Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

Иконография покрова пресвятой богородицы

03.06.2019 by admin

Содержание

  • Описание двенадцати православных праздников
  • Православный Церковный календарь
    • Со­дер­жа­ние празд­ни­ка
    • Ико­но­гра­фия Празд­ни­ка
    • Нов­го­род­ский об­раз
    • Суз­даль­ский об­раз
  • История образа
  • О чем молятся перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы»
  • Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»
  • Когда и где совершают празднование иконы «Покров Божией Матери»
  • Содержание святого образа
    • Интересные материалы:

Каждый день в году хранит в себе воспоминания о событиях мирской жизни Иисуса Христа и Богородицы, приурочен к имени святого или посвящен чествованию чудотворных икон. Но есть ещё и большие праздники, такие как Светлая Пасха и Воскресение Христово. После них следует сказать о двунадесятых праздников, имеющих огромное значение для христианства, так как приурочены к событиям из жизни Христа и Пресвятой Богородицы. Раньше эти праздники были и гражданскими, эти дни были нерабочими.

Иконы двунадесятых праздников обычно располагаются между местными и деисусными иконами во втором снизу ряду. Храмы, посвященные какому-либо из 12 праздников, могут разместить свою икону и в местном ряду.

Двунадесятые праздники – это двенадцать православных праздников, каждому из которых соответствует одноименная икона. Праздники условно делят на непереходящие и переходящие, это связано с датами праздников: девять непереходящих ежегодно отмечаются в один и тот же день, а даты переходящих праздников отсчитываются от Пасхи, перемещаясь по календарю вместе с ней.

Каждый из двенадцати праздников имеет кроме самого дня празднества дополнительные дни: предпразднство – подготовка верующих к празднику, попразднство – продолжение празднества, отдаяние – заключительный день. Также почитаются и двенадцать праздничных икон, каждая из которых посвящена отдельному событию. По старому календарю новый год начинался с первого сентября, именно с этого дня и начинаются церковные праздники.

Описание двенадцати православных праздников

  1. Начинается календарь с праздника Рождество Пресвятой Богородицы, который отмечается 21 сентября. Икона Рождество Богородицы наполнена искренностью и счастьем. Молятся иконе о семейном счастье, здоровых детях, защити. Просят икону, когда долго не получается забеременеть. Связано это с тем, что мать Богородицы была бесплодной, но искренними молитвами и праведной жизнью вымолили у Бога долгожданного ребенка.
  2. Воздвижение Креста Господня отмечается 27 сентября. Икона «Воздвижения Креста Господня» имеет и другие названия: «Крестовоздвижение» или «Утверждение Креста». Таких икон очень много в мире, они отличаются друг от друга, но все соответствуют основному сюжету – радостному обретению креста, Животворящего Древа, символу искупления.
  3. 4 декабря посвящено Введению во храм Пресвятой Богородицы. Иконография этого события, описанного в Евангелие, не меняется веками. С этого дня начинается подготовка Марии к рождению Спасителя.
  4. Широко празднуется Рождество Христово 7 января. Икона же описывает момент рождения Иисуса в пещере от Девы Марии.
  5. Икона Крещение Господне посвящена празднику, отмечаемому 19 января. На иконе крещение Иисуса в водах реки Иордан. Примечательно то, что на иконе отсутствует Богородица.
  6. Очень праздничная и нарядная икона Сретенье Господне изображает момент принесения Богородицей младенца Иисуса в храм. Отмечается это событие 15 февраля.
  7. К празднику Благовещение приурочена икона, отображающая момент встречи Пречистой Девы Марии с архангелом Гавриилом, который рассказал Марии, что скоро она родит Сына Всевышнего Иисуса. Радостное событие празднуется 7 апреля.
  8. Восьмая икона — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник зависит от дня празднества Пасхи, отмечается ближайшее перед Пасхой воскресенье, на шестой неделе Великого поста. Называется праздник Вербным воскресеньем.
  9. Немаловажна икона Вознесение Господне, описывающая окончание земной жизни Христа и его присоединение к Богу Отцу. Праздник переходящий, отмечается на 40-й день, считая от Пасхи.
  10. Икона День Святой Троицы описывает сюжет из Ветхого Завета, когда триединый Бог спустился к апостолам, дав им множество способностей и умений. Этот день, 50-й от Пасхи или восьмое воскресенье после Пасхи, считается захождением христианской церкви.
  11. Одна из двунадесятых икон описывает явление истинного лика Иисуса трём его ученикам, которым он поведал о будущих его мучениях и смерти во благо всех людей. Праздник Преображение Господне отмечается 19 августа.
  12. Последним праздником в церковном календаре является Успение Богородицы, отмечающемся 28 августа. На одноименной иконе изображена траурная церемония прощания с Богородицей. Над мертвой матерью Иисус держит на руках младенца, ознаменовывающего начало небесной жизни Богоматери. Этот день завершает цикл двунадесятых праздников и дает надежду на светлый и радостный будущий год.

Все иконы двенадцати православных праздников очень важны для истинно верующих. Эти праздники, в отличие от светских, воспитывают дух и очищают разум.

Православный Церковный календарь

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка

Ос­но­ву Празд­но­ва­ния По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­став­ля­ет со­бы­тие, про­изо­шед­шее в Кон­стан­ти­но­по­ле в на­ча­ле X ве­ка, при им­пе­ра­то­ре Льве Фило­со­фе.

Как из­вест­но, в тот ис­то­ри­че­ский пе­ри­од Ви­зан­тия пре­бы­ва­ла в бед­ствен­ном со­сто­я­нии: де­мо­ра­ли­зо­ван­ный цар­ский двор раз­ди­рал­ся внут­рен­ни­ми ин­три­га­ми, пе­ри­о­ди­че­ски воз­ни­кав­ши­ми за­го­во­ра­ми; мно­гие зем­ли ко­гда-то бо­га­той им­пе­рии на­хо­ди­лись под вла­ды­че­ством ма­го­ме­тан.

Ра­зо­ре­ние гро­зи­ло са­мой Ви­зан­тий­ской сто­ли­це – Кон­стан­ти­но­по­лю. По­ло­же­ние усу­губ­ля­лось слож­но­стью вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду цер­ков­ной и свет­ской иерар­хи­я­ми. Всё это не мог­ло не от­ра­жать­ся на об­щем ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ном со­сто­я­нии граж­дан.

Во вре­мя од­но­го из на­ше­ствий вра­га жи­те­ли гра­да, не на­де­ясь все­це­ло на кре­пость обо­ро­ни­тель­ных стен и мощь во­ин­ско­го гар­ни­зо­на, пре­бы­ва­ли в со­сто­я­нии ужа­са. Мно­гие граж­дане бы­ли близ­ки к от­ча­я­нию. И вот на­род, ища за­ступ­ни­че­ства у Бо­га, со­брал­ся на все­нощ­ное бде­ние во Влахерн­ский храм, где в то вре­мя хра­ни­лась ве­ли­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­ты­ня – ри­за Бо­жьей Ма­те­ри. Сре­ди при­сут­ство­вав­ших на бо­го­слу­же­нии бы­ли царь и ца­ри­ца, цар­ские са­нов­ни­ки, мно­же­ство раз­но­чин­ных лю­дей.

Меж­ду со­брав­ши­ми­ся в хра­ме был и бла­жен­ный Ан­дрей Хри­ста ра­ди юро­ди­вый. В свое вре­мя, дви­жи­мый Про­мыс­лом Бо­жьим, он при­нял по­двиг юрод­ства. Бро­дя по ули­цам в рва­ном ру­би­ще, бо­сым, с ви­дом по­ме­шан­но­го, он тер­пел от лю­дей уни­же­ния, оскорб­ле­ния, тыч­ки. Меж­ду тем в очах Бо­жьих он был пра­вед­ным, свя­тым. За вер­ность и рев­ность Гос­подь на­гра­дил его да­ром про­зор­ли­во­сти. На про­тя­же­нии слу­же­ния Бо­гу бла­жен­ный Ан­дрей не раз удо­ста­и­вал­ся От­кро­ве­ний. На этот раз Гос­подь спо­до­бил его стать сви­де­те­лем сла­вы Небес­ной Ца­ри­цы.

Во вре­мя бо­го­слу­же­ния, к изум­ле­нию со­брав­ших­ся, Ан­дрей, вдруг, узрел свод хра­ма от­вер­стым. В вы­со­те, пря­мо на воз­ду­хе, в окру­же­нии ан­ге­лов, апо­сто­лов, про­ро­ков сто­я­ла Небес­ная За­ступ­ни­ца, Сте­на Непо­бе­ди­мая (Песн.8:10), Са­ма Бо­жья Ма­терь. Она мо­ли­лась за Свой на­род, по­кры­ва­ла при­сут­ство­вав­ших омо­фо­ром (ма­фо­ри­ем). Оше­лом­лен­ный ви­де­ни­ем, Ан­дрей об­ра­тил­ся к на­хо­див­ше­му­ся воз­ле него уче­ни­ку, Епи­фа­нию, спро­сив его, ви­дит ли и он Небес­ную Вла­ды­чи­цу, хо­да­тай­ству­ю­щую за лю­дей. Тот от­ве­тил, что ви­дит.

Сре­ди бо­го­моль­цев про­изо­шло ожив­ле­ние. Ра­зу­мея слу­чив­ше­е­ся, лю­ди рас­це­ни­ли яв­ле­ние как знак бла­го­во­ле­ния Бо­га к хра­му и го­ро­ду, окреп­ли ду­хом, утвер­ди­лись в на­деж­де, что по пред­ста­тель­ству и по­кро­ви­тель­ству Бо­го­ро­ди­цы, Он от­вра­тит от них бед­ствие, про­го­нит вра­га. Так и про­изо­шло. Враг был по­беж­дён, го­род спа­сён от раз­гро­ма, а жи­те­ли – от на­си­лия, ра­зо­ре­ния.

Со вре­ме­нем в па­мять об этом зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии, про­изо­шед­шем 1 ок­тяб­ря, был уста­нов­лен тор­же­ствен­ный Празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ко­гда имен­но он по­лу­чил утвер­жде­ние и рас­про­стра­не­ние в Церк­ви, ска­зать труд­но. До­стой­но упо­ми­на­ния, что сре­ди гре­че­ских ве­ру­ю­щих дол­гое вре­мя он не поль­зо­вал­ся ши­ро­кой из­вест­но­стью. Ве­ро­ят­но, это об­сто­я­тель­ство бы­ло вы­зва­но сму­та­ми, по­тря­сав­ши­ми цар­ский и пат­ри­ар­ший пре­сто­лы. Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что сво­им рас­про­стра­не­ни­ем Празд­ник обя­зан да­же и не Гре­ции, а Пра­во­слав­ной Ру­си. По Про­мыс­лу Бо­жье­му он был при­чис­лен к раз­ря­ду ве­ли­ких не дву­на­де­ся­тых Празд­ни­ков Церк­ви.

Ико­но­гра­фия Празд­ни­ка

Фор­ми­ро­ва­ние ико­но­гра­фии Празд­ни­ка По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы от­но­сят к XII ве­ку. Древ­ней­шие из до­шед­ших до нас изо­бра­же­ний да­ти­ру­ют­ся XIII сто­ле­ти­ем – вре­ме­нем, озна­ме­но­вав­шем­ся на Ру­си воз­дви­же­ни­ем хра­мов и оби­те­лей, по­свя­щён­ных это­му со­бы­тию.

В древ­но­сти ико­но­гра­фия По­кро­ва… име­ла два са­мо­сто­я­тель­ных на­прав­ле­ния, Нов­го­род­ские и Суз­даль­ские из­во­ды. Впо­след­ствии об­ра­зо­ва­лись но­вые ком­по­зи­ци­он­ные схе­мы, в том чис­ле объ­еди­ня­ю­щие опыт нов­го­род­цев и суз­даль­цев.

Нов­го­род­ский об­раз

Од­ной из наи­бо­лее ран­них, до­шед­ших до нас нов­го­род­ских икон По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, счи­та­ет­ся об­раз из По­кров­ской Зве­ри­ной оби­те­ли.

Ком­по­зи­ция это­го изо­бра­же­ния со­став­ле­на по прин­ци­пу услов­ной сим­мет­рии: изо­бра­же­ние пра­вой ча­сти урав­но­ве­ше­но изо­бра­же­ни­ем ле­вой. Дан­ный ме­тод поз­во­лил чёт­ко рас­ста­вить дог­ма­ти­че­ские ак­цен­ты, при­дал об­ра­зу над­ле­жа­щую стро­гость, тор­же­ствен­ность.

Центр ико­ны за­ни­ма­ет фрон­таль­но раз­вер­ну­тая фигу­ра Небес­ной Ца­ри­цы. Она пред­став­ле­на в по­ло­же­нии Оран­ты, с при­под­ня­ты­ми, рас­про­стёр­ты­ми в мо­ле­нии ру­ка­ми. Тип Оран­ты из­ве­стен с древ­но­сти. Пер­во­на­чаль­но об­раз мо­ля­щей­ся же­ны мог оли­це­тво­рять хри­сти­ан­ское мо­ле­ние во­об­ще, хри­сти­ан­скую Цер­ковь, а мог со­от­но­сить­ся с ду­шой кон­крет­но­го усоп­ше­го. В даль­ней­шем этот хри­сти­ан­ский об­раз за­кре­пил­ся в ико­но­гра­фии Бо­жьей Ма­те­ри как один из наи­бо­лее яр­ко и ём­ко ха­рак­те­ри­зу­ю­щих Её роль в жиз­ни Церк­ви: роль Пред­ста­тель­ни­цы и Хо­да­та­и­цы за лю­дей.

Бо­го­ро­ди­ца рас­по­ло­же­на сто­я­щей на об­ла­ке, име­ю­щем округ­лую фор­му, на фоне ал­тар­ной ап­си­ды, над за­тво­рен­ны­ми Цар­ски­ми вра­та­ми.

Об­ла­ко зна­ме­ну­ет со­бой при­част­ность Бо­го­ро­ди­цы Небу и вме­сте – со­пут­ству­ю­щее Ей Бо­же­ствен­ное дей­ствие. Этот сим­во­ли­че­ский об­раз за­им­ство­ван из Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Та­ин­ствен­ное об­ла­ко со­про­вож­да­ло Из­ра­иль­ский на­род по ис­хо­де из Еги­пет­ской зем­ли (связь меж­ду об­ла­ком и Бо­жьим по­кро­вом обо­зна­че­на в 104 Псал­ме (Пс.104:39)); в ви­де­нии Да­ни­и­ла с об­ла­ка­ми небес­ны­ми «шёл как бы Сын Че­ло­ве­че­ский» (Дан.7:13); на об­ла­ке Гос­подь Иисус Хри­стос воз­нес­ся к Пре­сто­лу Сла­вы и бла­го­да­ти (Деян.1:9).

Над Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цей рас­про­стёрт крас­ный По­кров, бе­реж­но удер­жи­ва­е­мый с двух сто­рон па­ря­щи­ми в воз­ду­хе ан­ге­ла­ми. Верх­ний и ниж­ний кон­ту­ры По­кро­ва фор­ми­ру­ют со­бой по­лу­кру­жие или ду­гу, об­ра­щён­ную вы­пук­ло­стью вверх.

Крас­ный цвет По­кро­ва зна­ме­ну­ет Бо­же­ствен­ный огонь (Пс.17:9) и под­чер­ки­ва­ет, что По­кров Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы сим­во­ли­зи­ру­ет не толь­ко мо­лит­вен­ное окорм­ле­ние ве­ру­ю­щих, но и По­кров бла­го­да­ти. Ал­ле­го­рия меж­ду Бо­же­ствен­ным дей­стви­ем и бла­го­дат­ным По­кро­вом ис­поль­зо­ва­лась пра­вед­ни­ка­ми ещё во вре­ме­на Вет­хо­го За­ве­та. По­крыть Бо­жьей ми­ло­стью, озна­ча­ло – из­ба­вить от скор­би, окру­жить за­бо­той и ра­до­стью (Пс.31:7), очи­стить от сквер­ны гре­ха (Пс.31:1), за­щи­тить (Ис.31:5).

В ико­но­пи­си в та­ких же крас­ных то­нах изо­бра­жа­ют­ся ог­нен­ные язы­ки, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие дей­ствие Свя­то­го Ду­ха; ромб, об­рам­ля­ю­щий го­ло­ву об­ра­за Бо­га От­ца. На­ко­нец, ино­гда на ико­нах По­кро­ва… в крас­ных то­нах пи­шет­ся не толь­ко По­кров, но и об­ла­ко, на ко­то­ром по­ко­ит­ся Бо­жья Ма­терь.

Фор­ма По­кро­ва, оги­ба­ю­ще­го хра­мо­вое про­стран­ство мощ­ной плав­ной ду­гой, сим­во­ли­зи­ру­ет боль­ше, чем мо­жет по­ка­зать­ся при по­верх­ност­ном осмыс­ле­нии это­го сим­во­ла.

С од­ной сто­ро­ны, та­кая ду­го­об­раз­ная фор­ма свя­за­на с ме­то­дом сфе­ри­че­ско­го отоб­ра­же­ния про­стран­ства. В ико­но­гра­фии эта мо­дель ис­поль­зу­ет­ся для вос­про­из­ве­де­ния не столь­ко ло­каль­ных, сколь­ко об­шир­ных про­стран­ствен­ных об­ла­стей, в том чис­ле со­из­ме­ря­е­мых с мас­шта­ба­ми все­лен­ной.

К при­ме­ру, на нов­го­род­ской иконе XV ве­ка (из ГТГ) «Со­бор Бо­го­ма­те­ри» в фор­ме ду­го­об­раз­но­го эле­мен­та, рас­по­ло­жен­но­го над Вла­ды­чи­цей и Бо­гом­ла­ден­цем, пред­став­ле­но Небо, на­пол­нен­ное ан­гель­ски­ми во­ин­ства­ми. Ана­ло­гич­ным спо­со­бом Небо пред­став­ле­но на нов­го­род­ской иконе Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жьей (XVI в.) из Нов­го­род­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка.

Ска­зан­ное при­во­дит к то­му за­клю­че­нию, что изо­бра­же­ние По­кро­ва ука­зы­ва­ет не толь­ко на част­ное, еди­нич­ное дей­ствие, со­сто­яв­ше­е­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, но и на по­сто­ян­ное за­ступ­ни­че­ство Бо­жьей Ма­те­ри, про­сти­ра­ю­щей По­кров Сво­ей ми­ло­сти над все­ми хри­сти­а­на­ми, мо­лит­вен­но взы­ва­ю­щи­ми к Ней с прось­бой о по­мо­щи и за­ступ­ни­че­стве (ср.: тро­парь По­кро­ву Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, глас 4: «по­крый нас чест­ным Тво­им По­кро­вом…»); на Бо­жий По­кров, охва­ты­ва­ю­щий всё про­стран­ство зем­ли.

О том, что со­дер­жа­ние Празд­ни­ка на­пол­не­но имен­но этим смыс­лом, крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ют бо­лее позд­ние ико­ны По­кро­ва, схе­ма­тич­но про­стые, ли­шён­ные по­дроб­ной ис­то­ри­че­ской де­та­ли­за­ции, огра­ни­чи­ва­ю­щи­е­ся изо­бра­же­ни­ем Небес­ной Ца­ри­цы, про­сти­ра­ю­щей Свой омо­фор.

С дру­гой сто­ро­ны, ду­го­об­раз­ная фор­ма По­кро­ва со­от­но­сит­ся, ви­зу­аль­но, с ог­нен­ной ра­ду­гой – той, ко­то­рую, до При­ше­ствия в мир Сы­на Бо­жия, со­зер­цал про­рок Ие­зе­ки­иль (Иез.1:27-28), а в но­во­за­вет­ные вре­ме­на – Еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов (Откр.4:3). Как в пер­вом, так и во вто­ром От­кро­ве­нии ра­ду­га сим­во­ли­зи­ро­ва­ла Бо­же­ствен­ный ат­ри­бут, си­я­ние Сла­вы Все­выш­не­го Бо­га. Кро­ме то­го, со вре­мен пра­вед­но­го Ноя ра­ду­га слу­жи­ла и про­дол­жа­ет слу­жить на­по­ми­на­ни­ем о за­ве­те Бо­га с людь­ми (Быт.9:13), о по­пе­че­нии Бо­жьем о ми­ре, по­буж­дая ве­ру­ю­щих к вос­хва­ле­нию и про­слав­ле­нию Твор­ца (Сир.43:12).

При­ме­ча­тель­но, что Нов­го­род­ская шко­ла от­ме­че­на в ис­то­рии Рус­ской Церк­ви и та­ки­ми об­ра­за­ми По­кро­ва, где Хри­стос пред­став­лен вос­се­да­ю­щим не непо­сред­ствен­но над верх­ним кон­ту­ром «ра­ду­ги», а на рас­по­ло­жен­ных по­верх неё ог­нен­ных хе­ру­ви­мах. В та­кой ико­но­гра­фи­че­ской ин­тер­пре­та­ции об­раз Хри­ста ещё боль­ше сбли­жа­ет­ся с сим­во­ли­че­ским об­ра­зом Еди­но­го и Ис­тин­но­го Бо­га, явив­ше­го­ся про­ро­ку Ие­зе­ки­и­лю (Иез.1:4-28).

Спа­си­тель пред­став­лен над По­кро­вом, по цен­тру. Его об­ла­че­ние из­лу­ча­ет си­я­ние Сла­вы, незем­ной Бо­же­ствен­ный свет. Он бла­го­слов­ля­ет обе­и­ми, раз­ве­ден­ны­ми в сто­ро­ны ру­ка­ми.

При пер­вом, бук­валь­ном про­чте­нии об­ра­за мо­жет сло­жить­ся впе­чат­ле­ние, что бла­го­сло­ве­ние Хри­ста адре­со­ва­но толь­ко со­брав­шим­ся в церк­ви, от­ме­чен­ным в цен­траль­ном и ниж­нем яру­сах ком­по­зи­ции. Од­на­ко при бо­лее глу­бо­ком осмыс­ле­нии об­ра­за бо­го­мо­лец рас­по­ла­га­ет­ся к бо­лее воз­вы­шен­но­му по­ни­ма­нию: бла­го­сло­ве­ние Хри­сто­во нис­по­сы­ла­ет­ся в мир, на всех ве­ру­ю­щих, со­глас­но Его обе­то­ва­нию ни на один день, вплоть до кон­чи­ны вре­мён, не остав­лять Сво­их вер­ных (Мф.28:20).

Верх­нюю часть изо­бра­же­ния вен­ча­ют пять цер­ков­ных ку­по­лов. Счи­та­ет­ся, что они вос­про­из­во­дят схе­ма­тич­ное очер­та­ние Нов­го­род­ской Со­фии. На неко­то­рых бо­лее позд­них нов­го­род­ских про­из­ве­де­ни­ях кров­ля хра­ма окра­ше­на крас­ным цве­том, со­от­вет­ству­ю­щим цве­ту По­кро­ва, что на­во­дит на мысль и о Церк­ви Небес­ной.

Мож­но ска­зать, что Со­бор при­хо­жан, свя­тых душ, ан­ге­лов Бо­жьих, пред­став­лен­ный на иконе, сим­во­ли­зи­ру­ет всю Цер­ковь Бо­жью, все Со­бра­ние вер­ных, един­ство ми­ра Небес­но­го и зем­но­го.

До­стой­но вни­ма­ния, что бла­го­слов­ля­ю­щие пер­сты Спа­си­те­ля на­хо­дят­ся в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от рук Бо­го­ро­ди­цы (воз­де­тых, как мы от­ме­ти­ли, в знак уси­лен­ной мо­лит­вы). По­ми­мо то­го, что та­кой ху­до­же­ствен­ной фор­му­ли­ров­кой утеп­ля­ет­ся сце­на вза­и­мо­от­но­ше­ний Ма­те­ри и Сы­на, этим обо­зна­ча­ет­ся, что Хри­стос бли­зок Небес­ной Ца­ри­це, слы­шит Её мо­лит­вы, без за­мед­ле­ния от­зы­ва­ет­ся на Её доб­рое хо­да­тай­ство все­со­вер­шен­ным Бо­же­ствен­ным дей­стви­ем.

За­ме­тим, что на мно­же­стве бо­лее позд­них икон По­кро­ва… факт вза­и­мо­дей­ствия Сы­на и Ма­те­ри, от­зыв­чи­во­сти Ис­ку­пи­те­ля на Её об­ра­ще­ния от­ме­чен по­сред­ством вве­де­ния в об­раз раз­вёр­ну­тых свит­ков, один из ко­то­рых на­хо­дит­ся у Бо­го­ро­ди­цы, дру­гой – у Хри­ста. На свит­ках име­ют­ся ха­рак­тер­ные над­пи­си, на­при­мер (в адап­ти­ро­ван­ном ва­ри­ан­те): «Вла­ды­ко Мно­го­мило­сти­вый Гос­по­ди Иису­се» – «Ма­ти моя, услы­ша­на бу­дешь».

Необ­хо­ди­мо под­черк­нуть, что Бо­го­ро­ди­ца пред­став­ле­на на иконе в бо­лее круп­ном мас­шта­бе, чем Её Сын и Гос­подь. В ико­но­гра­фии та­кое со­че­та­ние встре­ча­ет­ся не ча­сто (по­доб­ное мож­но встре­тить на ико­нах Воз­не­се­ния, Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жьей), ведь по боль­шей ча­сти мас­штаб­ность изо­бра­жа­е­мых фигур со­из­ме­ря­ет­ся со сте­пе­нью свя­то­сти лиц, а по стро­го­му счё­ту свят толь­ко Гос­подь. Меж­ду тем, в ря­де слу­ча­ев Пра­во­слав­ны­ми ка­но­на­ми до­пус­ка­ет­ся изо­бра­жать Хри­ста в мень­шем мас­шта­бе, чем Его Ма­терь. От­ча­сти это свя­за­но с биб­лей­ским сю­же­том, где про­об­ра­зом Бо­го­ро­ди­цы слу­жит го­ра, а про­об­ра­зом Хри­ста – ка­мень, ото­рвав­ший­ся от го­ры (Дан.2:34).

В дан­ном слу­чае этим при­ё­мом от­те­ня­ет­ся осо­бая роль Бо­жьей Ма­те­ри в жиз­ни ве­ру­ю­щих: по­сред­ством Неё, пре­кло­нив Небе­са, сой­дя в мир, Сын Бо­жий, Бог Сло­во, вос­при­нял в Свою Ипо­стась че­ло­ве­че­ское есте­ство, сде­лал­ся бли­зок лю­дям как Че­ло­век; через Неё лю­ди мо­лит­вен­но при­зы­ва­ют Бо­же­ствен­ную бла­го­дать, обе­ре­га­ю­щую их от вра­гов ви­ди­мых и неви­ди­мых. По­след­няя мысль под­чёрк­ну­та на иконе тем, что имен­но к Бо­го­ро­ди­це об­ра­ще­ны взо­ры ан­ге­лов, свя­ти­те­лей и про­чих со­брав­ших­ся (за ис­клю­че­ни­ем от­дель­ных лиц).

Осо­бое зна­че­ние в ико­но­гра­фии Празд­ни­ка По­кро­ва име­ют Цар­ские вра­та. Впо­след­ствии этот эле­мент хра­мо­во­го устрой­ства стал обыч­ным для нов­го­род­ских икон. Тот факт, что Цар­ские вра­та изо­бра­же­ны не от­вер­сты­ми, но за­тво­рен­ны­ми, – не слу­чай­ность. Этот ико­но­гра­фи­че­ский штрих рас­по­ла­га­ет ве­ру­ю­щих к вос­по­ми­на­нию о вет­хо­за­вет­ном про­ро­че­стве Ие­зе­ки­и­ля, воз­ве­стив­ше­го о Рож­де­нии Де­вой Сы­на при со­хра­не­нии дев­ства. В рам­ках на­зван­но­го про­воз­ве­стия Бо­го­ро­ди­ца ал­ле­го­ри­че­ски со­по­став­ле­на с Хра­мом, вра­та­ми ко­то­ро­го прой­дёт лишь Гос­подь (и боль­ше ни­кто), и вра­та ко­то­ро­го оста­нут­ся за­тво­рен­ны­ми (Иез.44:1-2). В фор­ма­те на­сто­я­ще­го тол­ко­ва­ния храм и Бо­го­ро­ди­ца мо­гут рас­смат­ри­вать­ся в связ­ке: как про­об­раз и Пер­во­об­раз.

Два ан­ге­ла, под­дер­жи­ва­ю­щие По­кров, вос­про­из­во­дят идею о том, что Бо­жья Ма­терь яв­ля­ет­ся их Небес­ной Ца­ри­цей, а они – Её сви­той. Опять же, этим ре­ше­ни­ем от­ме­че­на роль свет­лых ан­ге­лов в про­мыс­ле Бо­жьем, в судь­бе че­ло­ве­ка (Бо­же­ствен­ная ми­лость (неред­ко) пре­по­да­ет­ся лю­дям не непо­сред­ствен­но, а при по­сред­ни­че­стве ан­гель­ских чи­нов, от выс­ших к низ­шим).

Свя­ти­те­ли, изо­бра­жен­ные в сред­нем яру­се, по пра­вую ру­ку от Де­вы, воз­ле хра­мо­во­го жерт­вен­ни­ка, от­ве­ча­ют об­ще­му за­мыс­лу ико­ны. Их ру­ки сло­же­ны для мо­лит­вы и на­прав­ле­ны в сто­ро­ну Вла­ды­чи­цы.

На­про­тив свя­ти­те­лей, по дру­гую сто­ро­ну от Ца­ри­цы, – ан­ге­лы. Их ру­ки по­кры­ты тка­ня­ми одежд, что сим­во­ли­зи­ру­ет выс­шую сте­пень сми­ре­ния и бла­го­го­ве­ния.

В ниж­ней ча­сти изо­бра­же­ния, спра­ва от Бо­го­ро­ди­цы (в ниж­нем ле­вом уг­лу, ес­ли смот­реть со сто­ро­ны зри­те­ля), пред­став­ле­ны свя­той про­рок Гос­по­день Иоанн Пред­те­ча, Еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и дру­гие апо­сто­лы.

Это со­от­вет­ству­ет кон­тек­сту со­дер­жа­ния Празд­ни­ка, со­глас­но ко­то­ро­му Бо­го­ро­ди­цу со­про­вож­да­ли Иоанн Кре­сти­тель и Иоанн Бо­го­слов. Кро­ме то­го, Пред­те­ча Гос­по­день от­ме­чен как тот че­ло­век, ко­то­рый за­сви­де­тель­ство­вал пе­ред Из­ра­иль­ским на­ро­дом Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство Мес­сии, и как луч­ший из ко­гда-ли­бо рож­ден­ных же­на­ми (Мф.11:11). Пред­те­ча Гос­по­день дер­жит раз­вёр­ну­тый сви­ток – сим­вол про­ро­че­ской про­по­ве­ди и учи­тель­ства.

Иоанн Бо­го­слов вы­де­лен из чис­ла про­чих апо­сто­лов и в си­лу то­го, что он был лю­би­мым уче­ни­ком Иису­са Хри­ста, воз­ле­жав­шим у Него на пер­сях, и как апо­стол люб­ви, и как сын Бо­го­ма­те­ри по усы­нов­ле­нию (Ин.19:27), име­ю­щий к Ней осо­бую ду­хов­ную бли­зость.

На­про­тив апо­сто­лов и Иоан­на Кре­сти­те­ля, в ниж­нем пра­вом (со сто­ро­ны зри­те­ля) уг­лу, бли­же к цен­тру, пред­став­лен Ан­дрей Хри­ста ра­ди Юро­ди­вый. В озна­ме­но­ва­ние его хри­сти­ан­ско­го слу­же­ния и в знак свя­той бед­но­сти он пред­став­лен оде­тым в гру­бую вла­ся­ни­цу.

По ле­вую ру­ку от него (спра­ва от зри­те­ля) – Епи­фа­ний. Свя­той Ан­дрей ука­зы­ва­ет ему на пре­бы­ва­ю­щую в воз­ду­хе Небес­ную Ца­ри­цу, а Епи­фа­ний дер­жит в ру­ке рас­кры­тую кни­гу – знак уче­ни­че­ства в на­сто­я­щем, про­по­вед­ни­че­ско­го слу­же­ния в бу­ду­щем. Обык­но­вен­но на нов­го­род­ских ико­нах и фрес­ках кни­га со­дер­жит текст, по­вест­ву­ю­щий о диа­ло­ге, со­сто­яв­шем­ся меж­ду Ан­дре­ем и Епи­фа­ни­ем (на бо­лее позд­них об­раз­цах текст бы­ва­ет на­пи­сан на зад­нем плане).

Ря­дом с ни­ми на­хо­дят­ся му­че­ни­ки, хри­сти­ан­ские во­и­ны, с ха­рак­тер­ны­ми ат­ри­бу­та­ми – кре­ста­ми, ме­ча­ми. Крас­ный цвет их одежд ука­зы­ва­ет на со­дер­жа­ние по­дви­га: про­ли­тие кро­ви за Хри­ста.

На бо­лее позд­них нов­го­род­ских ико­нах на­ря­ду с пе­ре­чис­лен­ны­ми свя­ты­ми изо­бра­жа­лись апо­сто­лы Петр и Па­вел, царь, ца­ри­ца, Пат­ри­арх.

Суз­даль­ский об­раз

Ико­на По­кро­ва… из По­кров­ской оби­те­ли при­над­ле­жит Суз­даль­ской шко­ле. Струк­тур­но и схе­ма­тич­но она по­доб­на иконе нов­го­род­ско­го пись­ма. Вме­сте с тем меж­ду дву­мя эти­ми па­мят­ни­ка­ми усмат­ри­ва­ет­ся нема­ло раз­ли­чий.

Центр ком­по­зи­ции на суз­даль­ском об­ра­зе за­ни­ма­ет фигу­ра Небес­ной Ца­ри­цы. В Её ру­ках – рас­про­стер­тый ма­фо­рий – По­кров. В от­ли­чие от нов­го­род­ской ико­ны Бо­го­ма­терь дер­жит его Са­ма, чем вы­де­ля­ет­ся Её лич­ная роль в де­ле Спа­се­ния, роль За­ступ­ни­цы и Хо­да­та­и­цы за лю­дей.

Нетруд­но за­ме­тить, что та­кое по­ло­же­ние По­кро­ва в ру­ках Бо­жьей Ма­те­ри на­по­ми­на­ет сце­ну под­но­ше­ния Бо­гу (жерт­вен­но­го под­но­ше­ния). По­яс­ни­тель­ным при­ме­ром здесь мо­гут слу­жить ран­не­хри­сти­ан­ские изо­бра­же­ния Ав­ра­ама, под­но­ся­ще­го хлеб Небес­ным Ан­ге­лам (сим­во­ли­зи­ру­ю­щим Бо­же­ствен­ное при­сут­ствие) на по­кры­тых тка­нью об­ла­че­ния ру­ках. Воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния дан­но­го ме­то­да в от­но­ше­нии Бо­го­ро­ди­цы свя­за­на с жерт­вен­ным ха­рак­те­ром Её жиз­ни и с тем, что Её пла­мен­ная мо­лит­ва, ис­пол­нен­ная сми­ре­ния и со­кру­ше­ния серд­ца, мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как бо­го­угод­ная жерт­ва (Пс.50:19).

С дру­гой сто­ро­ны, этот сим­вол чи­та­ет­ся и как знак при­но­ше­ния лю­дям. В по­доб­ной ма­не­ре на нов­го­род­ских ико­нах Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха на апо­сто­лов пред­став­лен муж в цар­ской одеж­де, оли­це­тво­ря­ю­щий кос­мос; на его ру­ках – рас­про­стёр­тый убрус (плат), на нём – две­на­дцать свит­ков. Об­раз кос­мо­са сим­во­ли­зи­ру­ет пре­по­да­ние лю­дям Бо­же­ствен­но­го уче­ния, есте­ствен­но­го От­кро­ве­ния. Бо­го­ро­ди­ца же пре­по­да­ёт лю­дям по­мощь, за­щи­ту.

Бо­жью Ма­терь окру­жа­ют при­хо­жане, свя­тые ду­ши и ан­ге­лы. Мас­штаб­ность Её фигу­ры ана­ло­гич­на мас­штаб­но­сти про­чих фигур (ещё один при­знак, от­ли­ча­ю­щий эту ико­ну от нов­го­род­ской). Осо­бая, цен­траль­ная роль Бо­жьей Ма­те­ри, как в дан­ном со­бы­тии, так и в цер­ков­ной жиз­ни во­об­ще, от­ме­че­на тем, что Она рас­по­ло­же­на зна­чи­тель­но вы­ше дру­гих дей­ству­ю­щих лиц.

В от­ли­чие от про­чих свя­тых, вклю­чая выс­шие ан­гель­ские чи­ны, Пре­чи­стая Де­ва не толь­ко Бо­жья Ра­ба, но и Мать Сы­на Бо­жье­го по че­ло­ве­че­ско­му есте­ству. По­это­му Цер­ковь воз­да­ёт Ей ве­ли­ча­ние, пре­вы­ша­ю­щее ве­ли­ча­ние, вы­ра­жа­е­мое в от­но­ше­нии про­чих Бо­жьих слу­жи­те­лей.

В ли­це Бо­го­ро­ди­цы и осталь­ных лиц пред­став­ле­на пол­но­та Церк­ви. Ан­ге­лы и свя­тые ду­ши, рас­по­ло­жен­ные яру­сом ни­же (чем Бо­жья Ма­терь), и Са­ма Бо­жья Ма­терь пред­став­ля­ют Цер­ковь Небес­ную, Тор­же­ству­ю­щую. Лю­ди в ниж­нем яру­се – Цер­ковь Зем­ную, Во­ин­ству­ю­щую. По­кло­ны при­сут­ству­ю­щих, об­ра­щён­ные в сто­ро­ну Вла­ды­чи­цы, сим­во­ли­зи­ру­ют по­чи­та­ние Её всей пол­но­той Церк­ви.

По­за­ди Бо­жьей Ма­те­ри на­хо­дит­ся ки­во­рий – эле­мент хра­мо­вой при­над­леж­но­сти, бал­да­хин, сень, уста­нав­ли­ва­е­мая над свя­тым пре­сто­лом. Ки­во­рий сим­во­ли­зи­ру­ет неве­ще­ствен­ную Бо­же­ствен­ную Ски­нию, Бо­жью Сла­ву, спа­си­тель­ную бла­го­дать, слу­жит ме­стом осо­бо­го при­сут­ствия Бо­жия. Вме­сте с тем по­лу­сфе­ри­че­ский по­кров, со­став­ля­ю­щий сень, сим­во­ли­зи­ру­ет Небо. Умест­ность та­ко­го обос­но­ва­ния оправ­да­на Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем, ал­ле­го­ри­че­ски срав­ни­ва­ю­щим небо с на­тя­ну­тым ша­тром (Пс.103:2). Небо же яв­ля­ет­ся ме­стом осо­бо­го про­яв­ле­ния Бо­жьей бла­го­да­ти.

Ста­ло быть, при­ме­ни­тель­но к дан­но­му ико­но­гра­фи­че­ско­му сю­же­ту изо­бра­же­ние ки­во­рия вос­пол­ня­ет от­сут­ствие изо­бра­же­ния Хри­ста (при­сут­ству­ю­ще­го, как мы ви­де­ли, на ико­нах нов­го­род­ско­го из­во­да).

На зад­нем фоне ико­ны – воз­вы­ша­ю­щий­ся храм, увен­чан­ный двух­скат­ной кры­шей. Его ар­хи­тек­ту­ра раз­нит­ся с тра­ди­ци­он­ной ар­хи­тек­ту­рой ку­поль­ных рус­ских церк­вей. В этом – от­ли­чие суз­даль­ско­го изо­бра­же­ния от нов­го­род­ских икон. Счи­та­ет­ся, что об­раз это­го хра­ма вос­про­из­во­дит очер­та­ния Влахерн­ской церк­ви, где и слу­чи­лось со­бы­тие, со­ста­вив­шее лейт­мо­тив празд­ни­ка.

По обе сто­ро­ны от хра­ма на­хо­дят­ся по­строй­ки – па­ла­ты. Учи­ты­вая, что под­ле Влахерн­ско­го хра­ма рас­по­ла­гал­ся цар­ский дво­рец, есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что при бук­валь­ном про­чте­нии изо­бра­же­ния па­ла­ты обо­зна­ча­ют стро­е­ния двор­цо­во­го ком­плек­са. В глу­бин­ном смыс­ле они мо­гут ука­зы­вать на Небес­ные се­ле­ния, дом От­ца, Небес­ный Иеру­са­лим.

По­кро­ву в ру­ках Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­от­вет­ству­ет ещё один крас­ный по­кров, рас­тя­ну­тый меж­ду цер­ко­вью и ко­лон­ной, пред­став­лен­ной в пра­вом верх­нем уг­лу (со сто­ро­ны зри­те­ля). За­фик­си­ро­ва­ный меж­ду зда­ни­я­ми по­кров мо­жет ин­тер­пре­ти­ро­вать­ся бук­валь­но: на Во­сто­ке в пе­ри­од жа­ры за­креп­лен­ная меж­ду зда­ни­я­ми ма­те­рия обе­ре­га­ла жи­те­лей от па­ля­ще­го зноя, со­зда­вая про­хлад­ную тень. В бо­лее глу­бо­ком осмыс­ле­нии этот по­кров мо­жет обо­зна­чать По­кров Бо­жий во­об­ще, Бо­же­ствен­ный Про­мысл.

Часть обо­зна­чен­ных лиц име­ют ним­бы, знак свя­то­сти. Неко­то­рые же ли­ца пред­став­ле­ны без ним­бов. Это – участ­ни­ки хо­ра. Кро­ме то­го в ле­вом ниж­нем уг­лу (со сто­ро­ны зри­те­ля) от­ме­че­ны ещё две фигу­ры без ним­бов: диа­кон и мо­нах.

В пра­вом ниж­нем уг­лу (со сто­ро­ны зри­те­ля) на­хо­дит­ся бла­жен­ный Ан­дрей, ука­зу­ю­щий пра­вой ру­кой на Вла­ды­чи­цу. Его взор об­ра­щен к Епи­фа­нию.

Сред­нюю часть ниж­не­го ре­ги­стра за­ни­ма­ет изо­бра­же­ние свя­то­го Ро­ма­на Слад­ко­пев­ца. Чем вы­зва­но вос­про­из­ве­де­ние это­го об­ра­за на иконе По­кро­ва, по­нять нетруд­но.

Ро­ман Слад­ко­пе­вец жил и слу­жил Все­дер­жи­те­лю в пе­ри­од V-VI ве­ков. Од­но вре­мя он ис­пол­нял обя­зан­но­сти диа­ко­на в Бей­ру­те. Во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ана­ста­сия пе­ре­се­лил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, во­шёл в со­став кли­ра хра­ма Бо­жьей Ма­те­ри. Од­на­жды, по­сле усерд­ной мо­лит­вы, ко­гда он пре­дал­ся глу­бо­ко­му сну, пред ним пред­ста­ла Са­ма Бо­жья Ма­терь. Во вре­мя это­го по­се­ще­ния Она вру­чи­ла ему та­ин­ствен­ный сви­ток, по­велев его про­гло­тить. Вдох­нов­лен­ный ви­де­ни­ем Ро­ман, про­бу­див­шись, воз­ве­ли­чил Явив­шу­ю­ся, со­ста­вив неза­бы­ва­е­мое пес­но­пе­ние: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­но­го рож­да­ет…». В даль­ней­шем из-под его пе­ра вы­шел ряд дру­гих по­э­ти­че­ских про­из­ве­де­ний, во­шед­ших в со­кро­вищ­ни­цу цер­ков­ной по­э­зии.

В ле­вой ру­ке Слад­ко­пев­ца – раз­вер­ну­тый сви­ток; на нём – фраг­мент тек­ста его тво­ре­ния (на неко­то­рых ико­нах на свит­ке на­чер­та­но: «Де­ва днесь Пре­су­ще­ствен­но­го рож­да­ет…»; на дру­гих мо­гут быть за­фик­си­ро­ва­ны дру­гие сло­ва: «Де­ва днесь пред­сто­ит в Церк­ви…»). Пра­вая ру­ка вос­про­из­во­дит же­сти­ку­ля­цию ре­ген­та хо­ра. Ве­ро­ят­но, этим ак­цен­том под­чер­ки­ва­ет­ся: в вос­хва­ле­нии участ­ву­ют пред­ста­ви­те­ли не толь­ко зем­но­го хо­ра, но и Небес­но­го.

Сам хор от­ме­чен на иконе на зад­нем плане, за спи­ной Слад­ко­пев­ца. Пред­ста­ви­те­ли хо­ра не име­ют ним­бов. Они пред­став­ля­ют лю­дей, ис­то­ри­че­ски при­сут­ство­вав­ших при бо­го­слу­же­нии во Влахерн­ской церк­ви (как и не име­ю­щие ним­бов диа­кон и мо­нах).

До­стой­но за­ме­ча­ния, что в то вре­мя как взо­ры ан­ге­лов и свя­тых душ об­ра­ще­ны к Бо­го­ро­ди­це, ли­ца мо­на­ха и диа­ко­на – в сто­ро­ну бла­жен­но­го Ан­дрея. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что имен­но он, и его уче­ник, Епи­фа­ний, ста­ли оче­вид­ца­ми ви­де­ния. Осталь­ные лю­ди бы­ли осве­дом­ле­ны о слу­чив­шем­ся опо­сре­до­ван­но, через Ан­дрея. Ли­ца по­ю­щих устрем­ле­ны вниз, воз­мож­но на текст ис­пол­ня­е­мо­го ими пес­но­пе­ния.

Сви­ток в ру­ке Ро­ма­на сим­во­ли­зи­ру­ет его по­э­ти­че­скую про­по­ведь о Бо­жьей Ма­те­ри, вос­хва­ля­ю­щую Её Небес­ное ве­ли­чие. Кро­ме то­го, он ука­зы­ва­ет на бла­го­сло­ве­ние Бо­гом Ро­ма­на, свя­зан­ное с по­треб­ле­ни­ем свит­ка. На ря­де икон сце­на вру­че­ния Бо­го­ро­ди­цей свит­ка Ро­ма­ну про­пи­са­на осо­бо, в от­дель­ном ло­ку­се, ли­бо вни­зу, ли­бо ввер­ху ком­по­зи­ции. Тем, что сви­ток устрем­лён вы­спрь, от­те­ня­ет­ся мысль, что со­став­лен­ные им по­хва­лы Бо­го­ро­ди­це угод­ны Бо­гу, до­хо­дят до Небес.

В сред­нем яру­се, сле­ва от Бо­го­ма­те­ри (спра­ва от зри­те­ля) рас­по­ло­же­ны ан­ге­лы, свя­той Иоанн Пред­те­ча и Еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов.

По пра­вую ру­ку от Вла­ды­чи­цы – ан­ге­лы, свя­ти­те­ли, царь и про­рок Да­вид. Ру­ка Да­ви­да сло­же­на в же­сте мо­ле­ния, на­прав­ле­на в сто­ро­ну Де­вы. Да­вид пред­став­лен на этой иконе и как псал­мо­пе­вец, воз­ве­стив­ший о При­ше­ствии Сы­на Бо­жия, и как пре­док Ма­рии, про­об­раз Спа­си­те­ля по че­ло­ве­че­ско­му есте­ству.

Лео­нов А. М. Пре­по­да­ва­тель Дог­ма­ти­че­ско­го Бо­го­сло­вия СПб ПИРиЦИ. Фраг­мент по­со­бия: Бо­го­сло­вие ико­ны.

В чем сила и духовное значение иконы Покров Пресвятой Богородицы, о чем молиться, в чем помогает, и где находится данная икона? Описание, значение, историю, фото, а также молитву перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы» вы найдете в данной статье!

Покров Пресвятой Богородицы – великий православный праздник, символизирующий чудо явления Девы Марии во время осады Константинополя в Влахернском храме. Русский народ особенно трепетно относится к Божьей Матери. В этот праздник все верующие стекались на божественную литургию, где с верой и упованием взывали к Владычице земли и неба с просьбами о покровительстве, защите и решении важных житейских вопросов. После службы принято подавать милостыню нуждающимся.

История образа

При византийском императоре Льве Философе постоянно происходили междоусобные конфликты между соседними государствами. Когда варвары в очередной раз совершили набег на Константинополь, местные жители укрылись под крышей православного храма, где они и нашли спасение. Среди верующих был святой Андрей, который и рассказал историю явления Богородицы.

Всю ночь город был осажден. Беженцы не смогли сомкнуть глаз ни на минуту, молясь до рассвета. Святой поднял голову и увидел под куполом храма Богородицу, которую сопровождали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов.

Заступница, вместе с измученными верующими встала на колени и начала молить Господа за всех христиан. Затем Дева Мария пошла к алтарю, сняла с головы омофор (покров) и раскинула его над людьми, находящимся в храме, таким образом показав, что они находятся под ее защитой.

Святой Андрей, не веря своим глазам, спросил у Епифания, видит ли он Богородицу, и тот ответил: «Вижу и ужасаюсь».

Дева Мария, закончив молиться, исчезла вместе с сопровождающими. Все, кто видел это, в душе ощутил благодать и спокойствие. Войско, осаждавшее город, разметал поднявшийся вихрь, и Константинополь был освобожден.

Впервые празднование Покрова Богородицы состоялось в 1164 году по велению Андрея Боголюбского.

О чем молятся перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы»

Перед этим образом Богородицы молятся во времена нападения недоброжелателей и врагов. Священники Греции, молившиеся перед иконой, утверждают, что только благодаря лику «Покров Богородицы» страна была спасена от фашистских захватчиков во время Второй мировой войны.

Божья Матерь с покрывалом в руках неоднократно являлась на Руси, спасая и защищая страждущих. Благодаря Ей, победу одерживали даже тогда, когда по законам тактики и стратегии это было невозможно. Все это происходило по искренним молитвам верующих. Принято считать, что этот образ является покровительницей русских воинов.

Молитва перед святым образом поможет каждому человеку победить своих внутренних врагов. Богородица каждому даст внутренний щит, который поможет защитить душу и тело.

Молятся перед иконой «Покров Богородицы» произносят в следующих случаях:

Когда семья, дом и близкие нуждаются в защите;

Чтобы разрешилась жилищная проблема;

Когда человек хочет побороть внутреннего врага, который подталкивает его на плохие поступки и мысли;

В помощи найти своего спутника жизни;

Во время тяжелой болезни и желании исцелиться;

В нужде, когда необходимо прибавление достатка и богатства;

Во время грусти и уныния.

Значение молитв, посвященных иконе «Покров Пресвятой Богородицы»

Чтобы правильно возносить молитвы, следует вдуматься и понять смысл произносимых текстов.

Тропарь праздникаКондакАкафистМолитва

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

В нем поясняется, с какой целью христиане собираются в этот день в церкви. Просит у Богородицы избавить их от всякого зла и указывает на Христа Бога, как на единственный Источник благодеяний.

Слушать тропарь:

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/Pokro_-Pres_yatoy-Bogoroditsyi-Tropar.mp3

Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

В кондаке описывается видение святому Андрею, указывая на торжественность события и моление Девы Марии Господу за людей, как причину всеобщей радости.

Слушать кондак:

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/Hor-S_yato-Petro-Pa_lo_skogo-sobora-Kondak-akafista-Pokro_u-Pres_yatoy-Bogoroditsyi.mp3

Акафист подробно рассказывает историю влахернского чуда и возвеличивает Богородицу, призывая Ее защитить всех, кто с молитвой прибегает к Ней.

Слушать Акафист:

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/Akafist-Pokrovu-Presvyatoy-Bogoroditsyi.mp3

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего, пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание;

всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего;

преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва, которую читают после акафиста, содержит все просьбы, какие могут быть у христианина к Господу. Начинается с прославления Богородицы, затем идут просьбы и прощении грехов и помиловании, которое подает Бог по молитвам своей Матери. Далее перечисляются насущные потребности, начиная с помощи в трудах духовенству и заканчивая «послушанием для чад». В конце верующие просят упокоить души усопших и предаются воле Господа

Слушать Молитву:

https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2019/02/hram-_o-imya-Pokro_a-Bozhiey-Materi-g.-Kamensk-Uralskiy-molit_u-proliyu-ko-Gospodu.mp3

Когда и где совершают празднование иконы «Покров Божией Матери»

Широко празднуется в восточной православной традиции. На Руси праздник «Покрова Пресвятой Богородицы» отмечают 14 октября. Основал традицию Андрей Боголюбский, который, изучив житие святого Андрея, пожелал, чтобы в честь этого знаменательного события был установлен праздник.

В этот день сельскохозяйственные работы прекращались. Крестьяне заканчивали работать на подворье, а скотину из хлевов больше не выгоняли. Особенной любовь пользовался праздник у незамужних девушек. Утром они наперегонки бежали в храм. Считалось, кто первой зажжет свечу у иконы, та первая пойдет под венец.

Защитница всего рода человеческого слышит любую просьбу, главное, чтобы она была искренней и шла из глубины сердца. Богородица будет сопровождать любого человека, какие бы бедствия не одолевали человека. Эта икона – духовное подспорье для каждого верующего. Молитва перед образом поможет обрести спокойствие, наставит на путь истинный и подарит надежду.

Влахернский храм, во время натиска огромных сил сарацин в десятом веке, стал пристанищем для жителей Константинополя. Храм имел большое значение для местных, ведь именно в нем тогда хранилась риза Богородицы (в том числе и головной убор) – реликвии, которые по преданию, принадлежали Деве Марии. Нуждаясь в трудную минуту в помощи и спасении от наступающих врагов, люди вмести молились Богу. Именно об этом событии рассказывает икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая запечатлела чудо.

Святой Андрей, подняв свой взор вверх в ходе молитвы, увидел Пресвятую Деву в окружении не только святых, но и ангелов, вместе идущих по небу, минуя своды храмов. Долгое время, Богородица молилась с народом, уповая на Божью помощь. После Богородица встала у престола и своим головным покрывалом закрыла всех молящихся, спасая их от сарацин. По мотивам этого происшествия была написана икона «Покров Пресвятой Богородицы», которая до сих пор помогает православным, когда требуется защита. С приходом рассвета сарацины были повержены, а Константинополь спасен.

Содержание святого образа

В иконе «Покрова Пресвятой Богородицы» слились земной мир и небеса, в этом заключается глубокое значение образа, который указывает на помощь и заступничество, которые получают верующие от высших сил. Для того, чтобы подчеркнуть этот факт, по обеим сторонам от Богородицы зачастую изображают ангелов, которые вторят Ее молитве, тем самым дополнительно взывая к помощи Господа.

На иконе изображены алтарь и залы Влахернского святилища. Большинство этих икон расписано в багровых оттенках. В середине, на возвышении красуется Роман Сладкопевец. В руках он сжимает рукопись. В дряхлом убранстве Андрей указывает своему подмастерью Епифанию на сие действо. Рядом с Романом нарисован патриарх, константинопольский правитель, братья и жители. Поверх всех красуется Церковь Небесная со святыми мучениками, пророками, святейшими, посреди которых выделяются Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов. Помимо этого, там легко узнаваемы Петр и Павел, которые тоже молятся о жителях Константинополя.

По описанию содержание иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» может немного меняться, но означает образ всегда одно – небесная церковь спустилась, для того чтобы поддержать церковь земную. Небожители оказались на земле для того, чтобы поддержать всех верующих, которым требуется заступничество. Эти святые ободряют христиан и помогают устоять под натиском иноверцев.

И в самом сосредоточении иконы стоит Пресвятая Богородица.

Она несет свое благотворное покрывание, которое может закрыть весь верующий народ

Конечно, тут есть и непрямой смысл, ведь икона «Покрова Пресвятой Богородицы» рассказывает не только о конкретном событии, но и о том, как Дева Мария и вся Небесная церковь помогает всем верующим, которые еще пребывают на земле. В молитве перед образом следует помнить об этом факте, да и вообще стараться не забывать о непрестанной помощи праведников и Господа.

Интересные материалы:

  • Уфа храм рождества богородицы

    История постройки Кафедральный храм Рождества Пресвятой Богородицы является культурным объектом федерального значения и охраняется государством.…

  • Сны пресвятой богородицы отзывы

    Сны богородицы отзывы людей Отзыв свой решила написать потому, что считаю, для многих он может…

  • Церковь пресвятой богородицы десятинная

    КИЕВСКИЙ ДЕСЯТИННЫЙ ХРАМ Киевский храм Рождества Богородицы (Десятинный). На заднем плане - Андреевская церковь. Фотография,…

  • Положение ризы пресвятой богородицы

    Происхождение реликвии Согласно преданию, риза Богородицы была обретена двумя византийскими аристократами, родными братьями Галвином и…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства