Skip to content

Мытарства

  • Карта сайта

20 день после смерти

03.06.2019 by admin

Содержание

  • 20 дней после смерти
  • Как правильно поминать усопших?
  • Поминовение усопших на двадцатый день после смерти
    • Поминают ли 20 дней?
    • С чем связана традиция поминать усопшего на 20-й день и как проводили поминки?
    • Поминки на 20 дней после смерти
  • Поминки у славян
  • Поминальная трапеза в иудаизме
  • Поминальная трапеза в христианстве
    • В православии
    • В католицизме
  • Поминальная трапеза в исламе
  • Поминают ли на 20 дней после смерти
  • Нужно ли поминать в 20 дней
    • Почему именно на двадцатый день делали поминки, и как они проходили
  • Поминки по истечении двадцати дней после смерти
    • Интересные материалы:

20 дней после смерти

В разделе Мистика, Эзотерика на вопрос почему помянуют в 3, 9, 20, 40ой день после смерти???? заданный автором Перекрёсток смертей† лучший ответ это Душа человека (матрица подсознания) покидает тело человека в момент смерти. Душа — это осознание своего «Я». Это «Я» долгое время, обычно до 9 дней мучается и не может понять, что она лишилась своего тела и не может общаться со своими близкими. После 9 дней и до 40-го дня душа («Я») уже понимает (осознает смерть своего тела, но еще проживает (витает недалеко от своей могилы и своего последнего места жизни) . После 40-го дня душа «Я») покидает место своей смерти и улетает «жить» туда, куда тянуло всю его жизнь — чаще всего это тихое место, где живут его предки (отец, дед и т. д) . Часто в покинутых старых деревнях существуют «поселения» близких людей, но это тонкие структуры (невидимые для нас, живущих в материальном мире) . Это другое измерение. Но так бывает, только когда, человек свою жизнь праведно (без нарушения заповедей Всевышнего) . Грешников отправляют жить снова в материальном мире. Часто если человек бил кошек, его заставляют прожить жизнь кошки и страдать, когда ее бьют. Ничего в жизни бесследно не проходит
Источник: Древнейшая история народов мира
Анатолий Перминов
Мудрец
(13191)
Нет это мои знания, достигнутые за 40 лет исследований древнейшей истории.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №822

Как правильно поминать усопших?

Елена Ш. , Москва, Россия
31/07/2003

Здравствуйте, дорогой отец Олег!
Когда близкие нам люди умирают, мы совершаем соответствующие обряды. Требуется отметить день похорон, 9 дней, 40 дней, кто-то говорит, что и 20 дней со дня смерти тоже нужно отмечать. В моем понимании поминание — это молитва и память об усопшем. Но я не понимаю, почему на могиле надо обязательно выпить спиртного — обязательно не менее 3-х раз, поставить стопку с кусочком хлеба на могилу, покрошить крошек или насыпать пшено (якобы, «пусть птички помянут»), зачем занавешивать зеркало (говорят, чтобы «покойный себя не увидел»), кто советует до 40 дней ничего не раздавать и не выбрасывать из вещей покойного, кто-то говорит наоборот. Садясь за стол, обязательно надо поставить стаканчик с водкой перед фотографией покойного. Зачем это? Может я неправа, но мне как-то претит собираться на поминки за столом, и превращать печальное событие в застолье с вином. Также говорят: «Мы давно не были у бабушки, у папы, и т.д. (на кладбише). Надо сходить и к дедушке». Но ведь их в земле нет! Наши усопшие там, где им определил быть Господь. Какой же смысл в подобных поминаниях?
Спасибо Вам за Ваше внимание и труд. Спаси Вас Господь и Пресвятая Богородица.
Р.Б. Елена

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Елена.
Мир тебе и укрепление о Господе!

Усопший человек согласно учению Церкви особо поминется в день погребения, в 3, 9 и 40-й дни со дня смерти и каждую годовщину его смерти.

Хорошо и полезно для души усопшего поминать ее непрерывно все 40 дней подряд, да и всю оставшуюся жизнь. Но выделять особо 20 день не следует, ибо Церковь такого не устанавливала. И уж совсем не допустим, греховен и душевреден для церковного человека обычай поминать усопшего водкой, ставить ему водку на могилу или у его фотографии дома. Этот греховный обычай пришел из языческих тризн. Язычники по-своему верили в загробную жизнь, вот и спешили снабдить умершего различными материальными благами, закапывая их в могилу с телом умершего. Иногда при этом убивались жены умершего и погребались с ним. Ныне это языческое (по-славянски: поганое) наследие сохранилось в виде подношения водки умершему (иногда и сигарет). Церковь решительно осуждает эту поганую практику. Усопшие поминаются молитвами и милостынями.

Раньше существовал добрый обычай созывать в день похорон на поминальную трапезу нищих, калек, голодных, бедных и нуждающихся людей для того, чтобы покормить их и раздать милостыню за душу усопшего человека. Также и вещи покойного раздавались как милостыня за его душу (что особенно полезно в течение первых 40 дней, но и потом тоже). Сегодня этот благочестивый обычай переродился в языческую тризну, попойку по поводу похорон или поминальный обед для приличия (так, мол, принято; изстари повелось и т.п.). Нищих никто намеренно не зовет, о молитве и поминовении не думают. Созывают родных, друзей и сотрудников по работе, едят и пьют водку.

Выпить в меру вина или водки по случаю утраты близкого человек греха нет, ибо Писание говорит, чтобы налили вина скорбящему сердцем и сикеры (крепкий напиток) угнетенному духом. Но никакого отношения к поминовению это не должно иметь. Тем более греховно устраивать попойку по покойнику. Подобными действиями его посмертная участь только ухудшается.

Поминовение усопших на двадцатый день после смерти

У каждого народа свою традиции погребения, но почти всех роднит вера о том, что для человека конечна только земная жизнь, а душа человека вечна. Поэтому столь важны ритуалы захоронения и все последующие традиции поминовения.

Христианская православная обрядность предполагает, что поминки об усопшем организуют минимум 3 раза. Разумеется, изначально поминают покойных в день похорон, и по традиции зовут за поминальный стол всех присутствующих при погребении тела. Следующими поминками, которые предполагают присутствие только близких родственников, будут поминание на 9 дней.

Поминки на 40 дней имеют огромное значение, потому что по христианским канонам, именно на 40 день душа умершего прощается с нашим миром и покидает его. В этот день поминать вместе с родными приходят друзья, соседи, знакомые покойного.

Далее, поминание, как правило, происходит каждый год в годовщину смерти.

Поминают ли 20 дней?

После смерти душа умершего очень нуждается в нашей поддержке, служители церкви рекомендуют поминать ее весь сорокадневный срок после смерти ежедневно. Специально поминки 20 дней не устраивают, так как церковью эта дата не выделяется. Но по народной традиции в некоторых деревня обычай поминать 20 дней после смерти сохранялся длительное время. Сейчас 20 дней поминают очень редко.

С чем связана традиция поминать усопшего на 20-й день и как проводили поминки?

От того что душа до сорокового дня еще обитает на земле в деревне в канун 20-ого дня поминок отправлялись на кладбище, чтобы позвать покойников на собрание. Для этого до заката родственники усопшего у могилы звали покойников за стол специальными приговорами. Звали не только новопреставленного, но и все его покойных родственников.

Накануне собрания пекли пироги и пели поминальные стихи, молились, просили перед Господом за умершего, к которому душа в скором времени должна прийти на поклон.

На стол, в передний угол, ставили кисель.

В сам день поминальный стол не собирали. Для покойного накрывали, ставили блины или пирог, кисель и чай. У икон зажигали свечи. В этот же день, к вечеру душу провожали, выйдя из дома и произнося молитвы и прощальные слова.

