Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

Кирилл и мефодий житие

02.06.2019 by admin

Содержание

  • 3. Кирилл и Мефодий создатели славянской азбуки.
  • Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности
  • История создания
  • Жизнеописание святого учителя
  • Почитание равноапостольного Кирилла
    • Дни памяти
    • Особенности иконографии
  • Молитва святому равноапостольному Кириллу
    • Интересные материалы:

3. Кирилл и Мефодий создатели славянской азбуки.

В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу).

863 год считается годом рождения славянской азбуки.

Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий.

Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия.

Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.

Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

После смерти братьев их деятельность была продолжена их учениками, изгнанными из Моравии в 886 году,

в южнославянских странах. (На Западе славянская азбука и славянская грамота не устояли; западные славяне – поляки, чехи… – до сих пор пользуются латиницей). Славянская грамота прочно утвердилась в Болгарии, откуда распространялась в страны южных и восточных славян (IX век). На Русь письменность пришла в X веке (988 год– крещение Руси).

Создание славянской азбуки имело и имеет до сих пор огромное значение для развития славянской письменности, славянских народов, славянской культуры.

Болгарская церковь установила день памяти Кирилла и Мефодия – 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю). В Болгарии также учрежден орден Кирилла и Мефодия.

24 мая во многих славянских странах, в том числе и в России, является праздником славянской письменности и культуры.

Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности

Святые братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был воином и правил болгарским княжеством Византийской империи. Это дало ему возможность научиться славянскому языку.

Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства высказывал удивительные способности и получил превосходное образование вместе с малолетним императором Михаилом 3-им при царском дворе

Затем он принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.

Его брат Константин, принявший в монашестве имя Кирилл, с малых лет отличался большими способностями и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки.

Вскоре император отправил обоих братьев к хазарам для евангельской проповеди. Как гласит предание, по пути они остановились в Корсуни, где Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться читать и говорить на этом языке.

Когда братья вернулись в Константинополь, император снова отправил их с просветительской миссией — на этот раз в Моравию. Моравского князя Ростислава притесняли немецкие епископы, и он просил императора прислать учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке.

Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Святые Кирилл и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

Для выполнения новой миссии Константин и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык основные богослужебные книги (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Это произошло в 863 году.

В Моравии братья были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они подали жалобу в Рим.

Взяв с собой мощи святого Климента (Папы Римского), обнаруженные ими еще в Корсуни, Константин и Мефодий отправились в Рим.
Узнав о том, что братья несут с собой святые мощи, Папа Адриан встретил их с почетом и утвердил богослужение на славянском языке. Переведенные братьями книги он приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие. В середине 10-го века польский князь Мечислав женился на богемской княжне Домбровке, после чего он и его подданные приняли христианскую веру.

Впоследствии эти славянские народы усилиями латинских проповедников и немецких императоров были отторгнуты от Греческой церкви под власть Римского папы, за исключением сербов и болгар. Но у всех славян, несмотря на истекшие столетия, и до сих пор жива память о великих равноапостольных просветителях и той православной вере, которую они старались насадить среди них. Священная память святых Кирилла и Мефодия служит соединяющим звеном для всех славянских народов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

История создания

Предполагается, что «Житие Константина» могло быть написано одним или несколькими авторами. Ими, скорее всего, являлись или Климент Охридский, или несколько учеников Кирилла Философа, писавших под руководством святого Мефодия. Текст считается одним из фундаментальных источников по истории Центральной Европы второй половины IX века. Входит в состав так называемых Моравско-паннонских легенд.

Вероятнее всего, изначально возник более краткий вариант текста жития, который был приурочен к церемонии похорон святого Кирилла Философа в Риме 21 февраля 869 года. На основе этой краткой версии примерно в 873—879 годах в Великоморавской школе был создан более полный текст. В него были добавлены выдержки из религиозных диспутов Кирилла с патриархом Иоанном о необходимости поклонения иконам, а также с последователями ислама и иудаизма о триединстве Бога.

Текст сохранился примерно в 60 полноценных рукописях XV—XVII (на церковно-славянском языке), ещё в нескольких десятках рукописей сохранились некоторые избранные части текста.

Текст жития содержит сведения о деятельности и личности Кирилла Философа. Подробнее всего рассказывается о его детстве, его путешествии к хазарам, а также в Рим и в Венецию, его деятельности на территории Великой Моравии и его смерти. В «Житии Константина» описываются также некоторые важные богословские диспуты. По сравнению с «Житием Мефодия» в данном тексте используются более сложные стилистические приёмы, более образный язык, содержатся элементы легенды.

Жизнеописание святого учителя

Родился равноапостольный первоучитель и просветитель предположительно в IX веке, в знатной греческой семье полководца Друнгария в Солуне, Македонии. В семье было семеро братьев, старшим из которых был Мефодий. До принятия пострига Кирилл носил имя Константин. Когда ему было всего 12 лет, он остался без родителей, но был принят под опеку благочестивого логофета Феоклиста. Позже предполагался брак с крестницей опекуна, который не состоялся по причине отказа Константина.

Краткое житие святого равноапостольного

Грамоте просветитель начал обучаться с семилетнего возраста, проявив при этом недюжинные способности к наукам и языкам. Происходя из знатной семьи, мальчик имел возможность учиться при дворе у лучших учителей вместе с несовершеннолетним императором Михаилом. Среди его учителей был Фотий – будущий константинопольский патриарх.

За уникальные способности и выдающиеся познания, в том числе и в области богословия, Константин получил прозвище Философ (мудрый). Далее Константин мог бы избрать профессиональный путь, какой не пожелал. Ему даже предложили почетное место чтеца и хранителя библиотеки в соборе св. Софии. Но он предпочел покинуть столицу и отправиться в монастырь. Вскоре его разыскали и вернули в Константинополь, где назначили учителем философии в высшей школе.

Молодому Константину принадлежит целый ряд свершений на поприще христианской веры. Так, он победил в прениях вождя еретиков Анния, диспутировал с иудеями и мусульманами о Святой троице, проповедовал перед хазарами. Вместе с братом Мефодием они обнаружили в Корсуни мощи священномученика Климента, которые позже доставили в Константинополь.

До принятия пострига Кирилл носил имя Константин

Интересно, что в Корсуни просветитель обнаружил Евангилие и Псалтырь, написанные «русскими буквами», и стал обучаться этому языку. Именно владение славянским языком помогло в дальнейшем Константину в Моравии, куда братья были отправлены для обучения богослужению на славянском языке. До этого богослужения осуществлялись на латыни, из-за чего недовольные немецкие священники пожаловались на братьев римскому папе. Но папа Андриан, узнав, что братья отыскали и везут ему мощи Климента, встретил их с большими почестями, утвердил богослужения на славянском языке и даже оставил в библиотеке переведенные Константином и Мефодием книги. Именно Константин с учениками перевел на славянский язык почти весь Ветхий завет.

В Риме просветитель занемог и был извещен Господом через видение о скорой кончине. Поэтому он принял схиму и получил имя Кирилл, под которым известен и почитаем сегодня. Перед смертью святой завещал брату продолжить просветительское дело. По приказу Папы мощи Кирилла так и остались в Риме, несмотря на просьбы Мефодия о разрешении захоронить брата на родине.

Почитание равноапостольного Кирилла

Почитают святого просветителя не только молитвами и торжественными литургиями в Дни памяти. Но и правильным восприятием икон. Отношение к изображенному святому лику не должно быть таким, как к предмету, которым пользуются время от времени при надобности. Святой образ требует благоговейного уважительного отношения и почитания. Для начала нужно изучить житие и особенности деятельности архетипа, чтоб понять внутренний мир святого и сблизиться с ним. Также нужно следить за состоянием образа, он не должен пылиться на полке или стоять заброшенным. Ему необходимо отвести почетное место в доме.

Кирилл и Мефодий – первопросветители Руси

Дни памяти

Поминают святого Кирилла 24 мая и 27 февраля. В соборе Волынских святых поминальная литургия служится и 23 октября.

Особенности иконографии

На иконах равноапостольный Кирилл зачастую изображен с братом Мефодием. Очень редко можно встретить единоличное изображение просветителя. Большинство изображений относят к XIХ веку. Самая древняя из них находится в Талице, в храме Василия Великого.

Изображения первоучителя отличаются в зависимости от региона написания иконы и иконописной школы.

Также есть много проб написания икон, но считается, что проявить чудодейственные свойства может только намоленная и освященная икона.

Единоличное изображение просветителяРавноапостольных Кирилла и Мефодия изображают вместеБольшинство изображений относят к XIХ веку

Молитва святому равноапостольному Кириллу

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Кирилле и Мефодие! К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и к вере Христове наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом, и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом: обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваших молитвы не отвратите, но яко велие имущии дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, да умирит, отпадающия паки во единомыслие приведет, и всех нас единением духа и любве во единей, святей, соборней и апостольстей Церкви соединит: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнича ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает: не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших (имена), ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словенския разсеяваемы от волков мысленных восхищаются: дадите нам, молитвами вашими, о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и тако в житии Богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице единаго Бога, прославим во веки веков. Аминь.

Всю свою жизнь равноапостольный просветитель посвятил возможности принимать знания, оставленные предыдущими поколениями, посредством переводов и проповедей. Именно поэтому его труды не должны оставаться напрасными и предаваться забвению в современном мире.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Интересные материалы:

  • Равноапостольный Кирилл и мефодий

    Кирилл и МефодийВ начале девятого века, в городе Солуни, в семье военачальника, один за другим…

  • Кирилл и мефодий алфавит

    Братья из Фессалоник Русский язык был крещен еще в те времена, когда наши предки не…

  • Житие стефана Пермского

    Краткое содержание Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого Здесь рассказывается о том, что родители его были…

  • Николай сербский житие

    Структура Вступительный диалог состоит из нескольких воззваний предстоятеля литургии и ответов народа (хора). В большинстве…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства