От матфея 16
22 рядовое воскресенье (год А)
Проповедь на Евангелие от Матфея 16, 21-27
В то время: Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её. Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его. (Мф 16, 21-27)
Отец Григорий Федосеев
Дорогие братья и сестры.
Про апостола Петра мы знаем, что он был не только апостолом, — то есть, не только одним из двенадцати, — знаем, что он первый среди равных, первоверховный. Именно ему Господь сказал в свое время: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Это Петр, основа.
Но именно Петр показывает нам удивительные примеры, которые на первый взгляд непонятны. Стоит вспомнить его чудесный лов рыбы. Когда он в первый раз понял, Кто перед ним стоит. Что Иисус из Назарета — не просто человек. Что это Сын Божий. Говорит странные вещи. Находясь в лодке на озере, говорит: «выйди от меня» (Лк 5, 8). В другом месте Петр тоже удивляет, когда находясь с Иисусом на горе Преображения как бы не зная что говорит: «сделаем три кущи, будем здесь жить, потому что нам здесь хорошо» (ср. Лк 9, 33).
Но сегодня мы слышали слова Петра, которые по-человечески, положа руку на сердце, звучат абсолютно нормально. Он хочет, чтобы Иисусу было хорошо. Он хочет оградить своего Учителя от всякой опасности. Он услышал, что в Иерусалиме Иисус пострадает, будет убит. И естественный ответ ближайшего ученика: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою».
Как часто бывает так, что мы проявляем не то чтобы сочувствие или сострадание, а хотим оградить от страданий другого человека или же самих себя. И, кажется, это нормально, это хорошо. Но в ответ Петр слышит страшные слова. Ближайший ученик, который хотел, как лучше, который готов… потом он скажет «я жизнь готов за Тебя отдать». И потом, кстати, засвидетельствует о своей вере и преданности кровью своей. Но он, с наилучшими пожеланиями обратившийся к Учителю, слышит в ответ: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн». Почему? Слава Богу! Слава Богу, что Господь тут же объясняет, почему. Почему такие строгие, я бы сказал страшные слова, говорит. Он объясняет причину такого резкого ответа. Он говорит: «ты думаешь не о том, что Божие, а о том что человеческое».
Я сейчас никого не призываю поступать без уважения или поступать грубо. Нет, ни в коем случае. Но в каждом поступке, в каждом решении нам важно помнить об иерархии ценностей. Что на первом месте Бог и то, что Он говорит. Его заповеди, Его учение, Его святая воля. И только на втором месте должно быть человеческое. Именно из-за этой, скажем так, человечности или сочувствия или сострадания, понимаемого неправильно, то есть, без Бога, творится очень много зла на земле.
Есть книга, которая называется «Драма атеистического гуманизма». Там раскрывается очень подробно эта трагедия, которая из-за непонимания, из-за удаления Бога из своей жизни происходит в сердце человека и в обществе в целом. Милосердие без Бога, или без послушания Богу, может превратиться в проклятие. Это может звучать странно и непонятно. Но сегодняшнее Евангелие свидетельствует об этом. Есть даже в народной мудрости такая пословица, — сейчас боюсь, что точно ее не вспомню, — «благими намерениями вымощена дорога… в ад». Почему? Неужели у нас не должно быть добрых намерений? Неужели нам не нужно стремиться делать добро? Нет, нужно стремиться. Но во всем должен быть свой порядок. Чтобы главное было на месте. А главное, это, конечно же, Господь.
Сколько ошибок мы совершаем такой вот неправильной помощью. Опять же, народная мудрость про такие виды неправильной помощи говорит «медвежья услуга». То есть, хотел как лучше, а получилось… — ну может не как всегда, надеюсь, что не как всегда, — но получилось в итоге хуже. Например, если смотреть на воспитание, сколько страшных трагедий бывает из-за того, что родители, думая неправильно о любви к своим детям, воспитывают их на самом деле не в любви, а в эгоизме. То есть, под любовью понимают вседозволенность. Все разрешают, никогда не наказывают. И потом вырастает кто? Эгоист. А в старости потом эти родители жалуются: «почему мои дети меня оставили?». А какими ты их вырастил?
Или во время учебы, например, когда начинают помогать. Тоже может быть неправильная помощь. Я, например, очень хорошо помню, как в детстве злился на своего старшего брата, он старше меня на семь лет. Он каждый день проверял у меня домашнее задание, сделал я или нет. И никогда не помогал, то есть не решал задачи за меня. Я думал, ну почему у других детей, у моих одноклассников старшие сестры-братья нормальные, а у меня такой… злой. Почему? Потому что, если у них что-то не получалось, им быстренько решат-сделают, и они идут гулять, играть. А я сижу, не понимаю. Он зайдет, посмотрит, поддержит, скажет «Думай!» и уйдет. Через час придет, посмотрит: «Не решил еще? Ну еще подумай!». И уйдет. Когда уже станет жалко, он придет, посмотрит, ткнет пальцем, спросит: «Вот это тебе зачем дано?». Я так: «Бррр! Точно!». И уйдет. Я тогда злился на него. Но спустя годы я его благодарил. И оказалось, что вот это временное страдание, которого я не понимал, оно обратилось для меня благом в будущем. Потому что он смотрел на меня, — я бы сказал, несмотря на свою молодость, — смотрел на меня с мудростью. И желал для меня блага, которое, скажем, имеет высшую ценность, чем сегодняшняя прогулка или сегодняшняя игра.
Мы, к сожалению, ведем себя иногда, как дети. Как дети, когда пытаемся уйти от страдания любой ценой. Даже ценой нарушения Божьей Заповеди. То есть, стремимся к получению какого-то сиюминутного удовольствия или наслаждения. И забываем о том, что покупаем мы это сиюминутное удовольствие или наслаждение, развлечение ценой вечности, ценой вечности. То есть, отказываясь от Бога. Из-за этого в нашей жизни так много проблем. Из-за этого нет мира в сердце. Из-за этого потом растет раздражение. Из-за этого мы потом начинаем в этом раздражении, в гневе причинять боль людям, причем, самым близким людям. А потом смотрим назад и не понимаем, ну как же так? Ведь хотел, как лучше, а получилось, как всегда.
Интересно, как, сегодня мы слышали, пророк Иеремия дает краткое свидетельство о своем переживании. Он говорит о своем призвании: «Бог увлек меня, и я увлечен был» (ср. Иер 20, 7). Невозможно противиться этому призыву. И речь идет не только о призванных на служение. То есть, священниках и пророках. Не только о монашествующих. Речь идет о каждом человеке, которому Бог даровал веру, чистый дар, призвал в Свою Церковь, наделил той первоначальной мудростью веры, которую этот мир атеизма не может познать. И кто это познал, встречу с живым Богом, тот очень хорошо понимает слова пророка Иеремии «Ты влек меня, Господи, и я увлечен; Ты сильнее меня, и превозмог» (Иер 20, 7).
Сила Божия наполняет нашу жизнь. Но вместе с силой Божией приходит ответственность. Ответственность свидетельства. Опять же, подчеркиваю, она касается не только священнослужителей, не только монашествующих — каждого верующего. Каждого по-своему, каждого в своем месте, кто где живет. И какой опыт бывает, когда начинаешь свидетельствовать? Каждый из вас, я думаю, может рассказать множество историй. И пророк Иеремия тоже рассказывает свой опыт: «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Лишь начну говорить о Боге и ко мне приходит поношение от других людей.» (ср. Иер 20, 7-8) Неудача за неудачей. Снова и снова меня не слушают. Я хочу поделиться самым дорогим, что получил в жизни, то есть, присутствием Всемогущего Бога, Который почему-то любит меня, хочу поделиться Этим Богом, встречей с Богом, переживанием этой встречи… хочу поделиться с близкими людьми, а они меня не принимают.
Я думаю, многие из вас могут сказать, что так было. А у кого-то до сих пор продолжается такое состояние. И это трудно. Трудно, когда близкий человек не разделяет твоего самого сокровенного. И возникает искушение — перестану, не буду ни говорить, ни свидетельствовать, ни призывать. И что самое страшное, прекращается не только свидетельство словом в наших семьях. Прекращается свидетельство делом. То есть, мы со своими друзьями, родными неверующими ведем себя, как неверующие. И они, видя это, глядя на нас, думают: «Ну, если он, называет себя верующим, а живет, как неверующий, тогда зачем мне веровать в такого бога?».
Это искушение, которое было всегда, и которое будет до скончания века. И чтобы его преодолеть нам снова и снова нужно вспоминать, что главное, что для нас на первом месте. Если мы с легкостью ответим «Бог», тогда стоит посмотреть на свои дела. А дела мои что говорят? А дела скажут, скорее всего, что-то другое. Скажут, что для меня главное — не Бог. И мне тогда нужно сказать или вспомнить слова, то есть, сказать эти слова самому себе: «отойди от Меня, сатана! я сам для себя становлюсь соблазном, потому что я в лицемерии своем веру свою угашаю и не даю уверовать тем, кто живет рядом со мной, тем, к кому Бог меня послал».
Не случайно, что ты единственный из семьи или единственный из сослуживцев на работе, единственный верующий. Если ты единственный, то это великая задача — ты апостол. Бог посылает тебя в эту среду к этим людям, чтобы ты, в первую очередь, делом своим показал, что Бог любит тебя. А потом сказал бы словом, что «Бог любит и вас». И тогда они поверят.
Пророк Иеремия как бы исповедуется. Он говорит: «После этих испытаний я подумал, больше не буду напоминать о Нем (то есть, о Боге и о Его слове). Не буду» (ср. Иер 20, 9). Но дальше он говорит, что происходит что-то странное. Как только он попытался замолчать, как только он попытался прекратить это свидетельство, — вообще говоря, ради которого был рожден и призван, — началось что-то необычное: «Слово Божие в сердце моем было, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его» (ср. Иер 20, 9).
Многие проблемы и отсутствие мира, скажем так, тревога, непонятное беспокойство проистекает не из-за каких-то, не знаю, психологических проблем, которые корнями уходят в детство. Для верующего человека, в большинстве, они проистекают именно из-за этого. Из-за отсутствия свидетельства словом и делом о своей вере перед своими ближними. Потому что, впустив в себя великую силу, силу Всемогущего Бога, мы ее впускаем для преображения себя и для того, чтобы потом вот так, с раскрытыми руками распространять ее дальше, выпустить ее из себя. Если сдерживаем в себе, она начинает жечь.
Сегодня строгое слово звучало. Но этот призыв к свидетельству и напоминание о том, что свидетельство всегда будет связано с крестом, с несением своего креста, всегда будет связано со страданием. Господь говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16, 24). Если мы будем верить рекламе или тому, чему нас учит этот мир, который ставит на первую ступень в иерархии ценностей удовольствие личное, если мы ему доверимся, мы никогда не будем иметь мира в сердце. Иногда бывает такая ошибка даже в вере в церкви: если я послушаюсь, все будет хорошо. Все будет приятно, гладко, мне все будут улыбаться, меня все будут гладить по головке. Нет, не будет все хорошо. Господь об этом говорит, когда говорит о кресте: «Если идешь за Мною и не несешь креста своего — ты не достоин быть Моим учеником» (ср. Лк 14, 27). Но если возьмешь крест со смирением, тогда придет радость и мир, о котором даже и не думал. Та радость, тот мир, которые дает Бог в сердце. Который человек неверующий не способен познать.
И, глядя на верующих, соединенных с Богом, несущих со смирением свой крест, люди обычно удивляются и думают: «Как же так? У тебя тяжелая болезнь, тебя уволили с работы, тебе мало кто помогает или вообще никто не помогает… Почему у тебя радость в глазах?». Эта радость в глазах, это только маленькое проявление того мира, который дает Господь человеку смиренному. Человеку смиренному. Который со смирением принимает крест и продолжает благодарить Бога. А со смирением крест можно взять только тогда, когда на первом месте в моей жизни не личное удовольствие, а святая воля Божия, цель которой спасение вечное, а значит, вечное счастье не только после смерти, но уже здесь на земле. Уже здесь на земле дает Господь нам пережить, ощутить эту радость, радость вечности.