Поминки на 20 дней после смерти

Если вы хотите собраться в узком семейном кругу и помянуть близкого человека, ничего предосудительного в этом нет. Сходите в храм, закажите панихиду, помолитесь за упокой души. Поминая за столом, не устраивайте из этого события застолье, помолитесь, вспомните покойного, поддержите близких в этом горе. Помните, что умерших поминают, прежде всего, молитвой и милостыней.

Поминки у славян

В. М. Васнецов. Тризна по Олегу. 1899.

Первые поминки проводятся непосредственно после погребения. Затем на второй, третий день (в.-слав. третины), в первую субботу (серб.), седьмой (серб., словен.), восьмой (словен. osmica), девятый (в.-слав. девятины), иногда также двенадцатый (полес.), двадцатый день (в.-слав. полусороковины), иногда три недели, повсеместно на сороковой день (в.-слав. сороковины, сорочины), иногда шесть недель, спустя полгода, год со дня смерти, реже в последующие годы. Это так называемые частные поминки (т. е. поминки в честь конкретного лица) в отличие от календарных поминок — поминальных трапез и сопутствующих обрядов, посвященных всем умершим. Поминки являются продолжением и завершением погребального обряда и отмечают последовательные этапы перехода души в иной мир; по прошествии года со дня смерти покойный присоединялся ко всем умершим предкам (родителям, дедам) и лишался индивидуального поминовения (у южных славян частные поминки могли совершаться и дольше — до седьмой годовщины у сербов, до девятой у болгар).

В день похорон

Первые поминки (др.-рус. тризна; рус. обед, стол, горячий стол, горячина, красный стол, поминки; укр. обід, комашня; белор. гарачкі, клёцкі, хаўтуры; болг. трапеза, софра, хляб; макед. ручек, погреп, закопнина, задушница; серб. дапа, трпеза, помен, подушjе; словен. pogrebscina; польск. stypa, uczta pogrzebowa; чеш. hostiny, pohosteni) были обязательными у всех славян. У восточных славян не принято было приглашать к поминальной трапезе, считалось, что каждый участник похорон, даже незнакомый и нищий, может сесть за стол; однако в поминках запрещалось участвовать неженатой молодёжи. У русских обязательно в день похорон подавали кутью, мёд, каши, овсяный, ржаной или клюквенный кисель, в северных районах рыбные пироги, часто блины. Начиналась трапеза с кутьи, а завершалась напитком из мёда, разведённого в воде или браге, или киселём.

В другие дниПоминки на кладбище. Петроград, 1919.

В другие дни проводили панихиду, литию или поминание на литургии, но прежде всего посещение могил, раздачу еды, иногда обед. Как правило, это были более скромные трапезы, чем в день похорон и сороковины; число и значимость этих поминок различны по регионам. У восточных славян обычай посещения могилы на следующий день после похорон (или третий день после смерти) называется «будить покойника» или «носить завтрак покойнику». В с. Линово Путивльского района Сумской области поминки второго дня назывались «в рай вводить»: «Вот нынчи схаранйли, назавтрега у рай уводють. Пайдом на могилки сходим, там падячить на могилках пе́вьчея. Кали́ся, если я схарани́ла мамку, мине ити́ть не сь ким, я сама паднилась, пашла, усе, пабуди́ла, паплакала: «На што ты мене, мая мацька, бросила, как жы ты мине́ адной аставила, я ж адна, как у полю палыни́на». И всё. Приходють двару , со́дюцца абе́дать. Пабе́дали, и ‘пять памяну́ли. Ета завёцца у рай увяли́. И всё». Там же поминки девятого дня называются «погребение»:»Де́вить дней — абе́т справляють у хати. На кладьбишша ня йду́ть. А ў хати паспива́ить, певьчея при́йдеть, паспива́ить, и панахви́ду в це́рькву но́сють на де́вить дней, паслужуть, а та да прика́зують, пайдо́мте, нынчи ж де́вить дней, абе́д бу́дить. Заве́цца пагрибе́ние, де́вить дней».

См. также: Поминальные дни у славян

Поминальная трапеза в иудаизме

В древности евреи совершали поминальные трапезы:

И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.
(Иер. 16:6—7)

В священном для евреев Танахе часто поминаются подробные родословия с именами умерших предков и других выдающихся деятелей израильского народа.

Современные иудеи, равно как и мусульмане, поминок как таковых не устраивают. По иудейской традиции после похорон для близких родственников начинается шива — семь дней траура. Запрещено устраивать любые застолья. По возвращении с кладбища скорбящим, тем, кто соблюдает шиву, подают «трапезу сочувствия»: каждый человек должен съесть хлеб, куриное яйцо, сваренное вкрутую, и немного каши из бобов или варёную чечевицу. Во время траура нельзя есть мясо, пить вино (за исключением Суббот и праздников). Первую трапезу после похорон готовят друзья или соседи. Принято съесть что-то круглое (фасоль или варёное яйцо). Важно, что близких родственников умершего «освобождают» от приготовления пищи. Все семь дней шивы те, кто находится в состоянии траура, сидят на низких табуретках, скамейках или просто — подушках.

Однако в годовщину смерти (отсчитывается уже не со дня похорон, а от даты смерти) принято созывать родственников и друзей на памятную трапезу. На ней должны быть праздничные блюда. Но главное — не меню, а Кадиш (поминальная молитва), который произнесёт кто-либо из присутствующих, желательно мужского пола (лучше, если это сделает сын или брат покойного).

Поминальная трапеза в христианстве

В православии

«Поминки», Иван Мырквичка, 1890

Поминки по усопшему в византийско-славянской христианской традиции проводятся трижды. Первые поминки — в день похорон, то есть на третий день, принимая за первый день отсчёта сам день смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи; вторые поминки — на девятый день, и третьи — на сороковины (40 дней). В дальнейшем поминки устраивают через год (то есть на первую годовщину смерти), на которые приходят все, кто желает помянуть, в этот день обычно принято посещать могилу умершего. Потом поминки уже в тесном семейном кругу проводят на каждую годовщину кончины, на день рождения и на именины умершего. Поминки бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного конкретного умершего, и общие, устраиваемые в память всех покойников.

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. Подобные обычаи наблюдаются и в других вероисповеданиях различных народов, что связано с верой человека в бессмертие души. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки — это не просто еда, это особый ритуал, цель которого — помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об упокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

В отдельных регионах на поминки стараются без приглашения не приходить; в других же, напротив, приходят все, кто сможет присутствовать и имеет желание вспомнить скончавшегося, как дань уважения его семье. Засиживаться долго также не совсем в правилах, тем более если вы не были очень близки умершему человеку.

Поминальная трапеза после похорон

Такие поминки устраивают непосредственно после похорон усопшего. Они проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в образ Пресвятой Троицы. Первые два дня душа преставившегося остаётся на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел. В третий же день Господь повелевает ей вознестись на небо и впервые предстать для поклонения перед Богом. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. В современном мире поминальный обед зачастую устраивают в кафе или ресторане, поэтому проблем с подготовкой к кушанью обычно не возникает. Если же было принято решение поминать в доме почившего, то необходимо как следует подготовиться к этому событию. Приготовления к трапезе заканчиваются, когда гроб с телом умершего доставляют на кладбище и хоронят. В первую очередь, в доме обязательно следует навести порядок, провести тщательную уборку, причём её стараются сделать до того, как покойника опустят в могилу, хотя по времени это трудно подгадать. Расставляют мебель, моют полы, весь накопившийся за три дня мусор сметают по направлению от большого угла к порогу, собирают и сжигают. Полы требуется мыть тщательно, особенно углы, ручки и порог. После уборки комнату окуривают дымом ладана или можжевельника. Уборку обычно делают сторонние люди, не состоящие в кровном родстве с покойным или/и членами его семьи. Когда все возвращаются с кладбища, начинается трапеза.

Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтири перед святыми иконами с зажжённой лампадой или свечой. Непосредственно перед едой читают христианскую молитву Отче наш (в идеале лучше начать с чина литии, совершаемого мирянином, или прочесть 90-й псалом). В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать почившего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, недопустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках покойника и прочие разговоры на отвлечённые темы, непристойные для такого мероприятия, например, беседы о политике или на бытовые темы. Всех пришедших обычно усаживают за стол со словами: «Просим разделить наше горе!». Прежде чем сесть за стол, каждый гость обязательно должен вымыть руки и умыться, вытереться чистым полотенцем. Нельзя приступать к трапезе, не осенив себя крестным знамением.

Существует и особый порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола усаживают хозяина дома, по обе стороны от главы семьи располагаются родственники в порядке близости родства к умершему по старшинству. Детям, как правило, выделяют отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по согласию с близкими родственниками умершего, их сажают рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умер кто-либо из родителей. Место, где обычно сидел покойный, в некоторых традициях оставляют незанятым, а спинку стула украшают траурной лентой или веткой ели. Во время поминок для умершего кладут тарелку, обеденный прибор, часть блюд, которые ставятся перед его портретом. Эта традиция не является православной, как и занавешивание зеркал, скорее всего это отголосок языческого прошлого.

Фирс Журавлёв. Купеческие поминки.
1876. Государственная Третьяковская галерея

Первым блюдом на поминальном столе выступает кутья (ко́ливо) — каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Зёрна служат символом Воскресения, а мёд и изюм — сладость, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном. Кутья должна быть благословлена (освящена) во время панихиды, если такой возможности нет, то можно просто побрызгать её святой водой и прочитать любую известную молитву. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Сначала его отведывают ближайшие родные и друзья и только потом все остальные. Нельзя поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Кроме кутьи, обязательным поминальными блюдами на Руси считаются традиционные для русской кухни блины и кисель. Блины принято употреблять с мёдом, а кисель пьют после поминок все уходящие. Его, как и кутью, должны попробовать все гости. Ещё одним традиционным напитком на поминках может быть сыта (мёд пополам с водой), её обычно подают вместе с кутьёй в самом начале поминок. Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста: в постные дни — постная, в иные — скоромная.

Пища на столе должна быть простой, без изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола обычная. Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы. Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, чёрной траурной лентой. Скатерть стелют однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушённых тонов, которую по краям можно декорировать чёрной лентой. При каждой смене блюд православные стараются прочесть краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (-ой, -ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего. Благодарить за угощение не принято. То, что не успели съесть непосредственно за столом, отдают с собой («на вынос»), чтобы помянули, придя домой. Часть еды можно отнести в церковь на поминовение души.

Во время Великого поста, если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина) приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям. Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье.

На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами: обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт, участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище. В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки — милостыня для всех, кто на ней присутствует.

Поминальная трапеза на девятый день (девяти́ны)

Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстает перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми.

В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминальная трапеза на сороковой день (сорокови́ны, сорочи́ны) Основная статья: Сороковины

Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своем вознесся на Небо святое именно в этот срок.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на 40-й день, решается её участь — по земным делам усопшего и его духовному состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с 9-го до 40-го дня ходит по мытарствам и познает совершённые грехи.

Поминовение и молитвы в сороковой день чрезвычайно важны. Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Если усопший был крещён, то в этот день его родные идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного.

На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.

Для православного верующего день смерти ближнего — это день рождения в новую, вечную жизнь, и проводить его в эту новую жизнь надо достойно и благочестиво.

В католицизме

Католики обязательно поминают усопших в День всех усопших верных — 1 ноября. Также поминают на третий, седьмой и 30-й дни после смерти, но эта традиция не строгая, на усмотрение родственников. Поскольку Католическая Церковь включает множество поместных Церквей и практикует разнообразие обрядов, местные традиции поминовения усопших по всему миру также весьма разнообразны.

Поминальная трапеза в исламе

Имам аш-Шафи’и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это — сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда до него дошла весть о гибели Джа’фара».

См. «аль-Умм» (1/278).

Учёные отмечали, что желательно настоять на том, чтобы семья покойного поела и не теряла сил, независимо от того, отказываются они есть из-за стеснения или же из-за сильной печали и скорби.

