕ ПРИГЛАШАЕМ СОВЕРШИТЬ ПАЛОМНИЧЕСКИЕ ПОЕЗДКИ
ПО МАРШРУТАМ:
Святыни Сак и Евпатории (Розовое и Лебединое озера) 02.06, воскресенье.
В Саках паломники посетят небольшой, но очень красивый православный храм святого пророка Илии; по дороге в Евпаторию сделают остановку и посетят древнее греко-скифское городище Кара-Тобе и музей с находками, сделанными во время раскопок городища; в Евпатории войдут под своды храмов во имя Святителя Николая Чудотворца и пророка Илии, пройдутся по старой части Евпатории, средневековые улочки которой напоминают духовную столицу Иерусалим. В ходе поездки можно будет также полюбоваться красотами Лебединого и Розового озер.
Щебетовка — Кара-Даг 06.06, четверг. Вознесение Господне.
Паломники побывают на праздничной службе в Свято-Вознесенском храме в с. Щебетовка, затем поднимутся на гору Карадаг – древний потухший вулкан, с видовых площадок которой открываются великолепные виды.
Святыни Судака — Новый Свет 09.06, воскресенье.
Паломнический маршрут включает в себя посещение в Судаке храма Покрова Божией Матери; в поселке Уютное — средневековых греческих храмов святой Параскевы и Двенадцати апостолов. В Новом Свете паломники посетят церковь святителя Луки. По желанию можно будет пройти по тропе Голицына.
Топловский Свято-Троице Параскевиевский монастырь 16.06, воскресенье. День Святой Троицы.
Проводники расскажут вам о прошлом и настоящем женского монастыря Крыма, расположенного в живописной местности. В храме святой преподобномученицы Параскевы хранится ковчег с частицами Честнаго Животворящего Древа Креста Господня и святыми мощами главы святой преподобномученицы Параскевы и перста святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этом же ковчеге находится и крест-мощевик с частицами святых мощей преподобных отцев Киево-Печерских, который в 1890 году обители подарил граф Н. Ф. Гейден. Вы посетите святые источники, где можно погрузиться в купели.
Крестный ход на гору Чатыр-Даг — мыс Эклизи-Бурун 17.06, понедельник. Духов день.
Мыс Эклизи-Бурун (Церковный мыс) – наивысшая точка горы Чатыр-Даг. Там располагалась греческая церковь Панагия, в которую греки на Троицу крестным ходом поднимались раз в год. С вершины горы открывается удивительный вид почти на весь полуостров. В 1851 году сюда совершил восхождение святитель Иннокентий (Борисов). По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря возрождена традиция ежегодного совершения крестного хода на гору в день Святого Духа.
Тамань — Атамань (Крымский мост) 23.06, воскресенье.
В ходе поездки паломники посетят храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани, основанный первыми пришедшими на эту землю казаками. На Таманском полуострове познакомятся с настоящей казачьей станицей – Атамань и посетят дом-музей М.Ю Лермонтова.
Симеиз — Кацивели 30.06, воскресенье.
В удивительно красивом поселке Симеизе паломники посетят церковь Покрова Пресвятой Богородицы, познакомятся с его многовековой историей, пройдут по экологической тропе на горе Кошка, где увидят остатки крепости Лимена-Калос. На скале Панеа увидят остатки поселения X-XIII веков. Название «Панеа» происходит от греческого слова «панайос» — Пресвятейшая, имеется ввиду Богородица. Таким названием скала и поселение на ней обязано находившемуся здесь христианскому храму или монастырю. О значимости культа Богородицы в Симеизе говорит также тот факт, что один из рядом расположенных мысов назван «Ай-Панда» — «Святая Богородица». Свободное время паломники проведут в поселке Кацивели.
Справки и запись в паломническом отделе Симферопольской и Крымской епархии, по адресу: Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Героев Аджимушкая, 9/11;
(по предварительному звонку ежедневно с 16.00 до 19.00):
моб.: +7 (978) 708 83 28(Viber, WhatsApp)
e-mail: crimea_pilgrim@mail.ru
http://pilgrimage.su
http://crimea.orthodoxy.su/otdel/pilgrimage
Наша группа в Вконтакте https://vk.com/crimea_pilgrim
Наша страница в Facebook https://www.facebook.com/pilgrimage.department
Skype: pavl-natalia
Продолжительность каждой поездки 8-10 часов,
время отправления нужно уточнять дополнительно.
После посещения святынь в поездках предусматриваются остановки и отдых у моря,
в живописных уголках полуострова.
Принимая участие в паломнических поездках, Вы становитесь жертвователями, и благоукрасителями кафедрального собора Святого Александра Невского в Симферополе
ПРИНИМАЮТСЯ ГРУППОВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАЯВКИ
Рассказы о необычных исцелениях на святых источниках, расположенных в Крыму, известны далеко за пределами полуострова. В те времена, когда на Крымском полуострове проживали православные греки, они активно занимались строительством монастырей и храмов, и у каждого монастыря был свой источник воды. Многие из них имели целебную силу, сила эта приходила после постройки храма, иногда наоборот, почитаемое святое место и целебный родник были основой для строительства церкви. Храм и источник носили имя одного из христианских святых.
Вид на п-ов Крым
Многие родники называются на греческий манер и по этому признаку можно догадаться об их принадлежности к храму. «Ай-Андрит», «Ай-Илия», «Ай-Костанди» и т.д. – многие названия источников имеют тюркскую приставку «святой». И вода в родниках действительно святая.
Много источников со святой водой находится в окрестностях села Генеральское. Это Ай-Аликсий, Ай-Андрит, Ай-Настаси, Ай-Ян-Петри. Село Изобильное известно тем, что над ним расположился источник Ай-Йори, а недалеко от поселка Малый Маяй есть родник Ай-Лия. В окрестностях Ялты паломники ходят к роднику Ай-Василь, при селе Лучистое есть источник Ай-Констанди, а родник Ай-Ян находится в Ливадии.
Почитаемой святыней в Крыму является Инкерманский монастырь, который расположился в пещере. В монастыре несколько храмов и чудотворный источник священномученика Климента. Находится монастырь по адресу г. Севастополь, Инкерман.
В православном монастыре, что в Бахчисарае, находится святой родник, который когда-то был главным источником воды для иноков монастыря, подавалась вода по водопроводным трубам. После полного разрушения водопровода, целебная вода стала заполнять каменный бассейн и фонтаны, находящиеся на территории монастыря. Сегодня монастырские стены разрушены, а живительная влага из родника по-прежнему помогает избавляться от душевных и физических страданий. Находится источник по адресу: Крым, Бахчисарай, Свято-Успенский монастырь.
Космо-Дамиановский монастырь имеет свой целебный ключ. Вода родника необычайно вкусная и полезная, на человека оказывает целебное воздействие. В наши дни к источнику постоянно спешат верующие, они твердо знают, что целебная вода дарует им исцеление. Адрес источника: Крымский заповедник, Космо-Дамиановский монастырь, подножье горы Чатыр-Дага, в 20-ти километрах от Алушты. Недалеко от главного святого источника Космо-Дамиановского монастыря находятся еще два родника. Верхний монастырский источник в честь Косьмы и Дамиана Асийских не имеет каптажа, он открыт. А средний монастырский родник в честь Косьмы и Дамиана Аравийских расположился в 500 метрах от главного монастырского источника.
Другая православная святыня посвящена древней христианской великомученице Параскеве Пятнице. Параскева приняла мучительную смерть недалеко от источника, который и прежде славился чудотворными делами. Находится этот родник у селения Тополевка. В 1864 году здесь был основан Свято-Параскевский женский монастырь. Он просуществовал до 1928 года. Возрождение монастырской жизни произошло в 90-х годах прошлого века. Но все эти годы, несмотря на закрытый монастырь, целебные воды святого источника дарили всем страждущим свою животворящую силу.
Инкерманский монастырь
(Фото с сайта www.baza-leto.ru)
Если подняться в горы от источника Параскевы Пятницы, можно увидеть еще два чудотворных ключа – источник Трех Святителей и источник святого Георгия. Богомольцев здесь также много, как и у родника, расположенного у подножия горы. Целительный ключ святого Георгия имеет свою часовню и открытую купальню. Женский монастырь также имеет купальню. В нее поступает целительная вода из всех трех перечисленных источников. Адрес источника: Крым, Феодосийское шоссе, недалеко от села Тополевка.
Свято-Георгиевский источник есть и в другом уголке Крыма. Вблизи Симферополя, в селе Клиновка расположился почитаемый родник с каптажем-часовенкой. Недалеко от источника, на холме, сохранился фундамент древнего храма св. Георгия Победоносца. На каптаже источника можно заметить интересную надпись – индивидуальный номер 192. Это «след» от крымских водных изысканий 1916 года. Народное название – источник св. Георгия. Он помогает в лечении почек и желудочных болезней.
