Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

Не противься злу

03.06.2019 by admin

Глава 14

Перестать сопротивляться

РАЗВЕ МОЖЕМ мы преодолеть нечто негативное, не противясь ему? Этот вопрос проявляет одно из тех заблуждений, которое (порой — всю жизнь) не дает нам получить то, чего мы хотим. Мы думаем, что, сопротивляясь негативу, освободимся от него. Но это не так. Во многих случаях свободу создавать желаемое мы получаем лишь после того, как прекратили сопротивляться.

Противясь своим желаниям, мы только подливаем масла в огонь. Так мы только усугубляем ситуацию. Если мы сопротивляемся тому, что для нас нежелательно, то полностью сосредоточиваемся на нем; мы действуем, исходя из того, что внешние обстоятельства не дадут нам получить то, чего нам хочется.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Если на работе мы против того, чтобы общаться с определенными людьми, непременно выходит так, что мы вынуждены сталкиваться с ними по делам постоянно. Чем больше мы воюем с какими-то привычками наших детей, тем сильнее они становятся. Если мы, боясь растолстеть, сопротивляемся желанию съесть десерт, нам еще сильнее его хочется. Когда мы не хотим оплачивать счета, они, кажется, просто заваливают нас. Когда спешим и боимся попасть в “пробку” — можете не сомневаться, что мы проторчим в ней не менее получаса.

Каким-то загадочным образом получается так, что чем больше мы чему-то сопротивляемся, тем сильнее оно становится.

Из-за этого сопротивления человек отрицает свою внутреннюю силу создавать или привлекать желаемое. Деятельное сосредоточение на том, чего мы не хотим, ослабляет наши возможности получить то, чего мы желаем. Трудно быть уверенным в том, что можно сделать мечты реальностью, если думать только о том, чего не достиг. Нелегко испытать состояние внутреннего счастья, любви и мира, если пытаться искать его вовне.

Это не значит, что человек должен игнорировать все, чего он не хочет. Но вместо того, чтобы сопротивляться негативу, его можно использовать. Отрицательные эмоции помогут прочувствовать желаемое и сосредоточиться на нем. Возможность создавать свое будущее полностью зависит от попыток делать это и от жизненной позиции человека. Не сопротивляйтесь, а осознавайте и отпускайте негативные эмоции, и тогда внимание обратится к тому, чего вы хотите.

Сопротивление усиливает веру в то, что мы не можем получить желаемое. Мы автоматически начинаем накапливать признаки собственного бессилия и в конце концов теряем связь со своим творческим потенциалом. Мы создаем то, во что верим. Человеческое мышление намного мощнее, чем думает большинство людей. 90 % того, что происходит в жизни, вызвано нашими мыслеобразами, и лишь 10 % — поступками.

Человеку, который верит, что может иметь больше, но никак не может добиться желаемого, следует пристальнее всмотреться в свои переживания. И тогда он непременно увидит, что в глубине души не верит в свой успех. Напротив, продолжая верить в желаемое в самых безнадежных ситуациях, человек укрепляет свою веру и убеждения. Когда вы верите, проблемы делают вас сильнее и укрепляют вашу веру.

Мы создаем то, во что верим.

Когда ощущение безысходности берет верх над уверенностью человека в себе, он начинает излишне сопротивляться миру. Вместо того чтобы принять то, что имеет, и работать, чтобы получить то, чего хочет, он тратит все силы на сопротивление существующей ситуации. Когда мы сопротивляемся другому человеку или какой-либо ситуации, мы даем желанию неправильное направление.

Вместо того чтобы стремиться к спокойствию и сотрудничеству, мы хотим избавиться от чего-либо. Вместо того чтобы пытаться завершить проект — тратим огромное количество энергии, увиливая от работы. Вместо того чтобы уладить отношения — понапрасну расходуем душевные силы, надеясь изменить поведение партнеров. Мы сосредоточиваемся на том, чего не хотим, и мысленно возвращаемся к случаям, когда не получили того, что хотели. Вместо этого мы должны концентрироваться на желаемом и помнить те случаи, когда получали его.

Мы сопротивляемся поведению партнеров, чувствуя, что не нравимся им. Вместо того чтобы продемонстрировать коллегам свое дружелюбие, заинтересовать их, мы ждем, когда они в очередной раз обидят или разочаруют нас. В любом случае, сопротивляясь ситуации, мы неумело тратим энергию и продолжаем получать то, чему сопротивляемся, ничуть не приближаясь к тому, чего по-настоящему хотим. То, чему мы сопротивляемся, будет упорно возвращаться.

