Архимандрит софроний
Содержание
- Биография
- Изречения
- Библиография
- Ссылки
- Иеромонах Николай (Сахаров), насельник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания. Значение опыта богопознания для современного монашества.
- архимандрит Софроний (Сахаров)
- Житие архимандрита Софрония Сахарова
- Откровения афонского старца
Биография
Родился 22 сентября 1896 года в Москве в православной купеческой семье. В детстве увлекался чтением Гоголя, Толстого, Достоевского и Пушкина. Среднее образование получил в Москве.
Участник Первой мировой войны (инженерные войска, обер-офицер). Занимался живописью и в 1915 году поступил в Академию художеств, где учился до 1917 года. В 1918 году в Москве дважды арестовывался органами ЧК.
В 1921 году эмигрировал из России и несколько месяцев провёл в Италии и Берлине. В 1922 году переехал в Париж, где работал художником и выставлял свои картины в парижских салонах. В 1924 году на Пасху у него было видение Нетварного Света в связи с чем он решил посвятить свою жизнь Богу.
В 1925 году он поступил на подготовительные курсы в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, но вскоре уехал сначала в Югославию, а оттуда — на Афон, где 8 декабря 1925 года был принят в монастырь святого великомученика Пантелеимона и 18 марта 1927 года пострижен в монашество с именем Софроний.
В 1930 году познакомился со старцем Силуаном Афонским, который стал его духовным руководителем.
13 мая 1930 года монах Софроний был рукоположен во иеродиакона епископом Жичским Николаем (Велимировичем).
В 1935 году иеродиакон Софроний тяжело заболел, но несмотря на то, что был на грани смерти, он выжил и 1 декабря 1935 года был пострижен в великую схиму.
В 1938 году скончался духовный наставник иеродиакона Софрония — старец Силуан в связи с чем иеродиакон Софроний уходит в «пустыню»: сначала в Карульский, а затем в некоторые другие афонские скиты.
В 1941 году он был рукоположён во иеромонаха и с 15 февраля 1942 года стал духовником монастыря св. Павла на Афоне. С 1943 по 1947 годы — член братии Троицкой кельи в Новом Скиту.
После войны, по политическим соображениям иеромонах Софроний вместе с группой других русских монахов был выслан с Афона и в 1947 году приехал во Францию, где поступил на четвёртый курс Свято-Сергиевского богословского института. Ввиду перехода в клир Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата был исключен из института и начал служить помощником настоятеля Никольской церкви при Русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа (1947—1956).
В 1948 году публикует первое ронеотипное ручное издание книги «Старец Силуан», а в 1952 году в Париже вышло первое типографское издание книги этого труда о Силуане Афонском (через несколько лет было публиковано первое издание этой книги на английском языке).
25 апреля 1954 года был возведён в сан архимандрита, а в 1956 году во Франции, на ферме Колара (близ Сент-Женевьев-де-Буа), им была учреждена монашеская община, но основать полноценный монастырь во Франции у него не получается.
4 марта 1959 года он переехал в Великобританию, где основал монастырь Святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс в юрисдикции Константинопольского Патриархата. С 1959 по 1974 годы был его первым настоятелем. По словам иеромонаха Петра (Прутяну):
Он осуществил, пожалуй, наиболее радикальную литургическую реформу XX века. В своем монастыре в Англии, где подвизаются монахи и монахини разных национальностей, он заменил утреню, вечерню и часы Иисусовой молитвой, которая совершается примерно по два часа утром и по два часа вечером. Хотя на первых порах эта «революция» казалась странной и даже скандальной, вскоре критика поутихла, а ещё спустя какое-то время эту практику стали перенимать и в других общинах.
1 сентября 1974 года отошёл от настоятельства и стал духовником обители.
В письме от 27 апреля 1991 года так описывал своё состояние: «Я сам болею злокачественным раком. Просто не знаю, когда я умру. Сил у меня совсем мало. Дни и ночи проходят в борьбе с болями. Я почти всё время провожу в постели или в удобном кресле. Давно не служу Литургию. Не владею моими ногами. Не хожу один. Не могу поворачиваться у Престола и тому подобное, естественное моему возрасту. <…> Мне всё стало через силу».
Скончался 11 июля 1993 года в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
Изречения
- Когда мы в благом ужасе от видения святости Бога и в то же время в отчаянии от нашего крайнего недостоинства такого Бога, то молитва становится могучим порывом духа, разрывающим тесное кольцо тяжелой материи.
- «Блаженны мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. Дерзай, народ мой …» (Варух 4:4-5). А мы, христиане, одаряемся Богом в безмерно большей степени, чем все пророки и праведники до пришествия Иисуса на Землю. Когда осознаем сие, то в благодарности восклицаем: «Блаженны мы, Новый Израиль, освященный род христиан, ибо Сам Господь благоволит соединяться с нами настолько, что и Он, и мы — становимся «едино», (ср. Ио. 17:21-23).
- Мы малодушествуем, но Христос говорит нам: «Дерзайте: Я победил мир». Если Он победил «мир» (по гречески «космос»), то это значит, что Он и как человек стал превысшим твари, надмирным. И всякий, верующий в Него, побеждающий в подвиге покаяния действующий в нас «закон греха» (ср. Рим. 7,23), становится, подобно Христу, надмирным (сверх-космическим).