Еще одно почитаемое место находится в Толповском монастыре. Это Свято-Георгиевский источник. Он имеет мужскую и женскую купель. Отмечено, что вода из родника, чистая и холодная, помогает при суставных болезнях.
Исцеления от самых различных недугов происходят на источнике, расположенном в городском саду в самом центре Симферополя. Нелегкая судьба выпала на долю источника, был он разрушен, обезображен и вновь восстановлен. Называется источник «фонтан Савопуло».
Там, где горы встречаются со степями, расположился Старый Крым. Среди его достопримечательностей тоже имеется целительный родник. Называется он источник великомученика Пантелеймона. О том, как появился родник, существует немало преданий. В каждом из них на местонахождение источника страждущим указывал великомученик Пантелеймон. И это была не просто вода, а живительная влага, дарующая чудесные исцеления. Получить исцеление от источника можно по адресу: г. Старый Крым, ул. Свободы, берег реки Чурук-Су.
Другой источник святого Великомученика Пантелеймона находится в селе Оборонное. По внешнему виду источник напоминает фонтан для сбора воды. Вода по двум трубам поднимается по вертикальной стене и вливается в бассейн, примыкающий к стене.
Также недалеко от села Оборонное находится единственный в Крыму святой источник, связанный Иоанном Крестителем. Источник был обретен много столетий назад. Вскоре возле него была построена церковь св. Иоанна Предтечи. Самый посещаемый день – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Водопад святого Андрея (находится по адресу г. Алушта, с. Генеральское, 1,5 километра на юго-запад) – еще одно известное и почитаемое место в Крыму. Имя водопаду по легенде дал Андрей Первозванный, которые в древние времена вел здесь праведные беседы. Немалую историю хранит источник с целебной водой. Сегодня, как и много лет назад, испить живительной воды спешат страждущие разных вероисповеданий.
Источник Ай-Йори находится недалеко от Алушты, на склонах горного массива Бабуган-яйлы. Вода в источнике никогда не пересыхает, так как поступает на поверхность с большой глубины. Родник вытекает из горного тоннеля, который образовался естественным путем, затем по бревенчатому желобу вода поднимается вверх, чтобы красивым искусственным водопадом «упасть» вниз, в руки паломников и туристов.
Целительный источник Кизилташский стал местом для возведения еще одного монастыря. Самые первые упоминания о целебном источнике, протекающем в пещере, относятся к 1825 году. Именно тогда пастух нашел в этом месте икону Божией Матери. С той поры находят у источника исцеление от глухоты, слепоты и болезней суставов все, кто приходит в это святое место с верою и молитвою. Адрес источника: Крым, г. Судак, с. Щебетовка.
Источник св. Пантелеймона
(Фото с сайта staryi-krym-van.ucoz.ru)
Есть в Крыму еще один почитаемый родник с ключевой водой, называется он «Ай-Анастасия» или святая Анастасия Узорешительница. Приехав в монастырь Качи-Кальон, что недалеко от села Баштановка, не сразу можно найти источник с кристально чистой водой, поскольку он бежит по дну небольшого грота. Адрес источника: Крым, Бахчисарайский р-он с. Баштановское.
Источник с названием «Ай-Анастасия» расположен также у подножия горы Сокол. Сюда часто приходят туристы полюбоваться красивой природой, отдохнуть в спокойном месте и выпить чистой воды, которая обладает целебными свойствами. В 2000 году вода источника была освящена священниками Православной церкви. Находится источник в г. Судак, в курортном поселке Новый свет.
Источник святого Федора Студита можно найти недалеко от села Терновка, Балаклавского района Крыма. Ранее с источником находился Новоспасский скит Свято-Климентовского мужского монастыря. Вода источника способна избавить от многих болезней, но может и наказать.
На окраине села Войково, недалеко от Керчи расположен Катерлезский монастырь святого Георгия. На его территории находится «Живоносный источник», вода которого считается целебной. Искупаться и испить особой воды может каждый желающий.
Многое монастырей и находящихся рядом с ними целительных источников было разрушено в советские времена. Сегодня каждый крымский родник преображается заново. Божий помысел и уважительное отношение к воде богомольцев помогут и дальше утолять жажду чистейшей и целебной водой крымских святых источников.