Вы получаете то, на чем концентрируетесь. Нежелательное, подпитываясь от вашего внимания, только возрастает. Когда вы уделяете чему-либо внимание и испытываете при этом сильные негативные эмоции, вы в очередной раз привлекаете к себе то, чему сопротивляетесь.

То, чему вы уделяете внимание, возрастает в вашей жизни

Сопротивляясь чему-либо, вы продолжаете это создавать, ибо верите, что избавиться от него невозможно. Ощущение безысходности было источником вашего сопротивления, и оно опять появится, если вы верите, что не можете получить то, чего хотите.

Сопротивляясь, вы усиливаете веру в то, что не можете получить желаемое

Представьте, что знаете: по почте на ваше имя должен прийти чек на миллион долларов. В этом случае, вы бы не сопротивляясь оплатили любые счета и не боялись их подписать. Вы бы не желали, чтобы счета исчезли. Пребывая в уверенности, что денег у вас достаточно, вы бы не сопротивлялись необходимости их тратить.

Вообразите, что ваш партнер болен, но вы точно знаете, что скоро он выздоровеет. Разве станете вы, обладая такой информацией, бросать все свои дела и начинать лично ухаживать за ним? Вы не опасаетесь, что он почувствует себя покинутым, не сопротивляетесь болезни и не считаете, что это тяжелая ноша.

Ваше сопротивление сходит на нет, поскольку вы уверены, что получите то, чего хотите. Ваша уверенность в том, что все будет хорошо, не позволит вам попасться в ловушку сопротивления. С пониманием этого станет ясно и то, что для достижения успеха нам нужно оставить идею сопротивляться чему бы то ни было. Следующий шаг — обретение уверенности, которая поможет получить то, что вы хотите. Ничто так не укрепляет ее, как первый успех.

Достижение успеха подобно катящемуся с горы снежному кому. Чем дольше он катится, тем больше становится. Аналогичным образом, достижение даже незначительного успеха укрепляет вашу веру. Вслед за ним приходит новая, более впечатляющая удача. Она придаст вам еще больше уверенности. Вместе с ней возрастет и ваш очередной успех. Теперь вы поверили в себя, исполнились энтузиазма. Вы просто излучаете положительную энергию и уверенность!

Однажды набрав скорость, человек нередко продолжает катиться по инерции. Ничто так не способствует успеху, как успех. Усвоив это, вы сможете понять, почему так важно каждый день определять свои желания. Если вы загадали желание и оно осуществилось, вы почувствуете прилив сил от сознания того, что способны привлекать в свою жизнь желаемое. Однако маленькие чудеса больше никогда не случатся, если вы перестанете ощущать за них признательность.

Ничто так не способствует успеху, как успех.

Чтобы достичь личного успеха, нам надо чувствовать и действовать в соответствии со своими истинными желаниями. К несчастью, большинство наших повседневных чаяний рождает как раз привычка к сопротивлению. Такие желания не являются истинными. Вместо того чтобы привлекать в свою жизнь то, чего вам действительно хочется, ложные желания лишают вас энергии и укрепляют уверенность в бессилии получить желаемое.

Сосредоточившись на нежелательном” вы укрепляете свою уверенность в том, что неспособны получить то, чего хотите.

Допустим, вы застряли в уличной пробке. Если вы спешите, то хотите, чтобы машина двигалась как можно быстрее. Сопротивляясь дорожной ситуации, вы сосредоточиваетесь на том, чего вам не хочется, и тем самым укрепляете свою неспособность получить желаемое. Скорее всего, вы интуитивно предпочтете полосу, по которой машины движутся медленнее всего. А если даже и вырулите на не самую плохую, подумаете, что она хуже всех.

Почему (например, в универсаме) последнюю упаковку нужного продукта всегда забирают у вас перед носом? Почему, когда вы спешите и беспокоитесь, — становитесь в очередь, которая едва движется? Это не случайность. Здесь явно существует закономерность. В спешке, пребывая в неуравновешенном состоянии, вы выберете самую медленную очередь.

Если мы спешим, то в универсаме становимся в очередь, которая движется медленнее всех остальных.

Не пребывая в согласии со своим внутренним центром, вы бессознательно (“интуитивно”) выберете ошибочный путь. Сопротивляясь обстоятельствам, мы только усугубляем ситуацию. Сосредоточившись на нежелании ждать, мы вынуждены будем ждать дольше.

Почему прошлое повторяется

Вышеизложенное — еще одна причина, по которой так важно залечить старые раны. Если в прошлом вы испытали болезненные переживания (например, в бизнесе или личных отношениях), то будете стремиться к тому, чтобы избежать их вновь. Сопротивление страданиям может снова навлечь их. Однако если вас прежде не обижали, вы не станете много думать об обидах, а естественным образом сосредоточитесь на том, чего хотите. Именно это и будет привлечено в вашу жизнь.

Сопротивление болезненным переживаниям порождает вероятность вновь испытать их.

Очень трудно не сопротивляться тому плохому, что случается. После того как однажды случилась беда, мы, естественно, не хотим ее повторения. Но, сосредоточившись на этом нежелании, мы в определенной степени вновь притягиваем страдания. Чем полнее мы излечили свое прошлое, тем меньше нас будут беспокоить тени прошлого. Пока мы не избавимся от боли, связанной с минувшими событиями, какие-то их негативные аспекты будут повторяться и досаждать нам.

Например, если мы страстно не хотим быть в одиночестве, именно его мы и получим. Если не желаем, чтобы нас отвергали и игнорировали, именно это и произойдет. Если нас ужасает возможность потерять нечто — оно будет утеряно. Если нас гнетет мысль о нелюбимой работе, она останется источником неприятностей. Если мы просто не можем сработаться с каким-то человеком, — нам придется все время иметь с ним дело.

Чем сильнее мы не хотим чего-то, тем в большей степени оно притягивается в нашу жизнь.

Научившись залечивать прошлые раны, мы позволим уйти прежней боли, а с ней — и подсознательному ожиданию ее повторения. С этого момента мы обретем свободу в большей мере сосредоточиться на том, чего хотим. Наши положительные желания возрастут настолько, насколько мы смогли избавиться от прошлых обид.

Если вы не отпускаете свое прошлое, оно вновь и вновь будет являться вам. Противясь негативным переживаниям, вы автоматически привлечете к себе ситуации, которые вызовут неприятные эмоции. Сопротивление не только препятствует притягиванию того, чего вам действительно хочется, но и распыляет силы. Это как дыра в вашем резервуаре любви, из-за которой он не наполняется. Ваша энергия, вместо того чтобы быть сознательно использованной в конструктивных целях, утекает из него.

В качестве эксперимента попробуйте отметить все те негативные мысли и плохие предчувствия, которые вы на словах выражаете за день. Вы поразитесь, насколько часто это происходит. А ведь “озвученное” сопротивление — всего лишь вершина айсберга.

Отрицательные высказывания отражают подлинную суть сопротивления. Нашей истинной задачей является исцеление вызванных им душевных переживаний и ощущений. Начните с осознания того, что вы сказали.

Будьте осторожны в словах. Обретя уверенность в созидании своей жизни, вы увидите, что высказанное вами сбывается. Сила ваших слов безгранична. Особенно если вы выражаете свои истинные желания.

Игра в сопротивление

Игра в сопротивление может быть забавной. Мы иногда играем в нее с моей двенадцатилетней дочерью Лорен. В один из дней мы вместе едем по магазинам и просто отмечаем все отрицательные высказывания друг друга. Потом пытаемся высказаться иначе. Вот несколько примеров наших высказываний:

Я сказал: “Скорее всего, здесь нет хорошего места для стоянки, давай поищем где-нибудь еще”. Мне надо было сказать: “Давай посмотрим, нет ли поблизости хорошего места для стоянки”. Затем мы поехали туда, где нам хотелось припарковаться, и нашли место для стоянки.

Она сказала: “Надеюсь, нам не придется долго ждать; у меня столько домашних заданий”. Потом поправила себя: “Надеюсь, мы быстро управимся. Мне хочется иметь достаточно времени для того, чтобы сделать домашние задания”.

Когда пришло время выходить из магазина, я сказал: “Твоей маме не понравится, если мы запоздаем”. Вместе мы переделали эту фразу: “Если мы быстро вернемся домой, мама будет очень рада”.

Возле дома в машине я сказал: “Не забудь взять сумку”. В положительном варианте это прозвучало: “Мы сейчас убедимся, что все взяли”.

Перестать сопротивляться партнеру

Те же принципы применимы и к межличностным отношениям. Не зацикливайтесь на поступках и эмоциях партнера, которые кажутся вам негативными. Сосредоточьтесь на поведении и реакциях человека, которые вам по душе. Например, на желании услышать от него, какой замечательной личностью вы являетесь. Вспомните моменты, когда партнер давал вам высокую оценку. Чувствуйте так: “Я хочу, чтобы он любил меня и считал, что я великолепна”. Вместо того, чтобы думать: “Он никогда ни в чем мне не помогает”. Вспомните, как он однажды помог вам, оживите в памяти свои ощущения в тот момент. Потом выразите свое желание вновь испытать подобные эмоции и подумайте: “Я хочу, чтобы мой партнер помог мне”. Если таким образом сместить акценты, найдут свое решение девяносто процентов проблем. Определяя свои положительные желания, вы пробуждаете внутреннюю веру в возможность обретения того, чего вам хочется. Когда ваша вера окрепнет, желаемое начнет совершаться.

Если вы загадываете желания с утвердительным акцентом, то тем самым способствуете их осуществлению.

Общаясь с людьми, старайтесь обращаться к ним в утвердительном ключе и избегайте выражать недовольство, критиковать и требовать. Попытайтесь избавиться от таких выражений, как “нет”, “ты не должен”, “ты обязан”, “ты никогда…”, “ты всегда…”, “почему ты не…”.

Попробуйте — хотя бы в качестве игры — находить более позитивный способ выражения своих желаний.

Вместо “Мы никогда никуда не ходим” скажите: “Давай на выходные сделаем что-нибудь необычное”. Чем сказать “Ты опять забыл вынести мусор”, выскажитесь по-другому: “Когда ты в последний раз выносил мусор? Ведро было полным, поэтому я вынесла его сама”.

Если вы просите о чем-то большем, не выражайте на словах осуждение, не стыдите, не обвиняйте. Все удастся, если вы используете легкий тон: словно за столом просите партнера подать масленку. Нет необходимости сомневаться в том, что он вас услышит.

Если вы обращаетесь к партнеру, считая, что он глух, то он вас и не услышит.

Если вы противитесь каким-то поступкам или настроениям, то в момент, когда ваш партнер находится в хорошем расположении духа, кратко и дружелюбно попросите его о желаемом, а потом терпеливо настаивайте на этом. При случае — снова попросите, но каждый раз так, словно делаете это впервые. После нескольких просьб партнер поймет, что не дал вам того, чего вы хотели; при этом он будет благодарен за то, что вы не треплете ему нервы. Последнее обстоятельство позволит ему преодолеть собственные отрицательные эмоции в отношении вас. Он не только не отторгнет вас, но обретет дополнительный стимул сделать для вас что-нибудь еще. Этот же подход применим ко всем сферам взаимоотношений: в офисе, школе и дома.

Сила памяти

Память о хорошем укрепляет вашу уверенность так же, как отрицательные переживания усиливают сопротивление жизни. Если я очень хочу, чтобы что-то случилось, то вспоминаю счастливые события прошлого. Когда я задумал написать эту книгу и прикидывал, сколько это отнимет у меня времени, — вспомнил все случаи, когда уложился с работой в намеченный срок. Припомнил и то, с каким удовлетворением трудился раньше, как замечательно все у меня получалось. Извлек из памяти все положительные отзывы о своей работе и благодарности. Все это укрепило мою веру в то, что я смогу сделать подобное вновь. И я сделал!

Если вы не слишком активно вспоминаете то хорошее, что с вами случалось, наружу полезут ваши страхи и сомнения. Хотя это моя десятая книга, мне все равно было страшновато браться за новый проект. Я начал внутренне сопротивляться предстоящей работе. Какая-то часть меня боялась, что мои лучше годы уже позади. Я страшился, что этот проект будет не таким удачным, как прежние. Страхи были совершенно реальными и могли удержать меня, если бы я не зная, как работать с ними.