- Гордость, как явная или скрытая тенденция к самообожению — извратила сердца людей; едва мы увидим в себе некоторые признаки духовного восхождения, как этот змий подымает свою голову и тем омрачает ум, пресекает видение, удаляет от Бога.
Библиография
статьи
- Святое молчание // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1950. № 1. стр. 10-16.
- Единство Церкви по образу единства Святой Троицы (православная триадология как основа православной экклезиологии) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1950. № 2-3. стр. 8-33.
- Unite de l’Eglise, image de la Sainte Trinite (Triadologie orthodoxe, comme principe de l’ecclesiologie) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1950. № 5. стр. 33-61.
- Archimandrite Spiridon. Mes Missions en Siberie // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1951. № 7-8. стр. 61-62.
- Archimandrite Spiridon. Mes Missions en Siberie // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1952. № 9. стр. 28-29.
- Апостольское служение епископов // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1952. № 12. стр. 28-29.
- Об основах православного подвижничества // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. № 13. стр. 41-57.
- De la priere pure // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. № 14. стр. 79-88.
- Об основах православного подвижничества // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. № 14. стр. 103—113.
- Des differents aspects de l’imagination et des moyens ascetiques de les combattre // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. № 16. стр. 239—249.
- Кончина архимандрита Митрофана // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1953. № 17. стр. 26-27
- Des fondements de l’Ascèse orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1954. № 17. стр. 30-42.
- Заметка к новому переводу гимнов преподобного Симеона Нового Богослова // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1954. № 17. стр. 20-24.
- Des fondements de l’ascese orthodoxe // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1954. № 18. стр. 66-74.
- De la lumière divine incréée // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1954. № 19. стр. 141—144.
- Слово на Преображение Господне (о Свете Фаворском) // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1954. № 19. стр. 127—135.
- «Tiens ton esprit en enfer et ne desespere pas» // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1957. № 26.
- Слово на Преображение Господне // Журнал Московской Патриархии. М., 1975. № 8. стр. 44-49.
- Об основах православного подвижничества // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 6. стр. 45-53.
- Православие — свидетельство Истины. Из писем к Д. Бальфуру // Церковь и время. М., 2000. № 3(12). стр. 226—252.
Книги
- Старец Силуан. 1948
- Об основах православного подвижничества. 1952
- Priciples of orthodox asceticism. Holywell Press Ltd. Oxford. 1964
- Видеть Бога как Он есть. 1985
- О Молитве. 1991
- Rukouksesta. Keuruu 2007. ISBN 978-951-98896-8-9 (финск)
- Письма в Россию. Эссекс : Братство Святителя Тихона, 1997. — 191 с. ISBN 5-86407-013-0 (книга на amazon.com)
- Духовные беседы. СПб.: Сатисъ, 1997. — 87 с.
Ссылки
- Биографические данные, библиография
- Интервью с племянником архимандрита Софрония (Сахарова)
- http://www.pravmir.ru/article_3409.html
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39823.htm
- http://predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/arhimandrit-sofronii-saharov/
- http://www.idrp.ru/buy/saharov-t723
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Иеромонах Николай (Сахаров) защитил докторскую диссертацию по богословию в Оксфордском университете. В начале 1990-х годов был принят в братию православного монастыря Святого Иоанна Предтечи в Эссексе (Великобритания). В 2001 году рукоположен во иеромонаха. Помимо изучения и издания духовного наследия архимандрита Софрония (Сахарова) занимается исследованиями на темы современного богословия личности, русской религиозной мысли XIX-XX веков, экзегезы Нового Завета. Преподает в Православном богословском институте в Кембридже и в Московской Духовной академии.
Отец Николай – участник II Международной патристической конференции Общецерковной аспирантуры и докторантуры «Преподобный Симеон Новый Богослов и его духовное наследие» (г. Москва, 11-12 декабря 2014 г.). Он дал интервью для сайта Общецерковной аспирантуры.
– Отец Николай, добрый день! В монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, где Вы служите, почти каждое богослужение совершается на пяти языках: английском, греческом, русском, французском, румынском. Сколькими иностранными языками Вы владеете?
– Помимо русского я владею английским и греческим языками, понимаю французский и румынский. Относительно языков – важный вопрос на самом деле. Мы совершаем богослужения для людей, и язык определяется не столько тем, к какой Церкви мы принадлежим, сколько теми людьми, которые к нам приходят. Согласно учению преподобного Силуана Афонского и старца Софрония (Сахарова), Церковь превосходит национализм. Христианин должен достичь вселенского уровня, который позволит ему видеть в каждом человеке, прежде всего, личность, так как во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3, 11), как говорит апостол Павел. Поэтому для нас это не просто необходимость, а прежде всего богословское выражение самой идеи служения монастыря. После того как преподобному Силуану явился Господь, этот святой стал молиться обо всех народах. И старец Софроний хотел, чтобы монастырь был многонациональным, чтобы не было на нем печати – русский, греческий…
Наш монастырь – вселенский. Поэтому вопрос о национальности у нас не стоит. И мы помним, что Сам Господь, когда посылал Своих учеников на проповедь, сказал: «идите, научите все народы» (Мф. 28, 19).
– Каким должно быть богословие?
– Думаю, что богословие может быть только живым. Если богословие никак не связано с жизнью, а превращается в абстрактную гимнастику для ума на основании каких-то логических понятий, то это уже не богословие. Святоотеческое богословие всегда отличалось тем, что вырастало из жизни и питало реальную жизнь каждого христианина. Для нас такой подход к изучению и Священного Писания, и богословских проблем является кардинальным. По-моему, Евангелие можно преподавать исключительно в холистическом (всеохватном) диапазоне. Те, кто были на моих лекциях, обращают внимание, что мы постоянно все аспекты жизни, от конкретного текста к повседневной истории нашей жизни, нашему жизненному опыту. Евангелие дано нам от Бога, оно было записано людьми и отображается в каждой человеческой личности по-своему. В этом – уникальность и красота человеческой личности. Поэтому, на мой взгляд, сухое богословие мертво. Святые отцы всегда говорили живым языком, актуальным для каждого современного им поколения.
– Запомнились ли чем-то особенным годы служения в армии, где Вы промыслом Божиим оказались вместе с нынешним ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры?
– Для меня тот момент стал решающим, кардинально изменившим всю мою жизнь, а инструментом обращения послужил владыка Иларион. Когда меня призывали в армию, была опасность, что пошлют на войну в Афганистан. Вся семья волновалась. Лично я больше беспокоился, что придется убивать. Обзвонили всех знакомых, у кого были связи в армии, – ничего не получалось. Тогда я в первый раз пришел в храм, молился Божией Матери – другой надежды у меня не было. И буквально через день-два мне позвонил Григорий Алфеев (ныне митрополит Волоколамский Иларион) и говорит: «Я слышал, ты идешь в армию? Меня просила позвонить твоя бабушка»…
В общем, в армии я практически занял его место в оркестре пограничных войск. Мы успели прослужить вместе всего шесть месяцев, потом он демобилизовался. Это было удивительное время тонкой и чистой дружбы, когда мы делились глубоко личным опытом в познании Бога.
Благодаря ему я возрос духовно в армии, и именно тогда созрело мое желание стать монахом. Помню, мы вместе ходили в библиотеку, где было много атеистических журналов, но как раз в них я находил пищу для своего духовного образования.
Всегда любил читать описания христианских праздников – за ними моментально виделась вселенская глубина, величие, красота идеи Божией. Потом обычно давалось атеистическое опровержение праздника, которое логически даже для простого человека не могло иметь реальной силы. В такой обстановке тайны я созрел как христианин, как монах и как священник.
Естественным этапом после армии для меня, как и для владыки Илариона, стало монашество. В то время если человек приходил ко Христу, он был готов оставить все. В Церкви находились люди, которые горели верой. Потом удивительным образом Господь вел нас и дальше. После ухода в монастырь – сначала в Виленский, потом в Печерский – я попал в Англию, к отцу Софронию, который благословил меня остаться. Через несколько лет я поступил в Оксфорд, проучился там год, и вдруг узнал, что туда приехал иеромонах Иларион.
Он учился тогда по программе доктората, а я – бакалавриата. Наше общение продолжилось. Мы обсуждали музыку, историю, богословие. Он меня поддержал, что помогло мне пройти испытание миром моего монашеского призвания.
– Планируете ли Вы в ближайшее время что-то издавать свое или из архива архимандрита Софрония (Сахарова)?
– Постепенно мы издаем архив архимандрита Софрония. Остается неизданной переписка, много богословских отрывков, но всему свое время. В настоящий момент нам удалось восстановить текст книги «His Life is Mine».
Рукопись этой книги (а она была в единственном экземпляре) отец Софроний передал через знакомого своей сестре в Россию. По всей видимости, рукопись была изъята на границе как религиозная литература и не дошла до адресата.
Мы долго ее искали и не могли найти, но сейчас в архиве удалось обнаружить рукописные наброски, целые главы этой книги, так что в ближайшее время этот труд будет издан.
Беседовала Наталия Федотова
Информационная служба ОЦАД
Иеромонах Николай (Сахаров), насельник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания. Значение опыта богопознания для современного монашества.
Доклад на XXII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Монашеская традиция: от древности до наших дней»(Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 28–29 января 2014 года)
Года два назад, во время моего визита в Троице-Сергиеву лавру, я был вовлечен в дебаты об изучении распространенного ныне явления среди современного монашества – «Burnt out» («выгорел» –термин, заимствованный из современной психологии) – когда внутренние ресурсы человека «выгорают», истощаются в подвиге Богопознания. Человек ломается и более не в состоянии физически понести выбранный монашеский путь. Эта проблема актуальна, поскольку много монахов уходит в мир, под угрозой оказывается судьба и, может быть, вечное спасение человека.
Я думал над этим вопросом и хотел бы поделиться опытом монашеского наставничества, с которым мы познакомились благодаря архимандриту Софронию (Сахарову) и преподобному старцу Силуану.
Отец Софроний и прп. Силуан очень любили монашеский институт как святое учреждение Церкви, как дар Христа человечеству, «высшую благодать» . «Монашество, – пишет отец Софроний, – есть полнота человеческого бытия по своей цели» . Этот дар в Церкви устоялся в святых внешних формах, которые нам всем хорошо знакомы.