См. книгу имама ан-Навави «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/290).

Правоведы также говорили, что нельзя готовить еду для вдов, которые собираются вместе с близкими и громко причитают над покойником, потому что тем самым люди помогают ей не трудиться по дому и грешить.

См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/290).

А Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде»

(Трапеза», 5:2).

Поминки в доме покойного и угощение гостей едой является ересью /бид’а/. Все мусульманские богословы единодушны в том, что нежелательно, чтобы семья покойного готовила еду для людей и собирала их у себя в доме. Это еще более отягощает их и доставляет им лишние хлопоты, что похоже на то, как поступали язычники во времена невежества. Один из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Джарир рассказывал: «Мы считали, что собрание в доме умершего и угощение гостей после похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным».

Ахмад (2/204), Ибн Маджах (1612). Аль-Бусыйри назвал его иснад достоверным. То же мнение высказал шейх Ахмад Шакир (6905).

Имам ан-Навави писал, что аш-Шафи’и и его ученики неодобрительно относились к тому, чтобы семья покойного садилась у себя в доме, а люди приходили к ним и садились рядом, чтобы утешить их. Они считали, что после выражения соболезнования люди должны уйти и что выразить соболезнование можно даже случайно встретив родственника покойного, а собираться для этого нежелательно как для мужчин, так и для женщин. См. «аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» (5/278).

Сам имам аш-Шафи’и писал: «Я считаю нежелательным проводить поминки, т.е собираться в доме покойного, даже если собравшиеся не плачут. Все это лишь увеличивает горе, которое и без того приносит много переживаний и хлопот». См. «аль-Умм» (1/279).

Ученый ханбалитского толка Ибн Къудама писал: «Абуль-Хаттаб говорил, что нежелательно садиться для того, чтобы выразить соболезнование. Ибн ‘Акъиль считал нежелательным устраивать собрания после смерти, потому что это только увеличивает печаль родственников покойного».

См. «аль-Мугъни» (3/487).

Имам Ахмад сказал: «Я считаю нежелательным выражать соболезнования родственникам и утешать их у могилы покойного. Только те, кто еще не выразил соболезнования, могут сделать это после того, как его похоронят, или до этого». Он также сказал: «Выражая соболезнование, тот, кто хочет, может взять родственника покойного за руку. Если он увидит, что тот рвал на себе от горя одежду, то пусть все равно выразит ему свои соболезнования, потому что не следует отказываться от доброго дела из-за чьего-то греха. Если он предостережет его от этого прегрешения, то это хорошо».

См. книгу Ибн аль-Химама «Шарх аль-Хидайа» (1/473).

Все это говорит о том, что устраивать поминки в доме покойного является скверной ересью. Об этом писал шейх аль-Албани в книге «Ахкамуль-джанаиз» (стр. 16).

В наше время многие люди ввели обычай резать барана и приглашать людей на поминки на третий, седьмой или сороковой день после смерти, а также каждый четверг. Все это является новшеством и ересью. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал таким образом и не учил нас этому. Ни один сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал так, и мусульманин всегда должен помнить об этом.

См. Мухаммад ан-Наджи: «Некоторые правила похорон», пер. Э. Р. Кулиева.

Поминают ли на 20 дней после смерти

Каждым народом отдается предпочтение своим обычаям проведения погребального обряда и поминальных трапез. Но всех их объединяет вера в то, что только земная жизнь является ограниченной по времени, тогда как душа живет вечно. Поэтому такое большое значение придается соблюдению всех ритуалов захоронения и последующих поминовений. И в этой связи многих интересует вопрос, а поминают ли 20 дней после смерти.

