Исповедь
Содержание
16. Почему для исповеди нужен священник, почему нельзя исповедываться напрямую к Богу?
Вопрос:Храм Божий находится в сердце каждого человека, и человек может общаться с Богом напрямую. Почему исповедь происходит только при участии священника, почему нельзя исповедываться на прямую к Богу?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Имея в себе образ Божий и богоподобие, человек не только может, но и призван к прямому общению со своим Творцом. Молитва есть реальное обращение верующего к Небесному Родителю. Если человек искренне покаится в каком-нибудь содеянном грехе, конечно, Бог простит его. Но для спасения этого не достаточно. Господь сошел на землю и вочеловечился для того, чтобы преобразить и возродить человека. Сделать его новой тварью во Христе (2 Кор. 5: 17). Для этого Господь установил святые Таинства – священные действия, в которых под видимым образом силою Святаго Духа подается невидимая благодать Божия, освобождающая человека от жизни во грехе и созидающая для жизни с Богом. Сам человек не может совершать над собой ни одного Таинства – крестить, венчать, соборовать. Для этого Господь установил Церковь, а в ней – священнослужителей. Им Иисус Христос дал духовную власть совершать таинства (в том числе и покаяния): «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18: 18). Это было сказано апостолам, но через них и их приемникам, ибо жизнь Церкви не ограничивается апостольским веком. Когда во время своего третьего миссионерского путешествия апостол Павел прибыл в Милит, он послал в Ефес и «призвал пресвитеров церкви» и напомнил им о пастырских обязанностях: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20: 17, 28).
По слову св. апостола Павла человек, дейсвительно, является храмом: «Разве не знаете,что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16 – 17). Обратим внимание: внутренний храм может быть и в разрушенном состоянии. Такой человек не способен к богообщению, пока с помощью Божией храм этот не будет восстановлен и освящен. Совершиться это может только тогда, когда человек начнет регулярно участвовать в святых церковных Таинствах.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Современное общество по большей части своей стремится к материальным ценностям. Но и духовные принципы важны даже для тех, кто не считает себя верующим. О истинных понятиях христианства слышал практически каждый, хоть и не каждый их соблюдает.
Вот о таинстве исповеди точно слышали все. Но что это такое, как правильно исповедоваться, в чем смысл этого таинства – знают очень немногие. Да и понимают истинную сущность этого таинства лишь единицы.
Зачем идти на исповедь?
Большинство людей считают, что священникам раскрывать душу нет смысла. Ведь все равно существует суд Божий, и только Господь может судить человека и его деяния. Но с древних времен православные семьи, начиная от самых маленьких членов семьи и заканчивая бабушками и дедушками, в обязательном порядке ходили в храмы каждый воскресный день. Сейчас этого практически нет, и мало кто всерьез задумывается о том, что есть исповедь, какова ее суть.
Первое, что нужно знать: исповедь – это лишь часть церковного таинства, таинства покаяния перед Господом. Человек искренне говорит обо всех своих грехах. И если он не врет ни себе, ни Богу, то батюшка прощает ему их. Священники – это те люди, которые отпускают грехи той силой и властью, которая дана им Богом. Но грехи будут отпущены лишь в том случае, если человек искренне в них раскаялся, а не просто перечислил их. Важно знать настоящую, истинную суть греха.
Многие просто не знают, что грехи – это не только то, что было совершено человеком. Это еще и его нечистые, грешные мысли, неблаговидные планы, недобрые замыслы. Если человек хотя бы мысленно задумал что-то смутное и плохое – это тоже грех.
Суть исповеди – не просто назвать свои неблаговидные мысли и деяния. Надо искренне покаяться в содеянном, а также твердо решить не совершать их впоследствии.
Но есть такие люди, которые ежедневно совершают уйму грешных поступков. И уверены, что будут прощены за них. Но прощения не будет.
Суть исповеди именно в том, чтобы покаяться искренне, от всего сердца. И главное – в дальнейшем не свершать грехов и очистить мысли свои от скверны.
Как выбрать своего духовника? Кому исповедоваться?
Лучше всего будет, если человек сам пойдет в храм и попросит священника стать его исповедником. Этот батюшка не только будет принимать исповедь, он поможет советом, наставлением о том, как вести христианский образ жизни. Надо часто ходить в церковь, ставить свечки, молиться Богу. Каждый раз после посещения службы неплохо бы поговорить с настоятелем храма.
Когда человек находит своего батюшку, которому будет исповедоваться – это уже первый важный шаг. Теперь надо подготовить свою исповедь. Это сделать не так просто, как кажется. Впервые довольно сложно даже произнести вслух свои прегрешения. Многие переживают из-за того, что совершенно чужому человеку (батюшке) предстоит рассказать свое личное и сокровенное.
Но все преодолимо. Чтобы от волнения не запутаться, стоит написать на бумаге все то, что намереваетесь сказать, в чем покаяться Господу.
Надо помнить и о том, на исповедь надо приходить телесно очищенным. Говоря точнее, на исповедь человек должен идти после говения (после поста). Если человек воцерковленный, то есть постоянно держит посты, то он практически всегда чист телесно. Но если это человек, далекий от Церкви, то перед исповедью надо три дня поститься. А это значит не употреблять мясо и молочные продукты. Еда в эти три дня должна быть простой, растительного происхождения.
И, конечно, надо молиться. Либо по молитвослову, либо произносить самые известные молитвы.
Соблюдая эти нехитрые действия можно правильно подготовиться к исповеди.
Но как часто надо исповедоваться?
В этом вопросе мнения у обывателей разные. Говорят, что исповедоваться надо один раз в год. Люди, приближенные к церкви, считают, что чем чаще исповедуешься – тем лучше. Особенно надо исповедоваться во время постов. В пасхальный пост это лучше сделать как минимум два раза. Большинство священников все-таки приходят к мнению, что лучше исповедоваться раз в неделю.
Кое-кто скажет, что раз в неделю – это часто. Но даже святые исповедовались каждую неделю, ведь грех – это не только действия, но и мысли.
Человек волен выбирать, как часто ему исповедоваться. Если действительно верующий – то придет на исповедь каждую неделю. Но если вера не столь сильна – то стоит исповедоваться раз в месяц.
Например, некоторые считают, что батюшка может выслушивать исповедь в любое время. Это не так. В Храмах исповедуют после утренней литургии, после праздничных молебен, по окончании вечерней службы. Можно заранее договориться со своим батюшкой и назначить конкретный день исповеди.
Стоит знать, что священник может и не дать прощения кающемуся человеку. Такое случается, если человек исповедался в смертных грехах, или если исповедь его была неискренней.
Есть грехи, за которые священник прощения не даст. Это убийство, аборт, смена веры. Но в них тоже надо обязательно раскаяться, чтобы хоть частично получить прощение.
Свои грехи надо описывать конкретно и без деталей, чтобы батюшка понял истинную суть греха.
И детям надо исповедоваться. К этому их надо приобщать с самого детства.
Исповедь – это не так просто. Если соблюдать все по правилам, то подготовиться к этому надо старательно и основательно. Но исповедь стоит того. Духовное очищение от всех грехов спасает душу и помогает, дает свет и силу Божью каждому грешнику.
Исповедь в христианстве
Основная статья: Исповедь «Мытарь и фарисей», Джеймс Тиссо, 1886—1894 гг.
Жизнь христианина
Христианский портал
Христианин
Благодать · Рождение свыше
Крещение · Покаяние
Исповедь · Причащение
Венчание · Монашество
Церковь · Священство
Каноническое право
Грех · Смерть
Христианские добродетели
Вера · Благочестие
Любовь · Милосердие
Смирение · Скромность
Искренность · Кротость
Терпение · Молитва
Гостеприимство
Христианское богословие
Троица · Библия
Грехопадение · Спасение
Иисус Христос
Искупительная жертва ·
Христианское богослужение
Вселенские соборы
Эсхатология
п • о • р
Исповедь в христианстве — в христианстве добровольное признание в своих совершённых грехах перед Богом, иногда в присутствии свидетеля (обычно священнослужителя) как представителя Церкви. Предполагается, что исповедь включает в себя покаяние.
В исторических церквях исповедь является одним из таинств, которое официально именуется таинством покаяния. Исповедь в таинстве покаяния являет собой признание верующим грехов перед Богом в присутствии священника, который, в данном случае, являясь только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся. Покаявшийся получает прощение грехов от самого Бога. Власть прощать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви в лице епископов): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).
Исповедь является неотъемлемой частью жизни христианина.
Особенности терминологии
В православном богословии, из-за использования одинаковых терминов, часто совмещаются понятия исповеди, как церковного таинства, заключающегося в признании в совершении конкретных грехов, и собственно самого покаяния (метанойя), как радикальных изменений, происходящих в сознании («в сердце») человека (подробнее в статье Покаяние (в христианстве)). Теоретически исповедь включает в себя покаяние, то есть предполагается, что приступающий к исповеди христианин уже принёс покаяние, и в таком случае сама исповедь будет являться лишь внешним проявлением свершившихся изменений в мышлении человека.
Например, Архиепископ Фессалоникийский Симеон о покаянии пишет следующее:
Покаянием мы исправляем всё новые и новые грехи наши. Дар покаяния дан нам потому, что после крещения нет иного способа призвать нас ко спасению кроме подвигов <ко Христу> и слёз, кроме исповедания прегрешений и удаления от зла. К этому дару особенно приближается чин монахов, как постоянный залог покаяния.
— Симеон Солунский
Это совмещение разных понятий нашло отражение и в русском Синодальном переводе Библии. Например, словом «покаяние» переведено и древневрейское слово ידה, которое использовано в значении «исповедание греха перед другими людьми» в Ветхом Завете (Чис. 5:6-7), и использующееся в Новом Завете греческое слово «метанойя» (μετάνοια), которое означает изменение сознания.
Стирание разницы между покаянием, как изменением сознания, и исповедью, как внешним проявлением такого покаяния, может спровоцировать у отдельных верующих проявление обрядоверия.
Исторические формы исповеди
Таинство покаяния (Никола Пуссен, 2-я треть XVII в. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)
В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью (общиной), а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Однако уже к V веку такая практика исчезает. Отлучённые от Евхаристии кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашенными в притворе, откуда должны были вместе с ними выйти перед началом литургии верных. В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для прелюбодейных жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были не равны в правах с мужчинами, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания перед государством). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники. Однако вплоть до XV века в православных требниках можно было встретить предписание, чтобы священник возлагал руку кающегося на свою шею и тем самым брал на себя все грехи кающегося христианина. Чин исповеди, который сегодня содержится в требнике, появился лишь в XVII веке. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейскую практику, в Русской православной церкви была внедрена католическая тайноразрешительная молитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога прощаю и разрешаю от всех грехов…», — священники не имели права разглашать грехи кающихся. На рубеже XIX—XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский популяризировал общую исповедь.
Исповедь в православии
![]() |
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. |
![]() |
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 сентября 2012 года. |
К исповеди призываются все православные христиане, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи. Христианин должен исповедоваться только по своей воле. Священнику запрещено принуждать человека к исповеди.
Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся человек должен быть членом Православной церкви, то есть крещёным, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения) и кающимся в своих грехах. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не должен никому пересказывать то, что услышал на исповеди.
В храме священник исповедует перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие. Обычно священник покрывает голову кающегося епитрахилью, молится, спрашивает имя исповедующегося и что он желает исповедать пред Богом, но иногда епитрахиль надевается на голову кающегося только во время чтения священником разрешительной молитвы.
Кающийся должен назвать свои грехи. Таинство не может свершиться без искреннего покаяния в своих грехах. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Выслушав исповедь, священник как свидетель и ходатай пред Богом, задаёт, если считает нужным вопросы, и говорит наставления (может назначить и какую-нибудь епитимью), затем молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает разрешительную молитву. Хотя само прощение грехов совершается не в момент чтения разрешительной молитвы, а по всей совокупности чинопоследования исповеди. При этом, и на это часто указывают Святые Отцы, при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом Таинство исповеди не совершается, даже если священник и прочитал разрешительную молитву.
В традициях Русской, и ряда других поместных Православных церквей, исповедь мирян (наряду с говением) обязательна перед Таинством причащения, но, например, в Сербской православной церкви прихожане причащаются каждую неделю, а исповедуются по желанию. Исповедь священнослужителей перед литургией и причастием не является обязательной и существует как местная традиция. Поощряется также исповедь перед венчанием, рукоположением, монашеским постригом, перед предстоящей тяжёлой и опасной хирургической операцией и, вообще, перед всяким важным делом. Исповедаться можно и перед крещением, что является благочестивым обычаем и не является таинством (в таинствах могут участвовать только крещёные), поэтому епитрахиль на голову не возлагается и разрешительная молитва не читается.
Каждому православному рекомендуется иметь своего духовника — священника (желательно со своего прихода), преимущественно у которого бы постоянно и исповедовался бы этот христианин, и который бы помогал ему в духовном росте. Насельники некоторых монастырей ежедневно открывают духовному отцу не только содеянные грехи, но и свои помыслы. Откровение помыслов было всеобщей практикой в первоначальном монашестве, и является лучшим средством в борьбе со страстями. Кроме исповеди у священника, христианам предлагается постоянно повторять про себя покаянную молитву Иисусову, или более краткую молитву мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», или просто «Господи помилуй!». С помощью глубокого покаяния иноки-исихасты созерцали «нетварный» Фаворский свет.
Полное последование исповедания содержится в Требнике.
Исповедь в католицизме
Принятие исповеди грекокатолическим священником
Исповедь (poenitentia) является одним из семи таинств и строго обязательна для всех католиков раз в год, даже если нет главных грехов. Многие священники рекомендуют исповедоваться раз в месяц или даже чаще, если есть такая потребность.
Для того, чтобы исповедь была действительной, необходимо выполнение следующих условий:
- Испытание совести.
- Искреннее покаяние в грехах.
- Твёрдое намерение больше не грешить.
- Искренняя исповедь перед Богом (в присутствии священника).
- Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).
Порядок исповеди такой же, как в православии. По окончании исповеди священник произносит разрешительную молитву.
Исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (возможна исповедь и вне конфессионала). Конфессионал сконструирован таким образом, чтобы священник имел возможность слышать исповедь, но не имел возможности видеть лицо исповедующегося (окошко исповедальни затянуто материей).
Принятие исповеди католическим священником в исповедальне. Джузеппе Мольтени (англ.) Исповедь (1838)
Исповедь в протестантизме
![]() |
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 17 апреля 2015 года. |
В протестантских общинах существует несколько незначительно отличающихся между собой практик исповедания грехов. Так, в лютеранстве исповедь состоит из двух частей: собственно исповедания грехов и отпущения грехов. Отпущение грехов, произносимое обычно пастором или проповедником, исходит от самого Бога. Прощение грехов даётся даром, по милости Божьей, в лютеранской церкви не накладывается епитимья. Прощение грехов зависит только от милосердия Бога и веры в искупительную жертву Иисуса Христа, дарующую прощение и спасение. Во время исповеди не требуется перечисление всех грехов; XXV артикул Аугсбургского вероисповедания указывает, что человек не в состоянии вспомнить и перечислить все свои грехи (ссылаясь на Псалом 18:12).
Практикуется как частная, так и публичная исповедь. Частная исповедь — исповедание грехов наедине с пастором или проповедником. Публичное исповедание грехов происходит во время богослужения и в большинстве протестантских общин является его неотъемлемой частью. К Святому причастию допускаются только те верующие, которые исповедовали свои грехи (поэтому на богослужении со Святым Причастием публичная исповедь присутствует непременно), при этом необходимость исповеди и покаяния не зависит от тяжести совершённого греха, так как в протестантской теологии делается акцент, что любой грех является тяжким грехом.
Тайна исповеди
Основная статья: Тайна исповеди
До конца V века, согласно А. Ф. Кони, в Христианской церкви допускалась как исповедь пред пресвитером, так и публичная, в храме; с начала же VI века единственной принятой формой исповеди, сопряжённой с соблюдением молчания обо всём при ней открытом, является тайная исповедь.
Римско-католическая церковь, исходя из мнения Фомы Аквинского и других учёных-богословов, установила «печать молчания», запрещая священникам говорить кому бы то ни было об услышанном во время исповеди. Нарушение этого правила, согласно 21-й статье Четвёртого Латеранского Собора, грозило пожизненным заключением в монастыре «строжайшего» ордена. Булла Папы Климента VIII 26 мая 1594 года говорит о такой же ответственности открывшего тайну исповеди.
В православии тайна исповеди тоже соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662 года, запрещает открывать тайну исповеди и грозит виновному самым тяжким наказанием.
Однако безусловность тайны исповеди была нарушена во времена царствования Петра I. «Духовный Регламент» того времени предусматривал в трёх пунктах «прибавлений о правилах причта церковного» жестокое наказание за открытие тайны исповеди, в других же трёх пунктах разрешалось разглашать тайны исповеди по отношению к тем, кто, «вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо», и к умыслившим государственное преступление, если они, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют».
Согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю:
«Ныне всё сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству».
Ст. 19 УК РСФСР определяла рассматриваемый вид прикосновенности как недонесение о достоверно известном готовящемся или совершённом преступлении и устанавливала, что недонесение о преступлениях влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных законом.
Современное российское законодательство охраняет тайну исповеди. В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» «тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди». Это правило конкретизируется в процессуальном законодательстве: так, согласно п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; аналогичное правило действует и в гражданском процессе (п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ).
Примечания
- 1 2 Исповедь (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Энциклопедия «Религия»
- Покаяние, исповедь, самоедство — в чем разница?
- Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.6. Изд-во Оранта. 2010.
- 1 2 Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: История и чинопоследование Таинства Покаяния
- Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие
- прот. Владимир Воробьев Лекция 20 Таинство Покаяния
- Таинство Покаяния. Сайт «Азбука Веры»
- ДIАКОННИКЪ • Просмотр темы — исповедь священнослужителей
- Нужно ли исповедаться перед крещением?
- Последование Святого Крещения/прот. Владимир Воробьев Лекции о церковных таинствах
- Откровение помыслов/Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси Архивная копия от 23 января 2012 на Wayback Machine
- Игнатий Брянчанинов
- Азбука веры. Требник. Последованіе о исповеданіи.
- Цит. по: Тайна исповеди Архивная копия от 11 июня 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Энциклопедия «Религия»
- Тайна исповеди // Полный православный богословский энциклопедический словарь (CD-версия: «Богословская энциклопедия». — М.: Directmedia Publishing. — 2005. — С. 8760.
- Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Исповедь-онлайн
Все знают, как тяжело жить с грехом в сердце. Совесть, напоминающая нам о содеянном, мучит и не дает свободно дышать. Каждый человек хотя бы однажды согрешил, поэтому исповедь просто необходима. Не у каждого человека хватит духа пойти и исповедаться, ведь нужно с глазу на глаз рассказать о своих грехах, а это трудно. Поэтому вопрос, где можно исповедаться, часто возникает. Вот почему для начала можно попробовать исповедаться через интернет с помощью сервиса Исповедь-Онлайн.
Многим просто необходимо поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями с другими людьми, но останавливает людей страх. Страх того, что нас не примут и осудят, после чего жить станет совсем невыносимо. Делиться интимными подробностями со знакомыми людьми часто неудобно и страшно. А незнакомые люди часто не готовы выслушивать наши переживания.
Получите личный ответ
После прочтения исповеди каждый получает ответ (на электронную почту)
По желанию, вы также можете указать, нужно ли выкладывать вашу исповедь на сайте (без указания имени, анонимно), чтобы другие люди могли прочесть и вынести для себя важные уроки, поддержать вас.