Аминь.
Реклама
Толкование на Евангелие от Матфея
Мф.16:1. И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
Хотя фарисеи и саддукеи отличались друг от друга догматами, однако против Христа действовали согласно. Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и Веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов.
Мф.16:2. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
Мф.16:3. и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете.
Обличает их искусительный вопрос, называя их лицемерами, и говорит: как из явлений на небе одно служит признаком ненастья, а другое – ведра, и нет никого, кто бы, видя признак ненастья, ожидал бы ведра, и нет никого, кто бы, видя признак ведра, ожидал ненастья, так должно думать и относительно Меня: одно – это время Моего первого пришествия, а другое – грядущего. Теперь нужны знамения на земле, небесные же сберегаются для того времени, когда солнце померкнет, луна помрачится и небо изменится.
Мф.16:4. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И оставив их, отошел.
Род лукавый потому, что они искушают Его, а прелюбодейный потому, что отступают от Бога и прилепляются к дьяволу. Хотя они просят знамения с неба, но Он не дает им, кроме знамения Ионы, то есть что, пробыв три дня во чреве великого кита – смерти, воскреснет. Относительно этого знамения ты можешь сказать, что оно с неба, ибо при смерти Его солнце помрачилось и вся тварь изменилась. Обрати внимание на возражение: «знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Знамения давались им, то есть они бывали ради них, хотя иудеи и не веровали. Поэтому, оставив их, как неизлечимых, Господь ушел.
Мф.16:5. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
Мф.16:6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и вводившее древние предания старцев, уязвляло души. И как закваска есть смесь воды и муки, так и учение фарисеев есть смесь слова и жизни испорченной. Не сказал же им ясно: остерегайтесь учения фарисеев – с целью напомнить им чудеса над хлебами.
Мф.16:7. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
Мф.16:8. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
Мф.16:9. Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
Мф.16:10. ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
Мф.16:11. Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
Мф.16:12. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
Они думали, что это Он сказал им, чтобы они остерегались осквернения пищей иудейской, почему и рассуждали между собою о том, что не взяли хлебов. Господь укоряет их, как неразумных и маловерных. Они неразумны потому, что не вспомнили, сколькими хлебами и скольких напитал Он. Так как они не поверили, что хотя они и не купили хлебов у иудеев, Он мог идти дальше, то они и названы маловерными. Когда же Господь более сильно изобличил (ибо не всюду хороша кротость), то они тотчас поняли, что закваской Он называл учение. Столь великую силу имеет всюду благоразумный укор.
Мф.16:13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
Апостол Матфей упоминает о построившем город потому, что есть и другая Кесария – Стратона, но не в этой, а в той спрашивает их Господь. Он далеко от иудеев уводит учеников, чтобы, никого не боясь, они смело могли сказать. Прежде же всего спрашивает о мнении народа, чтобы поднять учеников к большему разумению и чтобы не впали они в ту же скудость понимания, что замечается у многих. И не спрашивает, кем называют Меня фарисеи, но люди. Разумеет искренний народ.
Мф.16:14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
Те, которые называли Его Иоанном, были из числа тех, кои подобно Ироду думали, что Иоанн после воскресения и этот дар (дар чудотворения) получил. Другие называли Илиею, потому что Он обличал и потому что ожидали, что он придет; третьи – Иеремиею, потому что Его мудрость была от природы и без научения, а Иеремия определен был на пророческое служение еще дитятей.
Мф.16:15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
Мф.16:16. Симон же Петр отвечая сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого.
И снова Петр, как пылкий, предупреждает и истинно исповедует Его Сыном Божиим.
Мф.16:17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и не кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах;
Ублажает Петра, как получившего знание по Божией благодати; соглашаясь же с ним, показывает, с другой стороны, что мнения других людей ложны. Сказал ему «сын Ионин», как бы так говоря: как ты – сын Ионин, так Я – Сын Отца Моего Небесного, Единородный Ему. Знание называет откровением, так как тайное и неизвестное было открыто Отцом.
Мф.16:18. и Я говорю тебе: ты – Петр , и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.
Со Своей стороны Господь дает Петру великую награду, именно на нем будет основана церковь. Так как Петр исповедал Его Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание. Если мы приобрели тысячи добродетелей, но не имеем в основании правого исповедания, то мы гнилое созидаем. Говоря «церковь Мою», указывает, что Он – Владыка всего, ибо Богу служит все. Врата ада – это гонители, которые низводили христиан в ад. И еретики также врата, ведущие в ад. Итак, многих гонителей и еретиков победила церковь. И каждый из нас есть церковь, являясь домом Божиим. Итак, если мы твердо стоим на исповедании Христа, то врата адовы, то есть грехи, не одолеют нас. Будучи возведен от этих врат, Давид сказал: возводящий Меня от врат смерти. От каких врат, Давид? От двояких: от убийства и прелюбодеяния.
Мф.16:19. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
Как Бог, Христос со властью говорит: «дам тебе»; как Отец дал тебе откровение, так Я – ключи. Под ключами же разумей разрешающие или связывающие грехи прощения или запрещения, ибо те, которые, подобно Петру, удостоились епископской благодати, имеют власть прощать и вязать. Хотя к одному, ибо только Петру сказано: «дам тебе», но всем апостолам дано. Когда? Когда Господь сказал им: «кому отпустите грехи, отпустятся им», ибо и «дам» обозначает грядущее время, то есть время после воскресения. Небесами называются и добродетели, ключами же их – труды, так как чрез делание, как бы при помощи некоторых отпирающих ключей, мы входим в каждую из добродетелей. Если же я не делаю, но только знаю доброе, то имею только ключ ведения и остаюсь вне. Связан же на небесах, в добродетелях, тот, кто не ходит в них, ибо прилежный разрешен в них. Не будем грешить, чтобы мы не оказались связанными узами собственных грехов.
Мф.16:20. Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы они никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
Христос желал до креста скрывать в тени Свою славу. Если бы люди услыхали до страдания, что Он – Бог, затем увидели бы Его страждущим, то каким образом они не соблазнились бы? Итак, Он скрывает Себя от многих для того, чтобы без соблазна быть познану после воскресения, когда Дух посредством чудес сгладит все.
Мф.16:21. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Заранее говорит Господь ученикам о Своем страдании, чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против Своей воли. Когда они узнали, благодаря исповеданию Петра, что Он – Сын Божий, тогда открывает им о страданиях Своих. Но к печальному присоединяет и радостное, что в третий день пробудится от смерти.
Мф.16:22. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
Что было открыто, это Петр исповедал верно, относительно же того, что не было открыто, ошибся, чтобы мы поняли, что помимо Бога он не изрек бы того великого. Итак, не желая, чтобы Христос пострадал, и не зная тайны воскресения, апостол говорит: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою».
Мф.16:23. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.
За то, что верно сказал Петр, Христос ублажает его, а за то, что он неразумно опасался и желал, чтобы Он не страдал, укоряет, говоря: «отойди от Меня, сатана! Под «сатаной» разумеется противник. Итак, «отойди от Меня», то есть не противостой, но следуй Моему хотению. Называет же Петра так потому, что и сатана не желал, чтобы Христос пострадал. Говорит: ты по человеческому соображению думаешь, что страдание неприлично для Меня. Но ты не понимаешь того, что Бог чрез это совершает спасение и что это более всего приличествует Мне.
Мф.16:24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
Тогда. Когда? Когда обличил Петра. Желая показать, что Петр, удерживая Его от страданий, погрешил, говорит: ты удерживаешь Меня, Я же говорю тебе, что не только то, что Я не пострадаю, вредно для тебя; но и ты не можешь спастись, если и сам не умрешь, как и всякий другой: мужчина или женщина, бедный или богатый. «Если кто хочет» – эти слова Господь сказал, чтобы показать, что добродетель есть дело свободного выбора, а не принуждения. Следует же за Иисусом не тот, кто только исповедует Его Сыном Божиим, но и проходит чрез все ужасы и переносит их. «Отвергнись себя» – сказал, означая предлогом «от» совершенное отречение. Например, пусть не имеет он ничего общего с телом, но презирает самого себя, как мы привыкли говорить: такой-то человек отказывается от такого-то, вместо – не имеет его ни другом, ни знакомым. Итак, каждый должен не иметь никакой любви к телу, чтобы взять крест, то есть избрать смерть и прилежно искать смерти, и смерти позорной. Ибо таковой смертью был крест у древних. Но говорит: «и следуй за Мною», – ибо многие разбойники и воры распинаются на кресте, но те не Мои ученики. Итак, пусть последует, то есть пусть покажет и всякую иную добродетель. Отвергается же самого себя тот, кто вчера был распутным, а сегодня сделался воздержным. Таков был Павел, отвергшийся самого себя по слову: «и уже не я живу, но живет во мне Христос». Он избирает крест, умерши и распяв самого себя для мира.
Мф.16:25. Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
Увещевает нас к мученичеству. Кто отрицается Господа, тот приобретает душу для настоящего, то есть спасает, но он губит ее для будущего. Погубит душу ради Христа тот, кто пострадает ради Него; но он найдет ее в нетлении и жизни вечной.
Мф.16:26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
Мф.16:27. ибо придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
Предположим, говорит, что ты приобрел весь мир, но какая польза от того, что тело благоденствует, если душа находится в худом состоянии? Это подобно тому, что госпожа дома носит разорванные рубища, а служанка блестящие одежды. Ибо и в будущей жизни никто не может дать выкупа за душу свою. Здесь можно дать слезы, стенания, милостыни, там нет. Там придет Судья неподкупный, ибо Он судит каждого по делам, но и страшный, так как Он идет во славе Своей и со ангелами, а не уничиженный.
Мф.16:28. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
Сказал, что придет Сын Человеческий во славе Своей, и чтобы они поверили, говорит, что некоторые из стоящих здесь увидят, насколько это возможно для них, в преображении славу второго пришествия. Вместе с тем показывает, в какой славе будут те, которые пострадают за Него. Как просияла тогда Его плоть, так по аналогии просветятся в то время и праведники. Разумеет здесь Петра, Иакова и Иоанна, которых Он взял на гору и показал им Царство Свое, то есть грядущее состояние, когда и Он придет, и праведники просветятся. Поэтому говорит: некоторые из стоящих здесь не умрут до тех пор, пока не увидят Меня преобразившимся. Обрати внимание, что те, которые стоят в добре и тверды, видят светлейшее преображение Иисуса и постоянно преуспевают в вере и заповедях.
Трудные места Евангелия: «Отойди от Меня, сатана!»
Портал “Православие и мир” открывает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в этой серии.
Андрей Десницкий
Отношения Христа с апостолами не всегда были простыми. Апостолы не были какими-то особенными людьми, их никто не готовил к будущему служению – Христос просто позвал их за Собой, и они пошли, а учиться всему приходилось уже по ходу дела. Они далеко не всё понимали сразу, они зачастую беспокоились совсем не о том, о чем следовало бы им волноваться, и Христос не раз упрекал их по разным поводам.
Однажды Он произнес особо строгий выговор, обращенный к апостолу Петру:
«Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф 16:23; ср. Мк 8:33 и Лк 4:8).
Но ведь перед этим Христос сказал тому же самому апостолу: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах». (Мф 16:18-19). Как же это: почти одновременно обещает дать ему ключи Царства Небесного – и прогоняет от себя, назвав сатаной? Точно такие слова, «отойди от меня, сатана», Он некогда обратил к диаволу во время искушений в пустыне (Мф 4:10). А теперь повторяет то же самое апостолу!
Но сначала разберемся, что значит само это название, «сатана». По происхождению это вовсе не имя собственное, еврейское слово сатан означает «противник, враг». Именно так называется некий загадочный персонаж в самом начале книги Иова. Он приходит к Господу вместе с другими «сынами Божьими», беседует с Господом, предлагает ему испытать верность Иова, наслав на него бедствия, и Бог соглашается… Мы привычно считаем, что здесь речь идет о диаволе, главе злых духов, отпавших от Бога. Но как же он тогда является к Богу, вступает с Ним в переговоры – и Бог соглашается на его предложения? Разве Бог общается с силами зла? Но если читать книгу Иова в оригинале, никакого главы злых духов мы там не обнаружим. Там будет сатан, то есть «враг, противник» – возможно даже, некий ангел, который исполнял роль, отведенную в католической процедуре канонизации т.н. «адвокату диавола». Такой адвокат, конечно, не диавола оправдывает, а высказывает всё, что можно только сказать против канонизации. Примерно такую же роль играет на защите диссертации официальный оппонент.
В 4-й главе Евангелия от Матфея, где идет речь об искушения в пустыне, явно имеется в виду сам диавол. Христос не вступает с ним ни в переговоры, а отвергает все его предложения. Но называя его «сатаной», Он не обязательно использует это слово, заимствованное из еврейского языка в греческий, как имя собственное: это может быть обозначение той роли, которую играл диавол во время пребывания Христа в пустыне. Он был его врагом, стремился сбить с пути.
Но ведь ту же самую роль сыграл теперь, может быть, сам не желая того, и апостол Петр! Он недавно признал Иисуса Христом, Сыном Бога Живаго – и тогда Христос сказал слова о церкви и ключах Царствия. Петр, поняв, как много ему дано, несомненно, желал сохранить всё это. И, уж конечно, он любил своего учителя, желал для Него всего самого доброго и радостного. И тут Христос говорит о Своих будущих страданиях и даже смерти… Как мог согласиться с этим Петр? Как мог пожелать для Учителя такого конца? Тем более, при таком раскладе – какая же церковь, какие ключи? Всё погибнет…
И он, что вполне естественно, стал отговаривать Христа от путешествия в Иерусалим. Зачем отправляться на верную гибель, когда всё может быть совсем иначе? Но ведь то же самое, по сути, предлагал Христу и сатана в пустыне: мгновенное, убедительное завоевание людских сердец с помощью чуда или политической мощи, безграничную власть в этом мире, и всё это без тени страданий и сомнений. Трудно было отказаться от такого заманчивого предложения, и, может быть, еще труднее было отвергнуть заботу дорогого ученика. Но и в том, и в другом случае Христу предлагалось отречься от Своей миссии, поступить по вполне понятным, но чисто человеческим желаниям. По сути дела, капитулировать перед князем мира сего, принять его условия игры. Он ответил самым резким отказом.
Но есть и некоторое отличие между словами, сказанным искусителю в пустыне и сказанными апостолу. Обращаясь к Петру, Христос добавил два слова: «отойди позади Меня» (в Синодальном переводе не совсем точно сказано «от Меня»; более того, те же слова добавлены там и в 4-й главе, хотя самые авторитетные рукописи их в этом месте не содержат). Петр, в отличие от искусителя, не должен был совсем оставить своего Учителя – он должен был последовать за Ним, ступать позади. Не указывать Ему, как поступать, куда ходить и что делать, а, напротив, следовать Его примеру. С тех пор, по сути, эта ситуация повторялась не раз: верующие пытались указать Богу, как следует Ему поступить, они руководствовались в своем поведении не Его волей, но собственными замыслами и чувствами, пусть даже вполне понятными и объяснимыми… и каждый раз в такой ситуации им следовало отнести к самим себе обжигающие слова Христа: «отойди, враг! ступай следом за Мной, а не указывай Мне путь!»
Христос не лишил апостола тех обещаний, которые прежде дал ему, но указал на его место – то единственное место, на котором Петр и мог получить обещанное.
Портал “Православие и мир” открывает серию «Трудные места Евангелия». Всех читателей мы приглашаем предложить другие евангельские отрывки, которые кажутся сложными для понимания – эти предложения будут учтены при подготовке следующих публикаций в этой серии.