  • В соответствии с христианской православной обрядностью поминки по усопшему должны организовываться не меньше трех раз. Во-первых, поминальный стол накрывается непосредственно в день похорон. За ним собираются все те, кто принимал участие в этом траурном процессе, близкие и родственники.
  • Во-вторых, поминки устраиваются на девять дней, когда за столом собираются только близкие родственники. В-третьих, сорокадневные поминки, которым придается большое значение. Ведь, по православным канонам, именно в этот день происходит прощание души усопшего с земным миром и отправляется в Загробный мир. За этим поминальным столом собираются родственники, друзья, соседи и знакомые покойного.
  • Дальше, как правило, родственники поминают умершего каждый год в день его смерти.

Нужно ли поминать в 20 дней

После смерти человека, его душе постоянно нужна поддержка живущих. Поэтому священнослужителями рекомендуется каждодневное ее поминовение на протяжении сорока дней начиная с этой трагической даты. По церковному канону нет специальных поминок на двадцать дней, однако этой традиции в былые времена устойчиво поддерживались в сельской местности. Сегодня эту дату редко кто выделяет.

Почему именно на двадцатый день делали поминки, и как они проходили

По той причине, что до истечения сорокадневного срока душа продолжает обитать на земле, среди деревенских жителей было заведено накануне двадцатого дня отправляться на погост с целью приглашения покойного на собрание. С этой целью родственниками усопшего до того, как зайдет солнце, читали у могилы специальные приговоры, призывая умершего за стол. Вместе с ним приглашались и другие умершие родственники.

Перед собранием было принято печь пироги и петь поминальные стихи. Также возносились молитвы с просьбой к Господу за умершего, чья душа в ближайшее время должна прийти к нему с поклоном. На столе, установленном в переднем углу, выставлялся кисель.

Непосредственно в день поминовения стол для живых не собирался. В качестве угощения для покойного выставлялись пироги или блины, чай, а чаще всего кисель. Перед иконами зажигались свечи. В этот день полагалось к вечеру провожать душу. Для этого выходили из дома вознося молитвы и произнося прощальные слова.

Поминки по истечении двадцати дней после смерти

Если у родственников имеется желание помянуть усопшего, собравшись узким кругом, то в этом нет ничего предосудительного. Только не надо при этом устраивать большое застолье. Надо помнить, что умершие поминаются в первую очередь не обильным поеданием пищи, а молитвой и милостынею, розданной нуждающимся. Можно также сходить в храм, заказать панихиду и помолиться за упокой души.

Сегодня поминовение усопшего на двадцатый день принято в отдельных епархиях Австралии и Новой Зеландии. Эта традиция поддерживается представителями русского зарубежья. По их убеждению, двадцать дней надлежит считать важной датой, кратной сорока дням. В России это мнение не поддерживается, как и в странах ближнего зарубежья, но при этом никаких возражений против поминовения в двадцатый день не выдвигаются.

Есть еще мнение, что для покаянной души выделены третины, девятины и сорочины для похода к Господу на поклонение. В эти дни она активно поддерживается молитвами живущих. А двадцатый день, называемый полусорочинами, отведен ангелу, чтобы показать душе место, в котором она будет находиться до Страшного Суда, после окончания сорочин.

Интересные материалы:

  • 9 день поминки

    Что происходит с душой на 9 деньВопрос, почему отмечают 9 дней после смерти, имеет вполне…

  • Вопросы жизни и смерти

    Вопрос жизни и смерти Смотреть что такое "Вопрос жизни и смерти" в других словарях: вопрос…

  • За порогом смерти

    Мориц РоолингзЗа порогом смертиОТ АВТОРАМне хотелось бы поблагодарить каждого, кто принимал участие в создании этой…

  • 20 кафизма псалтири

    ПО СОВЕРШЕНИИ ЖЕ НЕКОЛИКИХ КАФИСМИЛИ ВСЕГО ПСАЛТИРЯ, И ПЕСНЕЙ: Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя,…

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Киево печерский патерик
  • Питание по библии
  • Париж храм святой троицы
  • Святыни Санкт-Петербурга
  • Фитбол для дошкольников
  • Московская духовная семинария
  • Народные игры русского народа
  • От матфея 7
  • Храм зосимы и савватия
  • Молитва оптинских старцев

Свежие комментарии

    © 2019 Мытарства