Катакомбная православная церковь
Содержание
В своём предыдущем посте я начал рассказ о так наз «Истинно-Православной (катакомбной) Церкви» — и о том, что эта организация представляла собой на рубеже 1980-х — 1990-х г.г., к моменту моего знакомства с «нашими катакомбами» (кому интересно — можете взглянуть вот здесь: http://dneprovskij.livejournal.com/155531.html ). Как я уже сказал раньше, перед тем, как решиться рассказать о «катакомбной церкви», я очень долго сомневался, стоит ли это делать. И дело даже не в том, что, публикуя эти записки, я рискую вызвать на себя гвалт рассерженных воплей со стороны тех, кот сегодня причисляет себя к «катакомбникам» — дело даже в другом… Говоря о «катакомбной церкви», очень трудно бывает провести грань между тем, где кончается исповедничество и начинается жульничество. Очень трудно говорить о том, что такой-то иерарх «катакомбной церкви» был-де, настоящим иерархом — а вот такой-то, на самом деле, оказался проходимцем и аферистом. Поэтому я буду говорить о том, чему сам был свидетелем — а, кроме того, размещаю на своих страницах сканы некоторых документов т. н. «катакомбной церкви», переданные мне людьми, называвшими себя «иерархами ИПХ/ИПЦ».
На скане: портрет одного из «катакомбных иерархов ИПЦ», опубликованный в «Православном сборнике ИПЦ за 1986-87 г.г. (из личного архива автора)
Выводы, которые я сделал из встреч с этими людьми и которыми делюсь со своими друзьями и читателями — это только мои выводы и моё частное мнение, и знакомя с ними гостей моего журнала, я не ставлю задачу никого обижать: что видел — о том и написал, договорились? Вот и прекрасно.
…Осенью 1990 года город Санкт-Петербург ещё носил кличку «ленинград» — но всё шло к тому, что «ленинградом» Питеру оставаться было недолго: в былой имперской столице возникали десятки, и даже, наверное, сотни самых разных т. н. «неформальных» объединений — от крайне левых до крайне правых — и все они были настроенны резко-антисовецки. Возле забора, опоясывавшего здание Гостиного Двора (забор этот тогда называли «Стеной Плача») регулярно можно было приобрести самый разный «самиздат» — и здесь же происходили встречи и обмен мнением между людьми — тогда, в 1990-м, представьте себе, люди ещё до хрипоты спорили о политике на улицах…
С участниками неформальной группы «Русское Знамя», выступавшими за возвращение Санкт-Петербургу его исторического названия, а России — её исторических символов, бело-сине-красного флага и Государственного Орла — я познакомился, правда, не возле «гостинки», а у памятника «Стерегущему», где они собирали подписи под своими требованиями. Но та встреча, результатом которой стало моё знакомство с питерскими и московскими «катакомбщиками», произошла именно здесь, у «гостиного забора»: меня окликнули знакомые, тут же поинтересовавшиеся, давно ли я приехал в Питер и где остановился…
В Северную Пальмиру я пожаловал именно в этот день — а по Невскому мимо Гостиного Двора спешил именно с целью поселиться в одной небольшой частной гостинице — но, раз уж меня остановили знакомые, то было ясно, что о гостинице нужно забыть: у кого в Петербурге есть друзья, тот знает, что такое питерское гостеприимство.
— Заодно, и с нашим батюшкой познакомишься, — говорили мне мои знакомые, пока мы шли до их коммуналки на улице Желябова, — батюшка у нас — не простой! Настоящий катакомбный священник! Тайный архиепископ Петроградский!… Правда, пьёт много…
…Если бы я был постарше, то последняя фраза заставила бы меня повнимательнее задуматься, что это за тайный иерарх такой, который «пьёт много» — и не является ли эта его любовь к крепким напиткам причиной того, что «иерарх» перешёл в «тайное служение», будучи изгнан из официальной Церкви?… Но — мне было всего восемнадцать, а в этом возрасте обо многом не задумываешься — да и упоминание о «катакомбной церкви» распалило моё любопытство сверх всякой меры: надо же — настоящий катакомбный архиепископ!… у нас-то в Иркутской области «катакомбщики» без иерарха давно остались, и священников рукополагать у них некому, а здесь — целый архиепископ!… Вот повезло — так повезло!…
В тот же вечер, после посиделок в какой-то кафешке, когда я был водворён в коммуналку, где жили мои питерские друзья, я был по всей форме представлен «катакомбному архиепископу». Перед собой я увидел какого-то — извините уж! — плюгавенького мужичка, которому можно было дать и 40, и 60 лет — с хитрыми, покрасневшими глазками, в светло-голубом подряснике, перепоясанном солдатским ремнём с бляхой Императорской Армии. А на ремне висели чёрные монашеские чётки…
«Вот так архиепископ петроградский!… — подумал я в первую секунду, — никакого тебе ни благолепия, ни осанистости, ни мудрости во взгляде, ни даже бороды нормальной — так, ерунда какая-то на подбородке пробивается… Впрочем, может быть, я ничего не понимаю в катакомбных иерархах — и настоящий тайный архиепископ должен выглядеть именно так? — ну, чтобы не привлекать внимания кровавой гебни, например?…»
Однако, рассуждать было некогда «архиепископ петроградский» стал меня благословлять — а я, в свою очередь, как положенно, поцеловал ему руку и представился.
— Очень хорошо! — обрадовался «архиепископ», — а я — отец Пётр! Отец Пётр Петроградский! А ты, Роман, значит, из Иркутска? Тоже — из наших, из Истинно-Православных, будешь?…
Я ответил ему в том смысле, что нет, я не из «катакомбников», а окормляюсь в Патриаршьей Церкви — но к ИПЦ («катакомбной церкви») отношусь с должным уважением, и даже немного знаком с катакомбными клириками, служащими где-то в Иркутской области.
— Очень хорошо! — снова обрадовался «архиепископ петроградский» — мы ещё обязательно поговорим о том, кто в Иркутске служит в Истинной Церкви. А в том, что ты у сергиян окормляешься — ничего страшного нет: мы их таинства признаём, да и среди них есть и наши иереи! А захочешь присоединиться к Истинно-православным христианам — мы с радостью тебя примем!… А сейчас — пойдёмте все на вечернюю литургию!
Действительно, откуда-то из глубины квартиры раздался звон колокольчика — и все заспешили туда, откуда был слышан этот звон.
Служил «отец-архиепископ» Пётр, уже переоблачившись в чёрную рясу и чёрный монашеский клобук. Комната, где собрались все, присутствующие в квартире, была переоборудована под домовой храм: выходившие, как потом оказалось, в глухой двор-колодец окна были плотно завешаны, комнату делили пополам на две неравные половины какие-то ширмы, оббитые церковной парчой — та часть, которая была отделена от остального помещения, служила алтарём… Ну, и конечно же, лампады, иконы — очень много икон, и не только старых: так, к одной из ширм была прикреплена отпечатанная типографским способом икона Царя-Мученика Николая II, а к другой — такая же бумажная икона «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Обе эти иконы я узнал: изданные к юбилею 1000-летия Крещения Руси по благословению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Зарубежом, они полу-легально пересылались на территорию сысысэр из США, Австралии, Канады, европейских государств… У меня, к слову, эти иконы тоже находились в домашнем иконостасе: хоть Императорская Семья и Собор Новомученников в те годы ещё не были официально канонизированы Московской Патриархией, но очень многие патриархийные прихожане и даже священники и архиереи почитали и Царскую Семью, и других Новомученников святыми…
…На следующий день «отец-архиепископ» Пётр снова появился в той самой квартире, где я поселился в кампании своих знакомых — появился, как оказалось, по мою душу:
— Роман, мне с тобой нужно поговорить. Давай отправимся погулять по городу — я покажу тебе питерские святыни — а ты мне расскажешь про ваших сибирских «катакомбников»…
Я согласился — но первой же «питерской святыней» на нашем пути оказалась… какая-то забегаловка: » — Пойдём, спустимся — угостишь батюшку, да заодно и поговорим!» — и «отец-архиепископ» Пётр, не стесняясь того, что был в строгом монашеском облачении и подряснике, потащил меня в какой-то полу-подвальный бар самого задрипанного вида.
Когда мы расположились за столиком, и «отец-архиепископ» принял на грудь сто грамм водки, я рассказал ему про тех самых иркутских «катакомбников-клементовцах», о которых рассказывал в предыдущем посте. Было видно, что мой рассказ очень заинтересовал «отца» Петра: » — Так, значит, говоришь, иерархия у них пресеклась, епископа нету, рукополагать их некому?… А велика ли у них община, не знаешь?… А если я, или ещё кто-нибудь из наших, предположим, поедет к вам в Сибирь — поставить им архиерея — то они смогут оплатить дорогу, принять, поселить?… А если мы им своего правящего архиерея пришлём?…» В конце концов, «отец-архиепископ» поинтересовался, не собираюсь ли я нынче из Петербурга возвращаться домой через Москву — а узнав, что именно это и входит в мои планы, и вовсе обрадовался: » — Значит так: дам я тебе номер телефона — как будешь в Москве, так позвонишь — я там тоже днями буду — и мы встретимся. Познакомлю тебя с архиепископом Исаакием — да и решим, кого нам на вашу епархию поставить…».
…Вспоминаю наше «паломничество по святым местам Санкт-Петербурга» — и мне становится стыдно. Стыдно не столько за себя, восемнадцатилетнего мальчишку — за взрослого человека, бывшего монаха Александро-Невской лавры, р. Б. Петра (в мiру — Алексея Иванина), который, желая стрясти себе денег на выпивку, водил меня действительно, к святыням — но при этом, не пропускал на нашем пути ни одной рюмочной — и, всё больше и больше пьянея, нёс какую-то околесицу, что-то перевирал и путался… Так, когда мы шли мимо Казанского собора, в котором в ту пору размещался «музей атеизма и религии», мой «экскурсовод» сообщил мне, что «…именно здесь коммунисты до сих пор скрывают мощи преп. Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, а также (понятно, желая подогреть мой интерес) — святых Иннокентия и Софрония Иркутских» — и если бы я не знал о том, что мощи св. Иннокентия были возвращены в Иркутск ещё за год до нашей встречи, а мощи св. Софрония и вовсе сгорели во время пожара в Иркутске незадолго до революции 1917 года, то я, возможно, и поверил бы «отцу-архиепископу»… Но, к тому времени, когда произошла наша встреча, историю родной епархии я, более-менее, представлял…
…Затем мы отправились в Александро-Невскую лавру (естественно, навестив по пути пару рюмочных) — и здесь, когда мы уже шли по территории Лавры, моего спутника окликнули. К нам подошёл какой-то пожилой священник:
— Ну что, Алёша, — обратился он к «отцу» Петру, — как живёшь-то? Да ты, я смотрю, до сих пор «монашествуешь» — вон, и клобук даже носишь?… — в интонациях священника чувствовалась какая-то горькая ирония, и… жалость. Да, именно жалость к собеседнику.
— Да я, батюшка, — как ни пьян был «отец-архиепископ» Пётр, а всё же, в голосе его почувствовалось заметное смущение, — я теперь в катакомбной церкви служу… Да, теперь я — архиепископ петроградский, — на этих словах в голосе моего спутника что-то изменилось: такие интонации бывают у мальчишек, когда те врут, и сами знают, что врут — но пытаются убедить не только собеседника, но и себя в том, что всё сказанное ими — чистая правда.
— В катакомбной, значит? — как-то деланно удивился собеседник «отца» Петра, — архиепископ, значит?… Ну, так я, стало быть, у тебя архиерейское благословение теперь должен попросить?… — и, не дождавшись ответа — а точнее, увидев, что «отец» Пётр всё больше смущается, неизвестный батюшка продолжил: — Эх, Алексей… Смотри — не заплутай окончательно в своих «катакомбах»-то… Иди уж…
— А это, — вдруг переключил внимание своего собеседника на меня «отец-архиепископ» Пётр, — моё духовное чадо, из Сибири! Тоже нашей церкви!… Вы его благословите, батюшка…
— Идите уж, куда шли… — повторил пожилой священник, — Господь всех благословит…
Когда мы расстались, я заметил, что встреченный нами священник перекрестил нас вослед…
На старом Никольском кладбище Александро-Невской лавры наше «паломничество по святым местам Санкт-Петербурга, собственно, и закончилось. «Отец-архиепископ» Пётр сначала что-то говорил мне, что встреченный нами священник — хоть и принадлежит к клиру Московской Патриархии, но в душе — «…такой же катакомбник, как и мы с тобой!» — а потом, увидев каких-то женщин, прибирающих могилы, подвёл меня к ним. Судя по тому, как женщины приветливо заулыбались, моего чичероне здесь знали и любили…
Здесь «отец-архиепископ» Пётр подвёл меня к старинной каменной ограде — к месту, где в 1918 году коммунисты расстреляли лаврских монахов — и прочёл краткую поминальную молитву. Затем мы подошли к тем самым женщинам, и он, указав мне на некую совсем древнюю старушку, сообщил, что это — матушка-молчальница: она, мол, дала обет — никогда и ни с кем не разговаривать.
…Кажется, после случайной встречи с тем священником, «отец» Пётр чувствовал передо мной какую-то неловкость — поэтому, желая загладить эту свою вину, старался переключить моё внимание на что-нибудь хорошее. Поэтому, он подошёл к этой матушке-молчальнице, и, встав перед ней на колени попросил её благословить… не его — меня. А когда, после нескольких минут отрицательного мотания головой и отмахивания руками, эта хрупкая старушка, застенчиво улыбаясь, всё же, благословила нас, просиявший «отец» Пётр сообщил, что сейчас он покажет мне «…самый настоящий катакомбный храм», в котором он служит.
Мы направились вглубь кладбища, и вскоре оказались возле какого-то, явно заброшенного, склепа. Войдя вовнутрь, я увидел, что стены склепа разрисованы, вроде бы, фресками: кто-то с помощью цветных карандашей и гуаши начал «расписывать» стены склепа ликами святых. Неумело, примитивно смотрелись эти росписи — словно, ребёнок рисовал — но, приглядевшись к ликам, можно было догадаться, что на стенах пытались изобразить св. Иоанна Кронштадтского, св. Царскую Семью, Патриарха Тихона…
…Пока я разглядывал эти настенные каракули, «отец-архиепископ» извлёк из какой-то щели початую бутылку водки, хлебнул из горлышка… Потом — закурил, и принялся объяснять, что здесь, в склепе — тайный храм катакомбников (словно, я этого и без его пояснений не понял), и что здесь они служат и служили все годы совецкой власти… что благословил служить здесь ни кто иной, как сам Митрополит Иосиф Петроградский, убитый коммунистами в конце 1930-х годов. Правда, объяснение вышло достаточно сумбурным — а потом он и вовсе, сообщил. что сейчас суда должна подойти одна старушка — настоящая княгиня — которую он будет исповедовать, а потому он просит меня пойти, посмотреть Лавру… ждать его не обязательно — он задержится надолго, и домой вернётся сам. Я, естественно, не заставил себя упрашивать: в тот день с меня хватило «катакомб» в избытке…
…Соблюдая наш уговор, через неделю, оказавшись в Москве, я позвонил по тому номеру, что оставил мне «отец» Пётр. На другом конце провода я услышал его голос — и мы договорились встретиться назавтра на станции метро «Щукинская», возле входа в парк.
Назавтра, приехав на место встречи, я издалека увидел невысокую фигурку «отца» Петра, а рядом с ним — ещё какого-то, достаточно рослого субъекта. Одеты они были почти одинаково: видавшие виды ботинки и старые, мятые брюки, балониевые куртки — как сейчас помню, что у «отца» Петра куртка была тёмно-синей, а у его спутника — коричневой. Довершали их сходство мятые, неопределённого цвета, кепки…
Своего спутника «отец» Пётр представил «владыкой Исаакием», «архиепископом московским». Мы прошли вглубь парка, присели на скамейку, и «отец» Пётр попросил меня подробно рассказать «владыке Исаакию» об иркутских «катакомбниках-клементовцах», о которых я рассказывал ему в С.Петербурге. Этот самый Исаакий слушал мой рассказ очень внимательно, не перебивая — а потом, буквально, забросал вопросами: что представляет из себя патриархийная Иркутская епархия?… как эти самые «клементовцы» вышли на о. Геннадия?… а сам отец Геннадий — он, как, надёжный человек?… а есть ли где-нибудь поблизости от Иркутска какие-нибудь опустевшие деревни или хутора?… а что ещё говорили тогда эти катакомбные священники?… а о чём о. Геннадий их спрашивал?… а ещё — о чём?… а могу ли я попытаться отыскать этих людей? — и тут я вспомнил, что приглашая меня на своё «тайное богослужение», эти «клементовцы» записали мне какой-то адрес — и сказал, что, скорее всего, можно попытаться это сделать. «Владыко Исаакий» просиял: из старой, потёртой хозяйственной сумки он стал извлекать какие-то, явно самиздатовские, книги, какие-то брошюры — и передавать всё это добро мне: мол, если удастся найти тех священников в Иркутске, нужно передать им все эти документы. Потом вдруг очень строго посмотрел на меня — а взгляд у него, и без того, был достаточно тяжёлым — и спросил: » — А в кого ты веруешь, парень?»
Здесь я не сплоховал — без запинки прочёл православный «Сvмвол Веры» — и получил следующий сюрприз: » — Ну что же, — заявил «владыко» Исаакий, — найдёшь в Иркутске истинно-православных священников — передай им: будет у них архиепископ, в самом скором времени будет. Ну, а тебя мы можем прямо сейчас рукоположить в диаконский сан. Вижу я, что ты — наш, истинно-православный, нашей гонимой Церкви такие нужны, особенно — сейчас…»
На фото: «Архиепископ московский» Исаакий (в миру — Владимир Анисимов) и насельники «тайного катакомбного скита» где-то на Вологодчине. «Владыко» Исаакий — слева.
Скажу честно: я на этом месте впервые по-настоящему испугался. Возникло ощущение, что меня хотят не в диаконы рукополагать, а втягивают в какую-то опасную секту. Уже и не помню, как отбрехался от «оказанной чести»… А «владыку» Исаакия, меж тем, несло и несло всё дальше: вдруг заметив у меня на куртке небольшой значок с Двуглавым Орлом, он стал говорить, что скоро, очень скоро в России будет восстановлена Монархия, и что на Престол взойдёт Царь, который сейчас уже есть, но никому не известен — пребывает в одном из тайных скитов катакомбной церкви… На моё робкое замечание о том, что если уж говорить о реставрации Монархии в России, то существует, вообще-то, законный Императорский Дом, «владыко» Исаакий тут же объявил всех Романовых «масонами» — и понёсся дальше… Мне было популярно разъяснено, что Конец Света — уже не за горами, и никто — никто! — не спасётся, и только верные чада Истинно-Православной (катакомбной) Церкви обретут Жизнь Вечную… Попутно было заявлено, что вся без исключения «сергиянская лже-патриархия» будет низвержена в геенну огненную — правда, тут же меня заверили в том, что «…внутри сергиянской лже-патриархии служит немало клириков ИПЦ — и перед Страшным Судом они и их паства будут изъяты из состава Московской Патриархии, чтобы спастись»…
На скане: Карикатура на Московскую Патриархию из «Православного Сборника Истинно-Православной (катакомбной) Церкви» Личный архив автора.
За неполных два часа «общения» с «владыкой» Исаакием у меня разболелась голова. Наконец, оставив мне свой контактный телефон и адрес, этот Исаакийраспрощался со мной, велев в самом скором времени дать знать о том, как обстоят дела с «истинно-православной церковью» в Иркутске… Естественно, ни звонить, ни писать, ни разыскивать по его заданию «катакомбщиков» в родном городе я не собирался: «истинного православия» с меня хватило на всю оставшуюся жизнь…
* * * * * * *
…Собираясь рассказать об этих встречах с катакомбными «иерархами», я решил отсканировать некоторые из тех документов, которые получил тогда от этого Исаакия. Так, свою «преемственность» от Российской Православной Церкви эта «ветвь» «катакомбной церкви» объясняет так:
На скане: фрагмент текста из «Православного Сборника ИПЦ за 1986 г.» Личный архив автора.
На фото: «архиепископ» Серафим (Поздеев) (1876-1971 г.г.), основатель «серафимо-геннадиевской ветви Истинно-православной (катакомбной) церкви». Современными нео-«катакомбщиками» эта «ветвь» ИПЦ не признаётся канонической… Личный архив автора.
Таким образом, эта «ветвь» «катакомбной церкви» именуется «серафимо-геннадиевской» или «поздеевско-секачёвской». Личность основателя этой «иерархии» — достаточно загадочна: согласно тому, что рассказывают его последователи, «архиепископ» Серафим (в миру — Михаил Поздеев) происходит — ни много, ни мало, из «княжеского рода» — и был тайно рукоположен во епископы самим Патриархом Тихоном. Однако, посмотрев материалы в Сети, я обнаружил целую кучу публикаций, свидетельствующих, что Михаил Поздеев — самозванец и жулик, промышлявший в 1920-е годы попрошайничеством и выдававший себя то за «посланника старцев», а то — за «Великого Князя Михаила Александровича, младшего брата Императора Николая II». Как оно было на самом деле — не узнать, наверное, никогда: даже сами последователи «архиепископа» Серафима утверждают, что органами ОГПУ-НКВД-КГБ в среду «катакомбников» мог быть внедрён агент, выдававший себя за «архиепископа» Серафима.
Как бы то ни было, доподлинно известно, что Поздеев Михаил Алексеевич (он же — «архиепископ» Серафим) провёл в совецких концлагерях более тридцати лет, и последние годы своей жизни жил тайно в г. Бузулуке, где и скончался. Известно также, что за три дня до своей смерти он провёл хиротонию, поставив во епископы и назначив своим преемником бывшего священника РПЦ (МП) Геннадия (Секача):
На фото: «схимитрополит» Геннадий (Секач) ( ? — 1987 г.). Фото из личного архива автора.
Про «архиепископа» (впоследствии — «схимитрополита») Геннадия (Секача) известно, что в 1950-е г.г. он был обвинён в том, что «привлекал к религии несовершеннолетних», после чего был запрещён в служении и решением суда посажен в тюрьму. Известно также, что «схимитрополит» Геннадий создавал «тайные православные скиты» на Северном Кавказе и совершал «монашеские постриги» многих из тех, кто впоследствии именовал себя «иерархами катакомбной церкви». Существует также информация о том, что «схимитрополита» Геннадия, якобы, очень почитал Патриарх Московский и Всея Руси Пимен, чью мать Геннадий (Секач), якобы, также постриг в монахини…
…Ни подтвердить, ни опровергнуть всю эту информацию мне не представляется возможным: слишком уж тенденциозны источники каждой из сторон… Да и сами стороны в этом споре о наличии/отсутствии апостольской преемственности у «серафимо-геннадьевской ветви» «катакомбной» церкви стОят друг друга: с одной стороны — госбезопасность , которая с 1927 года вела «войну на уничтожение» любой катакомбной иерархии и в архивах которой в нужный момент может «вдруг обнаружиться» любой документ, с помощью которого можно опорочить даже ангела и оправдать даже беса… А с другой стороны — совершенно маргинальная, микроскопическая секта кликушей, которая, дабы доказать свою сомнительную «преемственность», будет сочинять любые сказки, мифы и легенды… Есть ещё и третья сторона — скажем так, «конкурирующие течения» внутри «катакомбной церкви», каждое из которых заинтересовано представить только себя «законной правопреемницей» той, действовавшей в 1920-е — 1960-е по благословению митрополита Иосифа Петроградского и других исповедников, реальной Катакомбной церкви…
На фотографиях: будущий «архиепископ» Серафим (Поздеев) рядом со Святейшим Патриархом Тихоном (альтернативными группами «катакомбников» эта фотография считается подделкой) и фотографии из уголовного дела М. А. Поздеева («архиепископа» Серафима). Фотографии обнаружены по запросу Яндекса в Сети Интернет.
На скане: фрагмент текста из «Православного сборника Истино-Православной (катакомбной) Церкви», личный архив автора.
Поэтому, не желая принимать в этом споре ничью из сторон, я для себя считаю и продолжаю считать основателей этой линии — «архиепископа» Серафима (Поздеева) и «схимитрополита» Геннадия (Секача) христианами, пострадавшими за своё исповедничество от безбожной совецкой власти, и потому — достойными всякого уважения. Ну, а те «катакомбные иерархи», с которыми я имел сомнительное удовольствие познакомиться и пообщатся осенью 1990 года… Вот среди других «течений» «катакомбной» церкви бытует мнение, что эта самая «серафимо-геннадиевская» ветвь ИПЦ — это ни что иное, как «катакомбная церковь внутри Московской Патриархии» — а мне кажется, что дело несколько иначе: «серафимо-геннадиевская «ИПХ» просто вбирает, «канализирует», что-ли, в себя все те отбросы, которые исторгает из себя Патриаршья Церковь. Да только виноваты ли в этом основатели этого направления — «архиепископ» Серафим (Поздеев) и «схимитрополит» Геннадий (Секач)?… Не знаю, не берусь судить. Зато, когда слышу — уже в кругах патриархийной около-церковной интеллигенции (столичной и провинциальной), а также от некоторых, служащих в Московской Патриархии клириков весь этот сектантский бред о каких-то «пророчествах» каких-то никому не ведомых «старцах» о «будущем Русском Царе, который ныне пребывает в сокровенном уединении, и которого надлежит избрать всем народом на Земском Соборе» — так и вижу перед собой того самого «катакомбного архиепископа» Исаакия. И — знаете, что мне кажется? Что чем скорее все эти бесноватые уйдут из Церкви в какие-нибудь «катакомбы» (лучше всего — в те, что находятся в ведении Министерства Здравоохранения РФ), тем будет лучше — для Церкви, для России, для нас, для них самих…
Позже, кстати, в С.Петербурге мне рассказали о том, что «катакомбного отца-архиепископа» Петра (Иванина) из того домового храма, где он служил, выгнала собственная паства: сначала обнаружилось, что «батюшка» выпил у хозяев квартиры весь одеколон, а после и вовсе оказалось, что вместо антиминса во время службы он использовал… набедренник из архиерейского облачения. Рассказали мне и о том, что когда-то начинал он свою духовную жизнь в качестве послушника (а потом — и монаха) Александро-Невской лавры — да не сложилось: выгнали его из иноков, за пьянку… Рассказывали мне и про его напарника, «владыку» Исаакия — много, чего рассказывали. Нехорошего. Тёмного, мрачного, криминального… Пересказывать не хочу…
Полагаю, на этом месте (как — ещё не раньше!) некоторые из моих читателей, причисляющие себя к нео-«катакомбникам», захотят мне возразить: «так, мол, чего Вы хотите, милейший? Мы же сами открещиваемся от «поздеевцев» и «секачевцев», а настоящая Катакомбная Церковь, она — ого-го! в настоящей Катакомбной Церкви такие безобразия не возможны!…».
Не знаю, спорить не буду. Может быть, и так… Может быть, где-то глубоко-глубоко, в каких-то самых катакомбистых катакомбах и есть какая-то Сверх-Мега-Супер-Истиная Катакомбная Церковь, хранящая древнее благочиние и преемственность от Святейшего Патриарха Тихона — да только ни я, да и никто, наверное, её и не видел. А видели — то, что видели. Вот и я написал о том, что видел… И дело даже не в «секачёвцах», о которых я только что рассказал — кроме них, я повидал ещё разных «катакомбных архиереев», к «серафимо-геннадьевскому согласию» отношения не имеющих. Видел я и «архиепископа» Лазаря (Журбенко), который вдруг, словно Фантомас, в одночасье вынырнул из своих катакомб в сане «архиепископа Тамбовского и Моршанского» — этого Лазаря с распростёртыми объятиями приняла в свой Архиерейский Синод Русская Православная Церковь за рубежом. Приняла с тем, чтобы уже через год-полтора изгнать его оттуда, мелко крестясь и плюя ему вослед… Видел я и другого Лазаря — «архиепископа Московского и Каширского»: в 1992 году сей Лазарь ходил под огромным белым знаменем с восьмиконечной звездой в районе станции метро «Кропоткинская», выдавал всем желающим «паспорта» некоей «Российской Федеративной Демократической Республики» — а потом, по слухам, к секте «Богородичный Центр» присоединился… И ещё многих, рангом поменьше, тоже видел.
«Графа Сиверса» — создателя «катакомбной церкви» в Рунете, «архиепископа Гофтского Амвросия», правда, не видел — но «чудеса», от него «явленные», тоже заставляют обо многом задуматься… Так что, извините, дорогие «катакомбцы», но что видел — то видел, что читал — то читал. Обижать никого не хочу, но виденного и прочитанного с меня достаточно, а между собой вы уж сами разбирайтесь. Без меня.
* * * * * * *
Когда, по моему возвращению из С.Петербурга и Москвы, я рассказал о своей встрече с катакомбными «иерархами» своему духовнику, священнику Геннадию Яковлеву — и показал ему привезённую мною от «владыки» Исаакия «катакомбную» литературу… Вернее, нужно было написать так: когда, после моего рассказа о моих встречах с «катакомбниками» мой духовник, наконец, перестал орать на меня и немного успокоился, он спросил меня:
— Скажи — только, честно, как на исповеди: вот ты нырнул ненадолго в эти «катакомбы»… Ну, и чем там пахнет? Только — честно…
И я ответил:
— Если честно… Разложением и гнилью. Тухлятиной…
история 20
До сих пор не могу с уверенностью сказать, правильно ли я делаю, что выставляю эту запись для всеобщего ознакомления… Мне кажется, что она, всё же, должна иметь какую-то ценность — в первую очередь, как исторический материал, а также — в качестве беспристрастного (надеюсь) взгляда на «наши катакомбы». С другой стороны, я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что эта запись может спровоцировать немалый скандал среди определённой части некоторых «истинно-православных» LJ-юзеров, которые начнут метать в меня камни и клеймить меня «проклятым сергиянином, гонителем и хулителем Истинно-Православной Церкви» и прочими малопочтенными эпитетами. Ну, да ладно…
На фото: «Священномученик Митрополит Иосиф (Перовых) повергает сталинского лже-патриарха Сергия (Старгородского)». Данная «икона», разумеется, не признаётся Русской Православной Церковью (Московской Патриархией) — но является весьма и весьма популярной среди российских нео-«катакомбников».
Оглядываясь на годы своей юности, я, порою, сам удивляюсь, в какие только экзотические тусовки меня не заносило — и ещё больше удивляюсь тому, что у меня тогда хватило здравого смысла (интуиция, что-ли, была хорошо развита?) не связываться с разного рода самосвятами, сектантами — а то, и просто с психически нездоровыми людьми. Я с большой благодарностью вспоминаю своего первого духовника — ныне покойного священника иркутского Знаменского Кафедрального собора о. прот. Геннадия Яковлева (убитого сектантом-кришнаитом весной 2000 года в Енисейске), который, в ответ на мои рассказы о контактох с «иерархией» так наз. «Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви» едва-ли, не оттаскал меня за уши, и популярно объяснил, что моя главная задача — заботиться о личном спасении, а не связываться с проходимцами и не искать никакую «тайную церковь», ибо Церковь — одна…
Тем не менее, факт остаётся фактом: осенью 1990 года в Санкт-Петербурге и Москве мне удалось познакомиться с несколькими «священниками» и «иерархами» одного из осколков Катакомбной Церкви так называемой «Серафимо-Геннадиевской» её ветви. Правда, ещё раньше, в конце лета 1989 года, была ещё встреча с представителями т. н. «Климентовской» ветви катакомбщиков. И встреча эта, по иронии судьбы (или — по Божьему Промыслу?) состоялась на квартире о. Геннадия Яковлева — священника Русской Православной Церкви (Московской Патриархии), депутата Иркутского областного совета, моего дорогого духовника…
Но, прежде чем перейти к рассказу о «климентовцах», «секачёвцах», «андреевцах» и прочих «лазаревцах», необходимо, хотя бы совсем кратко рассказать о том, что же представляет из себя такое явление, как «катакомбная Церковь» (она же — «Истинно-Православная Церковь»). Поэтому, тем, кто знаком с отечественной церковной историей, предлагаю просто пропустить пару-тройку абзацев, выделенных курсивом — а для остальных своих читателей дам небольшую справку:
Как известно, Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 г.г. восстановил в отечественной Церкви институт Патриаршества, и Церковь возглавил Патриарх Тихон. Что за времена наступили в России после 1917 года — думаю, особо объяснять никому не надо — и, видя, что новая революционная власть взяла курс на физическое уничтожение лучшей части российского общества и объявила фактическую войну Богу и Церкви, Святейший Патриарх Тихон предал и лидеров, и рядовых членов большевицкой партии, и всех их сподручных анафеме, которая, кстати, не снята с коммунистов до сего дня. Естественно, совецкая власть заключила Патриарха под домашний арест — и вскоре Святейший Патриарх Тихон скончался (надо полагать, не без помощи «товарищей-чекистов»).
После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925 году Местоблюстителем Патриаршьего Престола стал митрополит Пётр (Полянский), который продолжил политику покойного Патриарха, за что и был арестован в 1927 году и через девять лет уничтожен в концентрационном лагере (по другим данным, умер в ссылке в Тобольске). К этому времени, коммунисты нашли среди церковных иерархов архиерея, который был готов, в обмен на гарантии личной безопасности для себя и своего окружения, проводить лояльную по отношении к большевикам политику — таковым архиереем оказался митрополит Сергий Старгородский (позже фактически назначенный И. Сталиным «Патриархом Всея Руси»).
В 1927 году митрополит Сергий, признанный коммунистической властью в качестве «Патриаршьего Местоблюстителя», обнародовал свою, ставшую печально знаменитой, «Декларацию», в которой призывал всех членов Российской Православной Церкви признать безбожный сысысэр «своей гражданской родиной» — и открыто обращался к тогдашним коммунистическим вождям: «…ваши радости — это и наши (Церкви — Р. Д.) радости, и ваши печали — наши печали».
Легко представить, какую реакцию не только среди тогдашней высшей церковной иерархии, но и среди православного населения вызвало это заявление «местоблюстителя»: на фоне самого настоящего погрома Церкви, на фоне уничтожения храмов, изъятия церковных святынь, арестов и расстрелов священников, на фоне гнусной и пошлой «атеистической пропаганды» (которую уместнее назвать обычным издевательством), на фоне притеснения и унижения верующих, иерарх, номинально возглавляющий Церковь, вдруг призывает свою паству поддержать и «возлюбить» богоборцев и все, творимые ими безобразия!… Вполне естественно поэтому, что бОльшая часть и церковного народа, и церковных иерархов не только не приняла эту самую «Декларацию», но и отшатнулась от митр. Сергия и его группировки — иными словами, в Церкви случился раскол.
А церковный раскол при власти коммунистов означал только одно: все, несогласные с мнением официально признанным ими «местоблюстителем», будут жестоко преследоваться и уничтожаться. Что, собственно, и началось… Предвидя это и не желая, чтобы Православная Церковь в России была уничтожена, епископат Церкви стал создавать «параллельную», «теневую» иерархию: многие епископы, как находящиеся ещё на свободе, так и оказавшиеся в совецких концентрационных лагерях, стали тайно рукополагать священников и даже проводить епископские хиротонии. Кроме того, очень и очень многие священники и епископы, в сложившейся ситуации, были вынуждены перейти на нелегальное положение и продолжали тайно служить, не имея ни государственной регистрации, ни даже совецких паспортов. Вот эту-то часть священства и иерархии, а также церковного народа, не желавшего иметь ничего общего с совецкой властью, и принято называть Истинно-Православной, или «катакомбной» Церковью.
Ну, а теперь,собственно, о том, с чего началось моё знакомство с «катакомбщиками» — и о том, почему я не питаю никаких иллюзий относительно тех лиц из числа «катакомбников», с кем мне довелось встречаться двадцать лет назад — и с теми, кто сегодня выдаёт себя за таковых.
Первая встреча, как я уже сказал, произошла на квартире моего духовника, священника РПЦ МП Геннадия Яковлева летом 1989 года. Надо сказать, что в то время я уже знал о существовании этой «параллельной» церковной структуры — правда, знания мои носили чисто-теоретический характер, а, кроме того, были почерпнуты из такого тенденциозного источника, как «Карманный словарь атеиста» (к слову сказать, на тогдашнем совецком «безрыбье» собственно, религиозной литературы, мы были вынуждены пользоваться тем, что печаталось в качестве «разоблачения церковного мракобесия» — только мы-то делали из прочитанного совсем иные выводы). Так вот, «Карманный словарь атеиста» сообщал, что «…так называемая «Истинно-Православная Церковь» — это глубоко законспирированная секта, созданная реакционным духовенством, монархистами и белогвардейцами, объявляющая Совецкую власть «властью антихриста» и ведущая антисовецкую подрывную работу, исповедующая культ императора Николая II, которого почитает «святым» и объявляющая о скором Конце Света…». То есть, именно то, что нужно было такому юному дурачку «антисоветчику и монархисту», как я…
Естественно, у о. Геннадия я спрашивал, не знает ли он, существует ли в наших краях эта самая «Истинно-Православная Церковь» — и естественно, отец Геннадий, слывший «церковным диссидентом» и эрудитом, советовал мне не заниматься ерундой и не забивать себе голову никакой «катакомбной церковью» — а на мои продолжавшиеся расспросы однажды ответил так:
— Видишь ли… С тех пор, как возникли «катакомбы», прошло шестьдесят лет. Понимаешь? — не двадцать, не тридцать — а шестьдесят. Да, в тридцатые, в сороковые, даже в пятидесятые годы у них была иерархия, шла апостольская преемственность от того, дореволюционного епископата — да и епископы те были живы… Но, как ты думаешь, в условиях гебешного прессинга и полной изоляции друг от друга — что там могло сохраниться? что?… Ну, встречал я некоторых «катакомбников», которые себя даже «схимитрополитами» именовали — кто может доказать, что они именно те, за кого себя выдают? Ни становленческих грамот у них нет, ничего… А подрясники, напрестольные кресты и облачения, что они надевают — и купить, и украсть можно…
Разговор этот, помню, происходил на Троицу 1989 года — а, где-то, через месяц-полтора звонит мне отец Геннадий, и говорит:
— Ты ведь, помнится, Катакомбной Церковью интересовался?… Так, подъезжай сегодня после вечерней службы… Думаю, тебе интересно будет с ними познакомиться.
…Когда я подъехал, батюшка уже закончил службу, и ждал меня в церковной ограде (квартира его тогда находилась под архиерейскими покоями, на территории Знаменского собора):
— Значит так, — начал он короткий «инструктаж», — вышли на меня через общих знакомых двое «катакомбников»: один — вроде бы, из бывших патриархийных священников, а другой — вроде бы, иеромонах. Должны сегодня подойти, разговор у них есть важный… Только — очень прошу тебя: просто сиди и слушай — я тебя иподиаконом представлю — а в разговор не вступай. Сиди, слушай — и всё. А потом обсудим…
…Вскоре появились и гости отца Геннадия — двое мужчин лет тридцати-тридцати пяти (а мне вту пору только семнадцать было). Прошли мы в квартиру к батюшке, сели чай пить — тут гости и представились: один назвался «отцом Николаем», а другой — «иеромонахом Антонием». Причём, оба отрекомендовались какими-то «клементовцами». Естественно, я не удержался и спросил, что это значит — «клементовцы»? — и мне тут же популярно объяснили, что был в 1920-е годы такой архиепископ Клемент (кстати, архиерей Иркутской епархии), который после церковного раскола 1927 года ушёл в «катакомбы» и тайно рукополагал во священники, проводил епископские хиротонии и постригал в монахи — и вот с тех пор это самое «клементовское согласие», как одна из «епархий» Катакомбной церкви, существует на территории Иркутской области и по соседству с ней — в Забайкалье и в Красноярском крае. А причина, по которой эти самые «клементовцы» пришли сегодня к отцу Геннадию, заключается в следующем: за несколько лет до того у «клементовцев» скончался последний епископ — и вот теперь у них нет ни одного архиерея, который мог бы рукоположить священников… Было, мол, в начале 1970-х годов тайное соглашение между «клементовским» иерархом и тогдашним Архиепископом Иркутским и Читинским Николаем, что в случае пресечения иерархии, священников «клементовцам» тайно рукоположит патриархийный Архиепископ из Иркутска. Да только вот, продолжали гости, прошло с того времени почти двадцать лет, и на Иркутской кафедре теперь Архиепископ Хризостом — так не мог бы отец Геннадий переговорить с нынешним архиереем о рукоположении нескольких священников (а ещё лучше — о епископской хиротонии) для местных «катакомбщиков»?…
…Потом уже, когда гости ушли, отец Геннадий говорил, что именно чего-то подобного он и ждал от этого визита. А тогда, когда эта просьба была высказана, он поступил достаточно мудро: просто, попросил представить хоть какие-то документы, подтверждающие правопреемство «клементовской» иерархии и той истории о «тайном соглашении» между катакомбщиками и патриаршьим Архиепископом Николаем, скончавшимся в начале 1970-х. Ну, и, собственно, какие-то документы, подтверждающие наличие духовного сана у гостей. Естественно, никаких документов представлено не было…
…Ещё через несколько дней я встретил давешних «священника Николая» и «иеромонаха Антония» в местном букинистическом магазине: мы пересеклись возле полок с антикварной литературой, и «святые отцы», памятуя о нашем давешнем знакомстве, пригласили меня на своё «богослужение» в «домовом катакомбном храме», который располагался где-то в районе улицы Профсоюзной. Я не пошёл: зачем, собственно?
А ещё через несколько лет на улице Профсоюзной снимали квартиру какие-то мои знакомые. Улица Профсоюзная — она совсем небольшая: тянется над вокзалом и состоит из ветхих деревянных домишек. Когда я сличил адрес, оставленный мне знакомыми с тем, что записал мне «отец Николай», приглашая на «тайное богослужение», оказалось, что адрес — один и тот же. Естественно, я стал наводить справки — и оказалось, что — да, жила прежде в том домике старушка-Божий одуванчик, и проходили у неё в доме (со слов соседей) какие-то молитвенные собрания… Знакомые же мои, квартировавшие в том доме, нашли потом в сенях пару старых икон, и отдали их мне. Вот и всё…
А тех «клементовцев» — «отца Николая» и «иеромонаха Антония» — я с тех пор в городе больше никогда не встречал. Спрашивал потом у о. Геннадия — но он говорил, что те приезжали в Иркутск откуда-то из области: не то, из Тулуна, не то из Нижнеудинска…
Не знаю — очень может быть, что на сегодняшний день в Иркутской области и существует какая-нибудь «клементовская иерархия» — да, что-то, с трудом в это верится — по крайней мере, мне больше в родном краю никакие «катакомбники» не попадались. Зато, в Москве и Санкт-Петербурге в следующем, 1990-м году я насмотрелся на них с избытком. Но об этом — в следующем посте: http://dneprovskij.livejournal.com/156402.html
Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви
Венедикт (Молчанов)
Украинская автономная православная церковь в Америке
Управляющий делами Церкви (временный местоблюститель)
Москва
Россия, Украина, Белоруссия
юлианский
Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви (неофициальная, но общепринятая аббревиатура — ПРИПКЦ) — не зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации религиозная организация, оформившаяся в 2010 году. К 2016 году практически прекратила самостоятельное существование и находится в стадии объединения с другими неканоническими юрисдикциями.
Относится к альтернативному (неканоническому) православию русской традиции в России, в Белоруссии, на Украине и в некоторых других странах. Корни ПРИПЦК восходят к «истинно-православной» (катакомбной) церкви. ПРИПКЦ поддерживала отношения с Апостольской православной церковью (АПЦ), Православной церковью Европы (Церковью наций) и Греческим православным патриархатом Эфеса.
Во главе иерархии ПРИПКЦ стоял патриарх Московский и Всероссийский Венедикт.
История
Начальной точкой истории ПРИПКЦ считается июль 2010 года, когда был созван Поместный собор неканонической Российской ИПЦ (РИПЦ), находящейся в составе Украинской автономной православной церкви в Америке. На этом Соборе была провозглашена независимость РИПЦ и восстановлено в ней патриаршее управление. Собор избрал патриархом РИПЦ митрополита Гринн-Байского Венедикта (Молчанова), наделив его титулом «Патриарха Великого града Москвы, всех православных христиан и Предстоятеля новых земель». Интронизация патриарха Венедикта (Молчанова) состоялась 5 сентября 2010 года в Серафимо-Понетаевском женском монастыре (Арзамас, Нижегородская область), а новая юрисдикция приняла название «Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви (ПРИПКЦ)».
Резиденцией патриарха до 2012 года был кафедральный храм в городе Чебаркуле (Челябинская область). Весной 2012 года резиденция патриарха была перенесена из Чебаркуля в Крестовоздвиженский мужской монастырь (Москва).
Летом 2012 года здоровье патриарха Венедикта резко ухудшилось, но от активного управления ПРИПКЦ он в то время не отошёл. 18 августа патриарх принял решение временно передать полноту церковной власти Священному синоду в составе епископа Нижегородского Дамиана (Парфенова), епископа Ардатовского Филиппа (Кузнецова) и епископа Солнцевского Петра (Кириченко). 11 сентября 2012 года, после восстановления здоровья предстоятеля, он вернулся к управлению Церковью. Но вопреки его воле коллегия архиереев продолжала параллельно руководить Церковью. Лишь в декабре 2012 года патриарх Венедикт смог в полной мере приступить к управлению Церковью.
18 декабря 2012 года епископ Дамиан (Парфенов), временный руководитель Священного синода, решил отправить «на покой» патриарха Венедикта и его сторонников. Поскольку патриарх Венедикт не согласился с этим, епископ Дамиан сформировал новую церковную юрисдикцию под своим непосредственным руководством (Патриархия Российской истинно-православной катакомбной церкви (Дамиана) (ПРИПКЦ(Д)), просуществовавшую несколько месяцев. Такое решение Синода не было признано патриархом Венедиктом, который, восстановив отношения с клириками, отправленными на покой во время его болезни, в январе 2013 года рукоположил во епископы своего ближайшего помощника архимандрита Иосифа (Ануфриева).
8 марта 2013 года патриарх Венедикт созвал Поместный собор ПРИПКЦ, на котором в связи с раскольническими действиями ряда епископов ПРИПКЦ было принято решение изменить официальное название церкви на «Патриархию Российской истинно-православной катакомбной церкви (каноническую)», но это название так и не вошло в церковный обиход. Кроме того, Поместный собор установил «интеркоммунион» (форма канонического взаимного признания Церквей) с неканоническим Греческим православным патриархатом Эфеса.
5 мая 2013 патриарх Венедикт и глава Православной церкви Европы патриарх Николай I (Николас Дюваль) подписали в Париже томос об евхаристическом общении двух своих Церквей.
К концу 2014 года большая часть архиереев фактически прекратила церковное общение и участие в деятельности ПРИПКЦ, часть из них ушли под подчинение патриарха всея Европы Николая (Дюваля), а другие предпочли «акефальное» (независимое) существование.
В октябре 2015 года «иеромонах» ПРИПКЦ Александр Хмелёв заявил о своей гомосексуальности («но также я являюсь человеком гомосексуальной ориентации и знают об этом лишь близкие друзья») и о том, что он «и дальше намерен нести своё служение, принимать людей, но в особенности мне бы хотелось принимать людей гомосексуальных…».
В 2016 году патриарх Венедикт полностью отошёл от управления Церковью и принял великую схиму с именем Гермоген (Ермоген). Права на управление Церковью стали предметом спора между епископом Иосифом (Ануфриевым), некогда, в период противостояния патриарха с коллегией епископов, получившим от патриарха Венедикта пост патриаршего местоблюстителя, и митрополитом Феофаном (Тесленко), фактически замещавшим патриарха Венедикта в последние годы, но служащим и постоянно проживающим вне территории России.
С этого момента ПРИПКЦ фактически прекратила свое самостоятельное существование как централизованная церковная структура.
Святые
10 октября 2010 года решением Синода ПРИПКЦ был канонизирован умерший в 1993 году мальчик Вячеслав Крашенинников («Славик Чебаркульский»), который имел в определённых кругах славу прорицателя и, по мнению некоторых, продолжает творить чудеса и после своей смерти.
29 ноября 2011 года данной юрисдикцией был канонизирован «Святитель Нектарий Псковоезерский», которым на самом деле являлся священник Псковской епархии Русской православной церкви протоиерей Николай Гурьянов, известный в православном мире духовник. Однако в данной юрисдикции распространены представления, что он принял монашество, схиму с именем Нектарий и епископский сан.
17 августа 2012 года были канонизированы в лике преподобного иеросхимонах Сампсон (в миру Эдуард Ясперович Сиверс), канонизацию которого категорически отвергла Русская православная церковь, «Воин-мученик» Евгений Родионов, «Воин» Владимир Каппель, русский военачальник, участник Первой мировой и Гражданской войн.
23 февраля 2013 года в лике святых были прославлены император Всероссийский Павел I и великий князь Сергей Александрович.
Епархии и епископат
По сведениям ПРИПКЦ, на 2013 год её общины имелись в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Пскове, Курске, Ярославле, Ростове-на-Дону и ряде других мест России, на Украине, Белоруссии, Мексике и Колумбии.
По данным официального сайта этой деноминации, в составе ПРИПКЦ общины разделяются на следующие экзархаты и епархии:
- Молдовский экзархат
- Киевский Экзархат
- Крутицкая и Коломенская епархия
- Ярославская и Сергиево-Посадская епархия
- Нижегородская и Арзамасская епархия
- Чернобыльская епархия
- Отрадненская епархия
- Богородская епархия
- Винницкая и Брацлавская епархия
- Казанская и Марийская епархия
- Покровская епархия
- Белорусская епархия
- Царскосельская епархия
- Ростовская епархия
- Курская епархия
- Псковская епархия
- Солнцевская и Одинцовская епархия
- Оренбургская и Кувандыкская
- Донецкая и Луганская.
Епархии Украинской автономной православной церкви в Латинской Америке фактически самостоятельные, но номинально находящиеся в юрисдикции патриарха Венедикта:
- Епархия Перейры и всея Колумбии
- Епархия Батская и всея Экваториальной Гвианы
- Епархия Севильи
- Викариатство Екатепек и всея Штата Мехико.
По состоянию на апрель 2012 года епископат ПРИКПЦ состоял из следующих иерархов:
- Венедикт (Молчанов), Патриарх Великого града Москвы, всех православных христиан и Предстоятель новых земель (с 5 сентября 2010)
- Даниил (Даниэль де Хесус Руиз Флорес), митрополит Мексики и всей Латинской Америки
- Филипп (Кузнецов), митрополит Крутицкий и Коломенский (с июля 2010)
- Феодор (Корабейников), митрополит Ярославский и Сергиево-Посадский (с июль 2010)
- Дамиан (Парфёнов), митрополит Нижегородский и Арзамасский
- Антоний (Шаробыров), митрополит Чернобыльский
- Петр (Кириченко), митрополит Солнцевский и Одинцовский
- Феогност (Белов), архиепископ Тверской и Кашинский
- Михаил, архиепископ Богородский
- Александр (Власюк), архиепископ Винницкий и Брацлавский
- Георгий (Сердитый), архиепископ Казанский и Марийский (с конца 2012)
- Гедеон (Новиков-Новодворский), епископ Покровский
- Елесей, епископ Гродненский и Белорусский (с 19 марта 2012)
- Святослав (Соколов), епископ Царскосельский, викарий Московской епархии (с 28 декабря 2012)
- Иосиф (Ануфриев), хор-епископ Тихвинский, викарий Московской епархии (с января 2013)
- Досифей (Траньков), епископ Псковский
- Андрей (Джон Хайро Дельгадо Кармона), епископ Перейры и всей Колумбии
- Агафангел (Хуан Нгема Еджанг Aкома), епископ Батский и всея Экваториальной Гвинеи
- Клавдий (Ангел Франциско Санчес Эскобара), епископ Севильи, игумен Скитской Севильи
- Серафим (Хесус Флорес Аринчу), хорепископ Екатепек и всея штата Мехико
- Александр (Еграшин), епископ Оренбургский и Кувандыкский
- Феофан (Тесленко), епископ Донецкий и Луганский, экзарх Украины и Новороссии.
Бывшие епископы ПРИПКЦ
- Лука (Николаенко), митрополит Одесский и Измайльский (с июля 2010 по 24 сентября 2012) (на покое)
- Серафим (Филютич), архиепископ Мурманский, с начала 2012 года митрополит Серафимо-Понетаевский и Мурманский ( — сентябрь 2012)
- Адам (Грицков), епископ Черниговский и Неженский (19 февраля 2012), архиепископ Киевский и Галицкий, экзарх Украины (19 февраля 2012 — 11 октября 2012) (на покое)
- Георгий (Крот), епископ Минский и Полоцкий, и. о. экзарха всея Беларуси (16 ноября 2012 — 18 декабря 2012)
- Матфей (Мельников), епископ Луховицкий ( — 18 декабря 2012)
- Мелхиседек (Дудка), епископ Арцизский (29 ноября 2012 — 18 декабря 2012)
- Варсофоний (Семенчук), хор-епископ (19 января 2013 — 8 февраля 2013).
> См. также
- Венедикт (Молчанов)
- Истинно-Православная церковь
- Катакомбная церковь
- Альтернативное православие
Примечания
- Слесарев А. В. Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви. Сайт Ассоциации православных экспертов. Дата обращения 13 апреля 2013.
- 1 2 3 4 5 6 7 Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви. Иерарахия литургических церквей. Дата обращения 12 апреля 2013.
- Предстоятель (недоступная ссылка). Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви. Дата обращения 13 апреля 2013. Архивировано 28 января 2013 года.
- Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви (Дамиана). Иерарахия литургических церквей. Дата обращения 12 апреля 2013.
- Власов И. Кемеровская митрополия сообщила о появлении 17-летнего лжемонаха. Комсомольская правда (1 февраля 2013). Дата обращения 13 апреля 2013.
- В Кузбассе выявлен лжемонах, призывающий к почитанию Ивана Грозного и Распутина, а также пугающий концом света. NEWSru.com (4 февраля 2013). Дата обращения 13 апреля 2013.
- Греческий Православный Патриархат Эфеса и Всей Америки. Иерарахия литургических церквей. Дата обращения 12 апреля 2013.
- Церковный камин-аут.
- Воришка-лжеиеромонах совершил каминг-аут. Анти-раскол.
- В Кузбассе священника-гея оштрафовали за репост фотографий сепаратистов Донбасса со свастикой. NEWSru.com, 24.05.2016.
- Ширяев Е. В Кемеровской области на священника завели дело об экстремизме // Новая газета. — 20.05.2016.
- Руппель В. Русь православная: Отцеубийцы. Портал-Credo.ru (19 августа 2005). Дата обращения 14 апреля 2013. (недоступная ссылка)
- Максимов М. «Реутовский благовест»: Чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа. Портал-Credo.ru. Дата обращения 14 апреля 2013.
- 1 2 «Епископат» «Патриархии РосИПКЦ» по состоянию на декабрь 2011 г.. Информационно-справочный портал «Анти-Раскол» (15 декабря 2011). Дата обращения 13 апреля 2013.