Иконография покрова пресвятой богородицы
Содержание
Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.
Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.
Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.
Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.
Описание двенадцати православных праздников
- Начинается календарь с праздника Рождество Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Икона Рождество Богородицы наполнена искренностью и счастьем. Молятся иконе о семейном счастье, здоровых детях, защити. Просят икону, когда долго не получается забеременеть. Связано это с тем, что мать Богородицы была бесплодной, но искренними молитвами и праведной жизнью вымолили у Бога долгожданного ребенка.
- Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Икона «Воздвижения Креста Господня» имеет и другие названия: «Крестовоздвижение» или «Утверждение Креста». Таких икон очень много в мире, они отличаются друг от друга, но все соответствуют основному сюжету – радостному обретению креста, Животворящего Древа, символу искупления.
- 4 декабря посвящено Введению во храм Пресвятой Богородицы. Иконография этого события, описанного в Евангелие, не меняется веками. С этого дня начинается подготовка Марии к рождению Спасителя.
- Широко празднуется Рождество Христово 7 января. Икона же описывает момент рождения Иисуса в пещере от Девы Марии.
- Икона Крещение Господне посвящена празднику, отмечаемому 19 января. На иконе крещение Иисуса в водах реки Иордан. Примечательно то, что на иконе отсутствует Богородица.
- Очень праздничная и нарядная икона Сретенье Господне изображает момент принесения Богородицей младенца Иисуса в храм. Отмечается это событие 15 февраля.
- К празднику Благовещение приурочена икона, отображающая момент встречи Пречистой Девы Марии с архангелом Гавриилом, который рассказал Марии, что скоро она родит Сына Всевышнего Иисуса. Радостное событие празднуется 7 апреля.
- Восьмая икона — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник зависит от дня празднества Пасхи, отмечается ближайшее перед Пасхой воскресенье, на шестой неделе Великого поста. Называется праздник Вербным воскресеньем.
- Немаловажна икона Вознесение Господне, описывающая окончание земной жизни Христа и его присоединение к Богу Отцу. Праздник переходящий, отмечается на 40-й день, считая от Пасхи.
- Икона День Святой Троицы описывает сюжет из Ветхого Завета, когда триединый Бог спустился к апостолам, дав им множество способностей и умений. Этот день, 50-й от Пасхи или восьмое воскресенье после Пасхи, считается захождением христианской церкви.
- Одна из двунадесятых икон описывает явление истинного лика Иисуса трём его ученикам, которым он поведал о будущих его мучениях и смерти во благо всех людей. Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа.
- Последним праздником в церковном календаре является Успение Богородицы, отмечающемся 28 августа. На одноименной иконе изображена траурная церемония прощания с Богородицей. Над мертвой матерью Иисус держит на руках младенца, ознаменовывающего начало небесной жизни Богоматери. Этот день завершает цикл двунадесятых праздников и дает надежду на светлый и радостный будущий год.
Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.
Православный Церковный календарь
Содержание праздника
Основу Празднования Покрова Пресвятой Богородицы составляет событие, произошедшее в Константинополе в начале X века, при императоре Льве Философе.
Как известно, в тот исторический период Византия пребывала в бедственном состоянии: деморализованный царский двор раздирался внутренними интригами, периодически возникавшими заговорами; многие земли когда-то богатой империи находились под владычеством магометан.
Разорение грозило самой Византийской столице – Константинополю. Положение усугублялось сложностью взаимоотношений между церковной и светской иерархиями. Всё это не могло не отражаться на общем религиозно-нравственном состоянии граждан.
Во время одного из нашествий врага жители града, не надеясь всецело на крепость оборонительных стен и мощь воинского гарнизона, пребывали в состоянии ужаса. Многие граждане были близки к отчаянию. И вот народ, ища заступничества у Бога, собрался на всенощное бдение во Влахернский храм, где в то время хранилась величайшая христианская святыня – риза Божьей Матери. Среди присутствовавших на богослужении были царь и царица, царские сановники, множество разночинных людей.
Между собравшимися в храме был и блаженный Андрей Христа ради юродивый. В свое время, движимый Промыслом Божьим, он принял подвиг юродства. Бродя по улицам в рваном рубище, босым, с видом помешанного, он терпел от людей унижения, оскорбления, тычки. Между тем в очах Божьих он был праведным, святым. За верность и ревность Господь наградил его даром прозорливости. На протяжении служения Богу блаженный Андрей не раз удостаивался Откровений. На этот раз Господь сподобил его стать свидетелем славы Небесной Царицы.
Во время богослужения, к изумлению собравшихся, Андрей, вдруг, узрел свод храма отверстым. В высоте, прямо на воздухе, в окружении ангелов, апостолов, пророков стояла Небесная Заступница, Стена Непобедимая (Песн.8:10), Сама Божья Матерь. Она молилась за Свой народ, покрывала присутствовавших омофором (мафорием). Ошеломленный видением, Андрей обратился к находившемуся возле него ученику, Епифанию, спросив его, видит ли и он Небесную Владычицу, ходатайствующую за людей. Тот ответил, что видит.
Среди богомольцев произошло оживление. Разумея случившееся, люди расценили явление как знак благоволения Бога к храму и городу, окрепли духом, утвердились в надежде, что по предстательству и покровительству Богородицы, Он отвратит от них бедствие, прогонит врага. Так и произошло. Враг был побеждён, город спасён от разгрома, а жители – от насилия, разорения.
Со временем в память об этом знаменательном событии, произошедшем 1 октября, был установлен торжественный Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Когда именно он получил утверждение и распространение в Церкви, сказать трудно. Достойно упоминания, что среди греческих верующих долгое время он не пользовался широкой известностью. Вероятно, это обстоятельство было вызвано смутами, потрясавшими царский и патриарший престолы. Есть основания полагать, что своим распространением Праздник обязан даже и не Греции, а Православной Руси. По Промыслу Божьему он был причислен к разряду великих не двунадесятых Праздников Церкви.
Иконография Праздника
Формирование иконографии Праздника Покрова Пресвятой Богородицы относят к XII веку. Древнейшие из дошедших до нас изображений датируются XIII столетием – временем, ознаменовавшемся на Руси воздвижением храмов и обителей, посвящённых этому событию.
В древности иконография Покрова… имела два самостоятельных направления, Новгородские и Суздальские изводы. Впоследствии образовались новые композиционные схемы, в том числе объединяющие опыт новгородцев и суздальцев.
Новгородский образ
Одной из наиболее ранних, дошедших до нас новгородских икон Покрова Пресвятой Богородицы, считается образ из Покровской Звериной обители.
Композиция этого изображения составлена по принципу условной симметрии: изображение правой части уравновешено изображением левой. Данный метод позволил чётко расставить догматические акценты, придал образу надлежащую строгость, торжественность.
Центр иконы занимает фронтально развернутая фигура Небесной Царицы. Она представлена в положении Оранты, с приподнятыми, распростёртыми в молении руками. Тип Оранты известен с древности. Первоначально образ молящейся жены мог олицетворять христианское моление вообще, христианскую Церковь, а мог соотноситься с душой конкретного усопшего. В дальнейшем этот христианский образ закрепился в иконографии Божьей Матери как один из наиболее ярко и ёмко характеризующих Её роль в жизни Церкви: роль Предстательницы и Ходатаицы за людей.
Богородица расположена стоящей на облаке, имеющем округлую форму, на фоне алтарной апсиды, над затворенными Царскими вратами.
Облако знаменует собой причастность Богородицы Небу и вместе – сопутствующее Ей Божественное действие. Этот символический образ заимствован из Священного Писания. Таинственное облако сопровождало Израильский народ по исходе из Египетской земли (связь между облаком и Божьим покровом обозначена в 104 Псалме (Пс.104:39)); в видении Даниила с облаками небесными «шёл как бы Сын Человеческий» (Дан.7:13); на облаке Господь Иисус Христос вознесся к Престолу Славы и благодати (Деян.1:9).
Над Пресвятой Богородицей распростёрт красный Покров, бережно удерживаемый с двух сторон парящими в воздухе ангелами. Верхний и нижний контуры Покрова формируют собой полукружие или дугу, обращённую выпуклостью вверх.
Красный цвет Покрова знаменует Божественный огонь (Пс.17:9) и подчеркивает, что Покров Пресвятой Богородицы символизирует не только молитвенное окормление верующих, но и Покров благодати. Аллегория между Божественным действием и благодатным Покровом использовалась праведниками ещё во времена Ветхого Завета. Покрыть Божьей милостью, означало – избавить от скорби, окружить заботой и радостью (Пс.31:7), очистить от скверны греха (Пс.31:1), защитить (Ис.31:5).
В иконописи в таких же красных тонах изображаются огненные языки, символизирующие действие Святого Духа; ромб, обрамляющий голову образа Бога Отца. Наконец, иногда на иконах Покрова… в красных тонах пишется не только Покров, но и облако, на котором покоится Божья Матерь.
Форма Покрова, огибающего храмовое пространство мощной плавной дугой, символизирует больше, чем может показаться при поверхностном осмыслении этого символа.
С одной стороны, такая дугообразная форма связана с методом сферического отображения пространства. В иконографии эта модель используется для воспроизведения не столько локальных, сколько обширных пространственных областей, в том числе соизмеряемых с масштабами вселенной.
К примеру, на новгородской иконе XV века (из ГТГ) «Собор Богоматери» в форме дугообразного элемента, расположенного над Владычицей и Богомладенцем, представлено Небо, наполненное ангельскими воинствами. Аналогичным способом Небо представлено на новгородской иконе Софии Премудрости Божьей (XVI в.) из Новгородского музея-заповедника.
Сказанное приводит к тому заключению, что изображение Покрова указывает не только на частное, единичное действие, состоявшееся в Константинополе, но и на постоянное заступничество Божьей Матери, простирающей Покров Своей милости над всеми христианами, молитвенно взывающими к Ней с просьбой о помощи и заступничестве (ср.: тропарь Покрову Пресвятой Богородицы, глас 4: «покрый нас честным Твоим Покровом…»); на Божий Покров, охватывающий всё пространство земли.
О том, что содержание Праздника наполнено именно этим смыслом, красноречиво свидетельствуют более поздние иконы Покрова, схематично простые, лишённые подробной исторической детализации, ограничивающиеся изображением Небесной Царицы, простирающей Свой омофор.
С другой стороны, дугообразная форма Покрова соотносится, визуально, с огненной радугой – той, которую, до Пришествия в мир Сына Божия, созерцал пророк Иезекииль (Иез.1:27-28), а в новозаветные времена – Евангелист Иоанн Богослов (Откр.4:3). Как в первом, так и во втором Откровении радуга символизировала Божественный атрибут, сияние Славы Всевышнего Бога. Кроме того, со времен праведного Ноя радуга служила и продолжает служить напоминанием о завете Бога с людьми (Быт.9:13), о попечении Божьем о мире, побуждая верующих к восхвалению и прославлению Творца (Сир.43:12).
Примечательно, что Новгородская школа отмечена в истории Русской Церкви и такими образами Покрова, где Христос представлен восседающим не непосредственно над верхним контуром «радуги», а на расположенных поверх неё огненных херувимах. В такой иконографической интерпретации образ Христа ещё больше сближается с символическим образом Единого и Истинного Бога, явившегося пророку Иезекиилю (Иез.1:4-28).
Спаситель представлен над Покровом, по центру. Его облачение излучает сияние Славы, неземной Божественный свет. Он благословляет обеими, разведенными в стороны руками.
При первом, буквальном прочтении образа может сложиться впечатление, что благословение Христа адресовано только собравшимся в церкви, отмеченным в центральном и нижнем ярусах композиции. Однако при более глубоком осмыслении образа богомолец располагается к более возвышенному пониманию: благословение Христово ниспосылается в мир, на всех верующих, согласно Его обетованию ни на один день, вплоть до кончины времён, не оставлять Своих верных (Мф.28:20).
Верхнюю часть изображения венчают пять церковных куполов. Считается, что они воспроизводят схематичное очертание Новгородской Софии. На некоторых более поздних новгородских произведениях кровля храма окрашена красным цветом, соответствующим цвету Покрова, что наводит на мысль и о Церкви Небесной.
Можно сказать, что Собор прихожан, святых душ, ангелов Божьих, представленный на иконе, символизирует всю Церковь Божью, все Собрание верных, единство мира Небесного и земного.
Достойно внимания, что благословляющие персты Спасителя находятся в непосредственной близости от рук Богородицы (воздетых, как мы отметили, в знак усиленной молитвы). Помимо того, что такой художественной формулировкой утепляется сцена взаимоотношений Матери и Сына, этим обозначается, что Христос близок Небесной Царице, слышит Её молитвы, без замедления отзывается на Её доброе ходатайство всесовершенным Божественным действием.
Заметим, что на множестве более поздних икон Покрова… факт взаимодействия Сына и Матери, отзывчивости Искупителя на Её обращения отмечен посредством введения в образ развёрнутых свитков, один из которых находится у Богородицы, другой – у Христа. На свитках имеются характерные надписи, например (в адаптированном варианте): «Владыко Многомилостивый Господи Иисусе» – «Мати моя, услышана будешь».
Необходимо подчеркнуть, что Богородица представлена на иконе в более крупном масштабе, чем Её Сын и Господь. В иконографии такое сочетание встречается не часто (подобное можно встретить на иконах Вознесения, Софии Премудрости Божьей), ведь по большей части масштабность изображаемых фигур соизмеряется со степенью святости лиц, а по строгому счёту свят только Господь. Между тем, в ряде случаев Православными канонами допускается изображать Христа в меньшем масштабе, чем Его Матерь. Отчасти это связано с библейским сюжетом, где прообразом Богородицы служит гора, а прообразом Христа – камень, оторвавшийся от горы (Дан.2:34).
В данном случае этим приёмом оттеняется особая роль Божьей Матери в жизни верующих: посредством Неё, преклонив Небеса, сойдя в мир, Сын Божий, Бог Слово, воспринял в Свою Ипостась человеческое естество, сделался близок людям как Человек; через Неё люди молитвенно призывают Божественную благодать, оберегающую их от врагов видимых и невидимых. Последняя мысль подчёркнута на иконе тем, что именно к Богородице обращены взоры ангелов, святителей и прочих собравшихся (за исключением отдельных лиц).
Особое значение в иконографии Праздника Покрова имеют Царские врата. Впоследствии этот элемент храмового устройства стал обычным для новгородских икон. Тот факт, что Царские врата изображены не отверстыми, но затворенными, – не случайность. Этот иконографический штрих располагает верующих к воспоминанию о ветхозаветном пророчестве Иезекииля, возвестившего о Рождении Девой Сына при сохранении девства. В рамках названного провозвестия Богородица аллегорически сопоставлена с Храмом, вратами которого пройдёт лишь Господь (и больше никто), и врата которого останутся затворенными (Иез.44:1-2). В формате настоящего толкования храм и Богородица могут рассматриваться в связке: как прообраз и Первообраз.
Два ангела, поддерживающие Покров, воспроизводят идею о том, что Божья Матерь является их Небесной Царицей, а они – Её свитой. Опять же, этим решением отмечена роль светлых ангелов в промысле Божьем, в судьбе человека (Божественная милость (нередко) преподается людям не непосредственно, а при посредничестве ангельских чинов, от высших к низшим).
Святители, изображенные в среднем ярусе, по правую руку от Девы, возле храмового жертвенника, отвечают общему замыслу иконы. Их руки сложены для молитвы и направлены в сторону Владычицы.
Напротив святителей, по другую сторону от Царицы, – ангелы. Их руки покрыты тканями одежд, что символизирует высшую степень смирения и благоговения.
В нижней части изображения, справа от Богородицы (в нижнем левом углу, если смотреть со стороны зрителя), представлены святой пророк Господень Иоанн Предтеча, Евангелист Иоанн Богослов и другие апостолы.
Это соответствует контексту содержания Праздника, согласно которому Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Кроме того, Предтеча Господень отмечен как тот человек, который засвидетельствовал перед Израильским народом Божественное достоинство Мессии, и как лучший из когда-либо рожденных женами (Мф.11:11). Предтеча Господень держит развёрнутый свиток – символ пророческой проповеди и учительства.
Иоанн Богослов выделен из числа прочих апостолов и в силу того, что он был любимым учеником Иисуса Христа, возлежавшим у Него на персях, и как апостол любви, и как сын Богоматери по усыновлению (Ин.19:27), имеющий к Ней особую духовную близость.
Напротив апостолов и Иоанна Крестителя, в нижнем правом (со стороны зрителя) углу, ближе к центру, представлен Андрей Христа ради Юродивый. В ознаменование его христианского служения и в знак святой бедности он представлен одетым в грубую власяницу.
По левую руку от него (справа от зрителя) – Епифаний. Святой Андрей указывает ему на пребывающую в воздухе Небесную Царицу, а Епифаний держит в руке раскрытую книгу – знак ученичества в настоящем, проповеднического служения в будущем. Обыкновенно на новгородских иконах и фресках книга содержит текст, повествующий о диалоге, состоявшемся между Андреем и Епифанием (на более поздних образцах текст бывает написан на заднем плане).
Рядом с ними находятся мученики, христианские воины, с характерными атрибутами – крестами, мечами. Красный цвет их одежд указывает на содержание подвига: пролитие крови за Христа.
На более поздних новгородских иконах наряду с перечисленными святыми изображались апостолы Петр и Павел, царь, царица, Патриарх.
Суздальский образ
Икона Покрова… из Покровской обители принадлежит Суздальской школе. Структурно и схематично она подобна иконе новгородского письма. Вместе с тем между двумя этими памятниками усматривается немало различий.
Центр композиции на суздальском образе занимает фигура Небесной Царицы. В Её руках – распростертый мафорий – Покров. В отличие от новгородской иконы Богоматерь держит его Сама, чем выделяется Её личная роль в деле Спасения, роль Заступницы и Ходатаицы за людей.
Нетрудно заметить, что такое положение Покрова в руках Божьей Матери напоминает сцену подношения Богу (жертвенного подношения). Пояснительным примером здесь могут служить раннехристианские изображения Авраама, подносящего хлеб Небесным Ангелам (символизирующим Божественное присутствие) на покрытых тканью облачения руках. Возможность использования данного метода в отношении Богородицы связана с жертвенным характером Её жизни и с тем, что Её пламенная молитва, исполненная смирения и сокрушения сердца, может рассматриваться как богоугодная жертва (Пс.50:19).
С другой стороны, этот символ читается и как знак приношения людям. В подобной манере на новгородских иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представлен муж в царской одежде, олицетворяющий космос; на его руках – распростёртый убрус (плат), на нём – двенадцать свитков. Образ космоса символизирует преподание людям Божественного учения, естественного Откровения. Богородица же преподаёт людям помощь, защиту.
Божью Матерь окружают прихожане, святые души и ангелы. Масштабность Её фигуры аналогична масштабности прочих фигур (ещё один признак, отличающий эту икону от новгородской). Особая, центральная роль Божьей Матери, как в данном событии, так и в церковной жизни вообще, отмечена тем, что Она расположена значительно выше других действующих лиц.
В отличие от прочих святых, включая высшие ангельские чины, Пречистая Дева не только Божья Раба, но и Мать Сына Божьего по человеческому естеству. Поэтому Церковь воздаёт Ей величание, превышающее величание, выражаемое в отношении прочих Божьих служителей.
В лице Богородицы и остальных лиц представлена полнота Церкви. Ангелы и святые души, расположенные ярусом ниже (чем Божья Матерь), и Сама Божья Матерь представляют Церковь Небесную, Торжествующую. Люди в нижнем ярусе – Церковь Земную, Воинствующую. Поклоны присутствующих, обращённые в сторону Владычицы, символизируют почитание Её всей полнотой Церкви.
Позади Божьей Матери находится киворий – элемент храмовой принадлежности, балдахин, сень, устанавливаемая над святым престолом. Киворий символизирует невещественную Божественную Скинию, Божью Славу, спасительную благодать, служит местом особого присутствия Божия. Вместе с тем полусферический покров, составляющий сень, символизирует Небо. Уместность такого обоснования оправдана Священным Писанием, аллегорически сравнивающим небо с натянутым шатром (Пс.103:2). Небо же является местом особого проявления Божьей благодати.
Стало быть, применительно к данному иконографическому сюжету изображение кивория восполняет отсутствие изображения Христа (присутствующего, как мы видели, на иконах новгородского извода).
На заднем фоне иконы – возвышающийся храм, увенчанный двухскатной крышей. Его архитектура разнится с традиционной архитектурой купольных русских церквей. В этом – отличие суздальского изображения от новгородских икон. Считается, что образ этого храма воспроизводит очертания Влахернской церкви, где и случилось событие, составившее лейтмотив праздника.
По обе стороны от храма находятся постройки – палаты. Учитывая, что подле Влахернского храма располагался царский дворец, есть основания полагать, что при буквальном прочтении изображения палаты обозначают строения дворцового комплекса. В глубинном смысле они могут указывать на Небесные селения, дом Отца, Небесный Иерусалим.
Покрову в руках Пресвятой Богородицы соответствует ещё один красный покров, растянутый между церковью и колонной, представленной в правом верхнем углу (со стороны зрителя). Зафиксированый между зданиями покров может интерпретироваться буквально: на Востоке в период жары закрепленная между зданиями материя оберегала жителей от палящего зноя, создавая прохладную тень. В более глубоком осмыслении этот покров может обозначать Покров Божий вообще, Божественный Промысл.
Часть обозначенных лиц имеют нимбы, знак святости. Некоторые же лица представлены без нимбов. Это – участники хора. Кроме того в левом нижнем углу (со стороны зрителя) отмечены ещё две фигуры без нимбов: диакон и монах.
В правом нижнем углу (со стороны зрителя) находится блаженный Андрей, указующий правой рукой на Владычицу. Его взор обращен к Епифанию.
Среднюю часть нижнего регистра занимает изображение святого Романа Сладкопевца. Чем вызвано воспроизведение этого образа на иконе Покрова, понять нетрудно.
Роман Сладкопевец жил и служил Вседержителю в период V-VI веков. Одно время он исполнял обязанности диакона в Бейруте. Во время правления императора Анастасия переселился в Константинополь, вошёл в состав клира храма Божьей Матери. Однажды, после усердной молитвы, когда он предался глубокому сну, пред ним предстала Сама Божья Матерь. Во время этого посещения Она вручила ему таинственный свиток, повелев его проглотить. Вдохновленный видением Роман, пробудившись, возвеличил Явившуюся, составив незабываемое песнопение: «Дева днесь Пресущественного рождает…». В дальнейшем из-под его пера вышел ряд других поэтических произведений, вошедших в сокровищницу церковной поэзии.
В левой руке Сладкопевца – развернутый свиток; на нём – фрагмент текста его творения (на некоторых иконах на свитке начертано: «Дева днесь Пресущественного рождает…»; на других могут быть зафиксированы другие слова: «Дева днесь предстоит в Церкви…»). Правая рука воспроизводит жестикуляцию регента хора. Вероятно, этим акцентом подчеркивается: в восхвалении участвуют представители не только земного хора, но и Небесного.
Сам хор отмечен на иконе на заднем плане, за спиной Сладкопевца. Представители хора не имеют нимбов. Они представляют людей, исторически присутствовавших при богослужении во Влахернской церкви (как и не имеющие нимбов диакон и монах).
Достойно замечания, что в то время как взоры ангелов и святых душ обращены к Богородице, лица монаха и диакона – в сторону блаженного Андрея. Это объясняется тем, что именно он, и его ученик, Епифаний, стали очевидцами видения. Остальные люди были осведомлены о случившемся опосредованно, через Андрея. Лица поющих устремлены вниз, возможно на текст исполняемого ими песнопения.
Свиток в руке Романа символизирует его поэтическую проповедь о Божьей Матери, восхваляющую Её Небесное величие. Кроме того, он указывает на благословение Богом Романа, связанное с потреблением свитка. На ряде икон сцена вручения Богородицей свитка Роману прописана особо, в отдельном локусе, либо внизу, либо вверху композиции. Тем, что свиток устремлён выспрь, оттеняется мысль, что составленные им похвалы Богородице угодны Богу, доходят до Небес.
В среднем ярусе, слева от Богоматери (справа от зрителя) расположены ангелы, святой Иоанн Предтеча и Евангелист Иоанн Богослов.
По правую руку от Владычицы – ангелы, святители, царь и пророк Давид. Рука Давида сложена в жесте моления, направлена в сторону Девы. Давид представлен на этой иконе и как псалмопевец, возвестивший о Пришествии Сына Божия, и как предок Марии, прообраз Спасителя по человеческому естеству.
Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия СПб ПИРиЦИ. Фрагмент пособия: Богословие иконы.
В чем сила и духовное значение иконы Покров Пресвятой Богородицы, о чем молиться, в чем помогает, и где находится данная икона? Описание, значение, историю, фото, а также молитву перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы» вы найдете в данной статье!
Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник, символизирующий чудо явления Девы Марии во время осады Константинополя в Влахернском храме. Русский народ особенно трепетно относится к Божьей Матери. В этот праздник все верующие стекались на божественную литургию, где с верой и упованием взывали к Владычице земли и неба с просьбами о покровительстве, защите и решении важных житейских вопросов. После службы принято подавать милостыню нуждающимся.
История образа
При византийском императоре Льве Философе постоянно происходили междоусобные конфликты между соседними государствами. Когда варвары в очередной раз совершили набег на Константинополь, местные жители укрылись под крышей православного храма, где они и нашли спасение. Среди верующих был святой Андрей, который и рассказал историю явления Богородицы.
Всю ночь город был осажден. Беженцы не смогли сомкнуть глаз ни на минуту, молясь до рассвета. Святой поднял голову и увидел под куполом храма Богородицу, которую сопровождали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов.
Заступница, вместе с измученными верующими встала на колени и начала молить Господа за всех христиан. Затем Дева Мария пошла к алтарю, сняла с головы омофор (покров) и раскинула его над людьми, находящимся в храме, таким образом показав, что они находятся под ее защитой.
Святой Андрей, не веря своим глазам, спросил у Епифания, видит ли он Богородицу, и тот ответил: «Вижу и ужасаюсь».
Дева Мария, закончив молиться, исчезла вместе с сопровождающими. Все, кто видел это, в душе ощутил благодать и спокойствие. Войско, осаждавшее город, разметал поднявшийся вихрь, и Константинополь был освобожден.
Впервые празднование Покрова Богородицы состоялось в 1164 году по велению Андрея Боголюбского.
О чем молятся перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы»
Перед этим образом Богородицы молятся во времена нападения недоброжелателей и врагов. Священники Греции, молившиеся перед иконой, утверждают, что только благодаря лику «Покров Богородицы» страна была спасена от фашистских захватчиков во время Второй мировой войны.
Божья Матерь с покрывалом в руках неоднократно являлась на Руси, спасая и защищая страждущих. Благодаря Ей, победу одерживали даже тогда, когда по законам тактики и стратегии это было невозможно. Все это происходило по искренним молитвам верующих. Принято считать, что этот образ является покровительницей русских воинов.
Молитва перед святым образом поможет каждому человеку победить своих внутренних врагов. Богородица каждому даст внутренний щит, который поможет защитить душу и тело.
Молятся перед иконой «Покров Богородицы» произносят в следующих случаях:
Когда семья, дом и близкие нуждаются в защите;
Чтобы разрешилась жилищная проблема;
Когда человек хочет побороть внутреннего врага, который подталкивает его на плохие поступки и мысли;
В помощи найти своего спутника жизни;
Во время тяжелой болезни и желании исцелиться;
В нужде, когда необходимо прибавление достатка и богатства;
Во время грусти и уныния.
Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»
Чтобы правильно возносить молитвы, следует вдуматься и понять смысл произносимых текстов.
Тропарь праздникаКондакАкафистМолитва
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.
В нем поясняется, с какой целью христиане собираются в этот день в церкви. Просит у Богородицы избавить их от всякого зла и указывает на Христа Бога, как на единственный Источник благодеяний.
Слушать тропарь:
https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/Pokro_-Pres_yatoy-Bogoroditsyi-Tropar.mp3
Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
В кондаке описывается видение святому Андрею, указывая на торжественность события и моление Девы Марии Господу за людей, как причину всеобщей радости.
Слушать кондак:
https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/Hor-S_yato-Petro-Pa_lo_skogo-sobora-Kondak-akafista-Pokro_u-Pres_yatoy-Bogoroditsyi.mp3
Акафист подробно рассказывает историю влахернского чуда и возвеличивает Богородицу, призывая Ее защитить всех, кто с молитвой прибегает к Ней.
Слушать Акафист:
https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Akafist-Pokrovu-Presvyatoy-Bogoroditsyi.mp3
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.
Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание;
всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего;
преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва, которую читают после акафиста, содержит все просьбы, какие могут быть у христианина к Господу. Начинается с прославления Богородицы, затем идут просьбы и прощении грехов и помиловании, которое подает Бог по молитвам своей Матери. Далее перечисляются насущные потребности, начиная с помощи в трудах духовенству и заканчивая «послушанием для чад». В конце верующие просят упокоить души усопших и предаются воле Господа
Слушать Молитву:
https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/hram-_o-imya-Pokro_a-Bozhiey-Materi-g.-Kamensk-Uralskiy-molit_u-proliyu-ko-Gospodu.mp3
Когда и где совершают празднование иконы «Покров Божией Матери»
Широко празднуется в восточной православной традиции. На Руси праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» отмечают 14 октября. Основал традицию Андрей Боголюбский, который, изучив житие святого Андрея, пожелал, чтобы в честь этого знаменательного события был установлен праздник.
В этот день сельскохозяйственные работы прекращались. Крестьяне заканчивали работать на подворье, а скотину из хлевов больше не выгоняли. Особенной любовь пользовался праздник у незамужних девушек. Утром они наперегонки бежали в храм. Считалось, кто первой зажжет свечу у иконы, та первая пойдет под венец.
Защитница всего рода человеческого слышит любую просьбу, главное, чтобы она была искренней и шла из глубины сердца. Богородица будет сопровождать любого человека, какие бы бедствия не одолевали человека. Эта икона – духовное подспорье для каждого верующего. Молитва перед образом поможет обрести спокойствие, наставит на путь истинный и подарит надежду.
Влахернский храм, во время натиска огромных сил сарацин в десятом веке, стал пристанищем для жителей Константинополя. Храм имел большое значение для местных, ведь именно в нем тогда хранилась риза Богородицы (в том числе и головной убор) – реликвии, которые по преданию, принадлежали Деве Марии. Нуждаясь в трудную минуту в помощи и спасении от наступающих врагов, люди вмести молились Богу. Именно об этом событии рассказывает икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая запечатлела чудо.
Святой Андрей, подняв свой взор вверх в ходе молитвы, увидел Пресвятую Деву в окружении не только святых, но и ангелов, вместе идущих по небу, минуя своды храмов. Долгое время, Богородица молилась с народом, уповая на Божью помощь. После Богородица встала у престола и своим головным покрывалом закрыла всех молящихся, спасая их от сарацин. По мотивам этого происшествия была написана икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая до сих пор помогает православным, когда требуется защита. С приходом рассвета сарацины были повержены, а Константинополь спасен.
Содержание святого образа
В иконе «Покрова Пресвятой Богородицы» слились земной мир и небеса, в этом заключается глубокое значение образа, который указывает на помощь и заступничество, которые получают верующие от высших сил. Для того, чтобы подчеркнуть этот факт, по обеим сторонам от Богородицы зачастую изображают ангелов, которые вторят Ее молитве, тем самым дополнительно взывая к помощи Господа.
На иконе изображены алтарь и залы Влахернского святилища. Большинство этих икон расписано в багровых оттенках. В середине, на возвышении красуется Роман Сладкопевец. В руках он сжимает рукопись. В дряхлом убранстве Андрей указывает своему подмастерью Епифанию на сие действо. Рядом с Романом нарисован патриарх, константинопольский правитель, братья и жители. Поверх всех красуется Церковь Небесная со святыми мучениками, пророками, святейшими, посреди которых выделяются Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов. Помимо этого, там легко узнаваемы Петр и Павел, которые тоже молятся о жителях Константинополя.
По описанию содержание иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» может немного меняться, но означает образ всегда одно – небесная церковь спустилась, для того чтобы поддержать церковь земную. Небожители оказались на земле для того, чтобы поддержать всех верующих, которым требуется заступничество. Эти святые ободряют христиан и помогают устоять под натиском иноверцев.
И в самом сосредоточении иконы стоит Пресвятая Богородица.
Она несет свое благотворное покрывание, которое может закрыть весь верующий народ
Конечно, тут есть и непрямой смысл, ведь икона «Покрова Пресвятой Богородицы» рассказывает не только о конкретном событии, но и о том, как Дева Мария и вся Небесная церковь помогает всем верующим, которые еще пребывают на земле. В молитве перед образом следует помнить об этом факте, да и вообще стараться не забывать о непрестанной помощи праведников и Господа.