Однако, отец Софроний понимал: сами по себе формы не ведут к богопознанию и не являются самоцелью . Такой внешний «формализм», не ведущий ко спасению, несло в себе фарисейство, о чем Господь говорит в Евангелии: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5; 20).
Сам Господь всегда в учении делал акцент на внутреннем содержании . И для монаха, как учил Старец, за каждым обетом или духовным установлением таится глубинный смысл – содержание, которое по сути есть та полнота жизни, обещанная Христом . И с сожалением можно сказать, ссылаясь на опыт святого Силуана, что наполнение жизни монаха внутренним содержанием в рамках Устава не всегда становится приоритетом для монашеских пастырей, хотя их задачей и является «вдохнуть» жизнь в уставы, чтобы вдохновить послушника и начинающего монаха стать «живою душою» : так пастырь становится соработником Богу в рождении человека в вечность.
Отец Софроний как-то сказал в своих беседах: «Так, в монашеской жизни, если мы не будем учиться любви, то я не знаю, какое оправдание можно было бы высказать в пользу монашества. Нет его!» Любовь является верховной целью всякого образа христианского подвижничества, но прежде всего – монашества. Старец Силуан ставил это верховным критерием: «Брат есть наша жизнь» , благодать Духа Святого, ее наличие или отсутствие, выявляется и выражается в нашем отношении к ближнему .
И вопрос ставится научно, честно и объективно: насколько наш современный монашеский уклад жизни ведет к этой цели – возрастанию в любви?
В связи с этим я хотел бы познакомить вас с пониманием послушания в монашестве и, в целом, в церковном устроении, которое отличало преподобного Силуана и старца Софрония, его ученика.
Очень часто мы становимся свидетелями того, как секулярные, языческие понятия о послушании импортируются без рассуждения в церковную жизнь, в Царство Любви Христовой. Когда я приехал 25 лет назад в монастырь отца Софрония, меня поразила особая атмосфера, столь контрастная тому, что я видел тогда в Советской России. Старец Софроний никогда не требовал дисциплины-послушания, этого слова я не слышал из его уст за четыре года жизни с ним, но при этом все монахи и сестры жаждали исполнить волю Старца. Не из страха, не из-за долга по уставу, а исключительно из личной любви к своему наставнику. Эта атмосфера – плод богословского видения отца Софрония, который верил, что любви можно научиться только от любви. Власть и сила не порождают в сердце любви, скорее − обратное. Потому отец Софроний считал, что «навязанное послушание духовного плода не принесет». Всё, что достигнуто насилием, не имеет места в вечности христианской любви и рано или поздно погибнет, ибо «нельзя Истину-Добро достигнуть путем насилия» .
Власть, как доминирование над братом, и любовь − в христианстве несовместимы, особенно в нашей СОБОРНОЙ и потому ПРАВОСЛАВНОЙ Церкви. Потому что власть, в мирском понимании, есть диктат своей воли, имплементация своего ЭГО в жизни других. Любовь же, напротив, стремится к тому, чтобы ИСПОЛНИТЬ волю другого человека. Власть − это значит: «да будет моя воля», а любовь всегда говорит: «да будет воля ТВОЯ».
Более того, для отца Софрония первым критерием духовного прогресса в монашестве является постепенное возрастание в нас свободы от страсти доминирования над братом . Также и для преподобного Силуана критерием святости человека является желание ПОСЛУЖИТЬ другому, а не доминировать над ним .
Сущность любви божественной в том и состоит, чтобы сделать ДРУГИХ содержанием своей жизни, а сущность дьявольского люциферизма – сделать СЕБЯ содержанием жизни других людей : в этом есть сущность и падения Адама, и сатанинского самообожения, о чем отец Софроний так часто писал в своих книгах. Такие явления люциферизма Церковь изначально выжигала огнем святости из церковной среды. Пример отца Софрония, как драгоценное завещание, дает нам неискаженный образ, раскрывающий сущность церковного пастырства. В нем мы видели воплощение предания Церкви относительно наставничества, заложенное еще с апостольских времен, − когда, если наставник проявлял хотя бы малейшую обращенность на себя, таковой назывался лжепророком (когда любовь ко Христу у пасомых использовалась в качестве личной наживы – не только материальной, но и эмоциональной, питая страсти к славе, почитанию и т. п. ).
Старцы наши подчеркивали, что христианская «власть» (ἐξουσια) – понятие противоположное мирскому «господству»:
Господь не отрицает факта неравенства, иерархию, деление на высшее и низшее, большее и меньшее, но эту пирамиду бытия Он опрокидывает вершиною вниз и тем достигает последнего совершенства. Несомненная вершина этой пирамиды − Сам Сын Человеческий, Единственный, подлинный, вечный Господь; и Он говорит про Себя, что «не пришел, чтобы Ему служили, но послужить и дать душу Свою во искупление многих» (Мф. 20; 28). Об ангелах мы приняли учение, как о существах высших нас по своему ведению и образу своего бытия, по сравнению с нашим земным бытием, но о них Апостол говорит как о «служебных духах, посылаемых на служение тем, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1; 14). Своим ученикам Господь заповедует последовать Его образу, который Он дал, омывая им ноги (Ин. 13; 15) .
И чем больше «власти» у христианского служителя, тем он ближе ко Христу, и глубже и ниже в этой пирамиде. Власть понимается в Новом Завете как способность, и прежде всего – к жертвенной любви по образу Единородного: верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1; 12).
Из учения старца Силуана мы почерпнули неизвращенное понимание церковной власти, не зараженной вирусом язычества: как власти не от мира сего, власти, дышащей божественным Христовым смирением, о котором так много писал старец Силуан, – власти как способности на крестоносное распятие себя со всеми своими похотьми, с которым неизбежно связано рабское служением пастве Христовой, где требования к пастырю − и в плане жертвенной любви, и в плане смирения и послушания, и в плане нестяжания – несравненно более высокие, чем для мирян.
«Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» − спросил Господь апостола. − «Ты знаешь, что я люблю Тебя». − » паси агнцев Моих» (Ин. 21; 15). Любовь – как критерий способности к пастырству, как пример, увлекающий за собой, вдохновляющий, заражающий огнем, − вот сущность православной экклесиологии соборности, и это есть те ключи церковной власти, данные первоверховному апостолу. В таком состоянии, как учил отец Софроний, пастырь Христов не командует, не навязывает, а говорит, вместе с апостолом Петром: «Иду ловить рыбу» (Ин. 21; 3) (а не «указывает свыше»: «Так, все быстро встали и пошли ловить рыбу!»), за таким пастырем ХОЧЕТСЯ идти по любви – и мы говорим с остальными апостолами: «Идем и мы с тобою» (Ин. 21; 3). Ибо Пастырь Добрый как пример − идет «впереди овец», зная их по имени (лично каждого через любовь), а не подгоняет сзади безличное стадо кнутом. Такую же рекомендацию личного подхода Пастыря мы видим и у старца Силуана. Про игумена он говорил: «Ему дадена большая благодать Святого Духа спасать нас, овец Христовых. Он должен каждого монаха или иеромонаха или послушника знать, какие они читают книги в келлиях». То есть интересоваться внутренним миром послушника, каждый из которых становится его жизнью. И такое отношение, унаследованное им от старца Силуана, выражалось у старца Софрония в повседневной жизни с нами.
Сам Христос дал нам пример, исключив язык власти навязывания: Он говорил исключительно в притчах, свято храня свободу выбора слушателя, как нечто драгоценное, как дар Бога человеку .
И такой образ Пастыря есть завещание старца Силуана и архимандрита Софрония нашему поколению.
Это видение монашеского и вообще христанского послушания глубоко догматично. Сущность Троицы – которая символизирует институт, устроение в нашей земной проекции, не является доминирующим принципом в бытии Бога: Троические Личности – вот что составляет содержание жизни Бога. Так и в монашестве: личное начало – содержание является определяющим, а не только институты и внешние формы. Отец Софроний пишет:
Вышеизложенные положения «персоналистического» послушания тесно связаны с нашим богословским понятием о Персоне-Ипостаси, которое истекает из православного понимания откровения о нашем Творце и Первообразе – Святой Троице, каждая Ипостась Которой является носителем всей абсолютной полноты Божественного Бытия. Утеря или уклонение от этого богословия приведет к осознанному или неосознанному исканию некоего «сверх-личного начала» и в силу этого – к отданию преимущества «общему» над «частным». Послушание в таком случае будет требоваться уже не по отношению к человеку-персоне, а как подчинение «закону», «правилу», «функции», «институции» и подобное. При таком без-личном, имперсональном подходе к устроению церковной жизни и вообще человеческого общества теряется подлинный смысл евангельского послушания, заключенный в заповедях Христа, и на его место вступает «дисциплина». И сия последняя неизбежна и даже необходима для координации совместной жизни людей при их данном интеллектуальном, моральном и духовном состоянии, но не должно все же переходить известной границы, иначе возможною станет совершенная потеря и самой христианской цели или смысла жизни .
На Афоне был такой случай. Один новоставленный игумен пришел к старцу Паисию и спросил:
– Отче дай мне слово, как пасти монастырь мой!
Старец ответил:
– Храни свой монастырь как можно менее организованным.
Отец Софроний продолжает:
Уклонение от правильного видения принципа Персоны в Божественном Бытии умалит силу стремления нашего к совершенству персоналистического послушания, что явится ущербом, невознаградимым никакими внешними успехами институции или стройной структуры безличного «целого». Наивысшая задача Церкви Христовой в Истории состоит в возведении верных сынов Ее в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4; 13) и никак не в стяжании материального могущества или политического влияния, хотя бы и мирового. Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить… (Лк. 9; 25).
Чтобы наполнить жизнь пасомого истинным содержанием, Старец считал своей обязанностью самому, творчески, найти ключ к сердцу пасомых им монахов, ключ к тому Царствию, которое есть внутри, чтобы передать, заразить послушника СВОЕЙ личной любовью к Богу. Именно на любви ко Христу, явленная на деле, была основана проповедь апостолов: их преображенная жизнь, исполненная вдохновения любви, а не какая то информация о некоем Иисусе, Который был распят и воскрес, потому Он и Мессия, и «теперь вот подчиняйтесь Ему».
Дар такого Пастырства, которое мы видим у отца Софрония – воистину дар Духа Святого, излитый на апостолов в Пятидесятницу. Сам дар явился в образе ОГНЕННЫХ ЯЗЫКОВ: «огненных» – потому что любовь «огненная», а не «теплая» , − это тот «огонь» любви, который Господь «принес на землю» и которым мы крестимся (погружаемся) : и в личность Христа, и в Бытие Бога, и в братьев наших через любовь. «Языков» – потому что язык есть инструмент общения – говорить на доступном для сердца языке, чтобы быть услышанным и найти отклик в сердце. Преподобный Силуан, писавший в Духе Святом, своими словами и явил тот дар Пятидесятницы, когда он смог найти «язык» нашего поколения, «и уловил» своими словами «вселенную». Любовью, а не административной силою.
Посему, как знамение нашему монашескому поколению, – слово и опыт и старца Силуана, и отца Софрония призывают монашество: заставить святые внешние формы монашества «работать», наполнив их содержанием – той полнотой жизни, которую принес нам Христос. Мне запомнились слова старца Емилиана (игумена афонского монастыря Симонопетра): «Задача игумена – дать монаху «жизнь с избытком» (Ин. 10; 10) и переизбытком, чтобы, изнемогая от полноты дара, монах в вечной Евхаристии естественно стремился бы «вернуть» Богу «Твоя от Твоих», став вечным пленником любви из-за излитой на него любви Божией через наставников». Тогда и «иго благо», и «бремя легко» , и монахи не burn out (выгорают), а скорее «разгораются» (flame up) тем «ОГНЕМ», который Господь «принес на Землю» .
Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные Беседы. Т. 1. М., 2003. С. 229.
Архимандрит Софроний (Сахаров). Подвиг Богопознания. М., 2003. С. 281.
Этот принцип заложен Господом: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2; 27).
См.: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (Мф. 23; 25).
См.: Я пришел для того,чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10; 10).
См.: Быт. 2; 7.
Архимандрит Софроний (Сахаров). Духовные Беседы. Т. 1. С. 223.
Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Париж, 1952. С. 22.
Там же: «Благодать приходит от всего доброго. Но больше всего от любви к брату». С. 155.
«Когда же братство является следствием принуждения извне, силою, тогда оно предстает в своем извращенном виде, то есть лишенным любви и свободы, и преисполнено по-прежнему внутренних разделений и неприязни. Всё недобрым образом добытое – всё погибнет! Христос про Себя сказал: «Я есмь Истина, Путь и Жизнь», и сии три суть едино. Нельзя Истину-Добро постигнуть путем неправды, насилия, лжи, убийства». См.: Архимандрит Софроний (Сахаров). Рождение в Царство Непоколебимое. М., 2000. С. 105.
От англ. implementation – осуществление, выполнение, реализация. – Ред.
«The first sign of emancipation is a disinclination to impose one’s will on others» («Первый признак эмансипации – нежелание навязывать свою волю другим»). См.: Архимандрит Софроний. His Life is Mine. Oxford, 1971. C. 73.
Прп. Силуан как-то рассказал о. Софронию: «Был у меня пустынник о. Вениамин. Он мне сказал: в одном монастыре жила монахиня, и говорили, что она святая. Слухи дошли до епископа, и епископ говорит одному опытному старому монаху: «Пойди в монастырь! Говорят, там есть святая монахиня. Узнай, правда это или нет!». Монах взял благословение и пошел к монахине в монастырь. И она его встретила любезно и ласково, старого монаха. Тогда монах говорит: «Матушка, я шел дорогой и сапоги в пыли. Потрудитесь, оботрите пыль на сапогах!». Тогда монахиня зовет послушницу отереть пыль на сапогах. И сама не стала отирать ноги. Монах вернулся и говорит епископу: «Монахиня не святая, она постыдилась мои сапоги отереть от пыли. В ней нету смирения и духовной мудрости». Тогда владыка сказал: «Скоро ты ее узнал…» И действительно, мудрая монахиня отерла бы ноги. А если святая, то с радостью бы отерла и сказала бы своим монахиням: «Я ныне великую радость получила – святому отцу отерла ноги, и Господь видел мое смирение и утешил меня, грешную, Своей благодатью. Так что я весьма рада, что его Господь прислал ко мне»».
См. «Завещание» о. Софрония: «Любовь перемещает жизнь любящего в лицо возлюбленного: существование возлюбленных мною лиц – становится содержанием моей жизни… Если я, подобно Христу, до конца (Ин. 13; 1) люблю всех, то бытие всех силою любви делается моим бытием» (Архимандрит Софроний (Сахаров). Рождение в Царство Непоколебимое. С. 191).
Про посланника (апостола) от Господа, см. в Дидахи, глава XI: «Если же потребует денег, то он лжепророк… не всякий, говорящий в Духе, есть пророк, а только кто имеет нрав Господень, ибо по нраву своему будет признан лжепророк и (истинный) пророк… Всякий пророк, научающий истине, если он не делает того, чему учит, есть лжепророк… Если же кто скажет в Духе: дай мне денег, или чего-нибудь другого, не слушайте его…»
Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. С. 104. И далее: «Он говорит им: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. У вас же да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20; 25−27, Мр. 10; 42−44). Этим определяется назначение и смысл Церковной иерархии, а именно: возведение стоящих ниже на ту степень духовного совершенства, на которой находится стоящий в иерархическом порядке выше, по слову Апостола: «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова; доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4; 11−13). Христос, как Творец, т. е. причина (по-славянски – вина) бытия, и в этом смысле, как «Виновник» бытия мiра, взял на Себя тяготу − грех всего мiра. Он − вершина опрокинутой пирамиды, вершина, на которую давит тягота всей пирамиды бытия».
«It is normal and natural that man should be after the likeness of His Creator – that he should recoil from exercising control over others» . См.: Архимандрит Софроний. His Life is Mine. C. 73.
Архимандрит Софроний (Сахаров). Рождение в Царство Непоколебимое. С. 177−178.
Там же.
См.: Откр. 3; 16.
архимандрит Софроний (Сахаров)
Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв здоровье его стало поправляться.
Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью и многие отмечали его талант художника. В этот период, не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света.
Сергей не может больше спокойно заниматься живописью и решает посвятить свою жизнь Богу. В 1925 г. он поступает в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Однако учась в богословском институте, он не находит того, что искал: он узнавал имена, даты, кто что говорил; узнавал об исторических трудностях Церкви и так далее, а ему хотелось слышать только о том, как достигнуть вечности. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Отец Софроний – ученик старца Силуана. Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию, а оттуда – на Афон.
Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.
Весной 1930 г. произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония – встреча со старцем Силуаном Афонским, ныне канонизированным и внесенным в месяцеслов Русской Православной Церкви. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха, и через духовника отцу Софронию открылись ответы на многие, как называл их сам отец Софроний, «отчаянные» духовные вопросы, которые волновали его все предшествующие годы. Наставления преподобного Силуана стали для отца Софрония первой и главной опорой всей его дальнейшей жизни. 30 апреля 1932 г. отец Софроний рукоположен во иеродиакона.
В 1935 г. иеродиакон Софроний тяжело заболел. Он оказался на грани смерти. Многие, в том числе и сам отец Софроний, были уверены, что ему осталось жить совсем немного, но по Божиему милосердию и по молитвам преподобного Силуана отцу Софронию было даровано еще много лет жизни.
24 сентября 1938 г. отошел ко Господу старец, духовник и сотаинник отца Софрония преподобный Силуан. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения о.Софрония – книги «Старец Силуан». Отец Софроний также написал первую часть этой книги – жизнеописание Старца Силуана.
После смерти своего духовника отец Софроний с благословения настоятеля монастыря уходит в «пустыню». Он подвизается в Карульском и в некоторых других афонских скитах.
В феврале 1941 г. он рукоположен во иеромонаха, и с этого времени начинается его духовническое служение на Афоне. Вскоре он становится духовником монастыря св. Павла.
После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям его высылают с Афона. В 1947 г. иеромонах Софроний приезжает во Францию, где ему поручается служение в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен Женевьев де Буа.
Через год, в 1948 г. отец Софроний публикует первое, ронеотипное ручное издание книги «Старец Силуан» в количестве 500 экземпляров (В настоящее время это издание стало библиографической редкостью. В России с этим изданием можно познакомиться в Религиозном центре Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы в собрании Н.М.Зернова).
В 1952 г. в Париже выходит первое типографское издание книги «Старец Силуан», а через несколько лет – первое издание этой книги на английском языке (несколько сокращенное).
Постепенно вокруг отца Софрония собирается круг духовных детей и учеников, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 г. по благословению церковной иерархии он создает во Франции, на ферме Колара, монашескую общину. Архимандрит Софроний (Сахаров)
Отец Софроний мечтает об основании православного монастыря, в котором могли бы реализовываться на практике заповеди преподобного Силуана. Основать такой монастырь во Франции не представлялось возможным, и в ноябре 1958 г. отец Софроний с некоторыми своими духовными детьми переезжает в Великобританию, в графство Эссекс, где было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечи. Основанный им монастырь стал одним из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. Сюда съезжаются люди со всего мира – от Японии до Канады, – чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана.
В этом монастыре отец Софроний подвизается до конца своих дней, сначала – в качестве настоятеля, а затем, с сентября 1974 г., – в качестве старца монастыря.
Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в «самиздате». Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «…я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге…».
В простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими. Движимое огнем «любви Христовой», которая «есть любовь, объемлющая весь мир» и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, «всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу». Эта беспредельность любви его «к каждому человеку как неповторимой вечной ценности» наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено. Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как «мы стоим перед необходимостью «раскрыть» себя для «всего» и всех, чтобы самим стать христианами».
День памяти Архимандрита Софрония – дата смерти -11 июля. Он родился в России, а умер в Англии графстве Эссекс. Старец прожил долгую жизнь, которая вместила 97 лет, и стал свидетелем мрачных событий, научных изобретений и технических успехов.
Житие архимандрита Софрония Сахарова
Мальчик, которого назвали именем Сергей, родился в мещанской православной семье города Москвы в 1996 году. Почти 15 лет его няня брала с собой в храм, где она молилась. Этот факт отразился на его дальнейшей судьбе. Имея талант к рисованию, поступил в Академии художеств города Москвы.
Будущий Схиархимандрит Софроний после обучения в 1921 году покинул Россию и выехал во Францию. Он получил возможность трудиться в своей мастерской и ему пророчили великое будущее художника. Но он бросил заниматься искусством и поступил в Богословский институт. Через четыре года отправился вместе с другом Всеволодом Кривошеиным на Афон, где остался послушником при обители святого Пантелеймона. Через два года постригся в иноки с именем Софроний, через год одел монашеское облачение.
Сербский епископ Николай в 1930 году рукоположил его в чин иеродьякона. Для послушания направил в мастерскую по ремонту часов, библиотеку и казначейство. Во время пребывания в обители он подружился с преподобным Силуаном, который стал наставником. Иеродиакон Софроний открыл ему тайну желания пустынножительства и обета безмолвия. Праведный Силуан предсказал ему отшельнический образ жизни, тогда иеродиакон Софроний обратился к Старцам с просьбой о благословлении на пустынножительство. Ему предложили не отдаляться далеко, а поселиться в Лукьяновской каливе. Но отец Софроний настоял на своем, старцы отпустили его в далекий скит.
Он поселился в суровом месте подвижничества афонских отшельников возле Карули с согласия Великой Лавры в 1939 году. Слава о его духовном подвиге распространилась на Афоне. К нему начали обращаться монахи разных национальностей. Отец Софроний знал несколько языков, что позволило ему вести разговоры со многими иноками. Он не смог добиться полной затворнической жизни, так как принимал много людей и в результате согласился перейти в ближайшую обитель духовным наставником. Впоследствии перешел в Андреевскую пустыню.
Его очень огорчило осуждение греческим правительством друга Кревошеина (отца Василия). Он также попал под подозрение и вынужден был выехать на Афон. Но после войны несколько монахов русского происхождения вместе со старцем Софронием выслали из монастыря по политическим соображениям. Он провел на Афоне 22 года своей жизни, затем уехал во Францию
У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!
Иеромонах:
- служил в Свято-Успенской церкви при кладбище в Сен Женевьев де Буа;
- в 1958 году с благословления церковной иерархии организовал иноческое общежитие на ферме Колара;
- из Франции с группой духовных соратников в 1959 году перебрался в Англию;
- в графстве Эссекс основал монастырь Иоанна Предтечи, где скончался в 1993 года.
На иконах святого Софрония изображают седовласым старцем со свитком в руках во весь рост или по пояс.
Откровения афонского старца
Архимандрит Софроний Сахаров о старце Силуане Афонском написал известную книгу, чем оказал услугу Пантелеймоновскому монастырю и православному миру. Он также автор многих высоко религиозных произведений, которые стали хрестоматийными учебниками для многих подвижников. Свои откровения старец Софроний записывал на магнитофонную пленку, которые еще при его жизни попали в Россию. Многие люди получили возможность слышать его особую интонацию и радостный смех.
Читать «Молитвенное приношение» старца Софрония – это получить единственный и верный путь к решению всех проблем.
Молитва на каждый день старца Софрония:
ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ, призри на нищету мою и падение мое. От юности осквернен есмь всякими грехами, и не смею возвести очи мои к Тебе, ниже отверсти скверная уста моя к призыванию святаго и страшнаго Имене Твоего. Но паки отнюд не призывати Тебе не могу, яко не имам иныя жизни, инаго света, иныя радости, иныя мудрости, иныя крепости разве Тебе Единаго, Боже мой. Темже, дерзая на милость Твою, молю Тя: сподоби мя призывати Тебе, яко Сам Ты заповедал еси учеником Твоим вся просити во Имя Твое. Силою святаго и страшнаго Имене Твоего, очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и даждь ми молити Тя, якоже достоит. Но Ты зриши, Господи, яко не вем, како подобает молитися. Ты еси Бог мой от чрева матере моея, но пути, ведущаго к Тебе, не обретох; и доселе во время старости моея, пребываю в тьме неведения. Но ныне, егда приблизися кончина моя, егда готовится душа моя снити во вечный мрак ада, помилуй мя, пощади мя, и Сам Ты, Спасе мой, Духом Твоим Святым научи мя молити Тя. Подобно разслабленному, глаголавшему Ти: не имам человека, и аз призываю Тя — прииди ко мне, оставленному, заблудшему, безпомощному, и Сам Ты буди ми вся.
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя, пощади мя, научи мя, утверди мя на пути заповедей Твоих.
Аминь.
Храни Вас Господь!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео об афонском старце:
«Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!!» Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!Невзирая на кучера («ишь, мол, пьяниц»), велел барин остановить карету. Позвал мужика, спросил его чего он тут сидит. П… Влияние на благосостояние человека ежедневного прослушивания Моцарта ▫Известно, что в середине 60-х Жерар Депардье был абсолютно косноязычным молодым человеком, неспособным в силу ещё и заикания довести до конца ни одного предложения. Изучающие творчество актера объясняют ситуацию семейными неурядицами, личными неудачами, низкой самооценÐ… Дети пишут Богу. — Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? (Гоша, 4 кл.)- Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. (Ева, 3 класс)- Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. (Вера, 3 класс)- Вчера узнал про Тебя примету: если вы богаты — эÑ… Знакомство в супермаркете Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: «О, смотрите, поп сколько себе понабрал… Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел…».Это был голос 50-летне…