Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

Обязанности алтарника на литургии

05.06.2019 by admin

Содержание

  • Алтарник – ангельская работа
  • Действия алтарника на литургии
  • Алтарник
    • Алтарник как прообраз Ангела
    • Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона
    • Правила поведения алтарников
  • Алтарник — это служитель алтаря
  • Стать алтарником может любой мирянин
  • Обязанности алтарника чрезвычайно разнообразны — 5 частей
  • Во время богослужения алтарник совершает более 25 действий
  • Алтарник участвует в церемонии апостольских чтений
  • Великий вход — самая ответственная для алтарника часть богослужения
  • Как правильно подать кадило священнику можно узнать на сайте Братия алтарники
  • 5 минимальных требований к алтарнику
  • Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Часть I
    • Интересные материалы:

Алтарник – ангельская работа

Неоднократно я слышал утверждение, что в служении алтарника нет ничего особенного. Подать кадило, выйти со свечами, прочесть Апостол — как будто все просто. Но простота эта кажущаяся. То, что видят люди в храме, — это только верхушка айсберга, самое же основное сокрыто от взора стороннего наблюдателя. И я бы хотел приоткрыть завесу, попытаться донести до читателя всю красоту, глубину и разнообразие этого служения.

Алтарник

Низший среди равных

Многие полагают, что главное делание алтарника — это молитвенное стояние перед Богом, то есть молитва. И это вполне понятно, потому что все-таки находишься в месте, где особым образом пребывает Бог. Но я все же осмелюсь сказать, что молитва здесь не главное. Как дыхание является необходимостью для течения жизни, но не является содержанием этой жизни. Или, другими словами, мы дышим для того, чтобы жить, но живем не для того, чтобы дышать. Так же и алтарник без молитвы не алтарник, но не молитва является целью его служения.

Алтарник призван служить священнослужителям — вот что главное, вот в чем он должен совершенствоваться и видеть радость. Алтарник как бы символизирует собой низшие чины ангелов. Эти служебные духи с великим усердием, радостью и любовью молниеносно, без малейшей толики сомнения и замешательства, с величайшим рвением исполняют поручения Бога. Одни служат людям, другие находятся непосредственно рядом с Богом, всегда при Нем. И никто из них не задумывается, высоко ли их служение или низко. Ведь они, пламенея любовью к своему Владыке, получают неизреченную радость и удовлетворение от своего служения. Алтарник должен уподобляться этим служебным духам и нести свои обязанности с такой же ревностью. Идеал алтарницкого служения — это ангелоподобное несение своих обязанностей. Тот, кто заботится о священнослужителе, видит перед собой Бога, Который любит его как никто другой и в ответной любви к Нему старается отдать всего себя. Сущностью алтарницкого служения есть любовь к священнослужителям.

Бывает, что алтарник не может сойтись характером со священником. По этому поводу хочу рассказать историю. Один алтарник, сам не зная почему, невзлюбил священника, которому служил. Юноша понимал, что с таким настроением невозможно нести служение. Он каялся перед Богом, просил помощи. Через некоторое время ему пришла мысль: если ты его не любишь, то наоборот должен служить ему с еще большим усердием. Так он и стал поступать, а если алтарников на богослужении было несколько, стремился первым послужить батюшке: умыть ему руки, подать облачение, выполнить поручение — и делал все это с таким рвением, что даже не заметил, как ненависть заменилась истинной любовью. Слава Богу, если удалось преодолеть свои амбиции, и грустно, если они заграждают собой путь служения.

Горящее сердце

Многие задаются вопросом, что нужно для того, чтобы стать алтарником? Часто исповедаться и причащаться? Часто посещать службы? Много молиться? В общем, исправно соблюдать все предписания? Все это, конечно, верно. И все-таки… Многие молодые люди регулярно участвуют в таинствах и богослужениях, но не все они становятся алтарниками.

Разумеется, чтобы прислуживать в алтаре, необходимо многое знать: чинопоследование богослужений, устав прокимнов, аллилуиариев, апостольских чтений, особенности праздников, особенности великопостных и пасхальных богослужений. Надо не только владеть знаниями, но и уметь использовать их на практике. Научиться этому сейчас практически негде, и должно пройти немало времени, прежде чем новичок овладеет минимальными навыками. Придется заниматься самообразованием, читать специальную литературу, что тоже требует определенного времени и, главное, желания этим заниматься.

Так, может быть, самое главное — искреннее желание? Конечно, благое желание необходимо, но и его недостаточно! Один юноша рассказал мне о своем печальном опыте служения. Некогда он очень хотел стать алтарником. Когда же его мечта наконец осуществилась и по благословению духовника он начал прислуживать в алтаре, энтузиазм его быстро угас, и служение превратилось в тяжелую повинность. На этом фоне мой знакомый пережил серьезный духовный кризис и решил отказаться от того, к чему когда-то так стремился. И таких случаев немало.

Мне кажется, самое главное, что необходимо алтарнику, — это горящее сердце. Только сердце, которое горит любовью к Богу, заставляет нас идти на то или иное служение или подвиг. Служение — это и есть подвиг, духовное совершенствование. Только горящее любовью сердце старается быть ближе к Объекту своей любви. Горящее духом сердце — вот истинный фундамент, рождающий мощное желание служить Богу. В свою очередь, участие в богослужениях и Таинствах Церкви поддерживают это горение, что дает человеку силы для преодоления неизбежно возникающих искушений.

Разве нельзя стать алтарником, не имея горящего духа? Можно. Но тот, кто имеет источником своего желания не любовь к Богу, а какое-нибудь другое состояние души, будет относиться к своему деланию только как к работе. А это, мне кажется, крайне опасно. Алтарник, расценивающий свое служение как обычную работу, похож на человека, который идет по канату, балансируя над пропастью. Этот путь возможен, но он очень неустойчив, безрадостен и в конце концов может привести к духовному надрыву. Там же, где присутствует любовь, иго будет благо и бремя легко. Служение с любовью всегда приносит радость и утешение.

Михаил ГОЛУБКОВ, алтарник храма

Святого благоверного царевича Димитрия (Москва)

Действия алтарника на литургии

(скачать) Действия алтарника на литургии

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона.

  1. Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.
  2. Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.
  3. Когда начинается каждение — открыть завесу. (Закроет её после Великого входа св-к). Перед началом литургии включить паникадило.
  4. Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого Входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.
  5. Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти.
  6. Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
  7. Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
    1. Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
    2. По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
  8. Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
    1. Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.
  9. Великий вход.
    1. По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса. Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
    2. По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
    3. Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.
  10. Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
  11. Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
  12. При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.
  13. На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
  14. Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
    1. Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.
  15. По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
  16. Открыть завесу по указанию священника.
  17. Переставить свечу к иконе Спасителя.
  18. Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
  19. После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
  20. Зажечь свечу на жертвеннике.
  21. Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
  22. Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
  23. Раздать антидор.
  24. Читать благодарственные молитвы.
  25. Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола.

Иерей: Вонмем. Мир всем. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (.).

Прокимен целиком. Хор: прокимен.

Стих. Хор – прокимен.

Прокимен (1 часть – до запятой). Хор: 2-ю часть прокимна. (Если есть второй прокимен, то вместо этого Прокимен, глас (.). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Иерей: Премудрость.

Чтец: ……….. *чтение.

Иерей: Вонмем.

Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение законичается понижением тона и далее снова тон повышается)

Иерей: Мир ти, чтущему. Чтец: И духови твоему. Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза),

Хор поет “Аллилуйя”— трижды на указанный глас.

Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Если два чтения, то

Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,

Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

* Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать св-ку кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ АПОСТОЛЬКИХ ЗАЧАЛ И
ЧТЕНИЕ ПРОКИМНОВ, АЛЛИЛУАРИЕВ, ТРОПАРЕЙ, КОНДАКОВ

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.

Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.

Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  • Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  • Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  • В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  • Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  • Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.

Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Алтарник

(60 голосов: 4.6 из 5)

  • Последование пономарского служения протодиакон Максим Синюк
  • Чтецу богослужебной книги Апостол
  • Как читать Часы
  • Краткий устав-схема:
    — Литургии свт. Иоанна Златоуста (Word, PDF)
    — Литургии Преждеосвященных Даров (Word)
    — Всенощной (Word)
  • Церковный счёт
  • Тест: Алтарники

Алта́рник (пономарь) – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре во время богослужения. Термин возник в середине XX века; прежде прислуживавших в алтаре называли пономарями.

В настоящее время в обязанности алтарника могут входить следующие:
— замена иконы праздника в храме,
— возжигание лампад в алтаре и на иконостасе,
— при необходимости – чтение на богослужении (см. Часослов).
— принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана,
— подготовка кадила,
— подготовка облачения священников и диаконов (см. Цвет облачения),
— подавание плата для отирания уст во время причащения,
— помощь священнику при совершении таинств и треб,
— функции звонаря,
— уборка в алтаре.

На эту должность настоятелем выбираются мужчины-миряне, обладающие высокими нравственными качествами, исполненные благоговения. Служение алтарником обязательно проходят в качестве послушания все те, кто решил посвятить себя священству.

Алтарник как прообраз Ангела

Алтарник несет на себе три приходских служения: чтеца, пономаря и параекклесиарха. Как чтец – он участвует в богослужении, донося до церковного народа слова молитв и поучений (в том числе и тексты Священного Писания). Как пономарь – совершает положенные ему уставом священнодействия (входы со свечами и т.п.) и помогает (как бы сослужит) священнослужителям. Как параекклесиарх – алтарник следит за порядком в храме во время богослужения, приготовляет помещение храма и церковную утварь к службе и убирается после, готовит вещество Таинств (хлеб, вино, масло и т.п.).

Важность служения алтарника накладывает особую ответственность на людей, несущих это послушание. Во-первых, алтарник должен быть человеком высокой духовной жизни, т.к. без внутреннего молитвенного делания и без борьбы с собственными страстями невозможно нести службу (прислуживать) у Престола Божия. Особо алтарник должен воспитывать в себе добродетели смирения, рассудительности, внимательности, трудолюбия и ответственности (не только за себя, но и за своих собратьев). Во-вторых, алтарник должен быть церковно грамотен: знать устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви, и должен постоянно повышать свое христианское образование. В-третьих, алтарник должен быть предельно строг в отношении к себе. Это касается не только внутренней жизни души, но и внешнего облика церковнослужителя. Алтарник должен вести себя в обращении с людьми кротко и степенно. Внешний вид его должен быть всегда опрятен (чистые волосы, не мятая одежда; однотонная рубашка, черные брюки и черные начищенные ботинки). Речь алтарника должна быть спокойной, вежливой и убедительной.

Часто в современной приходской жизни можно встретить пренебрежительное отношение к служению алтарника. Однако Предание Церкви свидетельствует нам о том, что алтарник, подобно прочим служителям Алтаря, являет собой и своим послушанием образ горнего мира – образ Царства Божия, прообразуя собою Ангелов, сослужит Христу Спасителю в деле спасения людей (местной церковной общины) от греха и смерти.

иеромонах Иероним (Зуб)

Обязанности алтарников за литургией, при отсутствии диакона

(скачать в формате Word)

1) Затеплить лампады. Приготовить вино. Перед тем как налить вино в кувшин надо обязательно попробовать его, не скисло ли оно, нет ли каких-нибудь посторонних привкусов, идеально наливать вино с вечера. Приготовить воду для проскомидии, небольшое количество, так чтобы в корчаге было только покрыто дно, вода должна быть самая обычная, не освященная, не остатки теплоты с прошлой литургии. Принести записки в алтарь. Читать поминания по благословению священника во время проскомидии и в свободные промежутки времени до Херувимской.

2) Подать кадило в конце проскомидии по указанию священника (Сначала поднять его правой рукой, левая рука держит нижнюю чашку, так чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем отпустить нижнюю чашку для каждения большого покровца). Нарезать антидор.

3) Когда начинается каждение — открыть завесу царских врат. (Закрыть её после Великого входа). Перед началом литургии включить паникадило.

4) Малый вход. Во время возгласа священника «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем…» перед началом пения 3 антифона (обычно – «Блаженны») зажигается пономарская свеча на горнем месте. Алтарник становится рядом с ней. Начало Малого входа обычно происходит во время пения «Блаженни милостивии», (если поются тропари на «блаженны», то на «Славу») алтарник синхронно крестится со священником, кланяется ему, после того, как св-к направится от престола к горнему месту, подойти со свечой к двери, когда священник пройдет горнее место открыть северные врата и выйти. После благословения священника на вход алтарник входит в южные врата, ставит свечу обратно на горнее место, крестится и кланяется священнику, тушит свечу.

5) Чтение Апостола. Во время пения Трисвятого, держа Апостол перед собой вертикально, взять благословение со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» и выйти.
6) Во время чтения Апостола (если один алтарник – то перед этим) подать кадило.
7) Во время пения Аллилуария вынести свечу на амвон.
Если один алтарник, то после Малого входа он не заносит свечу в алтарь, а оставляет горящей перед иконой Спасителя. По прочтении Аллилуария свеча ставится перед амвоном.
По прочтении Св. Евангелия свеча заносится в алтарь и гасится.
8) Во время произношения сугубой и заупокойной ектений распределить заказные поминания между служащими священнослужителями.
8а) Подать кадило, если есть заупокойная ектенья. Священник, читая ектенью, совершает каждение престола, стоя спиной к открытым царским вратам.

9) Великий вход.
9а) По прочтении священником тайной молитвы «Никто же достоин..», подать кадило для каждения алтаря и иконостаса.
Пока св-к кадит иконостас на солее — зажечь свечу. По окончании каждения забрать кадило.
9б) По третьем прочтении священником «Иже херувимы» подойти к жертвеннику с кадилом. Подать его священнику. Если алтарник один, то забрать кадило в правую руку, в левую взять свечу – выходим на солею, встать перед амвоном. Как только св-к ставит Дары на престол – войти в алтарь.
9в) Тут же поставить и погасить свечу, и подать кадило высоко для каждения покрова.

10) Возглас «Возлюбим друг друга» — подойти к завесе для её открытия. На возгласе «Двери, двери…» открыть завесу.
11) Во время пения «Символа веры» кипятится чайник.
12) При пении: «Тебе поем…» (после освящения св. Даров) после земного поклона подать св-ку кадило для каждения Святых Даров.

13) На возгласе «Вонмем! Святая святым» закрыть завесу
14) Сразу же поднести на подносе чайник с кипятком св-ку (чайник предварительно ополоснуть кипятком).
14б) Сразу же поставить свечу перед Царскими вратами.

15) По окончании пения причастна читать молитвы ко Св. Причащению.
16) Открыть завесу по указанию священника.
17) Переставить свечу к иконе Спасителя.
18) Держать плат и вытирать уста причастникам. В случае попадания Св. Даров на плат не допустить их падения на пол.
19) После причащения мирян подать кадило для каждения престола, а потом жертвенника.
20) Зажечь свечу на жертвеннике.
21) Забрать кадило и подать его снова священнику перед жертвенником.
22) Унести свечу с амвона в алтарь после возгласа: «Всегда, ныне и присно…» перед переносом Св. Даров.
23) Раздать антидор.
24) Читать благодарственные молитвы.
25) Подать св-ку чайник с теплой водой для замывки Чаши.

Порядок чтения Апостола

Иерей: Вонмем. Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (.): прокимен целиком.
Хор: повторяет прокимен.
Чтец: Стих после прокимна.
Хор – прокимен целиком.
Чтец: Прокимен (1-ю часть – до запятой).
Хор: 2-ю часть прокимна.
(Если есть второй прокимен, то вместо этого чтец: Прокимен, глас (.): второй прокимен целиком. Хор: прокимен).
Иерей: Премудрость.
Чтец: ……….. *чтение.
(Деяния святых апостол чтение (Или: Соборнаго послания Петрова чтение. Или: К римляном послания святаго апостола Павла чтение.))
Иерей: Вонмем.
Чтец читает Апостол… (Начинает медленным низким голосом, повышая тон, если два чтения, то первое чтение заканчивается понижением тона и далее снова тон повышается)
Иерей: Мир ти, чтущему.
Чтец: И духови твоему.
Иерей: Премудрость.

Если диакон будет читать с амвона Евангелие, то отойти немного вправо.

Если одно чтение, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза),
Хор поет “Аллилуйя”— трижды на указанный глас.
Чтец: 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.

Если два чтения, то
Чтец: Аллилуйя (3 раза) и сразу 1-й стих аллилуиария; Хор: “Аллилуйя”,
Чтец: — 2-й стих аллилуиария, Хор: “Аллилуйя”.
Чтец: 1-й стих второго аллилуиария ; Хор: “Аллилуйя”

В храмах, где поют знаменным распевом вместо Аллилуйя (3 раза) нередко произносят Аллилуйя глас (.)

Недопустимо делать ошибки при чтении молитв, ударения в словах должны быть расставлены правильно. Также чтец должен сам хорошо понимать смысл читаемого, правильно делать логические ударения, остановки на знаках препинания и т.п. Чтение должно быть речитативное, без выкрикиваний, монотонное, без скачков, которые режут ухо. При недостатке опыта необходимо просмотреть текст молитв заранее, а текст Апостольских чтений, прокимны, аллилуиарии должны быть просмотрены заранее в любом случае.

Свечу затепляют огарком другой свечи. Когда ставят или уносят свечу с горнего места, то перед этим крестятся и кланяются горнему месту и кланяются престолу.

Как подавать священнику кадило. Правой рукой держать за кольцо, левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

Определение апостольких зачал и чтение прокимнов, аллилуариев, тропарей, кондаков

Если 2 тропаря на часах, то: тропарь 1-й — Слава.. – тропарь 2-й – И ныне.
Кондак всегда читается один. На 3-м часе первый, на 6-м второй.
Если 2 прокимна, то: прокимен, глас… (1-й прокимен) – стих – прокимен глас… (2-й прокимен).

Определение зачала Апостольского чтения, прокимна и аллилуария.

  1. Открываем главу «Сборник 12 месяцев» (непереходящий календарь). Зачала в Апостоле сквозные (с начала до конца). Если на этот день нет праздника с чтением, то п.2.
  2. Глава «Прокимны … дневные» (по дням недели). Выбираем соответствующий день.
  3. В воскресенье. Глава «Прокимны … литургийные осьми гласов».
  4. Если хотим помянуть местночтимого святого, то глава «Прокимны … общии святым».
  5. Во время Пасхального цикла используем «Сказание о антифонах и прокименах» (переходящий календарь).

В процессе чтения Апостола постепенно повышаем голос, заканчиваем на 3 ноты.
Если 2 апостольских чтения (праздника и святого), то по окончании первого голос понижается. Без объявления сразу читаем второе чтение с той же низкой ноты. Далее, как одно чтение.

Правила поведения алтарников

(скачать в формате Word)

Перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон.

Войдя в святой алтарь, алтарник должен сделать с благоговением три земных поклона перед святым престолом, перекреститься с поклоном в сторону Горнего Места и подойти за благословением к старшему по чину священнослужителю.
В субботу, в воскресенье и в праздничные дни, по предписанию Типикона, положено совершать только поясные поклоны.

Перед облачением в стихарь необходимо испросить благословение на надевание стихаря у служащего священника или у епископа (если в процессе службы необходимо будет снять стихарь, то на повторное облачение брать благословение уже не требуется).

В обязанности алтарника входит наблюдение за семисвечником, лампадами и алтарными подсвечниками, кроме тех, которые стоят на престоле. За последними смотрят священнослужители. Ставить на престол и снимать с него лампады и подсвечники лицам, не имеющим священного сана, не разрешается. Кроме того, алтарник должен внимательно следить за кадилом, чтобы в нужный момент в нем горел уголь.

Алтарник должен подавать кадило служащему диакону с правой стороны святого престола.

Проходя через горнее место, положено совершать крестное знамение. Перед тем, как подать кадило диакону, алтарник должен вместе с ним перекреститься в сторону иконы горнего места и поклониться служащему священнику. Брать кадило у диакона рекомендуется на том же месте и с такими же действиями, какие положено делать перед подаванием кадила.

Нужно стараться как можно меньше ходить по алтарю. Разговоры и смех в алтаре недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся богослужения. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия не должно быть посторонних действий и речи, кроме молитв.

Касаться престола и жертвенника, проходить перед престолом (между ним и царскими вратами), входить/выходить через Царские врата строго запрещено.

Продукты питания (а тем более, животного происхождения) в алтаре воспрещены.

В Богослужебных книгах пометок желательно не делать

При любых видах кровотечения алтарник обязан сразу же покинуть алтарь.

Как держать плат при причащении

Во время причастия мирян, алтарник может быть приглашён священником держать плат и отирать уста причастникам. Это послушание следует исполнять на пределе внимания и осторожности. Важно следить за тем, чтобы причастники:
— держали руки на груди крестом;
— ни в коем случае не крестились перед Чашей;
— дети сразу проглатывали Святые Дары.
Следует держать плат широко (полностью развёрнутым) и быть готовым к тому, что ребёнок или взрослый совершит резкое движение или даже кашлянёт.

Если младенец на руках у родителей, то они должны положить его головой к своей правой руке. Алтарнику следует придерживать ручки младенца.

Алтарник — это служитель алтаря

Алтарник или служитель алтаря — так называется мужчина-мирянин, оказывающий помощь священнослужителям в алтаре при совершении богослужений. Этот термин упомянут в Библии (Иоил. 1:13).

Стал общепринятым к концу 20-го века в большинстве европейских епархий Русской Православной Церкви. До этого в древнерусском языке имелось слово «олтарник». Оно обозначало священника или же священнослужителя вообще.

Алтарь храма Успения Божией Матери в г. Ольханск. Алтарник оказывает помощь священнику в алтаре храма при богослужении

В РПЦ принят Типикон, в котором человек, исполняющий обязанности алтарника, называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем. Под алтарником в древности понимался пономарь, и его обязанности часто исполнял псаломщик или дьячок, читающий и поющий на богослужении.

В наше время алтарник выполняет функции священноносца — пономаря и параекклисиарха, а также чтеца — дьячка и псаломщика.

До XIX века словом «алтарник» называли священников.

До XIX века словом «алтарник» назывались сами священники, то есть служители Алтаря Господня. В наше время это лица имеющие постановление от епископа или хиротосию. Если такое посвящение отсутствует, никакое лицо не имеет права надевать одежду алтарника и входить в алтарь.

Алтарники храма пророка Илии в Поречье, с. Ильинское. В РПЦ алтарник называется параекклисиархом или же кадиловозжигателем

Необходимо отметить, что в наше время должность чтеца и алтарника в крупных приходах существенно различаются. Даже фискальные органы СССР при взимании подоходных налогов, брали налог со ставки чтецов как священников, а с алтарников как с рабочих.

В монастырях обязанности алтарника обычно исполняют по благословению настоятеля определённые для этого монахи. При архиерейском богослужении это иподиаконы.

Стать алтарником может любой мирянин

Многие верующие спрашивают: как стать алтарником в храме? Прежде всего, для этого необходимо понимать всю важность такого служения. Дело в том, что с богословской точки зрения алтарник, как и все прочие служители Алтаря является образом горнего мира или Царства Божия.

В процессе своего послушания он подобен Ангелам и сослужит Христу Спасителю для спасения людей (в первую очередь представителей местной церковной общины) от греха.

Алтарница храма Преображения Господня в Богородицком схимонахиня Григория (Биллим). Обычно алтариник это мужчины, но в некоторых случаях это послушание может исполнять женщина. В СССР алтарницы-женщины встречались часто из-за дефицита верующих мужчин

Обычно на должность алтарника избираются мужчины-миряне. В годы Советской власти, когда алтарники были в дефиците, допускалась постановка на эту должность женщин. Кроме того, для получения священнического звания прохождение послушания алтарником обязательно.

В СССР иногда в алтарники поставляли женщин из-за дефицита верующих мужчин.

Так как алтарник допущен в Алтарь, он должен быть человеком высокой нравственности, вести духовную жизнь. Дело в том, что, не имея внутреннего молитвенного делания и не борясь со своими страстями, прислуживать у престола Божьего невозможно. Кроме того, алтарник должен быть смиренен, внимателен, ответственен, чистоплотен.

Видеофильм: Человек перед Богом. Богослужение. В фильме рассказывается о православном богослужении. Алтарник не священник, но он обязан знать богослужебный устав, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви.

В обязательном порядке он должен знать церковную грамоту: устав богослужения, церковнославянский язык, вероучение Православной Церкви. Алтарник не священник, но должен вести с мирянами в храме подобающим образом. В некоторых храмах, перед тем как поставить мирянина в алтарники, архиереи просят кандидата сдать им небольшой экзамен.

Обязанности алтарника чрезвычайно разнообразны — 5 частей

Обязанности пономаря-алтарника весьма разнообразны. Их можно условно разделить на пять частей:

  1. Подготовительные работы перед богослужением. Сюда входит: подготовка одежд для священников и диаконов, возжигание лампад на иконостасе и в алтаре. Кроме того, алтарник готовит перед литургией кадило, просфоры, вино, воду, теплоту, свечи, стол и т.д.
  2. Участие в богослужении в качестве свещеносца и пономаря. Во время входов пономарь-алтарник несёт свечу, а иногда и кадило. Кроме того, он также подаёт всё необходимое в нужный момент при богослужении священнослужителям, звонит в алтарный колокол.
  3. Участие в качестве чтеца в богослужении. Алтарнику необходимо знать повечерие, часы, полуношницу, изобразительны для чтения их во время вечерни и утрени, а также канон, кафизмы шестопсалмие и т.д. Ему также могут доверить чтения Апостола на литургии.
  4. Певчий, звонарь и иные функции. Прочитать записку и синодник во время причащения мирян, подать священнику плат для оттирания уст.
  5. Уборка в алтаре.

Уборка алтаря домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. Ломоносова. Уборка в алтаре — одна из основных обязанностей алтарника

Таким образом, проходя послушание в Алтаре, мирянин в совершенстве изучает особенности порядок богослужения в православной церкви. Именно поэтому послушание алтарника — это обязательная ступень для рукоположения в священники.

Во время богослужения алтарник совершает более 25 действий

Обязанности алтарника на литургии весьма обширные. Примерное их число составляет 25. Например, он должен затеплить лампады и приготовить вино. Приготовление вина заключается в пробе не скисло ли оно. Кроме того, им приносятся записки в алтарь.

Поминания читаются по благословению священника во время промискомидии, а также в свободное время до Херувимской молитвы.

Видеофильм: Литургия с пояснением Святых Отцов. В фильме рассказывается порядок богослужения и о обязанностях участвующих нём алтарников.

В конце промискомидии необходимо подать кадило для кажения по знаку священника. Для этого его поднимают правой рукой. Левая рука держит при этом нижнюю чашку так, чтобы верхняя часть не мешала держать покровец над кадилом. Затем опускается чашка для кажения большого покровца. После этого нарезается антидор.

Примерное число обязанностей алтарника во время богослужения равно 25-ти.

После начала кажения пономарь должен открыть завесу над царскими вратами и закрыть её после Великого выхода. Перед началом литургии он включает паникадило. Во время Малого входа, перед тем как начнут петь 3 антифона, пономарем зажигается пономарская свеча на горнем месте. Сам алтарник становится рядом со свечёй.

Паникадило в храме во имя Преображения Господня в Ново-Валаамском монастыре. Алтарник перед началом литургии зажигает или включает паникадило

Во время пения «Блаженни милостивии» алтарник-пономарь синхронно креститься и кланяется священнику. Далее проходят после священника от престола к горнему месту и кланяются ему. Походят со свечой к северной двери алтаря и после того, как священник пройдёт горнее место, открывают их и дают ему выйти.

После получения благословления от священника, алтарник входит в южные врата, помещает свечу обратно на горнее место. После того как он покреститься и поклонится священнику, свеча тушится.

Алтарник участвует в церемонии апостольских чтений

Во время апостольских чтений алтарник также прислуживает священнику. Когда поют Трисвятого, он держит перед собой Апостол вертикально, берёт благославение и со словами: «Благослови владыко святый Апостол прочести» выходит. Во время чтения Апостола прислужнику необходимо подать кадило.

Видеоролик: Чтение Апостола. Автор снял процесс чтения Апостола алтарником во время богослужения.

Когда поётся 1 стих Аллилуария ему необходимо вынести свечу на амвон. После Малого выхода свеча оставляется горящей перед иконой Спасителя. После того как 1й стих прочитан, свеча ставится перед амвоном. После чтения священником Святого Евангелия, свечу заносят в алтарь и гасят.

В том случае, когда произносится сугубая и заупокойная екетиния, алтарник распределяет заказные поминания между служащими литургию священнослужители. Если имеется заупокойная ектенья, необходимо подать кадило. Дело в том, что священник при этом действии совершает каждение престола, находясь спиной к открытым царским вратам.

Великий вход — самая ответственная для алтарника часть богослужения

После того, как священник прочитает тайную молитву «Никто же достоин…», пономарь подаёт ему кадило для каждения алтаря и иконостаса. Пока он кадит иконостас на солее необходимо зажечь свечу. После окончание каждения требуется забрать кадило.

Благословение на чтение книг во время богослужения. Перед чтением богослужебных книг каждый раз алтарник должен получить на это благословение священника

Далее, когда священник 3 раза прочтёт «Иже херувимы» алтарник подходит к жертвеннику с кадилом. Оно отдаётся священнику. В том случае, когда пономарь участвует в богослужении один, он забирает кадило в правую руку, а в левую берёт свечу.

После этого он выходит на солею и становится перед амвоном. Как только священник ставит Дары на престол, алтарник входит в алтарь, ставит и гасит свечу, подаёт высоко кадило для кажения покрова.

Если алтарник участвует в богослужении один, он держит кадило в правой руке.

На возглас «Возлюбим друг друга» подходят к завесе для её открытия. При возгласе «Двери, двери», открывают завесу. Во время пения «Символа веры» алтарник кипятит чайник. После освящения Святых Даров при пении «Тебе поём…» алтарник совершает земной поклон и подаёт священнику кадило для кажения Святых Даров.

Чайник для кипятка, используемый при богослужении. Подать его священнику — одна из обязанностей алтарника

Далее закрывается завеса и священнику подносится на подносе чайник с кипятком. Сразу же ставится свеча перед Царскими вратами. В качестве чтеца алтариник, по окончании пения, читает молитвы ко Святому Причастию. Потом по знаку священника открывает завесу и переставляет свечу к иконе Спасителя.

Он также держит плат и вытирает уста причастникам. В том случае, когда Святые Дары попадают на плат, в задачу алтарника входит не допустить их падения на пол. После того как миряне причастятся, ему необходимо подать кадило для кажения престола. Позже кадится жертвенник.

Предметы, используемые в богослужении. Алтарник обязан в совершенстве знать их назначение

В заключительной части богослужения пономарь зажигает свечу на жертвеннике. Потом он забирает кадило и снова подаёт его священнику перед жертвенником. Перед переносом Святых даров свеча с амвона уносится, а антидор раздаётся. Алтарником читаются благодарственные молитвы, священнику подаётся чайник с тёплой водой для замывки Чаши.

Как правильно подать кадило священнику можно узнать на сайте Братия алтарники

Так как послушание алтарника это тяжелая физическая и духовная работа, в помощь пономарям создан сайт Братия алтарники.

На сайте можно найти, в том числе, Практическое руководство для алтарников. Братия алтарники расскажет, например, о том, как правильно подавать кадило священнику. Для этого необходимо правой рукой удерживать кольцо, а левой вытянуть цепочку крышки и обхватить все цепочки.

Подача кадила священника также обязанность алтарника. Кадило подаётся священнику с правой стороны святого престола

Также алтарник обязан очень внимательно следить за тем, чтобы кадило не тухло. Для этого необходимо заранее подготовить уголь для него. Кадило подаётся священнику или служащему диакону с правой стороны святого престола.

Кадило подаётся священнику с правой стороны святого престола.

Руководство алтарника, также может уберечь пономаря от фатальных ошибок. Оно напомнить ему о том, что касаться престола и жертвенника запрещено всем, кроме священника. Кроме того, такой запрет также распространяется на проход между престолом и Царскими вратами. Выходить и входить через врата не священнику также строжайше запрещено.

В церкви поведение алтарника должно быть скромным. Как этого добиться и как соблюсти всем требования, предъявляемые к пономарям, можно обсудить на форуме сайта. Например, здесь можно уточнить порядок чтения молитв или же узнать иные аспекты богослужения.

Видеоролик: О болтовне в алтаре. Священник Максим Каскун. Автор рассказывает о правилах поведения алтарников в алтаре, указывая на скромность и сдержанность их полведения.

В любом случае, алтарник должен активно общаться с настоятелем храма и архиереем, поставившим его. Дело в том, что в том или ином приходе могут существовать свои традиции и тонкости богослужения. Знать о них может только клир.

Если же алтарник забудет об этом, он рискует попасть в очень сложную ситуацию, нарушив весьма строгие правила богослужения. Далее последует наказание, которое на него возложит архиерей или настоятель храма.

5 минимальных требований к алтарнику

Для желающих стать алтарником необходимо запомнить, что они должны соответствовать следующим пяти требованиям:

  1. Быть глубоко верующим, постоянно посещать приходской храм.
  2. Иметь хорошие рекомендации относительно нравственного поведения.
  3. Знать Священное Писание и богослужебные тексты, порядок и тонкости литургии.
  4. Знать назначение предметов, используемых в богослужении, а также порядок подачи их и приёма священнику и от него.
  5. Сдать экзамен архиерею для положения им в алтарники. Алтарником может быть и ребёнок по благословению настоятеля храма.

КРАТКИЙ УСТАВ-СХЕМА ЛИТУРГИИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

Проскомидия: Обычно в обязанности алтарника входит: приготовить и налить в графин вино, разжечь кадило, вскипятить воду, приготовить просфоры, принести в алтарь и (если надо) прочитать поминальные записки.
Подать кадило. По окончании проскомидии открыть Завесу.
В зависимости от наличия дьякона и исповедования прихожан происходит каждения алтаря, солеи и Храма.
(При отдании и взятии кадила и свечи полагается целовать руку иерея, а затем креститься Горнему месту).

Часы 3 и 6

(Дьякон: Благослови, владыко)

Возглас: Благословено Царство…

Ектения великая: Миром Г. Помолимся …

Господи помилуй …

Возглас: Яко подобает Тебе…

Первый антифон (из псалма 102) — Благослови душе моя …

Ектения малая: Паки и паки

Спаси, Боже, люди…

Возглас: Яко Твоя держава…

Аминь – С и Н

Зажигать свечу

Второй антифон (из псалма 145) – Хвали душе моя…

Единородный Сыне…

Ектения малая: Паки и паки…

Свечу к жертвеннику

Возглас: Яко Благ и Человеколюбец…

Отверзаются царские врата (на аминь)

Третий антифон – Блажени…

Малый вход (с Евангелием):

Свечу к иконе – свечу пред вратами – благословение – свечу ставить и оставлять у иконы – идти в алтарь (Если свеча без подсвечника – заносить в алтарь)

Входное: Приидите, поклонимся, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий…

Тропари и кондаки.

Возглас: Господу помолимся

Лик: Господи помилуй

Возглас: Премудрость, прости

Придите, поклонимся и припадем ко Христу. …

Возглас: Возглас: Яко Свят еси Боже наш…

Возглас: Господи, спаси благочестивыя и услыши ны.

Возглас: И во веки веков.

Аминь.

Лик: Святый Боже …

На 3-й «Святый» подходить с Апостолом и кадилом с севера к горнему месту — подавать кадило и получать благословение — – выходить пред амвоном

(Возглас: Вонмем)

Возглас: Мир всем.

Лик: И духови твоему

Возглас: Премудрость

Чтец: Прокимен, глас…

Возглас: Премудрость.

К … послания святаго ап. … чтение (Деяний св-х апостол чтение, Соборного послания Святаго апостола … чтение, …)

Возглас: Вонмем

Чтение Апостола

(Каждение алтаря, солеи и чтеца)

Возглас: Мир ти

Чтец: И духови твоему

Возглас: Премудрость

Чтец: Аллилуиарий …

Заходить в алтарь через южную дверь (креститься Горнему месту, кланяться священнику)

Свечу пред вратами – самому к иконе

(Дьякон: На 2-3-ю аллилуию выходить и ставить пред вратами аналой – класть заздравные записки на аналой, дьякон выходит с Евангелием через Врата – перед ним обходить аналой со свечой – ставить свечу за аналоем)

Чтение Евангелия

Свечу в алтарь

Ектения сугубая: Рцем вси…

Подавать заздравные записки на «Еще молимся о милости, жизни …»

(Если диакон: После неё дьякон: заходит в алтарь справа – давать ему кадило и заупокойные записки выносить ему и класть на аналой)

Возглас: Яко Милостив и Человеколюбец…

Кадило давать справа от престола

Подавать заупокойные записки

Ектения заупокойная: Помилуй нас, Боже…

(Дьякон: уносить от врат аналой — забирать записки – в алтарь)

Забирать кадило

Возглас: Яко Ты еси Воскресение…

(Дьякон: брать от него в алтаре кадило)

Закрываются царские врата.

Ектения об оглашенных: Помолитеся, оглашеннии…

Возглас: Да и тии с нами славят…

Аминь

Елицы оглашеннии, изыдите…

Господи помилуй.

Заступи, спаси, помилуй и …

Господи помилуй.

Премудрость

Возглас: Яко подобает Тебе…

Зажигать свечу

Ектения: Паки и паки…

Свечу на выход к северным вратам

Подавать и брать кадило у престола

Возглас: Яко да под державою Твоею…

Иже Херувимы…

Подавать и брать кадило у жертвенника — к северным дверям

Отверзаются царские врата

Великий вход

Свечу пред амвоном – пред вратами – благословение – в алтарь

Великого Господина и Отца нашего …

Возглас: Вас и всех православных …

Подавать кадило

Ставить свечу перед вратами — кадят — в алтарь.

Брать кадило

Закрытие царских врат и завесы

Яко да Царя всех подымем…

Ектения просительная: Исполним молитву нашу…

Возглас: Щедротами Единороднаго Сына…

Возглас: Мир всем.

Возглас: Возлюбим друг друга…

Отца и Сына и Святого Духа…

Двери, двери, премудростию вонмем.

Отверзается завеса

Верую … (чтец может петь с народом на солее)

Станем добре…

Милость мира…

Возглас: Благодать Господа…

И со духом твоим.

Возглас: Горе имеим сердца.

Имамы ко Господу.

Возглас: Благодарим Господа (поклон поясной).

Достойно и праведно…

Возглас: Победную песнь поюще…

Свят, Свят, Свят…

Молитва: С сими и мы…

Возглас: Приимите, идите, сие есть Тело Мое, еже за вы … (Лит. Вас.Вел: даде св. Своим ученикам и апостолам. рек…)

Аминь.

Возглас: Пиите от нея вси, сия есть Кровь Мои Нового Завета … (Лит. Вас.Вел: даде св. Своим ученикам и апостолам рек…)

Аминь.

Возглас: Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся (земной поклон с кадилом).

Кадило давать справа у престола — каждение даров — забирать

Тебе поем, Тебе благословим…

(Освящение Даров)

Возглас: Изрядно о Пресвятей…

Кадило забирать

Достойно есть…

Возглас: В первых помяни, Господи…

И всех, и вся.

Возглас: И даждь нам единеми усты…

Аминь.

Возглас: И да будут милости…

И со духом твоим.

Готовить кипяток

Ектения: Вся святыя помянувше…

Возглас: И сподоби нас, Владыко…

Отче наш…(чтец может петь с народом на солее)

Возглас: Яко Твое есть Царство…

Возглас: Мир всем.

И со духом твоим

Возглас: Главы ваша Господеви приклоните.

Готовить теплоту

Возглас: Благодатию, и щедротами…

Аминь.

(Возглас: Вонмем)

Возглас: Святая святым.

Задергивается завеса

Подавать теплоту у престола (дьякону) – относить теплоту на жертвенник

Един Свят, един Господь…

Причастен. (Причащение священнослужителей в алтаре)

Зажигать свечу на жертвеннике

Отверзаются завеса и царские врата брать плат (он может быть и на чаше)

Возглас: Со страхом Божиим и верою приступите.

Благословен Грядый во Имя Господне…

Возглас: Верую, Господи, и исповедую ….

Причащение мирян. Тело Христово примите …

Причащения мирян.

Возглас: Спаси, Боже, люди Твоя.

Давать кадило у жертвенника

Видехом Сеет Истинный…

Забирать кадило

Возглас: Всегда, ныне и присно…

Аминь. Да исполнятся уста наша…

Ектения: Прости, приймше Божественных…

Возглас: Яко Ты еси Освящение наше…

Возглас: С миром изыдем.

Лик: О имени Господни.

Возглас: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Возглас: Благославляяй благословящих Тя Господи … (молитва заамвонная).

Аминь. Буди Имя Господне…

Псалом 33: Благословлю Господа на всякое время …

Возглас: Благословение Господне на вас…

Аминь.

Возглас: Слава Тебе, Христе Боже…

Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Бла­гослови.

Возглас: Отпуст великий.

Многолетие.

Закрываются царские врата и завеса.

Проповедь. Целование Креста.

Благодарственные молитвы.

Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Часть I

В дни воскресные и праздники Господские – золотое, красное и другое, по рассуждению и назначению настоятеля.

В праздники Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы – зеленое.

В дни выноса Креста: в Воздвижение Честного и Животворящего Креста; 1(14) августа – Происхождение честных древ Честного и Животворящего Креста (за всенощным бдением) и в неделю Крестопоклонную – Фиолетовое или синее.

В дни Богородичные – голубое или белое.

От Пасхи до отдания Вознесения – красное, хотя бы в это время случились заупокойные службы.

Белое употребляют: а) во дни крестных ходов на водоосвящение (в праздники: Богоявления, Преполовения Пятидесятницы и 1–го августа на литургии); б) накануне Богоявления – на часах и литургии; в) в праздники Вознесения и Преображения, а также на литургии, в четверток и субботу Страстной седмицы.

В праздники Апостолов – красное.

В Великий пост, а также в дни заупокойные и на панихидах – черное или темноватое.

В Успенский пост, кроме Преображения, – голубое.

Во–вторых, проверяет, имеется ли в алтаре в достаточном количестве ладан (фимиам) для каждений.

В–третьих, проверяет наличие масла в лампадах в алтаре (кроме лампад на престоле и жертвеннике), перед иконостасом и в храме, наличие свечей на подсвечниках для свещеносцев и свечи для диакона.

В–четвертых, разжигает кадило.

В–пятых, возжигает лампады в алтаре и храме, по чину, указанному нами ранее.

Если пономарь также исполняет и послушание звонаря, то в назначенное для благовеста время, он подходит к настоятелю (или служащему священнику) и испрашивает благословение на начало звона к богослужению.

Перед началом всенощного бдения пономарь подает диакону кадило и диаконскую свечу.

По возгласе «Слава Святей…» (см. стр. 17) он помогает священнослужителям в пении «Приидите, поклонимся…»

По окончании каждения храма (см. стр. 21), пономарь должен взять у диакона кадило и диаконскую свечу.

Пономарь должен неусыпно следить за тем, чтобы во все время церковного богослужения кадило было разожженным, а после всякого богослужения вычищалось и было приготавливаемо к совершению треб или следующего, чредного богослужения.

При начале пения «Господи воззвах» (см. стр. 25) пономарь подает диакону кадило.

Если диакон завершит каждение храма прежде начала пения догматика, то пономарь забирает у него кадило и возобновляет в нем огонь. А затем, при начале пения догматика, снова подает кадило диакону.

Если диакон завершит каждение храма при начале пения догматика – кадило остается у него.

Если пономарь исполняет еще и обязанности свещеносца, то во время совершения входа с кадилом (см. стр. 30) пономарь, с возжженной на подсвечнике свечей, предшествует священнослужителям.

По совершении входа, перед пением прокимна (см. стр. 33), пономарь забирает у диакона кадило.

После произнесения просительной ектении, перед началом выхода на литию (см. стр. 38), он подает диакону кадило.

При выходе на литию (см. стр. 39), шествует с горящей свечой перед духовенством в притвор.

По окончании каждения храма на литии (см. стр. 39) пономарь принимает от диакона, в притворе, кадило и уносит его.

Во время произнесения литийных прошений (см. стр. 39) пономарь выносит и ставит на середину храма литийный столик, а за ним и сам литийный сосуд («литийницу) и возжигает свечи, устроенные на литийнице, не забыв открыть крышки сосудов с вином и елеем.

Во время пения стихир на стиховне (см. стр. 42), выносит и подает диакону кадило.

Если же на пономаре лежит и послушание свещеносца, то прежде выноса кадила, он шествует со свечою перед священнослужителями при их переходе из притвора на середину храма, а кадило подавать диакону следует при пении (чтении) «Ныне отпущаеши» (см. стр. 44).

По окончании каждения литийного столика, перед диаконским возгласом: «Господу помолимся» (см. стр. 45) – забирает у диакона кадило.

При пении (чтении) 33–го псалма (см. стр. 46) уносит литийный столик.

По окончании стихословия кафисм, при чтении седальнов, перед полиелеем (см. стр. 52) – подает диакону кадило и диаконскую свечу (в некоторых храмах еще и свечу священнику).

При выходе на полиелей, предшествует духовенству с возжженной на подсвечнике свечой.

По окончании полиелейного каждения (см. стр. 55) – забирает у диакона свечу и кадило (если надо, то и свечу у священника).

При выносе Евангелия (см. стр. 57), предшествует с зажженной свечой (но, по некотрым традициям, – на подсвечнике меньшего размера).

При совершении целования Евангелия и на елеопомазании (см. стр. 58) стоит возле священника с сосудом елея или с подносом хлебцев.

При унесении Св. Евангелия в алтарь (см. стр. 60), сопровождает его с зажженной на подсвечнике свечой.

В начале пения 8–й песни канона (см. стр. 61) – подает диакону кадило.

По окончании же каждения (см. стр. 62) – забирает кадило.

На этом собственно богослужебные обязанности пономаря при совершении всенощного бдения заканчиваются, но он должен приготовить еще вечером все надлежащее к завтрашнему совершению Божественной литургии.

Интересные материалы:

  • Имена на греческом языке

    Как правильно написать поминальные записки на Афон Что нужно учитывать при составлении записок "о здравии"…

  • Кадило

    Что такое кадилоПроисхождение словаСлова "кадило", "кадить" являются общеславянскими и происходят от одной основы кад, что…

  • Современная библеистика

    Современная библеистика и Предание Церкви: Материалы VII Международной богословской конференции Русской Православной Церкви . Предисловие…

  • Литургия смотреть онлайн

    Литургия(85 голосов: 4.48 из 5)См. раздел ЛИТУРГИЯ — ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ Божественная Литургия: текст, пояснения…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства