Митрополит киевский Владимир
Содержание
Владимир (Сабодан)
В Википедии есть статьи о других людях с именем Митрополит Владимир.
Митрополит Владимир | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Митрополит Володимир | |||||||||||||||||||
![]() |
|||||||||||||||||||
Митрополит Киевский и всея Украины
|
|||||||||||||||||||
27 мая 1992 — 5 июля 2014 | |||||||||||||||||||
Церковь | Украинская православная церковь (Московского патриархата) | ||||||||||||||||||
Предшественник | Филарет (Денисенко) | ||||||||||||||||||
Преемник | Онуфрий (Березовский) | ||||||||||||||||||
7-й Управляющий делами Московской патриархии
|
|||||||||||||||||||
30 декабря 1987 — 17 июля 1996 | |||||||||||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||||||||||
Предшественник | Сергий (Петров) | ||||||||||||||||||
Преемник | Сергий (Фомин) | ||||||||||||||||||
Митрополит Ростовский и Новочеркасский
|
|||||||||||||||||||
16 июля 1982 — 27 мая 1992 | |||||||||||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||||||||||
Предшественник | Иоасаф (Овсянников) | ||||||||||||||||||
Преемник | Владимир (Котляров) | ||||||||||||||||||
Архиепископ Дмитровский
|
|||||||||||||||||||
18 апреля 1973 — 16 июля 1982 | |||||||||||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||||||||||
Предшественник | Филарет (Вахромеев) | ||||||||||||||||||
Преемник | Александр (Тимофеев) | ||||||||||||||||||
Епископ Черниговский и Нежинский
|
|||||||||||||||||||
20 марта 1969 — 18 апреля 1973 | |||||||||||||||||||
Церковь | Русская православная церковь Украинский экзархат |
||||||||||||||||||
Предшественник | Нестор (Тугай) | ||||||||||||||||||
Преемник | Антоний (Вакарик) | ||||||||||||||||||
Епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской епархии
|
|||||||||||||||||||
28 ноября 1968 — 20 марта 1969 | |||||||||||||||||||
Церковь | Русская православная церковь Украинский экзархат |
||||||||||||||||||
Предшественник | Феодосий (Дикун) | ||||||||||||||||||
Преемник | Савва (Бабинец) | ||||||||||||||||||
Епископ Звенигородский,
|
|||||||||||||||||||
9 июля 1966 — 28 ноября 1968 | |||||||||||||||||||
Церковь | Русская православная церковь | ||||||||||||||||||
Предшественник | Владимир (Котляров) | ||||||||||||||||||
Преемник | Анатолий (Кузнецов) | ||||||||||||||||||
Имя при рождении | Виктор Маркианович Сабодан | ||||||||||||||||||
Рождение | 23 ноября 1935 село Марковцы, Летичевский район, Хмельницкая область, УССР, СССР |
||||||||||||||||||
Смерть | 5 июля 2014 (78 лет)
|
||||||||||||||||||
Похоронен |
|
||||||||||||||||||
Принятие священного сана | 14 июня 1962 года | ||||||||||||||||||
Принятие монашества | 26 августа 1962 года | ||||||||||||||||||
Епископская хиротония | 9 июля 1966 года | ||||||||||||||||||
Автограф | ![]() |
||||||||||||||||||
Награды |
|
||||||||||||||||||
![]() |
Митрополи́т Влади́мир (в миру Ви́ктор Маркиа́нович Сабода́н, укр. Віктор Маркіянович Сабодан; 23 ноября 1935, село Марковцы, Летичевский район, Хмельницкая область, СССР — 5 июля 2014, Киев, Украина) — епископ Русской православной церкви; с 1992 по 2014 годы — Предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата) с титулом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины; постоянный член Священного синода Русской православной церкви.
Титул «Блаженнейший», согласно правилам 4 и 5 Определения Архиерейского собора РПЦ 25—27 октября 1990 года предоставлялся в пределах Украины; однако редакция Устава УПЦ от 21 декабря 2007 года гласит: «Предстоятель Украинской Православной Церкви имеет титул „Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины“» (Гл. V, п. 3 Устава УПЦ).
Архиерейство
23 июня 1966 года решением Священного Синода определен быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской православной церкви при Всемирном совете церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
8 июля того же года в зале заседаний Священного Синода состоялось наречение во епископа.
9 июля 1966 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Звенигородского. Хиротонию совершали митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископы Волоколамский Питирим (Нечаев) и Зарайский Ювеналий (Поярков).
28 ноября 1968 года назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко), Патриаршего экзарха Украины.
20 марта 1969 года переведен на Черниговскую и Нежинскую кафедру, назначен временно управляющим Сумской епархией.
С декабря 1970 года по апрель 1973 года — ответственный редактор журнала Украинского экзархата «Православний вісник».
18 апреля 1973 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС.
9 сентября 1973 года возведен в сан архиепископа.
18 апреля 1978 года удостоен звания профессора МДА. 5 июня 1979 года в МДА защитил диссертацию «Экклезиология в русском богословии в связи с экуменическим движением» на соискание учёной степени магистра богословия.
16 июля 1982 года переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, возведен в сан митрополита.
28 марта 1984 года назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.
30 декабря 1987 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.
На Поместном соборе 1990 года при выборах Патриарха получил второе число голосов (во втором туре — 143 голоса, тогда как избранный Патриархом митрополит Алексий (Ридигер) — 166 голосов).
Предстоятель УПЦ
Печать и автограф митрополита Киевского и всея Украины Владимира, 2000
27 мая 1992 года Архиерейским собором Украинской православной церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской православной церкви.
Из доклада патриарха Алексия II на Архиерейском соборе 24 июня 2008 года: «<…> празднуемое в этом году 1020-летие Крещения Руси побуждает нас прежде всего сказать о древнем и священном для всех нас Киеве, изначальном престоле Предстоятелей Русской Церкви, откуда, по словам преподобного Нестора Летописца, русская земля пошла есть, и откуда началось христианское просвещение нашего народа, становление подвижничества и духовной жизни, развитие русской культуры и государственности. Здесь ныне достойно, мудро и рассудительно совершает своё служение Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в окружении сонма архиереев и пастырей окормляющий самоуправляемую Украинскую Православную Церковь, получившую в 1992 году широкие права автономии».
5 октября 2009 года прибывшие в Киев представители Константинопольского патриархата, находившиеся на Украине согласно решению Священного синода Вселенского патриархата с целью детального ознакомления с ситуацией в украинском православии и поиска путей урегулирования существующих проблем, на встрече с митрополитом заявили, что «фигура митрополита Владимира объединяет всех православных Украины, к какой бы юрисдикции они ни принадлежали».
10 мая 2012 года сайт УПЦ сообщал, что госпитализированный 30 октября 2011 года «по поводу осложнений, возникших на фоне основного заболевания — болезни Паркинсона» митрополит Владимир был выписан из клиники, «состояние Блаженнейшего стабильное, позволяет ему вернуться к работе, участвовать в церковных мероприятиях, встречах, общественной жизни».
24 февраля 2014 года, ввиду медицински удостоверенной невозможности исполнения им обязанностей предстоятеля УПЦ, Священный синод Украинской православной церкви избрал митрополита Онуфрия местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры; Синод постановил продолжить поминовение митрополита Владимира как предстоятеля УПЦ.
5 июля 2014 года после продолжительной болезни умер.
7 июля на братском кладбище Киево-Печерской лавры возле храма Рождества Божьей Матери состоялось погребение предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Владимира.
Кандидатура на Патриарший престол (2009)
После смерти Алексия II, в преддверии Поместного собора 2009 года епископат УПЦ обратился к митрополиту Владимиру с просьбой принять их выдвижение его кандидатуры на патриарших выборах: «мы считаем Вас достойным кандидатом на Первосвятительский Патриарший Престол и заверяем, что поддержим Вашу кандидатуру во время голосования на Поместном Соборе Русской Православной Церкви».
17 января 2009 года на совещании епископата УПЦ и делегатов Поместного собора РПЦ МП от Украины митрополит Владимир фактически отказался от выдвижения своей кандидатуры на патриарших выборах: «Сегодня много разговоров идёт про то, кто вскоре займёт овдовевший патриарший престол. Среди возможных кандидатов говорят и про меня, видя в моём лице преемника святейшего Патриарха Алексия. Однако, искренне благодаря за такую великую честь, я хочу предстать перед Богом 121-м Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор». Кандидатура Владимира не была выдвинута Архиерейским собором 2009 года.
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир с президентом России Владимиром Путиным
Во время Поместного собора 27 января 2009 года владыка Владимир как епископ старейшей в Русской православной церкви Киевской кафедры обратился к избранному патриархом митрополиту Кириллу с традиционным вопросом о том, приемлет ли он избрание: «Преосвященный митрополит Кирилл, Поместный Собор Русской православной церкви избрал тебя патриархом Московским и всея Руси. Принимаешь ли ты сие избрание?».
Награды
Государственные награды Украины
- Звание Герой Украины (9 июля 2011 года) с вручением ордена Державы — за выдающиеся личные заслуги в утверждении духовности, гуманизма и милосердия в обществе, многолетнее добросовестное служение Украинскому народу, по случаю 45-летия хиротонии и 20-й годовщины независимости Украины
- Орден Свободы (23 ноября 2010 года) — за выдающиеся личные заслуги в утверждении мира и общественного согласия, многолетнюю подвижническую деятельность по возрождению духовности и национально-культурной самобытности Украинского народа
- Орден князя Ярослава Мудрого:
- I степени (22 июля 2008 года) — за выдающийся личный вклад в утверждение духовности, гуманизма и милосердия, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси
- II степени (23 ноября 2005 года) — за многолетнюю церковную, благотворительную и милосердную деятельность и по случаю 70-летия со дня рождения
- III степени (19 июня 2002 года) — за выдающийся личный вклад в утверджение православия на Украине, развитие межконфессиональных связей, многолетнюю плодотворную церковную деятельность
- IV степени (20 ноября 2000 года) — за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в сфере государственно-церковных отношений, плодотворную благотворительную и милосердную деятельность и в связи с 65-летием со дня рождения
- V степени (28 июля 1999 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, направленную на утверждение православия на Украине
Первый (одновременно с предстоятелем Украинской православной церкви Киевского Патриархата Филаретом (Денисенко)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого.
Государственные и ведомственные награды России
- Орден Александра Невского (11 июля 2013 года) — за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций
Освящение памятника архимандриту Киево-Печерской лавры Елисею Плетенецкому.
- Орден Почёта (28 июня 2005 года) — за заслуги в развитии духовных и культурных традиций и укреплении российско-украинских отношений
- Орден Дружбы (19 января 2004 года) — за большой вклад в укрепление и развитие духовных связей, дружбы и сотрудничества между народами Российской Федерации и Украины
- Почётная грамота Президента Российской Федерации (25 сентября 2010 года) — за весомый вклад в укрепление духовного единства России и Украины, развитие отношений добрососедства и сотрудничества между народами России и Украины
- Нагрудный знак МИД России «За вклад в международное сотрудничество» (2010 год)
Государственные награды СССР
- Орден Дружбы народов (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси
Награды РПЦ и УПЦ
- Орден Славы и Чести (2010 год)
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (1985 год)
- Орден святителя Алексия, митрополита Московского, I степени (2005 год)
- Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (1979 год)
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени (2012 год)
- Орден Андрея Первозванного (2000 год)
- Орден преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских I степени УПЦ
- Ордена Поместных Православных Церквей
Награды Приднестровья
- Орден Почёта (18 ноября 2005 года) — за большой вклад в дело укрепления дружбы, сотрудничества, добрососедства, в возрождении и укреплении Православия между братскими народами Украины и Приднестровской Молдавской Республики и в связи с 70-летием со дня рождения
Примечания
- Статут про управління Української Православної Церкви. Архивная копия от 6 апреля 2010 на Wayback Machine На официальном сайте УПЦ
- Сравнение нового Устава УПЦ от 21.12.2007 г. с действующим Уставом РПЦ. Мнение юристов. Аналитика. Цитаты. Архивная копия от 24 июля 2008 на Wayback Machine На сайте otechestvo.org.ua 14.02.2008.
- Митрополит Владимир: «Мама кочергой погнала из дома атеистов». // Релігія в Україні. — 7.10.2010.
- «Я держал солнце в руках» — Блаженнейший Митрополит Владимир о первых встречах
- Дядя и родной брат митрополита Владимира (Сабодана) боролись с фашистами в Организации Украинских Националистов » Релігія в Україні. Вера и религия. Философия и религия в Укра…
- 1 2 Человек с его радостями и горестями. О Предстоятеле УПЦ митрополите Владимире — его ближайший помощник
- 1 2 Человек с его радостями и горестями.
- Иванов М. Архиепископ Дмитровский Владимир — магистр богословия // ЖМП. 1979. № 8. С. 17—20
- Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. // 17. Современные вызовы церковному единству и ответ на них. На официальном сайте МП 24 июня 2008 г. (в действительности «широкие права автономии» — независимость и самостоятельность в управлении — Украинская православная церковь получила в 1990 году).
- Константинопольский патриархат назвал человека, который объединяет всех православных Украины NEWSru, 5.10.2009. Архивная копия от 19 октября 2009 на Wayback Machine
- 1 2 КИЇВ. Журнали засідання Священного Синоду УПЦ від 24 лютого 2014 року. (укр.)
- У Украинской православной церкви Московского патриархата появился временный глава.
- Відійшов до Господа Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир. (укр.)
- Звернення до Блаженнішого Володимира, Митрополита Київського і всієї України Архивная копия от 11 января 2009 на Wayback Machine (укр.)
- Митрополит Владимир (Сабодан) фактически отказался от выдвижения своей кандидатуры на патриарших выборах и призвал не менять статус УПЦ. portal-credo.ru, 17.1.2009.
- В храме Христа Спасителя состоялось наречение новоизбранного патриарха. Интерфакс-религия, 28.1.2009.
- Указ Президента України від 9 липня 2011 року № 745/2011 «Про присвоєння В.Сабодану звання Герой України» (укр.). Президент України. Iнтернет-представництво (09.07.2011). Дата обращения 10 июля 2011. Архивировано 22 февраля 2012 года.
- Блаженнішому Митрополиту Володимиру присвоєне звання «Герой України» // Официальный сайт УПЦ (недоступная ссылка) (укр.)
- Указ Президента України № 1047/2010 від 23 листопада 2010 року «Про нагородження В.Сабодана орденом Свободи» Архивная копия от 26 ноября 2010 на Wayback Machine (укр.)
- Президент Украины Виктор Янукович наградил предстоятеля Украинской православной церкви Московского патриархата, митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Виктора Сабодана) орденом Свободы Архивная копия от 26 ноября 2010 на Wayback Machine
- Указ Президента України № 652/2008 від 22 липня 2008 року «Про нагородження орденом князя Ярослава Мудрого» (укр.)
- Ющенко наградил орденом Ярослава Мудрого одновременно митрополита Киевского Владимира, расстригу Денисенко и главу униатов кардинала Гузара
- Указ Президента України № 1645/2005 від 23 листопада 2005 року «Про нагородження орденом князя Ярослава Мудрого» (укр.)
- На день рождения Митрополиту Владимиру Ющенко подарил орден Ярослава Мудрого (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июля 2007. Архивировано 30 сентября 2007 года.
- Указ Президента України № 559/2002 від 19 червня 2002 року «Про нагородження орденом князя Ярослава Мудрого» (укр.)
- Указ Президента України № 1248/2000 від 20 листопада 2000 року «Про нагородження орденом князя Ярослава Мудрого» (укр.)
- Указ Президента України № 925/99 від 28 липня 1999 року «Про нагородження відзнакою Президента України „Орден князя Ярослава Мудрого“» (укр.)
- Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2013 года № 619 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивная копия от 24 декабря 2013 на Wayback Machine
- Указ Президента Российской Федерации № 740 от 28 июня 2005 года «О награждении орденом Почёта митрополита Владимира (Сабодана В. М.)» Архивная копия от 25 апреля 2013 на Wayback Machine
- Указ Президента Российской Федерации № 58 от 19 января 2004 года «О награждении орденом Дружбы митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана В. М.)» Архивная копия от 25 апреля 2013 на Wayback Machine
- Распоряжение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2010 года № 643-рп «О награждении Почётной грамотой Президента Российской Федерации митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана В. М.)» (недоступная ссылка). Дата обращения 28 сентября 2010. Архивировано 25 апреля 2013 года.
- Митрополит Киевский и всея Украины Владимир награждён нагрудным знаком МИД России «За вклад в международное сотрудничество»
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1988 года № 9057—XI «О награждении орденами СССР религиозных деятелей»
- В столице Украины прошел торжественный акт, посвященный 75-летию Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира
- Патриаршее поздравление Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру с 50-летием служения в священном сане
- Указ Президента ПМР от 18 ноября 2005 года № 631 (недоступная ссылка)
Ссылки
- Владимир, митрополит Киевский и всея Украины (Сабодан Виктор Маркианович) // Патриархия.Ru
- Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. Биография на официальном сайте УПЦ
- Владимир (Сабодан) на сайте Русское Православие
- Интервью с митрополитом Владимиров (на украинском языке)
- Володимир, Митрополит Київський і всієї України
- Проповеди Блаженнейшего Митрополита Владимира
- Портрет Митрополита Владимира
- Биография на сайте УПЦ (укр.)
- ГЕРОЙ УКРАЇНИ — Митрополит Володимир (укр.)
- Фонд пам’яті Блаженнішого Митрополита Володимира
- Анатомия раскола. Фильм первый: «Униаты и автокефалы — история возникновения и новая генерация.» Часть первая. Студия «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра», 2002 год.
- Анатомия раскола. Фильм первый: «Униаты и автокефалы — история возникновения и новая генерация.» Часть вторая. Студия «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра», 2002 год.
- Анатомия раскола. Фильм второй: «Филаретовский раскол». Части первая и вторая. Студия «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра», 2002 год.

LCCN: n98010004 · VIAF: 83144648433251453831 · WorldCat VIAF: 83144648433251453831
Предшественник: Филарет (Денисенко) |
митрополит Киевский и всея Украины предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата 27 мая 1992 года — 5 июля 2014 года |
Преемник: Онуфрий (Березовский) |
Предшественник: Иоасаф (Овсянников) |
митрополит Ростовский и Новочеркасский 16 июля 1982 года — 27 мая 1992 года |
Преемник: Владимир (Котляров) |
Предшественник: Филарет (Вахромеев) |
архиепископ (до 9 сентября 1973 года — епископ) Дмитровский 18 апреля 1973 года — 16 июля 1982 года |
Преемник: Александр (Тимофеев) |
Предшественник: Нестор (Тугай) |
епископ Черниговский и Нежинский, в/у Сумской епархией 20 марта 1969 года — 18 апреля 1973 года |
Преемник: Антоний (Вакарик) |
Предшественник: Феодосий (Дикун) |
епископ Переяслав-Хмельницкий 28 ноября 1968 года — 20 марта 1969 года |
Преемник: Савва (Бабинец) |
Предшественник: Владимир (Котляров) |
епископ Звенигородский 9 июля 1966 года — 28 ноября 1968 года |
Преемник: Анатолий (Кузнецов) |

- Ростовские и Таганрогские (1919—1948):
- Арсений (Смоленец)
- Серафим (Силичев)
- Николай (Амасийский)
- Дионисий (Прозоровский)
- Николай (Амасийский)(в/у)
- Елевферий (Воронцов)
- Серафим (Шарапов)
- Сергий (Ларин)
- Ростовские и Новочеркасские (1948—1954):
- Николай (Чуфаровский)
- Вениамин (Федченков)
- Ростовские и Каменские (1954—1957):
- Флавиан (Иванов)
- Ростовские и Новочеркасские (с 1957 года):
- Иннокентий (Зельницкий)
- Никандр (Викторов)
- Сергий (Петров)
- Иероним (Захаров)
- Алексий (Коноплёв)
- Иларион (Прохоров)
- Николай (Кутепов)
- Владимир (Котляров)
- Иоасаф (Овсянников)
- Владимир (Сабодан)
- Владимир (Котляров)
- Пантелеимон (Долганов)
- Меркурий (Иванов)
Священномученик Владимир (Богоявленский)
Священномученик Владимир (Богоявленский)
«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось…» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины. И именно в этих словах он отразил свою внутреннюю, сердечную связь со святым князем Владимиром Великим. Ведь князь Владимир насадил на Руси веру Христову, а священномученик Владимир исповедал ее пролитием собственной крови, «чтобы сохранить Православие в России там, где оно началось».
Святой Владимир (Богоявленский) – первый из новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея. Он возглавил сонм святых, запечатлевших исповедание Христа своей кровью, и стал одним из первых небесных молитвенников за Церковь в годы жесточайших гонений.
Родился священномученик Владимир 1 января 1848 года в семье благочестивого священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детских лет, проведенных в простой тамбовской деревне, Василий (так мальчик был назван в Крещении) хорошо знал народную жизнь, сам трудился на земле, как и простые крестьяне, и в будущем пастырстве он отличался именно чуткостью к простым людям, к их бедам и радостям. По некоторым сведениям, мальчик рано, в девятилетнем возрасте, узнал сиротство, отец его был убит, и сына воспитывала мать. Кроме того, отличительной чертой характера мальчика была застенчивость, и эта черта сохранилась у него на всю жизнь.
Жизненный путь сына священника повторял путь многих других представителей духовного сословия. Это учеба последовательно в духовных училище, семинарии в Тамбове и академии в Киеве. В духовных школах того времени царили более чем строгие порядки. В училищах и семинариях кормили впроголодь, бурсаки ходили в худой одежонке, зимой помещения с трудом отапливались, за провинности жестко наказывали. Но выдающиеся способности Василия помогли ему преодолеть все трудности – мальчик всегда был в десятке лучших учеников.
Завершив обучение со степенью кандидата богословия, Василий Никифорович стал преподавателем родной семинарии. Ему прочили путь талантливого преподавания и высокой науки, о чем говорит само количество преподаваемых предметов в семинарии: Священное Писание, литургика, гомилетика, пастырское богословие и немецкий язык, да еще в епархиальном женском училище география. Однако Василий пошел на весьма решительный шаг: ради пастырской деятельности он оставил преподавание.
Талантливый проповедник, отец Василий стал вводить новую практику – внебогослужебные беседы с прихожанами
Господь послал ему хорошую супругу, ставшую поддержкой в священном служении. А сам Василий в 1882 году был рукоположен во священника и вскоре назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей г. Козлова. Здесь раскрылись не только его административные таланты, но прежде всего сердечное отношение к пастве – любили отца Василия и клирики, и миряне. Талантливый проповедник, отец Василий стал вводить новую практику – внебогослужебные беседы с прихожанами. Люди спешили послушать любвеобильного батюшку.
Простым человеческим счастьем – семьей – отец Василий утешался недолго. Супруга страдала туберкулезом, ежегодное лечение на Кавказе не помогло. Жена, а затем и единственный ребенок безвременно отошли ко Господу. Такое горе могло захватить с головой, лишить сил и активности, вывести из русла полноценного служения Церкви. Но отец Василий воспринял трагедию как Божий Промысел, который возводил его на новый путь. И это был путь Христова святителя. 8 февраля 1886 года он принял иноческий постриг с именем в честь равноапостольного князя Владимира, на следующий день был возведен в сан архимандрита, а вскоре назначен настоятелем Антониев монастыря в Великом Новгороде. В безраздельном служении Христу архимандрит Владимир нашел для себя подлинное утешение.
Священномученик Владимир (Богоявленский) в сане иеромонаха (3-й слева, сидит) и неизвестные священнослужители
Генерал Киреев задумался и сказал: “Ах, много ужасного увидите вы в жизни Церкви…”. К этим словам владыка отнесся как к пророчеству
Господь Бог. Сам избирает Себе служителей по слову Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15: 16). Промысл Божий вывел отца Владимира к высшему иерархическому служению: 3 июня 1888 года в Александро-Невской Лавре архимандрит Владимир был рукоположен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. После хиротонии к нему подошел известный славянофил, увлекавшийся вопросами церковной веры генерал Киреев и спросил: «Сколько вам лет, владыко?» Он ответил: «40 лет». Генерал вздохнул, задумался и сказал: «Ах, много ужасного увидите вы в жизни Церкви, если проживете еще хоть 25 лет». К этим словам генерала Киреева владыка отнесся как к пророчеству и со скорбью вспоминал их в смутное время в начале XX века.
Что же нам известно о святительском служении владыки Владимира? Это был епископ, который искренне любил простых людей, редкостную отзывчивость проявлял он ко всем нуждам паствы и духовенства. Особое внимание он уделял духовно-нравственному просвещению мирян. В епархии организовал внебогослужебные беседы с паствой, к которым привлекал все приходское духовенство. А его собственные проповеди, продуманные и прочувствованные горячо верующим и любящим сердцем, привлекали многих слушателей и производили на них сильнейшее впечатление. По отзывам присутствовавших на проповедях владыки, «простая, безыскусная форма речи была согрета огнем такой глубокой искренности, что производила изумительное впечатление, неотразимо увлекая слушателей. Неудивительно, что церковь, где проповедовал владыка, была всегда полна».
В 1891 году епископа Владимира назначили на Самарскую кафедру. Это пришлось на крайне трудное время – губернию поразили холера и неурожай. Власть растерялась: что делать? И первый, кто пошел к народу с крестом в руках, был епископ Владимир. Именно он в тяжелую минуту стал истинным печальником и нравственной опорой людей. Повсюду святитель оставался неразлучно с паствой: служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий и в местах, охваченных эпидемией; безбоязненно посещал холерные бараки со словом утешения и молитвой, а на холерном кладбище совершал панихиды о почивших. Владыка содействовал и распространению врачебной помощи, а для преодоления голода устроил при монастырях и отдельных храмах бесплатные столовые и чайные. Повсюду владыка направлял воззвания о помощи, обращался в Петербург, посылая туда образцы «голодного хлеба», чтобы обратить внимание правительства на бедственное положение народа, которое скрывала местная власть.
О жизни владыки Владимира в Самаре так отзывался епископ Серафим (Александров): «Это был служитель, поражавший нас, молодых служителей Церкви, своей любовью к благоговейной службе Божией, усердием к делу проповеди… Народ вспоминал служение его десятки лет, и высшей похвалой служителям Церкви были слова: “Ты служишь, как владыка наш Владимир”».
Однажды за богослужением в самарском соборе присутствовал известный юрист А.Ф. Кони, который услышал проповедь владыки. Проповедь так потрясла юриста, что Кони сообщил об архипастыре обер-прокурору Святейшего Синода К.П. Победоносцеву. С этого времени началось быстрое продвижение владыки Владимира вверх в церковной иерархии. В 1892 году его назначили экзархом Грузии. К этому времени заботами владыки в Самарской епархии было открыто около 150 церковно-приходских школ, выстроено 10 новых храмов. Протоиерей И. Лазарев вспоминал о том, как прощались самарцы с владыкой: «Да! Доступен был простому народу Высокопреосвященнейший Владимир, как редко бывают доступны лица, облеченные столь высоким саном! Мы слышали от многих видавших проводы архиерея, что такого сердечного прощания они не видели. “Отец был, а не владыка! – характеризовал его по-своему простой народ”».
Шесть лет святитель Владимир управлял Грузинским Экзархатом в сане архиепископа Карталинского и Кахетинского. И опять-таки пришлось это на время крайних трудностей. На Кавказе возрастали националистические идеи, к людям, приезжавшим из России, иногда появлялась вражда, и для управления церковной жизнью здесь требовались рассудительность и чуткость. Владыка посвятил себя духовному просвещению разноплеменного населения, открыл свыше 300 церковно-приходских школ, в которых кроме православных учились мусульмане и иудеи, протестанты и армяне, старообрядцы и дети сектантов. Целью ставилось, конечно, не только просвещение, но и знакомство местных жителей с православной культурой и верой. За годы служения владыки на Кавказе там было построено и возобновлено более 100 храмов, восстановлен древний Мцхетский собор, устроена духовная семинария в Кутаиси.
Как только и на Кавказе разразилась холера, владыка устроил при храмах столовые для бедного народа. И несмотря на всё это, именно отсюда на него писалось множество доносов с клеветой и даже было организовано покушение на жизнь – несостоявшегося убийцу схватили в кустах у дома экзарха с кинжалом в руках. Владыка являл удивительные кротость и незлобие. Будучи призван на более высокое служение, прощаясь с грузинской паствой, он говорил: «Отпустите же и вы меня с миром и любовью. Если я по невнимательности, или по недопониманию, или по неправильному взгляду на вещи обидел или преогорчил кого-либо, покройте это любовию своею…»
Священномученик Владимир (Богоявленский) В 1898 году священномученика Владимира возвели на Московскую кафедру, где он провел 14 лет, ставшие апогеем его архиерейского служения. В древнерусской столице среди простого народа распространялись социалистические и атеистические учения, интеллигенция проявляла индифферентность к вере и Церкви, люди во множестве своем начинали забывать Бога, в итоге утрачивали нравственность, и противопоставить этому можно было только активную христианскую деятельность, растворенную личным благочестием.
Невозможно перечислить всё совершенное здесь святителем Владимиром. Назовем только некоторые из его деяний. Для укрепления веры владыка открыл многочисленные миссионерские курсы, куда набирались учащиеся из числа фабричных рабочих. Он устроил народно-церковные хоры, чтобы простые люди непосредственно участвовали в богослужении. Создал множество просветительских и благотворительных учреждений: Миссионерское братство в честь Воскресения Христова, Московский епархиальный миссионерский совет, Братство святителя Алексия при Чудовом монастыре, расширил деятельность противораскольничьего Братства святителя Петра, открыл ежегодные епархиальные миссионерские курсы для духовенства епархии.
Святитель Владимир добился открытия в Московской духовной академии специальной кафедры истории и обличения сектантства
Противодействуя натиску сектантов, владыка учредил Златоустовский религиозно-философский кружок учащихся и женские богословские курсы. В 1907 году священномученик Владимир добился открытия в Московской духовной академии специальной кафедры истории и обличения сектантства, и это повлекло за собой открытие таких же кафедр в других духовных академиях.
Зная основные народные искушения, владыка Владимир стал вести активную борьбу с алкоголизмом. При личном участии владыки Московское епархиальное общество борьбы с пьянством осуществляло широкую практическую деятельность, спасая страдающих от алкоголизма людей. На эту тему писалось множество статей и книг, проводились съезды, шел обмен опытом.
«Нужно, прежде всего, думать не о том, что взять от народа, но о том, что мы сами можем дать ему», – говорил святитель московским семинаристам, уча не столько словом, сколько собственным примером. Стоять как можно ближе к народу было и здесь основным лейтмотивом жизни святителя. Владыка открыл благотворительные общества, богадельни, приюты. Кроме того, будучи духовным руководителем великой княгини преподобномученицы Елисаветы Феодоровны († 1918), владыка Владимир оказал ей существенное содействие в основании Марфо-Мариинской обители. А в центре Москвы возвел Епархиальный дом, в котором проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом, занимались народные церковные хоры. Кстати, при Епархиальном доме выросла прекрасная церковь во имя святого князя Владимира, как бы наглядно показывая, чье дело продолжает святой Владимир (Богоявленский).
“Евангелие детства” митрополита Владимира в то время было единственным пособием для детей
Преданный апостольскому служению, святитель издавал и бесплатно распространял тысячи брошюр и листков. Особенной любовью у людей того времени пользовалось сочинение самого митрополита Владимира «Евангелие детства». На тот момент это оказалось единственное и весьма ценное пособие по религиозно-нравственному воспитанию детей.
Понимая всю пагубность распространявшейся в обществе новой идеологии, священномученик Владимир резко обличал социалистические и атеистические идеи, зачастую не находя поддержки среди власть имущих. В годы революции 1905–1907 годов он не боялся ездить на заводы и фабрики, выступать среди рабочих. Да, владыка обладал от природы скромностью и мягким характером, но когда нужно было стоять за веру, он всегда оказывался тверд и неподкупен, и это влекло за собой многие жизненные испытания. Вспоминая о служении святителя в Москве, один из его современников писал: «Кроткий и смиренный, ничего для себя лично никогда не искавший, правдолюбивый и честный, владыка Владимир постепенно восходил на высоту иерархической лестницы. Он привлек сердца церковной и патриотической России в дни всеобщего шатания и измены (1904–1905), когда немногие оставались верными долгу и присяге, твердыми в защите Православной Церкви».
“Я человек не этикетный… там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости…”
В 1912 году высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода. Это, конечно, было первое место в церковной иерархии того времени, и с чисто внешней стороны митрополиту Владимиру можно было только завидовать. Но сам священномученик не желал такого назначения и согласился только после письма к нему императора Николая II. Перед переездом в Санкт-Петербург владыка молился у святынь древнего Новгорода. Епископ Новгородский спросил владыку Владимира, о чем он так скорбит, и владыка ответил: «Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там “ко двору”; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости».
Священномученик Владимир (Богоявленский) Именно так и получилось. Три года управления столичной епархией оказались чрезвычайно сложными. В Петербурге усилилось влияние Григория Распутина, священномученик Владимир видел гибельные последствия этого для церковных и государственных дел, для жизни царской семьи. За открытое неприятие Распутина святитель Владимир впал в немилость. Шла Первая мировая война, Россию уже охватывали революционные настроения. Митрополит Владимир, как мог, противостоял приближавшейся смуте, входя в противоречия с политическими силами. Для воинов же и родственников убитых на войне организовывал благотворительную помощь. А тем временем на него писались доносы. В ноябре 1915 года в качестве своеобразной ссылки его перевели в Киев. Один архиерей, провожая опального святителя, сказал: «Вы были первенствующий иерарх между нами не только по своему общественному положению, но и по вашим высоким духовным качествам… Вы не боялись говорить правду, сознательно подвергая себя огорчениям и страданиям, и терпели их с величайшею твердостью души». Известный церковный деятель того времени митрополит Антоний (Храповицкий) оставил такой отзыв: «В то время как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Владимир не боялся говорить “правду царям”, и не “с улыбкой”, как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя страданиям и в то же время претерпевая все житейские скорби со смирением и величайшей твердостью души».
В декабре 1915 года митрополит Владимир вступил в управление Киевской епархией. Правда, оставался он в Киеве недолго. Будучи первенствующим членом Синода, святитель должен был присутствовать в столице, и для участия в заседаниях владыка выехал в Петроград. Наступало самое скорбное время в судьбе родного Отечества.
Когда Петроград был полностью парализован политическими забастовками и демонстрациями, святитель Владимир, будучи разочарован событиями, отказался от какого-либо участия в разрешении ситуации и отверг предложение князя Н.Д. Жевахова обратиться с воззванием к народу, сказав: «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают, а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Временное правительство назначило нового обер-прокурора, который пытался заставить членов Синода принимать лишь ему угодные решения, митрополит Владимир не соглашался, в итоге все члены Синода, включая святителя Владимира, были уволены, и митрополит Владимир вернулся в Киев.
Тем не менее, Церковь продолжала жить и действовать. 15 августа 1917 года в Москве началось грандиозное и долгожданное мероприятие, назревавшее целых два века, – открылся Всероссийский Поместный Собор. Почетным председателем Собора стал митрополит Владимир (Богоявленский). Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме, устроенном когда-то старанием митрополита Владимира. На Соборе были приняты исторические решения в жизни Церкви, и самое главное – восстановлено Патриаршество. 5 ноября, когда в храме Христа Спасителя требовалось окончательно избрать патриарха из трех кандидатур, именно митрополит Владимир после Божественной Литургии вынес ковчежец, содержащий три жребия, на амвон, благословил им присутствующих и снял печати. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий, помолившись, вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский, – аксиос!»
Кстати, Святейший Патриарх Тихон, хорошо знавший священномученика Владимира, так отзывался о нем: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это ни сопровождалось».
В своих делах владыка являл себя как апостол любви. Чем же воздали ему?
Октябрьский переворот 1917 года вызвал множество нестроений не только в государственной, но и церковной жизни. На Украине ярко выразились сепаратистские движения, появились тенденции к отделению от Русской Православной Церкви. Достаточно быстро в Киеве был организован съезд некоторой части клира и мирян, который образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской церкви. Священномученик Владимир встал на защиту единства Церкви, призывал и пастырей, и паству избегать вражды и препятствовать расколу, предостерегая, что отделение, «конечно, только порадует внутренних и внешних врагов». Владыка просил духовенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собой и со всей Православной Русской Церковью». В адрес святителя посыпались оскорбления и стали поступать угрозы. Националисты настраивали против митрополита братию Киево-Печерской Лавры, распространяя клевету, якобы он «обирает Лавру, получая огромные деньги».
Близилась личная Голгофа священномученика Владимира. Киев был захвачен большевиками, во время обстрелов Лавры шрапнельная пуля попала в образ Казанской иконы Божией Матери. Пробив стекло, пуля вошла в область сердца Богоматери. Вид этой иконы производил потрясающее впечатление не только на верующих, но и на большевиков, которые останавливались перед ней с изумлением. И эта рана святого образа предвещала кровоточащие раны служителей Божиих. В городе начались невиданные дотоле грабежи и насилия. Вооруженные люди врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, с руганью глумились над святынями, вламывались в жилища монахов, стреляли над их головами, избивали и грабили.
24 января 1918 года, перед Литургией, митрополит Владимир служил в Великой церкви акафист Успению Божией Матери. По наблюдению присутствовавших, владыка читал акафист в этот день с особенной проникновенностью и задушевностью. Он как будто чувствовал предстоявшее ему.
Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года 25 января (7 февраля по новому стилю) вооруженные люди ворвались в покои священномученика Владимира. Хотя красный террор в отношении священнослужителей еще только должен был начаться, владыка понял, что его поведут расстреливать. Выходя из покоев, он благословил своего келейника, поцеловал и, пожав руку, сказал: «Прощай, Филипп!» Келейник вспоминал, что «владыка был спокоен, словно шел на служение Литургии». Всех присутствующих в доме святитель благословил со словами: «Прощайте!»
Митрополита вывели на лаврский двор и повели к воротам обители. Возле Великой лаврской церкви солдаты закурили, а митрополит стал молиться напротив входа в храм. Дойдя до ворот Лавры, он повернулся к иконе святителя Николая, перекрестился и поклонился.
Солдаты посадили святителя в автомобиль и, проехав с километр, остановились. Митрополита повели влево от дороги на небольшую поляну между крепостных валов. Владыка спросил: «Что, вы здесь хотите меня расстрелять?» «А что же? Церемониться с тобою?» – ответили ему. На это священномученик лишь попросил дать ему время помолиться. «Но только поскорее!» – нетерпеливо сказал один из убийц.
Воздев руки к небу, святитель вслух молился: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром». Затем он благословил убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Не успел он еще опустить руки, как раздались выстрелы, и святитель упал. Убийцы сделали еще несколько выстрелов, а затем ударили его штыками.
Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года Тело священномученика Владимира, обезображенное колотыми и огнестрельными ранами, было найдено на следующее утро богомольцами, идущими в Лавру.
Еще шел Поместный Собор, и мученическая кончина святителя потрясла его участников. В этом видели грозное предзнаменование грядущих кровавых событий. И действительно, мученичество святителя Владимира (Богоявленского) стало началом длительного периода гонений на Русскую Православную Церковь. Бесчисленное множество клириков и мирян приняли мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти.
Поместный Собор 1918 года установил ежегодно в день смерти митрополита Владимира молитвенно поминать всех новомучеников и исповедников, «во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших». Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, на заседании Собора, посвященном памяти убиенного митрополита Владимира, сказал: «Мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была… жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».
Прошли десятилетия, канули в лету безбожные идеи, вдохновлявшие убийц святых людей, гонения на Церковь завершились, и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, к лику святых. Честные его мощи были обретены 20 июля того же года и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Впрочем, стоило бы помнить, что каждый святой человек, даже такой, который мужественно терпит страдания за Христа, остается еще и просто человеком, со своим неповторимым внутренним миром. Хочется привести слова протоиерея Иоанна Восторгова, произнесенные об убиенном митрополите Владимире на Поместном Соборе 1918 года: «Мало кому ведомо, что покойный был поэт в душе, чрезвычайно любил природу, ценил красоту, любил стихи и до старости сам составлял стихотворения. Помню, раз утром, в вагоне, при переезде из Петрограда в Москву, куда он возвращался на пасхальные дни, в бытность еще митрополитом Московским, он признался, что так любит Москву, так рад приезду своему, что всю ночь спал тревожно, и чувства радости и любви к Москве выразил в составленном длинном стихотворении, которое тут же и прочитал нам.
Священномученик Владимир (Богоявленский) При таком нежном и впечатлительном сердце, естественно, он болезненно переживал события в церковной жизни последнего времени, начиная со дня своего вынужденного перевода в Киев… Все, что за сим последовало, кончая событиями на Украине, – все это глубоко потрясло владыку. Но, не будучи по природе человеком активной борьбы, он все более и более уходил, замыкался в себя, молчал и только близким людям жаловался, что остается совершенно одиноким. Тихо и молчаливо он страдал. Думается, не так уж он был и одинок, как ему казалось, были сочувствующие его строго церковному мировоззрению, но эти-то сочувствующие сами ждали, что именно митрополит Владимир даст клич, соберет их около себя, выступит с ярким протестом…»
Здесь остановимся. Сила Церкви Христовой – не в протестах. Она в верности заповедям Христа, Который Сам был невинно убит, но чудным образом покорил мир верой в Евангелие. И так каждый святой, терпя по образу Спасителя невинные страдания, становится участником духовной победы, превышающей все жалкие блага кратковременной жизни.
Вот еще слова протоиерея Иоанна Восторгова, который, кстати, и сам был расстрелян несколько месяцев спустя: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих, и смерть его такая, как и вся жизнь, без позы и фразы, не может пройти бесследно».
Святый угодниче Божий, священномучениче Владимире, моли Бога о нас!
121-й митрополит Киевский
Митрополит Владимир (Сабодан)
На территории Дальних пещер Киево-Печерской Лавры – старинное монастырское кладбище. Здесь покоятся лаврские подвижники разных эпох: архимандриты, игумены и простые монахи, а также выдающиеся киевляне минувших веков: губернаторы и генералы, защитники Отечества. Между двумя надгробиями героев Отечественной войны 1812 года – генералов Паисия Кайсарова (1783–1844) и Афанасия Красовского (1781–1843), – напротив храма Рождества Богородицы нашел упокоение 121-й митрополит Киевский Владимир (Сабодан), 22 года возглавлявший Украинскую Православную Церковь.
Здесь ежедневно братией Лавры и учащимися духовных школ служатся заупокойные литии, среди молящихся узнаю многих из духовенства и мирян, кто знал Предстоятеля, учился у него, получал духовные советы, с благодарностью принимал слова утешения и любви.
Автору этих строк довелось хорошо знать приснопамятного владыку, общаться с ним. И сейчас я часто прихожу к его могиле, испрашиваю благословение на труды и всякое жизненное начинание. Эти краткие записки посвящены памяти митрополита Владимира.
«Я верил, что в Лавре снова засияют лампады»
Иеромонах Владимир. Одесса, 1962 г. С самого прибытия в Киев 20 июня 1992 года в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви и до последних дней земного существования владыка проживал, трудился, молился в Киево-Печерской Лавре. Митрополит Владимир любил эту древнюю обитель, где мощами почивает более 150 угодников Божиих, «монашеского жития на Руси первоучители и наставницы». Еще до закрытия Лавры Хрущевым в марте 1961 года он часто приезжал сюда, будучи учащимся Одесской духовной семинарии, затем – студентом Санкт-Петербургской академии. И после принятия священнического сана в 1962 году, и в последующие годы архиерейского служения за границей этот третий удел Пресвятой Богородицы оставался его возлюбленным местом паломничества.
При каждой киевской поездке прямо с железнодорожного вокзала или из аэропорта он первым делом спешил к угодникам Киево-Печерским, 27 лет пребывавшим в атеистическом плену. «Я пристраивался к какой-нибудь группе экскурсантов, гид которой, как правило, вещал что-то о религиозных предрассудках, – делился воспоминаниями владыка. – Тихонько прикладывался к мощам преподобных и всегда молился о том, чтобы нашу великую святыню вернули Церкви. Доживу ли до этого времени или нет, думал я, но верил, что в Лавре вновь засияют лампады и монашеская братия вернется сюда. И еще думалось мне во время посещения пещер: если бы произошло чудо и Господь допустил меня, грешного, хотя бы раз в жизни отслужить здесь Божественную литургию…»
Конечно же, не ведал тогда молодой паломник, что Господь благословит ему не только служить Литургии в возрожденной обители, но и жить в ней до конца дней своих, быть ее священноархимандритом. На протяжении многих лет митрополит часто служил ранние Литургии священническим чином в одном из подземных пещерных храмов. Прикладываясь к мощам преподобных, останавливался, молясь у раки своего тезоименитого предшественника священномученика Владимира (Богоявленского) – митрополита Киевского, первого русского архиерея, принявшего смерть за Христа, – у стен Лавры в январе 1918 года.
В лаврском саду
По вечерам, когда иссякал поток посетителей и завершался рабочий день, владыка выходил на вечернюю прогулку. Идя вдоль лаврских стен, любил заходить на лаврское кладбище, а иногда спускался по склонам в сторону Днепра к подножию обители, к источникам преподобных Антония и Феодосия. По пути останавливался у цветников: его любимыми были полевые цветы и розы. У 49-го корпуса, где он проживал в келье мансарды более 10 лет, и сейчас цветут кусты вьющихся красных роз, за которыми любил сам ухаживать. Блаженнейший с юности писал стихи, один из которых посвятил полевой ромашке. Стих был положен на музыку и стал народным шлягером. Лаврский садовник Александр вспоминает, как митрополит часто интересовался садовыми премудростями. Может, поэтому сегодня на территории Лавры такое изобилие роз удивительной красоты.
«Я еду к людям, которые меня ждут»
Ночью вооруженные боевики, десантировавшись через лаврскую стену, выбили входные двери, обрезали телефонную связь
В июне 1992 года в Лавре было неспокойно. Накануне приезда митрополита в Киев было совершено нападение на 49-й корпус, где предполагалось разместить резиденцию нового Предстоятеля. Бывшая митрополия на Пушкинской, 36, как и кафедральный Владимирский собор, были захвачены раскольником Филаретом. Ночью вооруженные боевики УНА-УНСО (ныне партия «Правый сектор»), десантировавшись через пятиметровую лаврскую стену, выбили входные двери корпуса, обрезали телефонную связь, изолировали наместника Лавры архимандрита Питирима (Старинского; ныне митрополит Николаевский и Очаковский), объявив ему, что Лавра переходит в распоряжение Филарета. Лаврской братии удалось вызвать милицию, сообщить о нападении. В обитель прибыло подразделение ОМОН, которому удалось нейтрализовать и разоружить захватчиков, доставить их в РОВД Печерского района. Как выяснилось позже, по неизвестной команде «сверху» боевики были отпущены. Уголовное дело не было открыто.
Киево-Печерская лавра
На подъезде к Киеву в вагон Предстоятеля Украинской Церкви вошли люди «в штатском»…
Избрание митрополита Владимира на Харьковском Соборе в мае 1992 года, его приезд в Киев, запрещение в служении бывшего митрополита Филарета, а затем и лишение его сана не входили в планы властей предержащих новообразованного государства Украина. Первый президент – бывший идеологический работник Компартии, член Политбюро УССР – и его соратники видели в Православной Церкви Украины новый политический инструмент и управляемое электоральное поле. Даже в Верховной Раде было объявлено (вопреки Конституции и всяким правовым нормам), что Харьковский Собор «является незаконным» и УПЦ должна подчиняться Филарету. Неслучайно на протяжении нескольких последующих лет каноническая Церковь на Украине пребывала в полной информационной блокаде. Предстоятель долгое время оставался в числе «непринимаемых» в администрации президента, пока многочисленные крестные ходы к правительственным зданиям Киева с требованиями остановить произвол раскольников и прекратить дискриминацию, а более всего – признание УПЦ всеми православными Церквями мира не заставили власти изменить отношение к канонической Церкви. Это уже потом украинские президенты и другие политические лидеры стремились попасть на прием в Лавру к митрополиту Владимиру, имевшему международный авторитет и мировую известность, заручиться его поддержкой и благословением. Блаженнейший не делил людей по их политическим взглядам, рангам, должностям, национальности. Все для него были чадами Божиими, всех он призывал к миру и взаимоуважению, всячески обличал ересь этнофилетизма и национального превосходства. Выходец из западноукраинского села, несший служение на Украине, в России, на Ближнем Востоке и в Западной Европе, он оставался патриотом Украины, любившим одинаково все народы во Христе Иисусе. И эта пастырская мудрость помогала ему сохранять единство Церкви, несмотря на все политические разделения и потрясения.
На подъезде к Киеву. 20 июня 1992 г. А тогда, 20 июня 1992 года, на перроне Киевского вокзала, в оцеплении милицейских кордонов, собрались тысячи православных, встречавших митрополита Владимира. Иерарху было известно о ночном налете на Лавру, о политической напряженности в Киеве в связи с его приездом.
На подъезде к городу в вагон поезда вошли люди «в штатском» и предложили митрополиту «во избежание нарушений правопорядка» пересесть в Дарнице в автотранспорт и, минуя вокзал, приехать в Лавру. Митрополит отказался, ответив: «Я еду к людям, которые меня ждут…» Когда поезд остановился у первого перрона, паства встретила его цветами и пасхальным песнопением. Каждый из встречавших радовался тому, что Украинская Церковь преодолела навязываемый раскол и искусственное разъединение с Русской Православной Церковью и всем православным миром. Первыми словами владыки Владимира были: «Я вернулся на родную землю Украины, чтобы служить Богу и украинскому народу».
Село на берегу Южного Буга – любимое место на земле
Спешит мать в обитель узнать, будет ли сын священником, – и слышит женский голос: «Утешься: уже священник»
Будущий митрополит родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Хмельницкой области в благочестивой верующей семье Маркиана и Феодосии Сабодан. Он был младшим четвертым ребенком и наречен при крещении Виктором. Из своего детства митрополит Владимир вынес наилучшие воспоминания о живописной природе родного края.
В родительском доме
Родительский дом находился на краю села, за садом открывалась удивительная панорама на Южный Буг. Приезжая сюда уже в преклонном возрасте, владыка любил приходить в старый сад и подолгу стоять, опершись на деревянную жердь изгороди, смотреть на вечернюю гладь реки. На противоположном берегу расположен Головчинецкий женский монастырь в честь Преображения Господня. Здесь крестили будущего святителя, его мать Феодосия Ивановна молилась и хранила надежду, что ее младший Виктор станет священником. И однажды, когда он уже учился в Одесской семинарии, ей приснился сон, будто спешит она в обитель с желанием узнать, будет ли он священником. И женский голос ей ответил: «Утешься: уже священник».
Служение
Виктор Сабодан был рукоположен во иереи 15 июня 1962 года митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком; † 1965), а в августе того же года принял монашество с именем Владимира, Крестителя Руси. Рассказывали его однокурсники, что в Одессе Виктор встречался с девушкой, с которой намеревался соединить свою жизнь, но невеста неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Блаженнейший обходил эту жизненную страницу молчанием. Вообще по природе своей он был немногословен, всегда сосредоточен и спокоен. Никогда не повышал голос, но если принимал решение, не менял его. Любил пошутить, рассказать что-нибудь из далекого прошлого. Например, как в Женеве учился варить украинский борщ, чтоб угостить высокопоставленных гостей. Будучи ректором Московских школ, на Рождество вместе со студентами пел колядки, неизменно интересовался личной жизнью учащихся, их семейным и материальным положением. Двери его кабинета всегда были открыты. Как-то прогуливаясь вечером перед сном, он увидел, как через забор перелезает опоздавший отпускник. Тот приземлился прямо под ноги ректору. «Что, опоздал, братец?» – участливо спросил студента ректор. «Опоздал, владыка, только инспектору не говорите…» – услышал в ответ.
За девять лет ректорства, рассказывал митрополит, он рукоположил для украинских приходов более 500 священников, а для всей Церкви – более 1500.
Блаженнейший был блестящим богословом, писателем и журналистом. Автору этих строк запомнилось: когда готовился очередной номер «Церковной православной газеты», митрополит с ручкой вычитывал все публикации, вносил правки, давал рекомендации и сам подбирал статьи. Как-то передал стихи одной пожилой женщины, жившей за границей, со словами: «Опубликуйте. Эта раба Божия прекрасно пишет. Живет в Париже и никогда не была в России, совсем старенькая…»
Блаженнейший вел обширнейшую переписку, в числе его адресатов были выдающиеся люди – зарубежные иерархи, члены королевских семей – и простые крестьяне.
Владыка рассказывал, что в отрочестве, прислуживая в алтаре батюшке, он жил мечтой непременно стать сельским священником, трудиться на земле, а в часы отдохновений удить рыбу. Рыбалку он любил с детства, как и хождение за грибами. Господь судил иначе. Уже через четыре года после рукоположения иеромонаха Владимира назначили заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
А вскоре 31-летнего архимандрита возвели в сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен – будущий патриарх. Молодого епископа направили в Женеву представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Здесь он познакомился с крупнейшими христианскими богословами и церковными деятелями. Там же состоялись незабываемые встречи с представителями русской послереволюционной эмиграции.
Следующие пять лет прошли на Черниговской и Сумской кафедрах Украины, затем – девять лет ректорства в Московских духовных школах и почти десятилетие – на древней Ростовской кафедре. Параллельно владыка исполнял обязанности Патриаршего экзарха Западной Европы.
Перед избранием митрополитом Киевским и всея Украины владыка нес послушание управляющего делами Московской Патриархии, с 1987 года он – постоянный член Священного Синода РПЦ.
Это лишь хронологические вехи жизненного пути архиерея, умещающиеся в несколько абзацев текста. Но за ними – исполненная огромных трудов, испытаний, молитв благодатная жизнь последователя Христова. Уже на Киевской кафедре в 1993 году владыка запишет в своем дневнике: «Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-нибудь сказать, как жители Самарии о женщине, беседовавшей с Христом: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4: 42)».
***
Могила Блаженнейшего митрополита Владимира на братском кладбище Киево-Печерской лавры
5 июля на монастырском кладбище боголюбивая паства будет молиться о своем иерархе. И с фотографии на мраморном кресте тот будет взирать на свое стадо, за которое он многие годы полагал жизнь. И эпитафия на кресте – слова святителя Иоанна Златоуста, которые митрополит любил повторять, – как бы резюмирует всю его яркую христианскую жизнь: «Слава Богу за всё».