С подобными трудностями сталкивается каждый удачливый и неудачник, начинающий и именитый. В самый канун творчества наш ум пуст; вы не знаете, способны ли сделать что-то стоящее, не представляете, как реализовать свои задумки. Вот тут-то все и начинает происходить…

Это явление не может не удивлять. Бесспорно, речь об особом даре. Но он был подготовлен годами практики, упорством в освоении знаний, вашими замешательствами, разочарованиями, сожалениями и тревогами. С каждым успехом уверенность возрастает и дар (творческие способности) усиливается. Понятно, без участия Бога тут не обходится. Я делаю все, что в моих силах, а Он — все остальное.

Бели вы сделаете все, что в ваших силах” Бог — довершит остальное.

Чтобы не терять надежды и обрести уверенность, важно вспоминать время от времени свой положительный опыт. А кроме того, замечать преимущественно зеленые, а не красные сигналы светофора. Обращая внимание только на красный свет, вы идете против течения своей жизни. Вспоминая же о встретившихся вам тысячах зеленых огоньков, вы, напротив, обретете внутреннюю уверенность.

Если в жизни вам пришлось видеть не много зеленых сигналов, то вы, исцелив свое прошлое, сможете сами создать их. Связав нынешние отрицательные переживания с минувшими, вы освободите прошлое и обогатите его своим зрелым пониманием и любовью. В детстве для познания истины вам приходилось полагаться на родителей. Во взрослом возрасте вы можете возвратиться в детство, чтобы вновь испытать эмоции прежнего времени и скорректировать их.

Ощущая себя в детстве заброшенным, вы не знали, что однажды сможете получить необходимую вам любовь. По этой причине у вас сформировались следующие представления: “Меня никогда не будут любить”, “Я не могу получить ту любовь, которая мне нужна”, “Должно быть, со мной что-то не так” и т. д.

В детстве наш ум был неразвит, и мы не могли мыслить логически. В нежном возрасте оформилось представление о нашей “неправильности”, которое продолжает влиять на нашу жизнь. Хотя прошлого уже не изменить, мы можем трансформировать возникшие в нем представления. И дать новую оценку прошлым событиям и ощущениям. Подкорректировать свои неверные (или ограниченные по понятным причинам) концепции можно, если отступить назад в прошлое и применить техники, описанные в одиннадцатой главе.

Научиться любить себя

Испытывая душевную боль, мы соприкасаемся со своими негативными, неистинными представлениями. Боль всегда вызывается нашими ложными взглядами. Мы страдаем, когда умом верим во что-то, но душа говорит, что это неистинно. Чтобы убеждения изменились, надо отступить назад и прочувствовать свою боль. Если ее источником является представление о том, что нас никогда не будут любить, зрелый ум сможет осуществить корректировку.

Мы чувствуем страдание, когда ум верит во что-то, а душа говорит, что это неправда.

Если мы порой ощущаем нелюбовь к себе и начинаем верить, что недостойны любви, можно отступить назад и ощутить прежнюю боль, после чего она автоматически начнет уходить. В детстве мы не знали, сколь чудесны. Из-за того, что нас игнорировали, пренебрегали нами или плохо поступали по отношению к нам, мы не осознали своей уникальности. Мы упустили шанс соприкоснуться со своим истинным “я”. Даже сегодня я порой забываю, какой замечательной личностью являюсь. К счастью, когда возникает какое-то сомнение на этот счет или ощущение своей бесполезности, я знаю, как с этим быть. Пару минут — и уже ничего нет.

Я просто связываю свои ощущения с событиями, случившимися со мной в семилетнем возрасте. Позволяю себе чувствовать как тот семилетний мальчуган, который думает, что никогда не найдет дорогу домой и что дома о нем забыли. На несколько минут я представляю себя в прошлом, ощущаю прежний страх. Потом — мысленно обнимаю себя прежнего. Внушаю семилетнему мальчику, что его любят, что о нем не забыли, что с ним все в порядке. После нескольких минут контакта с уязвленной частичкой себя я начинаю чувствовать, что заслуживаю всеобщей любви. А если кто-то меня не любит, то он много потерял в жизни!

Найдя в прошлом несколько достойных сожаления моментов, вы всегда сможете вернуться назад и наполнить свои первые четыре резервуара любви. Чтобы продолжать притягивать к своей жизни все больше и больше хорошего, нам надо подниматься на новые уровни уверенности и любви к себе. Нет конца процессу созидания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Не противьтесь злу

«Вам сказано: око за око, зуб за зуб. А я вам говорю: не противьтесь злу».

Сказано настолько ясно, что даже непонятно, как бы это разжевать еще яснее

Не противься злу. Не отвечай злом на зло, отвечай на зло добром! Программе возмездия, пусть и справедливого, Христос противопоставляет программу созидательной любви.

· Их дело — рушить. Мы не будем рушить в ответ, наше дело — строить!

Тот, кто делает добро, — делает добро, а не противится злу, ибо это очень разные вещи. И тем, кто его бьет, и тем, кто его обижает, он все-таки делает добро.

· Как Солнце, которое светит на всех, не спрашивая, кто что замыслил. Пока оно может — оно светит и дает тепло и жизнь.

И когда Христос говорит: «Ударили тебя по одной щеке — подставь другую», он не требует страданий ради страданий, он лишь ожидает, что мы неотступно будем делать только добро: «Будь готов подставить другую щеку, если количество добра в мире от этого увеличится».

На уровне общих слов с установкой: «Делай только добро!» — готовы согласиться многие. Но когда к этому прибавляется требование отказа от насилия: «Не противься злому», — ситуация меняется. Парадокс: все говорят о добре, но за это же добро, во имя его тут же готовы уничтожить ближнего.

· В этих случаях говорят о справедливом гневе, о справедливых войнах и справедливых наказаниях.

А Христос против этого. Он не говорит, что все это не бывает справедливым. Он говорит просто — не делайте этого, как бы ни было это справедливо. Добро и мудрость выше справедливости.

Говорит ли он это? Он это говорил, но вы это — не прочтете.

· Вы не прочтете это в том переводе и той редакции, которую для вас сделала Святая церковь.

Не противься… злу или злому?

Много в Евангелии призывов, которые непросто понять, а еще сложнее — применить в собственной жизни. И есть в Нагорной проповеди одно радикальное требование: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф 5:38–42).
Выполнить это очень трудно, поэтому уже древний толкователь Ориген настаивал: это надо понимать иносказательно. Он ссылался на то обстоятельство, что бьют по щеке обычно правой рукой и, стало быть, попадают по левой стороне лица. Значит, Христос как бы намекает: не понимайте этого буквально. И сегодня некоторые толкователи хотят уйти от этой проблемы, считая, что удар наносится тыльной стороной ладони — это не настоящий удар, а скорее жест презрения.
Допустим, про пощечину — иносказательно. А как про рубашку? Как про поприще, то есть про милю, которую тебя заставляют куда-то проходить (так римские легионеры могли заставить местных жителей нести следом за ними их поклажу)? Как быть с просящими — к нам ведь постоянно обращаются с просьбами? И как, самое главное, быть с этим удивительным призывом не противиться злому? Может быть, его и понимать надо несколько иначе: не противьтесь злу? По-гречески сказано ἀντιστῆναι τῷ πονηρῷ, и в дательном падеже не видно, употреблен здесь мужской род (и тогда это кто-то злой) или средний (и тогда — зло вообще).
В свое время Л. Н. Толстой утверждал, что Христос вообще запретил всякое сопротивление злу. Например, в случае нападения врага воевать с ним не надо, он со временем уйдет сам. К сожалению, весь опыт XX века такой надежде противоречит.
Посмотрим на контекст этой заповеди. Мы видим, что Нагорная проповедь обращена к отдельным людям, и эта заповедь стоит в ряду прочих, описывающих отношения между людьми, более того — между членами христианской общины. Нагорная проповедь не требует оставлять безнаказанными преступников, бьющих людей по щекам или отнимающих у них одежду. Общество обязано противостоять насилию, будь то насилие внешнее (война) или внутреннее (преступность). Зато каждый отдельный человек может и не отстаивать своих личных прав и не мстить за их нарушение.
Но все равно остается вопрос: что имеется здесь в виду под «злым», или «злом», и что — под противлением ему? Что касается слова «зло», то о нем крайне мало говорится в Библии. Бытовая, повседневная религиозность обычно уделяет злу очень много внимания: нечистая сила, грехи и пороки занимают в ней огромное место. Это страшная опасность, и важно сберечься от ее воздействия: многочисленные табу, обереги от демонов, заклинания и ритуалы… Но ничего этого нет в Библии, хотя она много говорит о грехах и приводит списки запретных поступков (особенно много их в Ветхом Завете). Зло в ней занимает очень скромное место.
Когда Бог творит этот мир, то постоянным рефреном звучат слова «и увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1:10 и др.). Но откуда же тогда взялось зло на этом свете? Хотя мы знаем ответ, но не из Книги Бытие: никакой истории о падших ангелах в ней нет. Змей-искуситель появляется там, где начинается история человека. Он предлагает Еве вкусить плодов с древа познания добра и зла — все выглядит так, словно никакого зла и не было бы в жизни человека, если бы Ева его не послушалась. И так оно на самом деле и есть: добро и зло — такая же пара, как день и ночь или море и суша. Иначе говоря, не всегда существовали оба эти понятия. Было время, когда мир был «хорош весьма», целиком и полностью, и в нем не было никакого зла, оно проникло в мир из-за сделанного человеком выбора.
Это один из важнейших библейских уроков, которые люди склонны забывать: не существует никакого изначального и всесильного зла, от которого мы могли бы оградить себя при помощи обрядов, молитв и амулетов. Зло есть понятие относительное, оно возникает там, где человек отказывается от добра, как тьма возникает только там, где нет света. И дальше в той же самой Книге Бытие мы всюду видим, что о зле можно говорить лишь в связи с поведением человека: «…помышление сердца человеческого — зло от юности его…» (Быт 8:21). Собственно, потому оказался необходим и Закон. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло» (Втор 30:15) — то есть Закон упорядочивает понятия добра и зла так же, как ход небесных светил упорядочивает смену дня и ночи.
Кстати, и Закон постоянно подчеркивает этот межличностный характер зла: тот или иной грех есть «мерзость пред Господом» (напр., Втор 23:18). То есть грех не просто нарушение табу, это вред, причиненный отношениям между Богом и человеком или между человеком и его ближним.
Но слово «зло», конечно, может употребляться и в других значениях. Самые удивительные строки — в Книге пророка Исаии: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45:7). Синодальный перевод еще довольно гладок, а в оригинале там сказано не «произвожу бедствия», а буквально «творю зло» (בֹורֵא רָע), причем употреблен тот же самый глагол ברא, что и в истории о сотворении мира. По одной этой цитате можно было бы подумать, что добро и зло сотворены Господом. Но параллель «образую свет и творю тьму», которая явно отсылает нас к истории о сотворении мира, все объясняет: Господь, конечно же, не творил тьмы так, как Он сотворил свет. Тьма есть отсутствие света, и Господь, как Владыка этого мира, может сделать так, что тот или иной человек окажется во тьме. И «зло» в данном случае — это бедствие, которое приключается с человеком. Это, казалось бы, совсем другое значение этого слова, но на самом деле оно очень похоже на первое, на зло, которое человек творит по отношению к Богу или к другому человеку. Только здесь злом называется уже скорее реакция на изначальное зло, то повреждение, которое возникло в отношениях между Богом и людьми и которое имеет самые печальные последствия.

Очень интересна в этом отношении Книга пророка Ионы. Она, пожалуй, заслуживает того, чтобы назвать ее ветхозаветным трактатом о зле, только вместо скучных определений в ней даны живые и яркие рассказы. Слово רָעָה (зло) употреблено в ней девять раз (см.: Иона 1:2, 1:7, 1:8, 3:7, 3:8, 3:10, 4:1, 4:2, 4:6), но ни один перевод не может сохранить тут последовательности. Судите сами: жители города Ниневии творят злодеяния перед Богом, и за это Бог решает их покарать бедствиями. Возвестить их городу должен пророк Иона, но он бежит от своей миссии, и тогда корабль, на котором он плывет, попадает в злую бурю. Он все же проповедует ниневитянам, и тогда они раскаиваются в своих злодеяниях, и Господь отменяет бедствие. Иону же охватывает злость по этому поводу: как это они останутся безнаказанными? Тогда Господь ставит его самого в трудное положение: злой зной мучает его, и нет никакой защиты. Господь дает Ионе урок милосердия, а нам всем показывает, что такое на самом деле зло, откуда оно возникает, к чему приводит и как можно от него избавиться. И когда мы размышляем о евангельской заповеди, то пример Ионы, пожалуй, будет очень кстати: он ведь именно что боролся со злом, стремился его наказать, говорил с ним на одном языке… Господь взял и принял это зло на Себя, простил этих людей, а Иона не сразу готов был с этим согласиться.
Но что такое «противиться» в Нагорной проповеди, в пятой главе Евангелия от Матфея? Греческий глагол ἀντιστῆναι означает «противоборство, противостояние, часто военного или судебного характера». Судебный контекст задан стихами 25–26 той же главы: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Вот, собственно, и первый ответ на этот вопрос: не судись со злодеем, а то еще не известно, выйдешь ли ты сам с этого суда оправданным.
В Новом Завете этот глагол встречается еще несколько раз, в основном в значении активного противодействия: «А Елима волхв… противился им, стараясь отвратить проконсула от веры» (Деян 13:8). То есть не просто возражал, но активно боролся за свою идею. Потерпел поражение, как мы видим. Очень интересную параллель можно найти в Послании к Римлянам, где этот глагол использован целых три раза: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим 13:2). Подобные высказывания Павла не раз вызывали в истории вопросы: это что же, надо безропотно исполнять любые повеления властей? А если они расходятся с ясно выраженной в заповедях волей Божьей? Что же тогда христианские мученики отказывались принести жертву идолам по первому требованию законных властей? Но не противиться и не противостоять еще не значит во всем соглашаться. Мученики отказались выполнять требования своих правителей, но они не поднимали восстаний, не пытались эти власти свергнуть. Иными словами, они не боролись со злом методами зла, не старались победить дракона, чтобы самому стать драконом. К сожалению, далеко не всегда так это выглядело в истории христианства.
В Послании Иакова мы читаем слова, которые как будто противоречат евангельской заповеди: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4:7). Даже глагол там употреблен тот же самый, ἀντιστῆναι. Что же, Иаков советует нечто противоположное тому, чему учил Иисус? Ведь дьявол и есть самое высшее проявление зла, так что противостоять ему и значит противостоять злу в наивысшей степени.
На самом деле никакого здесь нет противоречия. Противодействовать можно именно что дьяволу, тому самому змею, который искушал Еву, — злому волевому началу. Вся христианская аскетика — попытка на практике исполнить это наставление Иакова. Но в Библии слово «зло», как мы уже выяснили, обозначает нечто из области межличностных отношений: это разрушение завета между Богом и людьми и все беды, которые из этого проистекают. Это не абсолютное зло, шепчущее тебе на ухо, а та беда, которая приходит к тебе от других людей или твоих собственных поступков.
Следовательно, мы можем предположить, что призыв Христа не противиться злому, означает никак не капитуляцию перед дьяволом, но отказ от борьбы со злом, в ходе которой сторона добра так легко прибегает к чужому оружию и в конце концов становится неотличима от другой стороны. Это отказ от вполне законного сопротивления насилию, проявленному в отношении лично тебя, и примеры с отданной рубашкой, пройденными двумя поприщами и подставленной другой щекой тут совершенно не случайны. Исполнить это действительно очень трудно, и далеко не всегда вообще понятно, как исполнять, но здесь мы видим не столько практическую инструкцию на все случаи жизни, сколько идеал человеческих отношений в Царствии Небесном (ведь вся Нагорная проповедь и говорит о том, что такое это Царствие и как в нем жить).
Да, в этом мире Царствие присутствует порой лишь как горчичное зерно, но Христос доказал не словами, а примером, что исполнение слов о непротивлении злому вполне возможно. На самом деле лучшее толкование на эту заповедь — Голгофа. Христос не сопротивлялся тем, кто хотел Его распять, но Он и прежде креста, и на кресте не соглашался со злом, не потакал ему, не давал ему дороги. И если нужно было умереть, чтобы его остановить, Он был на это готов.

Интересные материалы:

  • Возвращается ли зло

    В жизни все имеет последствия, и любое действие отражается на нашей жизни. И часто совершенные…

  • Непротивление злу Толстой

    Философия Л. Н. Толстого Непротивление злу силойГениальный писатель и глубокий мыслитель Л.Н. Толстой занимает важное…

  • Тот самый мюнхгаузен 2

    Каждый год в Музее барона Мюнхгаузена (Латвия) отмечается наступление 32 мая, упомянутого в фильме "Тот…

  • Ис 54 17

    54 "Восклицай от радости, бесплодная, не рождавшая! Веселись, радостно восклицай и громко кричи, не знавшая…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства