Беседы со старшеклассниками
Содержание
Конспект беседы «Нравственное и безнравственное поведение».
Конспект беседы с учащимися «Нравственное и безнравственное поведение».
Вопрос нравственного поведения среди подростков является проблемным полем в современном обществе, поэтому нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание не только в семье, но и в школе. Одной из форм формирования нравственности первоначально могут служить этические беседы педагога и психолога с учащимися. Проводиться они должны в комфортной, доброжелательной атмосфере, не нося принудительный характер. Одним из вариантов такой беседы может быть представленная ниже ознакомительная лекция – беседа.
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся.
Задачи:
1. Познакомить и обобщить понятия нравственности, безнравственности, правонарушения;
2. Создать условия для осмысления пятиклассниками качеств нравственной и безнравственной личности;
3. Способствовать самопознанию учащихся в вопросе нравственной культуры.
Ход беседы.
Психолог. Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Роберта Рождественского: «Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: «У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?” Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.
Ребята, как вы понимаете: «поступать нравственно”, «поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным? Ответы учащихся. Безнравственный — нарушающий принципы нравственности, морали; противоречащий правилам морали.
Психолог. Особое место в нравственности занимают так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать», «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Нравственность есть гармоничное сочетание в людях таких качеств, как честность, любовь, откровенность, искренность, доброта и доброжелательность, бескорыстие, милосердие, трудолюбие, любовь к природе и детям, уважение к женщине и старости.
Исходя из этого, какие мы можем назвать общие моральные нормы? Ответы учащихся: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надежность, благожелательность, доброжелательность, непричинение зла другим людям, непричинение ущерба частной или общественной собственности, благодетельность, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, терпимость, сотрудничество.
А что может быть противоположностью нравственности? Ответы учащихся: лживость, ненависть, замкнутость, ханжество, жадность, злопыхательство, корыстолюбие, жестокосердие, прагматическое отношение к природе и ее ресурсам, безразличие к детям, пренебрежение к женщине и старости, эгоцентризм, как превознесения интересов своего «Я» над общественными и пр.
Психолог. Хорошо, мы разобрались с понятиями нравственности и безнравственности. Далее я хотела бы несколько слов сказать о нарушении моральных или нравственных норм. Часто мы не задумываемся, что какие-то наши поступки могут причинить вред другому человеку – будь то шутка, розыгрыш, или просто желание выглядеть лучше или выгородить себя – тем не менее, это может повлечь за собой непоправимые последствия. К сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки. Примеры детей. Совершив однажды аморальный поступок (проступок), не осознав его, не исправившись, человек может совершить и более серьезное деяние – правонарушение. Что это? Правонарушение – антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание. Человек иногда и не знает, не задумывается, что совершает правонарушение, но всем известно, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Например, чтобы избежать контрольной работы, мальчик решил пошутить — позвонил в школу и сказал, что в школе заложена бомба. Конечно же, в полиции тотчас же отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно – розыскной собакой. Примчались пожарные, скорая помощь и группа МЧС. И, наверное, видя все это, мальчик и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но, нет, преступление совершено и за него придется отвечать.
Что это? Шутка или правонарушение? Это правонарушение, статья Уголовного кодекса. Этому мальчику придется отвечать по закону.
Психолог. А вы считаете себя нравственными людьми? Сейчас мы определим, какой уровень нравственной культуры у каждого из вас.
АНКЕТА-ТЕСТ «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
1. Вы переживаете как свою боль, горе, слезы любого человека, независимо от того, знаете его или нет?
2. Вы радуетесь успеху, удаче другого человека как своей собственной?
3. Вас не просят о помощи, но видя, что в ней нуждаются, вы оказываете ее, не ожидая ни похвал, ни благодарности?
4. Вы переживаете неудачи, неприятности других как свои собственные?
5. Если вас просят помочь, вы с готовностью приходите на помощь?
6. Вы охотно, с большим удовольствием оказываете услугу, помощь, поддержку нуждающимся?
7. Вы замечаете горе, боль другого человека и предлагаете помощь с тем, чтобы прослыть добрым человеком?
8. Обычно вы не замечаете тяжелого состояния окружающих, и если просят о помощи, вы не отказываете?
9. Вы замечаете плохое самочувствие или настроение другого человека, но оно вас не тревожит?
10. Вас просят о помощи, но вы отказываете, ссылаясь на нехватку времени, перегруженность, отсутствие средств помощи?
11. Приходилось ли вам говорить: «Так ему и надо. Он свое заслужил»?
Результаты. Ответы-утверждения с 1 по 5 свидетельствуют о высоком уровне нравственной культуры; с 6 по 8 — об адаптивном уровне; с 8 по 11 — о низком уровне нравственной культуры.
Обсуждение результатов.
Психолог. Что же делать нам, чтобы не совершать серьезных проступков или даже правонарушений?
Я бы предложила следовать кодексу нравственного закона, который состоит всего из 4 пунктов
1. Любовь – (доброта, благожелательность, милосердие, сострадательность и т.п.).
2. Терпимость – (прощение, великодушие, сдержанность, уступчивость, снисходительность и т.п.)
3. Скромность
4. Совесть – (самокритичность, честность, добросовестность, способность к раскаянию и т.п.).
А самое главное, прежде чем что-то сделать по отношению к другому человеку – поставьте себя на его место и подумайте, как он будет себя чувствовать, каково ему будет. И еще раз я бы хотела повторить золотое правило морали «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе».
Примерная тематика уроков-бесед на нравственно-духовные темы
1. Вечные общечеловеческие ценности
2.Истина абсолютная и относительная
3.Совесть – нравственное мерило человека
4. Уроки совести
5. Качества праведного поведения: долг и благодарность
6.Сотрудничество
7.Дисциплина
8.Искорки знаний о себе
9. Учителя и ученики — искатели и носители Света
10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь
11. Красота души человека
12. Об отзывчивости и равнодушии
13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)
14.Мир, с которым я дружу
15. Мирные отношения
16.Мы — миротворцы
17.Я, ты, он, она — вместе дружная семья
18. Законы уважения
19. Верные друзья
20.Полет души (о свободе выбора)
21.Свобода и ответственность
22.Свобода и счастье
23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!
24.Пусть всегда будет солнце в душе!
25.БерегисвоюПланету!
26. Любовь в понимании – ненасилие
27.Практика ненасилия
28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)
29. Источники здоровья и гармонии
30. Ценности расцветают в здоровом теле
31. Мы за здоровый образ жизни!
32. Я вас благодарю (творческаяработа — благодарственные письма родителям)
33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!
34. Спасибо тебе, человек!
35. Жизнь — бесценный дар
36. Семья — начало начал
37.Гармония жизни в нравственности
38.Казахстан — вольная птица, несущая свет и радость людям!
39. Родная земля — для сердца услада!
40.Родина в душе моей
41.Что такое хорошо, что такое плохо?
42. Земля — мой дом
43.Добрый поступок
44.История возникновения праздника
45. Традиции встречи Нового года в других странах
46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)
47.Духовные традиции разных народов
48.Наш единый шанырак
49.Начало жизни — истина
50.Путь к истине
51.Закон вечного счастья – истина
52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)
53. Праведноеповедение — основажизни
54. Взаимопониманиевсемье
55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)
56.Я — самыйсчастливый
57.Постижениекрасотымира
58. Волшебнаясила бескорыстной любви
59.Умейте проявлять мудрость и милосердие
60. В зеркале дружбы и понимания
61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)
62. Твори добро
63. Спасибо за сегодня!
64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)
65. Тропинка к здоровью
66. Край,гдемы с тобойживем
67. Традициисемьи(истина)
68. Семьяиздоровыйобраз жизни
69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?
70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)
71. Светлый праздник- мамин день
72. Солнцематеринскойлюбви
73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)
74.Роднаяземля — источниквдохновения
75. Мыдети твои, Казахстан!
76. Напевы степей (посвящается Наурызу)
77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)
78. Созвучие с окружающим миром
79. Я люблю этот мир
80. Истоки уважения(истина)
81. Смотрю на мир, как на чудо!
82. Дорожить временем
83. Счастье человека(праведное поведение)
84. Жизнь по законам красоты…
85. Связь поколений
86. В ладу с самим собой(покой)
87. Звуки природы даруют мир
88. Вклад каждого в процветание своей Родины
89. Казахстан — наш общий дом(ненасилие)
90. Миру -мир!
91.Какстать счастливым?
92. Не скудеющая сила мудрости(истина)
93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!
94. Доброеимя связано с добрыми делами…
95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!
96. Чудеса в нас самих!
Далее приведем несколько примеров уроков — бесед на нравственно-духовные темы.
Классный час на тему: Копилка классных часов для старшеклассников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Лутна
Клетнянского муниципального района Брянской области
Классный час в 10 классе
на тему
«Семья и семейные ценности»
Классный руководитель:
Гапонова Л. В.
Цель классного часа: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;
способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.
Задачи: привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
- Что для тебя означает понятие семья?
- Какая семья считается счастливой?
- Требует ли жизнь в семье большого творчества?
- Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Ход классного часа.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Классный руководитель.
Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
«Плохо человеку, когда он один; горе одному, один не воин» (В.В.Маяковский)
Семья всегда помогала человеку.
Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.
И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Спецификой семейного воспитания являются
—«многомерность» жизни семьи,
— широта и многогранность влияний,
условия, которые создаются членами семьи.
Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.
Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.
Тест «Незаконченное предложение».
1. Семья — это…
2. Мои родители — это…
3. Свет в окнах моего дома — это…
4. Радость в моей семье — это…
5. Горе моей семьи — это…
6. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
7. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью…
8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей — это…
Учитель: Молодцы, ребята!
Семья — это
— трудовой коллектив, и моральная опора,
— и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
— и пространство для отдыха, и школа доброты,
— и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми, мораль и вкусы,
— манеры и привычки, мировоззрение и убеждения,
— характер и идеалы…
Основы всего этого закладываются в семье.
Итак, семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.
Группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.
В современной литературе определяется как:
«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»
Важнейшими функциями семьи являются:
воспитательная, хозяйственно-бытовая,экономическая,
социально-статусная,психотерапевтическая,репродуктивная,
сексуально-эротическая,духовное общение,досуговая.
В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.
Требования, предъявляемые обществом к семье
1.Создание условий для всестороннего развития личности.
2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.
3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.
Семья для ребёнка — место его рождения и становления.
В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру.
Семья — это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
В семье с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности –
интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.
Классный руководитель.
«Мой дом — моя крепость», — гласит английская пословица.
Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение. Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники… Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.
Семья — это мир, где царят бескорыстие, преданность, самопожертвование. Семья, дом — это крепость, которая не поддается волнениям самого лихого времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие, преданность, самопожертвование. Это спасательный круг, который помогает нам не потонуть в океане хаоса и беспредела, с помощью которого мы каждый вечер прибиваемся к спокойной и надежной гавани, где царят уют, радость, душевный покой.
Что же держит » на плаву» нашу семейную крепость, не позволяет рухнуть ей в этом непрочном мире? Что самое трудное в семейной жизни? Конечно, это будничный, прозаический быт, ссоры, конфликты. Особенно «бурлит жизнь» в семье, когда дети, подрастая, начинают считать, что имеют право на собственное слово и на собственный поступок. «Трудный» возраст… А знаете лучшее лекарство от семейных неурядиц?
Всем вместе посмеяться над ними или заняться общим делом.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.
«Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие»,-
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
«Храни огонь родного очага!»
Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций — это путь к единению семьи.
А какие бывают традиции?
Традиции:
- Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;
- Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;
- Приглашать гостей и собирать застолье;
- Собирать и хранить семейные фотографии;
- Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.
А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.
Классный руководитель предлагает детям закончить пословицы о семье:
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
- Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Намёки да попрёки — семейные пороки.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- На что клад, коли в семье лад.
- Не прячь свои неудачи от родителей.
- Согласье в семье — богатство.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- В дружной семье и в холод тепло.
- В семье разлад, так и дому не рад.
- Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
- Когда семья вместе так и душа на месте.
Классный руководитель:
Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(ученики: высказывают свои мнения).
Классный руководитель:
Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
— Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.
На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное — Домой так и тянет меня.
В заключении мне хочется сказать, что
самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».
Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.
Всем спасибо!